Научная статья на тему 'Сущность и струкутра формирования деонтологической культуры у будущих педагогов'

Сущность и струкутра формирования деонтологической культуры у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕОТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИКА / КОМПОНЕНТЫ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хентонен Анна Геннадьевна, Оноприева Евгения Олеговна

В статье дается научное обоснование сущности и структуры понятия «деонтологическая культура педагога». Рассматриваются научные труды разных авторов на сопоставительном анализе, раскрываются детально педагогические компоненты, которые позволяют выделить специфику деонтологической культуры педагога для полного формирования деонтологической культуры у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и струкутра формирования деонтологической культуры у будущих педагогов»

СУЩНОСТЬ И СТРУКУТРА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 1 2 Хентонен А.Г. , Оноприева Е.О.

'Хентонен Анна Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Оноприева Евгения Олеговна - магистрант, кафедра технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье дается научное обоснование сущности и структуры понятия «деонтологическая культура педагога». Рассматриваются научные труды разных авторов на сопоставительном анализе, раскрываются детально педагогические компоненты, которые позволяют выделить специфику деонтологической культуры педагога для полного формирования деонтологической культуры у будущих педагогов. Ключевые слова: деонтология, образование, деотологическая культура, педагогика, компоненты, модель формирования.

В современном мире возникают значительные перемены во всех сферах социальной и духовной жизни. Большую значимость играет деонтологическая культура специалиста, которая включает в себя профессиональную этику поведения, процесс преобразования и становления личности, развитие ее духовной, эмоциональной, интеллектуальной, физической и других сфер жизни. Это накладывает огромную ответственность за выполнение своего профессионального долга на человека, который занимается педагогической практикой на профессиональном уровне. Особое значение для общества занимает деонтологическая культура педагога. Именно она определяет введение принципиально новых характеристик профессиональной деятельности педагога в современных условиях развития общества. Новые стандарты, методики, построение урока в русле новой парадигмы требует создания новых принципов, аспектов и компонентов для успешного освоения предмета и дальнейшей педагогической деятельности студентов. В отечественной и зарубежной литературе, посвящённой вопросам этической и деонтологической подготовки в педагогическом вузе, подчёркивается, что деонтологическое воспитание должно осуществляться в рамках каждой учебной дисциплины с первого курса и до полного формирования в сознании будущих учителей деонтологических нравственных стереотипов. По мнению исследователей, именно гуманитарные предметы могут оказать наибольшее влияние на формирование этических ценностей.

Вышеизложенные наблюдения позволяют выявить ряд противоречий, с которыми приходится сталкиваться будущему педагогу при изучении данной дисциплины:

- сегодняшняя тенденция к снижению этической и деонтологической культуры педагогов;

- недостаточность современных научно обоснованных разработок по данному направлению в теоретических данных.

Данные противоречия помогают сформировать главную идею исследования -какова сущность и структура деонтологической культуры педагога.

На сегодняшний день в педагогической сфере само понятие деонтологическая культура и проблема его формирования изучены недостаточно, поэтому не существует однозначной трактовки данного понятия. Существует необходимость в обобщении и генерализации уже накопленного опыта в педагогической деонтологии для уточнения понятия «деонтологическая культура» и потребность в разработке программы ее успешного формирования.

Для исследования нашей работы нами были взяты за основу теоретические труды: К.М. Левитан (Основы педагогической деонтологии, 1999); Е.К. Веселовой (Психологическая деонтология, 2003); Г.А. Карахановой (Деонтологическая культура учителя, 2007). На основе этих научно-методических работ были сформулированы основные теоретические положения, которыми руководствовались в процессе выявления современных проблем формирования деонтологической культуры у студентов педагогических направлений.

В связи с этим возникает необходимость в раскрытии сущности понятий «деонтология» и «деонтологическая культура педагога» как важных аспектов профессиональной подготовки студентов педагогоческих специальностей высшего образования.

Деонтология (греч. deontos - должное, надлежащее, logos - учение) - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного, т.е. всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний. Термин деонтология впервые был введен английским философом И. Бентамом [1, с. 115].

Педагогическая деонтология - понятие, которое впервые ввел К.М. Левитан. Под педагогической деонтологией он понимал науку о профессиональном поведении педагога [4, с.76]. Педагог должен обладать комплексом не только определенных деонтологических знаний, умений, навыков, но и системой ценностных качеств, свойств личности, необходимых для успешной педагогической деятельности и проявляющихся в конкретных видах профессионального взаимодействия, в профессиональных поступках и профессиональном поведении.

Деонтологическая культура педагога - это «социально-педагогическое образование, являющееся результатом нравственно-ориентированной подготовки учителя с учетом требований профессионально-педагогического долга, проявляющееся в поведении и профессиональной деятельности» [2].

Исследования деонтологической культуры педагога рассматривается в работах Левитана К.М. как особое и междисциплинарное значение, которое предполагает особую подготовку в области деонтологии, работы В.Н. Дроздова и Е.К. Веселовой помогли понять сущность деонтологии в психологии, Г.А. Караханова и зарубежные исследователи выделяют деонтологическую культуру как социально-педагогическое образование, являющееся результатом нравственно-ориентированной подготовки учителя с учетом требований профессионально-педагогического долга, проявляющееся в поведении и профессиональной деятельности.

Деонтологическая культура педагога отображается в идеальной нравственно -ориентированной подготовке педагога с учетом требований профессионально-педагогического долга, которое проявляется в его поведении и профессиональной деятельности. Главное понятие деонтологической культуры педагога отображается как диалектическое единство аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов.

Аксиологический компонент образуется совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает в себе духовное начало и основы нравственности, духовно-нравственную практику, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности [2].

Технологический компонент включает в себя способы, приемы педагогической деятельности учителя. Педагогическая деятельность по своей природе технологична, и категория «педагогическая технология» помогает понять суть психолого-педагогической культуры, раскрывает исторически меняющиеся способы, приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений [2].

Личностно-творческий компонент деонтологической культуры раскрывает механизм овладения педагогическими ценностями и технологиями и воплощения их как творческий акт. В процессе педагогического творчества личность учителя воплощает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений. Иными словами, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности [2].

Изученные нами теоретические материалы дают понять, что деонтологическая культура у будущих педагогов рассматривается как их способность к использованию уже упомянутых деонтологических компонентов на качественном уровне, но также при изучении данной проблемы необходимо выделить базовые принципы при формировании деонтологической культуры у будущих педагогов. Нами были разработаны следующие принципы: дифференциация и индивидуализация воспитательных влияний; опора на самоценность человеческой личности; учет профессиональной направленности и поведения; приоритет самостоятельности и активности студентов в деятельности; взаимопроникновение когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностно-творческого компонентов в учебной и во внеучебной работе [3].

На анализе данных исследований были определены современные проблемы формирования деонтологической культуры у будущего педагога. Образование сегодня нуждается в определенной модели процесса формирования деонтологической культуры учителя. Из теории ясно, что наиболее сложным является установление взаимосвязи всех описанных выше компонентов для целостного формирования культуры педагога.

Проведенное теоретическое исследование выявляет, что в образовании существуют проблемы для формирования деонтологической культуры у будущих педагогов в системе высшего образования. Их решение возможно, если будут соблюдаться все выше перечисленные компоненты и принципы деонтологической культуры и небольшие изменение ФГОС 3+++. С целью решения современных проблем нами было установлено, что ФГОС 3++ по направлению бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование следует добавить компетенции, а также внести изменения в учебный план с расширением учебных дисциплин с более глубоким изучением этики и деонтологии. Одна из основных проблем деонтологической культуры педагогов такова, что помимо традиционных методик, оцениваний, процессов обучения и воспитания, педагог должен предоставлять собственные инновационные идеи и модели. Данные изменения помогут будущим педагогам в системе высшего образования достичь определенных знаний о деятельности педагога, а также сформировать мировоззрение и сущность педагога, подхода к ребенку в учебно-воспитательном процессе. Особое значение нужно уделить аудиторным занятиям, направленным на активизацию самостоятельной мыслительной деятельности студентов, выработку у них собственного мнения о гуманистическом обучении и воспитании. В современном образовании мало уделяется на сформирование у студентов духовно -нравственных ценностей, в практической деятельности, где теоретические навыки будущего педагога -гуманиста можно закрепить.

Наши теоретические данные о компонентах и принципах формирования деонтологической культуры у будущих педагогов в системе высшего образования показывают, что их взаимодействие может осуществляться только с помощью их процесса совместной деятельности.

Список литературы

1. Кон И.С. Словарь по этике. М.: изд «Политическая литература», 1981. 430 с.

2. Караханова Г.А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: пед. наук. М., 2007. 410 с.

3. Коробова Е.В. Формирование деонтологической готовности студентов университетов (на основе общих положений психологической деонтологии): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Курган, 2001 223 с.

4. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: Учеб. пособие для высш. школы. М.: Наука, 1994. 192 с.

5. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Изд. 2-е переработ. и доп. мн. Минск: «Нар. асвета», 2001. 250 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.