Литература
1. Цыбикдоржиев Д. В. Походы эпохи Монгольской империи в летописях, родословных, фольклоре и традиционных культах бурят // Мир Центральной Азии — 2. Улан-Удэ, 2008.
2. Мэн-да бэй-лу. Полное описание монголо-татар. (Пер. Н. Ц. Мункуева). М.: Наука, 1975.
3. Горелик М. В. Монгольский костюм и оружие в XIII—XIV веках: традиции имперской культуры // Военное дело Золотой Орды: проблемы и перспективы изучения. Материалы Круглого стола, проведенного в рамках Международного Золотоордынского Форума (Казань, 30 марта 2011 г.). Казань, 2011.
4. Правдивые записи о монголах Цинской империи. (Пер. Н. Н. Николаевой). Т. 1. Хух-Хото, 2013. Daicing ulus-un Mongyol-un mayad qauli. Mongyol tulyur bicig-un cubural. Nigeduger emkitgel. Ubur mongyol-un suryal kumujil-un keblel-un qoriy-a. Kuke qota, 2013.
5. Стариков В. С. Предметы быта и орудия труда маньчжуров в собраниях МАЭ (К вопросу о самобытности материальной культуры маньчжуров) // Культура народов зарубежной Азии и Океании / Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР; отв. ред. Л. П. Потапов, отв. ред. вып. Р.Ф. Итс. Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. 363 с.: ил. (Сборник Музея антропологии и этнографии; т. 25).
6. Цыбикдоржиев Д. В. «Квадратный энгэр» в костюмах народов Сибири на старых фото. [Электронный ресурс] ARD: портал деловой информации. Режим доступа: http://asiarussia.ru/articles/12435/ (дата обращения: 15.10.2016).
7. Сычев В. Л. Из истории плечевой одежды народов Центральной и Восточной Азии (к проблеме классификации) // Советская этнография, 1977. № 3.
8. Баяр Д. Прически монголов в XIII-XV вв. // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск: «Наука», 1993.
Kyrgyz traditional headdress - elechek (XIX - XX centuries) Momunbaeva N.
Кыргызский традиционный головной убор - элечек (XIX - XX века)
Момунбаева Н. С.
Момунбаева Назира Соорбековна /Momunbaeva Nazira — ведущий научный сотрудник,
Государственный исторический музей Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в этой статье рассмотрены некоторые элементы традиционного головного убора элечека. Автором проанализированы свойства этого убора и его изготовление по традиционному методу. Также обращается внимание на правила их ношения. Сделан сравнительный анализ о распространении таких головных уборов в соседних странах. Отмечается, что кыргызы, проживающие на территории Мургабского района Таджикистана, тоже используют элечек (келек), но имеют локальные особенности. Abstract: this article discusses some of the elements of the traditional headdress elechek. The author analyzed the properties of the hat and its manufacturing by the traditional method. Also pay attention to the rules of their relations. A comparative analysis on the distribution of such headgear in neighboring countries. It is noted that the Kyrgyz living in the Murghab district of Tajikistan, also use elechek (kelek), but have local features.
Ключевые слова: элечек, келек, традиционный, убор, изготовления, ношения, региональный. Keywords: elechek, kelek, traditional, dress, manufacturing, wearing, regional.
Кочевой образ жизни кыргызов способствовал появлению различных видов одежды, удобных для такой жизни и быта. Среди них особо выделяется женский традиционный головной убор - элечек. Во-первых, он выглядит очень нарядно, во-вторых, при кочевке защищает от холода, жары, ветра, а при чрезвычайных ситуациях в пути мог использоваться как материал в различных целях. По мнению К. И. Антипины, в кыргызском традиционном обществе, как правило, девушки не носили элечек калпак [1, с. 288].
Его надевали после замужества, когда девушка становилась членом другой семьи. В прежние времена при проводах невесты замуж, элечек на голову дочери повязывала сама мать девушки. В зависимости от формы головного убора можно было различить, к какому роду принадлежит женщина. Каждый род при наматывании элечека использовал свои приемы. По
этой причине у кыргызов постепенно выработались региональные отличия форм элечеков. Для элечека использовали ткань только белого цвета. Ткани, доставляемые торговыми путями, того периода были хорошего качества и потому элечеки, несмотря на то, что носились в повседневной жизни, не желтели и долго сохраняли свое качество. Для праздничных и торжественных случаев его особо украшали и делали объемным. К головному убору относились с особым уважением и хранили его на почетном, высоком, чистом месте жилища. Наши предки считали, что унижение головного убора, равно унижению собственной головы. Поэтому уважительное отношение к головному убору передавалось из поколения в поколение.
Элечек делался индивидуально для каждой женщины. Наверно не зря был выбран белый цвет для такого головного убора. Ткани белого цвета кыргызы использовали в периоды особой радости в жизни. При рождении ребенка его пеленали в ткани белого цвета. Позже при подготовке к свадьбе одежда изготовлялась преимущественно из ткани этого цвета. На сегодняшний день самые старые модели элечека сохранились только на фотографиях, которые встречаются в трудах путешественников Х1Х-ХХ вв., исследовавших кыргызские земли, и в трудах фотографов, сопровождавших такие экспедиции. Эти фотографии хранятся в Кыргызском государственном архиве и в фонде Государственного исторического музея. На основе этих фотографий можно проследить отличительные особенности элечеков северного и южного регионов Кыргызстана. Такие фотографии можно увидеть в трудах художника П. М. Кошарова [2, с. 122].
В северных районах элечек называют илеки, а на юге, например, на территории Алайской долины - келек. Интересно отметить, что кыргызы, проживающие на территории Мургабского района Таджикистана, используют келек до сегодняшнего дня в своей повседневной жизни [3, с. 14]. По народным сведениям первые образцы элечека были из ткани, изготовленной из козьего пуха. Такие виды использовались в холодное время года, чтобы держать голову в тепле. При изготовлении головного убора принималось во внимание качество ткани. Так как при изготовлении ткань наматывается несколько раз, то обычно использовали легкие и тонкие виды ткани. Во времена торговых отношений широко использовались купленные у продавцов ак ыстампул и ак сурп, т.е. белая кисея и белая бязь. Такие ткани покупали люди с большим достатком, у кого были средства для этого. Изначально количество наматываний головного убора было небольшим, но с увеличением возраста женщины соответственно росло и количество наматываний, и элечек становился объемным. Особенно отличались семьи с достатком, снохи и старшие женщины рода, которые специально наматывали большие объемные элечеки, демонстрируя всем свой достаток. Для такого вида необходима была ткань в 20-30 размахов руки. Раньше для измерения ткани и снятия мерок при пошиве одежды использовали размах руки, локоть, пядь и другие меры измерения [4, с. 12].
Перед тем как подготовить головной убор, женщину усаживали и надевали ей кеп такыя -белую тюбетейку, обязательно надеваемую под элечек. Она была очень удобным головным убором для женщин при кочевом образе жизни. Защищала волосы и не давала распуститься намотанным слоям ткани. Особенно была удобна снохам, которые вели домашнее хозяйство. В то время девушки и все женщины, имели длинные волосы, которые необходимо было содержать в чистоте и порядке. Поэтому значение головных уборов для повседневной жизни, как и для праздничных церемоний, было велико. Элечек считался почетным головным убором и особое значение придавалось его чистоте и нарядности. Украшения и узоры, вышитые на кеп такыя, придавали нарядность элечеку.
В юрте можно было снять элечек и, оставшись во внутреннем головном уборе, продолжать заниматься своим домашним хозяйством. У кыргызов, проживающих на территории южных районов, как Ош, Алай и Баткен, форма кеп такыи несколько отличается от других регионов. Два наушника, пришитые по бокам, защищали щеки, а полоса сзади - шею женщины от холода. При надевании такого головного убора элечека отсутствуют части, закрывающие подбородок и затылок. После этого ткань начинают наматывать с права налево. Иногда женщины могли сами себе намотать. Когда не было зеркал, женщины наполняли водой большой сосуд, смотрелись в него и наматывали себе элечек. На территории Таласа, Иссык-Куля и Нарына, где кеп такыя не имеет наушников и полосы сзади, к элечеку пришиваются полосы для закрытия подбородка и волос на затылке [5, с. 8].
Праздничные элечеки обычно готовили две-три женщины, так как такой головной убор должен был быть очень аккуратным, красивым и нарядным. По правилам его нужно было начинать наматывать сзади на переднюю часть. Сначала ткань нарезали удобными кусками для наматывания. После этого одна женщина наматывала, другая расправляла ткань, третья прошивала иголкой каждый слой без узлов. Кроме этого каждый слой закреплялся специальными булавками. Этот способ использовался всегда, чтобы сохранить форму и не дать
распуститься слоям ткани. После завершения наматывания, начинают оформлять края. В зависимости от статуса женщины у элечека отличались оформление макушки и краев. По форме головного убора различали «элечек старшей жены», «элечек снохи», «элечек второй жены», «элечек вдовы». Иногда они различались и по родовым признакам и назывались «Бугу элечек», «Солто элечек» по названиям родов.
По традиции головной убор ориентировался на возрастные особенности женщин. Женщины старшего возраста носили большие объемные элечеки, а у молодых женщин количество слоев было меньше. Снаружи элечек крепится кыргаком - широкой лентой. Кыргак имеет важное значение, так как укрепляет головной убор и одновременно выполняет роль украшения. У молодых женщин лобная часть украшается бусами и называется «шуру тартма элечек».
Кыргак - одно из традиционных украшений элечека. Это лента придающая нарядность головному убору. Она изготавливается из дорогих шелковых тканей красивых расцветок, украшается вышивкой и нашитыми бусами. Иногда кыргак изготавливается из серебряной пластинки. Серебряные кыргаки приятны глазу, ценятся из-за вставок из драгоценных камней, которые могли позволит себе только женщины с высоким положением в обществе. Длина кыргака зависит от объема элечека. Такие по особенному украшенные кыргаки носили в особенные праздничные дни. В зависимости от наличия украшений они назывались «золотыми», «серебряными», «жемчужными», «бусинными», «вышитыми», «шелковыми».
В кыргызском традиционном обществе женщины не ходили без головного убора. Даже в повседневной жизни она не могла выйти из юрты без элечека. Только перед сном женщина могла снять элечек и спать в нижнем головном уборе - кеп такыя. С древних времен такой головной убор высоко ценился в обществе и сохранился до сегодняшних дней как основная традиционная одежда.
Литература
1. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов.-Фрунзе: Из-во АН Кирг.ССР, 1962. С. 288.
2. Абрамзон С. М. Этнографический альбом художника П. М. Кошарова // сб. МАЭ. Т. 14. М.: Изд-во АН ССР, 1946. С. 122.
3. Полевые материалы автора № 1, 2005. С. 14.
4. Полевые материалы автора № 4, 2007. С. 12.
5. Полевые материалы автора № 7, 2010. С. 8.
Problems of teaching religious modules of «The Basics of Religious cultures and secular ethics» in the Republic of Bashkortostan Nadyrshin T.
Проблемы преподавания конфессиональных модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Республике Башкортостан Надыршин Т. М.
Надыршин Тимур Маратович /Nadyrshin Timur — младший научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимский научный центр Российская академия наук, г. Уфа
Аннотация: в статье анализируется опыт преподавания конфессиональных модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Республике Башкортостан. Abstract: the article analyzes the experience of teaching religious modules of the course "TheBasics of religious cultures and secular ethics" in the Republic of Bashkortostan.
Ключевые слова: религия, школа, ОРКСЭ.
Keywords: religion, school, "The Basics of religious cultures and secular ethics".
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в процессе преподавания стал причиной рождения ряда дискуссионных вопросов. Среди них низкий процент выбора