Научная статья на тему 'Св. чаша на литургии преждеосвященных Даров'

Св. чаша на литургии преждеосвященных Даров Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
553
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Св. чаша на литургии преждеосвященных Даров»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.А. Карабинов

Св. чаша на литургии преждеосвященных Даров

Опубликовано:

Христианское чтение. 1915. № 6. С. 737-753.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Св. чаша на литургіи прѳждеоевящѳеныхъ Даровъ.

ЯРИ чтеніи нашего современнаго служебника едва ли можно пробѣжать не задумываясь одну его статью съ нѣсколько необычнымъ заглавіемъ—«Изъявленіе о нѣ-кіихъ исправленіихъ въ служеніи преждеосвящѳнныя

літургіи»: эта статья излагаетъ порядокъ двухъ важ-

нѣйшихъ дѣйствій на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ,

- великаго входа и причащенія священнослужителей, — и почему-то она печатается отдѣльно отъ стоящихъ рядомъ же съ ' нею устава и послѣдованія названной службы; заглавіе статьи, повидимому, намекаетъ, что она не принадлежала къ первоначальной основѣ служебника и внесла въ отправленіе литургіи преждеосвященныхъ Даровъ измѣненія; наконецъ, въ греческихъ служебникахъ подобной статьи совсѣмъ нѣтъ.

■ Исходнымъ пунктомъ для предписаній «Изъявленія» служитъ мысль, что въ св. чашѣ на литургіи преждеосвященныхъ Да-

Литература: L. А11 а t і u s, De missa praesanctificatorum (въ сочиненіи—De ecclesiae Occident, atque oriental, perpetua consensione, 1648, pag. 1530}; Г. Смирновъ-Платоновъ, О Литургіи Преждеосв. Даровъ, 1850; Н. Малиновскій, соч. съ такимъ же заглавіемъ, 1850;

С. Муретовъ, Особенности Литургіи Преждеоев. Даровъ въ древнихъ греческ. и славянск. памятникахъ (Моск. Церк. Вѣдомости, 1896, №№ 10—12). Свѣдѣніями о современной практикѣ Греческой церкви, равно какъ и возможностью воспользоваться нѣкоторыми греческими изданіями литургій авторъ въ значительной мѣрѣ обязанъ настоятелю греческой церкви въ Петроградѣ, о. архимандриту Софронію [Дукѣ], іеродіакону о. Иларіону Васдекасъ іи иреиидашивлю Muuiunr— скаго Учительскаго Института Д. С. Спир до БИБШШЖКЙе раторской Петроградской Д. Академіи), коим ^онт^приноси'^ глу^р^^,... благодарность. UH#** •

ровъ бываетъ лишь освященное «вложеніемъ частицы» святыхъ Таинъ «вино», но отнюдь не св. Кровь: вино здѣсь «не нресущёствешю въ Кровь божественную, понеже надъ нимъ словеса священія не чтошася, яко бываетъ въ литургіяхъ Василія Великаго и Іоанна Златоустаго». Соотвѣтственно съ такимъ основнымъ взглядомъ «Изъявленіе» и предиисываетъ, въ отличіе отъ обычнаго порядка полной литургіи, за службой преждеосвященныхъ Даровъ на великомъ входѣ, даже при служеніи іерея съ діакономъ, нести дискосъ и потиръ одному лишь священнику, дискосъ на головѣ, а потиръ съ виномъ—въ лѣвой рукѣ,—«діаконъ же, съ кадильницею точію предходя, кадитъ часто»; предъ причащеніемъ «Изъявленіе» опускаетъ слова при вложеніи въ потиръ частицы св. Хлѣба и на вливаніе туда теплоты; на принятіе священнослужителями св. Хлѣба оно соединяетъ слова причащенія и св. Тѣла, и св. Крови; наконецъ, вкушеніе священнослужителями отъ потира, по «Изъявленію», должно совершаться молча, причемъ діаконъ причащаясь даже совсѣмъ не испиваетъ изъ чаши, это онъ можетъ дѣлать лишь при потребленіи свв. Таинъ по заамвонной молитвѣ, — такъ же долженъ поступать и іерей, служа одинъ безъ діакона. Мысль, что въ потирѣ на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ содержится лишь освященное вино, помимо изложенныхъ предписаній, имѣющихъ въ виду главнымъ образомъ священнослужителей, влечетъ за собой немаловажное ограниченіе и для мірянъ: основываясь на «Изъявленіи» наши священнослужители отказываются причащать на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ маленькихъ дѣтей.

«Изъявленіе» внесено въ нашъ служебникъ сравнительно не особенно давно, — при патріархѣ Іоакимѣ: первый разъ оно припечатано было къ концу служебника, изданнаго въ 1676 г. Въ изданіяхъ правленнаго служебника до 1676 г. въ послѣдованіи литургіи преждеосвященныхъ Даровъ о великомъ входѣ и о причащеніи священнослужителей говорилось просто: «и преносятъ святыя Дары по обычаю,- и творитъ (іерей) по обычаю святое причастіе божественныхъ Даровъ». За отсутствіемъ нарочитыхъ поясненій къ этимъ отмѣткамъ ихъ, очевидно, нужно понимать въ томъ смыслѣ, что порядокъ и великаго входа, и причащенія, на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ не долженъ отличаться отъ совершенія ихъ на полной литургіи, т. е., разсуждая послѣдовательно, нужно принимать со-

держимое св. чаши не просто за освященное вино, но за св. Кровь. Московскіе до-никоновскіе печатные служебники повелѣваютъ творить великій входъ на литургіи преждеосвя-щенныхъ Даровъ точно такъ же, какъ и на полной литургіи, не исключая а поминовеній—«Всѣхъ васъ да помянетъ» и проч. ‘). О причащеніи на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ эти служебники говорятъ довольно выразительно: «и причащаются (священнослужители) пречистыхъ Таинъ по послѣдованію службы Іоанновы». Во многихъ рукописныхъ русскихъ служебникахъ причащеніе «по послѣдованію службы Іоанновы» описывается яснѣе и конкретнѣе: весьма многія рукописи XY—XVI вв. указываютъ говорить на иреждеосвя-щенной службѣ при вложеніи частицы св. Хлѣба въ потиръ слова: «Исполненіе Св. Духа»; изрѣдка встрѣчаются рукописные служебники съ подробнымъ уставомъ причащенія священнослужителей на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ и со всѣми относящимися сюда молитвами, гдѣ св. чаша 'Прямо и рѣшительно исповѣдуется божественною Кровію 3). Такая практика существовала до половины XVII в. въ Русской церкви повсемѣстно, т. е. въ предѣлахъ и Московскаго государства, и Польши. Въ кіевскихъ изданіяхъ служебника Петра Могилы 1629 и 1639 гг., правленныхъ уже по ■ греческимъ печатнымъ евхологіямъ, уставъ причащенія: священнослужителей на. литургіи преждеосвященныхъ Даровъ изложенъ со всѣми обычными формулами я молитвами точно въ томъ видѣ, какъ онъ полагается па литургіяхъ Златоуста и Василія В.: единственное отличіе ггреждеоовященной службы это— то, что на ней отъ потира полагается у Могилы вкушать единожды 3). Выпустившій въ 1642 г. сочиненіе объ ересяхъ

1) Служебникъ преи. Никона, хранящійся въ ризницѣ Троице-Сергіе-вой лавры, великій входъ на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ описываетъ такъ: „И в шедши дьякову въ олтарь, умываються глаголя: умыга' .въ неповинныхъ, и взѳмъ кадильницю и темьянъ, приказуетъ іѳрею, и рземъ благословеніе отъ іерея и кадитъ тряпѳзу и святые дары по триждь глаголя: Господи помилуй. Возми вдадыко. И вземъ іерей блюдо со св. дарми и поставляетъ діакову на главѣ, іерей чашю и тако пѳревоеита поюща къ собѣ псалоМь 50 до конца и пѣвци поить: „нынѣ силы небесныя“. С м и р и о в ъ-П л а т о но в ъ, цит. соч., 93, прим. а.

2) Таковъ, напримѣръ, замѣчательный по подробному изложенію порядка священнослуженія, служебникъ Хлудовской б. № 115, писанный въ 1602—3 гг. при патріархѣ Іовѣ, въ Чудовомъ монастырѣ, священно-инокомъ Аврааміемъ ростовцемъ.

3) Стрр. 265 -272; 681—672.

и заблужденіяхъ Русской церкви 4) ренегатъ Кассіанъ Саковичъ (до перехода въ католичество—Дубенскій архимандритъ) въ немъ, между прочимъ, сообщаетъ, что на предлагавшіеся имъ вопросы православнымъ и нѣкоторымъ плохимъ уніатамъ о св. чашѣ на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ, тѣ ему отвѣчали, что ея содержимое есть истинная Кровь Христова, такъ какъ оно освящается вложеніемъ въ потиръ частицы напоеннаго божественною Кровію св. Хлѣба 5). Въ своемъ уставѣ о чашѣ на службѣ преждеосвященныхъ Даровъ русскіе рукописные и старопечатные служебники строго слѣдуютъ преданію Греческой церкви. Существованіе въ послѣдней вѣрованія, что на означенной литургіи содержащееся въ чашѣ вино чрезъ вложеніе въ него части св. Тѣла претворяется въ св. Кровь, по безспорнымъ, яснымъ и авторитетнымъ свидѣтельствамъ можно прослѣдитъ вглубь почти до X в. Отъ XI в., напримѣръ, имѣется интересное посланіе неизвѣстнаго константинопольскаго патріарха нѣкоему Павлу, избранному во епископы г. Каллиполя (по предположенію издателя посланія—I. Cozza-Luzi, въ Южной Италіи), о чинѣ проскомидіи и о литургіи преждеосвященныхъ Даровъ. О совершеніи послѣдней патріархъ пишетъ слѣдующее: «Въ послѣднее воскресенье сырной седмицы, при совершеніи полной литургіи свв. Хлѣбы приготовляются не въ обычномъ, но въ ббль-шемъ количествѣ. По причащеніи они хранятся до пятка въ особомъ ковчегѣ, причемъ св. Кровь не вливается въ нихъ, ибо въ постные дни ежедневно при совершеніи преждеосвя-щенной литургіи приготовляется и освящается чаша, въ которую влагается освященный ранѣе Хлѣбъ, возвышаемый и преломляемый. И какая нужда примѣшивать св. Кровь къ божественному Хлѣбу? Ибо преждеосвященная литургія совершается лишь ради освященія чаши». Далѣе патріархъ разъясняетъ, что божественный Хлѣбъ напаяется св. Кровію лишь для домашняго причащенія отшельникамъ, не желающимъ нарушать свое безмолвіе, и, затѣмъ, для напутствованія больныхъ: для послѣдней цѣли запасные свв. Дары, по словамъ патріарха, оставляются послѣ каждой полной литургіи и хра-

4) ’Етгаѵбрйшац abo Perspective у ob'iasnenie Bledow, Herezyy і Zabobo-uow Cerkwi Ruskiey tak vv artikulach wiary, jak w admiuistrowaniu sacra-ineutow и np. Krakow, 1642.

5) Циг. со а., стр. 28.

нятся лишь до Слѣдующаго утра,:—неиспользованные, они потребляются натощакъ чистымъ отрокомъ; въ 40-цу, въ виду сравнительной рѣдкости полной литургіи, запасъ свв. Даровъ дѣлается на болѣе продолжительный срокъ 6). Разсматриваемое посланіе весьма важно потому, что рекомендуемая въ немъ практика, несомнѣнно, принадлежитъ соборной церкви г. Константинополя—св. Софіи: это подтверждается отчасти саномъ автора посланія, а главнымъ образомъ—защищаемымъ имъ обычаемъ—не напаять преждеосвященныхъ свв. Хлѣбовъ св. Кровію,—какъ увидимъ дальше, изъ свидѣтельствъ другихъ, болѣе позднихъ, византійскихъ писателей, такой обычай считался характерной особенностью богослужебной практики константинопольскаго соборнаго храма и держался тамъ продолжительное время. Въ томъ же XI в. студійскій инокъ Никита Стиѳатъ, защищая противъ латинянъ греческій обычай— совершать по буднямъ въ 40-цу литургію преждеосвященныхъ Даровъ 1), въ краткомъ описаніи ея порядка говоритъ: «По нашему преданію, мы служимъ полную литургію (въ 40-цѵ) по субботамъ и воскреснымъ днямъ въ третій часъ, въ который Св. Духъ сошелъ на апостоловъ; тогда, совершая приношеніе, освящаемъ Дары, изъ которыхъ сохраняемъ достаточное количество на цѣлую седмицу: въ девятый часъ, завершивъ всѳ (суточное) богослуженіе, въ заключеніе вечерни мы іереи съ діаконами творимъ входъ съ однимъ лишь кадиломъ, и послѣ чтенія пророковъ, совершивъ установленныя Василіемъ В. молитвы, перенеся съ предложенія Дары, помолившись надъ ними, прибавивъ къ этому еще преданную намъ Господомъ молитву, мы возвышаемъ Хлѣбъ говоря— «Преждеосвященная Святая святымъ» и затѣмъ, совершивъ соединеніе [Даровъ], причащаемся 8)». Выраженіе—«совершивъ соединеніе (ёѵшоаѵте;)» употреблено Стиѳатомъ едва ли не потому, что въ его время при вложеніи частицы св. Хлѣба въ потиръ на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ произносились слова—«Соединеніе Св. Духа», употреблявшіяся приданномъ случаѣ тогда и въ великой константинопольской церкви 9). Константинопольскій патріархъ XII в. Михаилъ оксійскій * i)

*) J. Cozza-Lnzi, Patrum Nova Bibliotheca, X., 1905, pars 2, p. 169.

i) Libellus contra latinos (de azymis et sabbatorum jejuniis et nuptiis sacerdoturn). Migne, gr. 120, col. 1011. e) Allatius, цит. соч., col. 1583.

9) См. ниже.

(1143—46) въ «Извѣщеніи дарю» о литургіи преждеосвящен-ныхъ Даровъ 10 * *) пишетъ: «въ каждое воскресенье изъ посвящаемыхъ у насъ для поста честныхъ дней, по священнопреданному послѣдованію и ученію, освящаются преждеосвящен-ные Хлѣбы. Изъ освященныхъ такимъ образомъ свв. Хлѣбовъ часть ихъ, Хлѣбовъ совершенныхъ, животворящихъ и полныхъ божественными дарованіями, сохраняется, сколько бываетъ нужно и сколько требуютъ обстоятельства. Къ этимъ Хлѣбамъ, которые признаются и дѣйствительно суть самое животворящее Тѣло Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа не приливается ни одной капли божественной Крови, и они такъ отлагаются безъ окропленія св. Кровію. Въ каждый изъ постныхъ дней, когда не совершается полной литургіи, они переносятся изъ мѣста предложенія на св. трапезу въ алтарѣ и надъ ними не произносится ни одной изъ таинственныхъ и освятительныхъ молитвъ, но іерей творитъ лишь единственную молитву съ ходатайствомъ о томъ, чтобы ему быть достойнымъ причастникомъ предлежащихъ святынь. Во время св. причащенія, немного ранѣе его совершенія, діаконы касаются стоящихъ (на престолѣ) свв. чашъ и приглашаютъ не какъ на полной литургіи—«Исполни, владыко», но—«Благослови, владыко», и послѣ того какъ священникъ отвѣтитъ— «Благословенъ Богъ нашъ всегда», влагается преждеосвящен-ііый и ранѣе совершенный св. Хлѣбъ въ таинственную чашу и содержащееся въ послѣдней вино прелагается во св. Кровь Господню и. признается прелагающимся». Къ ХІІ-му же вѣку можно отнести интересное мнѣніе, приведенное въ качествѣ схоліи у К. Арменопула въ «Сокращеніи божественныхъ и священныхъ правилъ» и) и усвояемое авторѳмъ нѣкоему «блаженному Іоанну», едва ли не китрскомѵ (т н. XIII в.) ,2), который пишетъ: «не напаять преждеосвященныхъ Даровъ посредствомъ лжицы Кровію Господней правильнѣе». Несомнѣнно, такое мнѣніе предполагаетъ освященіе чаши чрезъ вложеніе въ нее частицы св. Тѣла.

10) ІІОЛНОѲ заглавіе: Той dyiünaxooxaloixoupsvty.oÜTra-piip^oo хорой Мг/аѵ|Х 8т;Хіі>ві{ -ро; тоѵ {ЗазіХёа, Sr: rt т«іѵ. -ро^уіазцеѵшѵ1 [лозтаушуча іруа'отгураоото;. xat TTu>- rj TotaÜTn); аизт^чу xsXseioopyia yiv^xat. у.а: біаті иехшХитаі еѵ хі) dylx М/ теХаіа уіоезДаі“ М. Ге8г<Ьѵ, ’Ар/вТоѵ $ч*Х»)аіавх!*т)5 ізторіа?, 1—1, 1911,

зз. 29—35; отрывки въ цит. соч. Алляція, считавшаго авторомъ памятника патр. Михаила анхіальскаго.

“) Sect. Ill, titul. в.-Migne gr. 150, col. 97.

12) Тамъ же, 14.

Отрицательное отношеніе неизвѣстнаго автора посланія Павлу каллипольскому къ о*бычаю напаять преждеосвященные Хлѣбы св. Кровію, повидимому, показываетъ, что такой обычай въ XI в. едва ли былъ очень древнимъ и, возможно, началъ еще только распространяться въ Константинопольскомъ патріархатѣ. Противоположный обычай храненія преждеосвя-щенныхъ Хлѣбовъ, котораго держался и соборный константинопольскій храмъ, безъ соединенія со св. Кровію, былъ болѣе архаичнымъ въ богослужебной практикѣ не только названнаго храма, но и нѣкоторыхъ иныхъ церквей, знавшихъ употребленіе службы преждеосвященныхъ Даровъ: напримѣръ, въ западныхъ церквахъ, совершавшихъ причащеніе преждеосвя-щенными Дарами въ великій пятокъ, всегда употреблялся для этой цѣли св. Хлѣбъ, нѳорошѳнный св. Кровію 13). Греческій обычай— напаять преждеосвяіценный св. Хлѣбъ божественною Кровію, быть можетъ, возникъ по аналогіи съ способомъ приготовленія запасныхъ свв. Даровъ для причащенія больныхъ и для другихъ потребъ, быть можетъ, перешелъ изъ практики восточныхъ церквей, напримѣръ, Іерусалимской или другихъ, гдѣ и за полной литургіей, параллельно съ вложеніемъ частицъ св. Тѣла въ потиры, знаменовали и свв. Хлѣбы св. Кровію. Болѣе вѣроятнымъ представляется первое предположеніе.

Запасные свв. Дары въ собственномъ смыслѣ, .т. е. оставлявшіеся отъ литургіи, первоначально въ обоихъ видахъ раздѣльно, а позднѣе въ соединеніи, въ древности употреблялись для причащенія внѣ литургіи весьма широко: такъ, они преподавались лицамъ, соблюдавшимъ постъ, продолжавшійся въ старину до вечера 14 * 16), или не имѣвшимъ возможности по какой либо причинѣ (напримѣръ, по житейской нуждѣ) причаститься за литургіей 1в); далѣе, запасными Дарами причащались присоединяемые къ Православной Церкви изъ ересей 1в),

13) См. ниже.

м) Монофвзитъ Іаковъ еписк. эдесскій пишетъ: „Св. чаша бываетъ хранима или ради немощныхъ, находящихся въ ожиданіи смерти, или ради постящихся, которые пребываютъ въ постѣ до глубокаго вечера“.

Assemani, Bibl. orient., Ill, l, р. 246.

16) См. А. Дмитріевскій, Описаніе литургич. рукописей, П, Ей^оХот'®, 1901, 32 (евхолог. Синайской, б. № 958, Хв., л. 86 об.),—„молитва надъ причащающимися поздно“, которая ходатайствуетъ о рабѣ, „занятомъ житейскими соузами и закоснившемъ къ причащенію св. Тѣла“.

16) Въ „Лугѣ Духовномъ“, со словъ ризничаго іерусалимскаго храма св. Воскресенія—пресвитера Анастасія (VI в.) нередаются (глл. 47—48)

а также—сочетаемые бракомъ ‘’),ф императоры при коронаціи и даже лица, производившіяся въ придворные чины “). При такомъ многоразличномъ употребленіи запасныхъ Даровъ способъ ихъ храненія могъ оказать вліяніе на способъ приготовленія Хлѣбовъ для преждеосвященныхъ службъ: уже греческіе евхологіи IX—X вв. и преждеосвященнымъ Хлѣбамъ, и запаснымъ Дарамъ въ собственномъ смыслѣ, усвояютъ безразлично наименованіе преждеосвященныхъ. Дошедшія до насъ мнѣнія византійскихъ церковныхъ писателей до ХУ в., касающихся вопроса о способѣ приготовленія и храненія свв. Даровъ для преждеосвященной службы, отдаютъ предпочтеніе практикѣ великой константинопольской церкви: такъ думаетъ, какъ мы уже видѣли, кажется, Іоаннъ китрскій и его мнѣніе повторяетъ въ своемъ «Сокращеніи каноновъ» К. Арменопулъ19).

два случая присоединенія къ православію послѣдователей Севира,— Козміаны, жены Германа патрикія, и одвого палестинскаго военачальника І’ивимера, недопущенныхъ чудеснымъ образомъ на поклоненіе св. Гробу: въ томъ и другомъ случаѣ для причащенія являлся діаконъ cs чашей и преподавалъ присоединяемымъ свв. Тѣло и Кровь. Случай съ Козміа-ной происходилъ ночью.

17) Дмитріевскій, цит. изд., стрр. 28 (синайск. рук. № 958), 73 (евхолог. той же библ. № 962, XI—XII в., л. 138), 96 (№ 973. л. 59) и др., гдѣ въ чинопослѣдованіяхъ брака наряду съ полагаемыми на престолъ кольцами и вѣнцами упоминается и стоящая тамъ же чаша со свв. Тайнами, изъ которой потомъ причащаются новобрачные и которая въ нѣкоторыхъ перечисленныхъ памятникахъ (стр. 31 и 74) называется преждеосвященною.

18) См. тамъ же, стр. 59 (синайск. евхолог. № 959, XI в., л. 126) чинъ царскаго поставленія, гдѣ патріархъ, по облаченіи царя въ хламиду и вѣнецъ, „ттоішѵ т:ро7)уіааріѵа, рета5і8шаіѵ аитф тг; £<вояоюи хоіѵшѵіа;“. Въ изданномъ у Го ара (Ei>x°Mvo'l> 1647, р. 926, ср. Д м и т рі е в с к і й, цит. изд., стр. 997) чинѣ это передается просто---„хаі -лоіѵшчеі тгрспциіоріча“. У Гоара же (931, ср. Дмитріевскій, 997) изданъ по извѣстному евхологію XI в., принадлежавшему Виссаріону Никейскому (Гроттаферратск. б. Г. ß. 1,—есть данный чинъ и въ знаменитомъ Варбериновомъ ѳвхологіѣ IX в.), чинъ на произведеніе въ архонты или патрикіи, гдѣ предписывается полагать на уготованномъ въ великой церкви столикѣ вмѣстѣ съ одеждою усвоенной указанному званію (лоръ), также и кроі)ѵшзріѵа. Послѣ патріаршихъ молитвъ и облаченія производимаго церемонійместеромъ онъ поклоняется и цѣлуетъ патріарха, а затѣмъ причащается.

1Э) У Алляція въ цит. сочиненіи (соі. 1593) приводится слѣдующій пространный отвѣтъ неизвѣстнаго автора о сравнительной правильности обѣихъ практикъ приготовленія преждеосвященныхъ Даровъ: „Я во многихъ мѣстахъ видалъ, что одни іереи, собираясь полагать на храненіе преждеосвященные Дары, помазуютъ ихъ посредствомъ лжицы Кровію Го-

Съ другой стороны, и напоеніе преждеосвященнаго Хлѣба божественною Кровію, по мнѣнію византійскихъ церковныхъ писателей, отнюдь не лишало св. чашу на литургіи преждеосвя-іцѳнныхъ Даровъ того значенія, какое она имѣла при св. Хлѣбѣ, не соединенномъ со св. Кровію, т. ѳ., и при данномъ условіи содержимое потира признавалось истинною Кровію Господней, а не просто освященнымъ виномъ. Блаженный Симеонъ Солунскій, имѣющій въ виду преждеосвящѳнную службу съ св. Хлѣбомъ, напоеннымъ св. Кровію, пишетъ объ освященіи въ такомъ случаѣ потира: «мы не творимъ (на прежде-освященной службѣ) вторично (обычной проскомидійной молитвы) при соединеніи (вина н воды). Почему же? Потому что Хлѣбъ совершенъ, священнодѣйствованъ, освященъ, вознесенъ и соединенъ съ божественною Кровію: въ священную чашу безъ всякой молитвы вливается вино и вода, чтобы, по раздробленіи божественнаго Хлѣба и послѣ того какъ въ нее но обычному порядку вложена будетъ лежащая горѣ (на дискосѣ) частица, содержимое потира этимъ освятилось и чтобы, затѣмъ, іерей въ обычномъ литургійномъ порядкѣ причастился отъ Хлѣба и отъ чаши самъ и преподалъ имѣющимъ потребу въ причащеніи,—священнослужителямъ ли въ алтарѣ по обычному для нихъ чину, или мірянамъ—посредствомъ лжицы. Такъ же мы творимъ причащеніе и въ томъ случаѣ, когда хотимъ причастить Таинъ кого-либо внѣ литургіи, взимая для этого частицу отъ сохраняемаго Хлѣба и смѣшивая съ ви-

сподней и въ такомъ видѣ берегутъ ихъ, другіе же ничего подобнаго не дѣлаютъ, что же правильнѣе?—Намъ, старающимся соображать духовное съ духовнымъ (1 Кор., 2, 13), кажется, что ни тѣ, ни другіе не уклоняются отъ правильности. Ибо одни, чтобы сохранить нѣкій остатокъ преждеосвященнаго и невидимо преложившагося въ Кровь (вещества), дѣлаютъ это чрезъ помазаніе Хлѣбовъ, другіе же, считая, что преложившагося уже въ Тѣло Христово Хлѣба достаточно, чтобы претворить влагаемое вмѣстѣ съ нимъ во время причащенія вино въ Кровь и сообщать имъ освященіе причащающимся, не дѣлаютъ ничего подобнаго, но довольствуются храненіемъ (однихъ) цреждеосвященныхъ Хлѣбовъ. Такъ представляется намъ дѣло. Такъ какъ въ великой церкви мы видимъ соблюдающимся второй обычай, то должно и намъ слѣдовать ему, какъ болѣе правильному“. Смирноеъ-Платоновъ (цит. еоч., ор отожествляетъ автора этого мнѣнія съ »блаженнымъ Іоанномъ“ нопула. Дѣйствительно, оба мнѣнія выражены очень сходно* Форма мн нія очень подходитъ къ Іоанну китрскому, у котораго r . ß ,•

диррахійскому архіепископу Константину Кавасім*- . і ію-

theca, XI, 1808, р. 341. '

номъ, раствореннымъ водою, или же часто пользуясь сухимъ однимъ лишь животворящимъ Хлѣбомъ, какъ соединеннымъ съ Кровію. Здѣсь же, на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ, какъ сказано, для того, чтобы соблюсти (обычный) порядокъ причащенія, и такъ какъ бываетъ нужда причастить бблыпее количество людей, совершается (вложеніе частицы св. Хлѣба въ потиръ). Итакъ, содержимое чаши освящается на прежде-освященной литургіи не призываніемъ Св. Духа и не благо-гословеніемъ, но общеніемъ и соединеніемъ съ животворящимъ Хлѣбомъ, истиннымъ Тѣломъ Христовымъ и соединеннымъ съ Кровію» 20). Блаженный Симеонъ, какъ видимъ, не называетъ содержимаго чаши прямо св. Кровію, но освященіе его чрезъ соединеніе со св. Тѣломъ на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ онъ ставитъ наравнѣ съ освященіемъ потира чрезъ призываніе Св. Духа и благословеніе священнослужителя за полной литургіей.

Почти всѣ особенности въ совершеніи в. входа и причащенія священнослужителей на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ, указываемыя славянскими рукописными и старопечатными служебниками, одинаково встрѣчаются и въ греческихъ источникахъ до самаго поздняго времени. Такъ, нѣкоторыя греческія рукописи ХУІ в. 21) и даже печатные евхо-логіи XYI—XVII вв. 22 23) предписываютъ совершать великій входъ за разсматриваемой литургіей въ обычномъ порядкѣ съ провозглашеніемъ—«Да помянетъ всѣхъ васъ Господь Богъ» и пр. При вложеніи частицы св. Хлѣба въ потиръ греческія рукописи полагаютъ произносить или: «Исполненіе Св. Духа» 2S), или же, какъ указываетъ патріархъ Михаилъ: «Благословенъ Богъ нашъ всегда» 2*) и пр. Древній уставъ великой константинопольской церкви, исходя, несомнѣнно, изъ принятаго этой церковью взгляда на св. чашу при преждеосвященной службѣ, указываетъ и особенный порядокъ приготовленія въ такомъ случаѣ потировъ. ІІо нему, до в. входа (?) «одинъ изъ пресвитеровъ, отправляясь въ сосудохранильницу, влагаетъ въ потиры частицы (св. Хлѣба), а вслѣдъ за нимъ главный иподіаконъ

20) Respons. ad Gabiielem pentapolit. 57. Migne gr. 155, col. 909.

”) Д m и t p i e в с k i й, цит. изд., 834 (cp. 963).

22) Изданіе (уніатское) литургій Д. Дуки 1526, Swaiuson, The Greek Liturgies, 1884; 183; венеціанск. евходогій изд. М. Кигала 1639 г., стр. 60.

23) Goa г, 203. 2І) Дмитріевскій, цит. изд., 835.

со словами—«Благослови, владыко» вливаетъ въ чаши вино съ теплотою, священникъ при этомъ говоритъ—«Соединеніе Духа Святаго». Исключеніе дѣлается для перваго и второго потировъ, которые исполняются самимъ патріархомъ, а въ его отсутствіе (первенствующимъ) священникомъ 25 * 27). Такой порядокъ освященія потира на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ употреблялся не въ одной лишь великой константинопольской церкви: сохранился грузинскій переводъ подобнаго чина преждеосвященной службы, предписывающій влагать въ потиръ частицу св. Тѣла на проскомидіи 2в).

Посланіе Павлу каллипольскому утверждаетъ, что «прежде-освященная литургія бываетъ лишь ради совершенія св. чаши». По смыслу этого заявленія, данная служба—не просто только послѣдованіе причащенія преждеосвященными Дарами съ литургійнымъ порядкомъ, но—дѣйствительно своеобразная литургія, за которой употребляется преждеосвященный св. Хлѣбъ и освящается въ особомъ, отличномъ отъ обычнаго, порядкѣ ов. чаша. За отсутствіемъ безспорныхъ данныхъ нельзя утверждать, что таковъ, именно, былъ общепринятый чинъ преждеосвященной службы съ самаго начала ея существованія. Нѣкоторые изслѣдователи ея предполагаютъ, что первоначально на этой службѣ вмѣстѣ съ прѳждеосвященнымъ св. Тѣломъ употреблялась въ раздѣльномъ видѣ и преждеосвященная св. Кровь 2'1). Отчасти такое предположеніе подтверждается старинной практикой Римской церкви: по ея сакраментаріямъ такъ называемой Геласіевой редакціи (ихъ основа возводится къ YI в.) причащеніе въ великій пятокъ совершается свв. Тѣломъ и Кровію, оставленными отъ предшествующаго дня 28): вполнѣ возможенъ былъ такой порядокъ и въ восточныхъ церквахъ, а, въ частности, вь древней Константинопольской, гдѣ раньше литургія преждеосвященныхъ Даровъ служилась, повидимому, не только въ 40-цу, но и въ остальное время года 29), а по нѣкоторымъ, правда, непровѣреннымъ, сообще-

25) А. Дмитріевскій, Древнѣйшіе патріаршіе типиконы, 1907, 330, прим. 1.

2в) К. Кекелидзе, Грузинскіе литург. памятники въ отечественныхъ книгохранилищахъ, 1908, 102.

27) С м и р н о в ъ-П латововъ, цит. соч., 100—101.

28) Изд. Т h о m а s і, Codices sacramentoruin, 1680, 76.

291 Т. н. Пасхальная Хроника, сообщая подъ 615 г. о введеніи на преждеосвященной литургіи гимна „Нынѣ силы небесныя'1, прибавляетъ:

ніямъ, даже каждыя постныя среду и пятницу 30): въ прочіе дни, по тѣмъ же свѣдѣніямъ, совершалась полная литургія, и, слѣдовательно, имѣлась возможность, по крайней мѣрѣ, въ обычное время года имѣть постоянно преждеосвященную св. Кровь. Но при всей возможности и даже вѣроятности подобной практики нельзя отказывать въ глубокой древности и другому порядку преждеосвященной службы, именно,—съ освященіемъ чаши, какъ указываетъ посланіе Павлу каллиполь-скому: если въ XI в. такой порядокъ въ Константинопольской церкви стоялъ, повидимому, уже твердо, то его происхожденіе, несомнѣнно, нужно относить къ болѣе раннему времени. Нѣкоторые факты изъ древнецерковной практики поддерживаютъ справедливость такого заключенія. Въ житіи преп. Георгія Хозевита (к. VI—н. VII в.), написанномъ ученикомъ святого Антоніемъ, разсказывается случай изъ жизни Хузив-ской обители VI в., происшедшій съ однимъ братомъ, юношей Зинономъ, отчасти подтверждающій употребленіе, по крайней мѣрѣ, на Востокѣ, за преждеосвященой службой св. Хлѣба безъ соединенія со св. Кровію. Житіе повѣствуетъ, что учитель Зинона «въ воскресные дни, послѣ бдѣнія, посылалъ юношу въ Іерихонъ за просфорами на случай, если къ нимъ прибудетъ кто-либо для молитвы. Разъ во время совершенія евхаристіи юноша стоялъ близъ алтаря: такъ какъ наставникъ по неосторожности совершалъ приношеніе довольно явственнымъ голосомъ, юноша, слушая, запомнилъ нѣкоторыя выраженія евхаристической молитвы. Случилось, что при возвращеніи въ одно воскресенье изъ Іерихона съ просфорами (Зи-нону) пришли на память тѣ слова, которыя онъ запомнилъ, слушая своего учителя, совершавшаго евхаристію,—онъ началъ усердно размышлять о нихъ, и тотчасъ снизшелъ Св. Духъ и освятилъ и просфоры, и отрока. Наставнику его, который немного отдыхалъ послѣ воскреснаго бдѣнія, явился ангелъ

„онъ поется не только во время поста (т. е. 40-цы), но и въ другіе дни, когда бываетъ преждеосвященная“.

30) I. Питрой въ II т. (320—321) Juris ecclesiastici graecorum iiistoria et monumenta (1868) изданы съ именемъ патріарха константинопольскаго Никифора Исповѣдника (806—815) правила о различныхъ предметахъ, гдѣ, между прочимъ, утверждается, что до означеннаго лица въ теченіи цѣлаго года служились литургіи—по воскреснымъ днямъ—св. Василія В., но понедѣльникамъ, вторникамъ, четверткамъ и субботамъ—Златоуста, по средамъ и пяткамъ—преждеосвященныхъ Даровъ.

Господень и сказалъ: «Встань, пресвитеръ, и сотвори прежде-освященную службу надъ тѣмъ приношеніемъ, которое несетъ юноша, ибо оно освящено» 31). Житіе умалчиваетъ, какъ была освящена въ данномъ случаѣ чаша, но его сообщеніе замѣчательно уже тѣмъ, что допускаетъ возможность совершенія преждеосвященной службы безъ преждѳосвященной св. Крови. Вѣрованіе, что св. Кровь можно совершить соединеніемъ вина съ св. Тѣломъ, не было исключительной, принадлежностью одной лишь Константинопольской церкви. Въ западныхъ церквахъ, не исключая, быть можетъ, и Рима, въ IX—ХШ вв. также было широко распространено мнѣніе, что св. чаша на богослуженіи великаго пятка, по вложеніи въ нее частицы преждеосвященнаго св. Хлѣба, становится Кровію Христовой32).

31) Analecta Bollandiana, VII, 1888. р. 367 [русскій переводъ: Палестинскій Патерикъ, вып. 9, 1899, стр. 64—65]. Этотъ же случай въ нѣсколько измѣненномъ видѣ передается въ 25 гл. „Луга Духовнаго“.

зг) I. М а b і 11 о п, Museum Italicum, II, 1689, pp. LXXVI—XCII; E. M а r-tene, Traetatus de antiqua Ecclesiae disciplina in divinis celebrandis offi-ciis, 1706, 352—401; онъ же, De antiquis Ecclesiae ritibus, I, 1700, 427. Особенно такое мнѣніе распространено было внѣ Италіи. Въ т. н. Гела-сіевой редакціи римскаго сакраментарія, какъ было указано раньше, для причащенія въ в. пятокъ сохраняются раздѣльно не только св. Тѣло, но и св. Кровь. Сакраментаріи т. н. редакціи папы Григорія VI (Двоеслова)—оригиналъ ихъ между 784—791 гг. былъ пересланъ папою Адріаномъ I, по просьбѣ Карла В., во Франкское государство [А. Ebner. Missale Romanum im Mittelalter, 1896,380),—предписываютъ поставлять въ в. пятокъ на престолѣ чашу съ неосвященнымъ виномъ: послѣ молитвы Господней „папа беретъ отъ св. Тѣла частицу и полагаетъ ее въ чашу безъ всякихъ словъ. И затѣмъ всѣ причащаются въ молчаніи (М і g п о, lat. 78,- col. 86)“. Такъ же излагается порядокъ причащенія въ в. пятницу и въ. древнѣйшихъ уставахъ (Ordines) папскаго богослуженія (Ма-billon, цит. изд. М і g n е, lat. 78). Но уже Амаларію мецскому до 831 г. извѣстенъ былъ списокъ устава, который въ описаніи в. - пятничной службы, послѣ словъ о вложеніи св. Тѣла въ потиръ, содержалъ важное разъясненіе: „sauctifieatur enim vinum non consecratum per sanctifieatum panem“ (M a b i 11 о n, LXXXI),. Во время своего посѣщенія Рима въ 831 г. Амаларій отъ тамошняго архидіакона узналъ, что въ Римѣ содержимое св. чаши на службѣ в. пятка не признается св. Кровію и папа на этомъ богослуженіи причащается лишь одинъ. Трудно сказать, чей взглядъ отразился въ томъ разъясненіи, которое читалъ въ своемъ спискѣ устава Амаларій, старый римскій, или же принятый во Франкскомъ государствѣ. Въ томъ, что Римская церковь къ 831 г. уже отмѣнила свой старинный обычай общаго причащенія въ в. пятокъ, а также оставила другое древнее преданіе,—сохранять для этого дня кромѣ св. Тѣла и св. Кровь,—есть основаніе подозрѣвать, что она измѣнила и свой взглядъ на св. чашу въ в. пятокъ: переходъ отъ преждеосвященной св. Крови къ

Въ частности, въ Римской церкви, на папскомъ богослуженіи, издревле св. Кровь для причащенія народа освящалась вливаніемъ нѣкотораго ея количества изъ евхаристической чаши въ сосудъ съ виномъ 33). Монофизитъ Іаковъ епископъ одесскій также пишетъ, что, если у священнослужителя имѣется св. Тѣло, то ему удобно благословить чашу 34), оставлять которую отъ литургіи Іаковъ разрѣшаетъ, какъ было указано, лишь до слѣдующаго дня и въ исключительныхъ случаяхъ. Съ другой стороны, самый способъ освященія чаши на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ, именно, посредствомъ освященнаго уже вещества, въ Константинопольской церкви не являлся особенностью только одной преждеосвященной службы,—онъ широко примѣнялся тамъ и въ другихъ священнодѣйствіяхъ. Подобнымъ образомъ, напримѣръ, освящались въ названной церкви мѵро и, въ нѣкоторыхъ случаяхъ, престолы. Обычно изъ вновь свареннаго мѵра за литургіей великаго четвертка константинопольскій патріархъ въ старину освящалъ лишь одинъ алавастръ, остальной же нардъ (такъ называлось неосвященное мѵро) освящался тѣмъ, что въ указанный день одинъ изъ священниковъ вливалъ въ него часть освященнаго въ предшествующій годъ мѵра, хранившагося въ алаваетрѣ 33).

обыкновенному вину слишкомъ рѣзокъ. Архидіаконъ въ оправданіе римской практики предъ Амаларіемъ ссылался на слова папы Иннокентія I, что въ вв. пятокъ и субботу евхаристія отнюдь не совершается (см. ниже). Если такое обоснованіе не личная догадка архидіакона, а оффиціальное мнѣвіе Римской церкви н. IX в., то, оно, конечно, не могло отмѣнить преждеосвященной св. Крови, употреблявшейся раньше этою церковью на богослуженіи в. пятка, но освященіе чаши вложеніемъ св. Тѣла разъяснить оно могло. Возраженіемъ противъ такого предположенія можетъ послужить лишь то, что Геласіевская редакція сакрамѳнта-рія и извѣстный Амаларію уставъ излагаютъ галликанскія обычай и воззрѣнія: дошедшіе до насъ наиболѣе чистые памятники галликанскаго сакраментарія совсѣмъ не имѣютъ чина причащенія въ в. пятокъ. Нѣтъ его также и въ архаическихъ сакрамептаріяхъ древне-Испанской (Мозарабской) церкви.

33) Mab і lion, цит. изд., LXXVT.

34) Assemaui, Bibliotheca Orientalis, Ш, 1, p. 246. Тамъ же приводится подобное наставленіе изъ іаковитскаго служебника, читающееся въ сочиненіи В а г h е b г а ei — Üirectiones (V, 1): „Tum accipit Hostiam, eaque Calicem eonsignat tribus vicibus, inquiens. Ut uniat, et sanctificet, et convertat mistum, quod in hoc calice est in salutarem ipsins Christi Dei nostri sanguinem in remissionem peecatorum“.

35) „Въ великій четвергъ до начала литургіи одинъ священникъ и одинъ діаконъ входятъ въ скевофилакію и облачаются; діаконъ говоритъ

Обычно также въ Греческой церкви храмы освящались епископами, но въ иныхъ случаяхъ, напримѣръ, за дальностію разстоянія считалось достаточнымъ возложить на престолъ освящаемаго храма кусокъ ткани, которая была постлана на престолѣ, освященномъ епископомъ, изъ чего и возникли антиминсы ®в).

Въ современной Греческой церкви господствующее мнѣніе о св. чашѣ на преждеосвященной службѣ обнаруживаетъ стремленіе приблизиться къ воззрѣнію на этотъ предметъ Русской церкви. Когда и при какихъ условіяхъ началъ распространяться у грековъ этотъ взглядъ, прослѣдить трудно. Издатели греческой «Кормчей» 1801 г. въ примѣчаніи къ 52 правилу Трулльскаго собора пишутъ: «Не напаяющіе св. Тѣла пречистою Кровію, какъ это полагается въ евхологіяхъ... явно латиномудрствуютъ. Ибо однимъ изъ пунктовъ латинскаго нечестія является, между прочимъ, и то, что латиняне преподаютъ мірянамъ таинство Евхаристіи подъ однимъ видомъ, т. е., подъ Хлѣбомъ» S1). Такимъ образомъ составителямъ «Кормчей» древнее церковное мнѣніе, что вложеніемъ на

священнику: „Благослови, владыко!“ Священникъ—„Благословенъ Богъ нашъ всегда, нынѣ“... Діаконъ говоритъ—„аминь“, а потомъ беретъ сосудъ, наполненный прошлогоднимъ мгромъ, и подноситъ къ священнику. Священникъ беретъ золотой или серебрянный сосудъ, напоминающій собою большую ложку, подходитъ къ кувшинамъ, въ которыхъ находится заготовленный елей, и, минуя первый изъ нихъ, въ слѣдующихъ двухъ или трехъ наливаетъ по три ложки; надъ первой ложкой говоритъ: „во имя Отца“, діаконъ—„аминь“ и т. д. Другіе, съ ними находящіеся, говорятъ медленно: „Вечери Твоея тайныя“... Алавастръ наполняютъ елеемъ изъ того перваго сосуда, въ который прошлогодняго мѵра не вливали... Нардъ и мѵро различаются между собой тѣмъ, что нардомъ называютъ неосвященный еще елей, а мѵромъ нардъ, освященный или разбавленный освященнымъ“. Кекелидзе, цит. соч.,171—174.

зе) „Мы знаемъ, что антиминсы приготовляются, когда епископъ самъ совершаетъ освященіе храма, именно, изъ постланной и развернутой на престолѣ ткани, которая рѣжется на куски, надписывается и раздается священникамъ. И безъ антиминсовъ служить нельзя. А гдѣ ихъ недостаетъ, что нужно дѣлать, чтобы іереямъ не остаться безъ свя-щеннослуженія?—Полагать антиминсы нужно не на всѣхъ престолахъ, но лишь на • тѣхъ, о коихъ неизвѣстно, освящены ли они, или нѣтъ, ибо антиминсы занимаютъ мѣсто освященныхъ свв. престоловъ и тамъ гдѣ извѣстно, что престолъ освященъ, нѣтъ нужды въ антиминсѣ“.— Изъ отвѣтовъ константинопольскаго патр. Мануила II (XIII в.). 'Р і). >. г * а I Пот). т), juvTOfp-a, V. 1855, 115—116 (ср. 413).

37) П.'Ьі).:оѵ, 1841, и. 153.

преждеосвященной литургіи въ чашу частицы св. Тѣла содержимое чаши прелагается въ Кровь Христову, является чуждымъ 3S). Почти всѣ греческія изданія полнаго евхологія до самаго послѣдняго времени о порядкѣ совершенія на преждеосвященной службѣ причащенія священнослужителей умалчиваютъ. Соотвѣтствующія нашему служебнику греческія изданія литургій и то, повидимому, позднѣйшія, содержатъ большею частію уставъ одного лишь великаго входа, почти совпадающій съ предписаніемъ нашего «Изъявленія» и принятый у грековъ едва ли не подъ вліяніемъ русскаго служебника 39). Весьма примѣчательно, что о причащеніи на литур-

38) Предписанія „Изъявленія“, какъ извѣстно, проведены и въ нашемъ „Чиновникѣ архіерейскаго священнослуженія“. Въ собраніи рукописей Императорской Петроградской Д. Академіи есть (№ 115, см. А. Родосскій, Описаніе 432 рукописей, принадлежащихъ С.-Петербургской Д. Академіи, 1893—4, стр. 143) любопытный греческій переводъ „Чиновника“, писанный въ Россіи между 1774—1796 гг. (въ немъ поминаются Екатерина II, в. князь Павелъ Петровичъ съ супругой Маріей Ѳеодоровной). Рукопись писана, несомнѣнно, знаменитымъ архіепископомъ Евгеніемъ Булгаромъ, такъ какъ почеркъ въ ней одинаковъ съ автографами этого святителя, хранящимися въ томъ же собраніи подъ №№ 146 (.греческій переводъ первой части А. Зервикава „Объ исхожденіи Св. Духа“, Родосскій, 174) и 151 (толкованія Пятокнижія, тамъ же, 180). Тѣмъ же почеркомъ писаны рукописи названнаго собранія №№ 114 и 124 (тамъ же, 142 и 152), содержащія греческіе переводы архіерейскихъ обѣщанія, чиновъ хиротоніи и освященія храма, принятыхъ Русскою церковью. Вѣроятно, всѣ перечисленные переводы и выполнены архіепископомъ Евгеніемъ для своихъ личныхъ нуждъ. О вліяніи ихъ, въ частности, — „Чиновника“, на богослуженіе греческой церкви неизвѣстно.

39) Первое изданіе съ такимъ уставомъ, извѣстное автору,—'I. В о-7 і а т а Tj ?, ЧеротеХеотіхоѵ Тейр«, 1866, предназначенное къ употребленію въ предѣлахъ Эллинскаго королевства (авторъ располагалъ лишь 6-мъ изданіемъ Теохос’а, Аѳины 1912). Редакторъ данной книги, несомнѣнно, пользовался или русскимъ служебникомъ, или, по крайней мѣрѣ, его „Учительнымъ Извѣстіемъ“, часть котораго (статьи о различныхъ случаяхъ, приключающихся въ совершеніи литургіи, и о приготовленіи запасныхъ свв. Даровъ) имъ передѣлана, иногда съ дословнымъ переводомъ, въ 6—8 вводныхъ главахъ Tsüyos’a. На р. входѣ преждеосвящев-ной службы, по разсматриваемому изданію, діаконъ предшествуетъ іерею съ свѣтильникомъ и кадиломъ. Въ изданіи литургій I. С. Пана-гіотопула (’Еѵ КоХироп?, 1870), для употребленія въ церкви также Эллинскаго королевства, о в. входѣ дѣлается примѣчаніе (стр. 45): „На в. входѣ преждеосвященной литургіи неприлично, чтобы діаконъ, служитель, несъ на головѣ св. Хлѣбъ, а іерей, совершитель таинства, слѣдовалъ

гіи преждеосвященныхъ Даровъ такія изданія чаще находятъ возможнымъ ограничиться краткимъ заявленіемъ, что оно совершается такъ же, «какъ и на литургіи Златоуста». Въ дѣйствительности же, греческіе священнослужители причащаются за преждеосвященной службой почти такъ же, какъ и русскіе 40): единственная разница греческой практики отъ русской та, что въ Греческой церкви и іерей, единолично совершающій литургію, и діаконъ, непремѣнно вкушаютъ отъ чаши послѣ причащенія отъ бв. Хлѣба, причемъ говорится: «Молитвами свв. отецъ нашихъ». Но встрѣчаются новыя греческія изданія литургій со стариннымъ уставомъ причащенія на литургіи преждеосвященныхъ, т. е. признающія содержимое св. чаши божественною Кровію 4|) *).

И. Карабиновъ. * 40 41

за нимъ со священнымъ сосудомъ, содержащимъ одно вино, и, такимъ образомъ, какъ бы казался ниже діакона. Діакону, какъ служителю, подобаетъ предшествовать іерею со свѣтильникомъ и кадиломъ, а іерей, какъ тайносовершитель, долженъ слѣдовать съ животворящимъ Хлѣбомъ на головѣ, придерживая его лѣвой рукой, и съ потиромъ, содержащимъ вино, въ правой рукѣ“. Изданный константинопольской патріархіей 'Ispaxtxöv (1895) о в. входѣ (138) даетъ предписаніе, одинаковое съ Т*5-уо; ’омъ I. Воятзи.

40І К. В е t h, 1). orientalische Christenheit d. Mittelmeerländer, 1902, 258.

41) Таково изданіе M. 2xX$spoj, ’H hsi« Astxoopyia, \Ev ’А#чѵ®1*'

(ёхд. 2): ПО причащеніи ОТЪ св. Хлѣба Іерей XapSdvei тд xaAo,u.p.a xal ха> /..rät бттіату)рі£а; йтгб тоѵ кйушѵі той sö9u{ Kiävsi р.е тг/м 5е|іхѵ уеТрх too сюѵ тш ххХйрріат! то а. Но-.ур’.оѵ хаі хоюшѵ^заг es айтой той тір-’.ои Аірттоа ех у Хеугі. Аі И т- Д- (107—108).

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.