Научная статья на тему 'Историографический анализ становления деонтологии в специальной педагогике'

Историографический анализ становления деонтологии в специальной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2102
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДЕОНТОЛОГИЯ / ДЕОНТОЛОГИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ / ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕОНТОЛОГИИ / THE HISTORIOGRAPHIC ANALYSIS / DEONTOLOGY / DEONTOLOGY IN SPECIAL PEDAGOGICS / THE FORMATION PERIODS OF DEONTOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ирина Александровна

На основе историографического анализа выделяются основные периоды становления деонтологии как науки. Деонтология в специальной педагогике рассматривается как новое самостоятельное междисциплинарное научное направление, которое исследует проблемы профессионального долга и нормативного поведения специального педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historiographic analysis of formation of deontology in special pedagogics

On the basis of the historiographic analysis the basic periods of formation of deontology as a science are allocated; deontology in special pedagogics is considered as a new independent interdisciplinary scientific direction which investigates problems of a professional duty and standard behavior of the special teacher.

Текст научной работы на тему «Историографический анализ становления деонтологии в специальной педагогике»

УДК 376.1(09) ББК Ч-33(0)

И. А. Филатова Екатеринбург

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕОНТОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ГСНТИ 14.29.01; 14.09.29 Код ВАК 13.00.03

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историографический анализ; деонтология; деонтология в специальной педагогике; периоды становления деонтологии.

АННОТАЦИЯ. На основе историографического анализа выделяются основные периоды становления деонтологии как науки. Деонтология в специальной педагогике рассматривается как новое самостоятельное междисциплинарное научное направление, которое исследует проблемы профессионального долга и нормативного поведения специального педагога.

I. A. Filatova

Ekaterinburg

THE HISTORIOGRAPHIC ANALYSIS OF FORMATION OF DEONTOLOGY IN SPECIAL PEDAGOGICS

KEY WORDS: the historiographic analysis; deontology; deontology in special pedagogics; the formation periods of deontology.

ABSTRACT. On the basis of the historiographic analysis the basic periods of formation of deontology as a science are allocated; deontology in special pedagogics is considered as a new independent interdisciplinary scientific direction which investigates problems of a professional duty and standard behavior of the special teacher.

В условиях перехода к многоуровневому высшему образованию в соответствии с Болонскими соглашениями проблема повышения качества профессиональной подготовки специальных педагогов (педагогов-дефек-тологов) в системе высшего профессионального образования приобретает особую значимость. Основы профессио-

© Филатова И. А., 2011

нального поведения специального педагога закладываются в процессе обучения в вузе, а деонтологическая подготовка будущего специалиста является одним из действенных механизмов становления должного профессионального поведения, поскольку направлена на формирование его ценностно-нормативных компонентов (Ю. Ф. Гаркуша, Н. М. Наза-

104

рова, М. Е. Орешкина). В то же время отмечается явно недостаточное количество исследований, посвященных вопросам деонтологии в специальной педагогике, что обусловило научно-педагогическое противоречие между необходимостью деонтологической подготовки специальных педагогов и существующими теоретическими основаниями, не позволяющими целенаправленно решать эту задачу в системе высшего профессионального образования.

Данное противоречие предопределило необходимость историографического анализа отечественного и зарубежного опыта в области становления и развития деонтологии как науки в целом и деонтологии в специальной педагогике как частного научного направления.

Исходя из определения историографии как совокупности исторических исследований, относящихся к какой-либо проблеме [5. С. 250], мы на основе принципа историзма и историко-аналитического метода провели теоретический анализ исследований по проблемам деонтологии. Генезис деонтологии как науки о должном профессиональном поведении раскрывался в работах М. П. Васильевой, Е. К. Веселовой, G. F. Gaus, Е. В. Коробовой, G. L. L. Lau, К. М. Левитана, Г. П. Медведевой, М. Е. Орешкиной и др.

Проведенный историографический анализ позволил нам проследить становление и развитие деонтологии от появления представлений о должном профессиональном поведении до оформления самостоятельной научной области знания и выделить три основных периода развития деонтологии: имплицитный СУ!—1У вв. до н. э. — нач. XIX в. н. э.), эксплицитный (нач. XIX в. н. э. — нач. XX в. н. э.) и институциональный (с начала XX в. по настоящее время).

Содержание имплицитного периода состоит в осознании социальной необходимости определения и соблюдения должных норм профессионального поведения.

Начавшееся еще в античные времена формирование представлений о нормах поведения человека в процессе профессиональной деятельности диалектически связано со следующими факторами:

- развитие религиозных моральноэтических воззрений (иудаизм, христианство, ислам, буддизм и др.);

- зарождение этики как философского учения о морали (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан и др.);

- появление первых профессиональных регламентов правил и норм деятельности (Гиппократ, К. Гален, Авиценна и др.).

- разработка положений критической философии И. Канта о моральном законе и о человеческом долге как ценности высшего порядка.

Данный период связан с осознанием

и появлением ряда требований, нормирующих профессиональное поведение педагогов, формулировавшихся философами и педагогами исходя из конкретной социально-исторической ситуации (Е. В. Коробова, К. М. Левитан, Н. Н. Ма-лофеев). В рабовладельческом обществе от учителя требовались высокая образованность, любовь к родине, воспитание молодежи в духе защиты прав собственников и презрения к труду (Сократ, Платон, Аристотель); в средневековую эпоху — отрицание самостоятельности ученика, строгость и жестокость; в эпоху Реформации — любовь к детям, старательность, трудолюбие, смирение (Э. Роттердамский), образованность, нравственность, благочестие (Я. А. Ко-менский); в эпоху Просвещения — гуманизм, свобода, нравственность, доброта (Ж. Ж. Руссо).

Итогами периода являются следующие достижения:

- универсальная регламентация системы высших ценностей человеческого бытия (жизнь, благо человека, служение людям, долг человека и т. д.) сводами религиозных правил;

- выделение значимых акцентов в основных целях служения человечеству представителей «помогающих» профессий, к которым относится профессия специального педагога;

- становление традиций милосердия в результате расцвета православной культуры, формирование ценностного отношения к труду и к профессионализму в ходе развития протестантизма;

- появление исторической основы частной этической регламентации поведения специалистов «помогающих» профессий — «Клятвы Гиппократа».

Вместе с тем рассматриваемый период характеризуется отсутствием социокультурных установок на регламентацию деятельности педагогов, занимающихся помощью «неполноценным» детям.

В эксплицитный период деонтология оформляется как наука о должном профессиональном поведении.

Термин «деонтология» (от греч. deon-tos — ‘должное’ и logos — ‘учение’) предложил в начале 30-х гг. XIX в. английский философ, социолог и правовед И. Бентам (J. Bentham, 1748—1832). Становление научного понятия «деонтология» происходило в тесной связи с философскими этическими теориями морали, утилитаризма и консеквенциализма (И. Кант, Дж. Милль, G. F. Gaus, G. Gotsis и др.).

Суть взаимосвязи и различий утилитаристской, продолжающей ее консек-венциалистской и деонтологической теорий сформулирована в аналитической теории морали и заключается в отношении к ценностям: консеквенциали-стские теории соответствуют теориям, основанным на цели, а деонтологиче-ские теории главной ценностью признают долг (В. П. Макаренко).

Профессиональный долг рассматривается как главная категория деонтологии, взаимосвязанная с главной катего-

105

рией этики — моралью, которая имеет два возможных источника появления в сознании человека: внешний, возни-

кающий в культурно-исторической среде в форме мировоззрения конкретного социума и предлагаемый личности для интериоризации, и внутренний, присущий человеку от природы и данный ему в форме совести — естественного нравственного закона (Е. К. Веселова).

Быстрые темпы развития капиталистического общества, противоречие между социокультурными и внутренними источниками морали и, следовательно, долга предопределили необходимость целенаправленного определения норм профессионального поведения и выработки требований к представителям различных профессиональных групп в конкретной социокультурной среде.

Развивавшаяся педагогика гуманизма, формировавшаяся педагогическая этика требовали от педагога владения предметом, любви к профессии и детям, самосовершенствования, гражданственности, нравственности, оптимистичности, строгости, требовательности, справедливости (Н. А. Добролюбов, А. Дис-тервег, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др.).

В педагогической практике началось внедрение концепции медицинской помощи детям с нарушением в развитии, которая оказала значительное влияние на формирование образа «неполноценного» человека в массовом и в педагогическом восприятии, на осознание обществом необходимости оказания помощи таким людям и предъявила особые требования к педагогам в отношении междисциплинарного педагогического знания, профессиональных качеств и выполнения педагогического долга перед людьми с отклонениями в развитии (И. Д. Георгенс, А. И. Герцен, Гюгенбюль, Г. М. Дейнхард, Итар, Э. Сеген, И. Г. Пес-талоцци). Изменение отношения общества и государства к лицам с отклонениями в

106

развитии и к их правам стало закрепляться в правовых документах: в 1817 г. в Дании был принят первый в истории закон о специальном образовании, что положило начало определению правовых норм поведения специального педагога [3].

Итогами периода являются:

- становление деонтологии как самостоятельной науки о профессиональном поведении;

- определение профессионального долга в качестве главной категории деонтологии;

- формирование в общественном сознании понятия о необходимости выполнения педагогического долга перед детьми с отклонениями в развитии, закрепленное в правовых документах;

- появление социокультурных, научных и правовых предпосылок целенаправленной регламентации профессионального поведения, в том числе и специалистов «помогающих» профессий, к которым относится специальный педагог. Институциональный период, при

котором субъектом становится специалист, характеризуется появлением системы взаимосвязанных социокультурных и профессиональных норм, ожидаемых обществом и закрепленных в нормативных актах и документах.

Повышение требований к работникам индустриального общества, мировой экономический кризис 20-х гг. ХХ в. и становление психологии личности как экспериментальной науки (А. Ф. Лазур-ский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др.) явились основой для научного изучения личности специалиста, для развития профессиографии и разработки за рубежом первых профессиональных кодексов поведения — Кодекса этики в государственном управлении, Кодекса честной конкуренции в бизнесе (США).

В 20—30-х гг. ХХ в. создаются отечественные профессиограммы работников различных сфер деятельности, в том

числе учителей массовых школ

(Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский и др.) и специальных педагогов (Д. И. Азбукин, Н. В. Лаговский, Ф. А. Рау, А. С. Шафранова и др.).

Проведенные профессиографические исследования экспериментально подтвердили энциклопедизм знаний, более широкий спектр профессиональных умений специального педагога по сравнению с учителем массовой школы, наличие специфичных психических процессов и качеств (устойчивость внимания, смешанный тип мышления, самообладание, эмоциональность и артистизм и т. д.). Полученные данные позволили обосновать принцип полифунк-ционального профессионализма педагога сферы специального образования (Е. Т. Логинова, Н. М. Назарова, И. М. Яковлева и др.), который мы считаем одним из главных принципов деонтологии в специальной педагогике.

Существенное влияние на дальнейшее развитие деонтологии за рубежом оказали международные нормативные акты, в первую очередь Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948), заложившие нормативно-правовую основу для профессиональных кодексов поведения, таких, как «Этические стандарты психолога» (АРА, США, 1953), «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (ООН, 1979), «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (IFSW, Норвегия, 1994) и др.

Изменения в социокультурной ситуации и в ценностных парадигмах российского общества в конце ХХ в. положили начало становлению отечественной деонтологии и обусловили необходимость разработки и утверждения профессиональных кодексов: Кодекс профессиональной этики психиатра (1993), Этический Кодекс российского врача (1994), Кодекс профессиональной этики адвоката (2003), проект Профессионального кодекса учителя (2010) и др.

Предметом современной деонтологии выступают юридические, профессиональные и моральные обязанности и правила поведения специалиста под углом зрения интересов клиента или пациента (Г. П. Медведева).

В отечественной и зарубежной деонтологии выделились самостоятельные научные направления: деонтология в медицине (А. А. Грандо, Н. Н. Петров и др.), юридическая деонтология (К. М. Левитан, Н. И. Овчаренко, О. Ф. Скакун и др.), психологическая деонтология (Е. К. Веселова, И. У. Юшваева и др.), деонтология в социальной работе (Г. П. Медведева, С. Шрейдер, С. Э. Юнгхольм), педагогическая деонтология (М. П. Васильева,

Г. А. Караханова, Е. В. Коробова, К. М. Левитан и др.) и ее разделы — деонтология в высшем образовании (G. L. L. Lau, J. K. Lee, E. R. Micewski, T. Ochiai, S. Takamitsu и др.) и деонтология в специальном образовании (Ю. Ф. Гаркуша, М. Е. Орешкина,

G. R. Fiedler, H. Nakata, H. Reiser) и др.

В конце ХХ в. деонтологические проблемы стали рассматриваться в педагогике (М. П. Васильева, Г. А. Караханова, К. М. Левитан и др.).

Впервые в отечественной науке понятие «педагогическая деонтология» было введено в 1999 г. К. М. Левитаном, который понимал под ней науку о профессиональном поведении педагога, разрабатывающую правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности.

Развитие педагогическая деонтология получила в исследованиях, посвященных вопросам профессиональной подготовки педагогов — формированию деонтологиче-ской готовности студентов (Е. В. Коробова, 2001; К. М. Кертаева, 2003; М. П. Васильева, 2004), деонтологически важных профессиональных качеств (М. Е. Орешкина, 2007) и деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования (Г. А. Караханова, 2007).

107

Становление деонтологии в отечественном специальном образовании началось в последние годы, что обусловлено повышением требований государства и общества к качеству деятельности специальных педагогов в связи с глобальными процессами гуманизации общества, интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум и фун-даментализации образования (А. А. Дмитриев, В. В. Коркунов, О. И. Кукушкина,

Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова и др.).

Большое значение для внедрения принципов деонтологии в деятельность специальных педагогов и для определения норм их профессионального поведения имеют международные и российские акты и документы: Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1989); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993); Сала-манкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994); Конвенция о правах инвалидов (2006); Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании» (1992); национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010) и др.

В этих документах признается неотъемлемое право человека с ограниченными возможностями здоровья на достойную жизнь, на предоставление ему равных с другими членами социума возможностей, декларируется необходимость обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования, необходимость создания условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная деятельность специального педагога, в свете современных требований, должна характеризоваться высоким уровнем компетентности, в том числе готовностью к со-

108

циальному и профессиональному взаимодействию на основе норм профессионального поведения. Это актуализирует проблему деонтологической подготовки специальных педагогов как одного из средств повышения качества специального (дефектологического) образования.

Итогами институционального периода развития деонтологии являются:

- выделение самостоятельных научных направлений в рамках деонтологии;

- определение норм профессионального поведения на основе правовых документов и профессиограмм специалистов;

- закрепление норм поведения специалистов в профессиональных кодексах;

- рассмотрение деонтологической подготовки специалистов в качестве важного компонента профессиональной подготовки и формирования профессиональной культуры. Проведенный историографический

анализ становления и развития деонтологии позволил сделать следующие выводы:

1. Деонтология в специальной педагогике является новым самостоятельным направлением деонтологии, социокультурными предпосылками которого выступают глобальные процессы гуманизации общества, интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум и фундаментализации специального (дефектологического) образования.

2. Деонтология в специальной педагогике рассматривается как междисциплинарное научное направление, которое исследует проблемы профессионального долга и нормативного поведения в различных системах педагогического взаимодействия: специальный педагог как субъект проЛИТЕРАТУРА

фессиональной деятельности ^ общество и государство; воспитанники, имеющие ограниченные возможности здоровья и/или особые образовательные потребности; семья и близкое окружение воспитанников; коллеги; сам педагог; предметная культурная среда; другие специалисты, в том числе зарубежные коллеги.

3. Профессиональный долг, милосердие и профессионализм выделяются в качестве исторически обусловленной и научно обоснованной ценностно-нормативной системы основных категорий деонтологии в специальной педагогике.

4. Нормы профессионального поведения специального педагога определяются на основе правовых документов, профессиограммы специалиста и включают нормативно-правовые (формализованные) и нормативно-личностные (неформализованные) компоненты. Закрепление неформализованных норм профессионального поведения в профессиональных кодексах способствует повышению качества профессиональной деятельности специального педагога.

5. Деонтологическая подготовка, под которой понимается подготовка к осуществлению нормативного профессионального поведения в области профессиональной деятельности посредством формирования системы ценностных мотивов, деонтологических знаний, умений, навыков и деонтологически важных качеств специального педагога, является необходимым метакомпонентом подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования и действенным механизмом повышения качества специального (дефектологического) образования.

1. ВЕСЕЛОВА Е. К. Психологическая деонтология : дис. ... д-ра психол.наук : 19.00.01. СПб., 2003.

2. ЛЕВИТАН К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург : Деловая книга, 1999.

3. МАЛОФЕЕВ Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учеб. пособие для студентов пед. вузов : в 2 ч. М. : Просвещение, 2010. Ч. 1.

4. НАЗАРОВА Н. М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров : моногр. М. : Спутник+, 2009.

5. ОЖЕГОВ С. И., ШВЕДОВА Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук ; Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М. : АЗЪ, 1995.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. Л. Алексеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.