Научная статья на тему 'Влияние сми на формирование ценностных ориентаций подростков (на примере формирующего эксперимента учащихся МАОУ СОШ 155 г. Челябинска)'

Влияние сми на формирование ценностных ориентаций подростков (на примере формирующего эксперимента учащихся МАОУ СОШ 155 г. Челябинска) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2251
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Урбанович Эльвина Александровна

Все средства массовой информации (печать, радио, ТВ, интернет) составляют медиасреду среднестатистического школьника. Эта сфера окружает подростка постоянно, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение формирующейся личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние сми на формирование ценностных ориентаций подростков (на примере формирующего эксперимента учащихся МАОУ СОШ 155 г. Челябинска)»

Мы видим, что основная функция телевидения - информационная не выполняется в настоящее время. Аудитория воспринимает телевидение как средство пропаганды и использует для удовлетворения потребностей в развлечении.

Опрос помог выявить интересную тенденцию. Зрители нуждаются в информации, но та информация, которая предоставляется посредством телевидения, не удовлетворяет их. Аудитория ищет удовлетворение своих потребностей другими способами. Например, уходя в интернет. Отводя телевидению новую функцию - «фона».

Принято считать, что средства массовой информации удовлетворяют запросы населения. На самом деле это является прикрытием для того, чтобы продолжать эксплуатировать гедонистическое начало в человеке, которое культивируется через развлекательную функцию. Важно понять, что первоначальным источником запроса являются сами СМИ, а вслед за этим идет реакция аудитории. СМИ, ориентируясь на инстинктивное, мани-пулятивными способами прививают необходимость в постоянном получении удовольствия. Тогда как основные потребности в получении информации остаются неудовлетворенными.

Список литературы

1. Блэкуэлл, Р., Миниард, П., Энджел, Дж. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У Миниард [Электронный ресурс]. - URL://www.alleng.ru/d/mark/ mark051.htm (дата обращения : 15.04.2014).

2. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий [Текст] /В. В. Брежнева, В. А. Минкина; СПбГУКИ. - СПб. : Прфессия, 2004. - 304 с.

3. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здравомыс-лов. -М. : Политиздат, 1986. - 221 с.

4. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества [Текст] / Г. Маркузе; пер с англ., послесл., примеч. А.А.Юдина; сост., предисл. В. Ю.Кузнецова. - М. : ООО «Издательство ACT», 2003. -526 с.

5. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А. Моль; пер. с фр. - М. : Изд-во «Прогресс», 1973. -406 с.

6. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник для студентов вузов [Текст] / Е. П. Прохоров. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 351 с.

7. Тулупов, В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты [Текст] / Воронеж, гос. ун-т; В. В. Тулупов. - Воронеж : Воронеж, ун-т, 2000. - 336 с.

8. Орлов, С. В., Дмитренко, Н. А. Человек и его потребности : учебное пособие [Текст] / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. - СПб. : Питер, 2007. - 160 с.

Урбанович Э. А.

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ПОДРОСТКОВ

(на примере формирующего эксперимента учащихся МАОУ СОШ 155 г. Челябинска)

Все средства массовой информации (печать, радио, ТВ, интернет) составляют меди-асреду среднестатистического школьника. Эта сфера окружает подростка постоянно, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение формируюгцейся личности.

Ключевые слова: СМИ, эксперимент, ценностные ориентации, подростки

В общем виде медиасреду можно определить как пространство, в котором формируется, распространяется и воспроизводится с помощью массовых коммуникаций и СМИ культура информационного общества. Как рыба, живущая в водоёме и не имеющая выбора сменить свою окружающую среду, так и юный, растущий человек формируется как личность в той информационной среде, которая его окружает.

Подростки - особая социальная группа, которая чутко реагирует на происходящие перемены и определяет в целом потенциал развития любой страны. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Поэтому исследование ценностных ориентаций старших школьников, в период возрастной ломки, их личностного становления важен и актуален в любую историческую эпоху. Нельзя не учитывать возрастание современного подросткового инфантилизма. Старшеклассники - это подростки 8-11 классов (возраст от 13 до 18 лет). Если раньше молодой человек в 18 лет признавался обществом как полноправный «работник», то сегодня он воспринимается общественным сознанием как школьник, то есть ребёнок. Именно эта категория молодых людей находится в экстремальных условиях действительности: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Под ценностями мы понимаем любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество прилагают усилия, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности - это то, ради чего люди живут и что ценят. В отличие от старшего поколения современным подросткам терять нечего, но и приобретать тоже нечего. Им приходится самим решать, что ценнее -отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к реалиям жизни. Адаптационный механизмам становится ведущим. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум или отчуждения. Подросток - это всегда противоречия. В зеркальном отражении современности мы увидим самые противоположные характеристики подростков:

-уровень образованности и несогласованность социального и личностного смыслов образования;

- желание участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

- стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение. [1]

При формировании своей системы ценностей подростки ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими образцы для подражания, именно в этот возрастной период идёт создание собственного идеала. Ценности могут усваиваться подростком осознанно и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему он выбирает тот или иной ориентир. Тем более, если он привлекательно подан и активно внедряем разными способами культуры массового потребления. СМИ стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. На данный момент мы можем наблюдать разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, СМИ (телевидение, интернет). Подростки принимают за «правду жизни» все то, что им подаётся с экрана телевизора, реже они слушают радио, ещё реже читают. Однако, участвуя в создании собственных таких медиапроектов, как печатная школьная газета, интернет-группы и сообщества, сайты по интересам, они очень бережно относятся к создаваемым ресурсам. В начале учебного 2012 года было проведено аксиологическое исследование на выявление базовых ценностных ориентиров подростков по методике М. Рокича, основанное

на прямом ранжировании списка ценностей. Адаптация теста на русском языке проводилась А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым [2].

Система ценностных ориентации определяет направленности личности и выявляет ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основы мировоззрения.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. Это соответствует делению на ценности-цели и ценности-средства. Каждому подростку было предъявлено два списка ценностей с 18 пунктами в каждом. Внимательно изучая таблицу и выбирая ту ценность, которая для подростка наиболее значима, он должен поместить её на первое место. Затем выбирается вторая, третья и так до конца. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Исследование проводилось с использованием бланков и было анонимным. В нём приняли участие 101 учащийся подросток. Результаты представлены в таблице.

Терминальные ценности

№ п/п Ценность Ранг Ранг (среднее) Балл

1. Активная деятельная жизнь 982 9 10

2. Жизненная мудрость 1103 Ю,1 8,9

3. Здоровье 438 4 15

4. Интересная работа 1036 9,5 9,5

5. Красота природы и искусства 1573 14,4 4,6

6. Любовь 685 6,3 12,7

7. Материально обеспеченная жизнь 886 ВД 10,9

8. Наличие хороших и верных друзей 611 5,6 13,4

9. Общественное признание 1511 13,9 5,1

10. Познание 1221 11,2 7,8

11. Продуктивная жизнь 1340 12,3 6,7

12. Развитие 828 7,6 11,4

13. Свобода 954 8,8 10,2

14. Счастливая семейная жизнь 662 6 13

15. Счастье других 1359 12,5 6,5

16. Творчество 1415 13 6

17. Уверенность в себе 892 8,2 10,8

18. Удовольствия 1138 10,4 8,6

Инструментальные ценности

№ п/п Ценность Ранг Ранг (среднее) Балл

1. Аккуратность 989 9,1 9,9

2. В оспитанность 733 6,7 12,3

3. Высокие запросы 1615 14,8 4,2

4. Жизнерадостность 849 7,8 11,2

5. Исполнительность 1195 10,9 8,1

6. Независимость 861 7,9 11,1

7. Непримиримость к недостаткам 1613 14,8 4,2

8. Образованность 769 7,1 11,9

9. Ответственность 640 5,9 13,1

10. Рационализм 1456 13,4 5,6

11. Самоконтроль 828 7,6 11,4

Инструментальные ценности

№ п/п Ценность Ранг Ранг (среднее) Балл

12. Смелость в отстаиваниях своего мнения 1036 9,5 9,5

13. Твердая воля 884 8,1 10,9

14. Терпимость 968 8,9 10,1

15. Широта взглядов 1203 11 8

16. Честность 702 6,4 12,6

17. Эффективность в делах 1150 10,5 8,5

18. Чуткость 1140 10,4 8,6

Терминальные ценности:

Первые: 1. Здоровье. 2. Наличие хороших и верных друзей. 3. Счастливая семейная жизнь.

Последние: 16. Красота природы. 17.Общественное признание. 18. Творчество.

Инструментальные ценности:

Первые: 1. Ответственность. 2. Честность. 3. Воспитанность.

Последние: 16. Высокие запросы. 17. Нетерпимость к недостаткам других. 18. Рационализм.

Итак, исследование показало: наиболее значимая ценность для подростков - здоровье. Хотя в этом возрасте, как казалось, в этом не должно быть. Однако спустя месяц мы попросили уточнить, «что значит для Вас здоровье?», то ответ был единодушным: «Больной человек никому не нужен».

«Наличие хороших и верных друзей» как жизненная опора и необходимость очень важна для подростков, и эта ценность на втором месте. «Семья» на третьем, учитывая, что 263 учащихся школы живут с одним родителем или с опекунами. Анализ результатов инструментальных ценностей выявил ключевые ценности: 1. Ответственность. 2. Честность. 3. Воспитанность. Они занимают лидирующие места в иерархии ценностей-средств. Можно сказать, что высоко оцененные инструментальные ценности не противоречат достижению высоко оцененных терминальных ценностей. Между ними нет препятствий.

С этого исследования и начался формирующий эксперимент. Газета школьников МАОУ СОШ № 155 г. Челябинска «Стрекоза» выпускается третий год силами школьной редакции. Весь процесс создания печатного продукта от идеи номера, поиска и обработки информации, написания текстов, фотоснимков, рисунков, вёрстки и до редактирования производят подростки. Газета выходит в формате A4, восемь полос, тиражом 1000 экземпляров. На базе этой газеты среди старшеклассников учебного заведения был проведён двухгодичный эксперимент на формирование ценностных ориентиров. В газете были созданы основные рубрики: «Зеркало», где ребята могли высказывать разные точки зрения на окружающие их социальные явления, рубрика «Сокровище», где обсуждались такие человеческие ценности, как (свобода, любовь, здоровье, толерантность), рубрика «Самооценка вверх!», в которой любой учащийся мог рассказать свою положительную историю, рубрика «Дневник», где рассказывается о личностных или групповых проблемах учеников. Таким образом, газета является корпоративным изданием школы № 155, но рассматривает на своих страницах исключительно внутренние и внешние аспекты человеческих ценностных ориентиров, заставляет думать, спорить, анализировать, вызывая положительную рефлексию. Быть может, именно поэтому и является популярным и активно читаемым изданием среди учеников. Приведем пример: когда классный руководитель 9 класса отказался раздать свежий выпуск «Стрекозы» только из-за того, что увидела на фотоснимке своего двоечника, ребята сами добыли один номер и читали всем классом вслух! Помимо школьной газеты, учеников окружает не самая гармоничная

и ровная коммуникативная среда: в первую очередь родители, педагоги и, безусловно, все виды СМИ и, особенно, Интернет. Как утверждает С. Б. Цымбаленко, президент творческого объединения ЮНПРЕСС, доктор педагогических наук, один из авторов исследования 2012 года «Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства»: «Среди источников информации с конца 1990-х годов лидируют межличностные каналы, социальный опыт российские подростки усваивают преимущественно через общение с ровесниками и взрослыми в поколенческом и межпоколенческом (в ближайшем окружении) диалоге. Общение среди сверстников при этом является определяющим и приоритетным. Вторая волна характеризуется тем, что в Интернете сформировался аналог межличностного взаимодействия в форме социальных сетей. При этом между виртуальной и межличностной коммуникацией имеют место взаимопереходы, которые отмечают и сами подростки, и эксперты. Это единая система коммуникаций субъектов, как индивидуальных, так и групповых» [3].

В мае 2013 года нами было проведено своё социологическое исследование старшеклассников. В нем приняли участие ребята 8-11 классов (опрошено 50 респондентов). По тендерному признаку они поделились так: 36 % мальчиков и 64 % девочек.

Было проведено анонимное анкетирование, посвященное выявлению характера воздействия средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков. Обработка результатов осуществлялась следующим образом: мы произвели подсчет ответов учащихся по каждому вопросу и получили следующие результаты.

Одно из направлений нашего исследования было связано с выявлением степени доверия опрошенных к СМИ, поскольку данный вопрос, на наш взгляд, может определять влияние СМИ на личность подростка. Выяснилось, что 92,5 % подростков в качестве основных источников информации используют Интернет и телевидение, 7,5 % - печатные издания, причем 46 % опрошенных считают, что не вся информация в СМИ достоверна, 24 % - вообще не доверяют этой информации, 30 % подростков используют эту информацию в зависимости от ситуации. В открытом вопросе «Назовите три любимых телепрограммы, которые вы смотрите чаще всего» упоминается «Холостяк», «Дом-2» , «Comedí Club», «Пусть говорят» и сериал «Интерны».

Интересно, что на вопрос «Хотели бы Вы быть похожими на героев своих любимых телепрограмм, передач и фильмов?» Мальчики, все 36 %, ответили «Интересно перенимать отдельные черты, оставаясь, тем не менее, собой». А ответы девочек разделились: 1) «Хотелось бы, но вряд ли получится» и 2) «Категорически против любых форм подражаний». Однако на деле, при изучении непосредственного опыта жизни, мы можем говорить о том, что влияние и подражание могут носить скрытый и неосознанный характер. Если же оценивать характер и ценностный образ героев (герои «Дома-2», «Холостяк», «Камеди Клаб»), то в данном случае речь идет о подражании и воспроизводстве гедонистических моделей поведения.

Немаловажно, что на вопрос «Как Вы думаете, телевидение, Интернет провоцируют на такие поступки, как суицид» - 67 % опрошенных школьников ответили: «Нельзя обвинить их в этом напрямую, но они влияют скрыто», при этом 33 % ответили «Да, провоцирует».

В анкете были вопросы, направленные на выявление ценностных ориентаций на текущий момент. Большинство, 98 %, из трёх выбранных вариантов поставило «Здоровье», «Активную жизненную позицию» и «Наличие хороших и верных друзей». На вопрос «Что или кто для Вас является поддержкой в трудную минуту?» подавляющее большинство ответило «Друзья и родители».

На вопросы, связанные с чтением, ребята либо не отвечали вовсе, либо отмечали графу «Не читаю вообще». Меньшая часть опрошенных, в основном девочки, упоминают газеты и журналы и приключенческую литературу.

Интернет помогает лучше сориентироваться в быстро меняющемся мире, 98 % опрошенных ответили, что Интернет нужен для поиска полезной информации и общения: «Много ли у Вас друзей в социальных сетях» - 100 % ответили «Да, много более 100 человек» и 78 % ребят утверждают, что со всеми, кто является их виртуальными друзьями, общаются в реальности. Удивительно, что именно Интернет, по их утверждению, не исключает, а, наоборот, дополняет реальное общение. Недостатком, по их мнению, является отсутствие эмоционального отклика в подобном общении.

Таким образом, можно сказать, что участники исследования не только признают существование негативного влияния средств массовой информации (телевидение, Интернет) на подрастающее поколение, но и в некоторой степени поддаются ему, порой даже не осознавая последствий.

В начале исследования мы высказали предположение, что именно современные СМИ являются одним из ведущих факторов формирования ценностных ориентаций. Данная гипотеза подтвердилась: телевидение и Интернет оказывают огромное влияние на формирование ценностных ориентиров, вкусов и примеров для подражания.

Еще одна гипотеза связывалась с оценкой данного влияния, которое, предположительно, имеет негативный характер. Оценка связывалась с формированием негативных нравственных ценностей через пропаганду сомнительных моральных ценностей с преобладанием развлекательной направленности. Предположение подтвердилась, если судить по тому, какие любимые телепрограммы выбирали подростки. Кроме того, мы ориентировались и на формирование особых ценностей познания (т.к. познавательные передачи, сайты и научно-познавательные журналы находятся вне сферы интересов подростков, их познавательные потребности не стимулируются). Предположение подтвердилось. Никто из респондентов не отметил познавательные сайты, телепередачи или научно-популярные журналы. Надо особо отметить, что эстетическое восприятие подростков во время просмотра телепрограмм, сайтов и печатных изданий практически не развивается или развивается неадекватно. Выбор телепередач « Пусть говорят» «Дом-2» сложно назвать высокой эстетикой.

Главным видом СМИ, оказывающим воздействие на подростков, выступает Интернет как основной источник полезной информации и общения в социальных сетях, а на втором месте телевизионная продукция (телесериалы и реалити-шоу).

Итак, при обобщении результатов исследования мы можем говорить о том, что в ходе опроса было продемонстрировано единодушие, или коллективное сознание ребят, хотя опрос проводился в разных классах и в разное время. То есть, несмотря на возрастную и тендерную дифференциацию, мы не зафиксировали особых ценностных расхождений, что, с одной стороны, может оцениваться позитивно как наличие ценностной солидарности и сплоченности, а с другой стороны, наталкивает на мысль об отсутствии уникальных, индивидуальных ценностных моделей мышления и поведения. Основываясь на результатах проведенного исследования, мы можем говорить о том, что вполне допустимо предположение о доминирующем ценностном влиянии СМИ, которые в силу массовизации информационных потоков формируют феномен обезличенного массового сознания аудитории.

Формирующий эксперимент продолжился. Через год стало очевидно, что выпуска газеты «Стрекоза» недостаточно, для формирования ценностных ориентаций. На второй год прибавился курс медиаобразовательных уроков для ребят старших классов по выработке критического мышления и навыков анализа медиатекстов, в частности, интернет-текстов. Сюда же входили психофизический тренинг и обсуждения на тему «Сокровища» (человеческие ценности).

Контент-анализ газеты «Стрекоза» за 2012-2013 учебный год показал следующие результаты. Объектом анализа были смысловые единицы, включающие в себя высказы-

вания о жизненных ценностях. Для удобства анализа была выбрана классификацию жизненных ценностей М. Рокича (терминальные и инструментальные ценности).

В ходе контент-анализа было проанализировано 9 номеров школьной газеты «Стрекоза», включающих в себя 84 детских статьи, 5 интервью со взрослыми, 1 интервью школьника, 9 опросов.

Таким образом, в результате контент-анализа было выяснено, что более частое внимание уделяется терминальным ценностям (ценностям-целям) - 376 из 551.

Наиболее частой темой для обсуждений обучающихся является познание (31 из 314) (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и счастливая семейная жизнь (31 из 314).

К теме познания относятся путешествия (съездить на Ямайку, объехать мир, посетить все страны мира), также цель - выучить японский язык. Что касается счастливой семьи, то получены такие ответы: «Семья - это одно целое, которое никогда не должно распадаться на части!», «Мое счастье - близкие и родные люди с их повседневными радостями и невзгодами».

Также часто встречались сообщения о материально обеспеченной жизни (28 из 314) (отсутствие материальных затруднений), к которым относятся такие высказывания, как желание купить машину, получить права, купить дом за границей и т. д.

Из инструментальных ценностей (ценностей-средств) наибольшей популярностью пользуются такие ценности, как эффективность в делах (21 из 128) (трудолюбие, продуктивность в работе); твердая воля ([17 из 128) (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); чуткость (13 из 128) (заботливость).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность в делах: «Я поняла, что если трудиться, то старание в любом случае вознаграждается!», «...мое стремление ставить перед собой нереальные цели и добиваться их принесли новый результат».

Твердая воля: «Вот не решается задача, а я все равно найду верный ответ. Главное -никогда не сдаваться...», «Стать счастливым вопреки всему», «Передо мной стоял выбор: вернуться, когда перестанут болеть руки, или попробовать еще раз. Я решил идти до конца»

Чуткость: «Представляете, какое счастье растить и видеть тех, кто намного меньше и кажется слабее тебя», «Я прошу Вас не оставаться равнодушными к чужим проблемам. Ведь каждый из нас может повернуть чью-то жизнь именно на солнечную сторону».

В смысловых единицах взрослых чаще всего говорится о терминальной ценности -жизнерадостности (10 из 47): «Умение не замечать мелкие неприятности и радоваться всяким мелочам!», «Все замечательно, если видеть хорошее, а не плохое».

Из терминальных ценностей наиболее часто встречаются смысловые единицы о продуктивной жизни (7 из 62) (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), здоровье (7 из 62) (физическое и психическое) и наличии хороших и верных друзей (6 из 62).

Продуктивная жизнь: «Очень хотелось жить и пробовать мир до бесконечности», «Плюсы в том, что существует множество возможностей для реализации хороших и полезных идей».

К здоровью относятся и смысловые единицы о безопасности: «Сейчас меня очень заинтересовал вопрос безопасности».

Наличие хороших и верных друзей: «Желаю доброго пути, с друзьями этот путь пройти», «Да, сам факт падения метеорита толкает на размышления:... что дружба - это большая ценность...».

Следует отметить, что в ни в одной смысловой единице ни детей, ни взрослых не затрагивается инструментальная ценность - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина). Что может говорить о неактуальности, неважности самоконтроля для детей и взрослых.

Отдельно анализировались № 4 (28) май, 2012 и № 4 (36) июнь, 2013, так как в этих номерах проводился опрос выпускников об их достижениях и дальнейших планах на будущее. Чаще всего говорилось о терминальных ценностях (ценностях-целях). В 2012 году приоритетными ценностями являлись счастливая семейная жизнь (15 из 80), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (13 из 80) и материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (10 из 80). Из инструментальных ценностей чаще всего в 2012 году отдавалось предпочтение твердой воле (5 из 19) (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) и образованности (4 из 19) (широта знаний, высокая общая культура).

Выпускники 2013 года расставили приоритеты несколько иначе: материально обеспеченная жизнь (13 из 72) (отсутствие материальных затруднений), развитие (9 из 72) (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), любовь (8 из 72) (духовная и физическая близость с любимым человеком). Из инструментальных ценностей чаще всего затрагивалась - эффективность в делах (6 из 10) (трудолюбие, продуктивность в работе).

Таким образом, в результате контент-анализа можно сделать вывод о том, что учащиеся, педагоги и родители чаще ориентируются на ценности-цели. Наиболее актуальными ценностями для учащихся являются счастливая семейная жизнь и познание, что, несомненно, не может не радовать. С другой стороны, полученные результаты могут говорить о неудовлетворенности в настоящий момент семейными отношениями и возможностями расширения своего образования, кругозора.

Наиболее актуальной ценностью для учителей является инструментальная ценность -жизнерадостность, что может говорить о стремлении смотреть на все происходящее с хорошей стороны, либо о недостатке позитивности в своем поведении.

В данный момент формирующий эксперимент находится на стадии завершения. Ещё требуется сделать финальный сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков. Но уже сейчас очевидны причины сформированных ценностных ориентиров подростков, которые либо игнорируют, либо навязывают средства массовой информации и коммуникации. Никакому отдельному педагогу, родителю или школьной газете противостоять всё усиливающимся потокам информации не представляется возможным.

Сейчас можно сделать следующие выводы. Во-первых, отношение «мира взрослых» к подрастающему поколению рассчитано на получение результатов, в которых проявляются, прежде всего, исполнительские, конформистские наклонности человека.

Во-вторых, продолжительное ощущение подростками заниженного социального статуса не добавляет инициативы и желания творческой реализации. Они как бы и не нужны. Ни работники, ни специалисты, ни избиратели. Страх быть ненужным и невостребованным обществом усиливается и повышает подростковую инфантильность. Лучше быть маленьким.

И, в-третьих, неготовность, а порой и нежелание системы образования работать над развитием самодеятельности подрастающего поколения на доступном уровне, на котором развиваются такие качества личности, как самостоятельность, творчество, деловитость.

Список литературы

1. Пшегусова, Г. С. Социальная коммуникация (Сущность, типология, способы организации коммуникативного пространства) [Текст] / Г. С. Пшегусова : дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д, 2003. - 320 с.

2. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В. А. Ядов. - М., 1998.

3. Цымбаленко, С., Шариков, А., Майорова-Щеглова, С., Макеев, П. Влияние интер-

нета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства : результаты социологического исследования [Текст] / С. Цым-баленко и др. - М., 2012.

4. Зазнобина, Л. С. Медиаобразование в школе: «Как выжить в мире СМИ» [Текст] / Л. С. Зазнобина // Народное образование. - 1999. - № 1. 1999.

РАФТИНГ-2014: ДНЕВНИК СПЛАВА

Экипаж 2014 года: Э. В. Артишевский, В. Г. Ботряков, Лена, И. В. Терентьев, Д. М. Чуваткина, М. В. Загидуллина, В. В. Федоров, С. М. Шакиров. Новенькие

- Даша, миассцы Лена, Вадим. Лену вообще прихватили в последнюю секунду в Миассе - Юля Мальцева планировала идти, но отказалась в последнюю минуту. Лена - товарищ Ивана. Она экономист. Хотя на сборы у нее было несколько минут, она прихватила с собой доклад - чтобы «умные люди» посоветовали ей, как усовершенствовать диплом и его защиту через месяц.

Опасения на этот раз связаны с погодой: прямо накануне выезда на Челябинск и весь Южный Урал обрушилась снежная буря. Такого не припомнят и старожилы: завалило все сугробами по плечи. А как оно там, среди гор и лесов? Предчувствия не обманули. Приехали на реку (на этот раз сплав вели по Уфе), а по ней льдины плывут. Кругом снег, впрочем, впечатление, что у погоды все сюрпризы впереди. Очень дружно собрали катамараны - даже Василий Викторович обошелся без приступов «аленушки». Во многом выручил кусок бисквитного торта с дня рождения племянницы Марины Викторовны. Он (торт) явился как нельзя кстати, был брутально пожран экипажем и зарядил позитивом и радостной энергией... В общем, выдвинулись своевременно и дружно.

Стоянку нашли без особых проблем - но как всегда, паниковали - вдруг ночь накроет раньше, чем встанем. Но все получилось очень удачно. Встали лагерем, ужинали... правда, тут выяснилось, что Лена и вовсе не ест никакое мясо. Когда в отряде есть какие-то прихоти в еде, повар (Марина Викторовна) готова побить всех - в том числе вовсе неповинных ни в каком вегетарианцев членов отряда. Но кое-как приспособились, поели, спали, утром открыли конференцию. Сначала слушали доклад Марины Викторовны - чуть ли не целый час спорили о пропаганде «у нас» и «у них». Собрали лагерь и поплыли довольно поздно. Нашли высокий берег, выгрузились туда, вроде бы, клещей нет, но холодина адская. Ночью выпал иней и все было задубелое и мерзко холодное. Дрова не горели даже «под бензином». Всякое приготовление еды было весьма проблематичным. Слушали доклад Станислава Маэлсовича - он вызвал не только весьма ожидаемую дискуссию искушенных участников, но и подключил «междисциплинарную часть команды», так, Лена спросила, для чего вообще нужна критика - чтобы указать автору на ошибки или просто испортить настроение. В ответ Станислав Маэлсович выдал настоящую лекцию во славу критики и ее места в культуре человечества.

Дальше сразу слушали доклад Дарьи Михайловны. Это был подробный рассказ о том, как, используя современные технологии, можно найти средства на реализацию любого проекта. Впрочем, не любого, а исключительно «умного» - с точки зрения его позиционирования в информационном пространстве и расчета на «интерес» публики. Задали кучу вопросов об успешности - кажется, теперь «фактура» краудфандинга стала яснее, правда, неизвестно, насколько эта ясность отразится на практике.

Ужин прошел тихо-мирно, приключений абсолютно никаких - если не считать, что вода прибывала с дикой скоростью, катамараны пришлось буквально спасать (привязали их на берегу - а глядь, и дерево, к которому привязали, почти под водой!). Утром собрались и поплыли дальше - искать место для дневки. По пути слушали на плотах доклад Ивана - как всегда, тайны военной жизни нашего государства. Доклад был подробен и детален, за что все и любят сообщения Терентье-ва. Однако надо было чалиться - дневное время кончалось. И - удивительное дело!

- ни одного подходящего места! Устали страшно, холодно, сыро. Тут показалась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.