Научная статья на тему 'Психологическое консультирование как технология развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности'

Психологическое консультирование как технология развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
416
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / «Я-КОНЦЕПЦИЯ» / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТ / "SELF-CONCEPT" / PSYCHOLOGICAL READINESS / FACTOR STRUCTURE / HEALTH IMPROVING ACTIVITIES / PSYCHOLOGICAL ATTITUDE / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валеева Галина Валерьевна

В статье представлено понятие «развитие психологической готовности к оздоровительной деятельности». Проведен анализ структуры психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности. Исследовано влияние психологического консультирования на психологическую готовность к оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Валеева Галина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological counsultation as the technology of the psychological readiness development of the future teachers for health improving activitie

The article presents the concept of "development of psychological readiness for health improving activities. The author analyzes the structure of the psychological readiness of students for health improving activities. Examines the influence of psychological counsultation for psychological readiness for health improving activities.

Текст научной работы на тему «Психологическое консультирование как технология развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности»

УДК 378:151.8:61 ББК 74.480:88.492:5

Валеева Галина Валерьевна

психолог

Центр содействия укреплению здоровья Институт Здоровья и Экологии человека Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Valeeva Galina Valeryevna psychologist Center of assistance to health strengthening Institute of Health and Human Ecology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinck [email protected] Психологическое консультирование как технология развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности Psychological counsultation as the technology of the psychological readiness development of the future teachers for health improving activitie В статье представлено понятие «развитие психологической готовности к оздоровительной деятельности». Проведен анализ структуры психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности. Исследовано влияние психологического консультирования на психологическую готовность к оздоровительной деятельности.

The article presents the concept of "development of psychological readiness for health improving activities. The author analyzes the structure of the psychological readiness of students for health improving activities. Examines the influence of psychological counsultation for psychological readiness for health improving activities.

Ключевые слова: психологическая готовность, факторная структура, оздоровительная деятельность, психологическая установка, «Я-концепция», психолого-педагогические условия, студент.

Key words: psychological readiness, factor structure, health improving activities, psychological attitude, "self-concept", psycho-pedagogical conditions, student.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего

(полного) общего образования отмечается необходимость развития у учащихся бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей. Вместе с тем анализ результатов, проводимых в данной области исследований, позволил сделать вывод о здоровьезатратном характере современного образования, которо-

му по своей сути и социально-личностной значимости надлежит быть здоровьесберегающим.

Развитие психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности в общеобразовательных организациях мы определяем как развитие внутренней системы субъекта деятельности, состоящей из компонентов: психофизического, психического, когнитивного и ценностно-мотивационного. Под психофизическим компонентом нами рассматривается психофизическое самочувствие, выраженное в самооценке удовлетворенности состоянием костномышечной и сердечно-сосудистой систем организма, а также в «потребностном напряжении» (И.П.Ильин) в отношении оздоровительной деятельности. Под психоэмоциональным компонентом понимаем психические состояния, выраженные в уровне тревожности, фрустрации, ригидности и истощения. Когнитивный компонент находит отражение в представлениях об оздоровительной деятельности и «потребностном напряжении» в отношении оздоровительной деятельности. К ценностно-мотивационному компоненту психологической готовности к оздоровительной деятельности относятся терминальные и инструментальные ценности, соответствующие данной деятельности.

Развитие психологической готовности к оздоровительной деятельности у будущих учителей зависит от актуального уровня развития компонентов психологической готовности (психофизического, психического, когнитивного, ценностно-мотивационного) и активности студента как субъекта деятельности.

Наше исследование позволило определить существование у 40-50% будущих учителей внутренних барьеров в развитии психологической готовности к оздоровительной деятельности, связанных с повышенными и высокими показателями состояния фрустрации, агрессивности и тревожности, а также с неудовлетворенностью состоянием сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, повышенной истощаемостью; низким уровнем сформированности «по-требностного напряжения» в отношении оздоровительной деятельности и пред-

ставления о ней, недостаточным уровнем сформированности ценностного отношения к здоровью (ценности-цели и ценности-средства).

При факторном анализе по методу главных компонент выделено четыре фактора структуры психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности[4].

Первый фактор имеет наибольший вес или несет в себе наибольшую информативность 20,495%. Он включает в себя показатели: тревожность, фруст-рационное напряжение, ригидность, истощаемость. Мы назвали его фактором «Психические состояния» и отнесли к психическому компоненту психологической готовности к оздоровительной деятельности.

Вышеприведенные данные говорят о необходимости психологической работы с будущими учителями. Наиболее востребованной и результативной формой психологической работы является психологическое консультирование.

Психологическое консультирование в целом мы понимаем как организацию и сопровождение процесса осознания и разрешения человеком своих трудностей в процессе развития [2,7].

С этой точки зрения групповому консультированию принадлежит уникальное место, так как в повседневной жизни, и в частности в образовании, человек всегда вовлечен в какие - либо группы. Групповой процесс рассматривается как мощный катализатор личностных изменений. Группа является идеальной для сопровождения процесса развития людей имеющих общие интересы, более или менее равных по статусу и не имеющих деструктивных проявлений. Консультативные группы нацелены на рост и развитие участников группы, и освобождение от всего того, что препятствует этим процессам [2]. Мы рассматриваем психологическое консультирование как технологию развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности.

Для реализации этой цели в условиях вузовского обучения разработано групповое психологическое консультирование «Валеологический анализ», «Образ Я»; «Иерархия приоритетов развития: моделирование и эффективное

планирование жизни», которые осуществляются как работа со студенческими группами факультетов. Мы рассматриваем эти группы как ориентационно / психолого-образовательные.

Групповое психологическое консультирование «Валеологический анализ» мы создавали, опираясь на принципы, вытекающие из личностно-центрированного подхода К. Роджерса: «Я» человека - безоценочная категория, любые отклонения от нормы есть недостаток его опыта развития, знание особенностей своего «Я» позволяет определить путь устранения этого недостатка [2]. Целью «Валеологического анализа» является развитие состояния потребностного напряжения в отношении гармонизации «Я-концепции», которое реализуется через оздоровительную деятельность будущих учителей.

Особенностью «Валеологического анализа» является то, что он как психологическое содействие развитию готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях включен в диагностический этап эколого - валеологических курсов. Это создает нюансы, которые необходимо учитывать при проведении «Валеологического анализа»: группа существует не только в процессе консультирования, но до и вне этого процесса. Психолог оказывает психологическое содействие образовательному процессу. Материалы диагностического этапа активно используются в образовательном процессе на групповом и индивидуальном уровнях. Преподаватель выстраивает подачу учебного материала и организует самостоятельную работу студентов (паспорт здоровья), ориентируясь на групповые особенности субъективной составляющей здоровья студентов.

«Валеологический анализ» включает в себя диагностику, анализ, интерпретацию и систематизацию показателей субъективной составляющей здоровья, что позволяет увидеть в каких сферах жизнедеятельности локализованы нарушения (недостаток опыта), а, значит, нарушена целостность

«Я-концепции», что, в свою очередь, дает возможность наметить пути восстановления ее целостности ,то есть достичь состояния комфорта.

Для проведения «Валеологического анализа», необходимы некоторые навыки эффективного консультантирования: разъяснение, подведение итогов, интерпретация, отражение чувств, поддержка, эмпатия, фасилитация, постановка целей, рефлексия, обратная связь, совет, предложение, защита [2].

Психолог начинает «Валеологический анализ» с согласования ожиданий будущих учителей и преподавателей от оздоровительной деятельности вообще и от данного занятия в частности, так как это повышает уровень субъективной включенности в процесс и ответственности за результат.

Методика согласования ожиданий.

Ожидания Количество участников выбравших данное ожидание (в %) Распределение ответственности за реализацию ожидания (в %)

Преподаватели Студенты

1.

итог

Применяя представленную методику, мы можем получить данные о том, что 100% студентов нацелены на получение практической информации, связанной с самопознанием. Причем за собой они оставляют 70 % ответственности за реализацию этого ожидания, а за преподавателями - 30%. Это говорит о заинтересованности студентов в диагностической информации и их гиперответственности, что является возможной компенсацией, не реализованной потребности в субъект-субъектных отношениях.

Исследование субъективной составляющей здоровья проводится при помощи комплексной программы диагностики «Гармония» состоящей из следующие методик: «Методика определения психосоматического типа (З.И. Тю-масева),«Методика оценки удовлетворенности физическим состоянием (модификация опросника Гиссенского адаптированного в психоневрологическом ин-

ституте им. В.М. Бехтерева)»;«Методики самооценки психического состояния (по Айзенку)»;«Методики ценностных ориентаций Роккича»; авторской анкеты «Потребностное напряжение в отношении оздоровления» (Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков, И.Л.Орехова);авторская анкета «Уровень развития представления об оздоровительной деятельности» (Г.В. Валеева, В.С. Мишарина). Расчетное время диагностического этапа с использованием программы «Гармония»составляет 30 минут.

В ходе диагностики выявляется, а затем интерпретируется интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия (суммарная оценка интенсивности эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического состояния, образует самостоятельный, определяющий психический статус личности); исследуется и интерпретируется целостность «Я-концепции» через состояния агрессии, тревожности, фрустрации, ригидности; проводится анализ иерархии ценностей-целей и ценностей-средств; состояния потребност-ного напряжения в отношения оздоровления, а также осознаваемого пути развития и устремлений будущих учителей; изучения сформированности представления о процессе оздоровления и его субъективного значения в жизни будущих учителей и преподавателей.

Будущие учителя сначала знакомятся с индивидуальными результатами диагностики, которые оформлены виде электронного индивидуального протокола, а затем соотносят свои результаты с данными группы и другими группами курса. Это делается с целью выявления и интерпретации отличий в субъективной составляющей здоровья. В ходе групповой консультации формируются подгруппы с конкретными нарушениями в субъективной составляющей здоровья, например: высокая агрессивность, фрустрация, ригидность на фоне высокой стрессонапряженности или неудолетворенность состоянием костномышечной системы в сочетании с повышенной утомляемостью и тревожностью, агрессивностью и т.п.. Затем на уровне подгрупп и группы намечается

путь коррекции субъективной составляющей здоровья и проводится экологическая проверка выбранного пути.

Для оценки уровня удовлетворенности будущих учителей «Валеологиче-ским анализом» использовалась модифицированная «Методика организации обратной связи» [3]. Студенты 1 курса (96% ) отмечают, что создается возможность для переосмысления участниками своих знаний, опыта, профессиональных установок. Ведущий организует мероприятие (предоставляет информацию, ведет обсуждение), ориентируясь на аудиторию. Опыт, получаемый во время мероприятия, способствует развитию профессиональных умений, навыков; саморазвитию, решению личных проблем.

Объективным результатом группового консультирования «Валеологиче-ский анализ» является запись будущих учителей на индивидуальное психологическое консультирование по вопросам улучшения психического состояния и выстраивания межличностных отношений (до 30%).

На психокоррекционном этапе группового консультирования нами используется методика личностного развития «Образ Я», которая заключается в формулировании своей «Я-концепции» и определение ее влияния на индивидуальный образ жизни. Основой методики является теория «Я-концепции» и метод «Фрактального рисунка»[1,6]. При этом фрактальный рисунок рассматривается как портрет личности, название рисунка данное автором рисунка, выступает как «Я - реальное», которое он и оценивает , а название данное другим участником, как «Я-зеркальное» в концепции личности. Рассогласование этих позиций формирует у будущих учителей потребностное напряжение в достижении целостности «Я- концепции». В дальнейшем эти вопросы решаются при индивидуальном консультировании.

Моделирование здорового образа жизни, будучи третьим этапом группового консультирования, начинается с выстраивания иерархии приоритетов развития, как основного условия личностного самоуправления. На этом этапе мы

используем авторскую методику «Иерархия приоритетов развития: моделирование и эффективное планирование жизни» [7].

Использование данной методики дает следующие результаты: 85% будущих учителей пересмотрели организацию своей жизни, причем оптимизировали управление своей жизнью и те, кто осознал, что развивается в желаемом для него направлении; 12 % будущих учителей, осознав причины возникающих проблем, пока не предприняли каких-либо действий по их устранению; 13% будущих учителей осознали необходимость глубинной психологической работы и проходят индивидуальное консультирование, направленное на изменение установок выстраивание желаемой иерархии приоритетов, с последующим планом их конкретной реализации в жизни.

Согласование «исходного» и «желаемого» и определяет проведение психокоррекции направленной на формирование новых стереотипов восприятия, мышления и поведения способствующих оздоровительной деятельности будущих учителей

Таким образом, в ходе «Валеологического анализа» определяются исходные показатели субъективной составляющей здоровья, как характеристики целостности «Я-концепции», методика «Образ Я», позволяет понять и устранить причины нарушения ее целостности, а методика «Иерархия приоритетов развития» позволяет моделировать желаемый образ жизни.

Индивидуалънбое психологическое консультирование проводится в форме консультационных сессий, затрагивающих глубинные психологические процессы. Поэтому на каждом этапе осуществляется согласование изменений с системой жизнедеятельности клиента. Рассмотрим особенности консультирования будущих учителей на примере консультационной сессии студентки с очень низким уровнем психологической готовности к оздоровительной деятельности, соответственно с высоким уровнем дезадаптации. Консультирование продолжается в течении трех лет ( с 1 по 3 курс, возраст на начало консультирования 19 лет), на данный момент проведено

55 консультаций. Первичный запрос был связан с тем, что студентка хотела понять причину, почему преподаватели к ней предвзято относятся: либо игнорируют, либо ненавидят; и изменить это отношение. Исследование состояний в процессе консультирования осуществлялось при помощи «Методики оценки удовлетворенности физическим состоянием (модификация опросника Гиссенского адаптированного в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева)» и «Методики самооценки психического состояния (по Айзенку)» [5].

Результатом первого этапа консультирования является определение реального запроса, выраженного через конфликт между «хочу» и «могу» клиента. Особенность будущих учителей проявляется в том, что их агрессивность носит характер скрытого недовольства на фоне стереотипности восприятия мышления и поведения. Поэтому консультанту необходимо помочь будущему учителю осознать и вербализовать чувства, возникающие у него.

Конкретный ответ на вопрос клиента является критерием эффективности консультирования на этом этапе.

Второй этап заключается в определение негативной установки, как субъективного препятствия на пути реализации реального запроса. Учитывая, стереотипность восприятия мышления и поведения будущих учителей консультант сталкивается с их возрастающим сопротивлением. В нашем случае это усилении фрустрационной напряженности и неудовлетворенности психофизическим самочувствием на фоне понижения агрессивности. Агрессивность переходит из «высокой» зоны в «повышенную» зону. Состояние ригидности стабильно повышено.Показателем эффективности консультирования выступает снижение напряженности: агрессии и тревожности.

На третьем этапе мы исследуем этапы и условия формирования и развития негативной установки.

Осознание причинно-следственных связей установок приводит к нарушению стабильности картины мира клиента, что является стрессом на фоне и так

высокой стрессонапряженности, стереотипности восприятия мышления и поведения, а так же скрытого недовольства. Все вышеперечисленное приводит к усилению роста сопротивления изменениям. В этой ситуации нужно относиться к сопротивлению как к помощнику в психологической работе. Психологу важно удерживать в сознании оба фокуса: форму проявления сопротивления (как сопротивляется клиент) и содержание сопротивления (чему сопротивляется клиент). Наиболее продуктивным способом работы является создание условий, позволяющих клиенту осознать собственное сопротивление и восстановить способность к оздоровлению.

Исследование показало, что начиная с пятнадцатой консультации (око-ло3-х месяцев психологической работы) уровень дезадаптации по показателю фрустрационная напряженность (р < 0,02(0,016)) статистически значимо снижается (рис.1). В данном исследовании приняли участие 29 человек, все из которых девушки в возрасте от 17 до 19 лет.

Активность клиента и развитие у него причинно-системного подхода к пониманию своей проблемы является показателем успешности консультирования.

На четвертом этапе консультирования мы интерпретируем жизненный сценарий клиента: трансформируя негативную установку в позитивную меняем жизненный сценарий в соответствии с «Я - идеальным» клиента.

Изменение «образа Я»- сопровождается изменением всей системы отношений, поэтому психологическая работа должна быть направлена на осознание многообразия ролевых проявлений «Я-концепции» клиента, как ресурса для процесса изменений. Объективным критерием эффективности консультационного процесса является переход конфликта в творчество. На этом этапе мы наблюдаем улучшение всех психических состояний, выражающееся, снижении показателей и переходе из «высокой» зоны в «повышенную» зону

Формирование и реализация эффективного стереотипа поведения, направленных на снижение уровня фрустрации и агрессивности происходит на пятом этапе консультирования и заключается в определении и коррекции стиля взаимоотношений, освоении навыков коммуникации, уверенного поведения, партнерских взаимоотношений, творческого самовыражения, конструктивного взаимодействия в конфликте. Улучшается психоэмоциональное состояние, выраженное в снижении показателей фрустрации, тревожности и переходе из «повышенной» зоны в зону «нормы» (29-30 консультация (рис.1).

25

О -1---------------------------------------1---------------------------------1----------------------------------1---------------------

О 15 29 41

Рис.1 Динамика уровня выраженности показателей психофизического и психоэмоционального компонентов психологической готовности в процессе консультационных сессий.

Моделирование клиентом сценария здорового образа жизни, выявление ресурсов для его реализации и определение критериев успеха, являются показателем эффективности консультационной сессии.

В ходе нашего исследования было доказано, что психологическое консультирование, статистически достоверно понижая уровень фрустрационной напряженности, которая является показателем психоэмоционального компонента психологической готовности к оздоровительной деятельности влияет на развитие этой готовности.

Библиографический список

1. Бернс, Р. Что такое Я-концепция [Электронный ресурс]. - иКЪ:

Ьїїр//да2.ви/павЬ-оІуеіУЬе2-ка1е§огіі/Шіпдех.аврх.

2. Глединг, С. Психологическое консультирование / С. Гледдинг. - 4-е изд. -СПб.: «ПИТЕР», 2002. - 730 с.

3. Меркулова, О.П. Методика «Уровень удовлетворенности мероприятием» / О.П. Меркулова // «Вопросы психологии». - 2009. - № 5. -150 с.

4. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие /А. Д. Наследов.- СПб.:Речь, 2004. - 392с.

5. Тюмасева З.И., Материалы Центра содействия укреплению здоровья /Г.В. Валеева И.Л. Орехова, В.С. Мишарина // Учебно-методический комплекс-Челябинск: ЧГПУ,2006. - 82с.

6. Полуяхтова, Т.З., Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности / Т.З. Полуяхтова, А.Е. Комов- М.: Издательский дом «Деловая литература», 2002. - 160 с.

7. Поляков, В.А. Психосистемное консультирование / В.А Поляков, И.Ю. Полякова, О.И. Панова, А.Ю.Меньшова — М.:РНАУМПиКП, 2006 -160 с.

Bibliography

1. Burns, R. What is self-concept [electronic resource]. - URL: http / / daz.su/nash-otvet/bez-kategorii/11/index.aspx.

2. Gleding, S. Counselling / S. Gledding. - 4th ed. - St. Pet. "PETER", 2002. -

730 p.

3. Nasledov, A. D. Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data. Manual / A. Nasledov. - St.Pet.: Rech, 2004. - 392p.

4. Merkulov, O.P. The method of "Satisfaction level of activity" / O. Merkulov / / "Questions of psychology." - 2009. - № 5. - 150 p.

5. Tyumaseva, Z. I. Materials of the Center of assistance to health strengthening / G.V. Valeeva, I.L. Orehova, V.S. Misharin // Educational-methodical complex-Chelyabinsk: CHGPU, 2006. - 82 p.

6. Poluyahtova ,T.Z .Fractal spring of wisdom, or a fresh look at our options / T.Z. Poluyahtova, A.E. Komov - M.: Publishing House "Delovaya literatura", 2002. - 160 p.

7. Polyakov, V.A. Psychosystemology: Integrated-System, radical psychology / V.A. Polyakov, I.Yu. Polyakova, O.I. Panova, A.Yu. Menshova. - M.: “RNAUMPiKP”, 2006. - 160p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.