Научная статья на тему 'Модель подготовки будущих педагогов физической культуры к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками'

Модель подготовки будущих педагогов физической культуры к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MODEL / VOCATIONAL TRAINING OF THE PHYSICAL EDUCATION TEACHER / HEALTH IMPROVING AND RECREATIONAL ACTIVITY / HEALTHY LIFESTYLE OF THE SCHOOL STUDENT / PHYSICAL RECREATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бальба Роман Васильевич

В статье изложен подход к решению проблемы организации профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками. Дано описание структурных компонентов и содержания модели процесса преподавания дисциплин профессиональной подготовки, основанное на авторской концепции физической рекреации, и раскрыты педагогические условия её реализации в процессе профессиональной подготовки педагогов. Приведены данные экспериментальной работы, подтверждающие эффективность предложенной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бальба Роман Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TRAINING OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TO HEALTH IMPROVING AND RECREATIONAL WORK WITH SCHOOL STUDENTS

The paper discusses the approach to solve a problem of the organization of vocational training of future physical education teachers to health-improving and recreational work with school students. The author describes structural components and the content of model of teaching vocational training disciplines based on the author's concept of a physical recreation. Also pedagogical conditions of its realization in the course of vocational training of teachers are given. The data of experimental work confirming efficiency of the proposed model are provided.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущих педагогов физической культуры к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

DUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

УДК 378:769 ББК 74.489.8 Б 51

P.B. Бальба

Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Невиномысского государственного гуманитарно-технического института; E-mail: balba.roma@ yandex.ru

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье изложен подход к решению проблемы организации профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками. Дано описание структурных компонентов и содержания модели процесса преподавания дисциплин профессиональной подготовки, основанное на авторской концепции физической рекреации, и раскрыты педагогические условия её реализации в процессе профессиональной подготовки педагогов. Приведены данные экспериментальной работы, подтверждающие эффективность предложенной модели.

Ключевые слова; модель, профессиональная подготовка педагога физической культуры, оздоровительно-рекреационная деятельность, здоровый образ жизни школьника, физическая рекреация, педагогические условия.

R.V. Balba

Lecturer of the Department of the Humanities, Nevinomyssky State Institute of the Humanities and Technical Sciences; E-mail: balba.roma@yandex.ru

MODEL OF TRAINING OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TO HEALTH IMPROVING AND RECREATIONAL WORK WITH SCHOOL STUDENTS

Abstract. The paper discusses the approach to solve a problem of the organization of vocational training of future physical education teachers to health-improving and recreational work with school students. The author describes structural components and the content of model of teaching vocational training disciplines based on the author's concept of a physical recreation. Also pedagogical conditions of its realization in the course of vocational training of teachers are given. The data of experimental work confirming efficiency of the proposed model are provided.

Keywords: model, vocational training of the physical education teacher, health improving and recreational activity, healthy lifestyle of the school student, physical recreation, pedagogical conditions.

В результате экономических и социокультурных преобразований в российском обществе изменились целевые установки в профессиональной подготовке будущих педагогов, ориентирующие на развитие его профессиональной компетентности, позволяющие гуманизировать образовательный процесс в школе, содействовать личностному развитию учащихся [1-3]. Одним из значимых направлений подготовки педагога физической культуры является формирование готовности к развитию основ здорового образа жизни школьника. Целью его профессиональной деятельности является формирование здоровой, социально активной личности, способной успешно функционировать в современном социуме [4-6]. Достигается эта цель посредством разработки и реализации оздоровительных и рекреационных моделей и технологий. Установлено, что оздоровительно-рекреационная деятельность образовательного учреждения имеет значительные потенциал в формировании здорового образа жизни обучающихся [7-8]. Она реализуется в двух видах: двигательной (физической), которая связана с выполнением широкого комплекса двигательных действий и специальных оздоровительных мероприятий, и интеллектуальной, предусматривающей развитие познавательной активности в сфере здорового образа жизни посредством умственных заданий, игр и развлечений [9-11].

Однако в образовательном процессе высшей школы России слабо используется педагогический потенциал оздоровительно-рекреационной деятельности как средства формирования здорового образа жизни и активного отдыха школьника в профессиональной

подготовке будущих педагогов физической культуры [1].

Выполненный анализ теории и практики профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры позволяет констатировать, что их содержание раскрывает теоретические и методологические основания изучаемых наук, однако вопросы формирования здорового образа жизни и содействия полноценной физической рекреации личности школьника остаются за пределами содержания изучаемых дисциплин. В этой связи актуализируются направления преподавания профессионально-ориентированных учебных дисциплин, раскрывающих ценностные, целевые, содержательные и практико-технологические аспекты подготовки педагогов физической культуры к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками [12].

Разработанная и апробированная нами на базе факультета физической культуры модель процесса преподавания профессиональных дисциплин основана на идеях авторской концепции физической рекреации в условиях образовательной среды поликультурного региона. В ходе экспериментальной работы раскрыты механизмы её реализации в процессе профессиональной подготовки педагогов к организации оздоровительно-рекреационной работы со школьниками в условиях поликультурного региона. В ней содержание педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни, активного отдыха и восстановления после учебных нагрузок у школьников, учащихся и студентов проектируется с учётом национально-культурных традиций населения Ставропольского края. В качестве базовых при построении модели были приняты следующие

методологические подходы: аксиологический, акмеологический, ва-леологический, компетентностный, культурологический, системно-дея-тельностный, личностно-ориентированный.

Особое место в концепции уделено специфике подготовки будущих педагогов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками.

Авторская модель включает:

- блок концептуальных оснований;

- блок ценностно-целевых установок, ориентирующих на позитивное отношение будущего педагога к здоровью, здоровому образу жизни, физической рекреации и валеоло-гической культуре;

- блок содержания, выполняющий функцию интеграции содержания учебных дисциплин базовой части профессиональной подготовки. Он предполагает реализацию базовых курсов: «Основы экологических знаний», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Вариативная часть профессиональной подготовки представлена дисциплинами «Здо-ровьесберегающие технологии», «Физкультурно-образовательные технологии», «Валеология». Элективные курсы «Этнопедагогические основы здорового образа жизни и активного отдыха», «Проектирование рекреационной деятельности в образовательном учреждении», раскрывают содержание средств формирования здорового образа жизни в условиях полиэтнического региона. Содержание изучаемых учебных дисциплин строилось с учётом взаимосвязи в реализации основ здорового образа жизни и физической рекреации с учебными и самостоятельными занятиями физической культурой и спортом. В рамках этой связи в учебную программу дисциплины «Физическая культура» был включён материал, раскрывающий практический аспект реализации потенциальных

возможностей физической рекреации и ЗОЖ.

- практико-технологический блок, раскрывающий национально-культурные особенности, традиции, формы и методы формирования здорового образа жизни и физической рекреации; способы построения оздоровительно-рекреационной среды и приёмы реализации здоро-вьесберегающих технологий в образовательных учреждениях различного типа в период педагогических практик и непосредственной профессиональной деятельности педагога физической культуры. Особое место занимают профессионально и культурно-развивающие технологии, используемые в преподавании профессионально-ориентированных учебных дисциплин (научная дискуссия, консилиумы, семинары-проекты, ОДИ, студенческая лаборатория и др.).

Практико-технологический блок выполняет функцию методического обеспечения образовательного процесса на основе комплексной реализации учебной, самостоятельной и досуговой видов деятельности студентов, тематическими циклами лекций спецкурса и спецсеминаров. Для их успешного осуществления преподавателю следует организовывать проведение занятий на основе проблемно-поискового подхода, шире использовать различные дидактические и деловые игры, разнообразить методы и приемы в групповой и индивидуальной формах работы со студентами.

Оценочно-рефлексивный блок представлен:

- компьютерными тестами по выявлению качества усвоения содержания изучаемых дисциплин;

- пакетом диагностических методик по выявлению здоровья студентов и уровня их готовности к организации рекреационной деятельности и формированию здорового образа жизни школьников;

- заданиями-упражнениями на развитие самооценки и коррекции

компетенции студентов в сфере формирования здорового образа жизни и физической рекреации школьников.

Учебно-методическое обеспечение процесса преподавания готовности студентов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками, основанное на идеях культуросообразности, было направлено на создание условий для активизации самостоятельной деятельности студентов по формированию их представлений об образе здоровой личности как показателя ее культуры, способов сохранения собственного здоровья и создания оздоровительно-рекреационной среды в ученическом и профессиональном сообществах.

В ходе исследования установлено, что реализация дисциплин профессиональной подготовки на основе авторского подхода позволяет сформировать у будущих педагогов физической культуры ценностное отношение к здоровью и рекреационной деятельности и способствует формированию готовности к рациональной организации здорового образа жизни и активной физической рекреации школьников.

Определено, что эффективность организации профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками на основе разработанной модели обеспечивается при соблюдении следующих педагогических условий:

1) организация процесса профессиональной подготовки педагога на основе субъект-субъектных отношений между студентом и преподавателем, позволяющая гуманизировать образовательный процесс в вузе;

2) изменение исходных позиций и мотивационно-ценностного

отношения субъектов профессионального образования к организации здорового образа жизни и активной физической рекреации обучающихся;

3) формирование профессиональной компетентности преподавателей вуза в и реализации оздоровительных и рекреационных моделей и технологий;

4) формирование проектировочных умений студентов в сфере организации оздоровительно-рекреационной деятельности в образовательных учреждениях различного типа;

5) рациональное построение содержания и этапов реализации дисциплин и педагогических практик в профессиональной подготовке будущих педагогов физической культуры к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками.

В исследовании, организованном и проведенном 2011-2016 гг. на базе Невиномысского гуманитарно-технического института, было установлено, что соблюдение выявленных условий физической рекреации, реализация в учебном процессе разработанной концепции могут принести весьма значимые и полезные оздоровительные и профессиональные результаты.

Таким образом, разработанная модель, основанная на авторской концепции культуросообразности образования, является эффективным средством профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры. Ёе использование в образовательном процессе вуза способствует обеспечению высокого уровня готовности будущих педагогов к организации активного отдыха и культурного досуга, дружеского общения, укреплению здоровья, формирует социальный опыт и влияет на качество жизни школьников.

Примечания:

1. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Компетентностный подход в развитии готовности преподавателя вуза к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Армавирского института социального образования

(филиала) РГСУ: научный ежегодник по материалам конференции, проходившей в Армавирском институте социального образования (филиале) РГСУ. 2014. С. 88-90.

2. Дёмкина Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения // Общественные науки. 2012. № 5. С 56-65.

3. Чермит К.Д. Университетская среда и здоровье участников образовательного процесса // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 60-65.

4. Бальба Р.В., Лундина Г.А., Джаубаев Ю.А. Реализация концепции физической рекреации в профессиональной подготовке будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 1 (173). С. 132-137.

5. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда вуза как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 4(146). С. 22-27.

6. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Проектирование саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 8-11.

7. Джаубаев Ю.А., Саркисова Н.Г., Петьков В.А. Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4(169). С. 138-142.

8. Петьков В.А. Проектирование физкультурно-оздоровительной деятельности общеобразовательной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 4. С. 146-151.

9. Физическая рекреация в физкультурно-оздоровительной деятельности: учеб. пособие / А.В. Лотоненко, B.C. Зыков, А.С. Касицын [и др.]. Воронеж: Изд-во ВГПУ. 1996. 360 с.

10. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989. С. 136.

11. Kreiler S., Kreiler Н. The psychological profile of the health-oriented individual // European Journal of Personality. 1991. Vol. 5, N 1.

12. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю.А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г.А. Лундина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4(169). С. 94-99.

References:

1. Bessarabova Yu.V., Petkov V.A. Competence approach in the development of preparedness of high school teacher to work with students with disabilities // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) RSSU: scientific yearbook based on the proceedings of the conference, which was held in Armavir Institute of Social Education (a branch) RSSU. 2014. P 88-90.

2. Dyomkina E.V. Pedagogical potential of the educational process of higher educational institution // Social Sciences. 2012. No. 5. P. 56-65.

3. Chermit K.D. University environment and health of participants of the educational process // Higher education in Russia. 2011. No. 2. P. 60-65.

4. Balba R.V., Lundina G.A., Dzhaubaev Yu.A. Implementation of the concept of physical recreation in the vocational training of future teachers // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 1 (173). P. 132-137.

5. Bessarabova Yu.V., Petkov V.A. The recreational environment of hihger education institution as a means of formation of readiness for activity of students with disabilities // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 4 (146). P. 22-27.

6. Petkov V.A., Chuvilova N.A. Designing of self-development of the physical potential of students of higher school // Pedagogical Education and Science. 2008. No. 8. P. 8-11.

7. Dzhaubaev Yu.A., Sarkisova N.G., Petkov V.A. Physical recreation as a means of socio-cultural competence of students of higher schools // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Issue 4 (169). P. 138-142.

8. Petkov V.A. Designing of physical training and health-improving activity at comprehensive school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 4, P. 146-151.

9. Physical recreation in sports and recreational activities: a manual / A.V. Lotonenko, V.S. Zykov, A.S. Kasitsyn [et al.]. Voronezh: VGPU Publishing house. 1996. 360 pp.

10. Shchedrina A.G. Ontogenesis and theory of health: methodological aspects. Nauka, Novosibirsk, 1989. P. 136.

11. Kreiler S., Kreiler H.The psychological profile of the health-oriented individual // European Journal of Personality. 1991. Vol. 5, No. 1.

12. Technology of designing of recreation and health-improving activities in the educational institution / Yu.. Dzhaubaev, R.V. Balba, G.A. Lundina [et al.] // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 94-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.