5. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1994.
6. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - СПб., 2002.
7. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - СПб., 2004.
8. Чередникова Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков (Методика Цветоструктурирование). - СПб., 2004.
9. ШипицынаЛ.М., МамайчукИ.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие. - М., 2001.
10. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. -
СПб: ГП ИМАТОН, 2005.
11. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., WitzkiA.H., HowerterA., Wager T.D. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex ‘frontal lobe’tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. - 2000. -
V 41. - Р 49-100.
12. Salthouse T.A., Atkinson T.M., Berish D.E. Executive functioning as a potential mediator of age-related cognitive decline in normal adults // Journal of Experimental Psychology: General. - 2003. -
V 132(4). - Р 566-594.
13. Zigler Е. Understanding mental retardation / Ed. by R. Hoddap. - N.Y.: Cambridge University Press, 1986.
УДК 378.147+378.6+376.2
Филатова Ирина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования, г. Екатеринбург
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
Статья посвящена проблеме деонтологической готовности педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях. Рассматриваются теоретические аспекты деонтологической готовности педагогов, представленные в научных исследованиях; анализируются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение деонтологической готовности педагогов-дефектологов.
Ключевые слова: деонтологическая готовность, параметры исследования деонтологической готовности педагогов-дефектологов, результаты исследования деонтологической готовности педагогов-дефектологов.
В проводимом исследовании под деонтологической готовностью педагогов специальных (коррекционных) учреждений подразумевается целостное, системное качество личности, характеризующее способность педагога к самостоятельной эффективной деятельности в процессе взаимодействия со всеми участниками коррекционно-педагогического процесса на основе соблюдения должных профессиональных норм. На основании того, что процесс формирования деонтологической готовности педагогов-дефектологов предполагает особую подготовку в области деонтологии в специальной педагогике и связан с формированием и реализацией систем деонтологических отношений и ценностей в профессиональной деятельности, был проведен анализ деонтологической готовности педагогических кадров в двух направлениях: анализ данных о деонтологической го-
товности педагогов, представленных в научных исследованиях; анализ результатов пилотажного исследования, направленного на изучение де-онтологической готовности педагогов-дефектологов.
Теоретический анализ показал, что исследованием деонтологической готовности педагогов, работающих в системе общего образования, занимались М.В. Васильева [1], ГА. Караханова [3], К.М. Кертаева [4], Е.В. Коробова [5], К.М. Левитан [6]; исследование деонтологической направленности личности учителей-логопедов проводилось М.Е. Орешкиной [7].
Рассматривая целостную проблему педагогической деонтологии и деонтологической готовности педагогов, исследователи акцентировали свое внимание на ее различных аспектах:
- недостаточном уровне владения педагогами формализованными и неформализованными
нормами профессионального поведения (К.М. Левитан, 1999);
- нетехнологичности, некритериальности, нерефлексивности профессионального поведения педагогов (Е.В. Коробова, 2001);
- несформированности профессионального самосознания педагогов, что приводит к несфор-мированности их деонтологических убеждений (К.М. Кертаева, 2003);
- недостаточном уровне владения нормами профессионального поведения студентами педагогических вузов и учителями (М.В. Васильева, 2004);
- необходимости формирования деонтологи-ческой культуры как структурного компонента общей культуры личности педагога в силу недостаточной деонтологической готовности и реально существующей «прерывности» профессионального образования (Г. А. Караханова, 2007);
- необходимости введения спецкурса «Деонтология логопеда» на основании данных исследования деонтологической позиции учителя-логопеда (М.Е. Орешкина, 2007) и др.
Выделенные аспекты являются основанием для разработки и внедрения концепций формирования деонтологической готовности педагогов. При этом отмечаем, что необходимость формирования деонтологической готовности учителей обусловлена, в первую очередь, учетом прав и потребностей их воспитанников [6, с. 7-8], в нашем исследовании - прав и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях также встречается мнение о том, что сам характер работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает, что не каждый человек может стать специалистом и может быть допущен к этому виду деятельности. Уточним, что формирование деонтологи-ческой готовности педагога рассматривается нами как один из механизмов, обеспечивающих его профессиональную пригодность. В случаях, когда мировоззренческие установки учителя, его индивидуальные ценности и качества не совпадают с нормами профессионального поведения и с системами профессиональных ценностей и личностно-профессиональных качеств, это, с точки зрения деонтологии, должно отражаться только на самом педагоге, приводя к его профессиональному выгоранию, но не на должном профессиональном поведении, которое регламентировано нормами.
Таким образом, анализ теоретических данных показал, что все исследователи отмечают недостаточную готовность педагогов к осуществлению нормативного профессионального поведения, обусловленную разнообразными факторами и высказывают единое мнение о необходимости целенаправленной деонтологической подготовки учителей, которую рассматривают как центральный компонент профессионального педагогического образования.
Для рассмотрения второго аспекта анализа деонтологической готовности педагогов нами проводилась аналитико-поисковая работа в виде пилотажного исследования, целью которого было изучение деонтологической готовности педагогов специальных (коррекционных) учреждений. Охарактеризуем организационно-методическое обеспечение пилотажного исследования.
На данном этапе экспериментальной части проводимого исследования приняли участие 73 педагогических работника специальных (коррекционных) учреждений. В процессе пилотажного исследования были поставлены и решались следующие задачи: изучить состояние готовности педагогов-дефектологов к профессиональному поведению на основе его регламентации правовыми и этическими нормами; выявить показатели параметров знания правовых и этических норм регламентации профессионального поведения; определить показатели сформированности ценностного отношения к своей профессии; соотнести между собой полученные значения показателей параметров деонтологической готовности.
Реализация данных задач предполагала применение методов самооценки педагогами-дефек-тологами и оценки их ответов представителями администрации специальных (коррекционных) учреждений. Для проведения пилотажного исследования был разработан «Лист самооценки педагога специального (коррекционного) учреждения», включавший следующие параметры: готовность к осуществлению профессионального поведения на основе правовых норм (С1); знание правовых норм профессионального поведения (С2); готовность к осуществлению профессионального поведения на основе этических норм (С3); знание этических норм профессионального поведения (С4); ценностное отношение к профессии педагога С(К)У (С5).
Испытуемым давалась следующая инструкция: «Оцените свою деятельность и себя по пяти-
балльной системе: 5 - качество ярко выражено; 4 - достаточно сформировано; 3 - имеет место; 2 - сформировано в минимальной степени; 1 -не сформировано. Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из пяти граф (от 1 до 5)».
Для проведения оценки представителям администрации учреждения давался аналогичный по содержанию «Лист оценки педагога», в котором по пятибалльной системе предлагалось оценить аналогичные предыдущим параметры деонтоло-гической готовности педагогов учреждения (Э1, Э2, Э3, Э4, Э5). С результатами самооценки педагогов представители администрации учреждения ознакомлены не были.
При анализе полученных результатов решались три группы исследовательских задач: представить графически выраженность показателей пяти изучаемых параметров деонтологической готовности педагогов-дефектологов, полученных по методам самооценки и сторонней оценки; сравнить самооценочные и сторонние оценочные значения изучаемых параметров деонтоло-гической готовности педагогов С(К)У на предмет достоверности сходства или различия между ними; изучить особенности взаимосвязей исследуемых параметров деонтологической готовности педагогов.
Для решения первой группы исследовательских задач был построен график выраженности показателей пяти изучаемых параметровдеонто-логической готовности педагогов-дефектологов,
полученных по методам самооценки и оценки администрацией (рис. 1).
Графическое представление результатов позволило визуально проследить следующие тенденции, свойственные всем пяти изучаемым параметрам деонтологической готовности:
- более высокие показатели самооценки и сторонней оценки деонтологической готовности к нормативному профессиональному поведению по сравнению с показателями оценки нормативных знаний;
- согласованность выраженности показателей по всем изучаемым параметрам самооценки и оценки администрацией;
- во всех пяти показателях параметров, представленных на графике, полученном по методу самооценки, значения выше тех значений, которые получены методом оценки администрацией.
Полагаем, что первый факт свидетельствует о том, что респонденты в понятие «готовность» вкладывали смысл «желание, намерение, потребность» осуществлять профессиональное поведение на основе норм, но у них отмечался недостаточный уровень деонтологических знаний, препятствующий формированию должного профессионального поведения.
На основании второго факта можно сделать предварительный вывод о достаточной достоверности показателей параметров деонтологической готовности и их корреляции, так как в графиках самооценки и оценки администрацией наблюдается согласованность их выраженности.
—*-С1 С2 С3 С4 С5 -я— Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Рис. 1. График выраженности показателей деонтологической готовности педагогов по средним значениям самооценки и оценки администрацией
Третий факт свидетельствует о природе такого феномена как самооценка, которая проявляется в тенденции к адекватному, но не всегда осознанному завышению представлений человека о своих индивидуальных особенностях.
Решение второй группы исследовательских задач предполагало сравнение значений показателей изучаемых параметров, полученных методами самооценки и оценки администрацией, на предмет достоверности сходства или различия между ними.
В качестве исследовательского метода применялся критерий Вилкоксона для сравнения двух зависимых выборок. Основаниями выбора критерия выступили условия исследовательской задачи, связанные с сопоставлением показателей, измеренных в двух разных условиях (самооценки и экспертизы) на одной и той же группе участников (зависимые группы).
Применение критерия Вилкоксона позволило обнаружить высоко достоверные различия в значениях показателей всех пяти параметров, измеренных в двух различных условиях - самооценки и оценки администрацией (р = 0,000) (табл. 1), а также установить характер данных различий: са-мооценочные показатели достоверно выше показателей оценки администрацией по всем пяти переменным. Данный факт является эмпирическим подтверждением описанной выше тенденции самооценки к завышению.
Для решения третьей группы исследовательских задач проводилось изучение особенностей взаимосвязей исследуемых параметров деонтологической готовности педагогов С(К)У На этом этапе пилотажного исследования применялся корреляционный анализ по методу Спирмена, который показал:
- большее количество значимых взаимосвязей между параметрами деонтологической готовности, выделенных на основе оценки администрацией (работники с высшим дефектологическим образованием), по сравнению с количеством значимых взаимосвязей, выделенных на основе самооценки педагогов (работники, большинство которых получило педагогическое образование, но не имеет базовой дефектологической подготовки), что косвенно свидетельствует о более высоком уровне деонтологической готовности администрации специальных (коррекционных) учреждений, производившей оценку деонтологической готовности педагогов;
Таблица1
Результаты сравнения значений показателей самооценки и оценки администрацией деонтологической готовности педагогов С(К)У на предмет достоверности сходства или различия между ними
Показатели (С и Э) Z-Wilcoxon, р
Самооценка и сторонняя оценка
1 -6,096, р = 0,000
2 -3,278, р = 0,001
3 -5,348, р = 0,000
4 -5,358, р = 0,000
5 -5,408, р = 0,000
- отсутствие выявленных значимых взаимосвязей между ценностным отношением к своей профессии и другими параметрами деонтологической готовности на основе «самооценивания» педагогов, что указывает на то, что у практических работников сферы специального образования понятие «нормативное поведение» не взаимосвязано с понятием «ценностное отношение к профессии».
Полученные в процессе пилотажного исследования результаты подтвердили недостаточную сформированность ценностного отношения к своей профессии у педагогов-дефектологов, недостаточные знания правовых и этических норм профессионального поведения, потребность в этих знаниях и в их применении на практике, значимость специального (дефектологического) образования для формирования деонтологичес-кой готовности педагогов.
Таким образом, анализ результатов пилотажного исследования подтвердил необходимость деонтологической подготовки педагогов-дефек-тологов и разработки ее организационно-методического обеспечения.
Библиографический список
1. Васильєва М.П. Теоретичні основи деонто-логічної підготовки педагога: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Харків, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avtoreferat.net/ content/view/9031/16/.
2. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. - 2-е изд. доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.
3. Караханова Г.А. Формирование деонтоло-гической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 37 с.
4. Кертаева К.М. Педагогическая деонтология как наука // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 6. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2010. - С. 111-129.
5. Коробова Е.В. Формирование деонтологи-ческой готовности студентов университетов: На основе общих положений педагогической деон-
тологии: Дис. ... канд. пед. наук. - Курган, 2001. -196 с.
6. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999. - 272 с.
7. Орешкина М.Е. Деонтология в профессиональной деятельности логопеда: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2007. - 15 с.
УДК 159.99
Голубева Надежда Анатольевна
Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова
УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА*
Рассмотрены особенности взаимосвязей между успешностью профессиональной деятельности социального работника, его удовлетворенностью трудом и уровнем эмоционального выгорания в зависимости от отношения к профессии.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, успешность, успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом, эмоциональное выгорание.
Согласно статистическим данным, демографическая ситуация в нашей стране сейчас такова, что число пожилых граждан с каждым годом неизменно растет. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин старше 65 лет [9]. Часто в таком возрасте человеку сложно обеспечивать полноценную жизнедеятельность самостоятельно. Это ведет к тому, что возрастает актуальность проблемы функционирования учреждений социального обслуживания и становиться более насущным вопрос обеспечения социальной сферы компетентными работниками, которые умели бы успешно справляться с различными трудностями, возникающими в ходе выполнения непосредственных функций социального работника. Следует учесть, что профессия социального работника требует больших эмоциональных затрат. Определение взаимосвязи качества обслуживания и эмоционального выгорания - одна из задач нашего исследования. Еще один дополнительный фактор, который мы включили в эту часть исследования, - это удовлетворенность трудом [5].
В основе нашего исследования лежит предположение, что индикатором качества социальной помощи и функционирования центров социального обслуживания является успешность
* Работа выполнена при поддержке НИР ЗН-1013.
профессиональной деятельности социального работника.
В своем исследовании мы опирались на труды ученых, занимающихся психологией социальной работы [1; 4; 12; 14], психологией становления профессионала и проблемами успешности профессиональной деятельности [2; 6; 7; 8; 11; 13].
Под эмоциональным выгоранием мы, вслед за В.В. Бойко, понимаем выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В формировании эмоционального выгорания В.В. Бойко выделяет три фазы (напряжения, резистенции, истощения), в каждой из которых по четыре стадии. Также им разработана методика диагностики эмоционального выгорания, которую мы и использовали в своем исследовании [3].
Профессиональная успешность может рассматриваться как интегральное качество личности профессионала, обеспечивающее специалисту в той или иной области устойчивость в динамично изменяющихся условиях, наиболее полное раскрытие индивидуального потенциала, его наращивание с учетом возникновения новых требований в современном обществе, на рынке тру-