Расширение ассортимента войлочной одежды применением художественного оформления войлока Таштобаева Б. Э.
Таштобаева Бурул Эшимбековна / Tashtobaeva Виги1 ЕзЫтЬекоупа - кандидат технических наук, доцент, ученый секретарь университета, профессор кафедры, кафедра технологии изделий легкой промышленности, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в работе даны результаты исследований традиционных и современных видов и способов изготовления отделочных элементов на войлоке, а также их применение в современных видах одежды и головного убора. Приведены технологии изготовления некоторых видов художественного оформления войлока и войлочных изделий.
Ключевые слова: войлок, ассортимент одежды из войлока, виды и способы орнаментации войлока.
В настоящее время войлочные изделия пользуются большим спросом, следовательно, расширение ассортимента одежды из войлока является актуальной проблемой. Основным сырьем для изготовления войлока является овечья шерсть. Высокими показателями качества обладает овечья шерсть породы «меринос», которая соответственно влияет на процесс изготовления и качество орнаментации войлока и войлочных изделий.
Издавна у кыргызов войлок, как один из традиционных материалов, выполнял разные функции:
• как основной материал для внешнего покрытия юрты;
• для внутреннего оформления юрты (различные орнаментированные напольные декоративные покрытия - шырдак и кийиз);
• как бытовые предметы (мешки для хранения домашней утвари);
• для изготовления головных уборов;
• в верхней одежде для скотоводов.
В настоящее время также очень актуальны изделия из войлока. Особенно широкое распространение получают войлочные головные уборы, одежда и сумки. На сегодняшний день в Кыргызстане войлочные изделия, изготовленные разными мастерами, частными производителями, являются конкурентоспособными в мировом рынке.
Художественные особенности войлочных изделий в известной степени зависят от способа их изготовления. Различные приемы декорации войлочных изделий определяют их художественные достоинства [1].
Традиционные способы орнаментации войлока, которые применялись для украшения предметов внутреннего убранства юрты [2]:
• вваливание узора из цветной шерсти;
• выкладывание узора цветным шнуром;
• вышивка цветными нитками на войлоке;
• мозаичная техника «курак»;
• аппликация.
Эти способы остались востребованными как источник вдохновения при проектировании современных видов войлочной одежды и головных уборов. При изготовлении войлочных изделий художники-модельеры изобретают новые, современные виды и способы орнаментации войлока [2]:
• вваливание узора из ниток;
• вваливание шерсти на ткань и на другие виды текстильных материалов;
90
• отделка краев деталей волнообразным формованием;
• объемные отделочные элементы (пуговицы, цветы, бубенчики и др.) из войлока.
Ручное выполнение декорации войлочных изделий повышает их привлекательность и ценность. Например, способ вваливания узора из цветной шерсти или вкатывания узора выполняется в следующей последовательности: сначала изготавливается основа - полотно из войлока. Цвет войлочного полотна может быть различным. Войлочное полотно расстилается на полотне, плетеном из чия. На этом войлоке выкладывается узор из заранее обработанной мягкой пушистой шерсти, окрашенной в разные цвета. До вваливания шерсти полотно с узорами покрывают материей. Затем данное полотно сбрызгивают горячей водой. Войлок вместе с полотном из чия свертывается в рулон и укатывается вначале ногами, а затем ладонями и локтями до тех пор, пока войлок не приобретет необходимую плотность. При обработке узор вваливается. Узор получается более расплывчатый и более мягкой формы.
Своеобразна войлочная одежда с применением мозаичной техники «курак», при которой изделие или отдельные его детали собираются из кусков войлока различного размера и цвета. При этом формы могут быть также разнообразными: в виде простых геометрических форм, в виде сложных орнаментов. Изделия, выполненные техникой «курак», отличаются графической четкостью и законченностью рисунка.
Современная техника изготовления войлока является унифицированным вариантом, повторяющим основные этапы исторического способа, но существенно от него отличающимся. На сегодняшний день процесс свойлачивания войлока механизирован, что значительно сокращает время и трудоемкость изготовления. Художественное же оформление войлока сейчас так же, как и раньше, выполняется вручную. В настоящее время художественное оформление войлока становится более разнообразным: применяя совместно традиционные и современные виды художественной декорации, изготовители получают поверхность войлока с фактурной поверхностью (гладкой, рыхлой, рельефной, комбинированной и т. д.).
Если раньше при вваливании войлока применялся чий, и вся работа выполнялась на полу, то сейчас на частных предприятиях вместо чия применяют синтетическую ткань, и войлок изготавливается на столе.
Отличительной особенностью современного оформления войлочных изделий является комбинирование войлока с различными материалами натурального происхождения. Такие способы не только влияют на расширение ассортимента, но и влияют на повышение эстетических свойств и улучшает прочностные характеристики изделия. Технологии изготовления современных видов орнаментации войлока нами изучены в процессе наблюдения работы мастеров, применены в орнаментации моделей коллекции войлочных изделий.
Одним из часто применяемых видов художественного оформления войлока является комбинация двух натуральных материалов: войлок с шелком, которые легко соединяются друг с другом, но при этом ведут себя по-разному. При влажно-тепловой обработке шерсть, по сравнению с шелком, дает сильную усадку, и формируется совершенно необычная фактура материала.
На рис. 1 приведены модели различного ассортимента в качестве примера по применению видов декорации войлочных изделий. Модели разработаны в рамках научной работы «Исследование и разработка войлочных изделий», которая реализуется на кафедре «Технология изделий легкой промышленности» Кыргызского государственного технического университета.
Рис. 1. Коллекция нарядной одежды из войлока
Данный модельный ряд составляют следующие женские войлочные изделия: платье, болеро, жакет и юбка. Декоративная отделка войлочных изделий достигнута за счет применения:
• техники вваливания узора из ниток;
• вваливания кружевной ткани в войлок;
• комбинации натурального шелка с войлоком.
Войлочные изделия органично сочетаются с изделиями из легких, мягких тканей, имеющих хорошие драпируемые свойства. Сволачивающее качество войлока позволяет применить упрощенную технологию изготовления изделия: войлок не требует обметывания и обработки срезов, краев деталей [2]. Необработанные края деталей жакета, платья и юбки придают изделиям оригинальность.
Исследование способов и видов войлока способствует широкому их применению при проектировании войлочных швейных изделий, повышает эстетические показатели и конкурентоспособность проектируемой одежды.
Таким образом, применение различных видов орнаментации войлока, их грамотное сочетание в одном изделии позволяет разнообразить ассортиментный ряд войлочной одежды.
Литература
1. Мошкова В. Г. Ковры народов Средней Азии конца XIX - начала XX вв. Ташкент, 1970. 184 с.
2. Таштобаева Б. Э., БообековаЖ. А. Виды и способы художественного оформления войлока и войлочных изделий. Наука и новые технологии № 2. Бишкек, 2006.