Чернятин Д.М. ©
Аспирант, соискатель ученой степени к.э.н.
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева
СУЩНОСТЬ НЕПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ И ПРИРОДА ИХ ПОЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
В статье выявлены основные характеристики активов как объекта экономического управления, проведен анализ разделения активов на профильные и непрофильные, определены категории непрофильных активов по характеру их появления в экономике российских предприятий.
Ключевые слова: предприятие, активы, профильные и непрофильные активы, управление непрофильными активами.
Keywords: enterprise, assets, core and non-core assets, management of non-core assets.
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать определенным количеством экономических ресурсов (или факторов производства). Применяемые предприятием экономические ресурсы включают вложенный капитал (имущество) и трудовые ресурсы (человеческий капитал).
Вложенный капитал представляет собой общую стоимость хозяйственных средств предприятия. Это все финансовые средства (собственные и заемные), инвестированные в формирование активов предприятия. Активы - имущество предприятия в денежной оценке [6].
Для того, чтобы разделить активы на профильные и непрофильные, необходимо разобраться в сущности понятия «активы».
В соответствии с утвержденными Минфином России Положениями по бухгалтерскому учету (за исключением кредитных организаций), а также в соответствии с положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, активы компании - это основные и оборотные средства юридического лица, включая денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы, финансовые вложения и прочее [1].
В экономической литературе понятие активов, как правило, соотносят с такими категориями как собственность, недвижимость, имущество, имущественный комплекс, имущественный потенциал, имущественные права, экономические ресурсы, капитал.
Так В.В. Григорьев, И.Н. Островкин определяют активы как собственность юридического лица, имеющую денежную оценку и приносящую при производственной или коммерческой деятельности доход [7].
Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, А. А. Ратновский отмечают, что активы это совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, в которые вложены средства владельцев, хозяев [12].
По мнению А.Г. Грязновой актив - любое имущество, обладающее стоимостью и принадлежащее физическому или юридическому лицу [8].
Итальянский ученый Джино Дзаппа под активом понимает не просто средства предприятия, а «ресурсы, предназначенные для получения прибыли». Американский бухгалтер, представитель школы персоналистов, Джордж Оливер Мэй, считает, что актив -есть набор ценностей, принадлежащих собственнику, используемых им ради получения дохода на свой капитал, а не капитал вообще [18].
© Чернятин Д.М., 2015 г.
Н.Ф. Чеботарев считает, что актив предприятия - это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, а также экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся стоимостью и способностью генерировать доход [20].
Согласно принципам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), активы - это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, от которых предполагается приток будущих экономических выгод на предприятие (в том числе в виде экономии).
Исходя из анализа данных определений, можно сделать вывод, что основными характеристиками активов являются наличие их стоимости и способность приносить доход.
Но необходимо отметить, что способность генерации дохода принадлежит активам как экономическим ресурсам, обладающим производительностью. И это еще одна характеристика активов, которая представляет собой их способность к выпуску определенного объема продукции за единицу времени в процессе хозяйственного использования. Из этого следует, что свойством производительности обладает не вся совокупность сформированных предприятием активов, а только та их часть, которая задействована в операционном процессе. Эта характеристика активов означает установление рамок отнесения имущества предприятия к активам лишь средствам, используемым в процессе производства и управления ими, в то время как актив бухгалтерского баланса может содержать и стоимостное выражение имущества предприятия, относящегося к непроизводственной сфере, использование которого не сопровождается ни производительностью, ни доходностью [13].
Таким образом, важными характеристиками активов как объекта экономического управления, отличающие активы от других экономических категорий: имущества, актива бухгалтерского баланса, собственности, являются производительность и способность приносить доход. Соответственно целью управления активами предприятия является максимизация прибыли.
Как известно, активы предприятия принято разделять на профильные и непрофильные, причем последних в структуре крупных российских компаний, напрямую или опосредованно контролируемых государством, достаточно много.
По мнению А.Л. Ребизовой профильные активы - это активы производственного назначения, используемые в деятельности, от которой в будущем ожидается экономическая выгода, составляющая существенную долю в общем объеме получаемой выгоды. Непрофильные активы - это активы, которые одновременно не отвечают требованиям, предъявляемым к профильным активам, а именно:
- активы производственного назначения, используемые в деятельности, от которой не ожидается экономическая выгода или эта экономическая выгода составляет несущественную долю в общем объеме полученной выгоды;
- активы непроизводственного назначения (объекты ЖКХ, мастерские бытового обслуживания, объекты общественного питания, детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории, научно-исследовательские и конструкторские подразделения и т.п.) [15].
С позиции И. Салимова профильность актива определяется в зависимости от понимания собственником целей и задач своей деятельности. Если актив отвлекает слишком много ресурсов, генерирует убытки, не вписывается в общий производственный цикл, в бизнес-стратегию, если речь идет о внутреннем дорогом и некачественном продукте, который может быть заменен аналогичным товаром от внешнего поставщика - такой актив следует считать непрофильным [17].
С точки зрения А.Н. Кондаурова, непрофильные активы - это внеоперационные или излишние ресурсы предприятия, не связанные или косвенно связанные с его основной деятельностью, как правило, приобретенные для извлечения дополнительного дохода или в рамках инвестиционных проектов предприятия [11].
В.Р. Денисова под непрофильными активами понимает «имущество, закрепленное за организациями, выполняющими те процессы, которые не связаны с основным видом деятельности и не могут быть отнесены к вспомогательным и обслуживающим процессам производства» [10].
Анализ данного вопроса показывает, что большинство авторов сходятся во мнении, понимая под профильными активами имущество предприятия, используемое им для осуществления основного вида деятельности. Соответственно, активы, не задействованные напрямую в выработке основной продукции, т.е. не связанные с основным видом деятельности, считаются непрофильными [4, 10, 11].
При этом, по мнению ряда специалистов, ключевую роль в определении основной деятельности предприятия и профильности тех или иных его активов играет стратегия развития предприятия [9, 14, 19].
Так, согласно О.С. Метле, профильность актива определяется в зависимости от понимания собственником таких активов, целей и задач своей деятельности. Если рассматриваемый актив участвует в основной деятельности, определяемой стратегией, то он является для данного собственника профильным, а если управление активом не является бизнес - стратегией организации, то такие активы становятся непрофильными [14].
До 2013 года в законодательстве РФ отсутствовало официальное нормативное определение профильности актива. Но в связи с необходимостью более эффективного управления активами государственных предприятий, в целях обеспечения устойчивости экономического роста Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики, впервые, приказом Росимущества от 25.07.2013г. №218, была утверждена «Методология определения профильности активов".
Основополагающим документом стал Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", в котором, для достижения одного из ключевых показателей - увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, предусмотрена разработка и реализация программ отчуждения непрофильных активов [3].
Разработанная Методология определения профильности активов и работы с непрофильными активами определяет понятие непрофильных активов, устанавливает порядок выявления непрофильных активов в имуществе и критерии классификации для компаний с государственным участием, в которых доля Российской Федерации составляет более 50%.
Так, в соответствии с п.2.3 Методологии, в редакции приказа Росимущества от 18.12.2014г. №501, профильность (непрофильность) активов определяется, прежде всего, их связью с профильной (основной) и непрофильной (неосновной) деятельностью юридического лица. Профильные активы определены, как активы, принадлежащие
юридическому лицу на праве собственности, необходимые для реализации утвержденной Стратегии, непрофильные активы - как активы, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, наличие / отсутствие / отчуждение которых не может оказать влияние на реализацию Стратегии.
Стратегией развития Общества, в соответствии с п.2.4 «Методологии...» является внутренний документ Общества, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития организации (включая сеть дочерних и зависимых обществ), информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие профильности активов, и с точки зрения большинства исследователей данного вопроса и с точки зрения Методологии, законодательно разработанной для государственных предприятий, неразрывно связано со стратегией развития и связью с основной деятельностью предприятия.
Для целей настоящего исследования под непрофильными активами мы будем понимать активы, которые не задействованы в основной деятельности предприятия, определенной долгосрочной стратегией его развития.
Необходимость структурированного, рационального подхода к управлению непрофильными активами очевидна. Наличие у предприятия определенной стратегии работы в данном направлении может способствовать не только повышению экономической отдачи от непрофильных активов но и превращению таких активов из статьи затрат в источник доходов.
По результатам проведенного анализа, по нашему мнению, можно выделить три категории непрофильных активов, по характеру их появления в экономике российских предприятий (рис. 6).
Ранжирование данных категорий нами произведено по степени сложности принятия решений в эффективности дальнейшего управления непрофильными активами.
Рис. 6. Категории непрофильных активов, по характеру их появления в экономике российских предприятий
Первая категория - это непрофильные активы, целенаправленно приобретенные собственником. В основном, это бизнес-единицы, предназначенные для организации новых видов деятельности. Такие непрофильные активы изначально рассматриваются как часть некоего проекта и управляются в рамках общей стратегии его реализации [17].
К этой категории, для обеспечения привлекательности бизнеса с точки зрения работодателя, также могут относиться различные оздоровительные, спортивные и досуговые объекты. В данном случае менеджмент сознательно идет на приобретение непрофильных активов, заранее рассчитывая свои возможности на этапе бизнес-планирования, поэтому определенных сложностей в эффективности дальнейшего управления, в том числе убыточными непрофильными активами, как правило, не возникает.
Вторая категория - это непрофильные активы, полученные предприятием в качестве взыскания задолженности. В большей степени, это касается проблемных кредитов с точки зрения банковского сектора, при взыскании задолженности по которым, банки вынуждены брать на себя управление такими непрофильными активами как жилая, производственная, коммерческая недвижимость, объекты незавершенного строительства, транспорт и т.п.
Здесь существуют различные стратегии управления непрофильными активами. Банки могут отдавать их в доверительное управление, продавать, самостоятельно использовать как основные средства, передавать на баланс дочерним структурам, вкладывать дополнительные средства с целью их развития или последующей продажи для извлечения большей выгоды.
Выбор зависит от качества актива и его текущей стоимости, достаточности капитала банка, его рентабельности и ряда других показателей [5].
Сложности в управлении непрофильными активами данной категории заключаются в том, что предприятию приходится заниматься несвойственными для себя функциями при отсутствии на это разработанной стратегии и профессиональных специалистов.
И третья категория - это непрофильные активы, доставшиеся предприятиям в наследство от советских времен. Как правило, это избыточные производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры, сервисные, ремонтные, строительно-монтажные, транспортные подразделения предприятия и т.п. Именно в этой категории возникают самые серьезные вопросы, связанные с эффективностью управления многочисленными непрофильными активами и соответствующей реструктуризацией предприятия. Особенно это касается тех российских предприятий, которые в советские времена обеспечивали полный цикл изготовления продукции, содержали вспомогательные производства и социальные объекты.
Поэтому, если в банковском секторе, накопившем непрофильные активы в процессе финансового кризиса, стимулом для их вывода становятся резервные требования, предлагаемые Банком РФ, то в реальном секторе экономики стимулы совсем иного характера. Невозможно обеспечить конкурентоспособность ни на внутреннем, ни на внешнем рынке, неся значительные расходы на содержание непрофильных активов. Наличие в составе предприятий непрофильных подразделений мешает оптимизации структуры бизнеса, затрудняя привлечение инвесторов, снижая инвестиционную привлекательность предприятий [16].
Очевидно, что большая часть непрофильных активов второй и третьей категории не отличаются ни производительностью, ни способностью приносить доход, т.е. не соответствуют ранее выявленными нами основными характеристиками управления активами предприятия, поэтому главным способом дальнейшего управления такими активами является их реструктуризация.
Однако сложность в эффективном управлении непрофильными активами третьей категории и в принятии правильного решения о выборе способов реструктуризации этих активов, помимо нехватки в данной области квалифицированных специалистов, дополняется не менее важным фактором - наличием в подразделениях выполняющих непрофильные функции работающего персонала.
Литература
1. Положение Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
2. Приказ Росимущества от 26.09.2014г. №372 «О внесении изменений в приказ Росимущества от 25.07.2013 № 218»
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"
4. Астраханцев Е.А. Особенности выделения непрофильных активов для цели финансового
оздоровления неплатежеспособного предприятия // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://koet. syktsu. ru/ve stnik/2011/2011-1/1/1 .htm
5. Банки создадут дополнительные резервы под непрофильные активы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/banki-sozdadyt-dopolnitelnie-rezem-pod-neprofilnie-aktm-9051461
6. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. -М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 372 с.
7. Григорьев В.В. Оценка предприятий. Имущественный подход: Учебно-практическое пособие / В.В. Григорьев, И.Н. Островкин. - М.: Дело, 1998.
8. Грязнова А.Г. Оценка бизнеса: Учебник / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. - М.: Финансы и статистика, 2001
9. Демидов Е.Е. Вывод непрофильных подразделений // Консультант. 2009. №11. С. 32-40
10. Денисова В.Р. Методический аппарат управления стоимостью непрофильных активов в условиях реорганизации корпоративных структур // Экономические науки. 2009. №10. С. 286290
11. Кондауров А.Н. Основные принципы классификации непрофильных активов - концептуализация понятия // Бизнес в законе. 2012. №1 С. 344-345
12. Лозовский Л. Ш. Универсальный бизнес-словарь / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, А. А. Ратновский. - М. : Инфра-М, 1999 . - 632 с.
13. Малеева А.В. Экономическая сущность активов как объекта управления. Учебное пособие / А.В. Малеева, Е.В. Харченко - М.: Дрофа, 2006. - 374 с.
14. Метла О.С. Непрофильные активы и их классификация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.5rik.ru/na5/2169.htm
15. Ребизова А. Л. Классификация непрофильных активов для учетно-аналитических и управленческих целей // Вестник университета. 2009. №23. С.51-54
16. Рябцун О.А. Управление эффективностью реструктуризации непрофильных подразделений предприятий ГК «Росатом» в закрытых городах: Дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2013.-177 стр.
17. Салимов И. Непрофильные активы // Управление компанией. 2006. №11
18. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. Учебное пособие для вузов / Я.В. Соколов - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. - 638 с.
19. Фурщик М.А. Технология реструктуризации непрофильных активов. «III межрегиональная конференция «предпринимательство в промышленности: пути развития» 17-18.11.2014
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.subcontract.ru/Conf2004/Disk/section3/ section3_15.htm
20. Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 256с.