Научная статья на тему 'Мотивационный анализ медиа-предпочтений студентов'

Мотивационный анализ медиа-предпочтений студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
379
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационный анализ медиа-предпочтений студентов»

Мотивационный анализ медиа-предпочтений студентов

Гапонова С.А.

доктор псих. наук, профессор НГПУ, Воскресенская Н.Г., ассистент кафедры «МК, pr и реклама» ФМО ННГУ, аспирант НГПУ, Н.Новгород

Беспрецедентное развитие кинопроизводства США, чья коммерческая успешность в настоящее время вне конкуренции, дает повод многим исследователям говорить о мировоззренческой экспансии, проявляющейся в обрушении прежних механизмов формирования культурной идентичности [5]. Особую роль киноиндустрия оказывает на формирование нравственных идеалов молодежи. Аватары, Гарри Поттеры, вампиры, становятся объектами для подражания у молодого поколения, неся в себе образ неудачника в реальном мире, который благодаря вмешательству супернауки, судьбы или сверхъестественных сил становится супергероем в мире виртуальном. В таких распространенных жанрах массовой культуры, как детектив, приключения, мелодрамы, большое место занимают низкопробные произведения с показом примитивных человеческих взаимоотношений, со сведением социальных конфликтов к столкновению «плохих» и «хороших» людей, с натуралистически показанными сценами насилия и эротики, с пропагандой культа успеха и потребительского отношения к жизни [6].

Юношеский возраст является периодом наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и т.д. Отдых в кинотеатре или перед телеэкраном в этом возрасте особо актуален, так как позволяет уменьшить свойственную молодости эмоциональную неудовлетворенность, расслабится после трудового дня и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений, ощущений. Модели поведения, демонстрируемые героями фильмов, озвучиваемые ими жизненные позиции, их отношение к себе, другим людям, к происходящим событиям, не могут не оказывать влияние на конструирование юным зрителем собственного образа мира.

Вместе с тем, было бы неверно говорить о безусловном подчинении молодежи силе воздействия современной киноиндустрии. Зритель проявляет активность и осуществляет выбор в пользу определенного медиа-сообщения, во многом руководствуясь внутренними побуждениями—мотивами, связанными с удовлетворением своих потребностей [1, 2, 3]. Сложность анализа данных мотивов заключается в том, что они не всегда осознаются самим зрителем. С этой позиции мотивы можно разделить на три группы: осознаваемые и охотно обсуждаемые человеком (например, познавательные мотивы); осознаваемые, но необсуждаемые, часто в силу социальной нежелательности побудителя (мотивы, связанные с потребностями в агрессии, сексе); неосознаваемые (в основе которых зачастую лежат мотивационные конфликты).

Поскольку современные студенты являются группой, внимательно следящей за новостями медиа-рынка, целью настоящей работы явился мотивационный анализ медиа-предпочтений студентов.

Нами были поставлены следующие задачи: —проанализировать медиа-предпочтения студентов, определяющие выбор художественных фильмов и телепередач;

—выделить типологические особенности студенческой аудитории на основе мотивационного анализа групп, имеющих различные медиа-предпочтения.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что специфика мотивационных образований студентов оказывает влияние не только на выбор жанра, но и на другие медиа-предпочтения.

Исследование проводилось на выборке из 41 девушек и 19 юношей 4 курса дневного отделения, специальности «Связи с общественностью и реклама» факультета международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Для исследования жанровых предпочтений студентам предлагалось назвать пять фильмов, которые произвели на них наибольшее впечатление. Из сайта www.kinopoisk.ru были выписаны жанровые характеристики каждого из названных студентами фильмов. При этом один фильм мог иметь от одной до шести жанровых характеристик. Каждый из пяти понравившихся фильмов студенты анализировали с помощью семантического дифференциала, используя семибальную шкалу для оценки восемнадцать пар прилагательных, характеризующих эти фильмы.

Для изучения других медиа-предпочтений студентов, им предлагался тематический список телепрограмм, который нужно было проранжировать по популярности.

Для выделения типологических особенностей студентов с разными жанровыми предпочтениями использовался опросник мотивационных объектов Ж. Ньюттена (ВМО), позволяющий исследовать субъективную интенсивность широкого спектра мотивов студентов, отдающих предпочтение определенным жанрам, анализируя при этом все три указанные выше группы мотивов [4].

Студентам предлагался список из 105 объектов позитивной мотивации и 55 объектов негативной мотивации с просьбой оценить каждую из них по семи бальной шкале для измерения их индексов интенсивности.

Корреляция с помощью коэффициента Пирсона факторных нагрузок по жанровым предпочтениям с ранговыми показателями популярности различных видов телепрограмм и индексами интенсивности мотивационных объектов позволил нам провести мотивационный анализ студентов, имеющих разные медиа-предпочтения. Анализ половых различий в ответах студентов исследовался с помощью U-критерия Манна-Уитни. Данные обрабатывались с помощью программы SPSS.

Результаты исследования и их обсуждение. Студенты назвали 183 фильма, 63% из них—фильмы, производства США. Среди телепередач, как у девушек, так и у юношей, художественные фильмы, наряду с информационными передачами, занимают первые места в рейтинге любимых телепередач (среднее значение по выборке—3,85) (таблица 1).

Из выделенных студентами фильмов наибольшей популярностью пользовались «Аватар», «Принц Персии», «О чем говорят мужчины», «Сумерки». Анализ жанров позволяет распределить художественные фильмы по степени предпочтений у студентов следующим образом: мелодрама (29.5% фильмов в перечне жанров имели эту характери-

стику), триллер (26,2%), комедия (23,5%), боевик (17.5%), криминал (15,8%), приключения (13.7%), фэнтези (10,9%) (таблица 2).

Таблица 1. Анализ предпочтений студентов разного пола при выборе ими телепрограмм

Типы телепрограмм Все студенты Девушки Юноши и-крите-рий

Ср.зн. Стнд. отк. Ср.зн. Стнд. отк. Ср.зн. Стнд. отк.

Документальные фильмы 4,03 2,953 4,50 3,154 3,05 2,248 0,107

Информационные передачи 3,85 2,033 3,88 2,115 3,79 1,903 0,909

Музыкальные программы 5,37 2,532 5,28 2,641 5,58 2,341 0,750

Мультфильмы 4,63 2,664 5,88 2,643 6,05 2,778 0,800

Научно-популярные программы 4,63 2,319 4,97 2,348 3,89 2,132 0,085

Спортивные передачи 6,88 2,792 7,10 2,872 6,42 2,631 0,272

Телешоу 7,31 2,514 6,73 2,621 8,53 1,775 0,007**

Телесериалы 7,12 2,817 7,08 2,615 7,21 3,276 0,675

Художественные фильмы 3,85 2,434 3,50 2,253 4,58 2,694 0,140

Юмористические программы 5,54 2,787 5,38 2,993 5,89 2,331 0,463

Таблица 2. Влияние на выбор жанра фильма пола и специальности студентов

Наименование жанров фильмов,наиболее часто выбираемых студентами % каждого жанра из числа выбранных фильмов пол и-кри-терий

женский сред./стнд. отк. мужской сред./стнд. отк.

мелодрама 29,5 1,88/1,418 0,84/0,898 0,006**

триллер 26,2 1,51/1,003 1,32/0,885 0,531

комедия 23,5 1,07/1,010 1,37/1,212 0,433

боевик 17,5 1,07/0,818 1,00/1,291 0,312

криминал 15,8 0,44/0,673 1,11/1,049 0,005**

приключения 13,7 1,20/1,077 0,89/0,809 0,382

военный 10,9 0,54/0,745 0,42/0,607 0,692

фэнтези 10,9 0,85/1,014 0,68/0,749 0,725

детектив 10,4 0,46/0,788 0,58/0,607 0,249

фантастика 7,6 0,49/0,637 0,63/0,955 0,898

история и биография 6,5 0,46/0,711 0,58/0,902 0,809

*—р<0.05; **—р<0.01 по критерию Манна-Уитни

При этом выявлены гендерные различия в предпочтениях, как определенных типов телепередач, так и в жанрах наиболее запомнившихся и понравившихся фильмов. Студентки больше любят смотреть телешоу и выбирают мелодрамы, юноши в большей степени склонны отдавать предпочтение научно-популярным передачам и значительно чаще, чем девушки, выбирают фильмы жанра «криминал» (таблицы 1, 2).

Проведенная с помощью критерия Кайзера— Мейера—Олкина факторизация жанров предпочитаемых студентами фильмов показала высокую адекватность применимости факторного анализа к данной выборке (р<0.001).

Факторный анализ позволил выделить 4 фактора, полученные нагрузки по которым были в дальнейшем подвергнуты корреляционному анализу с предпочтениями в выборе телепрограмм и оценками студентов понравившихся им фильмов с использованием критерия Пирсона (таблица 3).

Наибольшим факторным весом обладает Фактор «Динамики и социальной направленности—вес 25,67% дисперсии. На одном полюсе здесь фильмы жанров «боевик», «приключение», «фантастика». Им противостоит криминальный жанр. Сложные ситуации, в которых оказываются герои этих фильмов, требуют от них отваги, смекалки, умение оригинальным способом выпутываться из сложившихся ситуаций. События развиваются стремительно, имея большую вероятность «Хэппи энда».

Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010

Таблица 3. Преобразованная матрица факторных нагрузок по предпочитаемым жанрам

Компоненты 1 2 3 4

Боевики ,825 ,056 ,098 -,077

Приключения ,753 -,103 -,319 ,239

Фантастика ,679 ,408 -,243 -,119

Криминал -,465 ,405 ,061 -,431

Триллер ,277 ,814 -,009 -,104

Детектив -,223 ,708 -,323 -,330

Комедия ,038 -,646 -,561 ,016

Исторический -,090 -,098 ,790 -,105

Военный -,092 -,039 ,711 -,146

Драма -,444 ,361 ,487 ,139

Мелодрама ,003 -,235 ,035 ,820

Фэнтези -,047 ,018 -,315 ,770

Как правило, от действий героев зависит благополучие многих людей. Нагрузки по этому фактору коррелируют с таким оценками понравившихся студентам фильмов, как «динамичный» (г=0,317, р<0.05), «веселый» (г=0,325, р<0.05). Наиболее популярный фильм у студентов, соответствующий этому фактору—«Аватар», 23,8% студентов назвали этот фильм в числе наиболее запомнившихся. Среди предпочитаемых телепрограмм выделяются юмористические (г=0,358, р<0.01).

Фактор «Остросюжетности и серьезности», вес 20,11% дисперсии. Сюда вошли фильмы «триллер», «детектив», на одном полюсе, и «комедия»—на другом. Действия здесь связаны с процессом раскрытия какого-то уникального преступления. Загадочность, тайна держат в напряжении зрителей в течение всего времени просмотра. Нагрузки по этому фактору коррелируют с такими оценками понравившихся фильмов, как «тяжелый» (г=0,381, р<0.01), «грустный» (г=0,484, р<0.01), при этом «оптимистичный» (г=0,285, р<0.05). Студенты с такими жанровыми предпочтениями любят смотреть по телевидению художественные фильмы (г=0,356, р<0.01), игнорируя документальные (г=0,294, р<0.05). Студенты называют при этом разные фильмы, соответствующие этому фактору, которые произвели на них впечатление («Реквием по мечте», «Путь», «Призраки бывших подружек» и др.).

Фактор «Познавательности и реальности», вес 12,53% дисперсии. Это такие жанры, как «исторический», «военный», «драма». Объединяет эти жанры то, что здесь реконструируются реально происходившие события либо в человеческих взаимоотношениях, либо в истории. В оценках понравившихся фильмов преобладают характеристики «тяжелый» (г=0,261, р<0.05), «поучительный» (г=0,333, р<0.05), «правдивый» (г=0,322, р<0.05). При выборе телепрограмм студенты с высокой нагрузкой по данному фактору ставят юмористические передачи на последние места в своих предпочтениях (г=0,423, р<0.01). Эти студенты чаще называли такие фильмы, как «Тарас Бульба» (6,6 % студентов), «Дух времени» (6,6%), «Утомленные солнцем» (5,0%).

Фактор «Мечтательности», вес 9,61% дисперсии. Жанры мелодрама и фэнтези объединяет сказочность с высокой вероятностью счастливого конца. В мелодраме, как и в фэнтези, герои сражаются за свою любовь, будь то реальный мир или мир наполненный магией. Такие фильмы девушки смотрят чаще, чем юноши (г=0,364, р<0.01). В их оценках фильмов преобладает «романтичность» (г=0,296, р<0.05) и «оптимистичность» (г=0,296, р<0.05). Среди телевизионных передач документальные фильмы занимают у них последние места (г=0,341, р<0.01). В числе наиболее запомнившихся фильмов здесь отмечаются «Сумерки» (18,3% студентов).

Мотивационный анализ показал, что наибольшей значимостью для студентов обладают такие мотиваци-онные категории, как «Активность и работа» (индекс интенсивности—4,64), «Личность субъекта» (4,64) и «Самореализация» (4,54), «Ожидания от других людей», при этом «Самореализация» статистически более значима для девушек, чем для юношей. (Таблица 4). Девушек в большей степени затрагивают проблемы, связанные с будущей семейной жизнью, при этом для них важно быть независимыми от других. Для юношей значимы необходимость развивать свои способности и достижение понимания с другими людьми.

Таблица 4.Содержание мотивационных объектов по опроснику ВМО

Ср.знач.

интен-

ности U-крите-

мотива Жен. Муж. рий

S— -Личность субъекта 4,64 4,75 4,28 0,287

SR —Самореализация 4,54 4,64 4,21 0,017*

R— -Активность и работа 4,68 4,76 4,41 0,360

C— -Контакты с другими 4,38 4,46 4,10 0,110

C2 —Ожидания от других 4,27 4,39 3,89 0,102

С3 —Цели, формируемые для других 3,98 4,03 3,84 0,478

E— Познавательная и исследовательская мотивация 3,42 3,38 3,55 0,722

Т— Трансцендентальные объекты 2,95 2,94 3,00 0,976

Р— Обладание 4,03 4,04 4,03 0,976

L— Досуговая активность, отдых, удовольствия 3,95 3,98 3,9 0,516

*—р<0.05 по критерию Манна-Уитни

К наиболее сильным позитивным мотивам относятся «быть счастливым» (5,52), «преуспеть в жизни» (5,43), «получить то, что я хочу» (5,27). Средней степенью интенсивности обладают мотивационные объекты, относящиеся к категории «Социальные контакты», связанной с поведением в отношении других людей (4,38). К объектам, обладающим низкой личностной значимостью можно отнести такие, как «посвятить свою жизнь служению людям» (2,5), «стать человеком, который заботится о нуждах других» (2,83).

Корреляция факторных нагрузок по жанровым предпочтениям с индексами интенсивности мотива-ционных объектов выявил следующие значимые связи, позволяющие выделить типы зрителей-студентов с определенной мотивационной направленностью.

У студентов, предпочитающих в фильмах наличие динамики и социальной направленности, выявлены корреляционные связи со следующими мотивацион-ными объектами: «стать человеком, который заботится о нуждах других людей» (г=0,351, p<0.05), «стать честным человеком» (г=0,296, p<0.05). Таким образом, можно сделать вывод о том, что у наших респондентов тема борьбы за социальную справедливость, отраженная в большинстве фильмов этого жанра, связана с интенсивностью мотивов, направленных на социум.

Студенты с жанровыми предпочтениями, характеризуемыми остросюжетностью и серьезностью, отличаются меньшей мотивированностью по ряду объектов, в том числе таких, которые обладают высокой значимостью для других студентов: «быть счастливым» (г=-0,327, p<0.05), «прожить собственную жизнь» (г=-0,320, p<0.05). Наблюдения за эмоциональными переживаниями героев, прилагающими все силы к удовлетворению своих потребностей (прежде всего в безопасности), по-видимому, служит оправданием для собственной «мотивационной ленивости».

Для студентов, имеющих высокую нагрузку по фактору «Познавательность и реальность», характерна большая экзистенциальная направленность. Их отличают такие мотивы, как «сделать кого-нибудь счастливым» (г=0,393, p<0.05) и «больше времени уделять

молитве» (r=0,327, p<0.05). Для них важно, чтобы их будущая работа была, прежде всего, интересна для них (r=0,285, p<0.05). Их опасения связаны, прежде всего, с тем, что они не оправдают ожиданий других: «стать плохим родителем» (r=0,290, p<0.05), «не владеть собой» (r=0,390, p<0.01), «разрушить отношения с определенным человеком» (r=0,257, p<0.05). Можно сказать, что здесь художественные фильмы служат своеобразным помощником в получении знаний

0 мире и самом себе, чтобы правильно выстраивать свои отношения с окружающими людьми.

Жанры, объединенные в фактор «Мечтательность» выбирают, в первую очередь, студентки. Значимость таких мотивов, как «сильно продвинуться в моей работе» (r=0,322, p<0.01), «упорно учиться» (r=0,319, p<0.05), «честно заполнить этот тест» (r=0,417, p<0.01) говорит о тот, что для этих студенток характерна старательность и наличие познавательного интереса. Можно говорить о наличие амбивалентности в их мотивах. С одной стороны, они стремятся к окружающим их людям. Для них важно «познакомиться со многими людьми» (r=0,340, p<0.01), «найти подходящего мне человека» (r=0,314, p<0.05). С другой стороны, они мечтают «время от времени побыть одному» (r=0,366, p<0.05), опасаются «быть зависимыми от других людей» (r=0,276, p<0.05) и «встретится с определенными людьми» (r=0,261, p<0.05). Низкая вероятность знакомства с людьми при наличии устойчивого желания их избегать рождает надежду на чудо, что находит отражение в выборе кинофильмов. Выводы

1 Исследование показало, что специфика мотиваци-онных образований студентов находит отражение в их медиа-предпочтениях.

2 Анализ полученных результатов позволил выделить четыре жанровых блока среди фильмов, особо запомнившихся студентам: динамичные фильмы

с выраженной социальной направленностью; остросюжетные фильмы; познавательные фильмы, отражающие реально происходившие события и сказочные фильмы со счастливым концом.

3 Было обнаружено, что жанровые предпочтения студентов, коррелируя с их предпочтениями

в выборе других телепрограмм, формируются во многом под воздействием мотивов с разной степенью осознанности.

4 В основе выбора медиа-продукции студентов лежит желание подтвердить правильность своих собственных жизненных позиций и стратегий, получить знания об окружающем мире, необходимые им для удовлетворения собственных потребностей. Вместе с тем, в основе медиа-предпочтений может лежать желание оправдать собственные модели поведения и сбросить напряжение, возникающее при борьбе мотивов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованных источников

1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации.—М.: Аспект Пресс, 2008.—191

2. Брайант Д, Томпсон С. Основы воздействия СМИ.—М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.—432 с.

3. Дубицкая В.П. Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии // СОЦИС.—1996.—№9.—С. 77-82.

4. Ньюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего.—М.: Смысл, 2004.—608 с.

5. Дети и культура.—М.: КомКнига, 2007. -288 с.

6. Шариков А.В. Социальная безответственность телевидения в России // Телефорум.—2005, №1.—С. 100-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.