Научная статья на тему 'Тактические особенности осмотра места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе с летальным исходом'

Тактические особенности осмотра места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе с летальным исходом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
осмотр места происшествия / дорожно-транспортное происшествие / inspection of the scene of the accident / road traffic accident

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владислав Владимирович Остробородов, Игорь Анатольевич Обухов, Арина Владиславовна Остробородова

Статья посвящена особенностям осмотра места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях. В работе приводится статистика дорожно-транспортных происшествий, указаны особенности осмотра места происшествия. Приведены особенности осмотра дорожного покрытия, транспортного средства и трупа при дорожно-транспортных происшествиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владислав Владимирович Остробородов, Игорь Анатольевич Обухов, Арина Владиславовна Остробородова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactical features of the inspection of the scene of an accident in road accidents, including fatal ones

The article is devoted to the peculiarities of the inspection of the scene of an accident in road accidents. The paper provides statistics of road accidents, features of the inspection of the scene of the accident. The features of the inspection of the road surface, vehicle and corpse in road accidents are given.

Текст научной работы на тему «Тактические особенности осмотра места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе с летальным исходом»

Закон и право. 2021. № 11. С. 244-248. Law and legislation. 2021;(11):244-248.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-244-248 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200

Тактические особенности осмотра места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе с летальным исходом

Владислав Владимирович Остробородов1, Игорь Анатольевич Обухов2, Арина Владиславовна Остробородова3

1 Барнаульский юридический институт МВД России, Алтайский край, Барнаул, Россия

2 Учебный центр (филиал) Сибирского юридического института МВД России в Республике Никарагуа, г. Манагуа

3 Алтайский государственный университет, Алтайский край, Барнаул, Россия

1 wladsme@yandex.ru

2 igor75-1975@mail.ru

3 aostroborodova@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям осмотра места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях. В работе приводится статистика дорожно-транспортных происшествий, указаны особенности осмотра места происшествия. Приведены особенности осмотра дорожного покрытия, транспортного средства и трупа при дорожно-транспортных происшествиях.

Ключевые слова: осмотр места происшествия, дорожно-транспортное происшествие. Для цитирования: Остробородов В.В., Обухов И.А., Остробородова А.В. Тактические особенности осмотра места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе с летальным исходом // Закон и право. 2021. № 11. С. 244—248. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-244-248

Original article

Tactical features of the inspection of the scene of an accident in road accidents, including fatal ones

Vladislav V. Ostroborodov1, Igor A. Obukhov2, Arina V. Ostroborodova3

1 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Altai Krai, Barnaul, Russia

2 Training Center (branch) Siberian law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia in Managua,

Republic of Nicaragua

3 Altai State University, Altai Krai, Barnaul, Russia

1 wladsme@yandex.ru

2 igor75-1975@mail.ru

3 aostroborodova@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the inspection of the scene of an accident in road accidents. The paper provides statistics of road accidents, features of the inspection of the scene of the accident. The features of the inspection of the road surface, vehicle and corpse in road accidents are given.

Keywords: inspection of the scene of the accident, road traffic accident.

For citation: Ostroborodov V.V., Obukhov I.A., Ostroborodova A.V. Tactical features of the inspection of the scene of an accident in road accidents, including fatal ones // Law and legislation. 2021;(11): 244— 248. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-244-248

© Остробородов В.В., Обухов И.А., Остробородова А.В. М., 2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

В настоящее время во всем мире продолжает сохраняться тенденция увеличения количества транспортных средств, а также развитие дорожно-транспортного движения, что, несомненно, с одной стороны, несет определенные экономические выгоды, а с другой — увеличивает количество дорожно-транспортных происшествий.

Статистика дорожно-транспортных происшествий берет свое начало с далекого 1896 г. В Лондоне 17 августа 1896 г. автомобиль, которым управлял Артур Эдселл, вдвое превысив допустимую скорость, совершил наезд на пешехода. Пешеходом была 44 летняя женщина — Бриджит Дрисколл. Это был первый в мире случай

Статистика дорожно-транспортных происшествий за 2018 - 2020 гг.

наезда на пешехода автотранспортом, повлекший за собой летальный исход1.

По статистике Всемирной организации здравоохранения, ежедневно во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают около 3 тыс. человек и около 100 тыс. получают серьезные травмы. За год в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1,25 млн человек, 20 — 50 млн человек получают различные травмы2.

По данным официального сайта Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (далее — ГИБДД) и ассоциации безопасности дорожного движения, приведем следующие статистические данные (см. табл.)3:

Таблица

Год Общее количество дорожно-транспортных происшествий в России Количество дорожно-транспортныгх происшествий с летальным исходом Количество раненых в дорожно-транспортных происшествиях

2018 168 000 18 000 215 000

2019 164 000 17 000 211 000

2020 137 662 16 788 175 170

Анализ представленных показателей за последние три года свидетельствует о некотором снижении общего количества дорожно-транс-портных происшествий, летальных исходов и пострадавших. Но, несмотря на это, результаты анализа остаются неутешительными.

По статистике аварий по разным странам мира за 2021 г. Российская Федерация занимает 72-е место из 175 стран4. К основным причинам, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия, можно отнести управление транспортными средствами в алкогольном или наркотическом опьянении, а также управление транспортными средствами под воздействием препаратов, замедляющих скорость реакции водителя. К другой группе причин относятся факты грубого нарушения Правил дорожного движения, такие, как: нарушение правил проезда

1 Maxwell G. Lay. Ways of the World: A History of the World's Roads and of the Vehicles That Used Them. RutgersUniversityPress, 1992. P 175—176.

2 Статистика ДТП в Росси и мире // https://tass.ru/info/ 3233185

перекрестков, несоблюдение дистанции, выезд на встречную полосу, нарушение скоростного режима и т.д.

При анализе материалов практики нами установлено, что в структуре транспортного травматизма наиболее часто встречается автомобильная травма. В структуре же автомобильной травмы ведущее место занимают столкновение автомобиля с пешеходом (наезд) и травма внутри салона автомобиля. Причем в городских условиях — наезд, на загородных автомобильных дорогах — столкновение транспортных средств с травмой внутри салона автомобиля.

В связи с этим данные особенности играют важное значение при производстве осмотра места происшествия, где характер полученных повреждений и механизм их получения может мно-

3 См.: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // gibdd.ru;

Статистика ДТП (fleet-safety.org) — ассоциация безопасности дорожного движения.

4 Сатистика ДТП в России // rosinfostat.ru

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

roe рассказать следователю при выстраивании версии о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП).

В научной литературе осмотру места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях посвящено немало работ5. В нашей статье мы постараемся кратко описать основные аспекты, требующие от следователя внимания при производстве осмотра места ДТП.

Учитывая, что не всегда раскрытие ДТП может проходить в условиях очевидности, следует четко обозначать задачи, которые стоят перед следователем при осмотре ДТП в тех или иных условиях. Например, в случаях проведения осмотра места происшествия в условиях оживленной автотрассы или плохих погодных условий основными задачами будут незамедлительность проведения осмотра, установление всех участников ДТП, тщательный анализ всех выявленных следов, которые могут относиться к ДТП и его участникам, фиксация таких следов, на которых впоследствии будут строиться выводы.

В то же время в условиях ночного времени основными задачами могут быть решение возможности проведения первоначального осмотра места происшествия (в котором будут зафиксированы основные следы ДТП), а также обеспечение сохранности следов на месте ДТП до момента проведения дополнительного осмотра (в условиях естественного освещения) и т.д. Таким образом, задачи, которые будут стоять перед следователем, в первую очередь определяют-

5 См.: Якубенко Н.В. дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, расследование. Тюмень: Вектор Бук, 2001;

Коленко А.Д. Проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2004;

Исмагилов Ф.В. Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Актуальные вопросы правоведения в период совершенствования социалистического общества: Сб. ст. / Отв. ред. В.Ф. Волович. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. С. 220 — 225; Морозова Н.В. Осмотр места происшествия как основа получения криминалистически значимых объектов при расследовании ДТП / Н.В. Морозова, В.Н. Чаплыгина // Гос-во и право: проблемы и перспективы совершенствования: Сб. науч. тр. 3-й Междунар. конф. Т. 1. С. 363—368; Демидова Т.В. Качественный осмотр места происшествия по делам о ДТП как одно из условий предупреждения экспертных ошибок // Вестник Моск. ун- та МВД России. 2015. № 3. С. 45—47;

Сретенцев А.Н. Возможности современных технических средств фиксации и их использования при осмотре места ДТП // Наука и практика. 2014. № 2 (59). С. 120—122.

ся условиями, в которых предстоит проводить осмотр места происшествия.

Говоря непосредственно об осмотре места происшествия при ДТП, отметим, что качественный осмотр места происшествия при дорожно-транспортном происшествии, фиксация следов позволяют выяснить вид транспортного средства, направление его движения, количество пострадавших, а в случаях травмы внутри салона автомобиля — предположительно высказаться о первоначальном расположении пострадавших6.

Осмотру подвергаются дорожное покрытие, транспортные средства, трупы и иные объекты ДТП.

Учитывая, что участники ДТП не всегда остаются на месте после аварии, тщательный анализ объектов ДТП и их взаимное расположение очень часто позволяют установить причастность конкретных лиц к преступлению.

В связи с этим очень важным моментом в деятельности следователя является взаимодействие его со специалистами других областей: судебной медицины, трасологии, автотранспортных средств и проч. Поэтому, уже изначально готовясь к выезду и зная характер совершенного ДТП, следователь заранее включает в состав следственной группы таких специалистов, как судебно-медицинский эксперт, трасолог, автотехник и других необходимых специалистов.

Непосредственно оказавшись на месте происшествия, особое внимание следователя направлено на изучение дорожного покрытия (его качество, тип, характер, наличие повреждений, наличие на дорожном покрытии следов протектора шин, горюче-смазочных веществ, объектов биологического происхождения7 и т.д.), видимости, как общую на дороге, так и включая условия погоды, дорожных знаков. В отдельных случаях повреждения могут быть и на различных строениях, дорожных сооружениях иных неподвижных объектах.

В случае обнаружения на месте ДТП трупа (ов) большое значение имеет их осмотр. Для это-

6 Окончательно этот вопрос решается при проведении экспертизы.

7 См.: Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н // https://base.garant.ru/12177987/; Программа информационной поддержки российской науки и образования // http://www.consultant.ru (Дата обращения: 02.08.2021)

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

го целесообразно привлечение специалиста в области судебной медицины. При осмотре трупа изучается его одежда (ее отдельные элементы), обувь, носильные вещи (портфели, сумки, их содержимое), расположение других вещей относительно транспортного средства и трупа и т.д. При осмотре трупа необходимо точно зафиксировать его положение по отношению к частям дороги, окружающим предметам, автомобилю и его следам, расстояние между ними, позу трупа8.

Особое внимание при описании заслуживает фиксация повреждений на одежде и теле, которые подразделяются на три группы: условно специфические, характерные и нехарактерные9. Большое практическое значение имеют условно специфические повреждения, указывающие на определенный вид автомобильной травмы и формирующиеся от контакта с выступающими деталями с ограниченной травмирующей поверхностью и выраженными краями, отображающимися в повреждении.

При описании повреждений необходимо точно зафиксировать их локализацию и свойства, наличие в области повреждений осколков стекла, частиц металла, лако-красочного покрытия, горюче-смазочных веществ, грунта, рисунка протектора, наличие следов скольжения на подошве обуви10. После описания и фиксации повреждений на одежде и теле труп направляется в экспертное учреждение.

Определенное значение имеет осмотр транс -портного средства. При осмотре транспортного средства определяют его вид, техническое состояние. Необходимо отметить его расположение на автомобильной дороге относительно дорожной разметки, дорожных сооружений, других транспортных средств, трупа. При осмотре важно зафиксировать повреждения на транспортном средстве, стертость пылегрязевого слоя, их точное расположение и особенности, наличие в области повреждений и на транспортном средстве в целом объектов биологического происхождения, фрагментов одежды11. При подозрении на переезд необходимо осмотреть детали дна автомобиля.

8 Там же.

9 Руководство по судебной медицине / Под ред. В.Н. Крюкова, И.В. Буромского. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 141—144.

10 См.: Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз ... Программа информационной поддержки российской науки и образования.

11 Там же.

При внутрисалонной травме требуется точная фиксация повреждений деталей салона автомобиля, их деформация, смещение, расположение пострадавших внутри салона.

Таким образом, знание аспектов осмотра места происшествия в определенных сложившихся ситуациях и разрешение конкретных задач осмотра места происшествия могут позволить наиболее качественно установить причины ДТП, виновных в его совершении, а также условия, способствовавшие совершению преступления.

Список источников

1. Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации: Приказ Минздрав-соцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н // https:// base.garant.ru/12177987/

2. Программа информационной поддержки российской науки и образования // http:// www.consultant.ru (Дата обращения: 02.08.2021)

3. Статистика ДТП в России // rosinfostat.ru

4. https://tass.ru/info/3233185. Статистика ДТП в России и мире.

5. https://gibdd.ru Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения.

6. Статистика ДТП (fleet-safety.org) — ассоциация безопасности дорожного движения.

7. Демидова Т.В. Качественный осмотр места происшествия по делам о ДТП как одно из условий предупреждения экспертных ошибок // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2015. № 3. С. 45—47.

8. Исмагилов Ф.В. Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Актуальные вопросы правоведения в период совершенствования социалистического общества: Сб. ст. / Отв. ред. В.Ф. Волович. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989.

9. Коленко А.Д. Проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2004. 174с.

10. Морозова Н.В. Осмотр места происшествия как основа получения криминалистически значимых объектов при расследовании ДТП / Н.В. Морозова, В.Н. Чаплыгина // Гос-во и право: проблемы и перспективы совершенствования: Сб. науч. тр. 3-й Междунар. конф. Т. 1.

11. Руководство по судебной медицине / Под ред. В.Н. Крюкова, И.В. Буромского. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 656 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

12. Сретенцев А.Н. Возможности современных технических средств фиксации и их использования при осмотре места ДТП // Наука и практика. 2014. № 2 (59). С. 120-122.

13. Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, расследование. Тюмень: Вектор Бук, 2001. 154 с.

References

1. On approval of the Procedure for organizing and conducting forensic medical examinations in state forensic expert institutions of the Russian Federation: Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of May 12, 2010 № 346n // https://base.garant.ru/ 12177987/

2. The program of information support of Russian science and education // http:// www.consultant.ru. (Accessed: 02.08.2021)

3. Statistics of road accidents in Russia // rosinfostat.ru.

4. https://tass.ru/info/3233185. Statistics ofroad accidents in Russia and the world.

5. https://gibdd.ru Information about indicators of the state of road safety

6. Accident statistics (fleet-safety.org) — association for Road Safety.

7. Demidova T. V. Qualitative inspection of the scene of an accident in cases of road accidents as

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

one of the conditions for preventing expert errors // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 3. Pp. 45—47.

8. Ismagilov F. V. Features of the inspection of the place of a traffic accident // Actual issues of jurisprudence in the period of improvement of socialist society: sat. st. / ed.V. F. Volovich. Tomsk: Publishing House of the Tomsk University, 1989. Pp. 220—225.

9. Kolenko A.D. Problems of investigation of road traffic crimes: dis.... cand. yurid. Sciences. Vladivostok, 2004. 174 s.

10. Morozova N.V. Inspection of the scene of an accident as a basis for obtaining criminalistically significant objects during the investigation of an accident / N.V. Morozova, V.N. Chaplygina // State and law: problems and prospects of improvement: collection of scientific papers of the 3rd International Conference. Vol. 1. Pp. 363—368.

11. Guide to forensic medicine/ edited by V.N. Kryukov, I.V. Buromsky. M.: Norm: INFRA-M, 2014. 656 p.

12. Sretensev A.N. The possibilities of modern technical means of fixing and their use when examining the scene of an accident // Science and practice. 2014. № 2 (59). Pp. 120—122.

13. Yakubenko N.V. Road traffic crimes: the essence, qualification, investigation. Tyumen: Vector Book, 2001. 154 p.

Информация об авторах

Остробородов В. В. — кандидат медицинских наук, доцент Обухов И.А. — кандидат юридических наук Остробородова А.В. — студентка 4-го курса

Information about the authors

Ostroborodov V.V. — candidate of medical sciences, associate professor Obukhov I.A. — candidate of law Ostroborodova A.V. — 4th year student

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.08.2021; одобрена после рецензирования 15.09.2021; принята к публикации 30.09.2021.

The article was submitted 17.08.2021; approved after reviewing 15.09.2021; accepted for publication 30.09.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.