Научная статья на тему 'О структуре модели деонтологической подготовки специальных педагогов'

О структуре модели деонтологической подготовки специальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / DEONTOLOGICAL TRAINING OF SPECIAL TEACHERS / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / DEONTOLOGICAL CULTURE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ирина Александровна, Алексеев Олег Леонидович

В статье с позиций многоаспектного подхода рассматриваются структурные и функциональные связи в системе деонтологической подготовки специальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Ирина Александровна, Алексеев Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deontological Training of Special Teachers

The paper considers structural and functional relations in the system of deontological training of special teachers, the multidimensional approach being used.

Текст научной работы на тему «О структуре модели деонтологической подготовки специальных педагогов»

Образование и наука. 2010. № 3 (71)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147:376

И. А. Филатова, О. Л. Алексеев

О СТРУКТУРЕ МОДЕЛИ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье с позиций многоаспектного подхода рассматриваются структурные и функциональные связи в системе деонтологической подготовки специальных педагогов.

Ключевые слова: деонтологическая подготовка специальных педагогов, профессионализм, деонтологическая культура, компетентность.

Abstract. The paper considers structural and functional relations in the system of deontological training of special teachers, the multidimensional approach being used.

Index terms: deontological training of special teachers, professionalism, deontological culture, competence.

Актуальность проблемы деонтологической подготовки в системе педагогического профессионального образования и формирования деонтологической культуры как структурного компонента общей культуры личности педагога подчеркивается в работах К. М. Левитана, Г. А. Карахано-вой, Н. Д. Никандрова и др. Авторами определены основы педагогической деонтологии, дано ее определение, разработана концепция развития деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования.

Однако ощущается явный дефицит исследований, посвященных проблеме деонтологической подготовки специальных педагогов, хотя требования к профессиональным качествам и формированию личности специалистов этой категории, предопределяющие нормы профессионального поведения, идеалы, ценности, возможности профессиональной мобильности и профилактики профессионального самовыгорания, постоянно возрастают.

Приходится констатировать, что на сегодняшний день, несмотря на существенное развитие педагогической теории и практики, целостная модель деонтологической подготовки специалистов сферы специального

образования не разработана. Перед нами стоит задача обосновать и спроектировать такую модель для системы высшего профессионального образования. Решение этой задачи невозможно без использования комплексного, системного, синергетического, антропоцентрического, аксиологического и акмеологического подходов.

В данной статье мы попытаемся провести обобщенный структурно-функциональный анализ и выделим основные признаки системы деонто-логической подготовки специальных педагогов на основе системного подхода и метода моделирования, применяемого для изучения процессов, скрытых для прямого исследования.

Идеи системности были заложены в работах Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна. Системный подход в качестве методологии общенаучного познания выделился на основе общей теории систем Л. Берталанфи, теории социальных систем Т. Пар-сонса и др.

Поскольку система деонтологической подготовки специальных педагогов относится к социальным системам, то в качестве базового мы используем определение, данное Т. Парсонсом. Он считает, что социальная система состоит «из множества действующих лиц, взаимодействующих друг с другом в ситуации, которая обладает, по меньшей мере, физическим аспектом, т. е. находится в некоторой среде действующих лиц, мотивации которых определяются тенденцией к оптимизации удовлетворения, а их отношения к ситуации, включая также отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры» [8, с. 78].

Автор вводит понятие системы действий: так как действия не бывают единичными и дискретными, они организованы в системы. Независимыми осями организации элементов системы действия являются система личности, культурная и социальная системы. При этом ни одна из этих систем не может быть сведена к другой или к их комбинации, но каждая из систем необходимо предполагает существование других, поскольку без личностей и культуры не может быть социальной системы. Т. Парсонс еще раз подчеркивает, что, несмотря на взаимосвязь и взаимопроникновение этих трех систем, в их отношении нельзя осуществлять простую редукцию, но за счет общих систем координат действия для этих систем возможны определенные трансформации.

Отношение общества (как социальной системы) к системе личности, по Т. Парсонсу, характеризуется сохранением мотивации участия в социально признанных и контролируемых моделях действия, которые будут поддерживать и сохранять существующий социальный статус общества.

Таким образом, возникает проблема определения системы координат действия, обеспечивающей процесс деонтологической подготовки специалиста. В качестве элементарных компонентов любой системы действия Т. Парсонс выделяет действующее лицо и его ситуации. В отношении действующего лица рассматриваются когнитивные, катектические и оценочные виды ориентации, в ситуации выделяются объекты и их классы. С этой точки зрения, в системе деонтологической подготовки специального педагога основным действующим лицом (актором) является будущий специалист, который вступает в различные ситуации профессионального общения: общественные, педагогические, предметные, личностные. Необходимо выделить и описать когнитивные, катектические и оценочные виды ориентации современного студента, выделить основные объекты и виды ситуаций, в которых будут формироваться его профессиональные отношения как будущего специалиста сферы специального образования.

Из сказанного следует вывод: система деонтологической подготовки специальных педагогов является одним из видов социальных систем и одним из аспектов более сложной социальной системы высшего профессионального (дефектологического) образования, которая самым тесным образом связана с системами формирования деонтологической культуры и профессиональной компетентности личности будущего специалиста.

С позиций системного подхода рассмотрим основные структурные компоненты модели деонтологической подготовки специальных педагогов, их основные взаимосвязи и иерархию.

Деонтологическая подготовка педагога специального образования должна быть направлена на формирование и реализацию систем деонто-логических отношений и ценностей в профессиональной деятельности, которая в специальном образовании обладает своей спецификой, близкой к специфике профессиональной этики и деонтологии в медицине и педагогике, что определяет междисциплинарный и межсистемный характер специального образования.

Специфика профессиональной деятельности специальных педагогов отражена в стандартах высшего профессионального образования и предусматривает организацию и развитие внутригрупповых и межличностных отношений в коллективах лиц с особыми образовательными потребностями, взаимодействие с социальными институтами и родственниками учащихся указанной категории, сотрудничество с общественными организациями, общественными объединениями родителей этих детей, иными организациями и структурами, направленное на консолидацию усилий по социальной адаптации и интеграции, формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями в развитии и т. д. К сожалению, само

понятие «деонтологической готовности педагога специального образования» в государственных образовательных стандартах отсутствует.

Как говорилось выше, система деонтологических отношений и ценностей лежит в основе деонтологической культуры специалиста, а деонто-логическая культура, в свою очередь, является основополагающим компонентом профессиональной компетентности педагога.

В настоящее время в литературе нет достаточно целостного описания систем деонтологических отношений, в которые вступает специальный педагог в процессе профессиональной деятельности, не полностью раскрыт и аксиологический аспект работы в сфере специального образования.

Деонтологические отношения специального педагога имеют следующие основные направления: отношения с учеником, имеющим ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности; отношения с близким окружением ученика (родители, родственники, товарищи); отношения с обществом - представителями государственных и общественных учреждений и организаций, представителями других специальностей и коллегами, в том числе зарубежными специалистами; отношения с самим собой. Необходимо отметить: последнему направлению профессиональных отношений - отношениям с самим собой - уделяется в настоящее время крайне незначительное внимание, что часто становится причиной либо профессиональной некомпетентности, либо быстрого профессионального самовыгорания и не позволяет представить целостную модель профессиональных отношений специальных педагогов.

Говоря о системе профессиональных отношений специалиста, следует уточнить, что они имеют деонтологический характер только при наличии способности субъектов влиять друг на друга и взаимно изменяться на основе регламентации отношений при помощи ценностей профессиональной деятельности, т. е. только в том случае, когда профессиональные отношения имеют ценностный характер.

Ценности, их воплощение в идеалах, убеждениях, верованиях, нормах, директивных действиях складываются в системообразующий, ценностно-нормативный компонент мировоззрения - сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В совокупности с познавательным компонентом, который базируется на обобщенных знаниях и представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, эти ценности определяют программу жизни, действий, направленность поступков человека, иными словами, формируют его личность в целом.

Система ценностей профессиональной работы специального педагога является открытой - взаимодействующей с другими профессиональными и индивидуальными ценностными системами, причастными к это-

му виду деятельности, с системами ценностей общества. Элементы этой системы связаны между собой и взаимодействуют в соответствии с существующими условиями функционирования и развития системы, при этом каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Система ценностей профессиональной работы обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью и спецификой, обусловленной содержанием конкретного вида деятельности.

Известно, что ценностная иерархия профессиональной работы может быть представлена совокупностями различных уровней: общечеловеческими, социальными, профессиональными, индивидуальными.

К общечеловеческим относят ценности, признаваемые большинством членов современного общества (человек, «благо» человечества, жизнь, общество, права человека, мир, свобода, равенство, счастье и т. п.). Социальные ценности - это ценности, признанные в конкретном, исторически сложившемся обществе. Профессиональные ценности имеют значение для профессиональной группы и обладают спецификой, определяемой только особенностями профессиональной деятельности. Индивидуальные ценности -ценности личностей, в нашем случае специалистов, их пациентов и других, функционирующих в совместной работе в различном качестве.

В идеале желательно, чтобы индивидуальные ценности укладывались в общую иерархию, только в этом случае можно говорить о гармонично развитой личности. Совпадение профессиональных ценностей с индивидуальными обусловливает формирование целостной личности компетентного специалиста.

Работая в междисциплинарной сфере, педагог специального образования, как и представители других профессий, должен руководствоваться, в первую очередь, ценностями общества, членом которого он является. Ценностные ориентиры общества и системы ценностей педагогики и специального образования взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, хотя в большинстве случаев и не антагонистичны.

Ценности могут быть субъектом и объектом воздействия, могут играть роль мотивов, средств и условий деятельности. Они являются целью и результатом педагогической работы, однако необходимо различать ситуативно обусловленные и смыслообразующие ценности.

Основными специфическими системообразующими профессиональными ценностями в системе специального образования мы считаем профессионализм и милосердие.

Профессионализм - сложное интегративное образование, представляющее собой систему определенных элементов и характеризующее соответствие профессии человеку и человека профессии.

Понятие профессионализма включает сочетание двух групп элементов - формальных и неформальных. К формальным элементам относятся необходимые для специалиста знания, умения и навыки, позволяющие ему выполнять профессиональные обязанности; к неформальным - те свойства и качества личности, которые определяются содержанием и спецификой профессиональной деятельности.

Важнейшим качеством личности специального педагога как специалиста, работающего с людьми, имеющими особые образовательные потребности, является милосердие. Милосердие - это моральное качество личности, характеризующееся способностью откликаться на чужую боль, бескорыстно помогать, прощать, сострадать. В. И. Даль назвал милосердие «любовью на деле». Милосердие можно рассматривать и как самостоятельную специфическую ценность специального образования, и как один из основных составляющих элементов профессионализма педагога специального образования.

Указанные системообразущие ценности определяют деонтологиче-скую сущность отношений в системе специального образования и обеспечивают деонтологическую культуру и профессиональную компетентность специального педагога.

Обратимся к следующему компоненту деонтологической подготовки специалиста - деонтологической культуре.

Понятие деонтологической культуры педагога массовых образовательных учреждений уточнила и дополнила Г. А. Караханова [4]. Деонто-логическую культуру учителя она рассматривает как многогранное социально-педагогическое образование личности, предполагающее гармонию нравственного сознания и профессионального поведения, наблюдаемого устойчиво в профессионально-педагогической деятельности на всех иерархических уровнях, и опирающееся на принципы сотрудничества.

Г. А. Караханова разработала структурно-функциональную модель деонтологической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования, включающую аксиологические блоки: интенциональ-ный (направленность личности учителя к профессиональному поведению и духовно-нравственному самосовершенствованию); операционально-де-ятельностный («инструментарий» нравственно-практической деятельности); идентификационный (духовные ценности, существующие как эго-сферы - «Я-концептуальное», «Я-этическое», «Я-идеологическое).

Понятие «культура» является многозначным. В контексте проблемы деонтологической подготовки специалистов под ним следует понимать не только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, но и сферу человеческой деятельности, в данном

случае - профессиональную. Для вычленения отдельных областей культуры, в которых обнаруживается специфически закономерная внутренняя связь, Дильтеем было введено понятие «система культуры».

Считаем, что с целью более полного определения модели формирования деонтологической культуры педагога специального образования целесообразно говорить о формировании системы деонтологической культуры, включающей как аксиологический, так и деятельностный (профессиональный) аспекты. Следовательно, разработка модели формирования системы деонтологической культуры специального педагога должна базироваться и на аксиологическом, и на акмеологическом подходах, что позволит специалисту овладеть целостной системой норм профессиональной культуры.

В качестве системообразующих принципов формирования системы деонтологической культуры специалиста можно выделить принципы интеграции всех уровней образования, непрерывности образования, инно-вационности образовательной деятельности и создания единой информационной среды.

Мы уже указывали на то, что главной целью деонтологической подготовки педагога специального образования является формирование его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность педагога, по мнению А. С. Белкина и В. В. Нестерова, подразумевает ключевую, базовую и специальную компетентности и основана на владении специалистом определенной системой норм профессиональной культуры [6].

Ключевая компетентность - совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций, способность решать профессиональные задачи на основе использования коммуникации, информации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых норм поведения личности в гражданском обществе.

Ключевая компетентность специального педагога предполагает владение им формализованными нормами, закрепленными в Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации о правах инвалидов, законах РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и т. д. Нормативно-правовые знания являются одним из главных факторов повышения профессиональной культуры педагогов специального образования.

Ключевая компетентность определяется и общим уровнем культуры человека - языковой, экономической и т. д. Нельзя отрицать огромную роль предметов общелингвистического цикла в формировании культуры

студента - будущего специального педагога, в вырабатывании адекватной профессионально-экономической позиции современного специалиста, начиная с проблемы материального вознаграждения за труд и заканчивая проблемой профессиональной мобильности в условиях постоянно меняющегося рынка труда.

Базовая компетентность педагога - компетентность, необходимая для построения профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Нормы профессионального поведения, обеспечивающие базовую компетентность, всегда исторически обусловлены. Представления студента о должном и ценном закладываются при его знакомстве с историей специального образования, с биографиями известных ученых-дефектологов прошлого и современности.

Профессия специального педагога относится к группе социономиче-ских профессий. В профессиях этой группы уровень базовой компетентности специалиста зависит от качества взаимодействия с другими людьми, а общение становится основным профессиональным орудием. Коммуникативные нормы профессионального поведения, которые наряду с предметной подготовкой необходимы современному специалисту, подразумевают культуру общения педагога, педагогический такт учителя и профессиональную культуру речи.

Специальная компетентность педагога определена спецификой предмета конкретной педагогической деятельности. К сфере специальной компетентности относятся необходимые для специалиста знания, умения и навыки, позволяющие ему безупречно выполнять профессиональные обязанности. Профессиональная деятельность педагога специального образования базируется на знании истории, теории и методологии современного специального образования; на владении специальной терминологией, специальными методами и технологиями воспитания и обучения людей с особыми образовательными потребностями; на умении определять личностные и специальные образовательные потребности ученика, ставить общие и конкретные цели и задачи работы, устанавливать очередность их решения, прогнозировать результат обучения и управлять содержанием коррекционно-педагогического процесса на основе индивидуального подхода к обучающемуся и ведущей роли специального педагога в организации этого процесса.

Таким образом, проведенный структурно-функциональный анализ показал, что система деонтологической подготовки педагога специального образования представляет собой триаду, включающую системы формирования деонтологической культуры, формирования профессиональной

компетентности личности специалиста и взаимообусловленную систему их взаимодействия. Полисистемный подход в исследовании позволяет рассматривать не только структурные элементы выделенных систем, но и сами эти системы как элементы систем более высокого иерархического уровня - общей и педагогической культуры; общего и специального (дефектологического) образования; профессионального образования и высшего профессионального (дефектологического) образования; данного исторического общества и конкретного государства и т. д.

Итак, система деонтологической подготовки специалистов-дефекто-логов является сложной и представляет собой совокупность элементов и подсистем, находящихся между собой в отношениях и взаимосвязях, интегрированных в определенную целостность и обладающих иерархичностью, что приводит к появлению интегративных свойств указанных компонентов, которыми они не обладали до взаимного объединения.

Несмотря на возможность многоаспектного описания системы де-онтологической подготовки специалиста-дефектолога на макроскопическом и микроскопическом уровнях, в статике и динамике, по нашему глубокому убеждению, данная система должна обладать рядом обязательных признаков. К таковым мы относим следующие:

1) необходимость и достаточность компонентов, причастных к достижению цели функционирования системы;

2) присутствие интегративных связей, зависимостей и свойств между компонентами системы;

3) наличие ведущего компонента (в данном случае актора), ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов системы;

4) существование взаимодействия с другими системами на основе единства и противоположности дискретных и непрерывных структур компонентов;

5) возникновение процессов управления (в том числе управления извне) и самоорганизации;

6) возникновение адаптационной и адаптирующей активности;

7) обусловленность системного характера коррекционной работы в учреждениях для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выделенные основные признаки системы деонтологической подготовки специалиста-дефектолога позволят говорить о данной социальной системе как о системе открытого типа.

Литература

1. Алексеев О. Л. Системный характер коррекционной работы в учреждениях для детей с нарушениями зрения // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза: материалы между-

нар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2006. Ч. 1. 270 с.

2. Алексеев О. Л., Коркунов В. В. Системный подход как методологическая основа научного познания // Специальное образование: науч.-метод. журн. Урал. гос. пед. ун-та. 2002. № 1. С. 6-17.

3. Бельтюков В. И. Системный процесс саморазвития живой природы. М.; СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2003. 255 с.

4. Караханова Г. А. Нравственные аспекты деонтологической культуры учителя. М.: «Спутник +», 2007. 192 с.

5. Левитан К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая кн., 1999. 272 с.

6. Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. 188 с.

7. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2000. 255 с.

8. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Акад. проект, 2002. 832 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.