Научная статья на тему 'Субнациональные, национальные и наднациональные измерения в религиозном образовании в школе России'

Субнациональные, национальные и наднациональные измерения в религиозном образовании в школе России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надыршин Тимур Маратович

В работе представлен анализ преподавания религии в общеобразовательной школе России в наднациональном, национальном и субнациональном измерениях. К наднациональным факторам относится роль международного законодательства, которая закрепляет практику изучения религии в светской школе. Несмотря на влияние первых двух плоскостей, именно в субнациональном измерении, больше всего проявляется вариативность форм преподавания курса. Благодаря этому формируется компромиссная модель изучения религиозного знания в светской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субнациональные, национальные и наднациональные измерения в религиозном образовании в школе России»

Субнациональные, национальные и наднациональные измерения в религиозном образовании в школе России Надыршин Т. М.

Надыршин Тимур Маратович /Nadyrshin Timur Maratovich - младший научный сотрудник,

отдел религиоведения, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимский научный центр Российская академия наук, г. Уфа

Аннотация: в работе представлен анализ преподавания религии в общеобразовательной школе России в наднациональном, национальном и субнациональном измерениях. К наднациональным факторам относится роль международного законодательства, которая закрепляет практику изучения религии в светской школе. Несмотря на влияние первых двух плоскостей, именно в субнациональном измерении, больше всего проявляется вариативность форм преподавания курса. Благодаря этому формируется компромиссная модель изучения религиозного знания в светской школе.

Ключевые слова: религия, школа, образование, христианство, ислам, международное законодательство.

В России начиная с 2012 г. в масштабах всей страны ведется преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В рамках предмета родителям учащихся предоставляется возможность выбрать шесть модулей для преподавания.

К этим модулям относятся «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры». Выбор отражает политику страны, которая закрепило приоритетное сотрудничество с «традиционными» для России религиозными объединениями - православными, мусульманскими, иудаистскими и буддистскими и стало проводить политику преференций по отношению к ним [1, с. 29].

Взаимодействие религии и образования в школе носит ярко выраженный многоступенчатый характер, на который влияют многие факторы. Согласно исследованиям Одри Мари Хоуден Брэтен (Oddrun Marie Hovde Brâten) можно перечислить несколько измерений преподавания религии в школе. К ним относятся субнациональное (региональное), национальное (государственное) и наднациональное (международное) измерения [2].

В любом формате преподавания присутствует взаимовлияние указанных измерений преподавания курса. На любого учащегося, который изучает религию в школе, влияют все три уровня. В зависимости от региона преподавания религиозного образования меняется и иерархия указанных измерений. И поэтому изучение опыта преподавания дает множество самых различных моделей преподавания религиозно ориентированных предметов.

Например, на практику религиозного образования на наднациональном уровне влияют несколько групп факторов: глобализация, переход религии в медийное пространство, международный терроризм, миграция. К ним же относится и развитие международной правовой базы. Россия выполняет требования международных организаций, которые регулируют взаимодействие религии и образования. Частично, возможность родителей давать своим детям религиозное образование предусмотрена в таких документах как, «Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), «Международная конвенция о правах ребенка» (1989 г.), «Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г», «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области

образования» от 1960 г, «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» от 1966 г. и многие другие.

В национальной же плоскости формы преподавания религии в школе тоже подвержены многочисленным факторам: возрождение религиозной жизни в стране, секуляризация, рост влияния отдельных религиозных организаций, экономическая ситуация в стране, смена образовательной парадигмы. Например, культурологический характер преподавания курса и шестимодульная система отражают влияние именно этих факторов. Кроме того в последнее десятилетие произошло обновление образовательных стандартов, которые утвердили новые формы взаимодействия религии и школы.

Полиэтничность государства выдвигает на первое место субнациональную плоскость. Полевые исследования, проведенные в 2012-2016 гг. в Республике Башкортостан продемонстрировали, что в зависимости от образовательного учреждения, администрации учебного заведения, национального и конфессионального состава населенного пункта курс преподается по-разному. Модель преподавания курса - компромисс многочисленных заинтересованных сторон: родителей, школы, учителей, органов образования, духовенства [3].

Форма изучения религиозных знаний учащимися в светской школе в России является адекватной существующим реалиям, и полностью укладывается в международное и российское законодательство, однако существует необходимость институциализации сложившейся практики преподавания курса в аспектах, касающихся подходов и методов преподавания ОРКСЭ, включая взаимодействие с религиозными организациями.

Литература

1. Мухаметзянова-Дуггал Р. М. Государственная политика в сфере свободы совести в России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика, 2012. № 1. С. 29-32.

2. Oddrun Marie Hovde Brâten. Three dimensions and four levels: towards a methodology for comparative religious education // British Journal of Religious Education, 2015. Vol. 37. № 2. P. 138-152.

3. Надыршин Т. М. Полевые материалы автора. Республика Башкортостан. 2012-2016 гг.

Понятие информационной компетентности Висаитова Б. Х.

Висаитова Бэлла Хадиевна / Visaitova Bella Hadievna - ассистент, кафедра статистики и информационных систем в экономике, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в современном информационном обществе существует разногласие по определению понятия «информационная компетентность». Обусловлено оно тем, что данный термин можно рассматривать с точки зрения двух различных теорий. Первая понимает под информационной компетентностью (ИК) умение обращаться с компьютерной техникой и компьютерными средствами в информационных процессах. Вторая теория предполагает, что ИК - это свойство личности, психологическая категория, позволяющая человеку выполнять операции над информацией с помощью информационных технологий. В данной статье рассматриваются существующие определения ИК. Дается определение информационной компетентности, а также информационной компетентности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.