№ п/п Весовая категория финал Боковые судьи финальных поединков, вошедшие в худшую 10-ку рейтинга
1 2 3 4
10 91+кг Huggins Jennife (CAN) Pavlov Pavel (BUL) Evasco Cildo Doney (PHI)
Примечание - Жирным подчеркнутым шрифтом выделены судьи, вошедшие в пятерку самых неквалифицированных судей Чемпионата по статистике итоговых протоколов.
Ничего нового нет в критике судейских решений практически по каждому значимому турниру в боксе и это вполне объяснимо в оценивании такого субъективного вида спорта. Но на данном Чемпионате с зачетным судейством 5 боковых судей ожидалось естественно более качественное определение победителя, с учетом всех критериев оценивания мастерства спортсменов, особенно в сложном равном поединке боксеров. И в представленном статистическом анализе протоколов соревнований наглядно проявляется неоднозначная оценка почти половины из проведенных боев. Особенно негативно выглядит 18,18% соотношение результатов 1:4, больше чем 16,42% с результатом 2:3. По результатам анализа протоколов предварительных поединков было бы уместно сформировать участие в судействе полуфинальных и финальных боев только лучших судей турнира. Все-таки, работая над повышением эффективности судейства в боксе, необходимо в первую очередь работать над повышением квалификации и профессионализмом непосредственно рабочих судей в оценке, как отдельных эпизодов боксерского поединка, так и всего боя в целом по принятым в правилах бокса критериям эффективности соревновательных действий спортсмена.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2017
УДК 378
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Виталий Витальевич Дорошенко аспирант, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация
В содержании статьи в контексте парадигмы обновления содержания профессионального образования в сфере физической культуры раскрываются основные аспекты авторского подхода к организации деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры. Показано, что деонтологическую подготовку будущего педагога физической культуры следует рассматривать как важный фактор гуманизации профессионального образования и эффективности работы по физическому воспитанию с учащимися. В статье обозначены целевые ориентиры, понятийный аппарат, педагогические условия, реализация которых позволит преподавателям вуза успешно реализо-вывать процесс деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры.
Ключевые слова: деонтологическая подготовка педагога физической культуры, деонтоло-гическая готовность педагога, методологические подходы, формирование профессионализма педагога, педагогические условия.
DEONTOLOGICAL TRAINING OF FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS
Vitaly Vitalievich Doroshenko, the post-graduate student, Kuban State University, Krasnodar
Annotation
In the content of the article under the context of the paradigm of content updating for the professional education in the field of physical culture the main aspects of the author's approach to organization of deontological preparation of the future teacher of physical culture are revealed. It is shown that deonto-
logical training of the future teacher of physical culture should be seen as an important factor in the hu-manization of the vocational education and effectiveness of physical education of the students. The article outlines the targets, conceptual apparatus, pedagogical conditions, the implementation of which will enable the lecturers to implement successfully the process of deontological preparation of the future teacher of the physical education.
Keywords: deontological preparation of teacher of physical culture, deontological teacher readiness, methodological approaches, formation of professionalism of teachers, pedagogical conditions.
ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В результате экономических и социокультурных преобразований в российском обществе, обозначивших основные тенденции гуманизации отечественной системы образования, изменились требования к целевым ориентирам и содержанию педагогической деятельности. В этой ситуации отечественная школа нуждается в педагоге, способном реализовывать гуманистическую парадигму, быть толерантным и обладать высоким уровнем деонтологической культуры [1; 3; 4].
Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физкультурное образование» к качеству образования бакалавров и магистров показал, что вопросы формирования у обучающихся основ деонтологической культуры, включающих в себя: профессиональное мировоззрение, социальную значимость профессии, следование нравственным основам профессионального поведения и профессионального долга предполагают осмысление и разработку эффективных подходов к их решению [2; 5].
Изучение трудов, посвящённых подготовке будущего педагога физической культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Я.К. Коблев, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненков, С. Д. Неверкович, А. Д. Новиков, Л.П. Матвеев, В. А. Петьков, В. А. Сластенин Г.М. Соловьёв, К. Д. Чермит и др.) и работ по формированию деонтологической культуры педагога (Е. К. Веселова, В.М. Гребенникова Г.А. Караханова, К.М. Левитан, Г.П. Медведева, J. Rohr, J.K Lee и др.) позволило выявить ряд противоречий и определить проблему исследования, которая состоит в определении сущности и содержания процесса деонтологиче-ской подготовки педагогов физической культуры, выявлении эффективных средств и педагогических условий её организации.
Результаты проведённого анализа позволили сделать вывод, что в современной теории и практике высшего педагогического образования проблема деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры практически не исследована.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В своём исследовании мы исходили из предположения, что деонтологическая подготовка будущих педагогов физической культуры может быть эффективным средством развития профессиональных компетенций, отражённых в требованиях стандарта профессионального образования на основе формирования аксиологических и нравственных основ профессионального мировоззрения. Исследование выполнялось в филиале ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске на Кубани. В нем приняли участие 260 студентов 1-4 курсов факультета физической культуры и биологии, разделённые на две группы: контрольную и экспериментальную, а также 19 преподавателей кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин, 8 преподавателей кафедр педагогики и психологии и 15 учителей физической культуры базовых школ г. Славянска на Кубани и Краснодара, выступивших в качестве экспертов. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2013 по 2016 год.
В ходе экспериментальной работы было разработано технологическое обеспечение процесса деонтологической подготовки будущих педагогов физической культуры, структурированное в логике развития студента как субъекта нравственно-практической
физкультурно-спортивной деятельности и построено с опорой на положения синергети-ческого, системного, антропологического и деятельностного подходов, на основе теорий педагогической и психологической деонтологии. Технологическое обеспечение включало в себя модель этого процесса, а также модульную педагогическую технологию раскрывающие содержание и последовательность этапов организационно-педагогических действий, направленных на развитие деонтологической готовности специалиста в условиях вуза.
В содержание основной программы подготовки будущих педагогов физической культуры в вузе нами был введён спецкурс «Основы деонтологической деятельности педагогов физической культуры». Целью спецкурса явилось развитие, присвоение, воспроизводства опыта деонтологической деятельности посредством формирования этических основ педагогического профессионализма, потребности в нравственном самообразовании и самосовершенствовании должного профессионального поведения.
Теоретические знания в области деонтологической деятельности реализовывались в процессе педагогической практики. Программа практики предполагала выполнение студентами диагностических исследовательских заданий, направленных на изучение состояния готовности педагогов к деонтологической деятельности, формирования собственного опыта такой деятельности, осознанию себя в роли педагога.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Контрольные срезы, проведённые в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволили определить общую динамику уровневых перемещений, характеризующих процесс формировании готовности будущих педагогов к деонтологической деятельности. Изучение специфики деонтологической деятельности в сфере физической культуры и спорта, позволило выявить три уровня сформированности готовности будущих педагогов физической культуры к деонтологической деятельности, которые представлены следующим образом:
- высокий уровень отличает значительная степень информированности в области педагогической деонтологии, владения эффективными навыками этической деятельности; стремление к совершенствованию нравственных основ профессионального мастерства;
- средний уровень характеризуется неполной сформированностью знаний и умений в области педагогической деонтологии, неумением применять их в педагогической деятельности;
- низкий уровень характерен проявлением отрицательным отношением этической деятельности, отсутствием деонтологических умений и навыков их использования в педагогической деятельности.
В показателях развития уровней готовности студентов к деонтологической деятельности в конце экспериментальной работы произошли следующие изменения: высокий уровень в экспериментальных группах был зафиксирован у 37,1%, средний -33,1%, низкий - 29,8% студентов. Уровневые характеристики деонтологической готовности студентов контрольных групп выглядели следующим образом: высокий уровень - у 18,4% студентов, средний - у 29,7% студентов, низкий - у 51,9% студентов. Анализ полученных данных обследования групп убеждают в эффективности разработанного технологического обеспечения процесса деонтологической подготовки будущих педагогов физической культуры.
ВЫВОДЫ
1. Целевой характеристикой деонтологической подготовки будущих педагогов физической культуры в вузе является их готовность к деонтологической деятельности, которая обеспечивает становление профессионализма педагога в сфере физической куль-
туры.
2. Процесс деонтологической подготовки будущих педагогов физической культуры в вузе обеспечивается следующим комплексом организационных и педагогических условий:
- внедрение в практику современных педагогических подходов к проектированию моделей и технологий, обеспечивающих готовность будущих педагогов к деонтологической деятельности;
- введение в содержание основной программы подготовки будущих педагогов физической культуры в вузе, базовым элементом которой является спецкурс «Основы деонтологической деятельности педагогов физической культуры»;
- поэтапная реализация содержания подготовки педагогов физической культуры к деонтологической деятельности на протяжении всего периода обучения;
- включение личности студента в практическую деонтологическую деятельность, где актуализируется и формируется её профессионально-творческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская, Е.В. Основы педагогической культуры учителя / Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова. - Ростов-на-Дону : [б.и.], 1995. - 44 с.
2. Гребенникова, В.М. Этика педагогической деятельности в контексте новой образовательной парадигмы / В.М. Гребенникова, В.В. Дорошенко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1056.
3. Петьков, В.А. Проблема целевой направленности образования / В.А. Петьков, В. А. Филоненко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 51. - С. 119-123.
4. Петьков, В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста / В. А Петьков, В. А Филоненко // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ, Армавир. - 2014. - С. 104-107.
5. Rohr, J. French Deontology / J. Rohr // Public Administration Review. - Washington, 2009. -Vol. 69. - Issue 1. - P. 143-145.
REFERENCES
1. Bondarevskaja, E.V. and Belousova, T.F. (1995), Basics of pedagogical culture teacher, Rostov-on-Don.
2. Grebennikova, V.M. and Doroshenko, V.V. (2015), "Ethics pedagogical activities in the context of a new educational paradigm", Contemporary problems of science and education, No. 1-1, pp. 1056.
3. Petkov, V.A. and Filonenko, V.A. (2016), "Problem focus education", Historical and socio-educational thought, No. 51, pp. 119-123.
4. Petkov, VA. and Filonenko, V.A. (2016), "Self-organization as a condition for a competitive career specialist", Bulletin of the Institute of social education in Armavir (affiliate), pp. 104-107.
5. Rohr, J. (2009), "French Deontology", Public Administration Review, Washington, Vol. 69, Issue 1, pp.143-145.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2017
УДК 799.3:612
ОСОБЕННОСТИ ТКАНЕВОЙ МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
СТРЕЛКОВОГО СПОРТА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ПОДГОТОВКИ
Евгения Александровна Двурекова, кандидат биологических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК), Воронеж
Аннотация
В статье рассматриваются особенности тканевого кровотока стрелков в различные периоды подготовки. Особенности микроциркуляции в подготовительном периоде связаны с повышенной жесткостью микрососудистой стенки и распределением кровотока преимущественно через нутри-