Научная статья на тему 'К вопросу о "бытии в бизнесе" непрофильных активов'

К вопросу о "бытии в бизнесе" непрофильных активов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРОФИЛЬНЫЕ АКТИВЫ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басс А. Я., Ермашкевич Н. С.

В статье делается попытка проанализировать сделки, осуществляемые с так называемыми непрофильными активами. Описываются реальные сделки российских и зарубежных компаний по реструктуризации «непрофильных активов». Приведённые примеры подвергаются анализу с точки зрения экономической целесообразности причисления активов к категории непрофильных. Производится первичная группировка непрофильных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о "бытии в бизнесе" непрофильных активов»

В статье делается попытка проанализировать сделки, осуществляемые с так называемыми непрофильными активами. Описываются реальные сделки российских и зарубежных компаний по реструктуризации «непрофильных активов». Приведённые примеры подвергаются анализу с точки зрения экономической целесообразности причисления активов к категории непрофильных. Производится первичная группировка непрофильных активов.

Ключевые слова: непрофильные активы, реструктуризация, компания

К вопросу «о бытии в бизнесе» непрофильных активов

А.Я. БАСС, доктор экономических наук. E-mail: [email protected] Н.С. ЕРМАШКЕВИЧ, Новосибирск. E-mail: [email protected]

О понятных вещах

Специфические термины, ещё 10-15 лет назад знакомые только узким специалистам, теперь воспринимаются как всем понятные и не требующие объяснения. Например, экономический термин «непрофильные активы» весьма широко употребляется и в научном, и бизнес-сообществах. Так, на запрос по ключу «непрофильные активы» в Интернете система Nigma дает 1,5 млн результатов, Яндекс - 935 тыс., Rambler -849 тыс., Google - примерно 439 тыс. документов.

Большая часть этой информации приходится на заявления топ-менеджеров компаний о сделках с так называемыми «непрофильными активами». И вправду - где же искать истину относительно представлений о непрофильных активах, как не у бизнесменов, которые должны не только знать значение этого понятия, но и применять его на практике. Однако существует ли уверенность в том, что они действительно понимают и верно применяют рассматриваемый термин?

Химера непрофильных активов: факты и ничего более...

В начале экономических реформ под непрофильными понимались активы, не участвующие в основном производстве, в первую очередь «соцкультбыт»: жилье, детсады, медицинские

ЭКО. - 2012. - №11

БАСС А.Я., ЕРМАШКЕВИЧ Н.С.

учреждения, базы отдыха и т.п. Избавились от «непрофильных активов» - и что получили? Резкое возрастание эффективности предприятий? Химера! Стремительно потеряли квалифицированные кадры.

В новейшие времена под непрофильными активами стали понимать вообще любые активы, произвольно относимые менеджментом к непрофильным. Продемонстрируем ряд примеров.

Пример 1. Компания РЖД планировала продать (декабрь 2011 г.) 75% акций своей дочерней «Первой нерудной компании (ПНК)», работающей на рынке нерудных стройматериалов. «Претендентов на пакет много, - сообщил вице-президент РЖД В. Решетников (не назвав конкретных имён). - ПНК -крупнейший поставщик щебня для РЖД, поэтому монополия хочет оставить себе блокпакет», - добавил он1.

Реализуя пакет акций дочерней компании, РЖД, с одной стороны, покидает рынок нерудных стройматериалов, освобождаясь от полного контроля в управлении компанией, непосредственно не связанной с железной дорогой, с другой -сохраняет за собой право блокировать невыгодные для РЖД решения, что автоматически переводит компанию ПНК в разряд зависимой. И при всем этом РЖД является крупнейшим в стране потребителем нерудных материалов. Значит, непрофильные активы - это не оправдавшие надежд финансовые вложения? Нет, всё не так просто, об этом -следующий пример.

Пример 2. В июне 2003 г. крупнейший региональный производитель нерудных строительных материалов ПО «Ка-релнеруд» выступил учредителем управляющей компании «Турхолдинг "Карелия"», приобрётшей в Петрозаводске ряд гостинично-санаторных предприятий. По словам президента ОАО «Карелнеруд» В. Смородина, «интерес компании с оборотом в 1,5 млрд руб. к непрофильному туристическому бизнесу обусловлен отсутствием в Петрозаводске достойных мест для расселения гостей города»2.

1 Очистка от непрофильных активов //Эксперт: сетевой журн. 2012. URL: http://expert.ru/2011/06/2/ochistka-ot-neprofilnyih-aktivov/ (дата обращения: 20.04.2012)

2 Непрофильный бизнес // Эксперт: сетевой журн. 2012. URL: http://expert.ru/ northwest/2003/23/23sev_biznes2/ (дата обращения: 20.04.2012)

ПО «Карелнеруд» (основной вид деятельности - производство нерудных строительных материалов) осуществляет несвязанную диверсификацию, что позволяет компании открыть новое направление, ничем не связанное с нерудными строительными материалами. Значит, непрофильным может быть не только часть (доля) бизнеса, но и бизнес в целом? Может быть, непрофильный актив - это бизнес (или доля бизнеса), имеющая слабую связь с основным видом экономической деятельности компании? И снова не совсем полное представление о сути употребления непрофильных активов, что показывают следующие два примера.

Пример 3. В феврале 2012 г. была опубликована новость, касающаяся сразу двух видов активов, принадлежащих Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО):

1) «...запущено производство композиционных материалов, которое позволит серьёзно снизить себестоимость изготовления деталей»;

2) «одной из тем обсуждения стали непрофильные активы ВАСО. Это поликлиника, дворец культуры, спортивный клуб и стадион. Часть из них сейчас в аренде, часть - в таком состоянии, что использовать их фактически невозможно»3. Таким образом, очевидно представление собственников

ВАСО о непрофильных активах как исключительно об объектах социально-культурной сферы. При этом компанией принято решение отказаться от закупки на стороне композиционных материалов в пользу создания собственного вспомогательного производства, которое в данном случае рассматривается как способ снижения затрат, а само производство материалов - как профильный актив для компании. С другой стороны, можно найти множество диаметрально противоположных примеров, когда вспомогательные производства рассматриваются как непрофильные активы, а их выделение и ликвидация - как способ снижения затрат.

Пример 4. «В группе "Объединённые машиностроительные заводы" удалось ликвидировать производство нестандартного крепежа за счёт принуждения проектантов к использованию стандартного крепежа в конструкции основных изделий. До этого момента проектное подразделение, основное и ука-

3 Новая линия на ВАСО снизит себестоимость деталей // Вести: URL: http:// www.vesti.ru/doc.html7id-663208 (дата обращения: 20.04.2012)

занное вспомогательное производство благополучно "нуждались друг в друге", а компания в целом несла необоснованные издержки»4.

Для группы «Объединённые машиностроительные заводы» непрофильным активом являлось вспомогательное производство, которое в результате было ликвидировано, а его функции - переданы на аутсорсинг: компания приняла решение закупать стандартный крепёж у действующих на данном рынке фирм.

Примеры 3 и 4 помимо диаметрально противоположных воззрений на вспомогательные (сюда же можно отнести и обслуживающие) производства наглядно демонстрируют, что непрофильным может оказаться и бизнес-процесс внутри самого предприятия. А о рассмотрении объектов социально-культурной сферы в качестве непрофильных в принципе говорить сложно. Может ли то, что приносит на данный момент убытки и не способно давать материальную отдачу в виде роста готовой продукции, восприниматься собственниками как профильное? Ответ очевиден. Проверим на примере 5 предположение об обязательном отсутствии связи непрофильного актива с основным видом экономической деятельности.

Пример 5. В январе 2012 г. в прессе появились сообщения о том, что «ThyssenKrupp, производящая широкий спектр продукции из металла, от подводных лодок до лифтов, осуществляет радикальную реструктуризацию, в ходе которой планирует избавиться от непрофильных активов, приносящих компании выручку в 10 млрд евро, для снижения задолженности». «Немецкая сталелитейная компания ThyssenKrupp договорилась о продаже финской Outokumpu производства нержавеющей стали, стоимость сделки составляет 2,7 млрд евро. Outokumpu выплатит немецкой компании некоторую сумму и примет на себя долговые и пенсионные обязательства подразделения ThyssenKrupp по производству нержавеющей стали Inoxum»5.

4 Демидов Е.Е. Вывод непрофильных подразделений // Корпоративный менеджмент: URL: http://www.cfin.ru/consulting/market-2002-10.shtml (дата обращения: 20.04.2012)

5 ThyssenKrupp продаст производство нержавеющей стали за 2,7 млрд евро // Ведомости: URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/1489975/ thyssenkrupp_prodast_proizvodstvo_nerzhaveyuschej_stali_za#ixzz1l3LYFbBA (дата обращения: 20.04.2012)

В качестве непрофильного актива ТЬуззепКгирр планирует продать подразделение по производству нержавеющей стали, непосредственно участвующее в основном виде деятельности компании - производстве продукции из металлов. Основной причиной, побудившей менеджмент рассматривать производство нержавеющей стали в качестве непрофильного - задолженность по обязательствам компании. То есть, если бы задолженности у компании не было - актив остался бы профильным или все-таки нет? Вопрос остаётся открытым.

Попадаются и весьма курьёзные статьи на тему непрофильных активов, тем не менее обладающие глубоким экономическим значением, к таким можно отнести пример 6.

Пример 6. «Работники птицефабрики "Среднеуральская" в свободное от традиционного разведения птицы время содержат экзотических для наших широт страусов, верблюдов и северного оленя. А после того как верблюд Яшка плюнул на белый костюм заезжей юристки, непрофильный актив перевели с территории птицефабрики в дочернее предприятие»6.

Для фабрики экзотические представители фауны, как видим, являются «непрофильными активами». Отметим, что в соответствии с положениями по бухгалтерскому учёту к основным средствам компании относятся «продуктовый и племенной скот». Таким образом, птицы и прочие животные в сфере сельского хозяйства выступают в качестве объектов основных средств. А верблюд и прочие экзотические животные - непрофильные активы птицефабрики. Из чего следует, что в качестве непрофильного актива могут выступать, исходя из данных СМИ, даже объекты основных средств.

Приведённые примеры были специально отобраны из сотен аналогичных с целью продемонстрировать различные виды активов, относимые представителями компаний (в лице собственников и наёмных руководителей) к непрофильным. Они свидетельствуют о том, что чёткого представления о том, что же такое «непрофильные активы», в бизнес-сообществе не сложилось. Подчеркнём также, что общих единых признаков, позволяющих отнести активы к группе профильных или непрофильных, в научной литературе на данный момент нет.

6 Непрофильный актив // Эксперт: сетевой журн. 2012. URL: http://expert.ru/ ural/2006/29/eksperiment_na_fabrike/ (дата обращения: 20.04.2012)

Исследуя примеры употребления в прессе термина «непрофильные активы», приходим к выводу, что любую информацию о сделках с этими активами можно отнести к одной из выделенных нами пяти групп.

Группа 1. К непрофильным активам относят реализуемые пакеты акций / долей в уставном капитале компаний. Группа 2. Непрофильными активами могут являться бизнес-направления.

Группа 3. В качестве непрофильных активов могут продаваться / приобретаться подразделения компаний. Группа 4. Непрофильными активами могут выступать объекты социально-культурной сферы. Группа 5. В качестве непрофильных активов могут рассматриваться отдельные элементы имущественного комплекса компании - основные средства.

При этом ответить на вопрос о том, что же такое непрофильные активы, не представляется возможным. Следует заметить, что сделками с непрофильными активами грешат не только предприятия, но и финансовые компании.

Профильный ли актив банка?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведём и проанализируем ряд примеров (7-10).

Пример 7. В августе 2009 г. ООО «Сбербанк-капитал» в обмен на реструктуризацию долгов получил розничную сеть группы «Вестер» (крупнейшего ритейлера в Калининграде), насчитывающую 54 магазина в 29 городах России, Казахстана, Украины и Белоруссии7.

Пример 8. В июне 2007 г. старший вице-президент ВТБ Н. Цехомский в интервью «подтвердил, что продажа пакета (в 5%) в EADS (европейская аэрокосмическая корпорация) и другого непрофильного актива - 10,5% акций алмазодобывающей компании "Алроса" - возможна уже в 2007 г.»8.

Пример 9. «Газпром» принял решение продажи пакета Газпромбанка. По словам главы «Газпрома» А. Миллера, для холдинга банковский актив является непрофильным: «Бизнес

7 Ещё больше непрофильных активов // Эксперт: сетевой журн. 2012. URL: http://expert.ru/2009/08/27/vester/7n-87778 (дата обращения: 20.04.2012)

8 ВТБ избавляется от непрофильных активов // Эксперт: сетевой журн. 2012. URL: http://expert.ru/2007/06/19/vtb/ (дата обращения: 20.04.2012)

"Газпрома" и Газпромбанка диаметрально противоположно направлены»9.

Пример 10. По данным «Интерфакса» на 22 июня 2007 г., «Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) договорился о продаже 50% акций принадлежащего ему Липецк-комбанка банку «Зенит» за 44 млн долл. Продажа пакета акций банка соответствует плану структуризации активов НЛМК. В 2006 г. Липецккомбанк был классифицирован советом директоров НЛМК как непрофильный актив»10.

Приведённые примеры позволяют выявить следующие закономерности.

• С одной стороны, банки получают в распоряжение значительную часть собственности близких к банкротству компаний в счёт покрытия задолженности (пример 7) - и таким образом выходят на рынки, слабо связанные с банковской сферой и рынком капитала. При этом банки не всегда обладают достаточным уровнем компетентности в области управления компаниями других сфер бизнеса. Поэтому, когда количество так называемых «непрофильных активов», находящихся в собственности банков или иных крупных компаний, столь велико, что управление ими становится невозможным, -банки создают дочерние фирмы.

В качестве примера можно привести дочернюю компанию Сбербанка России «Сбербанк-капитал» для управления непрофильными активами банка. В «портфеле непрофильных активов» - весьма разнонаправленные бизнесы, от розничных торговых сетей (см. пример 7) до собственных нефтяных компаний (пример 11).

Пример 11. В 2011 г. «Сбербанк-капитал заявила о намерении реализовать нефтяные компании "Таас-Юрях" (Якутия) за 1,5-2 млрд долл. и "Дулисьма" (Иркутская область) (300-350 млн долл.)»11.

9 «Газпром» решил продать пакет Газпромбанка // Вести. URL: http:// www.vesti.ru/doc.html7id-480967 (дата обращения: 20.04.2012)

10 Непрофильный банк // Эксперт: сетевой журн. 2012. URL: http://expert.ru/ 2007/06/22/zenit/?n-87778 (дата обращения: 20.04.2012)

11 Распродажа непрофильных активов // Эксперт: сетевой журн. 2012. URL: http://expert.ru/2011/02/16/rasprodazha-neprofilnyih-aktivov/ (дата обращения: 20.04.2012)

Стоит также обратить внимание на то, что Сбербанк-капитал становится одним из сильнейших игроков сразу на нескольких рынках. Так, в нефтяном секторе Сбербанк-капитал владел до сделки с «непрофильными активами» (из примера 11) — 100% акций «Дулисьма» (единоличное владение) и 35,5% акций компании «Таас-Юрях» (владение пакетом акций, позволяющим блокировать решения других акционеров). В то же время сделка, описанная в примере 7, по мнению обозревателей журнала «Эксперт», превратила «"дочку" Сбербанка в третьего по величине игрока на рынке розничной торговли России после Х5 Retail Group и "Магнита"»12.

• С другой стороны, банки сами могут выступать в качестве непрофильного актива для компании, работающей вне рынка капитала. Типичны ситуации, из которых можно заключить, что для топ-менеджмента ВТБ (пример 8) деятельность в области алмазодобычи и аэрокосмической индустрии рассматривается как непрофильная. В то время как для топ-менеджеров «Газпрома» (пример 9) и «НЛМК» (пример 10) сами банки явились непрофильными активами.

В целом следует отметить, что если в отношении банковского сектора и активов, полученных им в счёт покрытия долгов (без учёта деятельности дочерних компаний), решение вопроса о профильности и непрофильности очевидно (полученные активы и будут непрофильными), то при рассмотрении других секторов экономики такой ясности на сегодняшний день - нет.

Не стоит также полагать, что проблема манипуляций с непрофильными активами - уникальная особенность российского рынка, это общемировая тенденция, о чем свидетельствуют сотни примеров. Остановимся лишь на одном из них (пример 12).

Пример 12. В 2011г. появилась информация о том, что «Британская EMI Group, четвертая крупнейшая в мире звукозаписывающая фирма, начала анализ стратегического плана развития, частью которого может быть продажа компании... По всей видимости, Citigroup, нынешний владелец EMI, не очень хочет заниматься непрофильным бизнесом. Американский банк получил музыкальную фирму в феврале 2011г.,

12 Ещё больше непрофильных активов // Эксперт: сетевой журн. 2012. URL: http://expert.ru/2009/08/27/vester/7n-87778 (дата обращения: 20.04.2012)

когда предыдущий собственник - частный инвестиционный фонд Terra Firma Capital Partners - не смог выплачивать по кредитам рекорд-лейбла»13.

В этом примере отчётливо видны те же проблемы: потеря контроля собственников над активом из-за задолженности, некомпетентность банка в звукозаписывающем бизнесе.

Особо следует подчеркнуть, что все рассмотренные примеры, в том числе касающиеся банковской сферы, не приближают ни к пониманию причин отнесения актива к непрофильным, ни к выявлению закономерностей в принятии подчас столь парадоксальных решений. Существующая практика позволяет относить к непрофильным любые активы компании, признанные таковыми топ-менеджментом или советом директоров. Но насколько обоснованны столь субъективные решения, при отсутствии четкой методологической базы зачисления активов в число непрофильных?

Позволим себе оставить этот вопрос без ответа, отметим лишь следующее обстоятельство. Подобно снежному кому, одна уступка - в виде принятия в качестве должного некой категории (в данном случае непрофильных активов), в которую возможно выделить по своему желанию любое имущество, ведёт к молчаливому согласию общества на «создание коммерческой тайны» из управленческих решений. Над этим стоит задуматься, хотя бы потому, что раз компания (в лице её управленцев) на определённом этапе своей деятельности приняла решение о приобретении некоего имущества, было бы закономерно как минимум прояснить стейкхолдерам принятые управленческие решения, оставшиеся в прошлом, ответив на такие вопросы, как: «А было ли оно профильным в момент приобретения?», «На чём базировалось принимаемое решение по приобретению?» и «Почему теперь именно эти активы стали для компании непрофильными?».

K сожалению, получить сегодня ответы на подобные вопросы и комментарии от официальных представителей компаний - задача практически невыполнимая, притом что сделки с активами осуществляются ежедневно. Мониторинг таких сделок и статистика их осуществления не ведутся, хотя по

13 Citigroup может продать музыкальную студию EMI // Вести: эл. ресурс. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id-484045 (дата обращения: 20.04.2012)

данным опроса, проводимого телеканалом «Эксперт»14, ещё в 2009 г. 85% российских бизнесменов были намерены продать непрофильные активы.

Таким образом, вопросы относительно принципа деления активов на профильные и непрофильные остаются открытыми, управленческие решения топ-менеджмента - тайнами, а на официальных сайтах компаний красуются и будут ещё долго красоваться перечни активов, выставленных на продажу как «непрофильные».

В заключение

Рассмотренные примеры позволяют продемонстрировать масштаб экономического явления - манипуляции с так называемыми непрофильными активами. Поскольку в процессе функционирования компании всё чаще сталкиваются с необходимостью повышения эффективности управления имущественным комплексом, они вынуждены принимать радикальные решения, и одним из самых распространённых является выделение, продажа или ликвидация непрофильных активов. Проблема осуществления структурных изменений в имущественном комплексе компаний усложняется тем, что на сегодняшний день единого исчерпывающего понимания сущности таких терминов, как «профиль компании», «профильные активы» и «непрофильные активы», в научной литературе не существует. Это снижает эффективность принимаемых решений на практике в процессе проведения реструктуризации компаний, что приводит не только к нерациональному использованию их активов, но и к потере компаниями своего внутреннего потенциала.

Возможно, кто-то из читателей посчитает все это пустяком и решит, что руководствоваться можно и субъективными оценками активов, принимая решения по принципу «надо -покупаю, не надо - продаю». Однако, при этом придется признать, что управление бизнесом - исключительно субъективный процесс, и экономическая наука здесь ни при чем.

14 Официальный сайт «Эксперт». И^: http://expert.ru (дата обращения: 20.04.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.