распуститься слоям ткани. После завершения наматывания, начинают оформлять края. В зависимости от статуса женщины у элечека отличались оформление макушки и краев. По форме головного убора различали «элечек старшей жены», «элечек снохи», «элечек второй жены», «элечек вдовы». Иногда они различались и по родовым признакам и назывались «Бугу элечек», «Солто элечек» по названиям родов.
По традиции головной убор ориентировался на возрастные особенности женщин. Женщины старшего возраста носили большие объемные элечеки, а у молодых женщин количество слоев было меньше. Снаружи элечек крепится кыргаком - широкой лентой. Кыргак имеет важное значение, так как укрепляет головной убор и одновременно выполняет роль украшения. У молодых женщин лобная часть украшается бусами и называется «шуру тартма элечек».
Кыргак - одно из традиционных украшений элечека. Это лента придающая нарядность головному убору. Она изготавливается из дорогих шелковых тканей красивых расцветок, украшается вышивкой и нашитыми бусами. Иногда кыргак изготавливается из серебряной пластинки. Серебряные кыргаки приятны глазу, ценятся из-за вставок из драгоценных камней, которые могли позволит себе только женщины с высоким положением в обществе. Длина кыргака зависит от объема элечека. Такие по особенному украшенные кыргаки носили в особенные праздничные дни. В зависимости от наличия украшений они назывались «золотыми», «серебряными», «жемчужными», «бусинными», «вышитыми», «шелковыми».
В кыргызском традиционном обществе женщины не ходили без головного убора. Даже в повседневной жизни она не могла выйти из юрты без элечека. Только перед сном женщина могла снять элечек и спать в нижнем головном уборе - кеп такыя. С древних времен такой головной убор высоко ценился в обществе и сохранился до сегодняшних дней как основная традиционная одежда.
Литература
1. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов.-Фрунзе: Из-во АН Кирг.ССР, 1962. С. 288.
2. Абрамзон С. М. Этнографический альбом художника П. М. Кошарова // сб. МАЭ. Т. 14. М.: Изд-во АН ССР, 1946. С. 122.
3. Полевые материалы автора № 1, 2005. С. 14.
4. Полевые материалы автора № 4, 2007. С. 12.
5. Полевые материалы автора № 7, 2010. С. 8.
Problems of teaching religious modules of «The Basics of Religious cultures and secular ethics» in the Republic of Bashkortostan Nadyrshin T.
Проблемы преподавания конфессиональных модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Республике Башкортостан Надыршин Т. М.
Надыршин Тимур Маратович /Nadyrshin Timur — младший научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимский научный центр Российская академия наук, г. Уфа
Аннотация: в статье анализируется опыт преподавания конфессиональных модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Республике Башкортостан. Abstract: the article analyzes the experience of teaching religious modules of the course "TheBasics of religious cultures and secular ethics" in the Republic of Bashkortostan.
Ключевые слова: религия, школа, ОРКСЭ.
Keywords: religion, school, "The Basics of religious cultures and secular ethics".
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в процессе преподавания стал причиной рождения ряда дискуссионных вопросов. Среди них низкий процент выбора
конфессиональных модулей, выбор которых не коррелирует с соотношением этнических православных и этнических мусульман во многих регионах России.
В Российской Федерации в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» выбор большинства родителей ложится на три модуля. Это «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры».
Выбор оставшихся трех модулей: «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры» незначителен и в совокупности составляет менее 5%. Тем не менее в масштабах страны происходит увеличение числа родителей выбирающих конфессиональные модули. В Республике Башкортостан преподаются два конфессиональных модуля курса ОРКСЭ. Это «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры».
Согласно исследованиям, проведенным на базе Института этнологических исследований в 2012-2016 гг., в поликонфессиональных регионах выбор конфессиональных модулей невысок. Это связано с тем, что при выборе модулей большинство родителей стремится к компромиссу, что приводит к увеличению процента выбора модулей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». К другим причинам, объясняющим низкий процент, относится трудность обеспечения преподавания нескольких модулей в пределах одного образовательного учреждения [1]. Тем не менее, необходимо отметить, что часто низкий процент связан с решением на уровне региональной власти. В Республике Татарстан было принято решение о преподавании двух модулей курса, которые являются неконфессиональными [4].
Учебно-методическое обеспечение предмета «Основы исламской культуры» не вызвало отрицательного отношения. Несмотря на то, что учебник критикуют в написании в ханафитском ключе, а также в том, что не раскрыты центральные понятия, такие как религиозная культура, шариат, Сунна [3], необходимо учитывать, что учебник рассчитан на школьников четвертого класса и в данном случае он выполняет свою задачу, знакомства с основами исламской культуры.
На религиозном портале Credo.ru дается следующая оценка данному учебнику: «Текстовый материал учебника содержит минимальное количество фактических ошибок, достаточно полон, разбивка на тематические блоки логична и способствует успешному освоению материала; подборка иллюстраций, а также формулировки вопросов и заданий могут быть сочтены удачными. Отдельные недоработки имеются, но могут быть устранены в процессе дальнейшей редакторской работы над книгой, без значительных изменений в её содержании и при сохранении нынешнего авторского коллектива. Книга может успешно использоваться для учебной и просветительской работы среди немусульман» [3].
Кроме того необходимо отметить, что в учебниках и учебно-методических пособиях по модулям «Основы исламской культуры» и «Основы мировых религиозных культур» достаточно слабо представлена галерея страниц и персонажей мусульманского вероисповедания в истории Российского государства. Существует необходимость ликвидировать указанный перекос.
Что касается преподавания модуля «Основы исламской культуры» в Республике Башкортостан, то в указанном регионе, несмотря на высокую долю этнических мусульман выбор родителями модуля «Основы исламской культуры» был крайне незначителен. Однако это касается также модуля «Основы православной культуры» (в сумме менее 5%). Это связано с рядом причин. Полевые исследования, проведенные в Республике Башкортостан, продемонстрировали, что на выбор модуля оказывают влияние несколько факторов, которые были объединены в три группы: этнический фактор, религиозный фактор и образовательная среда [2].
Во многих регионах с компактным проживанием русского населения доминирует выбор модуля «Основы православной культуры», а в регионах с преобладанием этнических мусульман преобладает модуль «Основы исламской культуры». В регионах с полиэтничным составом населения выбор конфессиональных модулей незначителен. Все это говорит о том, что существует влияние этнического фактора в выборе модулей курса ОРКСЭ.
Говоря о влиянии религиозного фактора, подразумевается, что в отдельных населенных пунктах есть сильные приходы, и местное духовенство активно участвует в жизни населенного пункта. С другой стороны существует влияние центральных религиозных организаций. С 2015 г. представители духовенства могут участвовать на родительских собраниях и рассказывать про отдельные модули родителям более подробно. Руководством мусульманских и православных религиозных организаций в Республике Башкортостан были назначены ответственные за работу с образовательными органами.
Образовательная среда также является важным фактором. Она наполняет курс. Влияние на выбор модуля может исходить от учебного заведения, ее финансовых возможностей, учителя, центральных и местных образовательных ведомств.
Полученные данные показали, что существенное влияние оказывает не этнический и конфессиональный фактор, а именно образовательная среда. Именно этим объясняется низкий процент выбора модуля конфессиональных модулей в регионе.
Литература
1. Полевые материалы автора, Республика Башкортостан, 2012-2016 гг.
2. Портал. Credo.ru: сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=tv_reviews&id=328/ (дата обращения: 02.09.2016).
3. Смирнов А. В. Экспертное заключение по модулю «Основы исламской культуры» учебника «Основы религиозных культур и светской этики», а также общее заключение о научном уровне учебника в целом и допустимости его использования в школах РФ // Институт философии РАН: сайт. 14.02.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iph.ras.ru/page50944190.htm/ (дата обращения: 02.09.2016).
4. Татарстану указали на религиозный курс. Патриарх Кирилл требует изучения православной культуры в школах республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mterfax-religion.ru/?act=print&div=18171/ (дата обращения: 02.09.2016).