Научная статья на тему 'Художественное войлоковаляние как современный социокультурный феномен'

Художественное войлоковаляние как современный социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3149
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙЛОК / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авдеева О. Г., Антонова Е. Л.

В статье рассматривается проблема войлоковаляния в историческом измерении народного декоративно-прикладного творчества, анализируются традиционные и современные технологии изготовления войлока. Рассматривается возрождение войлоковаляния и выработка новых технологий как современный социально-культурный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of felting in the historical dimension of folk decorative-applied art, the author analyzes the traditional and modern technology of felt making. Discusses the revival of felting and the development of new technologies as a modern socio-cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «Художественное войлоковаляние как современный социокультурный феномен»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 745/749

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

О.Г. Авдеева1-*, Е.Л. Антонова2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)е-шаН: [email protected]

В статье рассматривается проблема войлоковаляния в историческом измерении народного декоративно-прикладного творчества, анализируются традиционные и современные технологии изготовления войлока. Рассматривается возрождение войлоковаляния и выработка новых технологий как современный социально-культурный феномен.

Ключевые слова: войлок, художественное войлоковаляние.

Согласно «Советскому энциклопедическому словарю», войлок (тюрк.) традиционно получали путем валяния шерсти, в процессе «валяния» минеральных и химических волокон, а также из минеральной ваты на битумной связке. Такой войлок используют главным образом как прокладочный, тепло- и звукоизоляционный материал1. Казалось бы, какое отношение имеет столь прозаический материал к декоративно-прикладному искусству и чем он может заинтересовать современного человека. Чтобы понять это, необходимо разобраться, можно ли данное определение считать исчерпывающим, а также - почему сейчас, в эпоху современных материалов и технологий, возник интерес не только к натуральному материалу - шерсти, но и к техникам производства войлока, появившимся в глубокой древности. Войлоковаляние, пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти, которая восходит корнями в народную культуру народов, населяющих территории Урала, Алтая, Башкирии, Киргизии, Казахстана, Бурятии, Карпат, Кавказа, Монголии. Известны также войлоки Перу, Финляндии и Норвегии.

Интерес вызывает легенда о том, что первый валяный ковер был найден в Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падавшая на палубу Ковчега, намокала и

1 См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1985. 238 с.: ил.

утаптывалась копытами овец. Когда овцы покинули Ковчег, - там остался свалянный из шерсти ковер. Одно из первых технических описаний валяния войлока и его использования сделал в своих очерках о быте скифского народа древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. По этой причине принято считать, что валяние войлока - изобретение кочевников. Они первыми оценили его необыкновенные свойства. Традиционно из него изготавливались жилища - юрты, предметы интерьера (ковры, дорожки, войлочные подушки, подстилки для сна), скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потники под верховые седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), одежда (чулки-вкладыши в кожаный сапог, бурки и головные уборы), обувь, утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов) и многое другое. В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель. Войлок нашел применение даже в медицине (натуральная шерсть и ланолин благотворно воздействует на организм при лечении переломов костей, ревматизме, артрите, болезнях суставов, заболеваниях кожных и аллергического характера. Стимулируя кровообращение и создавая электростатическое поле, шерстяные волокна положительно влияют на самочувствие и настроение).

До наших дней дошли основные традиции изготовления войлоков:

- иранская традиция вваливания узора, носителями которой сегодня являются туркмены. Основные цвета туркменских войлоков - белый, красный и черный, а основной узор - стилизованный бараний рог - выкладывается шерстью на циновке, затем циновка скручивается, и начинается непосредственно валяние кошмы;

- пазырыкская линия войлоков, отличается тончайшей ювелирной аппликацией войлока по войлоку необычайно ярких цветов;

- для сюнской традиции, сложившейся во Внутренней Монголии и продолжающей жизнь в современной Бурятии, характерны одноцветные войлоки, сплошь украшенные мелкой стежкой традиционных магических орнаментов.

Для славянских народов было характерно изготовления так называемых полувойлоков - тканых и потом подваляных материалов. Археологические находки в слоях древнерусских городов, погребальных курганов позволяют воссоздать картину использования в женском и мужском костюмах тканей местного производства. Обычными находками для слоев Х-Х11 веков являются как фрагменты войлока так и текстиля полотняного переплетения - сукна, изготовленных из шерсти натуральных цветов. В России понятие войлока связано в первую очередь с валенками. Войлочные сапоги упоминаются еще в «Слове о полку Игореве». Валенки же, в их современном виде, появились много позже, чем материал, из которого их делали. Первые мастера шерстобитного дела в России изготавливали шляпы, колпаки для бань, простенькие ботики, похожие на калоши. Их называли «котами», «чунями» или «кеньгами». Из войлока изготавливали мягкие подкладки для лошадей: хомутины и подседельники. Мастеров валяльного дела было очень мало. Технология катанья держалась в строгом секрете и передавалась по наследству, поэтому валенки были слишком дороги и позволить их себе могли только богатые сословия. Постепенное перенимание городских нравов жителями деревень, а также рост потребностей стали стимулом для значимых перемен в изготовлении обуви, что, в свою очередь, стало толчком для развития производства валяльно-катальных изделий. Широко использоваться валенки в России стали только с первой половины девятнадцатого века, когда их производство возвели в промышленные рамки. Именно с этого периода валенки в России, по сути, становятся явлением национального масштаба.

Проблемы историко-этнографического изучения войлока как важнейшего компонента материальной культуры (жилищ, женской, мужской и детской одежды, ковров и т.д.), технологий войлочного производства в той или иной степени рассматривались в трудах, в официальных документах, отчетах и обзорах Дагестанской и Терской областей, Ставропольской губернии дореволюционными авторами (Броневский С.М., Фелицын Е.Д., Дебу И., Бутков П.Г., Павлов А.М. и др.). Интересующая нас тематика у этих авторов - в подавляющем большинстве случаев -затрагивалась нередко опосредованно, при описании занятий населения, существующих хозяйственных связей, торговых отношений и т.д. Однако, иногда в их работах содержатся важные сведения о видах войлочных промыслов, их географии и месте в системе традиционного хозяйства народов, о разновидностях и технологии изготовления разнообразных войлочных изделий. Так, отрывочные сведения о месте войлоковаляния в традиционных занятиях и быте коренного и русского казачьего населения Кубанской области содержатся в работах Е.Д. Фелицина, в рамках типовой статистико-экономической программы Кавказского отдела ИРГО, относящихся к восьмидесятым годам XIX в2. Одним из первых обстоятельных исследований по истории и этнографии народов Кавказа является работа С.М. Броневского «Новейшия Известия о Кавказе, собранныя и пополненныя Семеном Броневским», который сообщает ценные сведения о занятиях населения этого региона в начале XIX в., включая производство «бурок и войлочных епанчей» черкесами3. Разнообразный материал и ценные сведения, в том числе и о войлоках, содержатся в труде И. Бларамберга - офицера Генерального штаба Российской империи, написанном в 1834 г. Автор описывает внутреннее убранство жилища горцев: «на деревянном настиле в доме горца разложены одеяла, подушки и войлочные ковры, которыми пользуются ночью»4 и обязанности женщин, в которые «входит выделка сукна, они делают из шерсти обыкновенное сукно для мужской одежды, одеяла, войлочные плащи (бурки)»5. Также мы находим у него описание костюма: «в пути осетины или летом в холодную погоду закутываются в войлочный кавказский плащ без рукавов, в

целом одежда горцев шьется из легкого и довольно грубого сукна, изготовленного в

6

домашних условиях» .

В целом, русские исследователи XIX - начала XX в. сделали немало для восстановления картины исторического места войлока в быту и общественной жизни народов, населявших Российскую империю. В их работах содержатся ценные сведения о войлочном производстве по регионам, об объемах выпускаемой продукции и ее видах, о себестоимости, о специфике сбыта готовой продукции и т.п.

Своего рода объединяющим мостом между дореволюционной и советской историографией являются труды А.Ш. Джанибекова, которые содержат массу интересных наблюдений и выводов, касающихся войлочных изделий. Интерес

2 См.: Бондарь Н.И. К истории фольклорно-этнологических исследований на Кубани (Дореволюционный период). Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Сборник научных трудов / под ред. Шулепова М.Е. Кубанский государственный университет. Донская типография Краснодарского издательско-полиграфического предприятия, 1991. 114-117 с.

3 См.: Броневский С.М. Новейшия Известия о Кавказе, собранныя и пополненным Семеном Броневским: В 2 томах: т.1, т. 2 / Подготовка текста к изданию, предисловие, примечания, словарь малоупотребительных слов, указатели И.К. Павловой. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. 164 с. («Архив российского востоковедения»).

4 См.: Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь: Кн. Изд-во, 1992. 32 с.

5 Там же, с. 37.

6 Там же, с. 29.

представляет попытка автора показать роль войлочного производства в духовной культуре народов (традиционных орнаментах, верованиях, обрядовом и внеобрядовом

7

фольклоре)7.

К 1930-50-м гг. ХХ века, вопросы традиционного ремесленного производства, в том числе и изделий из войлока, перестали считаться актуальными. Это обусловлено тем, что к середине 1930-х гг. с развитием текстильной промышленности в СССР появляются новые материалы и изделия из них. Меняется мода и стиль жизни населения в общем, что приводит к вытеснению кустарного производства войлока.

Новая волна интереса к вопросам традиционного ремесленного производства, в том числе и изделиям из войлока, поднимается в России в конце 1950 - начале 1960-х гг. прошлого века. Некоторые этнографические сведения о войлочных изделиях народов СССР имеются у отечественных исследователей Е.М. Шиллинга, Э.В. Кильчевской и А.С. Иванова. В 1958г. вышел в свет фундаментальный труд С.А. Токарева «Этнография народов СССР», в котором упоминается изготовление войлока как «простейшая форма использования шерсти, исторически связанная именно с кочевническим и скотоводческим укладом, оно является исконным очень древним достоянием» различных народов . В свете вышедшего в 1974 г. Постановления ЦК КПСС «О развитии народных художественных промыслов» активно развивалась художественная промышленность, однако, исторические традиции войлоковаляния остались вне должного внимания. Глубокое изучение проблемы на примере казахских войлоков проводит в своей статье К. Ли. Автор отмечает, в частности, «подмену традиционных для тускиизов (казахских настенных ковров) семантически насыщенных солярных и растительных орнаментальных композиций более быстрыми в исполнении узорами», «в войлочных коврах ухудшение качества вещей проявилось в не свойственном народному искусству подбору материалов», что снизило художественное достоинство этих изделий9.

Однако, следует признать, что в советское время, несмотря на глубокое изучение истории и этнографии народов СССР, проблемы традиционного войлочного производства и разновидностей изделий из войлока не изучены с достаточной полнотой, а некоторые аспекты этих проблем и не были объектами внимания исследователей.

В эпоху глобализации повсеместно наблюдаются зеркальные процессы -обращение к традиционному образу жизни, народным промыслам и возврату натуральных материалов в новые социально-культурные условия. С этой точки зрения декоративно-прикладное творчество в целом и войлоковаляние в частности переживают настоящий ренессанс. Прежде всего, это связано с появлением новых технологий изготовления войлока, большим выбором материалов и инструментов для этого вида деятельности. Реальная жизнь показала, что в обществе не только сохраняются ремесленные навыки, но и есть потребность строить художественно осмысленный быт. Показательно, что растущий интерес к созданию изделий из войлока наблюдается как в России, так и в странах, исторически связанных с овцеводством - в Англии, Венгрии, Австралии. Все это вместе становится стимулом к развитию промышленного производства инструментария, используемого в

7 См.: Джанибеков А.-Х. Ш. Очерки по истории ногайцев 1935 г. // Архив РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5, Оп. 1.Д.68. 169 с.

8 См.: Токарев С. А. Этнография народов СССР. М., 1958. 376 с.

9 См.: Ли К. Поэзия быта и проза мастерства (по материалам экспедиции по Казахстану). Декоративное искусство, 1986. № 3 (340). 48 с.

войлоковалянии, что в свою очередь способствует появлению новых технологий. Но здесь речь уже должна идти о художественном войлоковалянии.

Так, к традиционным технологиям мокрого валяния, основанным на механическом «свойлачивании» шерсти в щелочной среде, добавилась иглопробивная техника или так называемый «нетканый гобелен», использовавший принцип работы иглопробивных машин для промышленного производства тонкого войлока - фетра. Специальные иглы скрепляют волокно не хуже мыльного раствора и усилий, приложенных человеческими руками. Механизированный способ не только облегчил трудоемкий процесс ручного валяния, но и дал возможность использовать искусственное непряденое волокно. Так к шерсти для художественного войлоковаляния сегодня добавляются шелк, лен, хлопок; бамбуковые и протеиновые молочные, синтетические и другие волокна. Экспериментальным направлением стала смешанная техника, совместившая иглопробивную и техники мокрого валяния. Традиционные способы изготовления войлока гармонично дополняются инновационными приемами такими, как нунофелтинг или нуновойлок («нуно» в переводе с японского - ткань), представляющий собой приваливание шерстяных волокон к ткани (шелку). Впервые изделия, выполненные в данной технике, были представлены в 1994 г. авторами этого метода - австралийским дизайнером по текстилю Полли Стирлинг и ее ассистентом - японским дизайнером Сачико Котако.

Благодаря венгерскому этнографу и художнику Иштвану Виджаку и эксперту по текстилю Мари Наги, создавшим в 2005 г. в Германии Международную академию войлока, увлечение войлоком в мире набирает темпы. Начиная с 2009 г., после официального открытия Международного года природных волокон Продовольственной и сельскохозяйственной штаб-квартирой Организации Объединенных Наций в Риме, мировое сообщество отмечает Международный День войлока.

На рубеже веков увлечение современным - художественным -войлоковалянием приходит в Россию. На примере войлока можно проследить как древнее ремесло, в превращенном виде возвращенное в традиционную для себя среду русской культуры (где выработаны свои исторические формы валяния), получив развитие в самодеятельном творчестве, и попав в поле зрения профессиональных художников, приобретает все художественные признаки декоративно-прикладного искусства. Этот процесс можно рассматривать как трансформацию из исторического в современный социокультурный феномен. В качестве современного социокультурного феномена войлок выполняет несколько социальных функций:

- функцию исторической преемственности, осуществляя передачу накопленных ремесленных навыков и художественных традиций от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой;

- коммуникативную функцию, формирующую условия и средства человеческого общения в форме многочисленных объединений мастеров войлоковаляния, получивших распространение и позволяющих общаться с единомышленниками, делиться знаниями, опытом. Таким образом, войлок связывает и объединяет людей, в том числе, по средствам Интернета, тем самым поменяв не только формы проявления творчества, но и изменив его качественно;

- интегративную функцию, обеспечивающую устойчивость и целостность социальной группы, среди членов которой распространяется единая совокупность взглядов, идеалов, ценностей, формирующих чувство принадлежности к одной культуре. Увлечение традиционным войлоковалянием способствует формированию этнического самосознания и интереса к народной культуре;

- функцию социализации, являющуюся средством включения личности в социальную жизнь, усвоения знаний, норм поведения, соответствующих данной социальной группе, становления полноценным членом сообщества;

- эвристическую функцию, способствующую развитию важнейших факторов творческой деятельности: воображения, образного мышления, определенного эмоционального настроя;

- рекреативную функцию, позволяющую человеку отвлекаться от жизненных проблем и получать духовную компенсацию, реализуя себя в творчестве.

Наблюдая развитие художественного войлоковаляния на Белгородчине, автор, как мастер, получивший звание Народного мастера Белгородской области за возрождение, сохранение, популяризацию народного ремесла войлоковаляния, отмечает, что последнее приобретает выраженные региональные особенности. Можно также говорить о том, что работы народных мастеров С.В. Шемякиной, дополняющей свои работы из войлока элементами вышивки, бисером, вязанием, удачно применяющей техники контактного крашения и экопринт, Т.Я. Банниковой, специализирующейся на изготовлении панно на основе традиционных узоров и орнаментов, И.В. Пищенко, сочетающей старинные приемы с новыми технологиями, пополнили копилку культурного наследия России как исторической памяти и национальных традиций, которые бережно хранятся и приумножаются новыми поколениями мастеров декоративно-прикладного искусства Белгородчины.

Поскольку войлок есть одно из древнейших ремесел, известных человечеству, - не удивительно, что мастеров декоративно-прикладного творчества привлекает возможность сочетать старинное ремесло с современным искусством. Возродившись в новых социокультурных условиях, художественное войлоковоляние способствует не только появлению новых образов и сюжетов, но и позволяет расширить традиционный «видовой ассортимент» художественных росписей. Использование разноцветных шерстяных волокон, «положенных так, как можно было бы класть кистью мазки краски», дает возможность создавать так называемые «войлочные картины», считает английская художница Май Мэкки10. Выбрав шерсть как замену краскам, получаешь в распоряжение богатую палитру изысканных и сочных оттенков. Этот материал предоставляет большие возможности: создание различных цветовых нюансов смешением волокон между собой; придание поверхности картины необходимой текстуры, используя разнообразные волокна; сочетать в одной работе различные способы валяния, совершенствуя живописный эффект. Выполнение «картин» в войлоке, собственно и делает художественное войлоковаляние по-настоящему современным социокультурным феноменом.

На основании сказанного, можно констатировать, что войлоковаляние в историческом измерении народного декоративно-прикладного творчества проходит путь от изготовления повседневных вещей (валенки, предметы одежды, головные уборы и др.) до современных арт-объектов (картины, украшения, предметы интерьера, панно, авторские куклы, игрушки и др.), что становится возможным с использованием не только традиционных, но и современных технологий, которые используются в профессиональных кругах российских мастеров декоративно-прикладного искусства в целом и Белгородской области в частности. С этой точки зрения, возрождение войлоковаляния и выработку новых технологий следует рассматривать как современный социально-культурный феномен.

10 Май Мэкки. Картины из шерсти и войлока. Интересные проекты, новая техника. Издательская группа «Контэнт», 2012. 6 с.

Список литературы

1. Бондарь Н.И. К истории фольклорно-этнологических исследований на Кубани (Дореволюционный период). Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода: Сборник научных трудов / под ред. Шулепова М.Е. - Кубанский государственный университет. Донская типография Краснодарского издательско-полиграфического предприятия, 1991. - 141 с.

2. Бларамберг И. Кавказская рукопись. - Ставрополь: Кн. Изд-во, 1992. - 240 с.

3. Броневский С.М. Новейшия Известия о Кавказе, собранныя и пополненныя Семеном Броневским: В 2 томах: т.1, т. 2 / Подготовка текста к изданию, предисловие, примечания, словарь малоупотребительных слов, указатели И.К. Павловой. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. -464 с. («Архив российского востоковедения»).

4. Джанибеков А.-Х. Ш. Очерки по истории ногайцев 1935 г. // Архив РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5, Оп. 1.Д.68. - 169 с.

5. Ли К. Поэзия быта и проза мастерства (по материалам экспедиции по Казахстану). Декоративное искусство, 1986. № 3 (340). - 48 с.

6. Май Мэкки. Картины из шерсти и войлока. Интересные проекты, новая техника. - Издательская группа «Контэнт», 2012. - 128 с.

7. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1985. - 1600 с.: ил.

8. Токарев С. А. Этнография народов СССР. - М., 1958. - 616 с.

9. Шинковская К. А. Все способы валяния. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 176 с.: ил.

ART FELTING AS A MODERN SOCIOCULTURAL PHENOMENON

O.G. Avdeeva1), E.L. Antonova2)

1,2)Belgorod state Institute of arts and culture 1,2)e-mail: [email protected]

The article considers the problem of felting in the historical dimension of folk decorative-applied art, the author analyzes the traditional and modern technology of felt making. Discusses the revival of felting and the development of new technologies as a modern socio-cultural phenomenon.

Keywords: felt, felting art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.