Филатова И.А.
Екатеринбург, Россия О ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
УДК 371.124 ББК 74.3
Аннотация: в статье выделяется деонтологический «метакомпонент»
подготовки к профессиональной деятельности специальных педагогов, раскрываются понятия «деонтологической направленности», «деонтологической
компетентности» и «деонтологической готовности» специалиста сферы специального образования
Ключевые слова: деонтология специального образования, деонтологиче-ская готовность, деонтологическая направленность, деонтологическая компетентность специального педагога.
Сведения об авторе: Филатова Ирина Александровна, к.п.н., профессор кафедры психопатологии и логопедии, г. Екатеринбург.
Место работы: директор Института специального образования УрГПУ.
Контактная информация: 620034, г. 134. Тел.: 83433361438
Проблема деонтологиче-
ской готовности специального педагога обусловлена тем, что в специальном образовании деонтология еще не сформировалась как самостоятельное направление, хотя отдельные аспекты формирования деон
тологии специального образования отражены в работах многих авторов: Л. И. Беляковой, Ю. Ф. Гарку-ши, И. А. Коробейникова, Н. Н. Ма-
Filatova I.A.
Ekaterinburg, Russia ON OF ETHICS PREPAREDNESS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES SPECIAL EDUCATION TEACHER
Код ВАК 13.00.03 Annotation: In this paper, deonto-logical "metakomponent" preparation for the professional work of special educators, defines a "deontological orientation", "de-ontological competence" and "deontologi-cal readiness specialist in Special Education
Key words: ethics of special education, ethical standards of readiness, ethical standards of focus, ethical standards of competence of a special educator.
About the author: Filatova Irina Aleksandrovna, Ph.D., professor of psychopathology and speech therapy, Ekaterinburg.
Place of work: Director of the Institute of Special Education UrGPU
Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ayd.
лофеева, E. М. Мастюковой,
H. М. Назаровой, М. E. Орешкиной, В. И. Селиверстова, E. А. Стребеле-вой, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской и др.
Авторами рассмотрены особенности взаимодействия специального педагога с другими участниками коррекционно-педагогического процесса, даны отдельные характеристики личности специального педагога, описаны социокультурные
условия, в которых ему приходится профессионально действовать.
Деонтологическая готовность специального педагога к профессиональной деятельности должна быть основана на философско-нравственном осмыслении коррекционно-педагогической направленности этого вида деятельности и отражает деонтологические представления, качества личности специального педагога, а также возможности их реализации в сфере специального образования.
Процесс формирования деонто-логической готовности специального педагога предполагает особую подготовку в области деонтологии специального образования и связан с формированием и реализацией систем деонтологических отношений и ценностей в профессиональной деятельности, с деонтологической направленностью личности специалиста, его профессиональной деонтологической компетентностью.
К сожалению, целостная модель дентологической подготовки специалистов сферы специального образования, направленная на воспитание профессионально значимых качеств и умений будущего специального педагога, способствующих установлению деонтологических взаимоотношений со всеми субъектами коррекционного процесса в данной социокультурной среде, в том числе и взаимоотношений с самим собой, не разработана, не разработаны определение и характеристика понятия «деонтологическая готовность к профессиональной дея-
тельности специального педагога».
Мы хотим подчеркнуть, что понятие «деонтологическая готовность к профессиональной деятельности специального педагога», без введения и определения которого невозможно спроектировать адекватную систему профессиональной подготовки специалиста и его педагогическую деятельность, отсутствует не только в опубликованных работах, но и в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
С целью определения содержания понятия «деонтологическая готовность к профессиональной деятельности специального педагога» проведем краткий анализ понятий «педагогическая деонтология», «профессиональная направленность личности», «профессиональная
компетентность», «деонтологиче-
ская культура», «педагогическая
деятельность».
Понятие «педагогическая деонтология» одним из первых в отечественной педагогике ввел К. М. Левитан. Под педагогической деонтологией он понимал науку о профессиональном поведении педагога [4]. В специальном образовании педагогическая деонтология приобретает особое специальное и междисциплинарное значение. Деонтологию специального образования можно определить как науку о должном профессиональном поведении специального педагога, а сам специальный педагог должен обладать комплексом не только определенных деонтологи-
ческих знаний, умений, навыков, но и системой ценностных качеств,
свойств личности, необходимых для успешной коррекционно-педагоги-
ческой деятельности и проявляющихся в конкретных видах профессионального взаимодействия, в профессиональных поступках и профессиональном поведении.
Деонтологичность профессионального поведения специального педагога проявляется в педагогической деятельности, имеющей коррекционную направленность, и определяется личностью педагога, которая, как и всякая другая личность, может быть интерпретирована через систему определенных ценностных качеств, среди которых, на наш взгляд, профессионализм, моральность и милосердие являются системообразующими качествами.
Эти качества нельзя рассматривать в виде разноплановых составляющих личности, они связаны с целостной структурой личности педагога. Не одна отдельная часть, оторванная от других, а все компоненты структуры личности определяют профессиональное поведение и культуру педагога, при этом структура личности специального педагога определяется и изменяется под воздействием специфической профессиональной среды, которая, как мы уже указали, имеет коррекционно-направленный характер.
Специфика личности специального педагога заключается в социокультурном отношении к людям с ограниченными возможностями
здоровья и/или особыми образовательными потребностями, в коррекционном характере педагогической деятельности, во взаимоотношениях с воспитанниками, с их близким окружением, с коллегами, во взаимоотношениях с самим собой, с другими специалистами, в том числе и с зарубежными коллегами, профессиональное поведение которых, в свою очередь, обусловлено иной социокультурной средой.
Известно, что личность педагога проявляется и профессионально формируется в процессе непосредственной педагогической деятельности или при профессиональном обучении в процессе «квазипедаго-гической деятельности», под которой мы понимаем моделирование разноплановых ситуаций педагогической деятельности на занятиях.
В общей педагогике под педагогической деятельностью понимается определенный вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на подготовку воспитанников к выполнению определенных социальных ролей в обществе, на создание условий для развития и саморазвития их личности и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Педагогическая деятельность в сфере специального образования направлена также на социальную адаптацию и реабилитацию, успешную интеграцию в общество людей с особыми образовательными по-
требностями и по своей сути является коррекционно-педагогической.
Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, деятельность по самообразованию и воспитанию самого педагога; управленческая деятельность руководителей образовательных учреждений; внешкольная работа во внешкольных учреждениях; научно -исследовательская деятельность педагогов и т.д. Следует отметить, что в специальном образовании все перечисленные виды деятельности имеют коррекционную направленность, так как эти виды деятельности организуются на основе принципов коррекции и компенсации имеющихся нарушений психофизического развития воспитанников.
Поскольку успешное осуществление педагогической деятельности, в том числе и коррекционнопедагогической деятельности, обусловливается не только овладением педагогической технологией и педагогической техникой, но и уровнем профессионального развития целостной личности педагога, его профессиональной культурой, целесообразно выделение определенного «метакомпонента» педагогической деятельности - деонтологического, который выражается в процессе различных видов коррекционнопедагогического взаимодействия, и в основе которого находится формирование других иерархических взаимосвязанных «метакомпонентов»: деонтологической направлен-
ности, деонтологической компетентности и, в итоге, деонтологиче-ской готовности личности педагога.
Многие авторы выделяют различные компоненты структуры личности педагога и соответсвую-щие компоненты структуры педагогической деятельности.
Н. В. Кузьмина [3] в структуре педагогической деятельности определяет взаимосвязанные компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. К. М. Левитан отмечает, что при анализе профессиональной деятельности и личности педагога следует выделять конкретные качества личности специалиста, такие как гностические умения, проектировочные и конструктивные умения, организаторские умения, коммуникативные умения, направленность личности учителя и его характер [4].
В качестве параметров эффективности профессионально-педагогической деятельности Н. С. Глуха-нюк называет следующие функциональные умения: специальные
(предметные), проектировочно -прогностические, дидактические, коммуникативно-организаторские, инновационные, исследовательские (гностические) [1].
М. Е. Орешкина, которая является одним из немногих авторов в области деонтологии специального образования, определяет деонтологи-ческие критерии профессиональной деятельности логопеда: представления об этико-деонтологических аспектах логопедической деятельности;
совокупность деонтологически значимых качеств личности; адекватную реализацию данных представлений и качеств в процессе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений [5]. С точки зрения деонтологии в качестве профессионально значимых качеств личности специального педагога она выделяет понимание профессиональной роли учителя-логопеда, способность влиять на других, стиль профессионального поведения, тип центрации (или профессиональной направленности),
уровень общительности, уровень эмпатии, умение слушать и слышать собеседника, умение кратко и ясно излагать свои мысли.
М. Е. Орешкина также вычленяет деонтологические составляющие профессиональной деятельности логопеда: знание теоретических основ деонтологии; сформирован-ность деонтологической позиции по отношению к ребенку с нарушением речи; сформированность деонтоло-гической позиции по отношению к родителям ребенка с нарушением речи; умение обращаться за помощью к коллегам; умение оценивать конфликтные ситуации с деонтоло-гических позиций; умение выделять деонтологические проблемы.
Таким образом, проведенный краткий анализ обозначенных основных структурных компонентов личности педагога и профессиональной педагогической деятельности показал наличие многовариативного отношения к данному вопросу.
Анализ исследований выше-
указанных авторов позволил нам выделить наиболее значимые составляющие деонтологической готовности к профессиональной деятельности специального педагога: ценностную сферу, базирующуюся на коррекционно-ориентированных профессиональных отношениях и системообразующих ценностях специального образования и определяющую деонтологическую направленность личности; деонтологиче-скую компетентность.
Остановимся на характеристике деонтологической направленности личности и деонтологической компетентности специального педагога. К. М. Левитан указывает, что «направленность учителя - важнейшая характеристика его личности, связанная с системой установок и ценностных ориентаций, выражающих его идейно-политическую, профессиональную и эмоционально-нравственную направленность» [4, с. 251].
Исследования профессиональной направленности личности учи-телей-логопедов (студентов и уже работающих специалистов), проведенные М. Е. Орешкиной, показали, что преобладающий тип профессиональной направленности личности специалистов - административный, т.е. внимание респондентов сосредоточено на требованиях администрации; у студентов доминирующий тип профессиональной направленности - методический. Полученные автором данные, безусловно, подтверждают необходи-
мость введения деонтологической подготовки в процесс подготовки не только учителей-логопедов, но и всех специальных педагогов.
Также результаты исследования М. Е. Орешкиной показывают, что направленность личности специальных педагогов, принимавших участие в исследовании, имеет, в основном, технологический или методический характер, социо-культурная и эмоционально-нравственная направленность личности специалиста практически не выражены.
В то же время, известно, что одним из высших проявлений профессиональной направленности личности педагога является профессиональный долг как профессионально значимое качество личности. Руководствуясь чувством педагогического долга, педагог стремится оказать помощь всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенций. Наглядным проявлением профессионального педагогического долга является самоотверженность педагога, в которой находит выражение ценностнонравственное отношение к труду. Примером профессиональной самоотверженности специальных педагогов является жизнь и деятельность Е. К. Грачевой. Исключительный пример самоотверженности - жизнь и подвиг польского врача и педагога Януша Корчака, который не оставил своих воспитанников, имеющих «не тот социальный статус».
Анализ проблемы направленности личности специального педагога доказывает ее недостаточную
изученность и необходимость проведения специальных исследований.
В психологии под направленностью личности понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Следовательно, под направленностью личности специального педагога можно понимать стремление личности стать, быть и оставаться учителем в сфере специального образования.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, выражающийся в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, к педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями и адекватному их применению на практике. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Педагогическая направленность личности учителя проявляется по-разному: она может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение, на достижение материального и/или социального благополучия, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. При этом, только педагогическая направленность на достижение главной цели педагогической деятель-
ности - создание условий для всестороннего развития личности ученика, а в специальном образовании - для коррекции и компенсации имеющихся нарушений развития, социальной реабилитации и адаптации человека с проблемами развития - может быть признана верной.
Таким образом, помимо социокультурной, профессиональной и эмоционально-нравственной на-
правленности личности педагога, мы считаем необходимым отдельно говорить и о деонтологической направленности его личности.
Как мы указывали, деонтоло-гические составляющие ценностнонравственной сферы педагога, профессиональная деонтологическая направленность личности и профессиональная компетентность составляют основу формирования деонто-логической готовности к педагогической деятельности.
Понятие «компетентность» в целом определяет уровень подготовленности специалиста для деятельности в определенной сфере. Несмотря на то, что вопрос об определении содержания понятия «педагогическая компетентность» является на сегодняшний день одним из самых дискутируемых, мы можем говорить о том, что компетентность специалиста является одним из базовых показателей его общей готовности к осуществлению профессиональной деятельности и к уровню качества этой деятельности.
Педагогическую компетент-
ность специального педагога со-
ставляют профессиональная грамотность, то есть знание ключевых, базовых и специальных норм профессионального поведения, и умение применять эти знания на практике. Специальные профессиональные нормы и умения можно подразделить на социальные, исторические, правовые, нравственно-
этические, специальные терминологические, коррекционно-предмет-
ные и коммуникативные.
Считаем целесообразным выделить понятие «деонтологическая компетентность специального педагога», под которым понимаем уровень подготовленности педагога для деятельности в сфере специального образования и его способность реализовать этот уровень в соответствии с нормами профессионального и социального морально-этического поведения. Структуру деонтологи-ческой компетентности специального педагога могут составлять специальный предметный, гностический, коммуникативный, организатор-
ский, новационный или инновационный компоненты.
Перейдем к анализу содержания понятия «готовность к профессиональной деятельности». Понятие «готовый» определяется как сделавший все необходимое для чего-нибудь предстоящего. Исследователи, рассматривающие проблему готовности к деятельности, не противопоставляют готовность как психическое состояние и как качество личности, так как в том и в другом случае она является психологиче-
ской предпосылкой эффективности деятельности.
Н. С. Глуханюк рассматривает готовность к деятельности прежде всего как свойство субъекта, характеризующее его способность к самостоятельной деятельности и формируемое не только в процессе профессиональной подготовки, но и на этапе вхождения специалиста в профессию и дальнейшей самореализации в ней. Автор считает, что «психологическая готовность к педагогической деятельности - это сложное структурное образование, определяемое разноуровневыми свойствами индивидуальности и проявляющееся в активноположительном отношении к педагогической профессии, а также в сформированности профессионального самосознания» [1, с. 87].
Таким образом, говоря о деон-тологической готовности специального педагога к коррекционнопедагогической деятельности, мы подразумеваем под данным понятием целостное, системное качество личности, характеризующее способность педагога к самостоятельной деятельности в процессе взаимодействия со всеми участниками коррекционно-педагогического процесса на основе соблюдения должных профессиональных и нравственно-этических норм.
Уровнем сформированности деонтологической готовности специалиста определяется уровень его деонтологической культуры. Понятие деонтологической культуры пе-
дагога массовых образовательных учреждений уточнила и дополнила Г. А. Караханова [2]. Она рассматривает деонтологическую культуру учителя как многогранное социально-педагогическое образование
личности, предполагающее гармонию нравственного сознания и профессионального поведения, наблюдаемого устойчиво в профессионально-педагогической деятельности на всех иерархических уровнях и опирающееся на принципы сотрудничества.
Мы полагаем, что деонтологи-ческая готовность личности специалиста является основополагающим компонентом деонтологической культуры, которая проявляется в профессиональных умениях, профессиональном поведении, профессиональных поступках, в различных педагогических ситуациях, требующих внутреннего нравственного выбора специалиста.
Проблема деонтологической готовности связана и с проблемой профессионального мастерства. Готовность к педагогической деятельности не является статическим образованием личности, так как не только уровень сформированности готовности к профессиональной деятельности определяет профессиональную культуру и профессиональное мастерство. По мере совершенствования профессионального мастерства педагога, изменяются структура, критерии и уровень его профессиональной готовности.
Таким образом, понятие деон-
тологической готовности специального педагога предполагает логичную неразрывную связь с понятием непрерывности его образования, и в качестве основных критериев деон-тологической готовности педагога можно выделить способность к профессиональной самооценке и потребность в профессиональном саморазвитиии.
Литература
1. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. 2-е
изд. доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.
2. Караханова Г. А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного
профессионального образования. Автореферат дисс...на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2007.
3. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
4. Левитан, К. М. Педагогическая деонтология. / К. М. Левитан. -Екатеринбург, Издательство «Деловая книга», 1999.
5. Орешкина М. Е. Деонтология в профессиональной деятельности логопеда. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. Наук. М., 2007.
© И. А. Филатова, 2009