УДК 159 Р 42
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
© В.И. Рерке1
Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664001, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния социальной рекламы на ценностные ориентации современной молодежи, раскрыты особенности ценностных ориентаций у студентов, роль социальной рекламы. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.
Ил. 4. Табл. 5. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: ценностные ориентации; социальная реклама; современная молодежь.
SOCIAL ADVERTISEMENT EFFECT ON MODERN YOUTH VALUE ORIENTATIONS V.I. Rerke
East Siberian State Academy of Education, 6 Nizhnyaya Naberezhnaya, Irkutsk, 664001, Russia.
The article adduces the results of empirical examination of the effect of social advertising on the value orientations of modern young people. It describes the features of students' value orientations and the role of social advertisement. The article can be of interest for specialists in various branches of psychology and social pedagogy. 4 figures. 5 tables. 3 sources.
Key words: value orientations; social advertising; modern young people.
Состояние психического здоровья населения РФ свидетельствует о том, что страна остро нуждается в социальном оздоровлении. Наличие непреодолимых психических травм: повышенная тревога, агрессивность, рост преступности, - все это свидетельство психического нездоровья нации. В результате психологических травм наблюдается снижение работоспособности, озлобленность, депрессия, социальная апатия, которые мешают людям принимать адекватные решения, вести достойную полноценную жизнь. Значительную опасность представляют такие явления, как бродяжничество, алкоголизм, наркомания.
Восстановление общественных связей в данный момент становится актуальной проблемой общества, а значит, большое значение приобретают методы, по-
мощью которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить личностное равновесие.
К таким методам относится социальная реклама, поскольку помимо информационной функции она имеет адаптивную и воспитательную [3]. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать индивида в систему социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе формирования механизмов социальной защиты за последнее время значительно возросла.
Цель исследования - изучить влияние социальной рекламы на ценностные ориентации современной молодежи.
1Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент факультета педагогики, тел.: 89149082000, e-mail: rerkew@mail.ru
Rerke Victoria, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Faculty of Pedagogics, tel.: 89149082000, e-mail: rerkew@mail.ru
ВЕСТНИК ИрГТУ №9 (80) 2013
321
Мы исходили из предположения о том, что социальная реклама может оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи. Опытно-экспериментальная деятельность осуществлялась в Восточно-Сибирской государственной академии образования. В эксперименте принимали участие студенты 1 курса факультета педагогики, в количестве 75 человек, средний возраст испытуемых 18,4 лет. Были применены следующие психодиагностические методики: методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), тест «Смысложизненных ориентаций» (А. Леонтьев), авторская анкета.
Первый этап нашего исследования состоял в определении ценностных ориентаций студентов до показа социальной рекламы. Обратимся к результатам авторской анкеты.
На вопрос: «Как вы считаете, обладаете ли вы достаточной информацией о реальном действии на организм наркотических средств, табака, алкоголя?» 70% студентов ответили «да», тогда как только 30% дали ответ «нет». На вопрос: «Как вы считаете, нужны ли социальные меры борьбы с вредными привычками?» 65% студентов ответили «да», 35% респондентов ответили «нет».
«Обращаете ли вы внимание на рекламу табака и спиртных напитков в средствах массовой информации?» 80% ответили «да», 20% студентов не обраща-
ют внимания.
«Информированы ли вы о мерах профилактики вредных привычек?» 60% респондентов ответили «да», 40% - «нет».
Как видно из результатов исследования, современная молодежь осведомлена о реальном действии на организм наркотических средств, табака, и алкоголя. Исчерпывающее большинство (65%) респондентов считает, что социальные меры по борьбе с вредными привычками необходимы. Внимание на рекламу табака и спиртных напитков обращает 80% студентов, что является прискорбной статистикой, так как вера в иллюзорные идеалы принуждает молодежь в раннем возрасте попасть под влияния вредных привычек.
На рис. 1 представлены данные об источнике сведений о профилактике вредных привычек.
Так, доминирующим источником сведений о профилактике для студентов является школьное и студенческое образование.
На вопрос: «Оказывает ли социальная реклама влияния на вас?» предлагалось два варианта ответа:
1. Да, узнаю новую информацию, доверяю и соблюдаю призыв.
2. Считаю информацию смешной, верю только личному опыту и мнению друзей.
Статистические результаты по данному вопросу представлены на рис. 2.
60%
30% 20% 10% 0%
I
образование СМИ сверстники
Рис. 1. Источник сведений о профилактике вредных привычек для студентов, %
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
№1 №2 Рис. 2. Роль социальной рекламы, %
Как видно, подавляющее большинство (70%) респондентов считают информацию смешной, верят только личному опыту и мнению друзей, тогда как 30 % узнают новую информацию, доверяют и соблюдают призыв.
Таким образом, авторская анкета наглядно продемонстрировала, что 70% студентов обладают достаточной информацией о влиянии вредных привычек. Главным информационным источником о вреде вредных привычек является школьное и студенческое образование. Подавляющее большинство студенческой молодежи (80%) обращают внимание на рекламу табака, алкоголя в СМИ, вместе с тем эти респонденты социальную рекламу не считают полезной, а 70% испытуемых считают данную информацию смешной и доверяют собственному опыту и мнению друзей.
Для определения ценностных ориентаций первокурсников была предложена методика Рокича, которая выявляет 2 класса ценностей: терминальные - убеждение в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства [2]. Данные до демонстрации социальных роликов представлены в табл. 1.
Обратимся к результатам теста «Смысложизнен-
ные ориентации». 40% испытуемых набрали максимальное значение в субшкале «Цели в жизни», что характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
Для 10% испытуемых доминирующей субшкалой является «Процесс жизни», или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель указывает на то, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
15% студентов набрали максимальное значение в субшкале «Результативность жизни», или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
Терминальные ценности до эксперимента
Таблица 1
Терминальная ценность Ответы
Юноши Девушки
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 6 7
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 7 6
Здоровье (физическое и психическое) 1 1
Интересная работа 2 8
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 8 4
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 4 11
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 9 10
Наличие хороших и верных друзей 3 9
Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 11 17
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 5 2
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 14 3
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 12 13
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 13 16
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 15 5
Счастливая семейная жизнь 10 12
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование) 18 18
Творчество (возможность творческой деятельности) 17 15
Уверенность в себе 16 14
Таблица 2
Инструментальные ценности до эксперимента_
Инструментальная ценность Ответы
Юноши Девушки
Аккуратность 16 2
Воспитанность 2 1
Высокие запросы 6 9
Жизнерадостность 18 3
Исполнительность 3 10
Независимость 15 8
Непримиримость к недостаткам в себе и других 17 13
Образованность 4 11
Ответственность 14 7
Рационализм 13 14
Самоконтроль 12 12
Смелость в своих мнениях и взглядах 1 6
Твердая воля 5 15
Терпимость 10 4
Широта взглядов 11 18
Честность 9 5
Эффективность в делах 7 16
Чуткость 8 17
У 15% респондентов максимальное значение по субшкале «Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни)». Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
20% респондентов набрали максимальное значение по субшкале «Локус контроля-жизнь», или управляемость жизни. Убеждение в том, что человеку дано
контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Данные представлены на рис. 3.
Как видно из рис. 3, для 40% респондентов доминирующим является субшкала «Цели в жизни», для 20% респондентов - «Локус контроль жизни», одинаковые статистические значения (по 15%) в субшкалах «Результативность» и «Локус контроль-Я»; наименьшее количество студентов (10%) выделяют субшкалу «Процесс жизни».
Рис. 3. Смысложизненные ориентации студентов до эксперимента, %
Для подтверждения или опровержения рабочей гипотезы в экспериментальной группе (25 девушек, 25 юношей) были показаны социальные видеоролики. Материал предоставлен ОГКУ Реабилитационный центр «Воля». Кроме того, были использованы социальные ролики Интернет-ресурса. Проанализируем результаты ретестирования студентов.
Результаты, полученные по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокича), представлены в табл. 3.
Из табл. 3 можно сделать следующий вывод: произошли заметные изменения ценностей у юношей. Так, согласно ранжированию, усилилась значимость ценности счастливой семейной жизни. У девушек ценность наличия хороших и верных друзей с 9 ранга перешла на 6.
Данные интерпретации инструментальных ценностей после эксперимента представлены в табл. 4.
Таблица 3
Терминальные ценности респондентов после эксперимента_
Терминальная ценность Ответы
Юноши Девушки
Активная деятельная жизнь 6 7
Жизненная мудрость 7 9
Здоровье 1 1
Интересная работа 10 8
Красота природы и искусства 8 4
Любовь 3 2
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 9 10
Наличие хороших и верных друзей 4 6
Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 11 13
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 5 11
Продуктивная жизнь 14 12
Развитие 12 13
Развлечения 13 16
Свобода 15 5
Счастливая семейная жизнь 2 3
Счастье других 18 17
Творчество 17 15
Уверенность в себе 16 14
Таблица 4
Инструментальные ценности после эксперимента_
Инструментальная ценность Ответы
Юноши Девушки
Аккуратность 16 2
Воспитанность 2 1
Высокие запросы 6 12
Жизнерадостность 18 3
Исполнительность 14 10
Независимость 15 6
Непримиримость к недостаткам в себе и других 17 13
Образованность 4 11
Ответственность 3 7
Рационализм 13 14
Самоконтроль 4 9
Смелость в своих мнениях и взглядах 1 8
Твердая воля 5 15
Терпимость 10 4
Широта взглядов 11 18
Честность 9 5
Эффективность в делах 7 16
Чуткость 8 17
Таблица 5
Изменения ценностей (по рангам)_
Ценность Ответы
Юноши Девушки
Интересная работа с 2 до 10
Счастливая семейная жизнь с 10 до 2 с 12 до 3
Исполнительность с 3 до 14
Ответственность с 3 до 4
Самоконтроль с 4 до 12 с 12 до 9
Жизненная мудрость с 6 до 9
Наличие хороших друзей с 9 до 6
Продуктивная жизнь с 3 до 12
Высокие запросы с 9до12
Независимость с 6 до 8
Смелость в своих мнениях с 6 до 8
Таким образом, у юношей изменились следующие приоритетные ценности: исполнительность, ответственность, самоконтроль. У девушек произошли заметные изменения таких ценностей, как высокие запросы, независимость, самоконтроль, смелость в своих мнениях и взглядах.
Общий результат изменений по терминальным и инструментальным ценностям представлен в табл. 5.
Можно сделать вывод что, социальные видеоролики повлияли на систему ценностей респондентов.
Дальнейшее исследование предполагало применение методики «Смысложизненные ориентации». Анализ и интерпретация результатов ретестирования студентов показал, что 40% испытуемых набрали максимальное значение в субшкале «Интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Этот показатель свидетельствует о том, как воспринимает испытуемый процесс своей жизни. Наполнена ли его жизнь интересными, эмоционально насыщенными событиями и смыслом. По шкале «Цель жизни» 15% испытуемых набрали максимальное значение баллов, что говорит об осмысленности их жизни, направленности и вре-
менной перспективе. По шкале «Результативность жизни» 15% студентов довольны своей самореализацией. Полученные значения по данной шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. По субшкале «Локус контроля-Я» 10% испытуемых отмечают, что их представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, соотносятся с реальной ситуацией. Данные представлены на рис. 4.
Из рис. 4 можно сделать вывод: после просмотра социальных видеороликов результаты методики «Смысложизненные ориентации» наглядно демонстрируют изменения ценностей студентов. Яркий пример - изменения, которые произошли по шкале «Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни». Так, до эксперимента лишь 10% респондентов набрали максимальное количество баллов по этой шкале, после просмотра социальных роликов - 40% участников эксперимента переосмыслили многие аспекты своей жизнедеятельности и осознали значимость жизни.
Социальные видеоролики были разбиты на две подборки: первая включала видеоматериал, предоставленный ОГКУ «Реабилитационный центр «Воля», а вторая подборка - материал, созданный добровольцами из глобальной сети Интернет.
На просьбу проранжировать по пятибалльной шкале данные подборки, мы получили следующие результаты: первая подборка - средний бал 4,3, вторая подборка - 5 балов. Таким образом, демонстрируется степень влияния социального видеоматериала, изготовленного добровольцами.
Результаты исследования были обработаны с помощью методов математической статистики с применением t критерия Стьюдента. Достоверные различия
в экспериментальной группе были получены по следующим параметрам: интересная работа ^ эмп. = -2,126; p = 0,036); красота природы ^ эмп. = 2,342; p = 0,21); любовь ^ эмп. = -2,487; p = 0,15); друзья ^ эмп. = -2,228; p = 0,28); общественное призвание ^ эмп. = 2,202; p = 0,3); счастье других ^ эмп. = 2,447; p = 0,16); творчество ^ эмп. = 3,445; p = 0,01); исполнительность ^ эмп. = 2,704; p = 0,08); непримиримость ^ эмп. = -2,308; p = 0,44); образованность ^ эмп. = -2,142; p = 0,35). Достоверных различий в контрольной группе обнаружено не было. Все вышеперечисленное подтверждает нашу гипотезу: социальная реклама может оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи.
Библиографический список
1. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96-105.
2. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного насле-
дия / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1994. 228 с.
3. Савельева О. Живая история российской рекламы. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.