УДК 378.147+378.6+376.3 ББК 448-951.85 ГСНТИ 14.29.01
И. А. Филатова Екатеринбург, Россия
Код ВАК 13.00.03
I. A. Filatova
Ekaterinburg, Russia
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
Аннотация. Статья посвящена проблеме деонтологической готовности педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях. Рассматриваются теоретические аспекты деонтологической готовности педагогов, представленные в научных исследованиях; анализируются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение деонтологической готовности педагогов-дефектологов.
Ключевые слова: деонтологиче-ская готовность, параметры исследования деонтологической готовности пе-дагогов-дефектологов, результаты исследования деонтологической готовности педагогов-дефектологов.
Сведения об авторе: Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор.
Место работы: профессор кафедры логопедии и клиники дизонто-генеза, директор Института специального образования Уральского государственного педагогического универси-
THEORETICAL ASPECTS AND PILOT RESEARCH INTO DEONTO-LOGICAL READINESS OF SPEECH PATHOLOGY TEACHERS
Abstract. the article is devoted to the problem of deontological readiness of teachers working at special (correction) establishments. Theoretical aspects of deontological readiness of teachers, presented in scientifis research works are discussed; results of the pilot testing aimed at analysis of deontological readiness of teachers are given.
Key words: deontological readiness, parameters of analysis of deontological readiness of speech pathology teachers, results of research into deontological readiness of speech pathology teachers.
About the author: Filatova Irina Al-exandrovna, Candidate of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Professor of the Chair of Speech Therapy and Clinic Picture of Disontogenesis, Director of the Institute of Special Education, the Ural State Pedagogical University.
тета, Екатеринбург.
Контактная информация: 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 134.
E-mail: [email protected] В проводимом исследовании под деонтологической готовностью педагогов специальных (коррекционных) учреждений подразумевается целостное, системное качество личности, характеризующее спо-
собность педагога к самостоятельной эффективной деятельности в процессе взаимодействия со всеми участниками коррекционно-педагогического процесса на основе соблюдения должных профессио-
© Филатова И. А., 2011
нальных норм. На основании того, что процесс формирования деонто-логической готовности педагогов-дефектологов предполагает особую подготовку в области деонтологии в специальной педагогике и связан с формированием и реализацией систем деонтологических отношений и ценностей в профессиональной деятельности, был проведен анализ де-онтологической готовности педагогических кадров в двух направлениях: анализ данных о деонтологиче-ской готовности педагогов, представленных в научных исследованиях; анализ результатов пилотажного исследования, направленного на изучение деонтологической готовности педагогов-дефектологов.
Теоретический анализ показал, что исследованием деонтологиче-ской готовности педагогов, работающих в системе общего образования, занимались М. В. Васильєва [1], Г. А. Караханова [3], К. М. Кер-таева [4], Е. В. Коробова [5], К. М. Левитан [6]; исследование деонтологической направленности личности учителей-логопедов проводилось М. Е. Орешкиной [7].
Рассматривая целостную проблему педагогической деонтологии и деонтологической готовности педагогов, исследователи акцентировали свое внимание на ее различных аспектах:
— недостаточном уровне владения педагогами формализованными и неформализованными нормами профессионального поведения (К. М. Левитан, 1999);
— нетехнологичности, некрите-риальности, нерефлексивности
профессионального поведения педагогов (Е. В. Коробова, 2001);
— несформированности профессионального самосознания педагогов, что приводит к несформиро-ванности их деонтологических убеждений (К. М. Кертаева, 2003);
— недостаточном уровне владения нормами профессионального поведения студентами педагогических вузов и учителями (М. В. Васильєва, 2004);
— необходимости формирования деонтологической культуры как структурного компонента общей культуры личности педагога в силу недостаточной деонтологической готовности и реально существующей «прерывности» профессионального образования (Г. А. Кара-ханова, 2007);
— необходимости введения
спецкурса «Деонтология логопеда» на основании данных исследования деонтологической позиции учителя-логопеда (М. Е. Орешкина, 2007) и др.
Выделенные аспекты являются основанием для разработки и внедрения концепций формирования деонтологической готовности педагогов. При этом отмечаем, что необходимость формирования деон-тологической готовности учителей обусловлена, в первую очередь, учетом прав и потребностей их воспитанников [6: 7—8], в нашем исследовании — прав и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях также встречается мнение о том, что сам характер работы с людьми, имеющими ограничен-
ные возможности здоровья, предполагает, что не каждый человек может стать специалистом и может быть допущен к этому виду деятельности. Уточним, что формирование деонтологической готовности педагога рассматривается нами как один из механизмов, обеспечивающих его профессиональную пригодность. В случаях, когда мировоззренческие установки учителя, его индивидуальные ценности и качества не совпадают с нормами профессионального поведения и с системами профессиональных ценностей и личностно-профессиональных качеств, это, с точки зрения деонтологии, должно отражаться только на самом педагоге, приводя к его профессиональному выгоранию, но не на должном профессиональном поведении, которое регламентировано нормами.
Таким образом, анализ теоретических данных показал, что все исследователи отмечают недостаточную готовность педагогов к осуществлению нормативного профессионального поведения, обусловленную разнообразными факторами, и высказывают единое мнение о необходимости целенаправленной деонтологической подготовки учителей, которую рассматривают как центральный компонент профессионального педагогического образования.
Для рассмотрения второго аспекта анализа деонтологической готовности педагогов нами проводилась аналитико-поисковая работа в виде пилотажного исследования, целью которого было изучение де-
онтологической готовности педагогов специальных (коррекционных) учреждений. Охарактеризуем организационно-методическое обеспечение пилотажного исследования.
На данном этапе экспериментальной части проводимого исследования приняли участие 73 педагогических работника специальных (коррекционных) учреждений.
В процессе пилотажного исследования были поставлены и решались следующие задачи: изучить состояние готовности педагогов-дефекто-логов к профессиональному поведению на основе его регламентации правовыми и этическими нормами; выявить показатели параметров знания правовых и этических норм регламентации профессионального поведения; определить показатели сформированности ценностного отношения к своей профессии; соотнести между собой полученные значения показателей параметров деонтологической готовности.
Реализация данных задач предполагала применение методов самооценки педагогами-дефектоло-гами и оценки их ответов представителями администрации специальных (коррекционных) учреждений. Для проведения пилотажного исследования был разработан «Лист самооценки педагога специального (коррекционного) учреждения», включавший следующие параметры: готовность к осуществлению профессионального поведения на основе правовых норм (С1); знание правовых норм профессионального поведения (С2); готовность к осуществлению профес-
сионального поведения на основе этических норм (С3); знание этических норм профессионального поведения (С4); ценностное отношение к профессии педагога С(К)У (С5).
Испытуемым давалась следующая инструкция: «Оцените
свою деятельность и себя по пятибалльной системе: 5 — качество ярко выражено; 4 — достаточно сформировано; 3 — имеет место; 2 — сформировано в минимальной степени; 1 — не сформировано. Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из пяти граф (от 1 до 5)».
Для проведения оценки представителям администрации учреждения давался аналогичный по содержанию «Лист оценки педагога», в котором по пятибалльной системе предлагалось оценить аналогичные предыдущим параметры деонтоло-гической готовности педагогов учреждения (Э1, Э2, Э3, Э4, Э5). С результатами самооценки педагогов представители администрации учреждения ознакомлены не были.
При анализе полученных результатов решались три группы исследовательских задач: представить графически выраженность показателей пяти изучаемых параметров деонтологической готовности педагогов-дефектологов, полученных по методам самооценки и сторонней оценки; сравнить самооце-ночные и сторонние оценочные значения изучаемых параметров деон-тологической готовности педагогов С(К)У на предмет достоверности сходства или различия между ними; изучить особенности взаимосвязей
исследуемых параметров деонтоло-гической готовности педагогов.
Для решения первой группы исследовательских задач был построен график выраженности показателей пяти изучаемых параметров деонтологической готовности педа-гогов-дефектологов, полученных
по методам самооценки и оценки администрацией (рис.).
Г рафическое представление результатов позволило визуально проследить следующие тенденции, свойственные всем пяти изучаемым параметрам деонтологической готовности:
- более высокие показатели самооценки и сторонней оценки деон-тологической готовности к нормативному профессиональному поведению по сравнению с показателями оценки нормативных знаний;
- согласованность выраженности показателей по всем изучаемым параметрам самооценки и оценки администрацией;
- во всех пяти показателях параметров, представленных на графике, полученном по методу самооценки, значения выше тех значений, которые получены методом оценки администрацией.
Полагаем, что первый факт свидетельствует о том, что респонденты в понятие «готовность» вкладывали смысл «желание, намерение, потребность» осуществлять профессиональное поведение на основе норм, но у них отмечался недостаточный уровень деонтоло-гических знаний, препятствующий формированию должного профессионального поведения.
-С1 С2 С3 С4 С5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Рис. Г рафик выраженности показателей деонтологической готовности педагогов по средним значениям самооценки и оценки администрацией
На основании второго факта можно сделать предварительный вывод о достаточной достоверности показателей параметров деон-тологической готовности и их корреляции, так как в графиках самооценки и оценки администрацией наблюдается согласованность их выраженности.
Третий факт свидетельствует о природе такого феномена как самооценка, которая проявляется в тенденции к адекватному, но не всегда осознанному завышению представлений человека о своих индивидуальных особенностях.
Решение второй группы исследовательских задач предполагало сравнение значений показателей изучаемых параметров, полученных методами самооценки и оценки администрацией, на предмет достоверности сходства или различия между ними.
В качестве исследовательского
метода применялся критерий Вил-коксона для сравнения двух зависимых выборок. Основаниями выбора критерия выступили условия исследовательской задачи, связанные с сопоставлением показателей, измеренных в двух разных условиях (самооценки и экспертизы) на одной и той же группе участников (зависимые группы).
Применение критерия Вилкок-сона позволило обнаружить высоко достоверные различия в значениях показателей всех пяти параметров, измеренных в двух различных условиях — самооценки и оценки администрацией ^ = 0,000) (табл.), а также установить характер данных различий: самооценочные показатели достоверно выше показателей оценки администрацией по всем пяти переменным. Данный факт является эмпирическим подтверждением описанной выше тенденции самооценки к завышению.
Таблица
Результаты сравнения значений показателей самооценки и оценки администрацией деонтологической готовности педагогов С(К)У на предмет достоверности сходства или различия между ними
Показатели (С и Э) Z-Wilcoxon, р
Самооценка и сторонняя оценка
1 -6,096, р = 0,000
2 -3,278, р = 0,001
3 -5,348, р = 0,000
4 -5,358, р = 0,000
5 -5,408, р = 0,000
Для решения третьей группы исследовательских задач проводилось изучение особенностей взаимосвязей исследуемых параметров деонтологической готовности педагогов С(К)У. На этом этапе пилотажного исследования применялся корреляционный анализ по методу Спирмена, который показал:
- большее количество значимых взаимосвязей между параметрами деонтологической готовности, выделенных на основе оценки администрацией (работники с высшим дефектологическим образованием), по сравнению с количеством значимых взаимосвязей, выделенных на основе самооценки педагогов (работники, большинство которых получило педагогическое образование, но не имеет базовой дефектологической подготовки), что косвенно свидетельствует о более высоком уровне деонтологической готовности администрации специальных (коррекционных) учреждений, производившей оценку де-онтологической готовности педагогов;
- отсутствие выявленных значимых взаимосвязей между ценностным отношением к своей профессии и другими параметрами деон-тологической готовности на основе «самооценивания» педагогов, что указывает на то, что у практических работников сферы специального образования понятие «нормативное поведение» не взаимосвязано с понятием «ценностное отношение к профессии».
Полученные в процессе пилотажного исследования результаты подтвердили недостаточную сфор-мированность ценностного отношения к своей профессии у педаго-гов-дефектологов, недостаточные
знания правовых и этических норм профессионального поведения, потребность в этих знаниях и в их применении на практике, значимость специального (дефектологического) образования для формирования деонтологической готовности педагогов.
Таким образом, анализ результатов пилотажного исследования подтвердил необходимость деонто-
логической подготовки педагогов-дефектологов и разработки ее организационно-методического обеспечения.
Литература
1. Васильєва, М. П. Теоретичні основи деонтологічної підготовки педагога : автореф. дисертація на здобуття-наукового ступеня доктора педагогічних наук за спеціальністю 13.00.04 — теорія і методика професійної освіти / Харківський державний педагогічний університет ім. Г. С. Сковороди. — Харків, 2004. — Режим доступа : http:// avtoreferat.net/content/view/9031/16/.
2. Глуханюк, Н. С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. — 2-е изд. доп. — Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 261 с.
3. Караханова, Г. А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерытного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Караханова Гали-
на Алиевна ; Рос.гос. соц. ун-т. — М., 2007. — 37 с.
4. Кертаева, К. М. Педагогическая деонтология как наука / К. М. Кертаева // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. — Вып. 6. — Екатеринбург : СВ-96, 2010. — С. 111—129.
5. Коробова, Е. В. Формирование деонтологической готовности студентов университетов: на основе общих положений педагогической деонтологии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Коробова Екатерина Викторовна. — Курган, 2001. — 196 с.
6. Левитан, К. М. Педагогическая деонтология / К. М. Левитан. — Екатеринбург : Деловая книга, 1999. — 272 с.
7. Орешкина, М. Е. Деонтология в профессиональной деятельности логопеда : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Орешкина Мария Евгеньевна ; Московский пед. гос. ун-т. — М., 2007. — 15 с.