Научная статья на тему 'Анализ представлений студентов о психологическом консультировании'

Анализ представлений студентов о психологическом консультировании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое консультирование / представления студентов / мотивация учебной деятельности студентов / psychological consultation / student perception / motivation of training activities of students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В. Е. Капитанаки, В. Ю. Капитанаки

В статье рассмотрены проблемы обучения студентов по дисциплине «психологическое консультирование», проанализированы представления студентов о таком виде психологической работе как консультировании, в зависимости от специализации, формы обучения, возраста и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyze of students’ representations of psychology consulting

The article deals with the problem of teaching students on the subject of «psychological consultation», it reviews the students’ perception of such forms of psychological work as consultation, depending on the specialization, forms of learning, age, etc.

Текст научной работы на тему «Анализ представлений студентов о психологическом консультировании»

6. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М.: изд-во ин-та психологии РАН, 1994.

7. Иванов Е. С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе // Психология детей с задержкой психического развития: хрест.: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003.

8. Казанская В.Г.Подросток: Трудности взросления. Книга для педагогов , психологов, родителей.- СПб.: Питер, 2008.

9. Как преодолеть трудности в обучении чтению: Упражнения, задания, конспекты занятий. / С.Н. Костромина, Л.Г.Нагаева. - М.: ОСЬ - 89, 2001. - 239 с. ISBN 5-86894-283-3

10. Логинова Л. И. Особенности процесса понимания у учащихся с задержкой психического развития: автореф. дис... канд. психол. наук. - СПб., 2006.

11. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: изд-во МГУ, 1979.

12. Нагаева Л. Г. Психологические особенности понимания в младшем школьном возрасте: автореф. дис. канд. психол. Наук.- СПб., 2000.

13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб.: Союз, 1997. - 256 с.

14. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1987.

15. Фельдштейн Д.И.Психологические проблемы организации образования // Психология развития человека как личности: избр. тр.: в 2 т. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. -Т. 2.

УДК 159.922.8

В. Е. Капитанаки,

В. Ю. Капитанаки

Анализ представлений студентов о психологическом консультировании

В статье рассмотрены проблемы обучения студентов по дисциплине «психологическое консультирование», проанализированы представления студентов о таком виде психологической работе как консультировании, в зависимости от специализации, формы обучения, возраста и т. д.

The article deals with the problem of teaching students on the subject of «psychological consultation», it reviews the students' perception of such forms of psychological work as consultation, depending on the specialization, forms of learning, age, etc.

Ключевые слова: психологическое консультирование; представления студентов; мотивация учебной деятельности студентов.

Key words: psychological consultation, student perception, motivation of training activities of students.

В практике психологического консультирования ежедневно приходится сталкиваться с важнейшими аспектами жизни человека. Консультант всегда совместно с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного и стремится по -мочь клиенту:

• разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;

• разрешить множество эмоциональных проблем и запутанные межличностные отношения;

• преодолеть чувство внутреннего хаоса;

• сделать непонятное и изменчивое позитивным и целесообразным.

Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Представляет ли собой консультант друга клиента, профессионального советчика, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру - излучателя абсолютной истины?

Актуальность данной работы определяется, с одной стороны, крайней остротой тех общественно значимых проблем, в решении которых психологическое консультирование призвано внести свой вклад. Это, прежде всего, проблемы семьи, социально-психологические последствия научно-технической революции, связанные с отчуждением людей друг от друга, кризисом традиционных ценностей, проблемы психического здоровья населения и пр.

С другой стороны, актуальность предлагаемой работы обуслов -лена самой ситуацией, складывающейся в психологии в связи с бы -стрым развитием в последние годы такой ее практической части, как психологическое консультирование, что требует от специалистов не только расширения их методического арсенала и соответствующего круга психологических идей, но, также, и классификации уже имеющегося опыта, выделения определенных научно-методических подходов, более ясного обозначения позиций.

Целью исследования являлось изучение представлений студентов о таком виде психологической помощи, как консультирование. В основном были затронуты такие аспекты, как личность психолога-консультанта, профессиональная подготовка консультанта и значимость консультирования в системе психологической помощи. А так же, динамика отношения студентов к учебной дисциплине «Психологическое консультирование».

Личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство, в процессе консультирования, подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения

М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психологическое консультирование и психотерапия - это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers, подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Gombs и сотрудники на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. Итак, по существу, одним из основных средств, стимулирующих совершенствование личности клиента, является личность консультанта (George R. L. Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 1999).

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Исследований в этой области достаточно много, однако, однозначного ответа о необходимых успешному консультанту свойствах личности, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый», «терпимый», «внимательный», «теплый», «гибкий». Неоднократно предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:

• проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;

• чувствительность к установкам и поведению других людей;

• эмоциональная стабильность и объективность;

• способность вызывать доверие других людей;

• уважение других людей (George R. L. Cristiani T.S. Counseling: Theory and Practice, 1999).

L. Wolberg акцентирует такие особенности, как чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо вредным для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

А. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответствен -ность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.

По мнению А. Б1огг, идеальным консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что обзор многочисленных источников литературы о свойствах личности, необходимых консультанту дает представление о модели личности эффективного консультанта. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой программы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о «подвижной» модели, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить. Исследователями предлагаются следующие факторы, способные составить остов такой модели.

Аутентичность. ^ Видела! называет аутентичность стержневым качеством психолога и важнейшей экзистенциальной ценностью. Аутентичность, прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Если консультант исполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, эффективность консультирования будет весьма сомнительной.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем должен стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей - их чувства, взгляды, своеобразные черты личности - без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее, следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими.

Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант, независимо от профессиональной подготовки, не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Допуская собственную ограниченность, консультант избегает ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Способность к эмпатии. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека, понимать его, воспринимать мир его глазами, воспринимать его точку зрения как допустимую и правильную.

Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность консультанта быть открытым для клиента как личность (но не настолько, чтобы поменялись роли клиента и консультанта). Во-вторых, открытость -это стремление в личном общении с клиентом оставаться самим собой и искренность в восприятии собственных чувств. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. В-третьих, открытость проявляется в том, что консультант позволяет клиенту обсуждать любые вопросы.

Доброжелательность. К проявлениям доброжелательности в психологическом консультировании относится, в частности, умение консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось, при любом поведении клиента, сохранять ровный и доброжелательный стиль поведения.

Безоценочное отношение к клиенту. Здесь, прежде всего, имеется в виду стремление консультанта при общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Главная задача психолога состоит в максимально глубоком понимании клиен -та, его проблемы и в том, чтобы помочь ему эту проблему решить.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант - это, прежде всего, зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.

В исследовании приняли участие 281 человек, которые были разделены на четыре группы:

I группа (45 человек) - студенты очного отделения факультета психологии ЛГУ (г. Санкт-Петербург).

II группа (54 человека) - студенты заочного отделения факультета психологии ЛГУ (г. Санкт-Петербург).

III группа (128 человек) - студенты очно-заочного отделения филиала ЛГУ (г. Екатеринбург).

IV группа (54 человека) - студенты очно-заочного отделения факультета коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ (г. Санкт-Петербург).

Исследование проводилось методом анкетирования.

Полученные данные были подвергнуты контент-анализу с целью определения характерных для каждой группы:

а) особенностей социального статуса,

б) особенностей представлений о психологическом консультировании,

в) отношений к психологическому консультированию (как виду психологической помощи и учебной дисциплине).

Социальный статус участников анкетирования:

Группа I сформирована из жителей ближних и дальних регионов Ленинградской области, жителей Санкт-Петербурга, и небольшого процента иногородних студентов. Группа полностью состоит из женщин. Большинство не замужем, но есть несколько замужних и разведенных студенток. Большая часть группы не работает, но есть испытуемые, совмещающие работу с учебой на дневном отделении. Работают, в основном, по основной специальности или родственным специальностям (психологи, педагоги, воспитатели).

Средний уровень материального обеспечения в группе состав -ляет от 1000 до 2000 рублей в месяц на человека. Ни у одной из испытуемых нет более высокого уровня доходов. Одна студентка имеет в месяц только 500 рублей на человека.

Группа II сформирована из жителей ближних и дальних регионов Ленинградской области, и жителей Санкт-Петербурга. В группе преобладают женщины.

Большинство членов группы не состоят в браке, но есть и семейные, включая гражданский брак. Несколько человек разведены.

Практически все испытуемые работают. Подавляющее боль-

шинство составляют психологи и педагоги. Доход большинства испытуемых данной группы не превышает 1000 рублей на человека в месяц.

Группа III сформирована из жителей г. Екатеринбурга и прилегающих регионов. В группе преобладают женщины. Большинство испытуемых имеют семью, включая гражданский брак. В наличии несколько разведенных и вдовствующих.

В группе преобладают испытуемые, работающие в медицине (47 человек), а также по избранной специальности (психологи) и родственными специальностями (педагоги, воспитатели). Есть небольшое число неработающих. Материальное обеспечение в группе, в среднем, от 1000, до 2000 рублей в месяц на человека. Есть несколько человек, получающих до 500 рублей, и один человек с доходом свыше 5000 рублей (в месяц на человека).

Группа IV сформирована в основном из жителей Санкт-Петербурга, и небольшого процента жителей Ленинградской области и других регионов Российской Федерации. Группа полностью состоит из женщин. Большинство замужем. Практически все испытуемые работают, большинство - педагогами и воспитателями. Есть испытуемые, работающие олигофренопедагогами. Не работают два человека. Уровень материального обеспечения в группе, в среднем, от 2000 до 5000 рублей в месяц на человека.

В полученных выборках наблюдается явное преобладание женщин, что, вероятно, связано с большей привлекательностью психологии и педагогики для представительниц женского пола, и с укоренившимися в массах представлениями об этих профессиях, как о «женских». Можно также предположить, что мужчины идут обучаться психологии, уже имея сходную специальность и необходимость углубления и усовершенствования знаний, основанием для этого предположения служит отсутствие мужчин в группе студентов-психологов дневного отделения при наличии нескольких мужчин в группах студентов-психологов заочного и вечернего отделений.

В группах студентов-психологов дневного и заочного отделений преобладают незамужние/неженатые испытуемые, в то время как в группе студентов-психологов очно-заочного отделения и в группе студентов коррекционных педагогов преобладают испытуемые, состоящие в браке; в сочетании с более низким показателем среднего возраста в группах 1 и 2, чем в группах 3 и 4, это наводит на мысль, что часть группы заочного отделения составляют студенты, не поступившие на дневное отделение.

Студенты-психологи дневного отделения не работают, притом, что некоторые студенты совмещают работу с учебой. В остальных трех группах преобладают работающие студенты. Отличие группы

дневного отделения по этому параметру связано с большей занятостью студентов дневного отделения в учебном процессе, и, отчасти, отсутствием специального образования, которое уже может быть у студентов других форм обучения.

Во всех группах большинство работающих испытуемых являют -ся представителями выбранной профессии или родственных про -фессий, в группах студентов-психологов это психологи, педагоги и воспитатели детских садов, а в группе студентов коррекционных педагогов - это олигофренопедагоги, педагоги и воспитатели.

Кроме того, следует заметить, что достаточно большое количество человек в группе студентов-психологов очно-заочного отделения (г. Екатеринбург) - медицинские работники. Вероятно, это связано со спецификой потребности в психологах в медицинских учреждениях Екатеринбурга.

Из всей выборки, студенты-психологи заочного отделения имеют более низкий материальный уровень, чем студенты остальных групп, возможно, такое материальное положение, в какой-то степени служит стимулом для приобретения новых знаний, новой профессии и высшего образования.

Уровень материального обеспечения студентов-психологов дневного отделения и студентов-психологов очно-заочного отделе -ния выше, чем в первой группе и примерно одинаков. Это можно объяснить помощью родителей.

Более высокое материальное обеспечение в группе студентов-психологов очно-заочного отделения можно объяснить тем, что обучение на этом отделении является платным и, следовательно, люди с более низким материальным обеспечением просто не имеют воз -можности обучаться на нем.

Самый высокий уровень материального обеспечения в выборке у группы студентов факультета КПиСП. Возможно, это связано с более высоким уровнем заработной платы в специальных учреждени -ях, где работает часть студентов этой группы и наличием у некоторых первого высшего образования, что также отражается на размере оплаты труда; но на основании одной группы студентов коррекционных педагогов в данном вопросе сложно выявить какие-либо достоверные закономерности.

Особенности представлений испытуемых студентов о психологическом консультировании.

Выделены более частые ответы испытуемых в группах и проведено сравнение ответов представителей разных групп (с использованием средне рангового показателя и проверкой достоверности различий по коэффициенту корреляции рангов по В. Ю. Урбаху). По полученным результатам был выявлен ряд различий между ответами

представителей разных групп и проведен их сравнительный анализ.

При ответе на вопрос «назовите, пожалуйста, 5 различий профессионального и непрофессионального консультирования» студенты психологического факультета достоверно больше уделяют внимания знанию и использованию техник и принципов консульти -рования, тогда как студенты факультета дефектологии ставят во главу угла наличие у консультанта профессиональной компетентности, специального образования и опыта. Среди студентов-психологов заочного и очно-заочного отделений, наряду со знанием техник и принципов консультирования, присваивается высокий ранг профессиональной компетентности и опыту консультанта (различие между средне ранговыми показателями этих двух тем недостоверно). Можно предположить, что студенты дневного отделения, в своем большинстве, не имеют опыта работы и какого-либо специального образования, и поэтому уделяют меньше внимание этой теме, нежели студенты-психологи заочного и вечернего отделений. Что касается студентов коррекционных педагогов, можно сказать, что они, в отличие от студентов-психологов, менее ориентированы в критериях профессиональной работы психолога, в частности психолога-консультанта, так как они дают более общие ответы: «профессионализм», «наличие диплома», «опыт», определяя признаки профессионального консультирования; а студенты-психологи дают более широкий спектр ответов, более конкретно определяя составляющие профессионализма.

При выборе наиболее приемлемой базисной теоретической концепции студенты-психологи чаще отдают предпочтение гумани -стической психологии. Больший процент выбора данной концепции принадлежит студентам заочного отделения - 58 %, а меньший (50 %) принадлежит студентам вечернего отделения. Выбором большинства студентов коррекционных педагогов является поведенческие концепции (50 %), а именно - бихевиоризм и рациональ-но-эмотивная терапия. Кроме того, следует заметить, что студенты-психологи предлагают больше вариантов ответов, что указывает на лучшую осведомленность студентов-психологов в области психоло -гических концепций.

При выборе наиболее неприемлемых личностных качеств психолога-консультанта студенты-психологи (во всех трех группах) отмечают неприемлемость категории «агрессия» и категории «обман». Непринятие категории «обман» характерно и для студентов факультета КПиСП, даже в большей степени, так как данную категорию они выводят на первое место. Студенты-психологи чаще всего используют как неприемлемую категорию «агрессия», чаще в

высоких рангах; в то время как студенты коррекционные педагоги данную категорию используют достаточно редко.

Представления испытуемых о критериях эффективности консультационного процесса во многом совпадают с ответами о проявлениях профессионального консультирования.

Полное совпадение самых значимых тем наблюдается у студентов первой группы, и совпадение по одному параметру у остальных групп испытуемых.

В ответах студентов очно-заочных отделений (группы 3 и 4) и студентов заочного отделения (вторая группа) наблюдается достоверное возрастание значимости личностных характеристик. Наряду с другими параметрами, личностные характеристики выходят на ранг наиболее значимых. Следовательно, значимость аспектов, касающихся особенностей личности, достоверно выше в группах старшего возраста (группы № 2, 3, 4), чем в группе более «молодого», дневного отделения. Возможно, эта особенность указывает на присутствие элементов личностной незрелости в группе студентов дневного отделения.

При непосредственном вопросе о профессионально важных качествах психолога-консультанта у испытуемых увеличилась частота выбора группы ответов, содержащей личностные характеристики, как более значимых. Их ставят на первое место студенты дневного отделения и студенты-заочники, до этого вопроса не придававшие большого значения особенностям личности.

Полученные цифровые данные были подвергнуты компьютерному корреляционному анализу с применением критерия /--Пирсона.

Анализ корреляционных связей, выявленных в ответах представителей первой группы, позволяет сделать следующие выводы: при неудовлетворенности жизнью и при сниженной самооценке естественным образом возрастает потребность в психологической помощи, отсюда и происходит наблюдаемое повышение значимости психологического консультирования. Степень оценки собственной удовлетворенности жизнью, отношениями с людьми и работой прямо зависят друг от друга. Высокая оценка возможности личностного роста влечет за собой высокое оценивание собственной успешности и высокую самооценку. При выборе какой-либо определяющей качества психологического консультирования, будь то личность консультанта, опыт, эмпатическая способность или техническая и технологическая грамотность, повышение значимости одного из параметров влечет за собой понижение значимости остальных. Причем, высокая значимость личностных особенностей консультанта коррелирует с низкой значимостью профессионального выслушива -ния и опыта консультанта; возможно, в данном случае, можно ска-

зать, что при высокой значимости в процессе консультирования личности консультанта уменьшается значимость и технических приемов и опыта консультанта.

Точно также, при высоких оценках какой-либо задачи консультирования понижаются оценки остальных задач, например, при высоком оценивании задачи «повышение психологической стабильности клиента» понижается значимость задачи «принятие клиентом ответственности на себя». Вероятно данная зависимость, кроме явного предпочтения одного параметра другому, является следствием несовместимости, по мнению испытуемых, повышения психологической стабильности клиента с принятием им ответствен -ности. При низких оценках собственной успешности возрастает зна -чимость психологического консультирования как помощи в личностном росте, что вероятно связано с возрастанием при низкой оценки успешности внутренней потребности в личностном росте. Само же определение консультирования как помощи в личностном росте коррелирует с выбором основной задачи консультирования расширения представлений клиента о себе и ситуации, так как одно, безусловно, определяет другое.

При анализе корреляционных матриц второй группы выявлены следующие зависимости: при высоком оценивании удовлетворенности отношениями с людьми так же высоко оценивается и удовле -творенность жизнью глобально, низко оценивается удовлетворенность работой. Возможно, именно неудовлетворенность работой при высоких оценках по остальным параметрам стала причиной поступления уже работающих и имеющих какую-нибудь профессию испытуемых на заочное отделение университета. Высокие оценки собственных отношений с людьми коррелирует с низкими оценками задачи консультирования «рекомендация обращения к другим специалистам». Испытуемые, достаточно высоко оценивающие удовлетворенность отношениями с людьми, скорее всего, и в профессиональном общении с людьми больше уверены в своих силах и не придают большого значения возможности передачи клиен -та другому специалисту. Представление о психологической помощи, как о помощи в ситуациях кризиса чаще возникает при плохом ма -териальном обеспечении испытуемых, при старшем возрасте, что касается семейного положения, то данный вид помощи чаще всего ставят на первое место разведенные и вдовы, а реже - незамужние неженатые испытуемые. Следовательно, можно сказать, что определение психологической помощи, как помощи в ситуациях кризиса, предпочитают те категории испытуемых, которые сами чаще оказываются в подобных ситуациях (разведенные и вдовы, переживающие возрастные кризисы, бедствующие). Не ставят на высокие

ранги данное определение психологической помощи испытуемые, предпочитающие определять консультирование как помощь в личностном росте и высоко оценивающие собственную возможность личностного роста; при этом предпочтение в консультировании помощи в личностном росте происходит у испытуемых удовлетворенных собственным личностным ростом, причина подобной зависимости, вероятно, кроется в осознании данными испытуемыми большой значимости личностного роста и в умении самостоятельно переживать ситуации кризиса. Выделение в качестве основной задачи консультирования расширения представлений клиента о себе и ситуации сочетается у испытуемых с малым наличием проблем, высокой самооценкой и способностью к самокритике. При отсутствии проблем, естественно, какие-либо варианты выхода из трудных ситуаций не представляются значимыми, отсюда и расширения представлений. Кроме того, достаточно высокая самооценка и способность к самокритике облегчают возможность расширения пред -ставлений о себе и о ситуации. В данной группе проявилась тенденция при выделении по степени значимости психологического консультирования выделять и психотерапию при меньшем предпочтении таких дисциплин, как психокоррекция, психодиагностика и психопрофилактика.

Анализ ответов студентов третьей группы позволяет говорить о том, что у испытуемых данной группы снижается оценка удовлетворенности отношениями с людьми при возрастании возрастных пока -зателей, и при наличии семьи в настоящем или в прошлом. При высоких оценках удовлетворенности отношениями с людьми возрастает значимость консультирования как помощи в личностном росте и значимость задачи «принятие клиентом ответственности на себя». Значимость помощи в личностном росте также возрастает при наличии семьи в настоящем, а тем более, в прошлом, при этом снижается значимость помощи в ситуации кризиса. Кроме того, у семейных, а, тем более, у разведенных или вдовствующих испытуемых возрастает значимость консультативной помощи, как помощи в выборе правильного поведения. Можно предположить, что с обретением семьи у человека увеличивается многообразие поведенческих моделей и, соответственно, возрастает вероятность возникновения сложностей в выборе более адекватного поведения. Имея опыт семейной жизни в прошлом, испытуемые, вероятно, уделяют большее внимание собственному поведению. Кроме того, значимость в консультировании помощи в выборе правильного поведения увеличивается при субъективном снижении возможности личностного роста. Значение психологической помощи, как помощи в выборе правильного поведения возрастает с ухудшением матери-

ального положения испытуемых. Следовательно, можно сказать, студенты с низким социальным статусом и отсутствием возможности личностного роста сами имеют трудности с выбором и принятием решения, возможно, они бы предпочли принять готовое, «подсказанное» кем-то решение. Это влияет на повышение значимости психологической помощи именно в принятии решения. В данной группе испытуемых высокие оценки удовлетворенности жизнью коррелируют с низкой удовлетворенностью работой, при высокой степени удовлетворенности жизнью снижается значимость консультативной помощи в ситуациях кризиса. Предпочтение задачи консультирования «расширение представлений клиента о ситуации и о себе» коррелирует со снижением значимости другой задачи, а именно, с повышением стабильности клиента.

При анализе корреляционных матриц четвертой группы выявлены следующие зависимости: испытуемые, имеющие опыт семейной жизни больше значения в качественном консультировании отводят терпимости консультанта. В то же время, при повышении значимости в качественном консультировании терпимости консультанта повышается и значимость личности консультанта, при этом испытуемые достаточно высоко оценивают способность к самокритике. При субъективном ощущении наличия проблем, испытуемые придают большое значение эмпатии консультанта в определении качества консультирования, при этом понижается значение опыта консультанта. При удовлетворенности работой повышается значимость выслушивания клиента в консультативном процессе и эмпатии психолога, и вновь понижается значимость опыта. При предпочтении в консультативном процессе задачи выслушивания падает значимость остальных предложенных в анкете задач, и, соответственно, при выборе любой другой задачи, снижается значимость остальных, это указывает на явное предпочтение испытуемыми какой-либо одной задачи, а не комплекса задач. При высоких оценках удовлетворенности жизнью глобально, снижаются оценки удовлетворенности отношениями с людьми. Следовательно, можно сказать, что для данной группы отношения с людьми не являются определяющими общей удовлетворенности жизнью. Возможность личностного роста предполагает в данной группе наличие высокой самооценки и достаточной успешности. Определение психологической помощи, как помощи в выборе правильного решения, выбирают испытуемые низким уровнем материального обеспечения, и, соответственно, наоборот, испытуемые с достаточно высоким материальным положением не считают психологическую помощь помощью в принятии правильного решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, всем студентам надо было определить их отношение к психологическому консультированию, как виду психологической помощи. На этот вопрос все испытуемые отвечали (анонимно) сначала до прочтения курса «Психологическое консультирование», а затем -после. Во всех группах студентов-психологов до прослушивания курса «Психологическое консультирование» большинство студентов выражали положительное отношение к консультированию, а в группе студентов-корректологов - большинство студентов выражали ин-дифферентное отношение, что свидетельствует о меньшей заинтересованности в получении знаний по данной дисциплине.

По прочтении курса полностью исчез процент негативно относящихся студентов в группах студентов-психологов дневного и заочного отделения, и в группе студентов коррекционных педагогов; в группе студентов-психологов очно-заочного отделения - сократился. Во всех группах испытуемых значительно больший процент составляют студенты с положительным отношением к психологическому консультированию. У студентов-психологов заочного отделения отсутствуют индифферентные и отрицательные ответы, положительные ответы достоверно преобладают.

Различия в социальном статусе исследуемых групп касаются:

• возрастных различий испытуемых;

• особенностей выбранной формы обучения.

Для студентов факультета психологии ЛГУ характерно частое выделение значимости консультативных принципов, техник и технологий.

Наряду с технической и технологической грамотностью, студенты-психологи уделяют много внимания личностным характеристикам психолога-консультанта.

Реже студенты-психологи употребляют в качестве значимых профессионализм и опыт консультанта, причем, выделение этого аспекта происходит, только в группах с преобладанием работающих испытуемых (группы № 2 и 3).

Студенты факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, наоборот, больше внимания уделяют значимости профессионализма и опыта консультанта.

Качества личности психолога-консультанта допускаются студентами факультета КПиСП, как значимые, только при определении критериев эффективности.

В качестве значимых составляющих психологического консультирования, студенты факультета психологии, наряду с профессионализмом и опытом психолога-консультанта, выделяют, как значимые, сами составляющие профессиональной компетентности консультанта, выделяя такие стороны консультативного процесса,

как владение консультативными принципами, технологиями и техниками. Можно сказать, что это свидетельствует о наличии у студентов-психологов более глубоких и детальных знаний в данной области.

Следовательно, можно сказать, что у студентов, обучающихся на факультете психологии, сложилось более разностороннее и полное представление о психологическом консультировании, нежели у студентов, обучающихся на факультете КПиСП.

Учитывая, что всем испытуемым группам предмет читался в одинаковом объеме и одним и тем же преподавателем, можно предположить, что вышеизложенные факты - результат влияния полученных ранее знаний в области психологии, думаю, это связано с большей компетентностью студентов-психологов в области психологических знаний.

В группах студентов, обучающихся на факультете психологии, и группе студентов коррекционных педагогов, отличается выбор наиболее приемлемой базисной теоретической концепции. Все группы студентов-психологов выбрали гуманистические концепции, а кор-рекционные педагоги - поведенческие.

Выбор студентами-психологами гуманистического подхода обусловлен концептуальным направленностью факультета психологии и педагогики, равно как и выбор поведенческого подхода студентами факультета КПиСП связан со спецификой преподавания на данном факультете, имеющий уклон в коррекционные подходы и меньше предающей значение самоактуализации личности.

В целом, для выборки, характерно выделение, как более значимых тех аспектов, задач и направлений консультативной помощи, которые перекликаются с их собственными сложностями и проблемами. То есть, имея какие-нибудь значимые проблемы, испытуемые склонны отдавать приоритет консультативной помощи, направленной на разрешения собственных проблем.

У студентов дневного отделения, при ранжировании задач консультирования и определяющих качество консультирования, выбирается одно понятие и снижается значимость остальных, у студентов коррекционных педагогов - аналогично. В то время, как в группах студентов-психологов заочного и очно-заочного отделений могут оказаться значимыми сразу несколько критериев. Вероятно, вышеописанные различия являются результатом более зрелого мышления у студентов очно-заочного и заочного отделений и их профессиональной заинтересованности.

Для студентов заочного отделения и студентов очно-заочного отделения (и психологов, и коррекционных педагогов) характерно наличие корреляций между такими социальными характеристиками,

как возраст, семейное положение и специальность, и представлениями о психологическом консультировании. Вероятно, это связано с более высокой значимостью, по сравнению со студентами дневного отделения, для студентов второй, третьей и четвертой групп собственной работы и семейной жизни.

У испытуемых заочного, очно-заочного (психология) и очно-заочного (КПиСП) отделений выявлена возможность удовлетворенности работой при неудовлетворенности жизнью глобально, в то время как у студентов дневного отделения, удовлетворенность работой прямо зависит от удовлетворенности жизнью. Это позволяет предположить большую значимость профессиональных успехов для студентов заочного и очно-заочных отделений.

В группе студентов-психологов заочного обучения проявилась прямая зависимость представлений о большей значимости психотерапии и психологического консультирования при меньшем пред -почтении психодиагностики, психокоррекции и психогигиены. Возможно, подобная ситуация является следствием неумения развести две эти дисциплины, что обусловлено малым объемом курса психотерапии и малым количеством практических занятий по обеим дисциплинам.

В группе студентов факультета КПиСП, при высоких оценках удовлетворенности жизнью, снижаются оценки удовлетворенности отношениями с людьми. Следовательно, можно предположить, что для данной группы отношения с людьми менее значимы и не явля -ются определяющей общей удовлетворенности жизнью.

Во всех группах студентов-психологов до прослушивания курса «Психологическое консультирование» большинство студентов вы -ражало положительное отношение к консультированию, а в группе студентов коррекционных педагогов большинство оставалось индифферентно, что свидетельствует о меньшей заинтересованности в получении знаний по данной дисциплине.

По прочтении курса полностью исчез процент негативно относящихся студентов в группах студентов-психологов дневного и заочного отделения, и в группе студентов коррекционных педагогов; в группе студентов-психологов вечернего отделения - значительно сократился. Кроме того, во всех группах испытуемых значительно больший процент составляют студенты с положительным отношением к психологическому консультированию. У студентов-психологов заочного отделения отсутствуют индифферентные и отрицательные ответы.

Анализ представлений различных групп студентов о психологическом консультировании заставляет по-разному формировать курс лекций для студентов разных факультетов и форм обучения.

В процессе обучения студентов-психологов (особенно дневного отделения) необходимо делать акцент на развитие практических навыков консультирования, то есть развивать способность использовать на практике различные консультативные техники и технологии. Для достижения этой задачи представляется целесообразным проведение лабораторных занятий по психологическому консультированию с малочисленными группами (не более восьми человек), преимущественно в форме моделирования ситуаций консультирования и учебного консультирования с вариантом супервизии. Кроме того, следует акцентировать значимость личностной компоненты в системе профессионального становления психолога-консультанта.

В процессе обучения студентов коррекционных педагогов следует обращать внимание на понимание и усвоение ими задач, принципов и технологий консультирования. Необходимо четкое дифференцирование терапевтических, коррекционных и консультативных видов психологической помощи.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

2. Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное консультирование. - М.: Соц. здоровье России, 1994.

3. Ахтариева Л. Г. Психологическая подготовленность студентов к профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. н. - Л., 1978.

4. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.

5. Качюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

6. Мей Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.

7. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / под ред. А. А. Бодалева и др. - М., 1987.

8. Петренко В. П., Шамов И. А. Мудрость взаимности. - Л.: Лениздат, 1989.

9. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-СПб., 1994.

10. Balint M. The doctor, his patient and the illness. - London: Pitman, 1957.

УДК 159.922.73

Е. В. Колбина

Дидактическая игра как средство развития мотивации учебной деятельности старших дошкольников

В статье раскрыты понятия «готовность к школьному обучению», «дидактические игры», представлена характеристика различных школьных систем обучения. Проанализированы проблемы мотивации и мотивационной готовности к обучению в школе, охарактеризованы особенности мотивов современных детей дошкольного возраста.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.