УДК 378.18
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013Селимова З.И.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается модель формирования деонтологической культуры студентов педагогического колледжа во внеучебной работе, специфика ее формирования в условиях педагогического колледжа и на уровне их соучастия, раскрытия индивидуального потенциала. Выделены и описаны структура, существенные принципы, связи, средства и технологии процесса формирования деонтологической культуры учителя.
The article deals with the model of developing the deontological culture of the pedagogical college students during the extra-curricular work, the specifics of its development in the conditions of the pedagogical college and at the level of their co-participation, the individual potential revealing. The author identifies and describes the structure, the essential principles, links, means and technologies of the process of developing the teacher's deontological culture.
Ключевые слова: деонтологическая культура, моделирование, внеучебная работа, принципы, критерии и показатели уровней деонтологической культуры студентов.
Keywords: deontological culture, modeling, extra-curricular work, principles, criteria and indicators of the levels of students' deontological culture.
Необходимость формирования нового образа учителя требует переосмысления сложившихся педагогических ценностей, введения принципиально иных характеристик профессиональной
подготовки педагогов в современных условиях. Современный учитель должен научиться не только пользоваться традиционными методиками организации и оценки процессов обучения и воспитания, но и предложить собственные идеи и модели, придавая педагогическим явлениям, концепциям, теориям и образцам педагогического поведения инновационность.
Соответственно, в современных условиях становится актуальным исследование условий формирования деонтологической культуры у студентов педагогических вузов, чему
подтверждением диссертационные
исследования: К. М. Левитан (Основы педагогической деонтологии, 1999); Е. В. Коробовой (Деонтологическая готовность студентов университетов, 2000); Е. К. Веселовой (Психологическая
деонтология, 2003); В. П. Соколова (Педагогические основы
деонтологической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД, 2005); Г. А. Карахановой (Деонтологическая культура учителя, 2007).
Перед педагогической наукой сегодня встала задача формирования
деонтологической культуры учителя, выявления эффективных условий ее формирования у студентов в учебной и внеучебной деятельности.
В нашем исследовании
деонтологическая культура
рассматривается как способность
студентов к использованию
деонтологических ценностей на качественном уровне, который еще недостаточно изучен. При этом для выявления специфики формирования деонтологической культуры студента в условиях педагогического колледжа на уровне их соучастия была построена модель с выделением исходных принципиальных положений,
учитывающих как характер
деонтологической культуры учителя, так и специфику внеучебной работы со студентами в педагогическом колледже. В качестве принципов выделены: дифференциация и индивидуализация воспитательных влияний; опора на самоценность человеческой личности; учет профессиональной направленности и поведения; приоритет
самостоятельности и активности студентов в деятельности;
взаимопроникновение когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностно-творческого компонентов во внеучебной работе.
Принцип дифференциации и индивидуализации воспитательных
влияний предполагает выделение групп студентов, различных по уровню сформированности деонтологической культуры, применение различных форм внеучебной работы в зависимости от данных диагностики, а также использование различных форм индивидуальной работы, с учетом потребностей и способностей каждого студента.
Принцип самоценности человеческой личности предполагает рассмотрение студента как активного участника педагогического процесса, возможность выбора формы участия во внеучебном мероприятии, учет отношений студентов к культурным ценностям для выхода на импровизацию.
Принцип профессиональной
направленности предполагает
использование в педагогическом процессе игровых, дискуссионных ситуаций, подготавливающих студента к профессиональной деятельности и поведению.
Принцип самостоятельности и активности в деятельности предполагает использование во внеучебной работе профессионально значимых форм деятельности, с постепенным
включением в них студента как участника, а затем и организатора.
Принцип взаимопроникновения
когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностно-творческого компонентов реализуется через построение внеучебной работы на основе разнообразных форм взаимодействия и созидательных технологий деятельности.
Принцип взаимной дополняемости предполагает построение учебного процесса так, чтобы учебные задания по профессиональным нормам органически выходили на свободные формы внеучебной деятельности.
Приведенные принципы
формирования деонтологической
культуры студента определили деонтологический, проектно-целевой, содержательный, технологический,
аналитико-результа-тивный блоки
структурно-функцио-нальной модели. При этом диагностически-
мотивационный блок включает диагностику уровня сформированности деонтологической культуры студентов, выявление мотивов, интересов и способностей.
1. Целевой блок включает предвидение возможных уровней интересов в формировании у студентов деонтологической культуры.
2. Содержательный блок включает комплекс профессиональных компетенций, а также возможные направления внеучебной деятельности, приспособленные к интересам студентов.
3. Технологический блок состоит из различных методик, методов и форм организации учебной и внеучебной деятельности.
4. Аналитико-результативный блок характеризует критерии, показатели и уровни сформированности деонтологической культуры, направления коррекции воспитательного процесса.
Эффективность данной структурно-функциональной модели формирования деонтологической культуры студентов обеспечивается нравственным
воспитанием, самовоспитанием,
профессиональным
самосовершенствованием и позитивным поведением. При этом взаимосвязь и взаимодействие компонентов модели способствуют эффективному
достижению цели с учетом своеобразия и особенностей педагогического колледжа (рис.).
Анализ иерархических связей компонентов модели формирования деонтологической культуры студентов педагогического колледжа во внеучебной работе показывает, что взаимодействие осуществляется через субъект-субъектные позиции преподавателя и студента.
В модели формирования
деонтологической культуры также выделено взаимодействие в учебной (аудиторной) и внеучебной деятельности преподавателя и студента колледжа.
Рис. Структурно-функциональная модель процесса формирования деонтологической культуры студентов педагогического колледжа во внеучебной работе.
Во внеучебной работе нами использовались следующие технологии: эмоциональная игра и стимулирование эмоций (А. П. Панфилова), коллективная творческая деятельность (А. С. Прутченков), технология развития творческого мышления, технология диалога, мастерская ценностных ориентаций (Е. О. Галицких), психотехнические игры (Д. И. Гасанова), где использовались ролевые игры,
дискуссии и т. д., стимулирующие творческую деятельность студентов [1, 2, 7, 8].
Использование ролевых игр и дискуссии обеспечивало
нерегламентированность действий,
свободу от каких-либо жестких правил и эталонов, чувство удовлетворения, радости, пробуждало интерес и желание работать в рамках выбранной профессии.
Таблица
Критерии и показатели уровней сформированности деонтологической _культуры студентов педагогического колледжа_
Критерии Показатели
Осознанность профессиональных представлений, идей Интерес к педагогическим проблемам коллектива и личности, понимание значения ценностей педагогики, образования и воспитания и осознанность выбора профессии
Проявление эмоционально-эмпатических отношений и чувств: вера, надежда, любовь Положительное отношение к себе и понимание самоценности ребенка. Потребность в общении с детьми. Удивление детским словам, отношениям, неожиданным выходкам, стремлению соответствовать нравственному идеалу
к детям, ответственность
Реализация профессионально-нравственного поведения Проявление совестливого поведения, жертвенность, совершение нравственных совестливых поступков и культура внешнего вида
Осознанность профессиональных идей Интерес к профессиональным проблемам, профессиональное самосовершенствование
Проявление профессиональных качеств и свойств Умения и навыки учительской профессии: организованность, коммуникативность, умение управления учебным процессом, поставленная речь, ответственность, комфортность (умение подчинять свои интересы интересам коллектива)
Таким образом, формировался интерес и мотивация к профессиональной деятельности педагога, требующая высокого уровня коммуникативности, поскольку взаимоотношения учитель-ученик ориентированы на следование конкретным образцам
профессионального поведения.
В качестве критериев и показателей сформированности деонтологической
культуры студентов колледжа были выделены высокий, средний, низкий уровни.
Высокий уровень предполагал наличие этических и профессиональных знаний, проявление ответственности, совести, умение оперировать ими при обсуждении нравственных проблем, знание средств и способов самовоспитания нравственных качеств, постоянно проявляющийся интерес к педагогической профессии, желание работать с детьми, любовь и положительное отношение к другим, адекватную самооценку уровня профессионально-нравственных качеств, сформированность нравственного идеала учителя, культура межличностного общения.
Средний уровень деонтологической культуры характеризуется освоением этических и профессиональных представлений, идей и понятий, которые проявляются в умении их использовать
во внеучебной работе, где инициатива обсуждения исходит часто не от самого студента, в овладении педагогическими знаниями и нормативными технологиями, а поведение соответствует требованиям педагогической этики.
Низкий уровень предполагает отрывочные этические и
профессиональные знания, неумение их самостоятельно использовать во внеучебной работе, незнание средств и способов самовоспитания
профессионально-нравственных качеств, отсутствие профессионального интереса, слабо развитое положительное отношение к себе и к другим, неадекватная самооценка уровня развития профессионально-нравственных качеств, слабое стремление
соответствовать нравственному идеалу учителя. Культура межличностного общения в поведении практически не проявляется.
Диагностика сформированности
деонтологической культуры студентов проводится на основе указанных критериев, показателей и уровней с помощью апробированных методик и является предпосылкой для критического осмысления хода воспитательного процесса и корректировки его компонентов.
Примечания
1. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. М. : Академический Проект, 2004. 240 с. 2. Гасанова Д. И. Игра в развитии познавательной сферы. Махачкала : АЛЕФ, 2012. 72 с. 3. Веселова Е. К. Психологическая деонтология: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. СПб., 2003. 402 с. 4. Караханова Г. А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 409 с. 5. Коробова Е. В. Формирование деонтологической готовности студентов университетов (на основе общих положений психологической деонтологии): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Курган, 2001. 223 с. 6. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии: Учеб. пособие для высш. школы. М. :
Наука, 1994. 192 с. 7. Панфилова А. П. Игровые моделирование в деятельности педагога. М. : Академия, 2008. 368 с. 8. Прутченков А. С. Методы и технологии развития творческого мышления в проектной деятельности. М. : Глобус, 2010. 190 с. 9. Соколов В. П. Педагогические основы деонтологической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2000. 151 с.
Статья поступила в редакцию 25.03.2013 г.