Научная статья на тему 'Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов'

Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
933
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / СТУДЕНТЫ-БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Князева Татьяна Николаевна, Масалимова Альфия Рафисовна, Батюта Марина Борисовна

В условиях переоценки, трансформации устоявшихся ценностей как никогда важным является акцентирование внимания педагогического вуза на подготовке учителя. «Идеологический вакуум», образовавшийся в нашей стране после отказа от ценностей и идеалов советской эпохи, наполнился отнюдь не позитивным содержанием, что самым негативным образом отразилось на становлении личности будущего педагога. Результаты исследования позволяют констатировать пониженные уровни смысложизненных ориентаций и общего показателя осмысленности жизни у первокурсников будущих педагогов по сравнению со средненормативными показателями. В структуре ценностных ориентаций будущих педагогов происходит вытеснение общественно значимых ценностей ориентирами индивидуалистического порядка. Ценности, профессиональной самореализации и социальные ценности относятся к ценностям ниже среднего и низшего статуса. Исследование волевого компонента мировоззрения будущих педагогов свидетельствует о снижении социальной активности молодежи, слабо выраженной волевой готовности к действию в соответствии с общественными ценностями. Полученные результаты дают четкое представление о наличии проблемы профессиональной идентификации студентов-первокурсников, несформированности ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF VALUE AND LIFE ORIENTATIONS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS

In terms of revaluation, the transformation of established values as important as ever is the focus of pedagogical higher education institution for training teachers. "The ideological vacuum" that has formed in our country after the rejection of the values and ideals of the Soviet era, is not filled with positive content that the negative effect on the formation of personality of future teacher. The results of the study allow us to state lower levels of life-meaningful orientations and an overall indicator of meaningfulness of life at first-year students future teachers compared with secondary ones. In the structure of value orientations of future teachers the displacement of socially significant values orientations individualistic order. The values of professional and social values refer to the values below the average and lower status. The study of volitional component of the worldview of future teachers testifies to reduction of social activity of youth, mild volitional readiness to act in accordance with social values. The results obtained give a clear view of the problem of professional identification of students, absence of value and meaning attitude to teacher's profession.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов»

УДК 159.9.07

Т.Н.КНЯЗЕВА1, А.Р. МАСАЛИМОВА 2, М.Б.БАТЮТА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2 ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Казань, Российская Федерация.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В условиях переоценки, трансформации устоявшихся ценностей как никогда важным является акцентирование внимания педагогического вуза на подготовке учителя. «Идеологический вакуум», образовавшийся в нашей стране после отказа от ценностей и идеалов советской эпохи, наполнился отнюдь не позитивным содержанием, что самым негативным образом отразилось на становлении личности будущего педагога. Результаты исследования позволяют констатировать пониженные уровни смысложизненных ориентаций и общего показателя осмысленности жизни у первокурсников - будущих педагогов по сравнению со средненормативными показателями. В структуре ценностных ориентаций будущих педагогов происходит вытеснение общественно значимых ценностей ориентирами индивидуалистического порядка. Ценности, профессиональной самореализации и социальные ценности относятся к ценностям ниже среднего и низшего статуса. Исследование волевого компонента мировоззрения будущих педагогов свидетельствует о снижении социальной активности молодежи, слабо выраженной волевой готовности к действию в соответствии с общественными ценностями. Полученные результаты дают четкое представление о наличии проблемы профессиональной идентификации студентов-первокурсников, несформированности ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии.

Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, волевой компонент мировоззрения, студенты-будущие педагоги.

T. N.KNYAZEVA1, А.R.MASALIMOVA2 , M.B. BATUTA 1

' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

2 Federal state Autonomous educational institution "Kazan (Volga region) Federal University", Kazan, Russian

Federation

SPECIFICS OF VALUE AND LIFE ORIENTATIONS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS

Abstract. In terms of revaluation, the transformation of established values as important as ever is the focus of pedagogical higher education institution for training teachers. "The ideological vacuum" that has formed in our country after the rejection of the values and ideals of the Soviet era, is not filled with positive content that the negative effect on the formation of personality of future teacher. The results of the study allow us to state lower levels of life-meaningful orientations and an overall indicator of meaningfulness of life at first-year students - future teachers compared with secondary ones. In the structure of value orientations of future teachers the displacement of socially significant values orientations individualistic order. The values of professional and social values refer to the values below the average and lower status. The study of volitional component of the worldview of future teachers testifies to reduction of social activity of youth, mild volitional readiness to act in accordance with social values. The results obtained give a clear view of the problem of professional identification of students, absence of value and meaning attitude to teacher's profession.

Keywords: value orientation, life orientation, volitional component of worldview, students-future teachers.

Мировоззрение как важнейшая структура самосознания характеризует систему взглядов человека на природу, общество и самого себя и, являясь динамичной системой, фокусирует социальные трансформации на уровне индивидуального сознания.

Системная роль этого психического образования определяется его интегративным характером. Как правило, в структуре мировоззрения выделяют три основные составляющие: когнитивную - знания субъекта, необходимые для его самоопределения и осознания отношения к миру; ценностную - определяющую его отношение к различным сторонам объективной действительности и самому себе; деятельностную (волевую) - связанную со способностью действовать в соответствии со своими знаниями и отношениями, с готовностью отстаивать их, прикладывая волевые усилия, преодолевая препятствия на этом пути.

Выступая как феномен индивидуального сознания, мировоззрение личности - во многом продукт социального влияния, поскольку все его составляющие формируются как интериоризация социальных норм, отношений, действий. Социально-исторические изменения, происходящие в России на протяжении последних двадцати лет, не могут не отражаться на процессах формирования сознания. Многими учеными констатируются факты трансформации, прежде всего, ценностной составляющей мировоззрения молодого поколения современной России [1,4,5,7,12,21]. В частности, подчеркивается, что изменение социальных условий и смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства духовно-ценностных ориентаций в обществе престает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам [5].

Указанная тенденция характерна, прежде всего, для молодого поколения, а мировоззрение, формирующееся в юношеском возрасте, естественно, подвержено влиянию социальных тенденций.

Показательны исследования, проведенные среди современного студенчества, на предмет выявления структуры ценностных ориентаций молодежи [7,8,13,15]. Они констатируют, что социальное пространство ценностных ориентаций современной молодежи противоречиво и размыто, а ценности личной жизни более значимы, чем ценности профессиональной самореализации и социальные ценности [5,21]. В аспекте нашего исследования особенно интересны данные об отношении современной молодежи к труду как важная составляющая профессионального мировоззрения.

Ценностное отношение к труду рядом ученых рассматривается в анализе терминальных, имеющих смысложизненную значимость как самоцель, и инструментальных ценностей, являющихся средством достижения других целей [5,7]. Результаты опросов свидетельствуют, что по сравнению с данными 80-х годов двадцатого столетия среди современной молодежи ценность труда падает, труд из терминальной ценности превращается в инструментальное средство для заработка и карьерного роста [13]. Подчеркивается, что снижение терминальной ценности труда обусловлено, в частности, упразднением идеологии общественной значимости трудовой деятельности, открытым делением профессий на «престижные» и «непрестижные», заменой «героев труда» на «идолов потребления» [17].

Принятие субъектом этих рекламно-общественных идей, присвоение их как мировоззренческих ценностей приводит к актуализации деятельной составляющей формирующегося мировоззрения: наше будущее в значительной степени зависит от того, каким мы его себе представляем [3]. Иными словами, ценностные и смысложизненные ориентации являются важнейшим мотиватором личности на жизненный успех, а их содержание определяет смысл и направление действенных устремлений личности.

Социальная значимость ценностной составляющей мировоззрения возрастает, если принять во внимание, что речь идет о характеристике мировоззрения будущих педагогов -современных студентов педагогического вуза, призванных профессионально влиять на

развитие и воспитание следующих поколений. Даже правильные слова, произносимые педагогом, могут иметь обратный эффект, если его поведение содержательно диссонирует с его высказываниями.

Цель данной статьи - анализ содержания ценностной составляющей профессионального мировоззрения современных студентов - будущих педагогов как отражение процесса трансформации социальных ценностей. Мы предположили, что противоречивые тенденции развития российского социума отражаются на особенностях формирования мировоззрения молодежи.

В исследовании приняли участие студенты первого курса Нижегородского педагогического университета им.К.Минина - 208 человек в возрасте от 18 до 21 года.

В качестве изучаемых характеристик мировоззрения студентов-первокурсников изучались особенности ценностного и волевого компонентов; их соотношение, на наш взгляд, позволяет увидеть характер смысложизненных ценностных ориентаций будущих педагогов и готовность к их реализации, содержания ценностной составляющей профессионального мировоззрения современных студентов

В качестве диагностического инструментария использовались методики: «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, «Тест смысложизненных ориентацию» (СЖО) ДА. Леонтьева, направленные на определение системы нравственных и профессиональных ценностей личности будущего педагога, способности выбирать целевые и смысловые установки в своей деятельности; опросник «Волевой самоконтроль» (ВСК), разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом, методика изучения способности самоуправления (тест ССУ) Н.М. Пейсахова, направленые на обобщенную оценку уровня развития волевой регуляции.

Исследования особенностей смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов показало, что у половины респондентов уровень смысложизненных ориентаций находится в пределах среднестатистической нормы с тенденцией к ее нижней границе, высокий уровень осмысленности жизни выявлен только у 13% опрошенных, а у 28% из них представления о смысле жизни сформированы очень слабо.

70 60 50 40 30 20 10 0

осмысленность цели процесс результат ЛК-Я ЛК-Ж

жизни

□ высокий Передний Шнизкий

Ось Х: субшкалы

Ось Y: процентного распределения Рисунок 1 - Процентное распределение уровней смысложизненных ориентаций (%)

59 59 59 „ 59

54

28 27 27

22 24 18 23 21 23

13 14 14

Для небольшой части опрошенных (рисунок 1) основные показатели осмысленности жизни (субшкалы «Цели жизни», «Процесс жизни» и «Результат жизни или удовлетворенность самореализацией») имеют высокие результаты. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным (18%), процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом (14%), а осмысленность целей будущего придает жизни человека направленность и временную перспективу (22%).

Для четверти опрошенных актуальное смысловое поле представлено низкими показателями осмысленности жизни: характерны неудовлетворенность прожитой частью жизни (23%), низкая осмысленность своей жизни в настоящем (27%), отсутствие ясно выраженных целей в будущем и, следовательно, дискретное восприятие жизни в целом (24%).

Высокий уровень представлений о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, выявлен у 23% студентов. 21% испытуемых убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, их позиция имеет выраженные черты фатализма. Эти студенты мало ощущают контроль над происходящим, а все смысложизненные ориентации направлены, в основном, на настоящее время.

В ходе анализа и обработки полученных результатов по методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), мы выяснили, что приоритетными ценностями студентов, образующими ядро ценностных ориентаций в структуре личности, являются такие: счастливая семейная жизнь, любовь и наличие хороших и верных друзей, материально-обеспеченная жизнь. В иерархии ценностей наиболее низкий ранг имеют такие ценности, как красота природы и искусства, активная и деятельная жизнь, ценности, связанные с самореализацией -«творчество», «познание» как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие (рисунок 2). Эти данные согласуются с другими исследованиями [1, 8, 9].

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

94,5

79 7

65,4

53,6 61 56,3

50,9

34,5 40,9 С

30,9 99 7

--

и

е

<и н

« Л

а «

ч оо

к «

« н

Л «

о а о

ч го

03

н

о

^

а

и

о <и а

К

Л

Ч о

03

н

о £

£

Л «

о

ю

Л

к

00

о И Л

к ® ^ д

ое И н ^

<и ю о

«

к =к

а <и

Я 00

о ^ а &

о Ч

а я

я М

03

X

<и ю <и

о «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■л

н о о и и

<и а

<и «

<и «

И

00 о

с

Ы нй

1 б

2 о

03 ^

4 о ю

о «

О

« «

н

о «

ч

к

«

а

<и о

н £

¡г о

о «

н о

¡г а

о «

н

Ось Х: показатели ценностных ориентаций Ось Y: количество выборов ( %).

Рисунок 2 - Показатели ценностных ориентаций будущих педагогов

Основной характеристикой используемой в исследовании методики является показатель «Ценность-Доступность», отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, что свидетельствует о степени неудовлетворенности настоящей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности и одновременно об уровне самореализации, внутренней интегрированности, гармонии. Интегральный показатель методики выступает в качестве индикатора блокады функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловых образований. Величина индекса «Ценность-Доступность» указывает на степень выраженности личностных состояний будущих педагогов: внутренний конфликт (ценно, но не доступно), внутренний вакуум (доступно, но не ценно) и нейтральная зона (доступно и ценно). Чем выше данный показатель у студентов, тем в большей степени у них проявляется неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией, внутренний дискомфорт.

Результаты анализа распределения уровней дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (таблица 1) показал, что низкий уровень дезинтеграции выявлен только у 23% опрошенных, а средний - у 8%. Подавляющее большинство будущих педагогов (69%) отличаются выраженной дезинтеграцией.

Таблица 1 - Средние показатели ценности (Ц) и доступности (Д) будущих педагогов

Ср.показатели ценности (Ц) и доступности (Д) №№ ценностей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Ц (1) 0 1,6 4,0 8,6 17,4 21,3 35,2 46,3 58,4 68,7 100,1 94,3

Д (2) 0 0,9 3,67 8,78 16,07 17,4 38,8 47,6 60,63 68,18 89,56 100,75

(1)-(2) 0 0,7 0,33 -0,18 1,33 3,9 -3,6 -1,3 -2,23 0,52 10,54 -6,45

Удовлетворенность потребностей, отсутствие их блокады отмечается лишь в трех сферах, составляющих в целом «бесконфликтную» нейтральную зону: «Активная, деятельная жизнь», «Здоровье, «Интересная работа». Наибольшее число внутренних конфликтов выявлено в сфере «Счастливая семейная жизнь» - их испытывают 53% опрошенных. В сфере «Материально обеспеченная жизнь» у 37% студентов наблюдается внутренний конфликт, свидетельствующий о высокой ценности этой сферы жизни и невозможности удовлетворения желаемого. Причем «деньги», «богатство» рассматриваются как символ жизненного успеха для большинства молодых людей. В данном случае можно говорить о деньгах как о сформировавшейся ценности нового рыночного мышления. Плохо это или хорошо? Желание хорошо, комфортно жить не несет в себе ничего предосудительного. Наоборот, можно и нужно стремиться реализовывать его, только вопрос: какими средствами? 56% студентов отличаются сбалансированностью ценности и возможности в удовлетворении материальных потребностей.

Выявлена неблагоприятная тенденция к низкой значимости таких профессионально важных для будущего педагога ценностей, как ценность познания (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) и творчества. Для 51% опрошенных сфера познание не представляет большого интереса (рисунок 2), 26% студентов испытывают внутренний конфликт между потребностью в познании и возможностью ее удовлетворения, и только у 36% будущих педагогов желаемое

в данной сфере совпадает с реальным, т.е. они имеют возможность удовлетворить свою потребность в познании (рисунок 3). В сфере творчества также наблюдается неблагоприятная ситуация. В то время, как для будущих педагогов творчество является одним из профессионально важных характеристик, не видят в нем смысла 42% опрошенных, а 18% их них переживают состояние внутреннего конфликта (рисунок 3), вызванного невозможностью удовлетворения потребности в творчестве.

120

100

□ НЕЙТРАЛЬНАЯ зона 100 100 98

□ ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ □ ВНУТРЕННИЙ ВАККУМ

80 60 40 20 0

0 0

0 0

81

77

2 0

17

56

59

21

46 37

20

34

53

36 38 26 26

43 33

24 26

21

40 42

18

К

оо

К -а

Ч <и

<и Ч

К «

« н

«

о

и

<и <и

£

о

« <и

++ а

<и Л « о « в

о

ч

00

сЗ н о ю

СЗ

а

и

о <и а

<и «

л

Ч о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

О

Ю

К а

<и «

« «

В

И

<и «

«

00

<и ю <и

о «

н о о и и

<и а

<и «

<и «

И

СЗ И 00 о а

Л

б ё

о д

§ е

5 й

я =55

« ц

03 ч

о К

« *

и

03

4 о

ю « «

о

И

и

«

а

<и о

« «

Ч н о 03

¡г

о

о «

н о

¡г а

о «

н

2

2

Рисунок 3 - Количественный анализ психологических показателей ценностной структуры личности будущих педагогов

Ценностно-смысловые образования личности, детерминируя процесс целеполагания, оказывают существенное влияние на процесс саморегуляции, тем самым определяя поступки и поведение человека. В связи с этим второй блок нашего исследования был направлен на изучение волевых показателей мировоззрения, в частности особенностей развития личностной саморегуляции будущих педагогов, для чего использовался опросник «Волевой самоконтроль» ВСК (Зверков, Эйдман, 1990). Сводные данные распределения испытуемых по шкалам опросника представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Сводные данные распределения испытуемых по показателям волевого самоконтроля (п=208 чел.)

№ п/п Уровни волевого Показатели волевого самоктроля

самоконтроля Настойчивость Самообладание Общий

% % %

1. Высокий 30 21 22

2. Средний 24 31 28

3. Низкий 46 48 50

Анализ общего (суммарного) показателя степени развития волевого самоконтроля позволяет охарактеризовать 22% испытуемых как лиц эмоционально зрелых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлексируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. 50% испытуемых имеют низкий уровень развития навыков регуляции собственных действий, психических процессов и состояний, умения преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Данные испытуемые характеризуются отсутствием способности мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность.

Аналогичные данные получились в результате исследования способности к самоуправлению (методика Н.М. Пейсахова, 1991), где выделено пять уровней развития способности к самоуправлению: 1) низкий - 13% исследуемых; 2) ниже среднего - 20%; 3) средний - 48%; 4) выше среднего - 10%; 5) высокий - 5% исследуемых. Как видим, большинство исследуемых (48%) обладают средним либо низким (33%) уровнем развития способности к самоуправлению. Данный факт позволяет говорить о важности разработки и реализации программы, направленной на развитие способности к самоуправлению.

Качественный анализ обработки данных позволил установить, что наиболее развиты первые два этапа (анализ противоречий, прогнозирование), последующие этапы (целеполагание, планирование, критерий оценки, принятие решения) имеют средние показатели; и наименее развиты два последних этапа - самоконтроль и коррекция. Таким образом, наиболее слабо фиксируются показатели волевой готовности к реальным действиям, т.е. на уровне поведения, общения, и в целом системы самоуправления, саморегуляция у большинства испытуемых не фиксируется (таблица 3).

Сравнительный анализ средних значений исследуемых показателей у юношей и девушек по методике «Изучения способности к самоуправлению» (Пейсахов, 1991) с помощью применения ^критерия Стьюдента показал достоверные различия по шкалам: «коррекция» (1;эмп=2,1; р< 0,05), это определяется тем, что у юношей больше происходят изменения реальных действий, общения и поведения, а также системы самоуправления по сравнению с девушками. По шкалам «анализ противоречий» (1;эмп=0,3); «прогнозирование» 0<змп=0,3); «целеполагание» (1;эмп=0,7); «планирование» (1;эмп=0); «критерий оценки» (1;эм=1,5); «принятие решений» (1;эмп=1,7); «самоконтроль» (1;эмп=1,5) различия не выявлены (таблица 3).

Таблица 3 - Сравнительный анализ средних значений (М) исследуемых показателей у юношей и девушек по методике «Изучения способности к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов, 1991)

Параметр Девушки Юноши

Среднее, М Ст. отклонение, £ Среднее, М Ст. отклонение, £ Р - уровень

Анализ противоречий 3,1 0,9 3,1 0,9

Прогнозирование 3,1 1,1 3,2 1,2 -

Целеполагание 3 1,1 3 0,9 -

Планирование 2,7 0,9 2,7 1,1 -

Критерий оценки 2,7 0,9 3 1 -

Принятие решений 2,7 0,9 2,9 1,3 -

Самоконтроль 2,4 1 2,6 1 -

Коррекция 2,4 0,9 2,5 0,9 р< 0,05

при р< 0,05 г кр =1,97; при р<0,01 г кр =2,61

Указанные данные свидетельствуют о том, что для большинства испытуемых характерно отсутствие целостной системы самоуправления, активности и инициативы, присутствует эмоциональная неустойчивость. Данные указывают на низкую способность к осознанию своих действий и их последствий, слабо выражена способность к планированию, принятию самостоятельных решений и изменению реальных действий.

Результаты нашего исследования позволяют констатировать следующее:

1. Исследование показало пониженные уровни смысложизненных ориентаций и общего показателя осмысленности жизни у первокурсников - будущих педагогов по сравнению сосредне нормативными показателями. Почти у трети студентов актуальное смысловое поле представлено низкими показателями осмысленности жизни: фиксируется низкая осмысленность настоящего этапа жизни, нет четкого представления о своих целях в будущем, то есть наблюдается дискретное восприятие своей жизни в целом.

2. Структура ценностных ориентаций будущих педагогов наряду с сохраняющимися базовыми ценностями отличается выраженной «заземленностью», акцентом на индивидуальных ценностях. При этом имеет место низкая удовлетворенность самореализацией и своей жизнью в настоящем, неуверенность в возможности контролировать события собственной жизни, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

3. В иерархии ценностных ориентаций будущих педагогов ведущие ранги принадлежат ценностям эмоционально насыщенной жизни, которые достигаются посредством ценностей межличностного общения. Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности, позволяющие осуществить самореализацию, относятся к ценностям ниже среднего и низшего статуса. Данный факт является наиболее негативным, поскольку наличие именно этих ценностей является необходимым условием для реализации успешной педагогической деятельности.

4. Исследование волевого компонента мировоззрения будущих педагогов свидетельствует о снижении социальной активности молодежи, слабо выраженной волевой готовности к действию в соответствии с общественными ценностями. Это, вероятно, во многом связано с тем, что студенты первокурсники еще слабо представляют себя внутри этой общественной системы ценностей, поэтому не готовы к ее реализации. Полученные результаты дают четкое представление о наличии проблемы профессиональной идентификации студентов-первокурсников, несформированности ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии.

5. Тревогу вызывают и общие показатели волевой саморегуляции в аспекте сформированности деятельностного механизма мировоззрения будущих педагогов: присутствие показателей эмоциональной неустойчивости, средне-низкие уровни обобщенности и способности к прогнозированию своих действий, ситуативные проявления активности и инициативы, слабо выраженная способность к принятию самостоятельных решений.

Полученные результаты характеризуют изучаемые компоненты развития мировоззрения у студентов-первокурсников. Надеемся, что специальная система профессиональной подготовки будущих педагогов, построенная с учетом необходимых психолого-педагогических и организационных мероприятий, которая является следующим этапом данного исследования, будет способствовать развитию профессионального мировоззрения студентов на всех этапах их обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батюта М.Б., Сорокина Т.М. Содержание и психологическая структура профессионально-педагогического мировоззрения [Электронный ресурс] //Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. URL: http://www.science-education.ru/121-18185 (дата обращения: 17.03.2016).

2. Бочарова Е.Е. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р.Б. Шамионова. - Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. С.41-48.

3. Галюк А.Д. Мировоззрение как фактор формирования ориентации на жизненный успех // Сб. Материалов Всерос. науч. конф. «Мировоззрение и культура», посвящ. 75-летию Заслуж. деятеля науки РФ, д-ра филос. наук, проф. И.Я.Лойфмана (Екатеринбург, 17-18 декабря 2002 г.) / под общ. ред. проф. Е.Г.Трубиной. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации». 2002. С. 255-258.

4. Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодёжь России: три жизненные ситуации. М.: ИНИОНРАН. 1998. С. 32-41.

5. Ермолаева С.Г., Дубровская Е.А Мировоззрение и ценности современного студенчества // Сб. Материалов Всерос. науч. конф. «Мировоззрение и культура», посвящ. 75-летию Заслуж. деятеля науки РФ, д-ра филос. наук, проф. И.Я. Лойфмана (Екатеринбург, 17-18 декабря 2002 г.) / под общ. ред. проф. Е.Г. Трубиной. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации». 2002. C. 265-268.

6. Зверков А.Г. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ. 1990. С.116-126

7. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. 2012. №6. С. 121-126.

8. Князева Т.Н., Семенова Л.Э Профессиональная подготовка практического психолога: проблемы и варианты решения // Наука и Мир. 2014. Т. 3, № 5 (9). С. 92-95.

9. Котикова О.П. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов // Инновационные образовательные технологии. 2011. №2. С.39-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. Москва. 2000.

11. Маркова С.М., Горлова В.Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №1. URL: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 19.05.2015)

12. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 27.04.2015)

13. Новиченко О.В. Ценностные ориентации современной Российской молодежи [Электронный ресурс] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2013. № 03-04. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn-13-03/794-a

14. Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н. Практическая психология: учебное пособие. Казань: Изд. Казанского университета, 1991. 176 с.

15. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. №2. С. 83-90.

16. Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект / под ред. Т.Н. Князевой. Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014. 181 с.

17. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. 2007. №4. С. 37- 43.

18. Фанталова Е.Б. Методика "Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах // Журнал практического психолога. 1996. № 2. С. 32-37.

19. Харченко С.Я. Соцiалiзацiя д^ей та молодi в процес сощально-педагопчно!' дiяльностi: теорiя та практика: монографiя. Луганськ: Альма-матер, 2006. 320 с.

20. Заверико Н.В. Сощально-педагопчна реабштащя дезадаптованих тдл^юв // Сощальш технологи. 2005. Вип. 26. С.151-157.

21. Knyazeva T.N., Powszechna F.V., Batuta M.B., ЬеЬеёеуа O.V., Sidorw E.V. the Structure of the worldview of future teachers as a reflection of the transformation of social values // international review of "Management and marketing". 2015. Vol. 4, No. 5. C. 259-264.

22. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal 2014; 11(11s): 489493. (ISSN:10978135)

http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/11126041life1111s14 489 493.pdf

23. Sheldon K.M., Kasser T. Coherence and Congruence Two aspects of Personality Integration // Personal and Social Psycology. 1995.

REFERENCES

1. Batyuta M.B., Sorokina T.M. Soderzhanie i psihologicheskaya struktura professional'no-pedagogicheskogo mirovozzreniya [The Contents and Psychological Structure of Professional-edagogical Outlook]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015, no.1. Available at: http://www.science-education.ru/121-18185(reference date: 17.03.2016) (in Russian)

2. Bocharova E.E. Sootnoshenie ehmocional'nyh i kognitivnyh komponentov sub"ektivnogo blagopoluchiya v raznyh usloviyah socializacii [The Correlation of Emotional and Cognitive Components of the Subjective Welfare in Different Conditions of Socialization]. Problemy social'noj psihologii lichnosti. Pod red. R.B. Shamionova . Saratov: N.G, 2008, pp.41-48 (in Russian)

3. Galyuk A.D. Mirovozzrenie kak faktor formirovaniya orientacii na zhiznennyj uspekh [World Outlook as a Factor of the Formation of Orientation at Life Success]. Sb. Materialov Vseros. nauch. konf. «Mirovozzrenie i kul'tura», posvyashch. [ Coll. of All-Rus. Scient. Conf. «World Outlook and Culture»]. Ekaterinburg: Publ. Off. Culture Information Bank, 2002, pp.255-258 (in Russian).

4. Dobrynin V.I., Kuhtevich T.N., Tumanov S.V. Molodyozh'Rossii: tri zhiznennye situacii [The Youth of Russia: Three Life Situation]. Moscow: INIONRAN, 1998, pp.32-41(in Russian).

5. Ermolaeva S.G., Dubrovskaja E.A. Mirovozzrenie i cennosti sovremennogo studenchestva [World Outlook and Values of Today's Students] Sb. Materialov Vseros. nauch. konf. «Mirovozzrenie i kul'tura», posvyashch. [ Coll. of All-Rus. Scient. Conf. «World Outlook and Culture»].Ekaterinburg: Publ. Off. Culture Information Bank, 2002, pp.265-268 (in Russian).

6. Zverkov A.G. Diagnostika volevogo samokontrolya (oprosnik VSK) [Diagnostics of Strong-Willed Self-Control]. Praktikumpopsihodiagnostike. Psihodiagnostika motivacii i samoregulyacii. Moscow: Publ. House of the MSU, 1990, pp.116-126 (in Russian).

7. Kazarina-Volshebnaya E.K., Komissarova I.G., Turchenko V.N. Paradoksy transformacii cennostnyh orientacij rossijskoj molodezhi [Paradoxes of Transformation of Value Orientation of the Russian Youth. Sociologic Research]. Sociologicheskie issledovaniya, 2012, no. 6., pp. 121126 (in Russian).

8. Knyazeva T.N., Povshednaya F.V., Batyuta M.B., Lebedeva O.V., Sidorina E.V. Struktura mirovozzreniya budushchih pedagogov kak otrazhenie transformacii social'nyh cennostej [The structure of future teachers' world outlook as the reflection of the transformation of social valyes]. Mezhdunarodnyj obzor «Menedzhment i marketing», 2015. V. 4, no. 5, pp .259-264 (in Russian).

9. Kotikova O.P. Formirovanie cennostnyh orientacij budushchih pedagogov [The Formation of Value Orientations of Future Teachers]. Innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii, 2011, no. 2, pp. 39-43 (in Russian).

10. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij [Test of life-meaningful orientation (WCS)]. Moscow: Meaning, 2000. (In Russian)

11. Markova S.M., Gorlova V.G. Model' professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya pedagoga professional'nogo obucheniya [Model vocational teacher education training He is a teacher ]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no.1. Available at: http://www.mininuniver.ru (accessed 19.05.2015) (in Russian).

12. Nikolaeva T.P., Bicheva I.B. Ustojchivoe lichnostno-professional'noe razvitie studentov v vuze [Sustainable personal and professional development of students in high school]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no.1. Available at: http://www.mininuniver.ru (accessed 27.04.2015) (in Russian).

13. Novichenko O.V. Cennostnye orientacii sovremennoj Rossijskoj molodezhi [Value Orientation of the Contemporary Russian Youth]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya «Gumanitarnye nauki», 2013, no.03-04. Available at: http:http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn-13-03/794-a (in Russian).

14. Pejsahov N.M., SHevcov M.N. Prakticheskaya psihologiya. Uchebnoe posobie. [Practical Psychology. Manual. Publ]. House of the Kazan University, 1991. 176 p. (In Russian)

15. Petrov A.V. Cennostnye predpochteniya molodezhi: diagnostika i tendencii izmenenij [The Youth's Value Preferences: Diagnostics and Tendencies of Changes]. Sociologicheskie issledovaniya, 2008, no. 2, pp. 83-90. (In Russian)

16. Psihologicheskie issledovaniya razvitiya lichnosti: vozrastnoj, gendernyj i professional'nyj aspekt. Pod red. T.N.Knyazevoj. [A psychological study of the development of the personality: age, gender and professional aspects] . N. Novgorod, 2014. 181p. (In Russian)

17. Semenov V.E. Cennostnye orientacii i problemy vospitaniya sovremennoj molodezhi [Value Orientations and Problems of Contemporary Youth Education]. Sociologicheskie issledovaniya, 2007, no. 4, pp. 37-43. (In Russian)

18. Fantalova E.B. Metodika "Uroven' sootnosheniya "cennosti" i "dostupnosti" v razlichnyh zhiznennyh sferah [Techniques"Level of correlation "values" and "accessibility" in various spheres of life"]. ZHurnal prakticheskogo psihologa, 1996, no. 2, pp. 32-37. (In Russian)

19. Harchenko S. Y. Socializaciya ditej ta molodi vprocesi social'no-pedagogichnoi diyal'nosti: teoriya tapraktika: monografiya [Sotsializatsiya ditey that molodi in protsesi sotsialno-pedagogichnoi diyalnosti: teoriya that practice: monograph]. Lugans'k: Al'ma-mater, 2006. 320p. (In Russian)

20. Zaveriko N. V. Social'no-pedagogichna reabilitaciya dezadaptovanih pidlitkiv [Sotsialno-pedagogichna reabilitatsiya dezadaptovanih pidlitkiv]. Social'ni tekhnologii, 2005. Vip. 26, p.151-157. (In Russian)

21. Knyazeva T.N., Powszechna F.V., Batuta M.B., Lebedeva O.V., Sidorina E.V. the Structure of the worldview of future teachers as a reflection of the transformation of social values [the Structure of the worldview of future teachers as a reflection of the transformation of social values]. International review of "Management and marketing", 2015. Vol. 4, no. 5, pp. 259-264.

22. Markova S.M. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions / S.M. Markova, E.P. Sedhyh, S.A. Tsyplakova // Life Science Journal 2014; 11(11s): 489-493. (ISSN:10978135)http://www.lifesciencesite.com/lsj/lifenns/n126041lifenns14_489_493.pdf

23. Sheldon K.M. Coherence and Congruence Two aspects of Personality Integration / K.M. Sheldon, T. Kasser // Personal and Social Psycology. - 1995.

© Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюта М.Б., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Князева Татьяна Николаевна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой классической и практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: tnknvazeva@mail.ru

Масалимова Альфия Рафисовна - доктор педагогических наук, доцент, руководитель Научно -образовательного центра педагогических исследований ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Казань, Российская Федерация, e-mail: alfkazan@mail. ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Knyazeva Tatyana Nikolaevna- doctor of psychology, Professor, head of the Department of classical and applied psychology, , professor, Head of the Department of Economics of Enterprise, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: tnknyazeva@mail.ru

Masalimova Alfiya Rafisovna - doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, head of Scientific-educational center of educational research IN Federal state Autonomous educational institution "Kazan (Volga region) Federal University", Kazan, Russian Federation, e-mail: alfkazan@mail. ru

Батюта Марина Борисовна - кандидат Batuta Marina Borisovna - PhD in of psychology,

психологических наук, доцент, Нижегородский Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod Statе

государственный педагогический университет имени Pedagogical University, Nizh^ Novgorod, Russian

Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Federation e-mail: batyuta71 @mail.ru Новгород, Российская Федерация, e-mail: batyuta71@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.