Научная статья на тему 'Модель деонтологического поведения как основа формирования личности будущего педагога'

Модель деонтологического поведения как основа формирования личности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Татьяна Викторовна

Рассматривается проблема формирования деонтологического поведения у педагогавоспитателя, работающего с детьми дошкольного возраста. Определены критерии, показатели и характеристика уровней деонтологического поведения будущих педагогов. Разработана теоретическая модель деонтологического поведения, апробированная в педагогическом процессе училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель деонтологического поведения как основа формирования личности будущего педагога»

вает достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интегрированное единство форм и методов обучения при взаимодействии искусств.

Выполняя проекты в рамках полиху-дожественного подхода, студенты осваивают алгоритм проектно-образовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию художественно-гуманитарного цикла, интегрировать и применять приобретенные знания и умения на практике. В результате обучения будущий учитель искусства приобретает качества, необходимые для осуществления преподавательской деятельности на поли-художественной основе: высокий уровень эстетического восприятия, творческого воображения, художественного вкуса, гармоничное сочетание наглядно-образного и логического мышления; комплекс специальных способностей, связанных с различными областями художественной деятельности: музыкальных, литературных, художественных, артистических; комплекс специфических полихудожественных способностей: чувство целого, легкость перевода художественных представлений из одной модальности в другую, художественная эмпатия и рефлексия.

Вслед за В.В. Сериковым мы считаем, что проектирование ситуаций, в которых становится возможным свободное проявление личностных сил, знаний, умений и навыков в смыслотворческой деятельности, способствует обретению профессиональной компетентности, в данном случае - профессионально-полихудоже-ственной компетентности.

Таким образом, феномен полихудоже-ственной компетентности предстает как синтез когнитивного, ценностно-мотивационного, операционно-деятельностного, рефлексивного компонентов, имеющий личностно-творческий и деятельностный аспекты. Полихудожественная компетентность выступает результатом целостного познания сложного и многомерного мира искусства, освоения знаний в интегрированной художественно-творческой деятельности, умения преобразовывать каждый вступающий во взаимодействие вид искусства в качественно новую модальность и является следствием развития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта.

Условиями достижения полихудоже-ственной компетентности являются обучение профессионально-педагогической деятельности, накопление искусствоведческих знаний, формирование умений и навыков в области художественного творчества, обучение анализу и интерпретации произведений искусства, развитие воображения, ассоциативного мышления, использование проектной деятельности как ведущей, извлечение знаний из совместной художественно-творческой практики. Литература Козырев, В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса /В.А.Ко-зырев, Н.Л.Шубина. СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыма-нюк. М.: МПСИ, 2005.

Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факров в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» / Б.П. Юсов // Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожествен-ного воспитания детей. М.: Спутник, 2004.

Т.В. КАРПОВА (Борисоглебск)

МОДЕЛЬ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Рассматривается проблема формирования деонтологического поведения у педагога-воспитателя, работающего с детьми дошкольного возраста. Определены критерии, показатели и характеристика уровней деонтологического поведения будущих педагогов. Разработана теоретическая модель деонтологического поведения, апробированная в педагогическом процессе училища.

Вопрос профессионального поведения в процессе становления специалиста всегда обозначался как один из важнейших. В условиях перехода к личностно ориентированному образованию он становится особенно актуальным.

© Карпова Т.В., 2008

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

—- — Коммуникативные навыки 1 г 1 уманистичсская направленность -—■*= Организаторские навыки

При реализации личностно ориентированного обучения сложно говорить о заданной модели личности как результате образовательного процесса, поэтому возникает вопрос о критериях результативности образовательного процесса с позиций профессионального развития студентов. По нашему мнению, таким критерием может быть динамика деонтологичес-кого поведения студентов.

Проблемами профессионального поведения педагога в контексте педагогического общения и профессиональной компетентности занимались многие исследователи: А.Б. Добрович, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Ка-лик, А.К. Маркова, Л.В. Митина, Н.Н. Михайлова, К.М. Левитан, В.А. Петровский и др. При этом проблема при взаимодействии с детьми дошкольного возраста практически не нашла своего отражения в педагогических исследованиях. В связи с этим, на наш взгляд, возникла необходимость выделения в профессиональном поведении педагога особого вида поведения, направленного на оказание помощи ребенку в его безопасной адаптации и дальнейшем личностном развитии. Такое поведение определено нами как деонтологическое.

Термин «деонтология» происходит от греческих слов «deontos» - должное, надлежащее и «logos» - слово, учение и означает совокупность нравственных норм профессионального поведения. Деонтология -раздел этической теории, в которой рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфичной для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин «деонтология» предложен английским социологом и юристом И. Бентамом в XIX в. для обозначения теории нравственности - в обиходе науки о профессиональном поведении человека. Он применим к любой профессиональной деятельности.

Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности, соответствие которым определяется наличием и уровнем сформирован-ности у него профессионально значимых качеств. Выполнение норм позволяет педагогу полнее и адекватнее воспринимать педагогическую действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели профессиональ-

ной деятельности, сознательно регулировать свое поведение. С их помощью педагог вырабатывает отношение к себе как к профессионалу, к другим участникам педагогического процесса, через их призму оценивает все факты педагогической реальности.

Учитывая сложность обозначенной проблемы, необходимо, по мнению М.Э. Верб, К.Л. Левитана, П.В. Лепина, А.С. Робото-вой, Т.Л. Чепель и др., для ее разрешения создавать психолого-педагогические условия в среде образовательных учреждений.

По результатам теоретического анализа этой проблемы мы пришли к следующему выводу: если организовать процесс исследования деонтологического поведения будущего специалиста с его ценностями и смыслами, умениями и перцептивными способностями, социальными навыками и способами поведения путем введения в учебный процесс педагогического училища модели деонтологического поведения, то возможно эффективное формирование деонтологического поведения студента.

На основе концептуальных положений педагогической деонтологии, рассмотренных в работах К.М. Левитана, дефиниция деонтологического поведения уточнена нами следующим образом: это должное отношение педагога к воспитаннику, сформированное на основе совокупности знаний, умений и навыков, ответственности и гуманизма.

Такая трактовка исследуемого феномена в соотнесении со структурой профессиональной деятельности позволила выделить три его компонента: мотивационный, профессиональный и моральноэтический. На этом основании была построена модель деонтологического поведения будущего педагога, которая способствует формированию деонтологического поведения у студентов и его коррекции (см. рис. на с. 161).

Для выявления уровней сформирован-ности деонтологического поведения будущих педагогов в соответствии с предложенной моделью разработана система критериев и показателей. Показатели каждого из критериев деонтологического поведения были распределены по трем уровням: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характеризуется частичной несформированностью у будущих

педагогов деонтологического поведения в работе с детьми, незнанием психологических особенностей дошкольного возраста и непониманием поступков ребенка, затруднениями в определении признаков проблем, применении общих приемов и стандартных способов организации работы, деструктивной критике поведения дошкольников, отсутствии самостоятельного планирования, постановки цели, определения задач, личной неорганизованностью, неадекватной самооценкой и необъективной оценкой возможностей ребенка.

Средний уровень характеризуется осмысленностью и усвоением основ деонто-логического поведения будущих педагогов в работе с детьми, использованием оптимальных подходов, методов и приемов в регулировании педагогических ситуаций, осознанием важности познания сущности деонтологического поведения в работе с детьми, невысокой инициативностью и самостоятельностью в решении проблем, связанных с детьми, стремлением уйти от решения задач и пассивностью при обсуждении проблем.

Высокий уровень характеризуется наличием знаний, умений и навыков педагогической деятельности, способностью оптимально использовать теоретические знания из педагогической деонтологии на практике, проявлением эмпатии к детям, гуманистической направленностью отношения к дошкольникам, осознанием и убежденностью в необходимости деонто-логического поведения в работе с детьми, умением самостоятельно ставить цели и обосновывать задачи, проявлением инициативы и высокой интеллектуальной активности в решении проблем, адекватной самооценкой, конструктивной критикой, высокой ответственностью.

Содержание мотивационного компонента модели определяется в наиболее полном изучении личности студента, уровня развития деонтологических качеств, анализе условий, в которых происходит формирование поведения. Данное направление предполагает помощь преподавателей студентам в изучении собственной личности и осознании поведения, а студенты, в свою очередь, участвуют в коррекции поведения. Мы сочли целесообразным акцентировать внимание на особенностях возраста ранней юности, т.к. это один из наиболее сложных периодов развития че-

ловека, именно в этот момент происходит формирование характера и других основных свойств и качеств личности. Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности делают студента особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

В содержание профессионального компонента входят ЗУНы по специальности, система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, специальные знания, знания из общей, возрастной, педагогической, социальной педагогики, психологии личности, психогигиены, передового отечественного и зарубежного опыта, психологические методы исследования, коррекции развития личности; директивные документы; основы законодательства, а также стремление к самообразованию, интерес к профессии, чувства профессиональной ответственности, долга и чести, стремление к самоутверждению в области будущей профессии, профессиональная самостоятельность и готовность к практической работе.

Формирование профессионального компонента предполагает взаимодействие преподавателей и студентов, в котором преподаватели способствуют развитию познавательного потенциала студентов, обучают умению получать знания, а студенты, в свою очередь, участвуют в самообразовании; преподаватели способствуют развитию деонтологического поведения студентов, осознанию значимости профес-

сии, профессиональной ответственности, а студенты овладевают должным поведением в профессиональной среде.

Формирование морально-этического компонента заключается в том, чтобы способствовать социализации студентов в обществе. Особый акцент делается на умении входить в коллектив, устанавливать контакт с окружающими, развитии коммуникабельности, овладении средствами общения, изучении особенностей общения с разными категориями детей и взрослых в разных ситуациях и т.д.

Данное направление предполагает взаимодействие студентов в коллективах (студенческом, детском, работников дошкольных образовательных учреждений, общественных организациях, творческих объединениях и др.).

Разработанная нами модель отражает требования к поведению личности, необходимые для успеха профессиональной деятельности, и является основой для формирования будущего специалиста, что предусматривает создание дидактических и психологических условий для сознательного обучения, включения в этот процесс студентов на уровне интеллектуальной, социальной и личностной активности. Эта задача нашла свое решение в дальнейших наших исследованиях.

Мы считаем, что при всем многообразии условий, создаваемых в образовательном процессе педагогического училища, важно для повышения его эффективности иметь ориентир педагогической деятельности - модель деонтологического поведения будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.