Научная статья на тему 'Концепция деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры'

Концепция деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DEONTOLOGICAL TRAINING OF THE PHYSICAL EDUCATION TEACHER / DEONTOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER / METHODOLOGICAL APPROACHES / FORMATION OF PROFESSIONALISM OF THE TEACHER / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошенко Виталий Витальевич

В контексте парадигмы обновления содержания профессионального образования в сфере физической культуры раскрываются основные аспекты авторской концепции деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры. Автор считает, что деонтологическую подготовку будущего педагога физической культуры следует рассматривать как важный фактор гуманизации профессионального образования и эффективности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разработанная концепция содержит целевые ориентиры, понятийно-категориальный аппарат, ведущую идею, ядро концепции. Учет преподавателями и студентами основных концептуальных положений позволяет успешно реализовывать деонтологическую подготовку будущего педагога физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорошенко Виталий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF DEONTOLOGICAL TRAINING OF THE FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER

The paper discusses the main aspects of the author's concept of deontological training of the future physical education teacher in the context of a paradigm of updating the content of professional education in the field of physical training. The author considers that deontological training of the future physical education teacher should be regarded as an important factor of a humanization of professional education and efficiency of the correctional developing work on physical training of pupils with health limitations (HL). The developed concept contains target reference points, the conceptual and categorial device, the leading idea, and the concept core. The account by teachers and students of the basic conceptual provisions makes it possible to realize successfully deontological training of the future physical education teacher.

Текст научной работы на тему «Концепция деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры»

УДК 378:796 ББК 74.489.8 Д 69

В.В. Дорошенко

Аспирант кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного

университета; E-mail: [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ подготовки БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

( Рецензирована )

Аннотация. В контексте парадигмы обновления содержания профессионального образования в сфере физической культуры раскрываются основные аспекты авторской концепции деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры. Автор считает, что деонтологическую подготовку будущего педагога физической культуры следует рассматривать как важный фактор гуманизации профессионального образования и эффективности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разработанная концепция содержит целевые ориентиры, понятийно-категориальный аппарат, ведущую идею, ядро концепции. Учет преподавателями и студентами основных концептуальных положений позволяет успешно реализовывать деонтологическую подготовку будущего педагога физической культуры.

Ключевые слова: деонтологическая подготовка педагога физической культуры, деонтологическая культура педагога, методологические подходы, формирование профессионализма педагога, организационно-педагогические условия.

V.V. Doroshenko

Post-graduate student of the Department of Pedagogy and Psychology, the

Kuban State University; E-mail: [email protected]

CONCEPT OF DEONTOLOGICAL TRAINING OF THE FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER

Abstract. The paper discusses the main aspects of the author's concept of deontological training of the future physical education teacher in the context of a paradigm of updating the content of professional education in the field of physical training. The author considers that deontological training of the future physical education teacher should be regarded as an important factor of a humanization of professional education and efficiency of the correctional developing work on physical training of pupils with health limitations (HL). The developed concept contains target reference points, the conceptual and categorial device, the leading idea, and the concept core. The account by teachers and students of the basic conceptual provisions makes it possible to realize successfully deontological training of the future physical education teacher.

Keywords: deontological training of the physical education teacher, deontological culture of the teacher, methodological approaches, formation of professionalism of the teacher, organizational and pedagogical conditions.

Общее падение нравственности, престижа педагогической про-девальвация ценностей, снижение фессии в российском обществе,

неумение и нежелание проявлять толерантность в межнациональных отношениях наложили отпечаток на моральный облик педагога. В этой ситуации отечественная школа нуждается в педагоге, способном реализовывать гуманистическую парадигму, быть толерантным и обладать высоким уровнем деонтологической культуры [1; 2].

Необходимость повышения качества профессиональной подготовки учителя предъявляет высокие требования к разработке, обновлению и внедрению гуманистически ориентированного содержания педагогического образования. Снижение качества жизни в нашей стране привело к увеличению детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рядом исследователей установлено, что средства физической культуры имеют значительный потенциал в коррекционной работе с такой категорией обучающихся [3]. Поэтому деонтологическую подготовку будущего педагога физической культуры следует рассматривать как значимый фактор гуманизации профессионального образования и эффективности коррекционно-раз" вивающей работы по физическому воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [4].

Для эффективной реализации деонтологической подготовки педагога физической культуры необходима разработка концепции, отвечающей современным требованиям к фундаментальной теоретической, методологической и нравственно-мировоззренческой подготовке педагогов.

Под концепцией нами понимается совокупность идей, авторский взгляд на способы решения научной проблемы, в которой акцентируются ценностные основания полученного знания и область его применения в социокультурной практике [5-6].

В концепции особое внимание должно уделяться принципам как

ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности [7], должен концентрироваться общий смысл образовательного проекта, цель его реализации, результаты комплексного анализа проблемной ситуации, проекция возможностей ее решения в образовательной практике.

Принимая во внимание существующие определения концепций и структурно-содержательный состав педгогической концепции, которые предложены в ряде исследований [8-10], разработали концепцию деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры в системе непрерывного профессионального образования. Она представляет собой системное описание взглядов автора на деонтологическую подготовку педагога и включает ценностно-смысловые, структурно-организационные и процессуально-деятельностные аспекты процесса формирования деонтологической культуры педагога.

Иерархическое место концепции в теории и методике профессионального образования и в теории определяется соотношением следующих теоретических уровней: профессиональное образование и деонтология - специальное (физкультурное) образование и деонтология. В теории и методике физического воспитания - концепция деонтологической подготовки педагога физической культуры.

Концепция имеет следующие разделы: общие положения, понятийный аппарат, методологические основания, содержание подготовки.

Раздел «Общие положения» отражает потребность общества в научном обосновании концепции (социальный заказ, воплощённый в программно-нормативных документах; система требований к содержанию и качеству деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры, обоснование норм профессионального поведения; непрерывность и многоуровневость

процесса подготовки педагогов; компетентность в работе с детьми с ОВЗ; учёт интересов и потребностей субъектов образовательной деятельности. Особое место в этом разделе уделено целеполаганию. Цель авторской концепции заключается в теоретико-методологическом и технологическом обосновании процесса деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры в системе непрерывного профессионального образования.

Ведущая идея состоит в организации деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры, обеспечивающей формирование его деонтологической культуры и готовности к эффективной профессиональной деятельности в образовательных организациях. Этот процесс базируется на актуализации ценностных оснований профессиональной деятельности с учащимися с ОВЗ с использованием средств адаптивной физической культуры и системной интеграции междисциплинарных направлений оздоровительной работы

Раздел «Понятийно-категориальный аппарат» включает тезаурус терминов, состоящий из групп понятий и представлений из деонтологической теории и практики, адаптированный к теории и методике физического воспитания.

Раздел «Методологические основания» - ядро концепции, представляющее собой совокупность методологических подходов, факторов, условий, принципов, закономерностей и тенденций развития процесса деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры, выявленных на основе анализа теоретико-методологических оснований и имеющегося опыта.

В качестве базовых методологических подходов в исследовании были определены аксиологический, акмеологический, диалектический, культурологический, системно-деятельностный, компетентност-ный подходы.

Использование положений аксиологического, культурологического и диалектического подходов позволило выявить закономерность социокультурной обусловленности деонтологической подготовки педагога физической культуры и определиться с содержанием и спецификой использования социокультурных принципов: демократизации, гуманизации, интеграции и инновационной направленности профессионального образования.

Анализ возможностей системно-деятельностного подхода дал возможность определить перспективные способы её конструирования деонтологической подготовки педагога как педагогической системы, имеющей свою структурную организацию, специфические признаки, компонентный состав и ин-тегративные связи. Это позволило выявить закономерности организации процесса формирования деонтологической готовности педагога и общие принципы многоуровневой организации системы деонтологической подготовки: принципы непрерывности, преемственности, системности и профессиональной направленности.

Следование положениям ак-меологического подхода позволило исследовать акмеологическую направленность деонтологической подготовки и предложить пути развития личности будущего педагога как субъекта профессионализации. Позиции компетентностного, личностно-ориентированного подходов, в соответствии с которыми были определены закономерность результативности и принципы индивидуально-творческой направленности деонтологической подготовки: принципы развития, профессиональной компетентности, активности, педагогического оптимизма и результативности, перспективности применения норм деонтологии в образовательной практике.

Определены факторы, влияющие на эффективность организации

процесса деонтологической подготовки педагога физической культуры: личностно-значимый, мотивационно-ценностный, организационно-технологический фактор и контрольно-нормативный.

Выделены организационно-педагогические условия, детерминирующие деонтологическую подготовку будущего педагога физической культуры: внешние (интегративное развитие педагогического образования и ее гуманизация, наличие социального заказ потребителей образовательных услуг, сформиро-ванность социокультурных представлений об учащихся с ОВЗ и профессии педагога физической культуры, наличие современного образования в сфере адаптивной физической культуры) и внутренние (мировоззренческие установки и профессиональные ценности педагога, личностные потребности в профессиональном развитии, саморазвитии и самореализации, профессиональные качества, профессиональная компетентность).

Раздел «Содержание деонтологической подготовки» разъясняет особенности содержательно-смыслового наполнения учебных дисциплин базовой и вариативной части профессиональной подготовки педагога, которая строится с учётом взаимосвязи в реализации содержания учебных и самостоятельных занятий. Спецкурс «Деонтологическая подготовка педагога физической культуры» выполняет функцию интеграции полученных знаний в рамках формируемых компетенций.

Таким образом, изложенные автором представления о сущности и структуре и подходах к организации деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры являются основанием для разработки системы педагогического обеспечения, включающей модель и технологии формирования профессионализма педагога физической культуры, диагностический инструментарий оценки эффективности. Это позволит значительно улучшить качественные характеристики профессиональной подготовки педагога физической культуры в целом и перевести учебно-воспитательный процесс на путь проектирования.

Проведенная в 2013-2016 годах на базе филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани опытно-экспериментальная работа показала, что следование основным положениям разработанной концепции, учет преподавателями и студентами выявленных факторов и условий, выполнение предложенного содержания программы позволяют успешно реализовывать деонтологическую подготовку будущего педагога физической культуры.

Рассмотренная в статье концепция построения процесса деонтологической подготовки будущего педагога физической культуры может найти своё применение в проектировании современных дидактических средств и технологий в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей физической культуры.

Примечания:

1. Абросимова З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1992. 17с.

2. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. тр. / под ред. О.С. Газмана. М., 1989. 150 с.

3. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 4(146). С. 22-27.

4. Гребенникова В.М., Дорошенко В.В. Этика педагогической деятельности в контексте новой образовательной парадигмы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1056.

5. Дёмкина Е.В. Формирование ценностного отношения к будущей профессии у студентов педагогических специальностей вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 4. С. 39-42.

6. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 51. С. 119-123.

7. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.

8. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя. Ростов н/Д, 1995. 44 с.

9. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.

10. Rohr J. French Deontology // Public Administration Review. Washington, 2009. Vol. 69, is. 1. P. 143-145.

References:

1. Abrosimova Z.F. Formation of pedagogical culture of the future teacher in the course of studying subjects of the pedagogical cycle: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Chelyabinsk, 1992. 17 pp.

2. Person's basic culture: theoretical and methodological problems: coll. of proceedings / ed. by O.S. Gazman. M., 1989. 150 pp.

3. Bessarabova Yu.V., Petkov V.A. The recreational environment of hihger education institution as a means of formation of readiness for activity of students with disabilities // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 4 (146). P. 22-27.

4. Grebennikova V.M., Doroshenko V.V. Pedagogical ethics in the context of a new educational paradigm // Modern problems of science and education. 2015. No. 1-1. P. 1056.

5. Dyomkina E.V. Formation of the value attitude to the future profession of students of pedagogical specialties of higher school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 4. P. 39-42.

6. Petkov V.A., Filonenko V.A. The problem of target orientation of education // Historical and socio-educational thought. 2016. No. 51. P. 119-123.

7. Veselova E.K. Psychological deontology: Diss, for the Cand. of Psychology degree. SPb., 2003.

8. Bondarevskaya E.V., Belousova T.F. Basics of teacher's pedagogical culture. Rostov-on-Don, 1995. 44 pp.

9. Petkov V.A., Filonenko V.A. Self-organization as a condition for the professional growth of a competitive expert // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 104-107.

10. Rohr J. French Deontology // Public Administration Review. Washington, 2009. Vol. 69, is. 1. P. 143-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.