Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
А.В. Петровский
Учительное Известие при славянском Служебнике
Опубликовано:
Христианское чтение. 1911. № 10. С. 1206-1221.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Учительное Извѣстіе при славянскомъ Служебникѣ *).
SHHTA служебникъ всяко есть потребна къ служенію, на память же молитвъ да не глаголетъ: ибо аще іереи служити будетъ памятнѣ безъ книги, смертно согрѣшитъ: зане многія споны, забвеніе же и запности 5 тогда случаются“..
I То же самое внушалось относительно служебника и
практикою древнѣйшаго времени. „Пріпми, говоритъ архіерей хиротонисуемому во священника въ одномъ служебникѣ XVI в., сію книгу церковныхъ Божественныхъ тайнъ послѣдованіе, ихъ же имаши съ въсякимъ вниманіемъ и страхомъ Божіимъ съвръшати, на всякъ же день дльжнь будѳши плодъ устень твоихъ въ жрътву благопріятну Господеви приносити, сирѣчь полунощницу, ютръню, часы, вечерню и повечерню съвръшати, къ служенію же божественныя литургіѳ по исте-заніи опасномъ своѳѳ съвѣсти, съ въсякимъ благоговѣніемъ, послѣдованію еже къ божественному причещенію съ всѣми миренъ, въ чистой съвѣсти да приступавши“ 1). Какъ видно изъ поученій св. Димитрія Ростовскаго, запрещаемый Извѣ стіемъ обычай совершать литургію безъ служебника, на память имѣлъ у насъ мѣсто въ XYII и XVIII в. Святитель разсказываетъ, что въ одной изъ ростовскихъ церквей „попъ служилъ святую литургію безъ книги, служебникомъ нари-цаѳмой, и безъ молитвъ, служенію подобающихъ, токмо едины возгласы глагола“. Въ свое оправданіе онъ ссылался на авторитетный для него примѣръ старыхъ священниковъ: „отъ старыхъ поповъ сего навыкохъ и сказа поимени отъ кого навыче“
*) Окончаніе. См. іюль—августъ.
\) А. А. Дмитріевскій. Ставленникъ, стр. 100—1.
*) Творенія иже во св. отца нашего Св. Димитрія Ростовскаго. Кн. 2. стр. 167. Петербургъ. 1910.
„Въ конецъ же, послужитѳль во олтари всяко мужескій полъ да будетъ“. Содѳржаіцеся въ данномъ предписаніи за-прощеніе входить въ алтарь женщинамъ основывается на 44 пр. Лаодикійскаго собора: „не подобаетъ женѣ въ алтарь входити“ 1). Въ томъ же духѣ высказывается 66 статья Номоканона: „мірстіи во святый олтарь да не входятъ, ни му-жіе, ни жены, по 69 правилу, еже въ Труллѣ“ 2). Въ „Во-умлѳніи“ рубрика о служителѣ въ алтарѣ дополняется такимъ предписаніемъ: „женску полу и дѣвицЬ, аще и чистѣй, и монахинѣ во олтарь не подабаетъ входити“ 3). Замѣчаніе о монахинѣ совпадаетъ съ предписаніемъ Кормчей 1653 г.: „не подобаетъ инокинямъ входити въ святый олтарь, ниже вжигати свѣщу и кандило“ 4). Такъ она измѣняетъ 15-оѳ* ні авило патріарха Никифора, разрѣшающее монахинямъ входъ въ алтарь.
„Во всемъ служеніи божественныя литургіи іерей долженъ быти кротокъ, тихъ, примиренъ и благоговѣинъ, умныма очима взирая на своего владыку, предъ нимъ же стоитъ, ему же служитъ и его же образъ на себѣ носитъ. Молитвы со всякимъ благоговѣніемъ, благочестно, и веліимъ вниманіемъ, прилежно и всецѣло ничтоже оставляя, да чтетъ. Служити же страхомъ и трепетомъ іерей долженъ есть... всею поста-вою внѣшнею изобразити имать внутрѳнню свою вѣру, ею же крѣпко извѣствуется, яко престолъ есть сѣдалище царя небеснаго, судіи живыхъ и мертвыхъ, на немшѳ истинно онъ сѣдитъ, и тьмы ангелъ окрестъ его со страхомъ невидимо предстоятъ“. Въ болѣе краткой редакціи тоже наставленіе встрѣчается у Василія Великаго. „Предстани, говоритъ онъ,, святому жертвенику со умиленіемъ и чистымъ сердцемъ, не озираяся сѣмо я овамо, но въ страсѣ и трепетѣ предстоя небесному царю; да не угодія ради человѣческаго потщи-шися сократити молитвы; не пріемлѳши же лица человѣка, но взирай къ единому предлежащему царю и предстоящымъ окрестъ его силамъ“! г>).
„Вещь тайны тѣла Господа нашего Іисуса Христа есть хлѣбъ оть чистыя пшеничныя муки, водою простою естественною смѣшанный и добрѣ испеченый, квасный, непрѳсо-ленный, свѣжій и чистый“. Совершеніе евхаристіи на квасномъ хлѣбѣ является обычною практикою восточной церкви. Употребленіе опрѣсноковъ и въ древности и въ болѣе позднее время разсматривалось какъ отступленіе отъ нормы. Такъ, Епифаній Кипрскій отмѣчаетъ въ качествѣ особенности обычай евіонитовъ совершать евхаристію на опрѣснокахъ 6). Три вещества, входящія въ составъ евхаристичѳ-
9 Правила св. помѣстныхъ соборовъ. Вып. I, стр. 360 Москва. 1880,
2) Павловъ. Номоканонъ, стр. 186—7. 3) Л. 59.
*) Павловъ. Ibid., стр. 189. 5) Кормчая. Ч. I., л. 176 обор.
•) Haer. XXX., п. 16.
скаго хлѣба (мука, соль и вода) указываютъ, по словамъ Симеона Солунскаго, на трехчастность нашей души и Св. Троицу. Мука съ квасомъ означаетъ душу; вода—крещеніе, а соль знаменуетъ умъ и ученіе Слова *).
„Иный же хлѣбъ, кромѣ самыя пшеницы, квасный, изъ всякаго жита сѣменъ, или и изъ пшеничныя муки и ѳстѳ-стественныя воды и квасный, но млекомъ, или масломъ или яицы помазанный, зацвѣлый же, сплѣснѣлый, или изгорчалъ вещію тѣла Христова быти не можетъ“. Запрещеніе употреблять евхаристическій хлѣбъ, помазанный молокомъ, масломъ й яйцами, вытекаетъ изъ 3-го апостольскаго и 57 правила YI вселенскаго собора, возбраняющихъ подъ страхомъ отлученія приносить въ алтарь молоко и медъ * 2), а требованіе избѣгаетъ хлѣба „зацвѣлаго, сплѣснѣлаго: „согласно съ наставленіемъ Василія Великаго: „блюди, да не сплѣсневѣютъ или одымѣютъ божественныя тайны" 3).
„Вещество крове Христовы есть вино отъ плода лознаго сіесть, изъ гроздовъ винныя лозы источенное, несмѣшенноѳ съ каковымъ - либо инымъ питіемъ, кромѣ еже изъ гроздія: въ проскомидіи же вліяти мало въ вино воды, и по освященіи тайнъ теплыя воды, якоже чинъ имать“. Обычай употреблять для евхаристіи виноградное вино и соединять его съ водою ведетъ свое начало отъ I. Христа, Который евхаристическую чашу вина (Mo. XXYI, 29) растворилъ, по древнему преданію, водою, и узаконенъ 46 правиломъ Карѳагенскаго собора и 32 канономъ Трульскаго. „Въ святилище, говоритъ первое, да не приносится ничто, кромѣ тѣла и крови Господней, т. е. кромѣ хлѣба и вина, водою раствореннаго“ 4). Отцы Трульскаго собора, обличая армянъ, несмѣшиващихъ на евхаристіи вино съ водою, въ подтвержденіе православной практики ссылаются на литургію au. Іакова и Василія Великаго „Іаковъ, по плоти братъ Христа Бога нашего, говорятъ они, и Василій, архіепископъ кесарійскій, письменно предавшіе намъ таинственное священнодѣйствіе, передали въ божественной литургіи составлять священную чашу изъ воды и вина“ 5). Древнѣйшее свидѣтельство о вліяніи теплоты принадлежитъ Никифору Исповѣднику. „Не подобаетъ, замѣчаетъ онъ, кромѣ укропа службу принести пресвитеру, развѣ аще по велицѣй напасти, и аще никако же обрѣтается укропъ“ 6). О
]) Писанія отцовъ и учителей церкви, относящіяся къ истолкованіи православнаго богослуженія II т., стр. 107.
2) Правила св. ацостолъ, стр. 15—16. Правила св. вселенскихъ соборовъ, стр. 467.
3) Кормчая. Ч. I, л. 177.
4) Правила св. помѣстныхъ- соборонъ. Выц. II стр.
5) Правила св. апост. св. соборовъ, вселенскихъ и помѣстныхъ Вып. III,
ггр. 380. • ■
в) Кормчая. Ч. 2, л. 190 обор.
томъ жѳ самомъ упоминаетъ Вальсамонъ въ толкованіи на 32 правило Трульскаго собора, разъясняя, что теплота вливается въ потиръ для твердаго удостовѣренія въ томъ, что истекшія изъ ребра I. Христа кровь и вода были оживотворены, а не мертвы *). Въ текстахъ литургій рубрика о вліяніи теплоты отсутствуетъ въ XI—XII вв. и появляется въ XIII ст. Такъ, она неизвѣстна литургія Василія Великаго по рукописи Синайской библ. XI—XII в. № 961 и литургіи Іоанна Златоуста по рукописи той же библ. XII в. № 973 * 2) и славянскимъ рукописямъ Московской Синодальной библ. № 342 и 343.
„Виномъ не суть и быти не могутъ вси соки, отъ различныхъ овощей и ягодъ источени, сіесть, яблочнЪій, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и иніи симъ по-добніи“. Совершеніе евхаристіи не на винѣ запрещено и осуждено З имъ апостольскимъ правиломъ, составившимъ основаніе для даннаго предписанія. „Аіце кто, епископъ, или пресвитеръ, говоритъ оно, вопреки учрежденію Господню о жертвѣ, принесетъ къ алтарю вмѣсто вина приготовленный изъ чего-либо другого напитокъ, да будетъ изверженъ отъ священнаго чина“ 3). Подобнаго рода постановленіа были извѣстны и древне русской церкви. Такъ, митрополитъ Кипріанъ въ одномъ изъ отвѣтовъ игумену Аѳанасію говоритъ: „аще кромѣ вина инымъ нѣчимъ служити съпротивникъ есть Господняго указанія“ 4). Равнымъ образомъ и въ святительскихъ поученіяхъ духовенству встрѣчается такое наставленіе: „да чтобы есте безъ вина обѣдни не служили, а къ вину бы есте не примѣшивали ничего, ни меду, ни квасу, развѣ воды“ 5).
„Аще іерей служай предъ освященіемъ познаетъ хлѣбъ, на престолѣ на дискосѣ ко освященію предложенный, быти растлѣнный, или житныхъ сѣменъ каковыхъ, или мало при-цвѣлый, или прѣсный, абіе да отложить сій, да возмѳтъ жѳ иный свѣжій и чистый пшеничный, и глаголетъ надъ нимъ тихо: Въ воспоминаніе Господа и Бога: и вся прочая про-скомидійная, яже надъ агнцемъ, да взимаетъ агнецъ обычно... Сице убо творитъ по всему, аще по проскомидіи предъ великимъ входомъ или по входѣ каковымъ либо буди образомъ не обрящется агнецъ на діскосѣ, стать, или чудовнѣ или отъ мысли взятъ. Аще іерей предъ освященіемъ крове, по освященіи тѣла познаетъ, яко вина въ чаши нѣсть, точно вода, да изліетъ оную воду въ нѣкій чистый и честный сосудъ,
9 Правила св. апост. св. соборовъ. Вып. III, стр. 382. Ср. объясненія €имеона Солунскаго Писанія отцевъ-учителей церкви, III, 50.
2) А. А. Дмитріевскій. Оаисаніе литургнч. рукоп. II т., стр. 76, 85.
‘ 3) Правила св. апостолъ, стр. 15—16.
4) Русская историческая Библ. VI т. столб, 258.
5) Ibid, столб. 922.
и абіе вліетъ вино и мало отъ воды, глаголя: Единъ отъ воинъ копіемъ ребра его прободе. По семъ же да начинаетъ отъ оныхъ словесъ: ІІодобнѣ и чашу по вечери, глаголя: и прочая“. Сходное съ предписаніемъ Учительнаго Извѣстія правило на тотъ случай, если во время проскомидіи не будетъ влито въ чашу вино, встрѣчается у архіепископа Новгородскаго Иліи (f 1186). „Если случится за литургіею, говоритъ оно, что священникъ или діаконъ забудетъ влить воды или вина и усмотритъ это только уже послѣ святая святымъ, когда будетъ раздроблено Тѣло, и часть его вложена въ потиръ: то опять изъ службы не повторяютъ ничего, но священникъ, или діаконъ возметъ одинъ потиръ, отнесетъ его въ малый алтарь (жертвенникъ), вольетъ вина и воды, говоря при семъ то, что говорится при семъ на проскомидіи, и принесши поставитъ на своемъ мѣстѣ; священникъ благословитъ одинъ потиръ, говоря: „еже есть въ чаши сей честную кровь Христа Твоего“ ‘). Одинаково высказывается по данному вопросу Симеонъ Солунскій. „Если іерей, разсуждаетъ онъ, забудетъ сдѣлать соединеніе и покроетъ пустой потиръ, и если онъ узнаетъ объ этомъ во время входа, то тотчасъ долженъ сдѣлать соединеніе на божественномъ престолѣ и прочитать молитву предложенія и такимъ образомъ совершать литургію. Если же онъ не примѣтить до конца литургіи и узнаетъ уже въ то время, когда приступитъ къ причащенію, и тогда долженъ сдѣлать соединеніе и ирочи-тать молитву предложенія и повторить сначала всѣ молитвы, читаемыя отъ самаго великаго входа, а во время призыванія Духа назнаменать только потиръ“ 1 2). У Симеона же Солунскаго встрѣчается предписаніе и на тогъ отмѣчаемый Учительнымъ Извѣстіемъ случай, если агнецъ будетъ „отъ мыши взятъ“. „Если случится, говоритъ онъ, что принесенный божественный хлѣбъ будетъ съѣденъ мышами, и іерей не будетъ знать, а свѣдаетъ о томъ послѣ входа, тогда пусть принесетъ другой хлѣбъ, обычно измѳтъ агнца, произнося пророчественныя изреченія и ибполняя все, что обыкновенно говорится и дѣлается. Въ особенности нужно повторить молитву проскомидіиную, а потомъ и всѣ молитвы великаго входа, умилостивленія и прощенія, приготовляющія іерея къ священнодѣйствію“ 3).
Еще ранѣе Симеона Солунскаго рѣшеніемъ того же самаго вопроса занимался въ ХИІ в. цѣлый патріаршій соборъ. Именно митрополитъ Диррахійскій Романъ обратился къ Константинопольскому патр. Мануилу Критопулу (1242—1255) съ такимъ вопросомъ: „нѣкоторые изъ священниковъ во
1) Голубинскій. Исторія русской церкви. 1, 2, стр. 314—5.
2) Писанія отцевъ и учителей церкви, относящіяся къ истолкованію правосл. богослуженія. III, стр. 222—3.
3) Ibid., 218—19.
время великой черыдесятницы кладутъ на сохраненіе прежде-освященныѳ божественные хлѣбы въ дароносицы; затѣмъ, при содѣйствіи демона они бываютъ похищены изъ божественнаго или мышами или собакою, или же, когда священникъ священнодѣйствуетъ и читаетъ молитвы при престолѣ, какая-нибудь незамѣтно послѣ проскомидіи похищаетъ священное божественное тѣло. Како должно за таковое подвергать епи-теміи іереевъ?“ Въ отвѣтъ на это соборъ постановилъ: „Когда хлѣбы похищены отъ мышей по совершеніи проскомидіи, священники да не подлежатъ ѳпитиміи, такъ какъ многое подобное часто бываетъ,—и да приготовятъ другую просфору на святой трапезѣ и да исполнятъ проскомидію и да совершатъ священнодѣйствіе“ ‘). Около того же самаго времени, въ отвѣтъ константинопольскаго патріаршаго собора (12/6 г.) Оа-райскому епископу Ѳеогносту на вопросъ „аще мышь начнеть агнець, достоить ли имъ служити, или ни“?—читается: „до-стаить, хотя бы четвертая часть осталася, и тѣмъ служити“ 2).
Изъ болѣе древней практики русской церкви сохранилось по данному вопросу правило новгородскаго архіепископа Иліи (1164—1168): „аще ся пригодить се, еже мышь начнеть дискосъ (агнецъ) у слоужбы, и оузрить попинъ или до переноса. или по переносѣ, и оскребъ е ножикомъ и слоужить, а новаго не въчинаеть. А крохы вспуть въ ты крыхы, иже то съ литона сънимають“ :{).
„Подобаетъ убо, аще служатъ іерее мнози, якожѳ словесе Господня: Пріимитѳ, ядитѳ: и Пійте отъ нея вси, се Твоя отъ Твоихъ: тако, и сотвори убо хлѣбъ сей: и А еже въ чаши сей: Преложивъ Духомъ Твоимъ Святымъ, купно гла-голати“. Аналогичное наставленіе имѣется въ одномъ южно -русскомъ чинѣ пресвитерской хиротоніи начала XVII ст.. Разъясняя новопоставлѳнному, что онъ долженъ дѣлать, получивъ отъ епископа часть божественнаго тѣла, чинъ вмѣняетъ ему въ обязанность „глаголать съ святителемъ молитвы всѣ во святой литургіи послѣдуемыи. Наипаче егда святитель посвящаетъ пречистыя тайны, возглашая: ІІріимите, ядитѳ и Пійти отъ нея вси, онъ сія вся глаголетъ тихо за святителемъ“ 4). Того же самаго требуетъ и Ниновникъ. „Вѣда-тельно же, замѣчаетъ онъ, яко лѣпотствуетъ сія Господня словеса: „Пріимите, ядите“ и „Пійте отъ нея вей“ глаголати надъ хлѣбомъ и виномъ всѣмъ еослужащимъ, купногласно тихимъ голосомъ во едино слово съ архіереемъ; и ниже единымъ словомъ цредварити кому или остатися Архіерея; но яко изъ единѣхъ устъ всѣмъ купно реши. Такожде и надъ чашею: и еже въ чаши сей и пр.“.
*) Migne. Cursns patr. gr. t. CXIX, col. 807—12.
2) Русская Истор. Биб. VI т. стоя. 135. 3) Ibid. стоя. 78.
4) Рукой, библ. Кіев. Соф. собора № IV—12, л. 237..
„ Аіце іерей литургисаяй, прежде освященія тѣла и крове Господни, тяжко разболится, яко отнюдъ ему немощи дѣйствовать или вскорѣ умретъ, служба оставляется и престаетъ. Аще но освященіи и совершеніи сіе приключится: ивый священникъ, аще тамо будетъ, слушая литургію, да совершитъ божественную литургію. Аще тогда инаго іереа не будетъ, отъ благоговѣйныхъ и чистыхъ мужей кто, всемъ покровецъ не прикасался нагою рукою, да нокрыетъ добрѣ святая, дондеже иный священникъ пріидетъ: иже пришедъ да совершитъ божественную службу совершенно, наченъ отъ проскомидіи, и новый агнецъ изъемь, обычно въ служеніи да освятитъ“. Аналогичный случай отмѣченъ грамотою митрополита Макарія 1558 г. Совершившій литургію священникъ внезапно омертвѣлъ; другого іереа, могущаго докончить службу, не было. Когда заболѣвшій ожилъ, ему было предписано докончить службу, совершить все то, что указывается и въ Учительномъ Извѣстіи. При этомъ священнику было приказано: егда приспѣетъ время воздвигнути Святая, и онъ бы агнцы на единомъ дискосѣ воздвигнулъ, якожѳ и въ божественной службѣ Василія Великаго *).
„Аще іерей начнетъ литургисатп и въ проскомидіи будетъ дѣйствѣ, или уже въ литуртіи до входа великаго, по-зовется смертныя ради каковыя приключаемыя нужды, аще крестити, или исповѣдати, а не въ дальнемъ разстояніи: да оставитъ на томъ мѣстѣ служеніе и идетъ борзо тамо, и сотворивъ болѣзненному въ самой смерти надежно спасеніе, и возвратився, докончаетъ божественвую службу: въ церкви же веіштъ чтеніемъ апостола или каноновъ или псалмовъ пришедшыя люди пользовати въ то время“. Церковныя правила относятъ крещеніе дѣтей къ числу неотлагаемыхъ требъ. „Аще чіѳ отроча, говоритъ 58-я статья Номоканона, нераде-нія ради умретъ некрещено, три лѣта сицевый да не причастится. Аще ли текутъ къ священнику, а священникъ небрежетъ, грѣхъ есть священнику“ „Аще ли, отвѣчаетъ древнерусскій епископъ Нифонтъ Саввѣ, умретъ дитя нехрещено небреженіемъ родитель или поповымъ, вѳльми за душегубьѳ поста три лѣта“ 2). Сообразно съ этимъ и „Поученіе святительское къ новопоставленному іерею“ требуетъ, чтобы онъ былъ „стражъ въ нощи и во дни съ крещеніемъ и покаяніемъ и причащеніемъ“ 3). На почвѣ даннаго взгляда и возникло настоящее предписаніе Учительнаго Извѣстія. Что же касается его требованія занять во время отсутствія священника вниманіе богомольцевъ чтеніемъ апостола или псалмовъ, то оно находитъ себѣ полную параллель въ Типиконѣ Великой Константинопольской Церкви. Описывая крещеніе
’) Акты Археол. Экепед. 1 т. № 258.
*) Русская Историческая Библіотека. VI т., столб. 52, п. 3.
3) Нестеровскій. Чины хиротесій и_хиротоній, стр. XX, № IV.
оглашенныхъ за литургіею великой субботы, уставъ говоритъ, что для его совершенія патріархъ удалялся въ особую крещальню, а въ церкви во все время его отсутствія читались пареміи“ *).
„Аще же на долзѣ святіи дары, или освящѳни, или не освящени, по сицевомъ случаи, не сущу священнику, растлѣ-ются, сіѳсть сплѣснѣютъ и хлѣбъ и вино оцетно будетъ, яко не мощи имъ къ потребленію пріемнымъ бытм, священникъ, сія вземъ, въ текущую рѣку да всыплетъ“. 160 статья Номоканона содержитъ на тотъ же самый случай иное предписаніе,—требуетъ „съ виномъ сладкимъ устроити чашу и изнурити, сирѣчь снѣсти сплѣснѣлые дары“ 2). Въ каноническихъ сборникахъ данное правило усвояѳтся то Тимоѳею, патріарху Александрійскому, то Никифору Исповѣднику. Именемъ перваго оно надписывается въ печатной словинской Кормчей 3).
„Аще который іерей кромѣ сицеваго случая литургисавъ не причастится божествннныхъ тайнъ, тяжко смертно вельми согрѣшитъ и изверженія винѣ подлежитъ“. Предписаніе Учительнаго Извѣстія представляетъ повтореніе 8-го апостольскаго правила: „аще епископъ или пресвитеръ, или діаконъ, или кто-либо изъ священнаго списка при совершеніи приношенія не причастится, да представитъ причину, и аще есть благословна, да будетъ извиненъ. Аще же не представитъ, да будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго“ 4).
„Аще паукъ, или ино что ядовитое предъ освященіемъ св. даровъ впадетъ въ святую чашу, да изліяно будетъ вино изъ святыя чаши во иный чистый сосудъ и по совершеніи службы пзліется въ текущію рѣку“. Аще же по освященіи сіе будетъ, и страшно или морозно будетъ іерею впадшеѳ съ божественною кровію поглотити, тогда сохранно со всякимъ блюденіемъ до изметъ владшее, еже не уканути ни гдѣ же ни что же отъ божественныя кровѳ, надъ инымъ же потиромъ, или честнымъ сосудомъ, ваномъ трижды добрѣ да измыстъ изъятое, вино же да соблюдетъ: изъятое же да свіетъ въ бумагу, или въ нѣкое чистое полотенцо: и по совершеніи литургіи животное оное съ бумагою или полотѳн-цомъ на пліидѣ или на чистѣмъ камени да сожжетъ, пепелъ же подъ святою трапезою да вкопаетъ: вино же оное, имъ же животно изъятое измовено бысть, въ текущую рѣку да из-ліетъ: аще рѣка далече будетъ, подъ престолъ яму ископавъ, идѣжѳ ногама попираема не бываетъ, да вліетъ и закрыетъ“. Предусмотрѣнный Учительнымъ Извѣстіемъ случай обсуждался въ церковной литературѣ не разъ. Его затрагивалъ уже Никифоръ Исповѣдникъ. „Если бы случилось, говорится
у него, что въ сосудъ (съ святыми дарами) упало бы какое-либо маленькое животное, бросить ли его въ рѣку, или съѣсть, или иначе какъ поступить“? Отвѣтъ на данный вопросъ дается такой: „если бы случилось быть съ дарами таковому, то не должно ни ѣсть, ня бросать, но смѣшать въ святомъ потирѣ съ сладкимъ виномъ и омыть, или послѣ сожженія животнаго закопать подъ святою трапезою“ 4). Съ вопросомъ, что должно дѣлать, если при совершеніи литургіи впадетъ въ потиръ ядовитое, возбуждающее опасеніе, какъ бы не умереть, пресмыкающееся, обращались и къ родосскому митрополиту Нилу (ХІУ в.) „Уничтожь, отвѣчалъ онъ, то пресмыкающееся и закопай подъ святою трапезою или въ другомъ сокровенномъ мѣстѣ, да не будешь навѣтникомъ своей жизни и не согрѣшишь; если же оно ее ядовитое, разотри и потреби его; Это правильнѣе есть, нежели быть запрещеннымъ на время“ 2). Наконецъ тожъ же вопросъ рѣшается и въ Кіевскомъ номоканонѣ 1620 г. „Развали оно плъзущеѳ, говоритъ данный памятникъ, и погреби ѳ подъ святою трапезою, или на иномъ съкровѳнномъ мѣстѣ, и да есть празденъ на время“ 3).
„Аще что отъ божественныя крове нерадѣніемъ служащаго іерѳа уканетъ, смертно согрѣшитъ. Аще на деку ука-нетъ, языкомъ да излижетъ, аще же невозможно, губою да истретъ: посемъ же доску остругавъ, остружины на плінѳѣ или на чистомъ камени да сожжетъ, пепелъ же подъ престолъ да вкопаетъ“. Какъ это, такъ и дальнѣйшія предписанія Учительнаго Извѣстія на случай пролитія св. даровъ представляютъ повтореніе наставленій Симеона Солунскаго. „Іерей, говоритъ онъ, который случайно прольетъ св. дары, долженъ предварительно исповѣдать это архіерею и исполнить нѣсколько правилъ, въ особенности, если случилось отъ его нерадѣнія и невниманія. Собравши пролитые св. дары, онъ долженъ осторожно положить ихъ съ землею, или съ чего будутъ собраны, туда, гдѣ онъ умывается, или въ другое безопаснѣйшее мѣсто, если есть. Если настилка {полъ) мраморная, то, вынувши ее оттуда, положить въ особенномъ священномъ мѣстѣ. Если же очень велика и неподвижна, то, обтесавши довольно глубоко то мѣсто, гдѣ пролиты св. дары, слѣдуетъ положить это обтесанное въ упомянутомъ мѣстѣ. Кромѣ того, нужно какъ болѣе мыть то мѣсто, которое обтесано. Если все находящееся въ потирѣ прольется въ храмѣ по совершеніи входа, тогда должно опять сдѣлать соединеніе и прочитать молитву предложенія; а потомъ послѣ великаго входа исполнить и прочія молитвы.
Pitra. Iuris cochegios nist. et. mokum. II, p. 345.
2) А. И. Алмазовъ. Неизданные каноническіе отвѣты кан. патр. Луки Хризоверга и митроп. Родосскаго Нила, стр. 68. Одессо 1903.
3) Изъ собранія старой, кн. Имп. Бубл. Библ. 1. 8. № 31; стр. 84.
Если нѳ всѣ дары прольются, а погибнетъ только часть: тогда, прибавивъ еще, сколько нужно, совершать священнодѣйствіе“ 1). Равнымъ образомъ и по словамъ Іоанна епископа Китрскаго, мѣсто, на которое пролиты св, дары, должно „огнемъ и водою измѣниться“ 2). 158 статья Номоканона подвергаетъ невольно пролившаго св. дары шестимѣсячной эпитиміи „по It правилу Іоанна Китрскаго“ 3), но послѣдній объ этомъ ничего не говоритъ. Разсматриваемый случай предусмотрѣнъ и вышеупомянутымъ Кіевскимъ номоконономъ 1620 г. „Аще ли ко освященіе и совершеніе божественныхъ тайнъ проліѳтся кровь, святая у бо съ всякою честію да събе-рутся: и мѣсто на немже иадоша, огнемъ и водою да потрется и измѣнится. Аще ли мраморіѳ постлано есть, възятпе оттуда и на мѣстѣ священнымъ и особнѣмъ положити; аще ли велико и недвижимо: да просѣкъ въ глубину довольнѣ мѣсто, идѣже распрострошася святая, и ознесано тамо положити на мѣстѣ, нкоже рѣкохомъ, но и просѣченное мѣсто да измыетъ, аще возможно“. Въ немъ же предусматривается и случай пролитія св. крови на одежду. „Аще святая по съвръшеніи на одежну изліяшася, да отрѣжѳтся часть она священныя одежды и божественный покровъ да будетъ, измывенъ и тый на особнѣ мѣстѣ“ 4).
„Аще по причащеніи св. тайнъ абіе приключится іерею изблевати, блевотины да сберутся въ льняная сгребія, и въ чистый сосудъ да вложатся, и сохранятся, дондежѣ добрѣ изсохнутъ, и тогда въ текущую рѣку да измещутся, или на плінѳѣ, или чистомъ камени да сожгутся“. Предусматриваемый Учительнымъ Извѣстіемъ случай отмѣчается древнерусскимъ епископомъ Нмфонтомъ. „Аще, говоритъ онъ, отъ объяденія пли пьянства блюетъ причащався, 40 днии опи-тѳмьи, аще ли отъ вознгнушения, 20 днии; аще ли отъ на нрасныя болѣзни и мнеѳ. Аще ли попъ, да такождѳ 40 днии и не служитъ. И еже есть изблевалъ, да съхранитъ на огни, 100-ый псаломъ да испоеть“ 5). Онъ же, разсуждая о причащеніи больного, совѣтуетъ приготовить „съсоудъ чистъ, да аще взблюѳть, влйти въ рѣку“ ®). Назначаемая Нифонтомъ сорокадневная епитимія за изблеваніе по причащеніи уево-яется въ 144 ст. Номоканона Іоанну Постнику, но въ другихъ памятникахъ приписывается Никифору Исповѣднику и Ѳеодору Студиту ’’). О наказаніи за изблеваніе по причащеніи
0 Писанія отцевъ и учителей церкви, относящіяся къ истолкованію православнаго богослуженія. III т., етр. 218—220.
-> Кормчая. Ч. 2-ая, л. 193 обор.
3) Павловъ. Номоканонъ, стр. 299.
4) Изъ собранія старопечатныхъ книгъ Императорской Пуб. Библ. • 1. 8. № 34; етр. 83—4; 91.
5) Русская Историческая Библіотека. VI т., I ч., Столб. 21.
e) Ibid. ст. 37. :) Павловъ. Номоканонъ, стр. 263—4.
говоритъ и Іоаннъ Китрскій, но нѳ опредѣляетъ ни характера его, ни продолжительности. „Иже, замѣчаетъ онъ, повнегда причащися священныхъ, опитіемъ пзблевався, множайше запрещеніе пріемлетъ, нежели отъ првхожденія немощи обле-вавя, понеже все дѣло есть оставленія“ *).
„Егда іерей служай на длань своея десницы божественное тѣло возлагаетъ, или въ соборѣ отъ начальствующаго пріемлетъ, никакоже десницею да стѣсняетъ, но мало что согнувъ, шуйцею да поддержитъ, и не надъ главою, но надъ престоломъ да содержитъ. Предписаніе брать частицу св. тѣла въ руку встрѣчается уже у Кирилла Іерусалимскаго. „Приступая, говоритъ онъ, подходи нѳ съ протянутыми кистями рукъ и нѳ съ разведенными пальцами, но, сдѣлавъ лѣвую руку престоломъ для правой, какъ имѣющей принять царя, и согнувши ладонь, пріими тѣло Христово“ * 2). Того же самаго требуютъ и памятники позднѣйшаго времени. „Іерей, читаемъ въ Львовскомъ Служебникѣ 1646 г. .и Кіевскомъ 1653 г., благоговѣйно низко поклонься, взѳмлетъ едину часть св. хлѣба шуйцею и съ вниманіемъ возлагаетъ на длань десныя своея руки“ 3). „Іерей, замѣчаетъ Московскій Служебникъ 1651 г. пріемлетъ часть нижнюю св. агнца треми перъсты десныя руки, вкладываетъ вдлань свою и держитъ вдлани своей“ 4 5).
„Отъ святыя чаши божественныя крове причастився, іереи уста своя добрѣ да изссетъ и языкомъ излижетъ, посемъ же и губою антиминскою да отретъ. Піяй же добрѣ край святыя чаши да изссетъ, да не останется на брезѣ крове божественныя, посемъ же губою да отретъ край“. Аналогичныя приведенному предписанія встрѣчаются въ Служебникахъ ХУІІ ст. Такъ, Львовскій Служебникъ 1646 г. и Кіевскій 1653 г. даютъ слѣдующее наставленіе. „И абіе (по причащеніи) устнѣ свои добрѣ осмоктавъ, и усы иссавъ, въ руку дѳржимымъ покровцемъ отеръ, священныя же чаши брегъ губою на антиминсѣ сущею отираетъ“ 3). „По причащеніи, говорится въ Московскомъ Служебникѣ 1651 г., отираетъ усты свои покроцемъ, дѳржимымъ святый потиръ“ ®).
»Аще по освященіи хлѣба или вина покажется чудо, сіесть, видъ хлѣба въ видѣ плоти, или отрочате, вино же въ видѣ крове, и аще вкратцѣ не премѣнится сей видъ, сіесть, аще нѳ паки явится видъ хлѣба или вина, но сицѳ непремѣнно
х) Славянская Кормчая. (2 часть) 193 обор.
2) Migne. Cursus completus. s. gr. XXXIII, col. 1125.
3) Л. 160. Изъ собранія старопечат. книгъ Импер. Публ. Библ. III. 5. № 21а; Л. 178 обор. Изъ собр. старой, книгъ Имп. Публ. Библ. III. 7.
18а.
4) Л. 168 об. Изъ собр. старой, книгъ Импер. Публ. Библ. Ср. и Служ. 1602 г. Ibid. I. 7. Jsls 25а.
5) Л. 162 обор. и л. 181.
6) Л. 171 обор.
пребудетъ, никакоже іерей да причастится: ибо не суть сія тѣло и кровь Христова, но точію чудо отъ Бога, невѣрства илп иныя ради вины явлено“. Источникомъ приведеннаго предписанія можно считать древнія сказанія о чудесныхъ явленіяхъ младенца Христа въ евхаристіи. Въ одномъ изъ нихъ, передаваемомъ аввою Даніиломъ со словъ аввы Арсенія, современника Ѳеодосія Великаго, разсказывается, какъ одинъ благочестивый, но простодушный скитянинъ, отрицавшій пресуществленіе даровъ, по молитвѣ двухъ старцевъ вмѣстѣ съ ними увидѣлъ закланіе младенца ангелами на престолѣ. Причащаясь, онъ получилъ окровавленное мясо, превратившееся снова въ хлѣбъ только послѣ исповѣданія имъ вѣры въ таинство. „Когда, разсказываетъ скитянинъ, были совершены святыя молитвы, и приблизились клирики раздробить хлѣбы предложенія, я видѣлъ, что два лица держали дитя за руки и за ноги, взяли ножъ, закололи его и источили кровь егО вт» потиръ и, разсѣкши тѣло его, положили поверхъ хлѣбовъ, и сдѣлались хлѣбы тѣломъ. Когда подошли братія принять, дано было имъ тѣло, и когда они стали взывать, говоря: аминь, оно становилось хлѣбомъ въ ихъ рукахъ. Когда и я подошелъ, мнѣ дано было тѣло, и я не могъ вкусить его. И услышалъ я голосъ, говорящій мнѣ: почему же не принимаешь? не есть ли это то, чего ты искалъ? А я сказалъ: будь милостивъ ко мнѣ, Господи, тѣла я не могу вкусить. Онъ отвѣтилъ мнѣ: если бы можно было человѣку вкушать тѣло, тѣло и находилось бы, какъ ты видѣлъ, но гакъ какъ никто не можетъ ѣсть тѣло, поэтому установилъ Господь хлѣбы предложенія. Итакъ, если вѣришь, прими то, что ты держишь въ рукѣ твоей. Я сказалъ: вѣрю, Господи. И когда я сказалъ, то тѣло, которое я держалъ въ рукѣ моей, стало хлѣбомъ“ 1).
„Въ конецъ же да вѣсть приходскій іерей, яко въ кійждо великій праздникъ и недѣлю, къ симъ же и въ куюждо субботу долженъ есть литургисати, подъ смертнымъ грѣхомъ“. Какгь видно изъ Дѣян. XX, 7, 8, обычай освящать воскресный денъ совершеніемъ евхаристіи восходитъ къ апостольскимъ временамъ. Въ качествѣ дня евхаристическихъ собраній онъ упоминается также И въ памятникахъ II в.,—въ письмѣ Плинія Младшаго къ императору Траяну, въ 1-ой апологіи Іустина Мученика и въ Ученіи 12-ти апостоловъ. «Въ день Господень, говоритъ послѣднее, собравшись вмѣстѣ, преломите хлѣбъ и благодарите, исповѣдавъ прежде грѣхи свои, дабы чиста была жертва ваша“ 2). Что касается субботы, то о празднованіи ея не только не упоминаеть ни одинъ памятникъ даннаго времени, но и доказывается не- *)
*) Туницкій. Древнія сказанія о чудесныхъ явленіяхъ младенца Христа въ евхаристіи. Богословскій Вѣстникъ. 1907. Май, стр. 209 и д.
3) Гл. 13.
обязательность ея для Новаго Завѣта. „Смотрите, какъ Онъ говоритъ, пишетъ Варнава: непріятны Мнѣ нынѣшнія субботы; но тѣ, которыя я опредѣлилъ и которыя наступятъ тогда, когда, положивъ конецъ всему, сдѣлаю начало дню восьмому, или начало другому міру. Поэтому мы и проводимъ въ радости восьмой день, въ который и Іисусъ воскресъ изъ мертвыхъ“ *). Но съ III в., съ ослабленіемъ антагонизма къ іудейству возникаетъ стремленіе къ чествованію субботы, выдѣленію ея изъ разряда обыкновенныхъ дней, и это стемленіе приводитъ къ тому, что въ концѣ III и началѣ ІУ ст. она чтится едвали не одинаково съ воскресеньемъ. Такъ, „Завѣщаніе Господа нашего Іисуса Христа“ назначаетъ для субботы литургію, предписывая приносить для послѣдней три хлѣба во образъ Троицы 2). О празднованіи субботы говорятъ также и Апостольскія Постановленія. „Субботу и день Господень празднуйте, замѣчаютъ они, ибо та есть воспоминаніе творенія, а этотъ воскресенія“ 3). Въ частности совершеніе литургіи въ субботу отмѣчается 49 пр. Лаодикійскаго собора, запрещающимъ совершеніе евхаристіи въ 40-цу, за исключеніемъ субботъ и воскресеній; Василіемъ Великимъ, говорящимъ о четырекратномъ причащеніи христіанъ на недѣлѣ,—въ воскресенье, среду, пятницу и субботу 4), 13 правиламъ Тимоѳея александрійскаго и т. п. ІІо словамъ церковнаго историка Сократа, совершеніе литургіи въ субботу было почти повсемѣстнымъ явленіемъ. „Тогда какъ, говоритъ онъ, всѣ церкви въ мірѣ совершаютъ тайны и въ день субботній каждой недѣли, александрійцы и римляне на основаніи какого-то древняго преданія не хотятъ дѣлать этого, а сосѣди александрійцевъ— египтяне и жители Ѳиваиды, хотя дѣлаютъ собранія въ субботы, но принимаютъ тайны но насыщеніи вечеромъ“ 5). Отъ первыхъ трехъ вѣковъ сохранились также свидѣтельства о празднованіи и совершеніи литургіи въ три великіе праздника: Пасху, Пятидесятницу и Богоявленіе. Остальные великіе праздники установлены позднѣе, частію въ ІУ в. (Рождество Хр.), частью въ У (Вознесеніе), другіе еще позднѣе.
„Къ сему да вѣсть и сіе, яко едину точію на день литургію, на ѳдинѣмъ престолѣ долженъ есть іерей совершити: сія бо ѳдиность святыя жертвы знаменуетъ едину смерть Христову, юже единою насъ ради подъятъ, и едину страсть Его, юже единою о насъ претерпѣ-*. Еще въ концѣ XI в. нѣкій моиахь задавалъ хартофилакеу Петру вопросъ: „поз-
9 Посланіе Варнавы, 5.
-) Testamentum Domini nostri Jesu Christi. Ed. Rahmaui, стр. 35. 9 Кн. VII, гл. 23.
4) Письмо къ Кесарю. Bingham. Origines. Ill, 284.
9 Дерков. Исторія, V, 22.
волительно ли священнику совершать въ одинъ день двѣ литургіи“. „Однажды пострадалъ Христосъ, отвѣчалъ спрашиваемый, и посему да совершаетъ священникъ одну литургію, а не двѣ“ 1). Въ памятникахъ древнерусской письменности обычай совершать на одномъ престолѣ въ одинъ день нѣсколько литургій причисляется къ латинскимъ заблужденіямъ и, какъ таковой, запрещается для православныхъ. „Тіи же (латины), пишетъ митрополитъ Никифоръ въ посланіи къ муромскому князю Ярославу, во единой церкви литургію творятъ дважды и трижды и четырежды днемъ, еже есть зло. Во единой бо церкви, аще будетъ одинъ олтарь, то едину литургію творити и почину ѳдину литургію пѣти: чего ради единъ зань распятся Христосъ, единою распятся, да того ради попови подобаетъ едину литурію творити днемъ въ церкви святой“ 2).
Предписанія предпослѣдняго отдѣла Учительскаго Извѣстія: „Како храннти божественныя тайны больныхъ ради“, полностью изложены въ ІІ-мъ Дѣяніи Московскаго собора 1666 г. Лишнимъ въ этомъ послѣднемъ является указаніе на время сушенія запасныхъ даровъ. „На утрени, говорится въ немъ, предъ есапсалміемъ одѣянъ во вся священныя одежды, покадивъ церковъ обычно, и вшедъ волтарь, стани предъ святою трапезою, и сотворь благоговѣйное святымъ тайнамъ поклоненіе, покадивъ обычно крестообразно обходя святую трапезу, отдавъ же кадильницу, умый руцѣ и развивъ антиминсъ положи на немъ святый дискосъ: п взѳмъ святый кивотъ съ божественными тайнами положи ево на край анти-миса: и открывъ возми паки кадилницу и кадя возгласи: слава святѣй и единосущнѣй и животворящей и нераздѣль-ней троицы и прочая, и отдавъ кадильницу изми отъ кивота святый агнецъ, со всякимъ вниманіемъ и страхомъ: и положи его на святомъ дискосѣ, на антимисѣ сущемъ и святымъ копиемъ раздробляй его со всякимъ вяиманиемъ п благоговѣніемъ на дробныя частя. Скончаннымъ же екса-псалмомъ аще нѣсть дияконь или иного священника во еже ектенью пренъ царьскими враты глаголати, ты не отступи отъ мѣста на немъ же предъ святою трапезою стоиши, но точію престани отъ раздробленія иди сушенія и толю благоговѣйно стоя глаголи ектенью всю, по скончани же сихъ предначатое дѣйство сице: по раздроблени всего агньца положи плитяный камень или плинфу прикраи антимиса одѳс-ныя себе страны“ 5) и далѣе какъ въ Учительномъ Извѣстіи. Приведенное предписаніе заимствовано отцами Москов-
ѵ) В. Н. Бенешевичъ. Отвѣты Петра Хартофилакса, стр. 5—6. Петербургъ. 1908. (Записки Императорской Академіи Наукъ, Т. VIII, jvg 14).
-) Макарій. Церковная Исторія, т. 2, стр. 361. Изд. 1868.
3) Дѣяніе Московскихъ соборовъ 1666—67 г. Листъ 43 и обор. Изд. 18*93.
скаго собора изъ требника Петра Могилы. Кромѣ него, оно встрѣчается еще въ двухъ „Уставахъ Божественныя литургіи“, изъ которыхъ одинъ изданъ въ Вильнѣ въ 1624 г., а другой въ Евю въ 1641 г. Тотъ и другой назначаетъ для сушенія даровъ утреню пасхальнаго вторника. „Во второкъ свѣтлыя недѣля, на утрени, читаемъ въ нихъ, облекшѳся во всю священническую одежду, омывъ руки и пріемъ кадило, покадивъ святый агнецъ, на святый трапезѣ, развивше же антиминсъ, и камень плитянъ малъ положивъ на немъ, тажъ скудѳльникъ со огнемъ верху камени: и пріемъ святый агнецъ, раздобляѳтъ *) и зѣло на дробныя части на свя-тѣмъ дискосѣ, на то устроенномъ, и возлагаетъ со дискосомъ на скудѳльникъ вверху огня, тоже пріемъ кадильницу, покадивъ окрестъ святую трапезу, и возглашаетъ: „Слава Святѣй, единоущнѳй и животворящей“. Тоже самъ начинаетъ внутрь алтаря: Христосъ воскрѳсе, трижды со пѣніемъ, и прочее утрени по обычаю, и тако съпрятавше со опаствомъ въ на то устроенный сосудъ“. Что касается вообще обычая, приготовлять запасные дары на весь годъ въ великій четвергъ, то онт> отмѣчается древнерусскимъ епископомъ Нифонтомъ и митрополитомъ Георгіемъ. „Достоитъ попомъ, говоритъ, послѣдній, вынимати святое Тѣло по вся лѣто въ великій четвергъ и изсушивши дѳржати въ стружцѣ отъ года до года больныхъ дѣля“ * 2). „Отоими, замѣчаетъ Нифонтъ, въ великій четвергъ тѣло Христово, яко откла-даеши на постныя дни, то держи въ съсоудѣ, доколѣ хотя, тях дожого:нит ео д тъгда потребиши“ 3).
„Приходстіи іереи прихожанъ своихъ о томъ да поучаютъ еже бы въ чистѣй совѣсти, всякій полъ, аще возможно въ праздники, аще же ни, всячески бы въ четыре посты въ лѣтѣ причащалися“. По Православному Исповѣданію, для мірянъ обязательно причащаться разъ въ годъ 4), но пріобщенія въ каждый изъ четырехъ постовъ требуетъ 228 ст. Номоканона. „Вѣдомо буди и сіе, говоритъ она, яко должни суть право живущій и среду и пятокъ хранящій всего лѣта, да причастятся пречистыхъ тайнъ въ великую Пасху, въ день Рождества, въ праздникъ св. апостолъ и Богородицы“ 5). Въ томъ же духѣ высказываются отцы Московскаго собора 1666 г. „Ксему же, постановляютъ они, научати прихожанъ, чтобы ко отцѳмъ духовнымъ на испо-
*) На этомъ оканчивается описаніе сушенія запасныхъ даровъ въ Виленскомъ Уставѣ, изъ собранія старопечатныхъ книгъ Импер. Публ. Вибл. IJ. 5. № 9. Дальнѣйшее описаніе заимствуемъ изъ Устава, изданнаго въ Евю. См. Никольскій. .Объ антиминсахъ, стр. 123, пр. 1.
2) Голубинскій. Исторія Русской церкви. Т. 1, 2., стр. 378.
3) Русская Историческая Библіотека. VI т. 1 ч. 27 стол.
4) Ч. I, вой. и отв. 90. 5) Павловъ. Номоканонъ, стр. 437—8.
вѣданіе мужи и жены и ихъ дѣти приходили почасту, паче же въ четыре святыя посты“ 1).
„Изумленнымъ, или обмѳршымъ божестѳнныя тайны по-давати никакоже достоитъ, точію ѳгда въ себѣ приходятъ, и умны, и въ сочувствіи отъ обумѳртвія бываютъ“. „Обмершіе“ приравниваются къ мертвымъ, а причащеніе послѣднихъ запрещается 18 пр. Карѳагенскаго собора: „мѳртву убо тѣлѣси причащеніе не дается, не ястъ бо, не піетъ“ 2). Какъ думаютъ, соборное постановленіе было вызвано практикою нѣкоторыхъ еретиковъ, напр., маркіонитовъ, и даже православныхъ причащать умершихъ. Запрещенный на Карѳагенскомъ соборѣ разсматриваемый обычай продолжалъ существовать и впослѣдствіи, въ виду чего отцы Трульскаго собора нашли необходимымъ подтвердить постановленіе карѳагенскаго 3). Но и вторичное запрещеніе данной практики не помѣшало ей сохранятся въ александрійской церкви даже въ ХУ в. Такъ, въ чинѣ пресвитерской хиротоніи по ѳвхо-логію Діонисіатской библ. № 489 врученіе новопоставлѳн-ному св. хлѣба сопровождается со стороны епископа такими словами: „пріими залогъ сей, который будетъ истребованъ отъ тебя во время второго пришествія; не дай его еретику или мертвому“ 4).
Овящ. А. Петровскій.
О Л. 42 и обор. а) Кормчая, ч. 1, л. 87 обор. *) Прав. 84. Ibid., л. 141 обор.
*) А. А. Дмитріевскій. Описаніе стр. 641.
литургичѳскиіъ рукописей. 2 т
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки