Научная статья на тему 'Психологическая готовность студентов к оздоровлению и условия ее развития'

Психологическая готовность студентов к оздоровлению и условия ее развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / «Я-КОНЦЕПЦИЯ» / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТ / "SELF-CONCEPT" / PSYCHOLOGICAL WILLINGNESS / FACTORIAL STRUCTURE / HEALTH ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL PATTERN / PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL REQUIREMENTS / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валеева Галина Валерьевна, Тюмасева Зоя Ивановна

В статье представлено понятие, психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Проведен факторный анализ психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности и выявлена ее структура. Сформулированы психолого-педагогические условия, влияющие на психологическую готовность к оздоровительной деятельности. Исследовано влияние спецкурса «Культура здоровья» на психологическую готовность к оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Валеева Галина Валерьевна, Тюмасева Зоя Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ Psychological Willingness to Health and Conditions of Its Development

This article describes the concept of students’ psychological willingness to health activity in educational institutions. The author gives the factorial analysis of students’ psychological willingness to health activity and identifies its structure. The author formulates psychological and pedagogical requirements that influence the psychological willingness to health activity. The influence of the special course “Health Culture” on psychological willingness to health activity is analyzed.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность студентов к оздоровлению и условия ее развития»

УДК 378:151.8:61 ББК 74.480:88.4:5

Валеева Галина Валерьевна

психолог

Центр содействия укреплению здоровья Институт здоровья и экологии человека Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Тюмасева Зоя Ивановна доктор педагогических наук, профессор Институт здоровья и экологии человека Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Valeeva Galina Valerievna Psychologist Health Promotion Centre Institute of Health and Human Ecology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Tyumaseva Zoya Ivanovna Doctor of Pedagogics,

Professor

Institute of Health and Human Ecology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Психологическая готовность студентов к оздоровлению

и условия ее развития Students’ Psychological Willingness to Health and Conditions of Its Development

(Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

2012 г., проект № УГ-53/12/А).

В статье представлено понятие, психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Проведен факторный анализ психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности и выявлена ее структура. Сформулированы психологопедагогические условия, влияющие на психологическую готовность к оздоровительной деятельности. Исследовано влияние спецкурса «Культура здоровья» на психологическую готовность к оздоровительной деятельности.

This article describes the concept of students’ psychological willingness to health activity in educational institutions. The author gives the factorial analysis of students’ psychological willingness to health activity and identifies its structure. The author formulates psychological and pedagogical requirements that influence the psychological willingness to health activity. The influence of the special course “Health

Culture” on psychological willingness to health activity is analyzed.

Ключевые слова: психологическая готовность, факторная структура, оздоровительная деятельность, психологическая установка, «Я-концепция», пси-холого-педагогические условия, студент.

Key words: psychological willingness, factorial structure, health activity, psychological pattern, "self-concept", pedagogical and psychological requirements, student.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения проблем целенаправленного формирования комплексного здоровья подрастающего поколения, сопряженного со здоровьем окружающей среды. Большая ответственность за разрешение данной проблемы лежит на образовании на всех его уровнях и во всех проявлениях, поскольку именно образование играет важнейшую роль в формировании физической, психологической и социальной составляющей здоровья подрастающего человека. Однако образование, которому по своей сути и социально-личностной значимости надлежит быть здоровьесберегающим, на самом деле является здоровьезатратным. В стране в последние двадцать лет наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья учащихся. У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью, большинство из них имеет низкий уровень знаний по проблеме здо-ровьесбережения, не владеет элементарными умениями навыками по сохранению собственного здоровья.

Аналогичную ситуацию наблюдаем у студентов первого курса, которые только что, закончили школу и поступили в педагогический вуз.

В сложившихся условиях актуальной становиться проблема подготовки будущего учителя к активной целенаправленной оздоровительной деятельности. Для решения этой проблемы, важно понять «Какой психологический «механизм» способен обеспечить готовность студентов как будущих педагогов, к оздоровительной деятельности?»

Психологическая готовность студентов как будущих педагогов, к оздоровительной деятельности рассматривается нами как интегральное состояние, базирующееся на «Я - концепции».

«Психологическую готовность к оздоровительной деятельности» мы понимаем, как осознанные и неосознанные мотивы, направленные на отношения в результате, которых происходит формирование и развитие удовлетворенности физическим и психическим состоянием личности.

Основываясь на идеях, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.А. Полякова, Р.Бернса, исследовании мы выделяем структуру психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности, которая состоит из следующих компонентов:

• психофизический, предусматривающий изменения в самочувствии человека: истощаемость, жалобы на костно-мышечную и сердечнососудистую системы;

• эмоционально-чувственный, предусматривающий изменения в психическом самочувствии человека: выраженность тревожности, фрустрации, агрессивности;

• когнитивный, предполагающий все аспекты познавательного развития, включающий весь спектр преобразований сенсорного восприятия в системно-логическое мышление: уровень ригидности восприятия, мышления, поведения; запрос на освоение навыков оздоровления, работу специалиста, душевный покой; уровень сформированности представления об оздоровительной работе;

• сознательно-креативный (межличностный), предусматривающий изменения межличностных отношений с целью становления самосознания личности, включая весь спектр преобразований индивида в личность: выраженность фрустрации и агрессивности;

• мотивационно-ценностностный, предусматривающий изменения в ценностно-иерархической сфере и преобразования концептуальных и мировоззренческих позиций человека [3]: ценности-цели, ценности-средства, устремления.

Таким образом, психологическая готовность студентов к оздоровлению включает в себя сознательные, бессознательные, психические и психофизические компоненты, которые рассматриваются нами как взаимосвязанные.

Исследование структуры психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности проводилось методом факторного анализа, на базе Челябинского государственного педагогического университета в течение 2011— 2012 учебного года со студентами 1 курса двух факультетов: дошкольного образования и информатики. Возраст студентов 17лет. Большинство участников исследования девушки (2/3 от всего числа). На этапе констатирующего эксперимента участвовало 100 студентов. Нами использовались методики, представленные в комплексной программе «Гармония» диагностика субъективной составляющей здоровья студентов и преподавателей [2]: «Методика самооценки психического состояния (по Айзенку), «Методика оценки удовлетворенности физическим состоянием (модификация опросника Г иссенского адаптированного в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева), «Методика ценностных ориентаций Роккича», Анкета «Уровень развития представления об оздоровительной деятельности».

При факторном анализе по методу главных компонент выделено шесть факторов структуры психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности [1].

Первый фактор имеет наибольший вес или несет в себе наибольшую информативность (10,5 %). Он определяется пятой переменной «состояние фрустрации» (она несет наибольшую факторную нагрузку 0,688). Это послужило основанием назвать данный фактор: «Фактором уверенности в себе» и отнести его к эмоционально-чувственному и сознательно-креативному компоненту структуры психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Первый фактор оказывает на студентов третье по значимости влияние, что составляет 0,841.

Второй фактор (информативность 10 %) определяется третьей переменной «удовлетворенность состоянием сердечно - сосудистой системы» (фактор-Вестник ЧГПУ102012 20

ная нагрузка 0,976). Это послужило основанием назвать данный фактор: «Фактором удовлетворенности состоянием сердечно - сосудистой системы» и отнести его к психофизическому компоненту структуры психологической готовности студента к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Второй фактор оказывает на студентов самое значительное влияние, что составляет 0,998.

Третий фактор (информативность 9,013%) определяется четвертой переменной «состояние тревожности» (факторная нагрузка 0,889). Данный фактор можем охарактеризовать как «Фактор спокойствия» и отнести его к эмоционально-чувственному компоненту структуры психологической готовности студента к оздоровительной деятельности. Третий фактор оказывает на студентов второе по значимости влияние, что составляет 0,889.

Четвертый и пятый факторы несут в себе 8 % общей информативности. Наибольшую факторную нагрузку по четвертому фактору несет отрицательный полюс второй переменной (-1,003) «удовлетворенность состоянием костномышечной системы». Это послужило основанием назвать данный фактор: «фактором неудовлетворенности состоянием костно-мышечной системы» и отнести его к психофизическому компоненту структуры психологической готовности студента к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Четвертый и второй факторы оказывают на студентов первое по значимости влияние, что составляет 0,998.

Наибольшую факторную нагрузку по пятому фактору несет отрицательный полюс шестой переменной (-0,582) «состояние агрессивности». Это послужило основанием назвать данный фактор: «фактором конфликтности (раздражительности)» и отнести его к эмоционально-чувственному и сознательнокреативному компонентам структуры психологической готовности студента к оздоровительной деятельности. Этот фактор оказывает на студентов четвертое по значимости влияние, что составляет 0,724.

Шестой фактор несет в себе 6,8 % общей информативности. Наибольшую факторную нагрузку несет четвертая переменная (0,517) и двенадцатая пе-

ременная (0,430): состояние тревожности и уровень сформированности представления о способах оздоровительной деятельности. Это послужило основанием назвать данный фактор: «фактором спокойствия и представления об оздоровительной активности» и отнести его к эмоционально-чувственному и когнитивному компонентам структуры психологической готовности студента к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Шестой фактор оказывает на студентов пятое по значимости влияние, что составляет 0,721.

Исходя из результатов факторного анализа, мы характеризуем психологическую готовность к оздоровительной деятельности как осознанные и неосознанные мотивы, направленные на отношения, в результате которых происходит формирование и развитие состояний уверенности, спокойствия и выдержки, удовлетворенности самочувствием сердечнососудистой и костномышечной систем, а также представления о возможностях оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

Использование факторного анализа и системы критериально-уровневого оценивания психологической готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях позволило конкретизировать характеристику трех уровней психологической готовности студентов: высокого, среднего, низкого.

Высокий уровень психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности характеризуется хорошей работоспособностью, удовлетворительным психофизическим самочувствием. Это спокойные, выдержанные студенты, с высокой самооценкой, устойчивостью к неудачам, способностью преодолевать трудности, со сформированным представлением об оздоровительной деятельности в школе на стадии «могу».

Средний уровень психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности характеризуется периодическим чувством усталости, умеренным напряжением в костно-мышечной системе, легким общим недомоганием. У студентов частично сформировано представление об оздоровительной деятельности; у них средний (допустимый) уровень тревожности, они часто не

уверены в себе, стараются избегать трудностей, в напряженной ситуации склонны к словесной агрессии, либо к «тихому» сопротивлению. Такие студенты нуждаются в психологической работе с ними, направленной на коррекцию личностных трудностей, связанных с неумением определить свою нужность людям и получить социальное признание (сознательно-творческий компонент готовности), что мешает формированию когнитивной готовности к оздоровительной деятельности. Средний уровень выраженности психологических проблем делает возможным их полное преодоление и тем самым повышает мотивацию к оздоровлению других.

Низкий уровень психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности характеризуется чувством усталости, сильным напряжением в костно-мышечной системе, общим недомоганием; студенты характеризуются низкой самооценкой; избегают трудностей, боятся неудач, агрессивны и не выдержаны. У таких студентов наблюдается несформированное представление об оздоровительной деятельности. Им требуется длительное время на разрешение психологических проблем и, в лучшем случае, такой человек постоянно занимается лишь личным оздоровлением.

Высокий уровень психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности диагностируется у 45% студентов 1 курса и лишь у 30% студентов 2 курса. К третьему курсу 50% студентов (высокий уровень) обладают внутренним потенциалом для формирования субъективной готовности к оздоровительной деятельности. Около 40% студентов 1 курса (средний уровень) нуждается в постоянной групповой психологической работе, направленной на коррекцию личностных трудностей, связанных с неумением определить свою нужность людям и получить социальное признание, а это заметно мешает формированию у них когнитивной готовности к оздоровительной деятельности. Низкий уровень психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности диагностируется у 15% студентов 1 курса.

Теоретико-экспериментальное исследование позволило выявить психоло-го-педагогические условия, способствующие психологической готовности сту-

дентов к оздоровительной деятельности.

К ним относятся:

• Субъективные условия: «Я-концепция» студента выступает как субъективное условие развития психологической готовности к оздоровлению.

• К объективным условиям, определяющим динамику и направление развития психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности, относятся: психологическое содействие в освоении программы формирования ценностного отношения к здоровью; реализация субъект-субъектного взаимодействия студентов и преподавателей в процессе осуществления оздоровления.

Наше исследование было направлено на изучение влияния спецкурсов эколого-валеологической направленности как объективного, психологопедагогического условия развития психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Важная роль в развитии психологической готовности к оздоровлению отводится спецкурсу «Культура здоровья», который входит в систему оздоровительно-учебной работы, нацеленной на реализацию профессиональной подготовки учителей в рамках здоровьесберегающего образования.

Основная цель спецкурса заключается в формировании профессиональнопедагогической культуры здоровья будущих педагогов через научное понимание сущности, значения феномена здоровья в личной и профессиональной сферах жизни, через изучение современных научных представлений о здоровье, оздоровлении и здоровом образе жизни. Для решения этих задач студентам прививаются навыки индивидуального оздоровления себя, а также оздоровления своих учеников. Большая роль в этих спецкурсах отводится практическому оздоровлению, которое имеет выраженную личностно-групповую направленность на оздоровление самого себя и «другого»[4].

При реализации оздоровительных модулей комплексной программы спецкурса «Культура здоровья» нами использовались следующие оздорови-Вестник ЧГПУ102012 24

тельные технологии: психологические тренинги, физические тренинги, релаксация, точечный массаж, фитооздоровление, аромаоздоровление, диетооздо-ровление, цветооздоровление, дыхательная гимнастика, рациональное питание и другие. Овладение системой оздоровительных технологий, обеспечивается структурой и содержанием спецкурса, а также формированием субъект-субъектных отношений, точнее, взаимоотношений всех субъектов образования.

На первом этапе исследования (февраль 2011г.) осуществлялась стартовая диагностика студентов 1 курса при помощи компьютерной комплексной диагностической программы «Гармония». Второй этап исследования заключался в диагностики этих же студентов после изучения спецкурса «Культура здоровья» (апрель 2011 г.) при помощи той же программы. Анализ данных осуществлялся при помощи непараметрического критерия Т-Вилкоксона [1].

Результаты исследования психологической готовности студентов факультета дошкольного образования до и после изучения спецкурса «Культура здоровья» представлены нами следующим образом:

• после изучения спецкурса «Культура здоровья» выраженность дезадаптации студентов по психофизическому компоненту статистически значимо снижается^=1,980; p < 0,05(0,048)).

• после изучения спецкурса «Культура здоровья» выраженность дезадаптации студентов по эмоционально-чувственному компоненту статистически значимо снижается^=2,70; p < 0,01(0,008)) .

Динамика когнитивного компонента психологической готовности к оздоровлению следующая:

• на 13% увеличилось количество студентов с высоким уровнем психологической готовности к оздоровлению;

• статистически значимо снизился показатель ригидности у студентов первого курса ^ = 2,901; p< 0,01(0,004));

• статистически значимо повышается уровень представления о том, каким ресурсом для оздоровительной деятельности обладают студенты (стадия

25 Вестник ЧГПУ102012

3 «Делаю») и какой конечный результат хотят получить от этой деятельности (стадия 4) ^ = 3,138; p< 0,01(0,002));

• анализ динамики общественно-иерархического компонента показал статистически достоверное различие в уровне преобладания ценностей-средств соответствующих ценностям сформированной готовности к оздоровлению после спецкурса «Культура здоровья» ^ = 2,063; р< 0,05 (0,039)).

После изучения спецкурса «Культура здоровья» отмечается ярко выраженная положительная динамика развития психологической готовности студентов к оздоровлению в области концептуального компонента психологической готовности к оздоровительной деятельности (на 23% увеличилось количество студентов, у которых жизненная перспектива, включает оздоровление других людей и себя).

В результате проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:

1. Конкретизировано основополагающее понятие проблемы исследования - «психологическая готовность к оздоровительной деятельности» - это осознанные и неосознанные мотивы, направленные на отношения, в результате которых происходит формирование и развитие состояний уверенности, спокойствия и выдержки, а также состояние удовлетворенности самочувствием сердечнососудистой и костно-мышечной систем и развитие представления о возможностях оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

2. Высокий уровень психологической готовности к оздоровительной деятельности диагностируется у 45% студентов первого курса.

3. После изучения студентами спецкурса «Культура здоровья» статистически значимо снижается у них выраженность дезадаптации по психофизическому (удовлетворенность состоянием сердечнососудистой и костномышечной), эмоционально-чувственному (тревожность, фрустрация, агрессивность) компонентам психологической готовности к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

4. Содержание и субъект-субъектный характер спецкурса «Культура здоровья» способствовали наибольшему развитию концептуального, общественно-иерархического и когнитивного компонентов психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие /А. Д. Наследов.-СПб.:Речь, 2004. - 392с.

2. Орехова, И.Л. Материалы Центра содействия укреплению здоровья /Г.В. Валеева З.И. Тюмасева, В.С. Мишарина // Учебно-методический ком-плекс-Челябинск: ЧГПУ,2006. - 82с.

3. Поляков, В.А. Психосистемология: Интегрально-системная, кардинальная психология / В.А. Поляков, И.Ю. Полякова, О.И. Панова, А.Ю. Меньшова. - Мн.: ВЭВЭР, 2003. - 352 с.

4. Тюмасева З.И. Культура Здоровья / З.И. Тюмасева // Учебно-методический комплекс-Челябинск: ЧГПУ ,2009. - 32 с.

Bibliography

1. Nasledov, A. D. Mathematical Methods of Psychological Research. Data Analysis and Interpretation: Manual / A.D. Nasledov. - SPb.: Rech, 2004. - 392 p.

2. Orekhova, I. L. Materials of the Health Promotion Center / G.V. Valeeva, Z. I. Tyumaseva, V.S. Misharin // Educational-and-Methodical Complex. -Chelyabinsk: ChSPU, 2006. - 82 p.

3. Polyakov, V. A. Psychosystemology: Integrated-System, Radical psychology / V. A. Polyakov, I. Yu. Polyakova, O. I. Panova, A. Yu. Menshova. - Mn.: VEVER, 2003. - 352 p.

4. Tyumaseva, Z. I. Culture of Health / Z. I. Tyumaseva // Educational-and-Methodical Complex. - Chelyabinsk: ChSPU, 2009. - 32 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.