Научная статья на тему 'Проблемы подготовки психологов-консультантов для психологической службы в образовании'

Проблемы подготовки психологов-консультантов для психологической службы в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1354
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИ - КОНСУЛЬТАНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ И МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Г. Ф.

В статье описывается опыт работы по обучению психологов в рамках специализации «психологическое консультирование». Автор заостряет внимание на проблемах обучения психологов - консультантов: сложностях с организацией многоступенчатой и многопрофильной практикой студентов, ознакомлением их с широкой областью актуальных проблем обучения и воспитания в форме, которая наиболее приближена к работе специалистов, работающих на стыке психологической науки и практики современного образования; коллективным решением студентами задач, реально возникающих в современном образовании с учетом тех проблем, которые стоят перед психологической службой вуза и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки психологов-консультантов для психологической службы в образовании»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК-370.140.42

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Г.Ф. Голубева

В статье описывается опыт работы по обучению психологов в рамках специализации «психологическое консультирование». Автор заостряет внимание на проблемах обучения психологов - консультантов: сложностях с организацией многоступенчатой и многопрофильной практикой студентов, ознакомлением их с широкой областью актуальных проблем обучения и воспитания в форме, которая наиболее приближена к работе специалистов, работающих на стыке психологической науки и практики современного образования; коллективным решением студентами задач, реально возникающих в современном образовании с учетом тех проблем, которые стоят перед психологической службой вуза и школы. Ключевые слова: психологи - консультанты, психологическая служба, многоступенчатая и многопрофильная практика студентов, психолого-педагогического сопровождение, консультативная психологическая помощь.

Подготовка психологов для работы в сфере образования современной России за последние годы претерпела существенные изменения. Условно можно выделить два основных этапа этого процесса.

1. Для первого этапа характерно создание психологической службы и подготовке в короткие сроки большого количества психологов для работы в учебных заведениях. Появилось большое число краткосрочных программ подготовки психологов в основном из числа лиц, имеющих высшее педагогическое или высшее медицинское образование.

К достоинствам этих программ можно отнести высокую скорость подготовки специалистов, их ориентацию на максимально практическое использование полученных знаний непосредственно в реальной профессиональной деятельности. Серьезными недостатками таких форм подготовки традиционно считаются отсутствие серьезных теоретических знаний, крайне редуцированное собственное восприятие профессии, неспособность решать сложные проблемы, возникающие в ходе профессиональной деятельности, стремление к осуществлению административных функций и низкая мотивация к профессиональной деятельности практического психолога.

2. Сложившееся на первом этапе положение привело к появлению сравнительно большого числа факультетов в составе как педагогических, так и непедагогических вузов (в том числе и негосударственных). Практически во всех вновь созданных вузах гуманитарного направления есть и возникают психологические факультеты или отделения, многие из которых более или менее продуктивно готовят психологов для работы в сфере образования. На этом же этапе большинство научных центров, имеющих давние традиции и подготовленные профессиональные кадры преподавателей, также переходят к организации развернутых и гораздо более емких по содержанию программ переподготовки психологов для работы в учебных заведениях. Большинство таких программ предполагает наличие базового высшего (непсихологического) образования, имеет более систематический характер и большую продолжительность и реализуется, как правило, в заочной или очно-заочной форме обучения.

Научные конференции последних лет, посвященные проблемам образования и психологии, показывают, что для подготовки специалистов, способных быстро

включиться в решение конкретных задач современного образования, необходимо организовать многоступенчатую и многопрофильную практику студентов. Будущие практические психологи должны постепенно ознакомиться с широкой областью актуальных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения в форме, которая наиболее приближена к работе специалистов, работающих на стыке психологической науки и практики современного образования. В качестве основной единицы организации такой практики мы видим коллективное решение студентами задач, реально возникающих в современном образовании, выбранных и сформулированных специалистом с учетом текущего учебного процесса на факультете и тех проблем, которые стоят перед психологической службой вуза в целом [3, 4].

Подготовка психологов в условиях современного образования предполагает обучение молодых людей, как правило не имеющих жизненного опыта и порой с трудом представляющих свое профессиональное будущее. Это отражается и на мотивации обучения, о чем свидетельствует ряд исследований в области как социальной психологии, так и психологии труда, и на представлениях будущих практических психологов о роли и функциях их профессиональной деятельности. Выбор профессии определяется в большей степени ее престижностью или популярностью, а не личностной заинтересованностью, потребностью стать полезным людям в трудные моменты их жизни или хотя бы желанием разобраться в проблемах этих людей [1, 2].

Опыт работы по обучению психологов на факультете психологии СЭИ Брянского государственного университета в рамках специализации «психологическое консультирование» позволил выявить ряд причин, препятствующих качественной подготовке студентов к профессиональной деятельности. Основная проблема в подготовке будущих психологов-консультантов заключается в отсутствии психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках специальной психологической службы в вузе в целом и на факультете психологии в частности.

Целью данной статьи является сравнительный анализ проблем организации психологической службы в различных странах и обоснование возможных путей подготовки кадров для ее функционирования.

Среди направлений работы специальных служб для студентов в зарубежных вузах особо важными считаются консультирование и профессиональное руководство. Именно профессиональное руководство (так именуется профессиональная ориентация за рубежом), бурно развивающееся в странах с рыночной экономикой и по мере развития все больше внимания уделяющее изучению личностных проблем, связанных с планированием будущего и реализацией мер по его осуществлению, внесло серьезный вклад в развитие психологической службы в зарубежной высшей школе. Действительно, с ускорением технологических перемен в самых разных сферах труда расширился диапазон возможного выбора профессиональной карьеры и путей подготовки к ней. И это делает данный вид обслуживания особо актуальным, что признается во всем мире [5, 6, 8].

Особое место в работе консультантов, требующее серьезной психологической подготовки, занимает разрешение личностных проблем и затруднений студентов: эмоциональных срывов, любовных неудач, трудностей в установлении взаимоотношений с преподавателями, с однокурсниками, семьей, утрата уверенности в себе и правильности выбора своего будущего и т. д.

Нередко круг вопросов, требующих содействия специалистов, значительно шире, они выходят за рамки чисто психологического сопровождения. Это и проблемы здоровья, и вопросы финансовой помощи и содействия в трудоустройстве, и жилищные вопросы, и возможности для внепрограммной деятельности. Подобные неразрешенные проблемы, так или иначе, сказываются на психологическом самочувствии студентов.

Как правило, постоянной структуры, координирующей работу консультантов в вузах, не существует. Имеются различные подходы организации психологических служб в вузах. В небольших учебных заведениях назначают инструктора в области психологии

или педагогики, которому вменяют в обязанности консультирование студентов по различным вопросам.

Отдельные вузы нанимают профессиональных консультантов, которые могли бы преподавать один или более курсов, связанных с консультированием. Часто эти работники отвечают за университетские программы тестирования. Предполагается, что они умеют поддерживать рабочие связи с местными психотерапевтами, психиатрами и работниками клиник. В крупных университетах учреждают консультативные офисы, в которых постоянно работают консультанты с полной или частичной нагрузкой. Помимо старшего консультанта, имеется штат сотрудников, занятых на постоянной или временной основе. Некоторые университеты предпочитают сертифицированных психологов-консультантов, другие привлекают к этой деятельности студентов старших курсов психологических факультетов, прошедших специальную подготовку в различных видах консультирования и осуществляющих психологическое сопровождение студентов под руководством супервизоров.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что консультативная психологическая помощь должна определяться штатно-должностной структурой психологической службы вуза и нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность внутренних и внешних консультантов.

Если консультирует представитель факультета (преподаватель), то эту деятельность называют рекомендацией или советом профессора (преподавателя), и, естественно, она касается вопросов учебы. Если в консультировании участвует психолог, деятельность именуется психологической консультацией и касается личностных проблем. При привлечении психиатра речь идет о пограничных состояниях, а деятельность относится к психиатрическому консультированию и т.д. Особую сложность в организации работы психологической службы представляет отсутствие квалифицированных психотерапевтов с базовым клинико-психиатрическим образованием, сертифицированным

профессиональным сообществом в области медицинской психологии [7].

Опыт ведущих западноевропейских и американских вузов показывает, что помимо проблем организационно-финансового и материально-технического обеспечения служб психологической помощи студентов, определенные трудности возникают и в связи с распределением прав и обязанностей между консультантами и участниками этого процесса.

Ответственность за консультативную деятельность распределяется между представителями факультетов, консультирующими психологами, медперсоналом, администрацией, включая деканов, их помощников, и чиновниками, работающими со студентами, курирующими социальную, воспитательную, внеучебную сферу деятельности вуза.

Данные более чем двадцатилетней давности, касающиеся США, свидетельствуют, что только 5% университетов не включают консультирование в обязательную часть обслуживания студентов. Естественно, что в крупных университетах такая работа развернута лучше, а их администрация принимает на себя большую ответственность за ее организацию и качество (создание центров в общежитиях или служб консультирования в учебных корпусах; соотношение студентов к консультантам 3000 к 1) [5].

Главные проблемы в работе центров вузов - кадровое и финансовое обеспечение, размещение и поддержка со стороны администрации и коллектива вуза в целом. Другой проблемой, которая остро стоит в зарубежных вузах с развитой инфраструктурой психологической помощи, является отсутствие профессиональных ассоциаций, объединяющих всех консультантов колледжей и университетов. Так, в США большая часть университетских консультантов относятся к отделу консультирующей психологии при Американской психологической ассоциации, которая принимает участие в подготовке консультантов-психологов к защите докторских диссертаций. Необходимо отметить высокий профессиональный уровень консультантов-психологов, входящих в

Американскую психологическую ассоциацию. Младшие психологи- консультанты имеют как минимум магистерский диплом, консультанты управленческого высшего звена, как правило, являются докторами наук в данной области.

В России кандидатские и докторские диссертации по психологическому консультированию защищаются крайне редко (с 1992 по 2007 гг., по данным ВАК РФ, во всей России по специальностям 19.00.05 - социальная психология в сфере психологического консультирования защищено всего 19 кандидатских и ни одной докторской диссертации). Причем все зашиты в данном направлении проходили в крупных психологических центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Ярославль.

Если попытаться классифицировать функции консультирования, то в качестве основания можно использовать: решаемые проблемы, обслуживаемый контингент, процессы, происходящие в консультативном пространстве, цели работы психолога-консультанта. Многообразие решаемых задач отражено перечнем прилагательных, используемых в сочетании с термином «консультант» в зарубежной литературе: консультант по профессиям, по проблемам образования, по развитию, по вопросам поведения, по задачам приспособления к ситуации, по личностным проблемам, социальным, этическим, финансовым. Более того, для разных групп студентов может быть выделен специальный штат консультантов или служба приспособлена к их проблемам. Это иностранные студенты, живущие в студенческих общежитиях, женатые, инвалиды, неуспевающие, великовозрастные, восстановившиеся после ухода из вуза, имеющие финансовые затруднения, относящиеся к религиозным, расовым и другим меньшинствам и т. д.

Как видно из вышеизложенного, консультирование в сфере образования на любом уровне выходит за рамки решения сугубо психологических проблем. Как справедливо отмечает швейцарский ученый M. Pierre, касаясь психологов в сфере образования, их следовало бы называть психосоциологами образования, поскольку за ними сохраняются и функции клиницистов и психометристов, и роль исследователей; в то же время на них возлагаются обязанности по содействию решений сугубо социальных проблем .

В условиях российской действительности подготовка психологов-консультантов должна осуществляться через магистратуру, при этом необходим специальный отбор обучающихся и формирование выпускающими кафедрами перечня спецдисциплин, направленных на приобретение студентами практических умений и формирование профессионально важных качеств будущих магистров, кандидатов и докторов наук в сфере консультативной психологии . Поскольку деятельность психолога-консультанта требует от специалиста в этой области прикладной психологии не только определенных личностных качеств и профессиональных знаний, но и умений профессионального взаимодействия с людьми. Так, использование им механизмов психологической защиты и копинг-стратегий, выбор деструктивных способов преодоления психологических барьеров и психоэмоционального напряжения препятствует осознанию и продуктивному разрешению трудностей этого взаимодействия. Поэтому в процессе подготовки будущих психологов-консультантов необходимо сформировать у них не только профессиональные знания и умения, но и выработать способы конструктивного преодоления возможных профессиональных трудностей в целях профилактики профессиональных деструкций, деформаций личности и сохранения психического и психологического здоровья профессионала.

The article tells of a working experience in training psychologists within the framework of the speciality "Psychological Consulting". The author views such problems of training consulting psychologists as difficulties in organizing multistage and diversified practice for students, in finding a form of teaching that closely approximates the real conditions under which specialists work at the crossing of modern education theory and practice through which students could get acquainted with urgent problems of education, get collectively involved in solving real-life problems emerging in modern education and look into the tasks which psychological services of institutions of higher education and schools undertake.

The key words: consulting psychologists, psychological service, multistage and diversified students' practice, psychological and pedagogical support, consulting psychological assistance.

Список литературы

1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. С. 3-19.

2. Барышева Т.Д. Проблема психологии как предмета преподавания в контексте психологического образования / Т.Д. Барышева // Ежегодник Российского Психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. СПб.: РПО, 2003. Т.1. С. 313-317.

3. Блинов А. О. Сравнительная характеристика параметров внешнего и внутреннего консультанта // Экономическая психология как теоретико-методологическая основа созидательной деятельности, маркетинговых исследований, рекламы и связей с общественностью / Под ред. Г.В. Ложкина, В.В. Спасенникова. Брянск: СЭИ БГУ, 2007. С. 32-39.

4. Голубева Г. Ф. Прогнозирование успешности освоения профессии психолога-консультанта с учетом личностных особенностей и балльно-рейтинговой оценки учебной деятельности студентов // Экономическая психология как теоретико-методологическая основа созидательной деятельности, маркетинговых исследований, рекламы и связей с общественностью / Под ред. Г. В. Ложкина, В. В. Спасенникова. Брянск: СЭИ БГУ, 2007. С. 59-67.

5. Джейкобс Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций / Д. Джейкобс, П. Дэвис, Д. Мейер. СПб.: Б. С. К., 1997. 233 с.

6. Захаров Л. Н. Преемственность организационных культур как проблема стратегического управления в вузе / Стратегическое управление университетом. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. С. 79-92.

7. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

8. Уоллес В. Психологическая консультация / В. Уоллес, Д. Холл: (Серия «Практическая психология»). СПб.: Питер, 2003. 544 с.

Об авторе

Голубева Г. Ф - канд. псих. наук, доц., Брянского государственного университета им. академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.