Научная статья на тему 'Традиционные войлочные одежды кыргызов (XVIII-XIX вв. )'

Традиционные войлочные одежды кыргызов (XVIII-XIX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1038
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ВОЙЛОК / ГОЛОВНОЙ УБОР / ОДЕЖДА / ШЕРСТЬ / КАЛПАК / ШөКүЛө

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Момунбаева Назира Соорбековна

В статье автор обращает внимание на одежду, которая изготовлена из войлока. Кыргызы занимались скотоводством, поэтому у них преобладала одежда из шерсти. Особенно из войлока изготавливали войлочные головные уборы-калпак, и их носили мужчины и летом, и зимой. А также для молодой невесты тоже шили головной убор шөкүлө. Этот убор в древности изготавливался только из белого войлока. Считался торжественным нарядом и надевался только во время свадебного обряда. Изготовление головных уборов занимало довольно много времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные войлочные одежды кыргызов (XVIII-XIX вв. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Традиционные войлочные одежды кыргызов (ХУИ1-Х1Х вв.)

Момунбаева Н. С.

Момунбаева Назира Соорбековна /МотмпЬавуа Nazira БоогЬвкоупа - старший научный

сотрудник,

Государственный исторический музей Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье автор обращает внимание на одежду, которая изготовлена из войлока. Кыргызы занимались скотоводством, поэтому у них преобладала одежда из шерсти. Особенно из войлока изготавливали войлочные головные уборы-калпак, и их носили мужчины и летом, и зимой. А также для молодой невесты тоже шили головной убор - шо^ло. Этот убор в древности изготавливался только из белого войлока. Считался торжественным нарядом и надевался только во время свадебного обряда. Изготовление головных уборов занимало довольно много времени. Ключевые слова: традиция, войлок, головной убор, одежда, шерсть, калпак, шо^ло.

УДК 391/395

В кочевой жизни кыргызов войлок играл важную роль. Из него изготовляли как основное жилище кочевника - юрту и элементы его убранства: ала кийиз, шырдак, так и основную традиционную одежду. При изготовлении традиционной войлочной одежды мастерицы использовали различные способы. Традиционная одежда имела возрастные и локальные особенности. Одежда из войлока была очень прочной и служила достаточно долго. Она хорошо защищала и от всех погодных условий: зимой от холода, летом от жары, тем самым была полезна для здоровья их носителей. Среди войлочной одежды особое значение имеет традиционный головной убор - калпак.

Самым богатым этнографическим источником и памятником народной культуры является эпос «Манас», в котором сохранились многочисленные и ценные сведения по одежде и головном уборе калпак [1, с. 452].

Из источников известно, что кыргызские предводители носили белый войлочный калпак, украшенный золотыми нитями. Люди верили, что белый цвет особый, священный и приносит удачу. Например, все принадлежности эпического батыра Манаса тесно связаны со словом белый (ак). Например: Ак калпак (белый калпак), Аккула (имя коня), ак ордо (белый, священный центр), ак ергее (белое жилище), ак болот, акалбарс (белый, священный меч), ак шумкар, ак кийиз (белый войлок) и т. п.

Предводители родов и племен кыргызов в 18-19 веках носили войлочные головные уборы, отделанные пушниной. Этнографическая экспедиция С. М. Абрамзона 1946 года на Тянь-Шане приобрела войлочный калпак одного из племенных вождей 18 века, отделанный собольим мехом. Он в данное время хранится в ГИМ и называется «кары бойлуу киш калпак» [2, с. 122].

Виды войлочных калпаков XIX в. можно увидеть по рисункам знаменитого художника П. М. Кошарова [3, с. 420], и Б. В. Смирнова [4, с. 170]. В фотографиях и рисунках этих авторов отражены отличия разных видов калпаков. К. Г. Маннергейм, финский офицер, путешествуя по Южному Кыргызстану в 1906-1908-годах, также отразил в своих фотографиях различные стороны жизни кыргызов, в том числе и одежду [5, с. 432].

Войлок для изготовления одежды, как и принадлежности юрты, готовят летом, чтобы было легче просушить, так как при его изготовлении требуется очень много воды. Вначале производится чистка шерсти, затем мытье. Чтобы войлок был чистым и белым, в воду добавляют отбеливающие средства (известь, мел). Шерсть замачивается в

кипяченной и немного остывшей воде. Войлок для изготовления калпака валяли из осенней шерсти. Весеннюю шерсть называли «дакы», осеннюю «кузем».

Шерсть для головного убора моется несколько раз, пока шерсть не станет белой. Когда шерсть просохнет, ее начинают бить двумя палками для умягчения и распушивания. Затем из нее валяют войлок. Чтобы войлок был прочным, валяли долго. Из хороших войлоков готовят праздничные калпаки.

Традиционный головной убор по способу изготовления называют по-разному. Самым древним видом является «уютма калпак», то есть изготовление его без кроя, с помощью формы. Кроме этого названия встречаются «айры калпак», «тилик калпак» -с разрезом, «Хан калпак», «Бакай калпак», «киш калпак» - с богатыми украшениями. По крою головной убор делится на три вида: первый - без покроя, второй шьется из двух, третий - из четырех войлочных полос. Их носили люди разного возраста.

Кыргызы проявляли особое отношение к головным уборам и всегда относились к ним бережно. Обычно пожилые аксакалы носили калпак из белого войлока без украшений. Один из древних видов калпака хранится в историческом музее. «Туюк калпак» - калпак без покроя относится к древним видам головного убора кыргызов. Такой вид был широко распространен по всей территории Кыргызстана. В народе его называли «куйма», «туюк», «уютма». Такой калпак изготавливается на специальной форме, то есть шерсть накладывают на форму и процесс валяния происходит одновременно с изготовлением калпака.

Хан калпак отличается драгоценными украшениями и праздничной вышивкой. Его изготовляли специально для предводителей. Использовать узоры его вышивки для простых людей не разрешалось. И войлок для него валялся отдельно, из шерсти добротных сортов белого цвета. Покрой головного убора требовал особой сноровки. Его шили из четырех кусков войлока особым способом, шелковыми нитками. Такие швы придавали красивый вид войлочной шляпе. Это кропотливая работа, требующая особой сноровки, поэтому на такое сшивание уходило 2-3 дня времени. Завершает работу вышивка на передней части тульи. Вышивали хан калпак позолоченными нитками. Вышивка обычно состояла из сакральных знаков. Часто использовали узоры вышивки «Умай (вышивка оберег)», «Илбирс (стилизованный барс)», «Бугу (оленьи рога)». Для войлочных шляп простого вида используются такие вышивки, как «кеекер» (кожаная посуда)», «муйуз (рога)», «эр оюм (орнамент, используемый для мужской одежды)», «журекче (сердце)» и т. д. Между вышивками хан калпак прикрепляются украшения из драгоценных металлов и камней: золото, самоцветы, изумруд. Данный вид головного убора не сохранился. Сейчас это название употребляют для шляпы с высокой тульей из добротного войлока.

«Бакай калпак» отличается широкой тульей и широкими полями. Его носят в торжественных случаях, и он входит в состав праздничных одежд. Головной убор получил такое название по имени Бакая - героя эпоса «Манас», мудрого аксакала. Его носили вожди племен, родов и аксакалы. Способ его изготовления похож на вышеописанный. Он отличается от других отделкой швов и полей. Швы - место соединения кусков войлока - отделываются тонкой лентой из бархата или вельвета. Ими же отделываются поля головного убора. После отделки войлочная шляпа приобретает красивый вид. На верхнем конце тульи прикрепляется шелковая кисточка на шнурке. Передняя часть тульи украшается вышивкой «багыш муйуз (оленьи рога)». В древние времена кыргызы вешали в юрте оленьи рога как оберег от злых духов.

Традиционным женским головным убором является шекуле. Этот девичий головной убор в древности изготавливался из белого войлока. Считался торжественным нарядом, и надевался только во время свадебного обряда. Изготовление головного убора занимало довольно много времени. Подготовительная работа шла годами. Она начиналась с 6-7-летнего возраста девочек, чтобы успеть подготовить шекуле к моменту ее свадьбы. Девушки из зажиточных семей в день свадьбы носили головной убор с очень богатыми украшениями. После свадьбы

невесте надевают головной убор элечек. По традиции такой головной убор надевают только замужние женщины. Обычай одевания элечек молодухе исполняла самая старшая, уважаемая женщина рода. После свадьбы ше^ле возвращали родителям невесты, так как ее использовали также младшие сестры и родственницы невесты. Головной убор ше^ле передают из поколения поколению по женской линии.

Ше^ле-конусообразный, свадебный головной убор невесты. Состоит из следующих частей: тулья, боковая, затылочная и передняя часть. Используемый войлок для убора очень хорошо обрабатывается. Верхний конец украшается перьями филина, фазана. Передняя часть украшается орнаментом, пришиваются золотые, серебряные украшения, также украшения из жемчуга. Позже войлок стал служить только как подкладка, которую покрывали покупной тканью. Такой головной убор оторачивался мехом сурка и куницы. Эти ценные шкуры придавали богатый вид головному убору. Раньше шекуле отличалась низкой тульей. Такой вид убора хранится в историческом музее г. Бишкек (инв. 206, инв. 732).

Изготовление и ношение головного убора имело большое значение в женском обществе. Без шекуле родители не могли выдать свою дочь замуж. Многие годы собирали драгоценности для ее украшения. Поэтому среди народа бытует пословица «С шести лет собираешь многовато, с семи лет - хватает».

В кочевой жизни кыргызов всегда бытовала верхняя мужская одежда кементай, в виде войлочного халата. Он готовится из белого войлока. При его изготовлении мастерицы в основном использовали два способа. Первый способ - изготовление без покроя. Второй способ - сшивание из нескольких кусков войлока. Такой вид одежды носят в холодные времена года. Кементаи бывают праздничные и для повседневной жизни. Его длина доходит до колена, а рукава прикрывают кисти рук. Такой вид одежды был очень удобным в холодное время. В летние дни его надевают по утрам и вечерам. В своем труде Н. П. Лобачева отмечала, что покрой верхней одежды имеет общее среднеазиатское распространение [6, с. 254].

В древние времена кементай обычно носили только во время свадебного обряда. На праздничные дни изготавливали одежду специально с украшениями. Для такого вида употребляются войлок высокого качества. Воротник и рукава окаймляются бархатом белого цвета. В свадебном обряде по традиции женихи и невесты носят одежды из белых цветов. Одежду украшают вышивкой из шелковой нити. При вышивании подбирают одноцветные нити.

Для мужчин 20-30 летнего возраста употребляли вышивку «кочкор мYЙYЗ (рога)», «бадам (миндаль)», «ит куйрук (собачий хвост)», «толкун (волна)». При изготовлении кементая соблюдается возрастное отличие для мужчин. Мастерицы для праздничных дней специально изготовляли кемантай с шалевым воротником, отороченным из сукна, бархата или плюша. Рукава тоже украшают вышивкой. Нити на вышивание подбираются в соответствии с возрастом мужчины. По способу изготовления разные регионы имели локальные особенности.

Южные кыргызы носили кементай с подкладкой. Такой вид одежды носили пожилые мужчины. Обычно подкладкой служит хлопчатобумажные ткани ярких цветов. По изготовлению кементая можно было определить статус человека. Южные кыргызы в отличие от северных, очень хорошо усвоили метод валяния без покроя. В древние времена такой вид одежды назывался уютма кементай. Он был очень практичным, прочным и носился долгое время. Валяный метод был сложным, поэтому мастерицы предпочитали одежду с кроями. Швы соединялись белой ниткой. В передней открытой части пришивали пуговицы. Мужчины подпоясывались бел боо (поясами из нитей), кемер кур (кожаными поясами) [7, с. 38].

В кочевой жизни кыргызов войлочная одежда всегда высоко ценилась. Она сохранилась до сих пор. Такой традиционный вид одежды в наши дни используют сельские жители. В течение многих веков изделия из войлока передавались из поколения в поколение и до сих пор живы традиции их изготовления.

Литература

1. Эпос «Манас». Книга II. Ф.: Кыргызстан, 1979. С. 452.

2. Абрамзон С. М.Очерк культуры киргизского народа. Фрунзе: Изд-во Кирг. филиала АН СССР, 1946. С. 122.

3. Абрамзон С. М. Этнографический альбом художника П. М. Кошарова // сб. МАЭ. Т. 14. М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 420.

4. Смирнов Б. В. ЦГА. Кирг. ССР: ЭО. № 174, 1946.

5. Mannerheim C. G. Les memoires du Maréchal Mannerheim. Paris, 1952. P. 432.

6. Лобачева Н. П. О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана: Наука. М., 1989. С. 254.

7. Полевые материалы автора. Ошская область, 2010. С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.