Научная статья на тему 'Педагогическая деонтология как структурный компонент образовательного процесса в области формирования культуры здоровья обучающихся'

Педагогическая деонтология как структурный компонент образовательного процесса в области формирования культуры здоровья обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / DEONTOLOGICAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / COMPONENTS OF HEALTH / HEALTH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюкин Анатолий Васильевич, Плахов Николай Николаевич, Макарова Людмила Павловна, Савенко Марина Анатольевна

В статье изучена семантическая сущность понятия здоровья по версии Всемирной организации здравоохранения как наибольшего физического, психического и социального благополучия человека. Представлены две стороны социального компонента здоровья материальная сторона и духовный потенциал. Установлена одна из причин кризиса современного общества, в том числе и в сфере здравоохранения, зависящая от деморализации мировоззрения большинства его представителей, деградации духовно-нравственных ценностей и ориентаций. Обоснована целесообразность введения деонтологического компонента обучения в процесс формирования компетентности педагога. Сформулированы направления совершенствования структуры обучения при формировании культуры здоровья обучающихся в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» на основе введения деонтологического компонента образовательного процесса. Формулируется вывод о необходимости разработки целевой программы высшего специального образования педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DEONTOLOGY AS A STRUCTURAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS THAT FORMS THE LEARNERS'' HEALTH CULTURE

The article focuses on the semantic essence of the concept of health defned by the World Health Organization as a state of complete physical, mental and social well-being, and presents two components of social health: the material element and the spiritual potential. The research suggests that modern materialism and the degradation of spiritual and moral values and orientations may be the cause of the present-day social crisis, including the sphere of health care. The expediency of introducing the deontological component into the process of professional teacher training is substantiated. The article designates the areas in the structure of the educational process that should be further developed in order to form the learners’ health culture in accordance with the Law of the Russian Federation "On Education" based on the implementation of the deontological component into the educational process. In conclusion, it is suggested that a there is a need for a specialized deontological program of higher professional education in pedagogical education to be established.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деонтология как структурный компонент образовательного процесса в области формирования культуры здоровья обучающихся»

А. В. Зюкин, Н. Н. Плахов, Л. П. Макарова, М. А. Савенко

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье изучена семантическая сущность понятия здоровья по версии Всемирной организации здравоохранения как наибольшего физического, психического и социального благополучия человека. Представлены две стороны социального компонента здоровья — материальная сторона и духовный потенциал. Установлена одна из причин кризиса современного общества, в том числе и в сфере здравоохранения, зависящая от деморализации мировоззрения большинства его представителей, деградации духовно-нравственных ценностей и ориентаций. Обоснована целесообразность введения деонто-логического компонента обучения в процесс формирования компетентности педагога. Сформулированы направления совершенствования структуры обучения при формировании культуры здоровья обучающихся в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» на основе введения деонтологического компонента образовательного процесса. Формулируется вывод о необходимости разработки целевой программы высшего специального образования педагогического образования.

Ключевые слова: деонтологический компонент образовательного процесса, компоненты здоровья, культура здоровья.

A. Zyukin, N. Plakhov, L. Makarova, M. Savenko

PEDAGOGICAL DEONTOLOGY AS A STRUCTURAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS THAT FORMS THE LEARNERS' HEALTH CULTURE

The article focuses on the semantic essence of the concept of health defined by the World Health Organization as a state of complete physical, mental and social well-being, and presents two components of social health: the material element and the spiritual potential. The research suggests that modern materialism and the degradation of spiritual and moral values and orientations may be the cause of the present-day social crisis, including the sphere of health care. The expediency of introducing the deontological component into the process ofprofessional teacher training is substantiated. The article designates the areas in the structure of the educational process that should be further developed in order to form the learners' health culture in accordance with the Law of the Russian Federation "On Education" based on the implementation of the deontological component into the educational process. In conclusion, it is suggested that a there is a need for a specialized deontological program of higher professional education in pedagogical education to be established.

Keywords: deontological component of the educational process, components of health, health culture.

Низкий уровень состояния здоровья граждан Российской Федерации и сложившаяся в последние десятилетия негативная демографическая ситуация настоятельно требуют изменений в социальной политике. Успеш-

ность действий в этом направлении во многом зависит от уровня образования членов общества, прежде всего представителей молодежи. Современная система отечественного образования существенно снизила

потенциал его воспитательного компонента, что способствовало углублению социальных противоречий, увеличению объема и расширению спектра девиантных проявлений.

В последние сто лет традиционный институт семьи в нашей стране последовательно деградировал в силу политических, экономических, идеологических и другого рода причин и проблем. Произошло существенное расслоение общества по мировоззренческому и имущественному принципу, в результате чего резко возросли межэтнические и межконфессиональные конфликты. А это сказалось на снижении уровня здоровья населения страны, а также и на ухудшении демографических показателей.

В профилактике и ликвидации указанных явлений приоритетным становится образовательный процесс, призванный формировать личность, способную преодолевать социальные противоречия, в том числе сохранять и укреплять собственное здоровье. Однако в последние десятилетия вектор медико-психолого-педагогического отношения к понятию «здоровье» существенным образом изменился, становясь сферой пристального внимания прогрессивных исследователей, готовых искать основополагающие характерологические маркеры данного понятия. Здесь необходимо отметить, что акцент деятельности в сфере охраны здоровья граждан смещается в сторону здоро-вьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе в отличие от медико-профилактической деятельности.

Всемирная организация здравоохранения определяет сущность понятия здоровья как наибольшее физическое, психическое и социальное благополучие человека. Таким образом, здоровье понимается как важнейшая составляющая общечеловеческой культуры и представляет фундаментальную науку о человеке, исследующую проблемы гармоничной реализации интеллектуаль-

ных, духовных и физических потенций личности, ее социализации и оптимального функционирования в окружающей среде [2, с. 3].

Феномен кризиса современного общества, в том числе и в сфере здравоохранения, зависит, прежде всего, от кризиса мировоззрения большинства его представителей, деградации духовно-нравственных ценностей и ориентаций, что обусловливает понимание состояния здоровья на основе дуальности составляющих его компонентов — материального и духовного. Материальная составляющая включает в себя способность потреблять материальные блага и является косвенным показателем личностного и социального здоровья. Тем не менее материальная обеспеченность и комфортные условия сами по себе не способствуют сохранению и укреплению здоровья, а наоборот, приводят к деградации психосоматического статуса человека, порождению «болезней цивилизации».

Вторая сторона социального компонента здоровья — его духовный потенциал, является основой мировоззрения индивидуума. Он определяет направленность жизненной позиции человека и базируется на ценност-но-мотивационной и эмоционально-волевой структуре личности, в том числе в области формирования здорового образа жизни и функциональной координации двигательной активности [13].

В этом контексте следует отметить факт недостаточного методологического обеспечения образовательного процесса подготовки педагогов в части обучения и воспитания личности, готовой к исполнению своего профессионального долга в соответствии с духовно-нравственными основами, в том числе отраженными в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Исходя из этого положения, целью данной работы является обоснование направлений совершенствования образовательного процесса в области формирования культуры здоровья обучающихся на основе

введения деонтологического компонента образовательного процесса.

В настоящее время деонтология как предмет является составной частью формирования компетентности выпускников медицинских вузов, а также активно внедряется в учебный процесс образовательных учреждений технического профиля, в сферу юриспруденции, ветеринарии и др.

Обучающиеся педагогических вузов лишены возможности получения знаний, умений и навыков в сфере поддержания необходимого уровня индивидуального здоровья как собственного, так и окружающих людей. Однако при современном кризисном состоянии здоровья населения значительная часть заботы о его сохранении и укреплении ложится на плечи педагогов, обязанных формировать культуру здоровья обучающихся в соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Исеется в виду, что «...формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни представлено как процесс восхождения личности к ценностям на основе диалектического закона возвышения потребностей. Развитие процесса ориентации как возвышения потребностей предполагает перевод потенциальных потребностей в актуальные. Данные положения основываются на философских аксиологических идеях приоритета общечеловеческих ценностей, глобально-эволюционном понимании ценностей природы и человека» [1, с. 145].

«В Древней Греции культивировалось отношение к здоровью как ценности. Но здоровье не связывалось только с уходом за телом и преодолением болезней. В культуре древних греков существовало понятие "ка-локагатия" — полное совершенство всех духовных и физических сил, совершенство во всех отношениях» [3, с. 52].

Значение духовного начала в системе воспитания культуры здоровья наших современников во многом утрачено, сохранение и укрепление здоровья основано пре-

имущественно на физическом уровне, путем развития системы физической культуры и спорта. Это в значительной мере обедняет программы здоровьесозидания в образовательном процессе, не в полной мере способствует формированию здоровой, гармонично развитой личности [9].

В связи с этим целесообразно рассмотреть отношение к самому понятию «здоровье», основу которого составляет термин «благополучие», подразумевающий оптимальное удовлетворение возрастающих жизненных запросов и поддержание комфортных жизненных условий, которые, в свою очередь, являются основой укрепления здоровья. Закономерности развития постиндустриального общества все больше выводят человека за рамки естественной природной среды обитания, разрывают сложившиеся в процессе эволюции биологические механизмы адаптации к природным факторам. Это снижает возможности механизмов гомеостаза, ухудшает биологические параметры здоровья.

В условиях негативной информации, трансформирующей сущность понятия здоровья, формируется опасная тенденция современности — информационная зависимость, приводящая к различным болезненным состояниям. Противостоять этому способна личность, обладающая высоким духовным потенциалом и соответствующими знаниями в области адаптации к окружающей среде жизнедеятельности [14].

Деонтологический компонент учебного процесса необходим для формирования профессиональных навыков у участников образовательной среды, преимущественно преподавательского состава. Компетентный в сфере ценностного отношения к здоровью педагог способен передавать знания обучающимся на основе духовно-нравственных ориентиров в области культуры здоровья. Поэтому необходим системный подход к созданию атмосферы, формирующей общую культуру человека, и в этом аспекте помимо государства и общественных организаций

ведущая роль принадлежит образовательным учреждениям [6].

В связи с этим интеллектуально-нравственный компонент индивидуума проявляется как определяющий в структуре социального понятия здоровья. Он становится доминирующей характеристикой семантической сущности личности. Осознавая социальную ответственность и культурную идентичность общественных отношений, человек начинает постигать историческую обусловленность перехода от гедонистических потребностей к социальному творчеству на благо национальных интересов и запросов общества [12, с. 12].

Забота о мировоззренческих взглядах молодых людей, формирование их мотивацион-но-целевой ориентации, систематическая профилактика социально-негативных привычек и образа жизни, воспитание всесторонне здоровой, развитой и общественно востребованной личности всецело определяется деятельностью педагогов. «Нравственные нормы являются основой для правильного рассмотрения своих мыслей, дел, прав и свобод, их баланса и гармонии, оценки такой категории, как справедливость поступка относительно себя, других людей, окружающей среды обитания. Нравственные стандарты всегда социально ориентированы и являются фундаментальными ценностями, обеспечивающими взаимоотношения между разными народами, культурами, конфессиями» [10, с. 68].

При осуществлении образовательной деятельности учреждение образования несет законодательную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся на территории Российской Федерации, гарантирует условия, обеспечивающие их благополучие, безопасность и сохранение здоровья.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечается, что воспитание относится к виду образовательной деятельности, обеспечивающей гармоничное развитие личности, условий для саморазвития и самореализации обучаемых на основе сложив-

шихся в обществе социальных, культурных и нравственных ценностей. Для этого в образовательной организации создаются все условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся [5, ст. 2].

Пункт 4 2-й статьи закона «Об оразовании в РФ» содержит положение о необходимости проведения работы с обучающимися по пропаганде и обучению их навыкам здорового образа жизни. Однако этот процесс не наполняет духовно-нравственным содержанием воспитание у граждан ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. В этом отношении следует согласиться с тем, что «...определяющим в становлении здоровья современного человека является культура здоровья — сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющаяся основой здорового образа жизни» [8, с. 35].

Структуру образовательной среды составляют гносеологический, праксиологический и аксиологический компоненты. Основой воспитательной функции является аксиологический компонент, направленный на формирование ценностей, отношений, ориента-ций всесторонне развитой личности.

Аксиологическая направленность образования — ведущий содержательный аспект развития личности. Философские взгляды Сократа определяют категорию «благо» как реализованную ценность. В условиях синтетической «информационной революции» классическое понятие «благо» искусственно трансформируется. Понятие истинных ценностей подменяется «общечеловеческим». В сознание человека внедряются искаженные ценности, воспитывающие агрессивную личность с асоциальным поведением. Это неминуемо приводит к конфликту социальных запросов и потенциальной реализацией личности в социуме. Подобное противоречие негативно отражается на педагогической

практике воспитания социально здоровой, востребованной личности.

Смысл педагогической деятельности — исполнение профессионального долга в области образования. Следовательно, в процесс формирования компетентности педагога целесообразно ввести деонтологический компонент обучения. В связи с этим встает вопрос об актуальности педагогических технологий, формирующих отношение субъекта на основе профессиональных этических норм и принципов. Из этого следует необходимость формирования систем образования, обладающих реальными духовными стимулами наряду с материально-ценностными компонентами. В ряде отраслей образования без соблюдения принципов деонтологии невозможно эффективное функционирование профессионально-образовательной системы. К ним относится образование в области педагогики, психологии, юриспруденции, экологии, медицины.

Диалектическое единство с профессиональным долгом, с точки зрения деонтологии, составляют вопросы нравственности, внутренней целеустремленности, адекватной оценки собственной деятельности.

На сегодняшний день в практике подготовки специалистов отсутствует понятие категории «должное», которое должно являться базовым понятием в формировании компетентности педагога.

Следовательно, деонтологическая направленность специалиста формируется в непосредственной связи с воспитанием духовности, этических норм. «Очевидно, что нравственное здоровье влияет на телесное здоровье. И у медицины есть тому объяснение. Если человек совершает плохой поступок, действует против совести, он испытывает беспокойство, тревогу, раздражительность, что воздействует на подкорковые структуры головного мозга, которые отвечают за жизнедеятельность внутренних органов. В результате чего возникают различные заболевания» [4, с. 30].

Современная методология образовательной деятельности включает в себя методики вне-учебной работы и интерактивного взаимодействия в процессе обучения. Формирование здорового образа жизни молодых людей происходит не только в процессе овладения ими здоровьеформирующими компетенциями в процессе обучения, но и в результате воздействия повседневных факторов при выполнении оздоровительных мероприятий как формы жизнедеятельности и организации досуга с целью поддержания жизненных ресурсов организма [11, с. 465].

Формирование культуры здоровья включает деонтологическое направление — воспитание духовно-нравственных качеств личности, осознанной рефлексии, стандартов поведения, обеспечивающих готовность заботиться о личностном и общественном благополучии. Высокие морально-волевые и ценностно-мотивационные качества личности обеспечивают успешность деятельности по формированию соматического, психического и социального здоровья, определяют паттерны поведения, направленные на повышение здоровья как социального явления. В этом смысле духовно-нравственный компонент здоровья становится ведущим в обеспечении здоровьеформирующей образовательной среды.

Таким образом, духовно-нравственное здоровье определяет развитие личности и обеспечивает безопасность жизнедеятельности человека в современном обществе. Развитие его сущностного содержания протекает непосредственно в процессе взаимодействия всех участников образовательной среды. Образование будущих педагогов в области формирования культуры здоровья помимо аксиологического, праксиологического и гносеологического компонентов требует введения деонтологического структурного компонента, что требует разработки целевой программы высшего специального образования педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов В. Г. Психология здоровой личности: подростковый возраст / В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов // Здоровая личность. СПб.: Речь, 2013. С. 126-145.

2. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19.

3. Голованова Н. Ф. Проблема здоровой личности в контексте педагогики / Н. Ф. Голованова // Здоровая личность. СПб.: Речь, 2013. С. 51-65.

4. Гусева Е. Ю. Нравственная основа существования человека как составляющая здорового образа жизни / Е. Ю. Гусева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 1-2 ноября 2017 года. СПб.: СПб АППО. С. 28-31.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ с изменениями 2016-2017 года.

6. Зюкин А. В. Динамика уровня физической подготовленности студентов педагогических специальностей в зависимости от мотивации к занятиям физической культурой / А. В. Зюкин, Л. Н. Шелкова, М. Э. Леппик, С. А. Барченко // Научное мнение. 2018. № 4. С. 54-59.

7. Зюкин А. В. Анализ программы по физической подготовке военно-учебных заведений внутренних войск МВД России с целью демократизации и гуманизации разрабатываемых документов / А. В. Зюкин, А. В. Семенов, А. О. Миронов // Научное мнение. 2016. № 12. С. 63-67.

8. Колесникова М. Г. Саморегуляция как основа здоровьесозидающей деятельности педагога / М. Г. Колесникова // Человек и образование. 2008. № 3 (16). С. 30-36.

9. Кочетков Д. И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д. И. Кочетков, О. Е. Понимасов, И. Б. Пилина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 169-172.

10. Лаврентюк Г. П. Зависимость нашего здоровья от нравственности, или Как быть здоровым душой и телом: учебно-методическое пособие / Г. П. Лаврентюк. СПб.: ООО «Береста», 2013. 248 с.

11. Макарова Л. П. Гигиенические основы формирования культуры здорового образа жизни школьников / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Н. Н. Плахов // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (5). С. 463-466.

12. Нижников С. А. Проблема духовного в западной и восточной культуре философии / С. А. Ниж-ников. М.: Инфа-М, 2012. 168 с.

13. Понимасов О. Е. Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания / О. Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 2 (108). С. 141-144.

14. Щеголев В. А. Особенности применения средств гидрофитнеса для поддержания работоспособности моряков-подводников в автономном походе / В. А. Щеголев, О. Е. Понимасов, А. В. Зюкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2017. № 2 (58). С. 138141.

REFERENCES

1. Belov V. G. Psihologiya zdorovoy lichnosti: podrostkovyj vozrast / V. G. Belov, Yu. A. Parfenov // Zdorovaya lichnost'. SPb.: Rech', 2013. S. 126-145.

2. Bratus' B. S. K probleme cheloveka v psihologii / B. S. Bratus' // Voprosy psihologii. 1997. № 5. S. 3-19.

3. Golovanova N. F. Problema zdorovoy lichnosti v kontekste pedagogiki / N. F. Golovanova // Zdorovaya lichnost'. SPb.: Rech', 2013. S. 51-65.

4. Guseva E. ¥ы. Nravstvennaya osnova sushchestvovaniya Ле1оуека как sostavlyayushchaya zdoro-vogo оЬ^а zhizni / Е. Yu. Guseva: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 1-2 noyabrya 2017 goda. SPb.: SPb АРРО. S. 28-31.

5. Federal'nyy zakon «ОЬ obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 g. / № 273-FZ s izmeneniyami 2016-2017 goda.

6. Zyukin A. V. Dinamika urovnya fizicheskoy podgotovlennosti studentov, pedagogicheskih spetsial'nostey v zavisimosti ot motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy / А. V. Zyukin, L. N. Shelkova, М. Е. Leppik, S. А. Barchenko // Nauchnoe mnenie. 2018. № 4. S. 54-59.

7. Zyukin A. V. Аш^ programmy ро fizicheskoy podgotovke voenno-uchebnyh zavedeniy vnutrennih voysk MVD Rossii s tsel'yu demokratizatsii i gumanizatsii razrabatyvaemyh dokumentov / А. V. Zyukin, А. V. Semenov, А. О. Mironov // Nauchnoe mnenie. 2016. № 12. S. 63-67.

8. Kolesnikova M. G. Samoregulyatsiya kak osnova zdorov'esozidayushchey deyatel'nosti pedagoga / М. G. Kolesnikova // Chelovek i obrazovanie. 2008. № 3 (16). S. 30-36.

9. Kochetkov D. I. Vozmozhnosti realizatsii didakticheskogo ртое^ na osnove sovmeshcheniya peda-gogicheskih operatsiy / D. I. Kochetkov, О. Е. Ponimasov, I. В. РШш // Uchenye zapiski т^ег-siteta im. Р. F. Lesgafta. 2018. № 4 (158). S. 169-172.

10. Lavrentyuk G. P Zavisimost' nashego zdorov'ya ot nravstvennosti, ili Kak byt' zdorovym dushoy i telom: uchebno-metodicheskoe posobie / G. Р. Lavrentyuk. SPb.: ООО «Beresta», 2013. 248 s.

11. Makarova L. P. Gigienicheskie osnovy formirovaniya kul'tuгy zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov / L. Р. Makarova, L. G. Buynov, N. N. Plahov // Gigiena i sanitariya. 2017. № 96 (5). S. 463-466.

12. Nizhnikov S. A. Problema duhovnogo v zapadnoy i vostochnoy kul'ture filosofii / S. А. Nizhnikov. М.: Infa-M, 2012. 168 s.

13. Ponmasov O. E. Funktsional'naya koordinatsiya dvizheniy kak faktor ekzistentsial'nosti йро-logicheskih kombinatsiy tehniki prikladnogo plavaniya / О. Е. Ponimasov // Uchenye zapiski versiteta im. Р. Е Lesgafta. 2014. № 2 (108). S. 141-144.

14. Shchegolev V. A. Osobennosti primeneniya sredstv gidrofitnesa dlya podderzhaniya rabotosposob-nosti moгyakov-podvodnikov v avtonomnom pohode / V. А. Shchegolev, О. Е. Ponimasov, А. V. Zyu-kin // Vestnik Rossiyskoy voenno-meditsinskoy akademii. 2017. № 2 (58). S. 138-141.

Н. С. Классен, Л. А. Ларченкова

КРИТЕРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ

Эстетическое воспитание занимает важное место в учебно-воспитательном процессе современной школы, но в массовой практике целенаправленное эстетическое развитие учащихся относят к предметам гуманитарного и художественного циклов. Считается, что естественнонаучные предметы традиционно ориентированы прежде всего на интеллектуальное развитие учащихся. Однако эстетическое восприятие действительности многогранно и невозможно без эмоциональности и связи чувства с интеллектом. Физика как учебный предмет обладает значительными ресурсами для эстетического развития учащихся за счет гармоничного соотношения рационального и эмоционального в познавательной деятельности.

В статье раскрываются возможности физики как учебного предмета в формировании эстетического отношения к интеллектуальной деятельности, обоснованы критерии оценки эстетического развития учащихся при обучении физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.