И.А. Пибаев*
Право на религиозное образование в светском государстве (на примере Российской Федерации и Италии)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости и возможности преподавания знаний о религии в государственной школе, учитывая светский характер образования. Проводится сравнительный анализ законодательства и практики изучения религии в школах РФ и Италии. Автор отмечает проблемы, связанные с введением учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в российских школах. В заключение делается вывод о необходимости совершенствования российского законодательства, регламентирующего порядок ведения «религиозных предметов». Во-первых, предлагается ужесточить требования к образованию учителей, допущенных к преподаванию «религиозных» предметов в школах, а во-вторых, рассмотреть возможность для религиозных конфессий высказывать одобрение учебным пособиям по их профильному модулю в виде размещения специального грифа. Ключевые слова: светское государство, школа, свобода совести, религия, секуляризм, Европейский Суд по правам человека, право, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», религиозное образование, Италия.
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере российского образования является принцип светского характера образования в государственных, муниципальных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность. В настоящее время он закреплен в подп. 6 п. 1 ч. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании»). В соответствии с данным принципом в государственных и муниципальных учебных заведениях недопустимо обучение учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, гарантируется отсутствие вероучитель-ных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий. Вместе с тем сегодня активно обсуждается вопрос о необходимости и возможности преподавания знаний о религии в государственной школе.
Впервые в России заговорили о необходимости определенного религиозного присутствия в школе в середине 1990-х гг. Тогда еще по практике дореволюционного времени предмет, появления которого ожидали представители Русской православной церкви, фигурировал под рабочим названием «Закон Божий». Однако факт возможного появления такого предмета вызвал бурную дискуссию. «Одни ее участники с жаром поддерживали проект введения в школах преподавания религиозного предмета, — отмечает митрополит Волоколамский Иларион, — другие его реши-
тельно отвергали, третьи затруднялись определить свое отношение к данному вопросу»1.
Но тем не менее начало 1990-х гг. было лишь стартом длинного пути религиозной культуры к школьным партам, конкретных мер в масштабах страны принято не было. Вместе с тем в некоторых регионах России, например в Белгородской и Смоленской областях, введение религиозных уроков началось уже в конце 1990-х гг. Предмет «Основы православной культуры» (такое название он получил в результате многочисленных дискуссий, далее — ОПК) получил «прописку» в школе в качестве регионального компонента школьного образования. Введение данного предмета в образовательный процесс не осталось в стороне от широкого общественного обсуждения, многочисленных критических замечаний. Самой значительной акцией протеста стало «письмо десяти академиков» (опубликованное 22.07.2007 г.), в котором 10 академиков Российской Академии наук выразили обеспокоенность «возрастающей клерикализацией российского общества» и отметили, что «многонациональной многоконфессиональной стране такой курс (ОПК. — И.П.) вводить нельзя»2.
1 Выступление митрополита Волоколамского Илариона на российско-литовской конференции «Актуальные проблемы преподавания религии в светской школе». URL: https://mospat. ru/ru/2012/02/07/news57835/ (дата посещения: 10.06.2014).
2 Политика РПЦ: консолидация или развал страны?
URL: http://old.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html
(дата посещения: 10.06.2014).
© Пибаев И.А., 2015
* Пибаев Игорь Александрович — преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. [[email protected]]
610000, Россия, г. Киров, ул. Ленина, д. 99. DOI: 10.17803/1994-1471.2015.58.9.052-058
Возражения против курса высказывались и в юридической среде. В.И. Левин, комментируя позицию министра образования РФ В. Филиппова, пишет, что «введение в школах только курса "Основ православной культуры" явилось грубым нарушением... статьи Конституция (ст. 19), гарантирующей равенство прав граждан всех конфессий»3. Также, по его мнению, при посещении занятий нарушался принцип добровольности.
Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13.09.2007 г., подчеркнув, что он выступает за воспитание детей «в духе наших четырех религий», высказался о необходимости «найти приемлемую для всего общества форму»4. Существующую систему Президент, видимо, посчитал неприемлемой и 01.12.2007 г. подписал Федеральный закон № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образования». Вступление в силу данного закона привело к отмене регионального компонента и заставило искать иные возможности для преподавания религиозных дисциплин в школах.
21.07.2009 г. на совещании по вопросам преподавания в школе основ религиозной культуры и светской этики Президент РФ Д.А. Медведев, особо подчеркнув важность религиозного компонента образования, оказывающего сущностное влияние на становление человека и гражданина России, заявил о необходимости провести в 18 регионах эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры.
Распоряжением от 11.08.2009 № ВП-П44-4632 Правительство РФ объявило о проведении в 19 субъектах РФ эксперимента по апробации учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). В период с 01.04.2010 г. до 2011 г. ведение этого курса проходило в экспериментальном режиме в IV четверти 4-го класса и I четверти 5-го класса. Учебный курс ОРКСЭ включил в себя 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы светской этики, основы мировых религиозных культур. Родители учащегося выбирали для изучения один из модулей. Апробация курса была успешно завершена к 2011 г. По итогам было принято решение о преподавании предмета в объеме 34 часа (1 час в неделю) во всех регионах России с 01.09.2012 г.
Министерством образования и науки для реализации программ курса был подготовлен ряд
приказов и планов. Подобные документы, конкретизирующие перечень мероприятий, приняты также и на региональном уровне. Нужно отметить, что во всех подобных документах подчеркивается использование культуролого-религиовед-ческих методов и светский характер преподавания курса.
По данным общероссийского мониторинга за 2012/2013 г., исходя из выбора родителей, 44,8 % школьников изучают основы светской этики, 30,4 % основы православной культуры, 20,6 % историю мировых религий5. Таким образом, можно констатировать, что ОРКСЭ вошли в повседневную реальность образовательного процесса. Тем не менее повсеместное введение подобного предмета в российских школах не обошлось без различного рода трудностей. В большинстве своем они касаются организационных вопросов, таких как обеспечение свободы выбора модуля, кадровый дефицит и т.д.
1. Основной проблемой является необходимость подготовки большого количества педагогов. Согласно справке Министерства образования и науки6, ведут занятия по ОРКСЭ 70 000 педагогов. Вполне закономерно было ожидать, что подготовить новых специалистов в таких объемах просто невозможно. Единственным решением проблемы стала организация мероприятий по повышению квалификации учителей начальных классов, истории, ОБЖ в учебных заведениях разного уровня7. После такой переподготовки педагоги должны были готовы вести любой из 6 модулей курса ОРКСЭ. Подобные меры очевидным образом отражаются на качестве преподавания: если для учителя истории проблемы религии как общественного института знакомы в том или ином контексте, то для других - изучение непростого материала (различных аспектов 6 религий) стало серьезной проблемой.
В рамках разработки базового профиля образования для подготовки молодых учителей к преподаванию курса ОРКСЭ в период с 01.09.2013 г. по 20.10.2013 г. проводится апробация экспериментальной основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с учетом
3 Левин В.И. Проблема преподавания религии в государственной школе РФ // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 834.
4 Религиозное образование в школах должно быть факультативным. URL: http://regions.ru/news/2097535/ (дата посещения: 10.06.2014).
5 Табл. 1. Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в 2012-2013 учебном году. URL: http://www.orkce.org/ sites/default/files/file/mntrng2013_p1.pdf (дата посещения: 10.06.2014).
6 Справка об итогах деятельности Министерства образования и науки РФ за 2012 год и задачах на 2013 год. К заседанию коллегии Минобрнауки России 20.03.2013. URL: http:// минобрнауки.рф/пресс-центр/3175/файл/1948/13.03.20-Справка^с^ (дата посещения: 10.06.2014).
7 Например, ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» на базе Московской духовной академии проходят Курсы повышения квалификации преподавателей курсов ОРКСЭ в объеме 72 часа с выдачей удостоверения МГГУ им. М.А. Шолохова и т.д.
профиля «Культура конфессий». Несмотря на то, что, по нашему мнению, подобные мероприятия имеют важное значение для подготовки профильных специалистов, полагаем, что недостаточно проводить работу только в этом направлении, тем более что эта программа только лишь проходит апробацию, а внедрение ее в образовательный процесс и выпуск первых педагогов дело не одного года. Представляется необходимым создание условий для привлечения к преподаванию профильных светских специалистов, имеющих, к примеру, диплом бакалавра или магистра по направлению «031800 — Религиоведение» или «031901 — Теология».
2. Обеспечение свободы выбора модуля. Патриарх Кирилл на открытии XXI Международных Рождественских чтений в 2013 г. выразил обеспокоенность ситуацией с введением курса ОРКСЭ в Москве. «В Московской городской епархии лишь 23,4 % родителей учащихся выбрали основы православной культуры. Это самый низкий показатель, — указал Патриарх, — по Центральному федеральному округу. Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру»8.
В большинстве случаев это было вызвано недостаточной степенью информированности родителей учеников — некоторые директора школ утверждали, что в связи с отсутствием педагога по основам православной (или иной) культуры школа может обеспечить введение только «Основ светской этики», что в итоге приводило к написанию заявлений только на этот предмет9.
Нужно отметить, что Министерство образования и науки РФ (далее — Минобрнауки) обратило внимание на эту проблему и 21.04.2014 г. в органы исполнительной власти субъектов РФ направило инструктивное письмо № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ»10. Это письмо содержит регламент выбора родителями модуля, состоящий из 3 этапов: предварительного, основного и заключительного. Предварительный этап — информирование. Включает в себя: назначение ответственного лица в образовательном учреждении за организацию и проведение выбора, доведение полной информации не менее чем за неделю до родительского собрания. Особо акцентируется внимание на недопустимость при общении с родителями скло-
8 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXI Международных Рождественских чтений. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/2746897.html (дата посещения: 10.06.2014).
9 В ряде регионов школьникам не дают выбрать предмет «Основы православной культуры». URL: http://www. pravoslavie.ru/news/67946.htm (дата посещения: 10.06.2014).
10 Письмо Министерства образования и науки РФ от
21.04.2014 № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ». URL:
http://www.orkce.org/494.htm (дата посещения: 10.06.2014).
нять их к какому-либо определенному выбору под любыми предлогами. Второй этап — проведение родительских собраний и написание родителями заявлений по установленной форме. Заключительный этап — составление и подписание протокола родительского собрания, а после проведения всех собраний — оформление листа сводной информации образовательного учреждения и передача его в органы управления образованием. Описанный выше механизм призван обеспечить свободу выбора модуля курса, однако будет ли он в полной мере реализован на практике, пока говорить рано.
Несмотря на определенные различия в отношениях между религиозными организациями и государством в Российской Федерации и Италии, а также между религией и школьным образованием, проблемы, с которыми сталкивается религиозное образование, во многом схожи.
Положение религиозных дисциплин в итальянской системе образования очень неоднородно. Во-первых, это обусловлено тем, что существуют два типа школ — государственные и частные (конфессиональные). Во-вторых, спецификой государственно-конфессиональных отношений с различными религиозными организациями.
Рассмотрим положение конфессиональных уроков в государственных школах. Итальянское законодательство предусматривает, что во всех государственных школах существуют уроки католической религии (итал. — L'insegnamento della Religione cattolica, сокращенно — IRC). Итальянская система образования включает в себя 3 ступени:
- начальное (5 лет);
- среднее (первый уровень — 3 года, второй
уровень — 5 лет);
- высшее.
Сюда же можно отнести и дошкольное образование (детский сад), но оно не является обязательным. В соответствии с такой системой в детском саду на религиозное обучение отводится 1,5 часа, в начальной школе — 2 часа и 1 час в средней школе (на первом и втором уровне), в высших учебных заведениях такие занятия не проводятся. Выбор производится в начале обучения и может быть беспрепятственно изменен ежегодно.
Современная система религиозного обучения сложилась не сразу, ее формирование проходило довольно трудным путем. После присоединения Рима к Италии министр образования Чезаре Кор-ренти 29.09.1870 г. издал циркуляр, в котором было предусмотрено религиозное образование в школах только по просьбам родителей. С этого момента преподавание католической религии в школе перестало носить обязательный характер (до этого момента данный предмет входил в сетку обязательных учебных дисциплин), что к 1905 г. привело к практически полному удалению религиозных дисциплин из образовательного процесса. В 1923 г. во время правления фашистского прави-
тельства под руководством министра образования Джованни Джентиле была проведена масштабная реформа школ. Одним из ключевых моментов реформы стало обязательное преподавание католической религии в начальных школах (Королевский указ от 01.10.1923 № 218511).
Позднее ст. 36 Латеранских соглашений 1929 г. введено обязательное религиозное обучение в средней школе. Причем первоначально, согласно проекту папы Пия XI, оно должно было быть введено и в высших учебных заведениях. «Однако согласно выраженной Муссолини 31 января 1929 г. "настойчивой просьбе", — отмечает Е.С. Токарева, — следующий вариант конкордата упоминал только о начальных и средних школах, как это и осталось в окончательном тексте. По сути дела, такова была цена, заплаченная Пием XI за уступку, сделанную Муссолини в вопросе о церковном браке»12.
Пункт 2 ст. 9 Закона от 25.03.1985 № 121 «О ратификации соглашения между Итальянской Республикой и Святым Престолом (с Дополнительным протоколом) от 18.02.1984 г., изменяющего Латеранский конкордат от 11.02.1929 г.» в отношении государственных школ предусмотрел следующее положение: «Итальянская Республика, признавая значение религиозной культуры и принимая во внимание, что католическая религия является частью исторического наследия итальянского народа, будет продолжать обеспечивать (в рамках целей и задач школы) преподавание католической религии в государственных школах и учебных заведениях разного уровня, не относящихся к системе высшего образования»13.
Впоследствии для осуществления Соглашения 1984 г. и Дополнительного протокола (п. 5) и последующих соглашений между Министерством образования и Президентом Итальянской епископской конференции принимались нормативные документы, направленные на урегулирование преподавания католической религии в государственных школах на основе уважения свободы совести и религиозного плюрализма. В духе пересмотра Латеранского конкордата и Протокола к нему был принят Закон от 18.07.2003 №186 «Положение о правовом статусе католических преподавателей религии колледжей и школ всех
уровней»14 (далее — Закон № 186 от 18.07.2003). В соответствии со свободой совести и принципом ответственности родителей за образование своих детей им было предоставлено право выбирать, будет посещать их ребенок эти уроки или нет. По заявлению родителей или учащихся средней школы руководство школы должно осуществить это право, так как обучение религии без выбора может привести к дискриминации (Закон от 18.06.1986 № 281 «О выборе образования и правах учащихся в средних школах»)15.
С момента подписания конкордата в 1984 г. в течение 5 лет в итальянской юридической науке активно обсуждался вопрос о диспозитивности или факультативности посещения уроков религии. Одни полагали, что в случае непосещения уроков по религии, школьник должен посещать альтернативные мероприятия, организованные школой, другие считали, что раз уроки не обязательны, то и посещать иные мероприятия во время, отведенное для занятий религией, не обязательно. Точку в споре поставил Конституционный Суд Италии.
В своем постановлении от 12.04.1989 № 203 он определил, что обучение католической религии для школьников и членов их семей является необязательным. Если они отказываются от уроков католической религии и от альтернативных вариантов, то они могут не посещать данные занятия16. Также в соответствии постановлением Конституционного Суда Италии № 290 от 1992 г. такой учащийся может находиться вне здания школы в то время, когда по расписанию стоят эти уроки17.
Тем не менее, несмотря на необязательность посещения данных занятий, количество avvalentisi (технический термин, используемый для обозначения учеников, посещающих уроки католической религии) в Италии весьма высоко. Так, по данным 2011/2012 учебного года: в дошкольном образовании — 91,6 % в начальной школе — 93,1 %, на первом уровне средней — 90,9 %, на втором уровне средней — 83,0 % (в среднем — 89,3 %). Но в последние годы наметилась тенденция к снижению количества учеников, посещающих данные уроки на 5 % (с 93 % до 89 %, по данным Конференции итальянских епископов)18.
11 Статья 3. Фундаментом и вершиной начального образования является преподавание христианского вероучения, проповедуемого католической церковью. См.: Regio decreto 1 ottobre 1923, № 2185. Ordinamento dei gradi sco-lastici e dei programmi didattici dell'istruzione elementare // Gazzetta Ufficiale. 1923. № 250. 24 ottobre.
12 Токарева Е.С. Церковь и фашистский режим: Феномен Италии, 1922-1943 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. М., 2002. С. 148.
13 Legge 25 marzo 1985 n. 121 Ratifica ed esecuzione dell'accordo, con protocollo addizionale, firmato a Roma il 18 febbraio 1984, che apporta modificazioni al Concordato lateranense dell'11 febbraio 1929, tra la Repubblica italiana e la Santa Sede. URL: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:sta to:legge:1985;121 (дата посещения: 10.06.2014).
14 Legge 18 luglio 2003, n. 186 «Norme sullo stato giuridico degli insegnanti di religione cattolica degli istituti e delle scuole di ogni ordine e grado» // Gazzetta Ufficiale. 2003. № 170. 24 luglio.
15 Legge 18 giugno 1986 n. 281 Capacita di scelte scolastiche e di iscrizione nelle scuole secondarie superiori // Gazzetta Ufficiale. 1986. № 141. 20 giugno.
16 Sentenza Corte Costituzionale № 203 del 12 aprile 1989. URL: http://www.giurcost.org/decisioni/1989/0203s-89.html (дата посещения: 10.06.2014).
17 Sentenza Corte Costituzionale №290 del 1992. URL: http:// www.governo.it/Presidenza/USRI/ ufficio_studi/normativa/ ItSent290-92.pdf (дата посещения: 10.06.2014).
18 Самый низкий уровень посещаемости уроков религии в областях Тоскана (80,4 %), Ломбардия, Эмилья-Романья, Пьемонт и Лигурия (83,8 %). См.: Genova, al Liceo Colombo
Кроме того, с 1984 г. не было случая, чтобы от религии отказывались всем классом (отказ всегда носил единичный характер). Вместе с тем в 2013/2014 учебном году произошел прецедентный случай — в классическом лицее им. Христофора Колумба (средняя школа) выпускной класс в полном составе отказался от изучения религии (причем без располагавших к этому причин). По словам директора школы Энрико Бада, «это уникальный случай, который, как он надеется, больше не повторится». Рафаэль Каркано (секретарь Союза атеистов и агностиков-рационалистов) отметил, что ранее подобное было только один раз — в 2012 г. в средней школе Fracastoro (Верона), но тогда ученики отказались от занятий из-за конфликта с учителем-фундаменталистом.
Необходимо отметить, что католическая церковь прилагает много усилий по привлечению школьников к изучению данного предмета. Ежегодно президент Итальянской епископской конференции обращается с обращениями об изучении религии19, проводятся конференции по проблемам преподавания религии20.
В соответствии с п. 5. Дополнительного протокола к Соглашению 1984 г., было предусмотрено, что обучение католической религии осуществляется учителями, официально утвержденными церковной властью и назначаемыми в школы по согласованию с церковью. Закон от 18.07.2003 № 186 предусмотрел новый порядок назначения учителей на должность, теперь они занимают место учителя религии по конкурсу, который проводится на региональном уровне. С 2004/2005 учебного года эти преподаватели работают по трудовому договору с государством на неопределенный срок действия. Однако п. 9 ст. 3 данного Закона предусмотрел за епископом области возможность отозвать право преподавания у педагога (к примеру, если нравственное поведение педагога не согласуется с канонами римско-католической церкви).
Вместе с тем установлены гарантии учителям, прошедшим процедуру конкурса — если произойдет сокращение количества учащихся или они потеряют согласие епископа, то они смогут получить:
un'intera classe senza religione // IRINEWS Insegnare le Reli-gioni in Italia. 2014. 1 gennaio. P. 2.
19 Messaggio della Presidenza della Conferenza Episcopale Italiana in vista della scelta di avvalersi all'insegnamento della religione cattolica nell'anno scolastico 2014-2015. URL: http://www. chiesacattolica.it/documenti/2013/12/00016790_messaggio_del-la_presidenza_della_conferen.html (дата посещения: 10.06.2014).
20 Например, с 31.03 по 02.04.2014 г. прошла Национальная конференция директоров школ и учителей IRC с уча-
стием представителей епархиальных епископов по проблемам образования и повышения личной и профессиональной мотивации учителей религии. URL: http://www.
chiesacattolica.it/pls/cci_new_v3/V3_S2EW_CONSULTAZI-ONE. mostra_pagina?id_pagina=53266&rifi=guest&rifp=gue st (дата посещения: 10.06.2014).
а) место в другой епархии (в случае согласия епископа);
б) должность учителя, не связанную с религиозным образованием (при наличии необходимых знаний и документов);
в) другую работу в школьном государственном учреждении на постоянной основе.
Но в итальянских школах проходят уроки не только католической религии. Религиозные конфессии, которые заключили соглашение с итальянским государством, в соответствии со ст. 8 Конституции Италии, в рамках обеспечения плюралистического характера школы, имеют право проводить занятия по запросам от студентов, их семей или школьных органов, с целью изучения религии.
Что касается религиозного обучения в школах для учеников, принадлежащих к религиозной конфессии, которые не заключили соглашения с итальянским государством на основе действующего законодательства, то оно также имеет право на существование. Его положение регламентируется конституционными принципами, Законом от 27.07.1929 № 1159 и подзаконными актами, а также Королевским указом от 28.02.1930 № 289.
Статья 23 Указа № 289 предусматривает, что родители детей, исповедующих иную религию (отличную от католической), могут получить для религиозного обучения своих детей школьные помещения при наличии 2 условий. Во-первых, количество школьников подтверждает такую необходимость, и, во-вторых, по объективным причинам храм не может быть использован для их религиозного обучения. Данное предложение направляется к директору школы, который по согласованию со школьным советом решает это вопрос. В случае возникновения конфликтных ситуаций, вопрос передается в Министерство образования, которое принимает окончательное решение после консультации с Министерствами юстиции и внутренних дел21. В постановлении о предоставлении помещения должны быть определены дни и часы, когда проводятся занятия, и указаны принятые меры по обеспечению безопасности.
Несмотря на то, что данному указу уже более 80 лет, он не теряет своей актуальности. Консультативный комитет по свободе вероисповедания, работающий при Председателе Совета министров, подтверждая в заключении (октябрь 2000 г.) применимость этого положения сегодня, установил требования к количеству учеников для проведения занятий. По мнению комитета, трех студентов вполне достаточно22.
21 Regio Decreto 28 febbraio 1930, n. 289 Norme per l'attuazione della L. 24 giugno 1929, n. 1159, Sui culti ammessi nello Stato e per coordinamento di essa con le altre leggi dello Stato // Gazzetta Ufficiale. 1930. № 87. 12 aprile.
22 L' esercizio della liberta religiosa in Italia // Ufficio Studi e Rapporti Istituzionali. 2013. № 7. P. 45.
Подводя итог, следует отметить, что преподавание уроков католической религии в итальянских школах на протяжении длительного времени является предметом непрекращающегося спора. Одна сторона, объединяющая католических религиозных деятелей и даже некоторых известных мирян-атеистов (например, Умберто Эко23), полагает, что знание Библии и учения католической церкви необходимо, чтобы узнать и понять важную часть исторического, культурного, художественного наследия Италии. Другие считают, что сложившаяся практика вступает в конфликт с конституционным принципом светскости, закрепленным в Конституции Италии. Так, Евангелическая церковь Вальденсов убеждена, что религиозное образование молодежи происходит в семье и в церкви, поэтому преподавание катехизиса или религиозной доктрины в государственных школах недопустимо24.
***
Таким образом, проанализировав подходы к преподаванию религиозных дисциплин в школах России и Италии можно сделать следующие выводы.
В государственных школах проводятся занятия, связанные с преподаванием дисциплин духовно-нравственного содержания. Содержание предмета и методика изложения материала, конечно, отличаются, но сам факт рассмотрения религиозного-культурологического образования в качестве важной составной части воспитания школьников говорит о том, что государство и общество не считают это противоречием конституционному принципу светскости.
К проведению занятий допускаются только светские педагоги, имеющие знания в соответствующей сфере, подтвержденные тем или иным документом об образовании. Правда, в Италии требования к допуску преподавания «религиозных» предметов гораздо строже — требуется диплом профильного заведения, необходимо проходить конкурс и т.д. Также у католического епископа, руководящего вверенной ему епархией, есть механизм воздействия на «неблагонадежных», по его мнению, учителей — отзыв права преподавания в школе. В России, в связи с тем, что предмет ОРКСЭ еще только входит в образовательный процесс, подобные механизмы воздействия на педагогов отсутствуют, и вопрос об
их необходимости остается открытым. Сегодня же, по нашему мнению, необходимо законодательно закрепить требование к учителям ОРКСЭ наличия профильного («религиоведческого») педагогического образования либо специальности «Теология» или «Религиоведение», так как прохождение курсов повышения квалификации может рассматриваться лишь как временный аналог допуска к преподаванию ОРКСЭ. Полагаем, что необходимо внести изменения в абз. 3 разд. III Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», дополнив его следующим положением:
«К преподаванию комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование по направлению "Теология", "Религиоведение" или "Педагогическое образование" по профилю "Культура конфессий"».
Существенные отличия можно отметить в количестве учебных часов, выделяемых на изучение дисциплины. На данный момент в России это лишь 4-й класс — последний класс начальной школы. В Италии религиозное обучение представляет собой целостную систему и охватывает дошкольное образование, начальную и среднюю школы в полном объеме, что позволяет оказывать существенное влияние на мировоззренческие позиции подрастающего поколения.
Таким образом, в России и Италии продолжают искать варианты решения проблем, связанных с преподаванием религиозно-культурологических дисциплин в школах, в современном меняющемся обществе. С одной стороны, уровень традиционной религиозности людей (среди представителей различных направлений христианства) снижается, с другой — мы можем наблюдать усиление позиций исламского мира (причем не всегда мирного характера) в европейском обществе, а также различных религиозных мень-шинств25, которые возникли в других странах, имеющих особые традиции и культуру. Поэтому вопрос о месте религии в школе, соответствия подобных форм образования принципам современной демократии является весьма важным и требует дальнейшего обсуждения.
23 10.09.1989 г. в газете «L' Espresso» он писал: «почему школьники должны знать всех богов у Гомера, но очень мало о Моисее? Почему должны знать Божественную комедию, а не Песнь песней? Потому что без Соломона, вы не понимаете Данте». URL: http://www.istruzione.bergamo. it/Comunicazioniusp/Comunicazioni-U.S.P-1/2011/marzo/ circolare-biblia.pdf (дата посещения: 10.06.2014).
24 См.: Bonafede M Ora islamica? Meglio una scuola laica e
pluralista. URL: http://www.chiesavaldese.org/pages/archivi/ _
index_commenti.php?id=999 (дата посещения: 10.06.2014). 25 Например, Свидетели Иеговы, Кришнаиты и т.д.
Библиография:
1. Барабанов В.В., Григоренко А.Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах // Universum: Вестник Герценовского ун-та. 2013. № 2. С. 92—100.
2. Левин В.И. Проблема преподавания религии в государственной школе РФ // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 833-836.
3. Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Правовые последствия решения Европейского Суда по правам человека по делу «Лаутси против Италии» и для системы образования России // Юрист вуза. 2010. № 11. С. 12-16.
4. Семенова Н.С. Право на образование в решении Европейского Суда по правам человека по делу «Лаутси и другие против Италии» // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2011. № 4. С. 202-209.
5. Токарева Е.С. Церковь и фашистский режим: Феномен Италии, 1922-1943 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. М., 2002. 424 с.
6. L'esercizio della liberta religiosa in Italia // Ufficio Studi e Rapporti Istituzionali. 2013. № 7. P. 45.
References (transliteration):
1. Barabanov V.V., Grigorenko A.Ju. K voprosu o prepodavanii «Osnov religioznyh kul'tur i svetskoj jetiki» v shkolah // Universum: Vestnik Gercenovskogo un-ta. 2013. № 2. S. 92-100.
2. Levin V.I. Problema prepodavanija religii v gosudarstvennoj shkole RF // Izvestija PGPU im. V.G.Belinskogo. 2012. № 28. S. 833-836.
3. Ponkin I.V., Kuznecov M.N. Pravovye posledstvija reshenija Evropejskogo Suda po pravam cheloveka po delu «Lautsi protiv Italii» i dlja sistemy obrazovanija Rossii // Jurist vuza. 2010. № 11. S. 12-16.
4. Semenova N.S. Pravo na obrazovanie v reshenii Evropejskogo Suda po pravam cheloveka po delu «Lautsi i drugie protiv Italii» // Vestnik RUDN. Ser.: Jurid. nauki. 2011. № 4. S. 202-209.
5. Tokareva E.S. Cerkov' i fashistskij rezhim: Fenomen Italii, 1922-1943 gg.: dis. ... d-ra ist. nauk. M., 2002. 424 s.
Материал поступил в редакцию 18 декабря 2014 г.
The right to religious education in a secular state (examples of the Russian Federation and Italy)
PIBAEV, Igor Aleksandrovich — lecturer of the Department of State Law Disciplines of the Volgo-Vyatsky Filial
Office of the Kutafin Moscow State Law University, postgraduate student of the Russian Presidential Academy of
National Economy and Public Administration.
610000, Russia, Kirov, ul. Lenina, 99.
Review. The article concerns the issue of necessity and possibility of teaching about religion in the public schools with due consideration to the secular education. The author provides comparative analysis of legislation and practice of teaching religion at schools in the Russian Federation and in Italy. The author notes problems arising with the introduction of the school courses «Fundamental Knowledge on Religious Cultures and Secular Ethics» in the Russian schools. Finally, the author draws a conclusion on the neeed to improve the Russian legislation on the «religious studies». The author offers, first of all, to introduce stricter standards for the lecturers allowed to teach religious classes at schools, and, secondly, to view the possibility for the religious denominations to express approval on the course modules concerning them via providing an approval visa.
Keywords: secular state, school, freedom of conscience, religion, secularism, the European Court of Human Rights, law, Fundamental Knowledge on Religious Cultures and Secular Ethics, Italy.