Научная статья на тему 'Связь ценностных ориентаций с популярностью телепередач в женской аудитории'

Связь ценностных ориентаций с популярностью телепередач в женской аудитории Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь ценностных ориентаций с популярностью телепередач в женской аудитории»

СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ С ПОПУЛЯРНОСТЬЮ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ В ЖЕНСКОЙ АУДИТОРИИ

Н.Г. Воскресенская

В настоящее время телевидение оказывает серьезное влияние на общество, воздействуя на ценностные ориентации (ЦО) и регулируя через них социальное поведение. В то же время, одним из важнейших свойств аудитории является ее способность воспринимать информацию селективно, в соответствии со своими установками. Те передачи, которые наиболее высоко оцениваются аудиторией, мы называем популярными телепередачами. Систему фиксированных установок, характеризующую избирательное отношение личности к объектам, в том числе и к получаемой информации, мы называем ценностными ориентациями. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей личности и детерминированы общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических и культурных принципов [20, 80].

Таким образом, мы видим достаточно сложную взаимозависимость между ценностными ориентациями и телевидением. Целью нашего исследования является изучение структуры зависимости ценностных ориентаций с популярностью телепередач, так как и те, и другие являются сильнейшими агентами социального влияния на личность.

Зависимость между ценностными ориентациями и популярностью телепередач не является прямой, что, на наш взгляд, обусловлено самой структурой ценностной ориентации. Ценностная ориентация, как разновидность установки [21, 94], возникает при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения.

В системе ценностных ориентаций можно выделить «ось», делающую иерархию ценностей индивидуальной для каждого человека [20, 81]. Она представляет собой общую жизненную позицию личности, «баланс» направленности ее интересов в разные сферы жизнедеятельности, в том числе и при выборе телепрограмм. Если потребность и ситуация для ее удовлетворения объективно существует, то ценностные ориентации индивида будут определять его вкусы и предпочтения при просмотре телепередач.

Если потребность существует, а ситуация, способствующая ее разрешению, недостаточно ей адекватна, то ситуация «достраивается» виртуально, и здесь активную роль начинают играть телевизионные программы. Будут ли телевизионные программы оказывать позитивное влияние, раскрывая перед индивидом возможности для наиболее полной реализации его потребностей, или они сыграют роль «заменителя» реальности, зависит от того, в какой степени объективная ситуация нуждается в «достраивании».

Задачи и гипотеза исследования. В соответствии с изложенным задачи нашего исследования заключались в выявлении зависимости между популярностью телепередач и 1) наиболее значимыми для индивида ценностями; 2) ценностями,

имеющими сравнительно низкую степень реализации при достаточно высокой их значимости.

Предполагалось, что у группы лиц, выбирающих определенную телепередачу, положение ряда ценностей в иерархическом ряду будет значимо отличатся от иерархического профиля в целом по выборке.

Методика исследования. Для решения поставленной задачи был составлен тематический список телепрограмм и проанализирована взаимосвязь предпочтения той или иной телепередачи с ценностными ориентациями студенток 2-го курса факультета психологии. Телепрограммы из этого списка ранжировались по степени их привлекательности самими испытуемыми.

Для оценки особенностей структуры ценностных ориентаций использовалась специально составленная анкета по выявлению популярности телепрограмм и методика ценностных ориентаций Рокича.

В исследовании участвовали 36 студенток дневного отделения (возраст 18-20 лет) и 14 студенток заочного отделения (возраст 24-35 лет) факультета социальных наук ННГУ.

При обработке результатов использовалась ранговая корреляция Спирмена как для общей выборки, так и для отдельных подвыборок.

Результаты исследования. Полученные результаты показали, что на ценностные ориентации и на выбор телепрограмм большое значение оказывает возраст опрошенных (таблица 1). Так, у студенток дневного отделения меньшее значение по сравнению со студентками заочного отделения имеют такие ценности, как «Познание», «Счастливая семейная жизнь», «Здоровье»; большее значение — «Наличие хороших и верных друзей», «Уверенность в себе», «Независимость», «Образованность». Соответственно, меньшей популярностью у студенток дневного отделения пользуются передачи о семье, телесериалы, медицинские телепередачи, о проблемах женщин в обществе, а большей популярностью — телепередачи о жизни молодежи и студентов, передачи эзотерического содержания, программы поп- и рок- музыки, видеоклипы (таблица 2).

Ранги по ценностным ориентациям у студентов дневного и заочного отделений

Терминальные Ранги по группам Терминальные Ранги по группам

ценности дневн. заочн. ценности дневн. заочн.

Активная деят. жизнь 4 6 Аккуратность 15 6

Жизненная мудрость 8 7 Воспитанность 2 1

Здоровье 6 1 Высокие запросы 17 18

Интересная работа 5 10 Жизнерадостность 1 4

Красота природы и искусства 18 17 Исполнительность 16 13

Любовь 1 3 Независимость 3 16

Материально обеспечен. жизнь 7 12 Нетерпимость к недостаткам 18 17

Наличие хороших друзей 2 8 Образованность 6 14

Общественное признание 14 16 Ответственность 5 2

Познание 12 4 Рационализм 14 9

Продуктивная жизнь 13 11 Самоконтроль 13 8

Развитие 11 5 Смелость в отстаивании мнения 12 15

Развлечения 16 18 Твердая воля 9 11

Свобода 10 14 Терпимость 7 5

Счастливая семейная жизнь 9 2 Честность 4 3

Счастье других 17 13 Чуткость 10 7

Творчество 15 15 Широта взглядов 8 10

Уверенность в себе 3 9 Эффективность в делах 11 12

Ранги популярности телепередач у студентов дневного и заочного отделений

Таблица 2

Наименование телепередач Ранги по группам

дневн. заочн.

Видеоклипы 6 18

Док. фильмы 22 19

Информац. передачи 5 5

Концерты класич. музыки 26 26

Мед.телепрограммы 19 11

Мультфильмы 15 20

Науч-попул.программы 13 17

Прогр. нар.песни, музыки 27 21

Прогр. эзотерич. содержания 9 23

Прогр. для детей и подр. 21 15

Прогр.об искусстве, культуре 12 10

Прогр. поп- и рок-музыки 4 15

Юмор.телепрограммы 2 2

Ранги по группам

дневн. заочн.

16 25

24 27

15 16

7 7

11 13

10 8

3 6

8 3

17 4

18 9

25 22

1 1

23 23

Наименование

телепередач

Спортивные передачи Телевиз. публицистика Телеигры, конкурсы Прогр. кримин.хроники Прогр. о кино, ТВ, радио Прогр. о моде, рукоделии Прогр.о молодежи, студентах

Прогр. о природе, животных

Прогр. о семье, о доме Телесериалы Телеспектакли Художеств. фильмы Эротич. телепрограммы

Таким образом, различные в этих двух возрастных группах ценностные ориентации будут определять различие в выборе телепередач.

Более детальное исследование было проведено по анализу телепередач, мнение по которым у студенток-дневников разошлось. Это телепередачи о моде и рукоделии; телепередачи о кино и ТВ; эзотерические телепрограммы; телеигры, конкурсы, викторины; телепередачи криминальной хроники. Были выделены подвыборки студенток дневного отделения, предпочитающих одну из вышеперечисленных телепрограмм, и проанализированы отличия в ценностных ориентациях данных подвыборок от общей выборки студенток дневного отделения (таблица 3).

Студенток, предпочитающих передачи о моде, отличают от общей выборки более высокая позиция такой ценности, как «Высокие запросы и меньшая значимость «Честности». По степени реализации ценностей более низкие показатели по сравнению с общей выборкой по «Продуктивной жизни» и «Уверенности в себе». То есть, из-за неуверенности в своих собственных силах опрошенные данной под-выборки склонны искать опоры во внешней среде, а значит, подвержены большему влиянию со стороны значимого для них окружения, копированию определенных моделей поведения для достижения значимых целей.

У опрошенных (13 человек), где пользуются популярностью телепередачи о кино и ТВ, «Уверенность в себе» — ценность, которая отличает данную подвы-борку от других. «Аккуратность» и «Исполнительность» относятся к числу непопулярных ценностей. Кроме того, большую значимость по сравнению с другими выборками здесь имеют такие ценности, как «Познание» и «Широта взглядов» при более низкой степени реализованности. Таким образом, данную группу студенток можно охарактеризовать как стремящуюся к достижению уверенности в себе через познание окружающего мира.

У студенток, предпочитающих просмотр эзотерических телепередач (14 человек), сразу обращает на себя триада «Уверенность в себе», «Эффективность в делах» и, в то же время, низкая значимость «Высоких запросов». Другими словами, для опрошенных данной выборки важно ставить цели, которые достаточно легко реализовать. Интересно также отметить, что степень реализации «Высокие запросы» у данной подвыборки превышает степень реализации по всей выборке студен-ток-дневников. Можно предположить наличие сниженной самооценки у данной группы студенток.

Телеигры, конкурсы, викторины пользуются популярностью у студенток под-выборки, где наиболее значимые различия по сравнению с общей выборкой по таким ценностям, как «Общественное признание», «Смелость в отстаивании своего мнения». Обращает на себя внимание, что «Независимость», занимая 2 место в значимости по инструментальным ценностям, занимает предпоследнее место по их реализации. Здесь можно говорить о внутреннем конфликте, об уходе от проблемы через просмотр передач, эксплуатирующих идею о неожиданной удаче, о чуде.

Ранги ЦО по списку М. Рокича в выборках студентов, предпочитающих разные виды телепередач

Ранги по общей выборке Ранги студенток, высоко оценивающих следующие телепередачи

мода кино эзотер. пер. викторины криминал

1* 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Активная деят. жизнь 4 3 4 5 13 6 5 3 1 2 1 4

Жизненная мудрость 8 15 6 10 8 13 11 18 11 14 5 16

Здоровье 6 10 8 7 4 11 6 13 8 4 6 6

Интересная работа 5 18 9 16 5 16 8 17 10 18 8 18

Красота природы и искусства 18 6 18 2 18 3 18 7 18 6 18 11

Любовь 1 11 1 11 3 14 2 14 2 9 3 10

Материал. обеспеченная жизнь 7 16 3 18 6 18 4 16 6 15 7 14

Наличие хороших друзей 2 1 2 1 2 1 1 1 3 1 4 1

Общественное признание 14 4 11 3 12 4 13 4 4 3 13 3

Познание 12 5 14 8 7 7 12 6 14 7 11 7

Продуктивная жизнь 13 12 10 17 14 12 10 11 12 16 14 12

Развитие 11 7 12 9 11 5 7 5 13 10 9 5

Развлечения 16 8 17 12 16 8 17 12 15 5 16 8

Свобода Счастливая се- 10 2 15 4 9 2 14 2 9 8 10 2

мейная жизнь 9 13 7 6 10 17 9 8 7 12 12 13

Счастье других 17 17 16 15 17 15 16 15 17 17 17 15

Творчество 15 14 13 13 15 10 15 9 16 13 15 17

Уверенность в себе 3 9 5 14 1 9 3 10 5 11 2 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аккуратность 15 5 14 7 16 4 10 8 16 8 8 2

Воспитанность 2 2 2 1 2 3 2 2 3 4 1 6

Высокие запросы 17 9 5 5 11 9 16 6 17 11 17 13

Жизнерадостность 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 3 1

Исполнительность 16 8 17 6 17 5 17 9 11 10 15 8

Независимость 3 13 6 14 8 11 4 13 2 17 5 11

Нетерпимость к недостаткам 18 18 18 18 18 17 18 18 18 18 18 18

Образованность 6 17 3 16 5 15 5 17 12 15 10 17

Ответственность 5 4 7 8 6 2 9 3 7 7 4 3

Рационализм 14 16 13 11 9 14 13 12 15 13 11 14

Самоконтроль Смелость в от- 13 12 12 13 10 12 11 14 14 14 9 16

стаивании мнения 12 15 16 15 12 16 15 15 5 12 13 12

Твердая воля 9 14 4 17 14 18 8 16 9 9 12 9

Терпимость 7 7 10 3 13 6 12 5 6 5 6 7

Честность 4 10 11 12 7 13 6 10 4 6 2 10

Чуткость 10 6 15 9 15 8 14 7 10 2 7 4

Широта взглядов 8 3 8 4 4 7 7 4 8 3 14 5

Эффективность в делах 11 11 9 10 3 10 3 11 13 16 16 15

*1 — Значимость; 2 — Реализация

Телепередачи криминальной хроники смотрят в первую очередь студентки (18 человек), у которых по сравнению с общей выборкой выделяется такое качество, как «Честность». По нашему мнению, просмотр телепередач, где зло наказывается, является своеобразной «подпиткой» данного качества. «Честность» нельзя отнести к черте характера, подкрепляющей уверенность человека в себе. Скорее всего наоборот, ее наличие позволяет ощущать человеку себя более уверенным, а для того, чтобы укрепить эту взаимосвязь в нашем обществе, необходимо дополнительное конструирование реальности.

Выводы

Проведенное исследование показало, что взаимосвязь ценностных ориентаций и предпочтений в выборе телепрограмм не является прямой. Ценностные ориентации, выстраиваясь в иерархию и определяя уникальность личности, довольно избирательно влияют на популярность телепередач. Можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на данную взаимосвязь.

Во-первых, это те ценностные ориентации, которые занимают первые и последние места по данной выборке. Это наиболее отчетливо видно при сравнении разных возрастных выборок студенток. Так, для 18-летних студенток более значимым является наличие друзей, что определяет популярность у данной выборки передач о жизни молодежи. Для студенток более старшего возраста значимой становится семья, и, соответственно, передачи о семье начинают представлять наибольший интерес.

Во-вторых, важное значение при выборе телепередач играет низкая степень реализованности ценностной ориентации по сравнению со значимостью этой ценности для испытуемого, другими словами, нет адекватной ситуации, способствующей удовлетворению потребности. Максимальный разрыв был обнаружен у подвыборки студенток, предпочитающих телеигры, конкурсы, викторины, по ценности «Независимость», что можно трактовать как уход от реальности через идентификацию себя с удачливыми людьми. Низкая степень реализованности таких ценностей, как «Продуктивная жизнь» и «Уверенность в себе», определила выбор телепередач о моде, «Честность» — популярность криминальной хроники, постановка легко реализуемых целей характерна для «любительниц» эзотерических передач.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 39-55

2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания». М., 2000.

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,

1991.

6. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997. № 1 (4). С. 12-14.

7. Данилова А.Г. Матвеева Л.В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. С. 98-107.

8. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 38-49.

9. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.

10. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций, М.: Смысл,

1992.

11. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.

12. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. № 1. С. 20-27.

13. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998.

14. Почепцов Г.Г. Профессия имиджмейкер. СПб.: Алетейя, 2000.

15. Тихонова Н.Е. Российский класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // СОЦИС. № 3. 2000. С. 13-22.

16. Устимова О.В. Социально-политические ориентации российских журналистов (по материалам экспертного опроса) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2000. № 4. С. 15-29.

17. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: КСП+, Изд-во Института психологии РАН, 1999.

18. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 130-137.

19. Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 28-47.

20. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 76-93.

21. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1975. С. 89-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.