Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 371.671.12:241(47)
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в российских школах
А. Ю. Башелханов
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
Аннотация. В статье даётся характеристика нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), модулей нового предмета. Анализируются причины появления ОРКСЭ. Раскрываются некоторые задачи ОРКСЭ как предмета, направленного на изучение истории, культуры традиций народов России. Вместе с тем отмечаются определённые трудности преподавания ОРКСЭ, связанные с содержанием и методикой преподавания предмета, разнообразием религий на территории России, законодательством. Раскрываются особенности религиозной составляющей Иркутской области и преподавания ОРКСЭ в регионе.
Ключевые
слова: ОРКСЭ, религия, культура, школа, конфессия, этика, право-
славие, буддизм, ислам, иудаизм.
С 2012 года Минобрнауки России ввёл в школьную программу новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). В настоящее время данный предмет (учебник) изучается в четвёртых классах общеобразовательных организаций и включает в себя шесть модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых и религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» (два модуля - «светских», четыре - «религиозных»). С согласия детей родители выбирают модуль для изучения.
В ОРКСЭ не рассматриваются напрямую вопросы религии (в «светских» школах этого делать не рекомендуется), но в рамках культурологического подхода изучаются культура, традиции, история народов, прежде тесно связанные с религией.
Законодательную основу введения ОРКСЭ составляют международные правовые акты («Всеобщая декларация прав человека», Конвенция ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования» и т. д.) и правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т. д.), которые предусматривают право человека (ребёнка) на всестороннее развитие личности, получение качественного и многогранного образования без какой-либо дискриминации; право родителей на получение их ребёнком образования, соответствующего их религиозным и философским убеждениям. К тому же действующий в России федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) начального общего образования предусматривает
изучение ОРКСЭ (2010 г. - «Основы духовно-нравственной культуры народов России») [15, с. 12].
История введения в школы предмета, посвящённого духовно-нравственному развитию школьников, давняя. С 1990-х годов в России практиковалось изучение предметов, в той или иной форме связанных с вопросами религиозных культур («Православная культура», «Исламская культура», «Духовно-нравственное воспитание» и т. д.). Выбор предмета осуществлялся на добровольной (факультативной) основе, что в первую очередь было вызвано идейным вакуумом, сложившимся после распада коммунистической системы. В стране появилось много партий, идеологий, мировоззренческих позиций, в которых подрастающему поколению сложно было разобраться. Требовались ориентиры - их стали искать в досоветском прошлом, когда важное место отводилось религии. С 2000-х годов введение в российские школы предметов по духовно-нравственному воспитанию приняло более организованные и масштабные формы. На уровне целого ряда территорий в качестве регионального образовательного компонента вводилось изучение «Основ православной культуры» [10]. В регионах, где был распространён ислам, вводился предмет, изучающий исламскую культуру. Повышение квалификации учителей по основам религиозной культуры включало самые разнообразные программы, даже имела место учёба при религиозных объединениях [11].
Безусловно, требовалось выработать на федеральном уровне единую практику, общие подходы, программы, стандарты, что и обусловило появление предмета, ориентированного на духовно-нравственное воспитание российских школьников [9].
Введению ОРКСЭ в общеобразовательные организации предшествовала широкая общественная дискуссия. Существовали опасения возврата в школу изучение религии. В качестве альтернативы звучали разные варианты названия предмета, его содержания и структуры. Так, предлагалось изучать в школах «Основы мировых и религиозных культур», «Историю религий» и т. д., то есть сделать новый предмет более «светским», расширяющим общий кругозор школьников. Также предлагалось изучать традиционные религиозные культуры народов России, к которым могли и не принадлежать обучающиеся (в целях воспитания толерантности). Обсуждались и другие идеи. В конечном итоге, чтобы не ущемлять права субъектов образовательного процесса, приняли решение изучать предмет по отдельным модулям, выбранным родителями обучающихся, но были и тематические блоки (первый и четвёртый), которые изучали все школьники. В 2010 г. в 19 субъектах Российской Федерации проводился эксперимент по введению нового предмета в школах. Данный эксперимент дал положительную оценку вводимому предмету. Иркутская область ввела ОРКСЭ в общеобразовательные организации в 2012 году.
Если рассматривать мировой опыт по данному вопросу, то следует отметить, что в системе образования многих стран Западной Европы, США в той или иной мере присутствуют предметы, изучающие религиозную культуру. Но в этих странах данная традиция сложилась исторически, эволюционно. В России же в советский период религия полностью «ушла» из образования, и лишь в последние годы происходит некоторый обратный процесс. Поэтому сегодня имеются сложности, связанные с введением нового предмета. Круг традиционных религий России не ограничивается только четырьмя представленными религиями. В федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится и о «других религиях» как об историческом наследии народов России [17], которые, следовательно, также претендуют на статус традиционных и возмож-
ность их включения в ОРКСЭ. На это рассчитывают старообрядцы, шаманисты, протестанты, католики и представители других религий. Нет твёрдого единства во мнениях по отношению к преподаванию ОРКСЭ в некоторых регионах Российской Федерации. Например, в Татарстане во избежание некоторых сложностей (очевидно, межконфессиональных) модули по религиозным культурам решено изучать интегрированно - в модуле «Основы мировых и религиозных культур», что вызвало критику, в частности, со стороны руководства РПЦ [3]. Неоднозначна позиция представителей иудаизма, заявлявших о том, что с иудейской культурой лучше знакомиться в воскресных школах при синагогах, чем в «светских» школах, так как далеко не каждый учитель хорошо знает иудейскую культуру; к тому же существуют практические и финансовые сложности реализации модуля [4].
Нельзя не отметить и замечания учёных РАН в отношении ряда изданных и реализуемых в школе модулей ОРКСЭ, где даётся одностороннее представление об изучаемой религиозной культуре. Причина такого одностороннего подхода в том, что данные модули писались в сжатые сроки, отсутствовал опыт издания учебника. К тому же такие модули были написаны с привлечением представителей традиционных религиозных конфессий России, очевидно желавших больше внимания уделить именно своей религии. Например, в таких модулях размещается информация только об одном «варианте» (направлении) православия, ислама, буддизма, иудаизма, хотя в каждой религии есть свои направления, пусть и не традиционные для России, но о которых нужно знать. В модуле «Основы православной культуры» говорится только о российском православии, но можно было дать представление ученикам в целом о христианстве, делениях в православии (тех же русских старообрядцах). В модуле «Основы исламской культуры» нет упоминания о шиитах, относящихся к крупному направлению в исламе, не учитывается разница между российскими суннитами, а ведь татарский и кавказский ислам имеет свои различия [12]. То же самое относится и к модулю «Основы буддийской культуры», где не говорится о таком крупном направлении буддизма, как «хинаяна» («малая колесница») [2]. Всё-таки важно показать, что, несмотря на все различия, у религиозных культур есть объединяющие ценности (те же заповеди). Некоторые модули ОРКСЭ носят оттенок религиозной направленности [13].
Более широкая информация о религиозных культурах способствовала бы развитию научного знания и кругозора у школьников, воспитанию толерантности, реализации требований ФГОС по знакомству с основными нормами светской и религиозной морали, пониманию значения веры, нравственности, религии в жизни человека и общества [1; 14]. Замечания специалистов, безусловно, должны учитываться в дальнейшем. Поэтому от знаний и тактичности учителей многое зависит. Не стоит им противопоставлять разные религиозные культуры, религию и науку.
Не обошёлся без замечаний специалистов и учителей ОРКСЭ и модуль «Основы светской этики». Замечания касаются не только названия (понятие «светская этика» само по себе непривычно и не встречается в литературе и в словарях), но и принципа воспитания ребёнка, опирающегося на античную этику Аристотеля, которая вызывает определённые сомнения [1]. И дело здесь, скорее, не в отдалённости фигуры великого античного мыслителя от российской истории и культуры (хотя и это имеет значение для части верующих родителей), но в подходе, который реализуется в учебнике, о выборе хороших поступков на основе принципа «золотой середины», что воспитывает в ребёнке механический подход к выбору собственных ценностей. Не все жизненные ситуации можно измерить заданной рамкой. Например, всегда ли в жизни лучше быть разумным
эгоистом или иногда стоит быть альтруистом? Может, лучше ли прививать ребёнку необходимость творить добрые, полезные дела? А рациональная составляющая здесь не главное.
Имеются замечания и по оформлению ряда модулей. Модули по ОРКСЭ (для начальных классов) должны содержать больше иллюстративного материала, игровых моментов, поучительных и интересных историй, отличаться лёгкостью восприятия материала. Откровенно поучительный характер модулей может не заинтересовать и даже оттолкнуть учеников. Не просто воспринимаются младшими школьниками термины светской и религиозной культуры: «добро», «зло», «этика», «кадило», «ладан», «амвон», «алтарь», «храм», «молитва», «минарет», «муфтий», «мантра» и т. д. Необходимость знания (заучивания) религиозных терминов в начальных классах вызывает большие сомнения.
В сложных ситуациях учителя сами находят выход, прибегая к педагогическому опыту. Здесь следует отметить, что в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» учитель имеет право самостоятельно выбирать учебник (модуль), по которому он будет вести занятия [7].
Есть некоторые трудности и системе повышения квалификации учителей ОРКСЭ. По программе повышения квалификации, рассчитанной на 72 часа, слушатели не успевают глубоко вникнуть во все детали изучаемого предмета, ведь в программу входит изучение разных тем, в том числе законодательной основы введения предмета, методики преподавания, основ традиционных религиозных культур и светской этики и др. Естественно, что для более глубокого знакомства с предметом требуются усилия и интерес самих педагогов.
Сегодня идут дискуссии о преподавании ОРКСЭ в старших классах. С такой инициативой вышли в Министерство образования и науки РФ представители РПЦ [8]. Есть сторонники этой идеи и среди учителей ОРКСЭ. По их мнению, это позволит, сохранить преемственность в преподавании предмета, организовать занятия по важным духовно-нравственным вопросам. Тем не менее далеко не все родители поддерживают эту идею.
Иркутская область относится к числу российских регионов, где востребовано изучение всех шести модулей ОРКСЭ, что во многом объясняется её историей и географическим положением. На территории области проживают представители всех традиционных религий, указанных в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: православия, ислама, буддизма, иудаизма [16]. Поэтому и работа Института развития образования Иркутской области (ранее - Иркутского института повышения квалификации работников образования) строится с официальными представительствами всех традиционных религий: иркутской митрополией РПЦ, еврейской общиной г. Иркутска, централизованной религиозной организацией мусульман «Байкальский муфтият», буддийской традиционной сангхой России.
История традиционных религий на иркутской земле не столь давняя по сравнению с некоторыми регионами России. Буддизм из Монголии и Тибета стал распространяться среди бурят в конце XVII - начале XVIII веков. Православие пришло на иркутскую землю вместе с русскими казаками и переселенцами во второй половине XVII века. Ислам и иудаизм стали распространятся в Прибайкалье ещё позже, вместе с переселенцами, купцами, военными, ссыльными.
В Иркутской области проживают шаманисты, старообрядцы, протестанты, католики и представители иных религий, претендующих на статус традиционных. В Боханском районе Иркутской области инициативная группа учёных и преподавателей заявила о желании создать модуль «Основы шаманистской культуры». Но подобные модули могут изучаться в школах только на добровольной
основе и не способны конкурировать с федеральным обязательным перечнем.
В большинстве школ Иркутской области родителями выбираются два-три модуля ОРКСЭ. Наибольшей популярностью пользуются «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», а «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» выбирают гораздо меньше родителей, что объясняется разными причинами, среди которых место жительства (например, в городах часто востребованы «светские» модули), этнический состав населения (не секрет, что национальность часто определяет и религиозную принадлежность человека) и др.
Востребованность модулей по исламской и буддийской культуре объясняется близостью Иркутской области к азиатским странам, где распространён буддизм, и притоком жителей в Иркутскую область из стран СНГ, где ислам является доминирующей религией (Киргизия, Азербайджан, Таджикистан и т. д.).
«Основы светской этики» в Иркутской области выбирают более 60 % родителей, а «Основы мировых религиозных культур» - около 20 %, «Основы православной культуры» - около 15 % родителей [6]. Проведённые анкетирования родителей показывают, что модули ОРКСЭ, в основном, ими выбираются на добровольной основе (как и требуют того правила), хотя большое влияние на выбор оказывают мнение других родителей, авторитет учителя.
В целом же, результаты анкетирования педагогов, родителей, учеников показывают положительные оценки введения ОРКСЭ как предмета, воспитывающего уважение к культурам разных народов России, расширяющего кругозор и познание школьников [5]. На областных семинарах учителя ОРКСЭ и методисты отмечают положительные стороны предмета, дают рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, говорят о необходимости более широкого конкурсного движения по составлению сборников, обобщающих лучший опыт учителей ОРКСЭ, а также о необходимости создания отдельных модулей ОРКСЭ по повышению квалификации учителей, формирования банка данных по методическому сопровождению учителей, более широкого освещения в СМИ тем, связанных с вопросами курса ОРКСЭ, разработки общей схемы анализа урока ОРКСЭ, преемственности преподавания курса между начальной и основной школой и др.
В заключение можно сказать, что Иркутская область демонстрирует пример толерантного межнационального сосуществования. И этот опыт нужно развивать в дальнейшем, для чего необходимо хорошо знать культуру, историю, традиции других народов.
Список литературы.
1. Зубец, О. П. Заключение по модулю «Основы светской этики» учебника ОРКСЭ [Электронный ресурс] / О. П. Зубец // Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/ page50562154.htm. (дата обращения: 22.01.2016).
2. Канаева, Н. А. Заключение по модулю «Основы буддийской культуры» учебника ОРКСЭ [Электронный ресурс] / Н. А. Канаева // Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http:// iph.ras.ru/page52623242.htm. (дата обращения: 25.01.2016).
3. Михайлова, О. Чиновники Минобрнауки Российской Федерации ответили на упрёки Патриарха Кирилла [Электронный ресурс] // Вечерняя Казань. - 2015. - 28 янв. - Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://www.evening-kazan.ru/articles/chinovniki-minobrnauki-rt-otvetili-na-upreki-patriarha-kirilla.html. (дата обращения: 22.01. 2016).
4. Морали некому читать. Общественная палата исследовала преподавание ОРКСЭ [Электронный ресурс] // Основы религиозных культур и светской этики : сайт. - Режим доступа: http:// www.orkce.org/node/195. (дата обращения: 26.01.2016).
5. О введении учебного курса ОРКСЭ : инстр.-метод. письмо Департамента государственной политики РФ в сфере общего образования от 22 авг. 2012 г. № 08-250 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://gimnasia3.ucoz.net/documenty/ORKSE/4.03.pismo_22.08.2012_08-250.pdf. (дата обращения: 01.04.2015).
6. О результатах мониторинга и проведения координационных работ по реализации курса ОРКСЭ в 85 субъектах Российской Федерации в 2014 году : отчёт о НИР [Электронный ресурс] // Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://www.orkce.org/sites/default/files/file/ mntrng2014.pdf. (дата обращения: 1.04.2015).
7. Об образовании в РФ : Федер. закон от 29.12.2012г. № 273- ФЗ. - М. : Проспект, 2013. - 160
с.
8. Патриарх Кирилл призвал расширить преподавание основ религий в школах. [Электронный ресурс] // RunNeus24 : сайт. - Режим доступа: http://runews24.ru/religion/25/01/2016/45570a1 155eda71669a34fbdff2d2e8b. (дата обращения: 26.01.2016).
9. Приказ Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 г. № 1060 [Электронный ресурс] // Российская газета : сайт. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/22/standart-dok.html. (дата обращения: 20.01.2016).
10. Рябцев, А. В школах вводят уроки православия [Электронный ресурс] // А. Рябцев // Комсомольская правда. - 2006. - 1 сент. - Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://www. kp.ru/daily/23765.4/56838/. (дата обращения: 26.01.2016).
11. Святейший патриарх Кирилл совершает визит в Смоленскую епархию [Электронный ресурс] // Православие.Ru : сайт. - Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://www. pravoslavie.ru/29209.html. (дата обращения: 26.01.2016).
12. Смирнов, А. В. Заключение по модулю «Основы исламской культуры» учебника ОРКСЭ [Электронный ресурс] / А. В. Смирнов // Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http:// iph.ras.ru/page50944190.htm. (дата обращения: 22.01.2016).
13. Смирнов, А. В. Учебник нужен, но его придётся переписать с нуля [Электронный ресурс] / А. В. Смирнов // Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/s_0.htm. (дата обращения: 25.01.2016).
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : с изменениями на 18 мая 2015 г. № 507 [Электронный ресурс] // Электрон. версия печат. публ. - Федеральный образовательный портал : сайт. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ data/d_09/m373.html. (дата обращения: 20.01.2016).
16. Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» : в редакции от 31 дек. 2014 г. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_16218. (дата обращения: 22.01.2016).
17. Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» : в редакции от 28 нояб. 2015 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_16218. (дата обращения: 22.01.2016).
"The Basics of Religious Cultures and Secular Ethics" in Russian schools
A. Yu. Bashelkhanov
The Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk
Abstract. In the article the main characteristics of a new school subject "The Basics of Religious Cultures and Secular Ethics" (for which ORKSE is the abbreviation) are given, and its modules are described. The author explains some objectives of "The Basics of Religious Cultures and Secular Ethics" as the subject which is oriented to studying history, culture, traditions of nations living in Russia. The paper pays attention to serious problems of implementing the Basics of Religious Cultures and Secular Ethics and concerns religious peculiarities of Irkutsk region. In the article there are many links to laws of the Russian Federation.
Keywords: ORKSE, religion, culture, school, ethics, Orthodoxy, Buddhism, Islam,
Башелханов Анатолий Юрьевич Bashelkhanov Anatoliy Yurievich
кандидат исторических наук, доцент PhD in History, Associate Professor of the кафедры предметной области School Subjects'Department
Институт развития образования Ир- The Institute of Education Development кутской области of Irkutsk Region
664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007
10-A
тел.: 8(3952)500904 e-mail: Anatoli-irk@yandex.ru
tel.: 8(3952)500904 e-mail: Anatoli-irk@yandex.ru