ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.015.3
Н.А. Максимова
Становление системы деонтологических ценностей у студентов педагогического колледжа
В статье раскрывается проблема профессиональной ориентации педагогов. Описаны основные подходы к становлению деонтологических ценностей у студентов педагогического колледжа в ходе организации педагогической практики.
In article the problem of vocational guidance of teachers reveals. The main approaches to formation of deontological values among students of Pedagogical College in the organization of pedagogical practice.
Ключевые слова: ценности, деонтология, профессиональное поведение, долг, ценностные ориентации, педагогическая практика, становление.
Key words: values, deontology professional conduct, duty, value orienta-
tions, pedagogical practices, the establishment.
Характерными особенностями ХХ1 в. являются глубокие преобразования в различных сферах общественной жизни, сопряженные с переосмыслением системы социальных ценностей. Как показывает статистика переосмысление многих прежних ценностей и отсутствие новых идеалов приводят к нравственному разрушению и бездуховности подростков, снижению уровня культуры. Г. П. Медведева указывает, что такая черта личности, как аморальность, на фоне низкого уровня развития эмпатии становится все более распространенной у людей различных возрастов, экономических статусов, степеней образования и культуры.
Кардинальные изменения в развитии экономической сферы, социокультурная деформация общества оказывают влияние на социализацию подрастающего поколения и порой не всегда положительное.
Низкая профессиональная культура педагогов, отсутствие педагогического такта и невыполнение своего профессионального долга, незнание индивидуальных особенностей подростков, усугубляют возникаю© Максимова Н.А., 2012
щие трудности в системе «ребенок-общество». Между тем именно детям необходима реальная поддержка в решении возникающих проблем и трудностей в современном обществе. Позицию активного посредника в системе «ребенок-общество» должны занять педагоги, способные реализовать свои профессиональные функции посредством эффективной системы общения и творческой деятельности, направленной на трансляцию гуманистической системы ценностей. Подчеркнем и тот факт, что педагогическая профессия предполагает деятельность в системе «человек-человек», в которой ведущее место должны занимать этико-деонтологические аспекты, поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает сама человеческая личность. Такие виды профессиональной деятельности являются областями существования и развития гуманистических ценностей. Именно здесь реализуются ценности альтруизма и творчества, которые придают смысл данной деятельности.
Современный государственный подход к реформированию системы образования направлен на создание «Новой школы», которая ставит своей задачей развитие у учащихся навыков самостоятельно «добывать», анализировать, структурировать и эффективно использовать полученные знания для самореализации и самоактуализации с наивысшим коэффициентом полезности для государства и общества. На смену педагогике грамотности приходит гуманистическая педагогика личности.
«Новой школе» XXI в. необходим учитель с новым форматом мышления и культуры, который может не только принимать педагогические решения, но и способен воспитывать гуманистически направленную личность, готовую к саморазвитию и преобразованию общества. Современная концепция образования предусматривает индивидуализированный характер образования, при котором необходимо учитывать возможность каждого конкретного человека и способствует его самореализации в развитии.
Педагогическая деонтология как наука разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности. Отображение в сознании нормативных требований, основанных на деонтологических ценностях, профессиональных норм позволяет педагогу полнее и адекватнее воспринимать педагогическую деятельность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели профессиональной деятельности, сознательно регулировать свое поведение. Эти правила и нормы являются и условием, и продуктом, и средством познания педагогической деятельности.
Термин «педагогическая деонтология» был введен в научный оборот в начале XIX века английским философом И. Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Его яркими последователям сегодня являются К.М. Левитан, Г.П. Медведева,
Е.К. Веселова и др.
Осмысление теоретических положений деонтологии позволяет сделать вывод о том, что современному обществу необходим специалист, имеющий не только фундаментальное научное образование, внутреннюю культуру, но и сформированное чувство профессионального долга.
Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор определенных норм морали, позиционирование ценностей, которым он
V V п
следует в повседневной практической деятельности. В данном контексте обращает на себя внимание проблема, связанная с деонтологиче-ской неготовностью будущих педагогов к работе.
Как отмечает В. А. Григорьева-Голубева, специфика педагогической деятельности состоит в том, что результат ее всегда есть следствие совместной деятельности педагога и воспитанников. При соблюдении субъект-субъектной позиции как основы общения устанавливается межличностный контакт, в ходе которого происходит воздействие одного субъекта на другого, а значит происходит обмен ценностными установками и в этом случае педагог транслирует воспитаннику свою систему ценностей. Ценности, являясь переработанным в сознании людей ориентиром движения, направляют людей на деятельность, определяют их поступки. Индивидуальное самосознание педагога становится важнейшим условием профессионального самоопределения воспитанника [4].
Одним из звеньев в системе непрерывного образования РФ является система среднего профессионального образования, призванная обеспечить высокий уровень подготовки специалиста. Поэтому педагогический колледж не может остаться в стороне от такой важной проблемы подготовки педагога. Следует отметить, что современная система обучения в педагогическом колледже не в полной мере обеспечивает целенаправленное формирование деонтологических ценностей у будущих педагогов. Как и вся система образования, на сегодняшний момент система среднего специального образования проходит этапы реформирования. За время обучения в колледже студенты приобретают только некоторые качества, необходимые для соблюдения определенных норм педагогической морали. Такая подготовка будущих педагогов не обеспечивает формирования у них деонтологических ценностей.
Разработка специальной педагогической системы формирования деонтологических ценностей у студентов педагогического колледжа является, таким образом, одной из проблем современного профессионального образования. Ее актуальность обусловлена:
1) современными подходами государства к реформированию системы образования и созданию « Новой школы»;
2) возрастающим значением профессионального педагогического мастерства как необходимого условия повышения эффективности всей педагогической системы;
3) повышением требований к личности педагога, его уровню осознания своей ценности и осознанием профессионального долга;
4) недостаточной разработанностью проблемы.
Так как объектом нашего исследования является процесс профессионального становления педагога, проследим за тем, как это понятие представлено в научной литературе.
Понятие «становление» в равной степени может относиться как к психологической, философской, так и педагогической категории. Исходя из того, что в науке представлены разные точки зрения на определение указанного понятия, мы провели его системный анализ. Приведем здесь лишь основные подходы (табл.1).
Таблица 1
Точка зрения ученых относительно определения _________понятий «становление» и «становление педагога»_____________
Ученые Определение понятия становление
Л.Е.Балашов В подлинном смысле становление есть единство материи и движения, т. е. того, что двигается, изменяется и самого движения, изменения. Изменение просто указывает на факт изменения, что происходит какое-то изменение. Становление указывает не только на факт изменения, но и на то, что изменяется, и каким образом изменяется [1, с. 85].
Э. Фромм Процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми [12, с. 235].
В. И. Слободчиков Развитие собственно человеческого в человеке - это становление и манифестация индивидуального духа. Это приобщение молодого человека к его родовой человеческой сущности, способность и возможность следовать высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, способность к утверждению ценностей отеческой истории и традиций, к практическому преобразованию действительности, основанных на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях [9, 3].
Ученые Определение понятия становление
С. Г. Вершловский ... по мере профессионального становления педагога происходят качественные изменения в характере его педагогических решений. Для начала профессиональной деятельности характерно то, что начинающий учитель ориентирован скорее на текущие дела, чем на перспективу; он реагирует на возникающие ситуации. Лишь по мере накопления практического опыта учитель начинает выделять определенные стержневые идеи своей деятельности, организующие решение разнообразных частных задач; начинает все более точно предвидеть результаты своих воздействий; целенаправленно создает нужные ему ситуации, «упреждая» ход событий, а также старается использовать возникающие ситуации в образовательных целях. [9, с. 89].
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов «сознательная работа по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуальнонеповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности» [9, с. 243].
Анализ разных определений данного понятия позволил сделать вывод о том, что становление - это процесс преобразования на основе старого. Таким образом становление - это этап формирования, который предполагает опору на уже существующий опыт и тесно взаимосвязан с процессами совершенствования личности как профессионала.
Следует отметить, что анализ теоретических источников позволяет выделить следующие подходы к определению проблемы профессионального становления педагога:
• философские - определение категории «становление»;
• педагогические - определение целей и задач, методов, форм, содержания профессионального становления педагога;
• психологические - выделение особенностей процесса профессионального становления в различные периоды жизни человека;
• праксиологические - разработка форм, методов и средств, организации процесса профессионального становления педагога;
• исследовательские - поиск инструментария для мониторинговых исследований процессов профессионального становления педагога.
Еще одним важным вопросом нашего исследования является место деонтологических ценностей в общем процессе становления педагога.
Опираясь на механизм формирования качеств личности, предложенный С.А. Козловой, и труды В.А. Григорьевой-Голубевой, можно определить место деонтологических ценностей в системе формирования качеств личности: знания и представления - ценности - мотив - чув-
ства и отношения - навыки и привычки - поступки и поведение = нравственное качество.
Следует отметить, что ценности являются основой мотивов поведения и проявляются в выборе стиля поведения и общения. Согласно М.С. Кагану и О. К. Крокинской, ценности - это сила, существенно определяющая особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта, будь то отдельный человек или групповые общности разного уровня и масштаба [6]. В основе поведения людей лежат ценности, которые они принимают. С.Л.Рубинштейн и его последователи отмечают, что ценности существенно отличаются от знаний по самой своей природе. Передать другому свои ценности можно лишь в процессе духовного общения, которое основано на отношении к другому не как к ученику, а как к равному себе субъекту деятельности.
Анализ исследований теории ценностей (А.Г. Асмолов,
Е.В. Бондаревская, И.С. Розов, В.П. Тугаринов и др.) показал, что присвоение ценностей происходит при вскрытии значимости личностного и общественного смысла [1]. К.М. Левитан и его последователи считают, что человек должен сформировать свое ценностно-смысловое пространство [8].
В научной литературе выделены принципы, при которых педагогическая ценность может являться основой деятельности:
1) педагогическая ценность не существует вне взаимоотношений субъектов педагогического процесса;
2) педагогическая ценность влияет на результат педагогической деятельности, так как она способствует развертыванию работы педагогов в рефлексивном режиме;
3) педагогическая ценность вариативна;
4) педагогическая ценность объединяет в себе две базовые функции: установление сходства и противопоставления [4].
Опираясь на полученные результаты, мы разработали модель процесса становления деонтологических ценностей у студентов педагогического колледжа (рис.1).
Предложенная нами модель, направленная на становление системы деонтологических ценностей у студентов - будущих воспитателей ДОУ и создание ценностно-смыслового пространства как в колледже, так и на базах прохождения практики, отражает следующую последовательность:
Знания и представления: в рамках факультативных часов студен-
там и коллегам читается курс «Основы педагогической деонтологии»; разработана серия семинаров и тренингов для сотрудников ДОУ;
Понимание и осмысление: внедрение в тематику семинаров обсуждения проблем формирования деонтологических ценностей будущих педагогов; направленность тематики курсовых работ на изучение особенностей деонтологической науки; проведение совместных семинаров на базе ДОУ; тренинги.
Опыт применения: в процессе производственной (педагогической) практики студенты выполняют задания, направленные на развитие у них деонтологических ценностей.
Рис. 1. Модель становления деонтологических ценностей у студентов педагогического колледжа
Экспериментальной программой в нашем исследовании предусматривалось становление деонтологических ценностей студентов в процессе реализации содержания разных видов педагогической практики.
В ходе диагностических мероприятий по изучению уровня развития деонтологических ценностей студентов, педагогов колледжа и воспитателей ДОУ, нами был определен следующий инструментарий:
•методы изучения мотивационного компонента: дифференциальнодиагностический опросник (по Е.А. Климову), «Интерес к детям» (в модификации К.М. Левитана), методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Земфир в модификации А. Реана);
•методы изучения профессионального компонента: решение педагогических ситуаций; диагностика уровня эмпатии (по А. Меграбяну и Н. Эпштейну);
•методы изучения ценностного компонента: опросник Джнонгварда; методика «Автобиография будущего» (Г. Олпорт и Дж. Гиллеспи); тест САТ (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская); методика «УОК» (В.А. Григорьева-Голубева).
Проведенный педагогический эксперимент позволил констатировать, что нам удалось выделить определенную систему деонтологических ценностей. Опираясь на исследования В.А.Григорьевой-Голубевой, мы подвергли проверке полученную в ходе проведенного педагогического эксперимента систему деонтологических ценностей (методика «Логико-семантический дифференциал» В.А. Лосенкова).
Для выявления, конструирования и анализа внутренних факторов по информации об их «внешних» проявлениях был проведен факторный анализ признаков, зафиксированных с помощью данной методики, позволивший сопоставить данные, полученные при изучении студентов колледжа - будущих воспитателей, педагогов колледжа и воспитателей в ДОУ (табл. 2).
Слагаемыми факторной структуры системы деонтологических ценностей стали УДК: универсальные, базовые гуманистические педагогические ценности; ценности профессионального поведения или деонто-логические ценности; ценности, составляющие педагогическую культуру.
Таблица 2
Факторные нагрузки деонтологических педагогических ценностей в разных выборках
Гуманистическая педагогическая ценность Студенты колледжа ( п=50) Преподаватели педагогического колледжа (п=50) Воспитатели ДОУ (п=45) Комплекс деонтологических педагогических ценностей
Антропоцентризм 0,821 0,882 0,884 У (Универсальные базовые)
Самостоятельная и творческая роль человека 0,832 0,823 0,832
Самопознание 0,802 0,723 0,832
Развитие интеллекта 0,832 0.789 0, 854
Моральное воздействие знания 0,754 0,602 0,641
Посильное развитие способностей 0,674 0,601 0,652
Свободное поведение личности 0,623 0,602 0,674
Эмпатия 0,598 0,489 0,567 Д (Деонтологические ценности)
Рефлесия 0,498 0,543 0,487
Толерантность 0,454 0,556 0,567
Доброжелательность 0,465 0,589 0,531
Эмоциональная стабильность 0,398 0,485 0,486
Нравственность 0,415 0,434 0,503 К (Педагогическая культура)
Такт 0,436 0,542 0,520
Ответственность 0,465 0,574 0,565
Профессиональная увлеченность 0,474 0,454 0,436
Полученные результаты позволили установить возможность становления деонтологических ценностей у студентов педагогического колледжа - будущих воспитателей на основе оптимизации профессионального поведения.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа.
- М.: Смысл, Академия, 2002. - 416с.
2. Балашов Л. Е. Философия: учеб. 2-е изд., с изм. и доп. элект. версия. - М.,
2005. - С. 672.
3. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 316 с.
4. Григорьева-Голубева В.А. Проблемы становления системы гуманистических ценностей в современном образовании. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
- 276 с.
5. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализации личности и проблема ее измерения. - М., 1995.
6. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416с.
7. Карпова Т.В., Трофимова Н.М. Педагогическая деонтология: учеб. пособие. -Воронеж.: Воронежск. гос. пед. ун-т, 2008. - 212с.
8. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М., Наука. 1994. - 192с.
9. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: учеб. для студ. и учреждений высш. проф. образования. - Сер. Бакалавриат. - М.: Академия, 2011. -224 с.
10. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-
педагогический аспект / С. Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, Т. В. Шадрина и др.; под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. - М.: Педагогика, 1982. - 145 с.
11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.
- 576 с.
12. Слободчиков В. И. Становление человеческого в человеке - императив отечественного образования // Психологическая наука и образование: электронный журн. - 2011. - № 3.
13. Троянская С. Л. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия: электронное учеб. пособие. иК1:ЬКр://уап1ого1ар.пагоЬ.ги
14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. авт. вст. П.С. Гуревич. - М.,1994. - 443 с.