Научная статья на тему 'Теоретические аспекты и пилотажное исследование деонтологической готовности педагогов-дефектологов'

Теоретические аспекты и пилотажное исследование деонтологической готовности педагогов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ / DEONTOLOGICAL READINESS / DEFEKTOLOGY TEACHERS DEONTOLOGICAL PREPARATION PARAMETERS / DEFECTOLOGY TEACHERS DEONTOLOGICAL PREPARATION RESEARCH RESULTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатова Ирина Александровна

Статья посвящена проблеме деонтологической готовности педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях. Рассматриваются теоретические аспекты деонтологической готовности педагогов, представленные в научных исследованиях; анализируются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение деонтологической готовности педагогов-дефектологов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogues-defectologists' deontological preparedness theoretic aspects and pilot study

The article is devoted to the problem of deontological preparation of defectology teachers working in special (correctional) schools. Theoretic aspects of deontological preparation of defectology teachers presented in the scientific researches are observed; results of the first research devoted to studying of deontological preparation of defectology teachers are analyzed.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты и пилотажное исследование деонтологической готовности педагогов-дефектологов»

5. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1994.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - СПб., 2002.

7. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - СПб., 2004.

8. Чередникова Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков (Методика Цветоструктурирование). - СПб., 2004.

9. ШипицынаЛ.М., МамайчукИ.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие. - М., 2001.

10. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. -

СПб: ГП ИМАТОН, 2005.

11. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., WitzkiA.H., HowerterA., Wager T.D. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex ‘frontal lobe’tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. - 2000. -

V 41. - Р 49-100.

12. Salthouse T.A., Atkinson T.M., Berish D.E. Executive functioning as a potential mediator of age-related cognitive decline in normal adults // Journal of Experimental Psychology: General. - 2003. -

V 132(4). - Р 566-594.

13. Zigler Е. Understanding mental retardation / Ed. by R. Hoddap. - N.Y.: Cambridge University Press, 1986.

УДК 378.147+378.6+376.2

Филатова Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования, г. Екатеринбург

filatova@uspu.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Статья посвящена проблеме деонтологической готовности педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях. Рассматриваются теоретические аспекты деонтологической готовности педагогов, представленные в научных исследованиях; анализируются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение деонтологической готовности педагогов-дефектологов.

Ключевые слова: деонтологическая готовность, параметры исследования деонтологической готовности педагогов-дефектологов, результаты исследования деонтологической готовности педагогов-дефектологов.

В проводимом исследовании под деонтологической готовностью педагогов специальных (коррекционных) учреждений подразумевается целостное, системное качество личности, характеризующее способность педагога к самостоятельной эффективной деятельности в процессе взаимодействия со всеми участниками коррекционно-педагогического процесса на основе соблюдения должных профессиональных норм. На основании того, что процесс формирования деонтологической готовности педагогов-дефектологов предполагает особую подготовку в области деонтологии в специальной педагогике и связан с формированием и реализацией систем деонтологических отношений и ценностей в профессиональной деятельности, был проведен анализ деонтологической готовности педагогических кадров в двух направлениях: анализ данных о деонтологической го-

товности педагогов, представленных в научных исследованиях; анализ результатов пилотажного исследования, направленного на изучение де-онтологической готовности педагогов-дефектологов.

Теоретический анализ показал, что исследованием деонтологической готовности педагогов, работающих в системе общего образования, занимались М.В. Васильева [1], ГА. Караханова [3], К.М. Кертаева [4], Е.В. Коробова [5], К.М. Левитан [6]; исследование деонтологической направленности личности учителей-логопедов проводилось М.Е. Орешкиной [7].

Рассматривая целостную проблему педагогической деонтологии и деонтологической готовности педагогов, исследователи акцентировали свое внимание на ее различных аспектах:

- недостаточном уровне владения педагогами формализованными и неформализованными

нормами профессионального поведения (К.М. Левитан, 1999);

- нетехнологичности, некритериальности, нерефлексивности профессионального поведения педагогов (Е.В. Коробова, 2001);

- несформированности профессионального самосознания педагогов, что приводит к несфор-мированности их деонтологических убеждений (К.М. Кертаева, 2003);

- недостаточном уровне владения нормами профессионального поведения студентами педагогических вузов и учителями (М.В. Васильева, 2004);

- необходимости формирования деонтологи-ческой культуры как структурного компонента общей культуры личности педагога в силу недостаточной деонтологической готовности и реально существующей «прерывности» профессионального образования (Г. А. Караханова, 2007);

- необходимости введения спецкурса «Деонтология логопеда» на основании данных исследования деонтологической позиции учителя-логопеда (М.Е. Орешкина, 2007) и др.

Выделенные аспекты являются основанием для разработки и внедрения концепций формирования деонтологической готовности педагогов. При этом отмечаем, что необходимость формирования деонтологической готовности учителей обусловлена, в первую очередь, учетом прав и потребностей их воспитанников [6, с. 7-8], в нашем исследовании - прав и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях также встречается мнение о том, что сам характер работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает, что не каждый человек может стать специалистом и может быть допущен к этому виду деятельности. Уточним, что формирование деонтологи-ческой готовности педагога рассматривается нами как один из механизмов, обеспечивающих его профессиональную пригодность. В случаях, когда мировоззренческие установки учителя, его индивидуальные ценности и качества не совпадают с нормами профессионального поведения и с системами профессиональных ценностей и личностно-профессиональных качеств, это, с точки зрения деонтологии, должно отражаться только на самом педагоге, приводя к его профессиональному выгоранию, но не на должном профессиональном поведении, которое регламентировано нормами.

Таким образом, анализ теоретических данных показал, что все исследователи отмечают недостаточную готовность педагогов к осуществлению нормативного профессионального поведения, обусловленную разнообразными факторами и высказывают единое мнение о необходимости целенаправленной деонтологической подготовки учителей, которую рассматривают как центральный компонент профессионального педагогического образования.

Для рассмотрения второго аспекта анализа деонтологической готовности педагогов нами проводилась аналитико-поисковая работа в виде пилотажного исследования, целью которого было изучение деонтологической готовности педагогов специальных (коррекционных) учреждений. Охарактеризуем организационно-методическое обеспечение пилотажного исследования.

На данном этапе экспериментальной части проводимого исследования приняли участие 73 педагогических работника специальных (коррекционных) учреждений. В процессе пилотажного исследования были поставлены и решались следующие задачи: изучить состояние готовности педагогов-дефектологов к профессиональному поведению на основе его регламентации правовыми и этическими нормами; выявить показатели параметров знания правовых и этических норм регламентации профессионального поведения; определить показатели сформированности ценностного отношения к своей профессии; соотнести между собой полученные значения показателей параметров деонтологической готовности.

Реализация данных задач предполагала применение методов самооценки педагогами-дефек-тологами и оценки их ответов представителями администрации специальных (коррекционных) учреждений. Для проведения пилотажного исследования был разработан «Лист самооценки педагога специального (коррекционного) учреждения», включавший следующие параметры: готовность к осуществлению профессионального поведения на основе правовых норм (С1); знание правовых норм профессионального поведения (С2); готовность к осуществлению профессионального поведения на основе этических норм (С3); знание этических норм профессионального поведения (С4); ценностное отношение к профессии педагога С(К)У (С5).

Испытуемым давалась следующая инструкция: «Оцените свою деятельность и себя по пяти-

балльной системе: 5 - качество ярко выражено; 4 - достаточно сформировано; 3 - имеет место; 2 - сформировано в минимальной степени; 1 -не сформировано. Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из пяти граф (от 1 до 5)».

Для проведения оценки представителям администрации учреждения давался аналогичный по содержанию «Лист оценки педагога», в котором по пятибалльной системе предлагалось оценить аналогичные предыдущим параметры деонтоло-гической готовности педагогов учреждения (Э1, Э2, Э3, Э4, Э5). С результатами самооценки педагогов представители администрации учреждения ознакомлены не были.

При анализе полученных результатов решались три группы исследовательских задач: представить графически выраженность показателей пяти изучаемых параметров деонтологической готовности педагогов-дефектологов, полученных по методам самооценки и сторонней оценки; сравнить самооценочные и сторонние оценочные значения изучаемых параметров деонтоло-гической готовности педагогов С(К)У на предмет достоверности сходства или различия между ними; изучить особенности взаимосвязей исследуемых параметров деонтологической готовности педагогов.

Для решения первой группы исследовательских задач был построен график выраженности показателей пяти изучаемых параметровдеонто-логической готовности педагогов-дефектологов,

полученных по методам самооценки и оценки администрацией (рис. 1).

Графическое представление результатов позволило визуально проследить следующие тенденции, свойственные всем пяти изучаемым параметрам деонтологической готовности:

- более высокие показатели самооценки и сторонней оценки деонтологической готовности к нормативному профессиональному поведению по сравнению с показателями оценки нормативных знаний;

- согласованность выраженности показателей по всем изучаемым параметрам самооценки и оценки администрацией;

- во всех пяти показателях параметров, представленных на графике, полученном по методу самооценки, значения выше тех значений, которые получены методом оценки администрацией.

Полагаем, что первый факт свидетельствует о том, что респонденты в понятие «готовность» вкладывали смысл «желание, намерение, потребность» осуществлять профессиональное поведение на основе норм, но у них отмечался недостаточный уровень деонтологических знаний, препятствующий формированию должного профессионального поведения.

На основании второго факта можно сделать предварительный вывод о достаточной достоверности показателей параметров деонтологической готовности и их корреляции, так как в графиках самооценки и оценки администрацией наблюдается согласованность их выраженности.

—*-С1 С2 С3 С4 С5 -я— Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

Рис. 1. График выраженности показателей деонтологической готовности педагогов по средним значениям самооценки и оценки администрацией

Третий факт свидетельствует о природе такого феномена как самооценка, которая проявляется в тенденции к адекватному, но не всегда осознанному завышению представлений человека о своих индивидуальных особенностях.

Решение второй группы исследовательских задач предполагало сравнение значений показателей изучаемых параметров, полученных методами самооценки и оценки администрацией, на предмет достоверности сходства или различия между ними.

В качестве исследовательского метода применялся критерий Вилкоксона для сравнения двух зависимых выборок. Основаниями выбора критерия выступили условия исследовательской задачи, связанные с сопоставлением показателей, измеренных в двух разных условиях (самооценки и экспертизы) на одной и той же группе участников (зависимые группы).

Применение критерия Вилкоксона позволило обнаружить высоко достоверные различия в значениях показателей всех пяти параметров, измеренных в двух различных условиях - самооценки и оценки администрацией (р = 0,000) (табл. 1), а также установить характер данных различий: са-мооценочные показатели достоверно выше показателей оценки администрацией по всем пяти переменным. Данный факт является эмпирическим подтверждением описанной выше тенденции самооценки к завышению.

Для решения третьей группы исследовательских задач проводилось изучение особенностей взаимосвязей исследуемых параметров деонтологической готовности педагогов С(К)У На этом этапе пилотажного исследования применялся корреляционный анализ по методу Спирмена, который показал:

- большее количество значимых взаимосвязей между параметрами деонтологической готовности, выделенных на основе оценки администрацией (работники с высшим дефектологическим образованием), по сравнению с количеством значимых взаимосвязей, выделенных на основе самооценки педагогов (работники, большинство которых получило педагогическое образование, но не имеет базовой дефектологической подготовки), что косвенно свидетельствует о более высоком уровне деонтологической готовности администрации специальных (коррекционных) учреждений, производившей оценку деонтологической готовности педагогов;

Таблица1

Результаты сравнения значений показателей самооценки и оценки администрацией деонтологической готовности педагогов С(К)У на предмет достоверности сходства или различия между ними

Показатели (С и Э) Z-Wilcoxon, р

Самооценка и сторонняя оценка

1 -6,096, р = 0,000

2 -3,278, р = 0,001

3 -5,348, р = 0,000

4 -5,358, р = 0,000

5 -5,408, р = 0,000

- отсутствие выявленных значимых взаимосвязей между ценностным отношением к своей профессии и другими параметрами деонтологической готовности на основе «самооценивания» педагогов, что указывает на то, что у практических работников сферы специального образования понятие «нормативное поведение» не взаимосвязано с понятием «ценностное отношение к профессии».

Полученные в процессе пилотажного исследования результаты подтвердили недостаточную сформированность ценностного отношения к своей профессии у педагогов-дефектологов, недостаточные знания правовых и этических норм профессионального поведения, потребность в этих знаниях и в их применении на практике, значимость специального (дефектологического) образования для формирования деонтологичес-кой готовности педагогов.

Таким образом, анализ результатов пилотажного исследования подтвердил необходимость деонтологической подготовки педагогов-дефек-тологов и разработки ее организационно-методического обеспечения.

Библиографический список

1. Васильєва М.П. Теоретичні основи деонто-логічної підготовки педагога: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Харків, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avtoreferat.net/ content/view/9031/16/.

2. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. - 2-е изд. доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.

3. Караханова Г.А. Формирование деонтоло-гической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 37 с.

4. Кертаева К.М. Педагогическая деонтология как наука // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 6. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2010. - С. 111-129.

5. Коробова Е.В. Формирование деонтологи-ческой готовности студентов университетов: На основе общих положений педагогической деон-

тологии: Дис. ... канд. пед. наук. - Курган, 2001. -196 с.

6. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999. - 272 с.

7. Орешкина М.Е. Деонтология в профессиональной деятельности логопеда: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2007. - 15 с.

УДК 159.99

Голубева Надежда Анатольевна

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

arrow-ng@rambler.ru

УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА*

Рассмотрены особенности взаимосвязей между успешностью профессиональной деятельности социального работника, его удовлетворенностью трудом и уровнем эмоционального выгорания в зависимости от отношения к профессии.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, успешность, успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом, эмоциональное выгорание.

Согласно статистическим данным, демографическая ситуация в нашей стране сейчас такова, что число пожилых граждан с каждым годом неизменно растет. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин старше 65 лет [9]. Часто в таком возрасте человеку сложно обеспечивать полноценную жизнедеятельность самостоятельно. Это ведет к тому, что возрастает актуальность проблемы функционирования учреждений социального обслуживания и становиться более насущным вопрос обеспечения социальной сферы компетентными работниками, которые умели бы успешно справляться с различными трудностями, возникающими в ходе выполнения непосредственных функций социального работника. Следует учесть, что профессия социального работника требует больших эмоциональных затрат. Определение взаимосвязи качества обслуживания и эмоционального выгорания - одна из задач нашего исследования. Еще один дополнительный фактор, который мы включили в эту часть исследования, - это удовлетворенность трудом [5].

В основе нашего исследования лежит предположение, что индикатором качества социальной помощи и функционирования центров социального обслуживания является успешность

* Работа выполнена при поддержке НИР ЗН-1013.

профессиональной деятельности социального работника.

В своем исследовании мы опирались на труды ученых, занимающихся психологией социальной работы [1; 4; 12; 14], психологией становления профессионала и проблемами успешности профессиональной деятельности [2; 6; 7; 8; 11; 13].

Под эмоциональным выгоранием мы, вслед за В.В. Бойко, понимаем выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В формировании эмоционального выгорания В.В. Бойко выделяет три фазы (напряжения, резистенции, истощения), в каждой из которых по четыре стадии. Также им разработана методика диагностики эмоционального выгорания, которую мы и использовали в своем исследовании [3].

Профессиональная успешность может рассматриваться как интегральное качество личности профессионала, обеспечивающее специалисту в той или иной области устойчивость в динамично изменяющихся условиях, наиболее полное раскрытие индивидуального потенциала, его наращивание с учетом возникновения новых требований в современном обществе, на рынке тру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.