Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ С МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ С МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1865
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
место происшествия / осмотр / транспортное средство / фиксация / обнаружение / способ / следы / дорожно-транспортное происшествие / специалист / scene of the accident / inspection / vehicle / fixation / detection / method / traces / road accident / specialist

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р Р. Гилязов

В данной статье рассматриваются особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов с места происшествия по делам о дорожно-транспортных преступлениях, даются общие тактические рекомендации обнаружения различного вида следов, привлечения специалистов для изучения механизма следообразования, возникающего на дорожном покрытии, транспортных средствах, предметах окружающей обстановки, что способствует построению версии о причинах и механизме происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DISCOVERING, RECORDING AND TAKING TRACES FROM THE CRIME SCENE IN CASES OF TRAFFIC ACCIDENTS

This article discusses features of discovering, recording and taking traces from the crime scene in cases of traffic accidents. It provides general tactical recommendations for detecting various types of traces, attracting specialists for studying the mechanism of tracing made on the road surface, vehicles, and environmental objects that helps to build a version about the causes and mechanism of theaccident.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ С МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ»

УДК 343.985.7:343.346(470)

Р. Р. ГИЛЯЗОВ, старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

R. R. GILYAZOV, Senior Instructor ofthe Chair of Professional Training of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

ОСОБЕННОСТИ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ С МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

FEATURES OF DISCOVERING, RECORDING AND TAKING TRACES FROM THE CRIME SCENE IN CASES OF TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов с места происшествия по делам о дорожно-транспортных преступлениях, даются общие тактические рекомендации обнаружения различного вида следов, привлечения специалистов для изучения механизма следообразования, возникающего на дорожном покрытии, транспортных средствах, предметах окружающей обстановки, что способствует построению версии о причинах и механизме происшествия.

Ключевые слова и словосочетания: место происшествия, осмотр, транспортное средство, фиксация, обнаружение, способ, следы, дорожно-транспортное происшествие, специалист.

Annotation. This article discusses features of discovering, recording and taking traces from the crime scene in cases of traffic accidents. It provides general tactical recommendations for detecting various types of traces, attracting specialists for studying the mechanism of tracing made on the road surface, vehicles, and environmental objects that helps to build a version about the causes and mechanism of theaccident.

Keywords and phrases: scene of the accident, inspection, vehicle, fixation, detection, method, traces, road accident, specialist.

Осмотр, связанный с расследованием дорожно-транспортного происшествия, осложняется по сравнению с другими случаями ряда обстоятельств.

Местом происшествия по данной категории дел чаще всего является проезжая часть дороги (шоссе, улица). При быстротечности событий и постоянно меняющейся обстановке на дороге почти невозможно сохранить первоначальное состояние в неизменном виде. Отсюда следует, что выезд на место происшествия должен осуществляться в максимально короткий срок; осмотр должен

производиться быстро, четко и полно, без расчета на возможность повторных действий.

Сохранность обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия весьма относительна. Пострадавших, если таковые были, к прибытию следователя, как правило, на месте происшествия уже нет. Обстоятельства часто вынуждают изменять положение транспортного средства (перемещать с проезжей части на обочину, переворачивать в целях спасения лиц, находящихся под ним или в нем, разбивать стекла или выламывать

дверцы для оказания помощи пострадавшим и т. п.) [1, с. 47-50]. Поэтому общие тактические рекомендации о сохранении в неизменном состоянии всего, что находится на месте происшествия, для рассматриваемого случая мало пригодны и действуют особые правила, учитывающие специфику дорожно-транспортных происшествий.

Так, в соответствии с инструкциями МВД РФ инспекторы ГИБДД наряду с неотложными мерами по оказанию помощи пострадавшим обязаны выполнять ряд действий по сохранению следов происшествия. Место нахождения тела пострадавшего на поверхности дороги должно быть обведено по его контурам (куском мела). Также помечаются пластиковыми конусами места нахождения колес остановившихся транспортных средств (в случаях необходимости перемещения их). Особое внимание уделяется фиксации тормозного следа, очерчиваются начальные и конечные его точки, а заграждения выставляются с таким расчетом, чтобы поток транспортных средств не уничтожил эти следы до осмотра. Приняв указанные меры, инспектор ГИБДД извещает о происшедшем событии лиц, в компетенцию которых входит организация или проведение осмотра места происшествия (дежурный ГИБДД, прокурор, следователь).

Получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, следователь обязан организовать охрану места происшествия, помощь пострадавшим (если это не было сделано ранее), определить участников предстоящего осмотра. В осмотре обязательно участвуют понятые. По усмотрению следователя к осмотру могут привлекаться специалисты, оперативные работники, потерпевший, подозреваемый.

Если по условиям места и времени понятых найти будет трудно, рекомендуется приглашать их заблаговременно и вместе с ними выезжать на место происшествия.

В качестве специалистов к осмотру чаще всего привлекаются специалисты-автотехники, которые нужны для изучения механизма следообразования, возникающего на дорожном покрытии, транспортных средствах, предметах окружающей обстановки.

Первичные действия прибывших на место происшествия состоят в следующем:

а) организации помощи пострадавшим;

б) выяснении у лиц, осуществляющих охрану места происшествия, данных об изменениях обстановки, которые произошли с момента происшествия;

в) удалении с места происшествия посторонних лиц;

г) даче задания оперуполномоченным;

д) опросе очевидцев, иных свидетелей и участников события;

е) определении границ осмотра [2, с. 278-280].

Последнее действие представляет особую сложность. Весьма распространенной ошибкой является неоправданное сужение подлежащей осмотру площади до пределов, в которых находятся пострадавший, транспортные средства, оставшиеся частицы земли (снега), предметы, выпавшие из кузова, осколки стекла и пластмассы от осветительных приборов и т. п. Не следует забывать, что данный участок и прилегающая к нему территория также несут существенную информацию. По следам, обнаруживаемым на участке дороги в обе стороны от места столкновения, удается судить о характере движения транспортного средства (торможении, направлении и полосе движения и т. п.); на участках дороги в направлении движения скрывшегося транспортного средства можно обнаружить части транспортного средства, осколки, отображения следов протектора.

Так, в одном случае водитель автомобиля УАЗ Хантер (UAZ Hunter), сбив

велосипедиста, скрылся с места происшествия, через 3 км съехал на обочину и выбросил осколки, застрявшие в ободке фары. В данном месте были обнаружены четкие отпечатки протектора и осколки фарного рассеивателя. В другом случае водитель легковой машины ВАЗ-2107, сбив пешехода и повредив правую переднюю часть автомобиля (помят капот, разбита фара и др.), скрылся с места происшествия и, проехав 5 км, пересек обочину, кювет, умышленно врезался в столб правой передней частью машины, чтобы получить возможность объяснить происхождение повреждений. Одновременное проведение осмотра в месте наезда автомашины на пострадавшего и на столб позволило изъять частицы краски и осколки фарного рассеивателя, имевшие общий источник происхождения с краской и осколками, изъятыми в машине.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что место происшествия по дорожно-транспортным делам может иметь значительную протяженность. Так как заранее определить его границы бывает достаточно трудно, можно рекомендовать линейный способ осмотра. Начальным пунктом осмотра следует избирать узел - место нахождения основных объектов (автомашин, потерпевшего и т. п.). Затем, двигаясь от данного узла в направлении, обратном движению транспортного средства или соответствующем движению скрывшегося транспортного средства, осматривая попутно обочины и прилегающие участки местности, анализируя обстановку и устанавливая связь с дорожно-транспортным происшествием.

Целенаправленность осмотра места дорожно-транспортного происшествия определяется в зависимости от того, находится ли транспортное средство, участвовавшее в происшествии, на месте происшествия или скрылось. В первом случае основная задача состоит в изучении следов на местности и на транспортных средствах в целях выяснения

механизма дорожно-транспортного происшествия. Во втором случае главное внимание уделяется обнаружению, фиксации и изучению следов, позволяющих разыскать скрывшееся транспортное средство [3, с. 14-17].

В обоих случаях следует помнить о необходимости сочетания статической и динамической стадий осмотра, а также субъективного и объективного способов его проведения. Статическая стадия предполагает первоначальное изучение и фиксацию объекта в том состоянии и виде, в каком он обнаружен. На динамической стадии объект осматривается со всех сторон.

Сочетая объективный и субъективный способы, следует тщательно осматривать место происшествия, допуская при этом возможность особо скрупулезного осмотра тех участков, которые, по мнению лица, ведущего осмотр, могут представлять наибольшую важность (например, узлы, где сконцентрированы важнейшие объекты осмотра).

Специалист обращает внимание следователя на следы, имеющиеся на месте происшествия, расшифровывает их ему, способствуя построению версии о причинах и механизме происшествия.

При осмотре дорожного покрытия специалист должен обратить внимание следователя на следы качения. Необходимо выбрать наиболее четкий участок следов и сфотографировать его, замерить необходимые параметры. Замер должен производиться в следах одних и тех же колес (например, от начала следа торможения до четко зафиксированного следа торможения задних колес). Изучая следы качения и торможения, специалист может обратить внимание следователя на те или иные дефекты транспортного средства (протектора), отобразившиеся в следах.

При обнаружении места стоянки автомобиля специалист фиксирует следы-отпечатки колес, обращает внимание на границу осыпавшихся частиц (земли,

груза и др.), нет ли капель, лужиц от подтекания жидкости, масел и др.

Если по обстоятельствам дела требуется установить направление движения транспортного средства, специалист консультирует следователя о признаках соответствующих следов (направление рисунка грунтозацепов в следе протектора, следы жидкости, выливавшейся из транспортного средства, веерообразное расположение пыли, снега и т. п.).

В месте столкновения транспортных средств особое внимание должно обращаться на расположение всех тех объектов, которые дают представление о механизме происшествия. В первую очередь, относится положение самих транспортных средств, а если к моменту осмотра оно изменилось - сохранившиеся следы транспортных средств. Затем тщательно фиксируется местоположение осколков (стекла, пластмассы), осыпавшейся земли (снега, грязи), краски, рассыпавшегося груза. При этом отмечается не только местоположение этих объектов относительно неподвижных объектов дорожной обстановки, но и указываются зона разброса (осыпи), местоположение отделившихся частей.

Наряду с участками дорожного покрытия на месте транспортного происшествия должны быть осмотрены и прилегающие участки дороги (обочины, кюветы и др.) для поиска отделившихся частей транспортных средств, груза и т. д. В случае съезда транспортного средства на обочину, в кювет, удара о столб или иные объекты (дом, забор и т. п.) подвергаются тщательному осмотру все соответствующие участки. При этом фиксируются оставшиеся следы (их форма, размеры), обращается внимание на наслоение краски, грязи, выясняется, нет ли отделившихся деталей и частей транспортного средства.

Если транспортное средство отсутствует на месте происшествия, специалист должен стремиться к выявлению и изъятию следов, позволяющих уста-

новить вид транспортного средства, его модель, а также в дальнейшем провести отождествление.

При осмотре транспортного средства в задачу специалиста входит не только выявление следов, но и мысленная реконструкция происшедшего, т. е. построение определенной экспертной версии (версий), что облегчает обнаружение новых следов.

Во всех случаях, производя осмотр, рекомендуется, естественно, обращать первоочередное внимание на обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к происшествию. Однако на данном этапе расследования ввиду ограниченного общего представления об исследуемом событии существует опасность упустить нечто, кажущееся несущественным, но на самом деле весьма важное, что в дальнейшем невозможно будет восстановить. Чтобы застраховать себя от подобных упущений, следователь, специалист должны, кроме того, фиксировать все то, что в данной ситуации представляется необычным. Не исключено, что в дальнейшем будет обнаружена связь такого рода обстоятельств с теми или иными особенностями происшествия и это поможет воссозданию его подлинной картины.

Осмотр следов, возникших на транспортных средствах, производится по определенной системе. Если механизм происшествия недостаточно ясен, поиск и изучение следов ведутся по частям транспортного средства - передней, левой боковой, задней, правой боковой.

Если сразу же могут быть выделены наиболее важные, несомненно, связанные с происшедшим событием «узловые» следы, осмотр целесообразнее начать именно с них, переходя затем к осмотру остальных частей транспортного средства.

При изучении следов определяется их форма, измеряются величины, выясняются условия их возникновения. Как известно, что при соударении транспорт-

ных средств каждое из них представляет собой поверхность не только следообра-зующую, но и следовоспринимающую. Поэтому изучение такого рода следов должно производиться во взаимосвязи каждого из транспортных средств друг с другом. Так, модель автомашины нередко удается определить по следам удара на заднем грязевом щитке велосипеда. При ударе по заднему грязевому щитку машиной, движущейся в том же направлении, отображается ширина бампера; по высоте от земли нижнего края повреждения удается судить о том, на какой высоте располагается бампер. Зная эту величину и ширину бампера, устанавливают модель автомашины, ориентируясь по справочным данным. Хорошо отображаются на металлической поверхности автома-ши-ны (облицовке и капоте радиатора, дверцах) форма и размеры выступающих частей другого транспортного средства: головки болтов, гайки, ручки, крюки и т. п. Изучая и фиксируя подобные следы, в отдельных случаях удается даже отождествить индивидуальные части транспортного средства.

Значительное внимание должно быть уделено следам наслоения и отслоения. Наложения краски, грязи на поверхности транспортного средства побуждают отыскивать на другом транспортном средстве места с отслоением этих веществ. Исследованные во взаимосвязи участки со следами наслоения и отслоения также способствуют установлению механизма соударения.

Следы наслоения краски, грязи позволяют определить цвет скрывшейся машины, характер загрязнений на ней и т. п. В подобных случаях сравнительный химический анализ краски из следа наслоения и устанавливаемой машины может иметь идентификационное значение.

Следы наслоений, остающиеся на транспортном средстве, могут быть и веществами органического происхождения (кровь, волосы, частицы кожных покровов, мозгового вещества пострадавшего

и т. п.). Для обнаружения указанных веществ должны быть тщательно осмотрены не только боковые, передняя и задняя поверхности транспортного средства, но и его днище, а также выступающие части узлов и механизмов, находящихся внизу. Исследование частиц наслоения позволяет установить в отдельных случаях, какими частями транспортного средства нанесен удар по телу пострадавшего.

Если имел место наезд на человека (или переезд) и пострадавший находится на месте происшествия, специалист должен сопоставить следы на одежде и обуви пострадавшего со следами на транспортном средстве, на его выступающих частях.

Следы на одежде и теле дифференцируются, прежде всего, по механизму образования: возникшие от удара транспортного средства должны быть отграничены от последующих - вызванных ударом о землю, переездом и др. Немалую помощь здесь способен оказать специалист в области судебной медицины. Выяснив, какие следы возникли от удара транспортным средством, их тщательно изучают, чтобы установить конкретные части транспортного средства, нанесшие удар. Для этого учитывается, в первую очередь высота следов от дорожного покрытия, рост пострадавшего и, место расположения повреждения на одежде (теле).

Непосредственное сопоставление повреждения с частью транспортного средства в этой стадии осмотра не производят, ограничиваясь соответствующими измерениями и подробным изложением в протоколе его формы и иных признаков.

Повреждения на одежде могут иметь вид разрывов, вмятин-отпечатков, следов-наложений. Разрывы образуются при воздействии относительно острыми частями транспортного средства, при защемлении частей одежды и ее протягивании (действие на разрыв). Разрывы могут иметь линейную или углообраз-ную форму, а также представлять собой

вырванные куски ткани («минус ткани»). Форма и размеры разрыва зависят не только от силы воздействия, но и от характера переплетения ткани и степени изношенности одежды. Во всех случаях специалист должен помочь следователю описать в протоколе локализацию и размеры повреждений, их форму, характер краев. Изучение следов-отпечатков позволяет иногда установить групповую принадлежность детали, оставившей след, и тем самым модель транспортного средства.

По следам-наложениям (краски, грязи и т. п.) на одежде удается установить цвет наружного покрытия автомашины, имеющиеся на ней загрязнения.

Большое значение уделяют следам на одежде, в которых отобразился рисунок протектора. Изучение формы и размеров отображения грунтозацепов в следе позволяет установить модель покрышки и таким путем определить модель автомашины, на которой могли быть поставлены такие покрышки. Помимо беговой части протектора на одежде иногда отображается и боковая его часть. При этом в отпечатке могут просматриваться буквы, цифры, фирменный знак завода-изготовителя. Известны случаи, когда по отобразившемуся на одежде участку окружности колеса (дуге) удавалось вычислить всю окружность и определить размер колеса. Рассматривая и фиксируя следы протектора на одежде, следует помнить о том, что пылевые и иные следы-наложения, передающие рисунок протектора, могут возникать в результате как непосредственного соприкосновения с беговой поверхностью протектора, так и контакта с поверхностью дорожного покрытия (чаще всего асфальтированного), на которой ранее отобразились следы протектора. Фиксация и изучение следов на обуви пострадавшего, проводимые специалистом, также призваны помочь следователю и эксперту восстановить механизм дорожно-транспортного происшествия.

При изучении следов на обуви основное внимание уделяется следам на подошвах. При ударе транспортным средством по корпусу человека его отбрасывает вперед или в сторону. Однако прежде чем пострадавший упадет, он, как правило, некоторое время скользит подошвами по дороге; при этом на подошвах обуви от мельчайших неровностей дорожного покрытия образуются следы в виде трасс. Началом таких трасс являются участки с минимальным углублением, затем просматривается постепенное увеличение глубины и, наконец, трасса резко обрывается, когда прекращается контакт подошвы с поверхностью дороги. Иногда в месте окончания трасс видны внедрившиеся мельчайшие песчинки и иные твердые частицы грунта, оставившие трассы. Определение мест начала и окончания трасс позволяет установить направление движения тела человека после удара. В совокупности с другими следами на одежде удается определить, с какой стороны и по каким частям тела был нанесен удар движущимся транспортным средством.

Средствами закрепления (фиксации) данных, полученных при осмотре, являются: протоколирование, фотографирование, видеосъемка, составление планов, схем, получение слепков или иных копий со следов, зарисовка, изъятие и приобщение к делу вещественных доказательств.

После определения границ места происшествия (а если они очевидны, то сразу же) делается несколько обзорных его фотоснимков. Если границы места не ясны, начинают с фотофиксации узлов, а затем, по мере изучения, осуществляют фотосъемку всего места. Ориентирующие снимки места дорожно-транспортного происшествия могут быть сделаны в конце осмотра, но до изменения первоначального положения транспортных средств и иных объектов. Выполняются эти снимки, прежде всего методом линейной панорамы. Неплохие результаты дает и панорамная киносъемка, позво-

ляющая зафиксировать значительный по протяженности участок, который характерен для места дорожно-транспортного происшествия. Последовательное чередование отдельных участков места происшествия, снятых плавно поворачиваемой кинокамерой, создает эффект непосредственного восприятия при последующей демонстрации.

Линейную панорамную съемку желательно производить с двух сторон дороги, отойдя от нее на расстояние, обеспечивающее достаточно полный охват всей обстановки. Следы значительной протяженности также фотографируются способом линейной панорамы. При обзорной съемке используется метод перекрестного фотографирования. Для этого место происшествия фотографируют с четырех сторон так, чтобы было отчетливо видно взаимное расположение автомашин и иных объектов [4, с. 14-17].

Если одно транспортное средство «прикрывает» другое, фотосъемка производится с таких пунктов, которые обеспечивают полную видимость.

К узловой съемке прибегают для за-печатления основных участков места происшествия: столкнувшихся или опрокинувшихся транспортных средств, местонахождения трупа, отделившихся от транспортного средства частей и т. п. Узловую съемку также следует проводить с нескольких точек (2-3-4) с тем, чтобы на полученных фотоотпечатках были хорошо видны существенные для дела признаки взаиморасположения транспортных средств, трупа, частей машин и т. п. Если съемке мешают прямые солнечные лучи, следует использовать подручные средства для их заграждения (картон, папка, столб, ствол дерева, кузов автомашины и т. д.).

Съемка каждого транспортного средства производится, с 4-х позиций, так чтобы оно было видно на снимках со всех сторон. Такие снимки позволяют судить как о наличии, так и об отсутствии

повреждений, следов, их месторасположении.

На детальных снимках следы, повреждения должны быть запечатлены таким образом, чтобы можно было судить не только об их локализации, но и о форме (общей), размерах (общих, частных) и особенностях. Для этого съемку проводят по правилам масштабного фотографирования, выбирая такой коэффициент уменьшения (в пределах возможного), который обеспечивал бы достаточно четкую передачу указанных выше признаков следа (повреждения). Отдельные участки единого следа могут быть сфотографированы более крупным планом. Ограниченные возможности освещения в большинстве случаев не позволяют сфотографировать следы так, как это может быть сделано в лабораторных условиях. Тем не менее, откладывать фотосъемку не следует ввиду возможности изменений следа (при транспортировке, от атмосферных осадков и т. п.).

Специалист должен оказать помощь следователю и при составлении протокола осмотра места происшествия. Как известно, в ходе осмотра ведутся черновые записи. Уже на этом этапе специалист помогает следователю описать признаки следов, местоположение имеющихся на месте происшествия объектов. То же относится к планам (схемам) - ориентирующим, обзорным, узловым, детальным.

При составлении ориентирующих и обзорных планов основное внимание уделяется фиксации всей обстановки места происшествия, окружающих предметов, и в частности путей подъезда.

Помощь специалиста особенно необходима при составлении узловых и детальных планов. На первых должны быть изображены узлы, главные участки места с находящимися на них объектами - транспортными средствами, трупами, частями груза и т. п. На детальных планах показывается расположение следов, частей машины, отдельных предметов, обнаруженных на дорожном

покрытии, и т. д. Например, может быть зарисована одна из сторон транспортного средства с имеющимися на ней следами, повреждениями и т. д. На таком плане указывают местоположение следа, его размеры, ориентируя его по отношению к другим частям транспортного средства.

Составление подобного плана отнюдь не исключается, если ранее было проведено фотографирование, поскольку фотография передает признаки следа, а план - его положение, расстояние от различных точек и т. п. Вычерчивая ориентирующие, обзорные и узловые планы, прибегают к необходимым измерениям. Измерения осуществляются по отношению к неподвижным, строго фиксированным предметам. Чаще всего от объекта или его части замеряют расстояние до точек, лежащих в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, фиксируя тем самым положение объекта по координатной системе.

После фотографирования следов, их описания в протоколе и нанесения на план специалист может приступить, если это необходимо, к получению копий (моделей) со следов.

Изготовив слепки со следов, специалист помогает следователю упаковать их, обеспечивая надежную транспортировку. Для этого каждый из слепков лучше поместить в отдельную емкость, закрепляя его так, чтобы он не касался ее стенок.

Как правило, при изучении материалов уголовного дела по дорожно-транспортным преступлениям, встречаются следующие недостатки:

- часто в таблицах фотоиллюстраций отсутствуют ориентирующие и обзорные снимки, детальные фотоснимки сделаны без масштабной линейки;

- при осмотрах мест ДТП не фиксируется (в протоколе осмотра, на схеме и таблице фотоиллюстраций к нему) расположение транспортных средств относительно границ проезжей части. Не фиксируются границы осыпи осколков и грунта, царапины на дороге, резкое изме-

нение следов торможения или бокового скольжения;

- при наездах отсутствует привязка места наезда относительно следов торможения.

Конечно, схемы места ДТП составляют следователи и сотрудники ГИБДД, однако специалистам необходимо акцентировать их внимание на вышеперечисленных признаках, которые в дальнейшем необходимы для объективного расследования дел по ДТП. Необходимо уделять внимание следствия на изъятие и упаковку деталей и узлов транспортных средств после ДТП, особенно это касается поврежденных колес. Их необходимо изымать на месте ДТП, при этом предварительно сфотографировать. Колесо должно быть упакованным так, чтобы был недопустимым доступ посторонних лиц (например: умышленный прокол шилом, ножом после изъятия с автомобиля), то есть это должен быть полипропиленовый или тканевый мешок, горловина которого должна быть перевязана нитью, концы которой опечатаны. На упаковке должна иметься поясняющая надпись, в которой должно быть отражено: когда, по какому факту, что, откуда и кем изъято. Обязательно должны быть подписи понятых и следователя.

Таким образом, осмотр места ДТП действительно имеет ряд специфических особенностей. Только качественно выполненный осмотр места ДТП позволит следователю восстановить полностью картину произошедшего. Принимая во внимание то, что осмотр места ДТП невозможен без технических познаний устройства транспортных средств, от специалиста требуется обнаружение, фиксация и изъятие следов на месте осмотра и оказание помощи следователю для расшифровки данных следов и понятия механизма ДТП. Сопоставление и анализ выявленных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенников А. Б. Особенности участия специалиста-криминалиста в осмотре места дорожно-транспортного преступления / А. Б. Гребенников, Н. А. Моисеев, К.С. Колесник // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. Белгород, 2015. № 2 (43). С. 47-50.

2. Гилязов Р. Р. Особенности организации раскрытия и расследования хищений автотранспортных средств у граждан / Р. Р. Гилязов // Евразийский юридический журнал. Уфа, 2017. № 11 (14). С. 278-280.

3. Гамзиков А. Г. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия / А. Г. Гамзиков // Транспортное право. М. : Юрист, 2009. № 3. С. 14-17.

© Гилязов Р. Р.

УДК 343.140.02:343.985.5(470)

А. Д. ЕЛИЗАРОВА, преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

A. D. ELIZAROVA, Senior Instructor ofthe Chair of Professional Training of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОКАЗЫВАНИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

THE PROBLEMS OF USING THE RESULTS OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY IN PROVING CRIMINAL CASES

Аннотация. В настоящее время не утихают споры о природе результатов оперативно-розыскной деятельности, о возможности их использования в уголовном процессе. С учетом действующих положений УПК РФ сложилась парадоксальная ситуация, которая характеризуется наличием противоречий в статье 89 УПК РФ. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в случае их несоответствия требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ, не допускается. Указанная норма, запрещая использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств, называется при этом «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности». Такой подход представляется отчасти неясным. Поэтому актуальным является вопрос формирования в структуре действующего уголовно-процессуального законодательства механизма реализации оперативной информации, добываемой в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевые слова и словосочетания: доказательство, доказывание, оперативно-розыскная деятельность, уголовное дело, преступление, уголовный процесс.

Annotation. Currently, there are ongoing disputes about the nature of the results of operational investigative activities, about the possibility of their use in criminal proceedings. At present, taking into account the current provisions of the criminal procedure code of the Russian Federation, a paradoxical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.