Научная статья на тему 'Ознакомление студентов с историей народного промысла как фактор их профессиональной подготовки'

Ознакомление студентов с историей народного промысла как фактор их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙЛОК / ПРИВАЛИВАНИЕ УЗОРОВ / ТЕХНИКА СУХОГО И МОКРОГО ВАЛЯНИЯ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРОДНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ / FELT / MIX THE PATTERNS ON THE FELT / TECHNOLOGY OF DRY AND WET FELTING / NATIONAL CREATIVE ACTIVITY / SHAPING THE AWARENESS ABOUT NATIONAL DECORATIVE AND APPLIED ARTS IN CENTRAL ASIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акрамов Х. М., Мухитдинова Ж. Р., Тиллаева М. Х.

В данной статье рассмотрены методы формирования у студентов специальных технико-технологических знаний через практические занятия и участие в международном проекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING THE STUDENT WITH HISTORY OF NATIONAL HANDICRAFT FELT WORKING AS A FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

The article considers the methods of special technical-technological competence formation through practical activities and participation in international project.

Текст научной работы на тему «Ознакомление студентов с историей народного промысла как фактор их профессиональной подготовки»



педагогические науки

УДК 13.00.00

Х.М. Акрамов

канд. пед. наук, доцент, кафедра профессионального образования, Наманганский государственный университет, г. Наманган, Узбекистан

Ж.Р. Мухитдинова

старший преподаватель, кафедра профессионального образования, Наманганский государственный университет, г. Наманган, Узбекистан

М.Х. Тиллаева

студент,

кафедра профессионального образования, Наманганский государственный университет, г. Наманган, Узбекистан

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ИСТОРИЕИ НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовки

Аннотация. В данной статье рассмотрены методы формирования у студентов специальных технико-технологических знаний через практические занятия и участие в международном проекте.

Ключевые слова: войлок, приваливание узоров, техника сухого и мокрого валяния, народное творчество, формирование представления о народном декоративно-прикладном искусстве Средней Азии.

Kh.M. Akramov, Namangan state university, Namangan, Uzbekistan

J.R. Mukhitdinova, Namangan state university, Namangan, Uzbekistan

M.Kh. Tillaeva, Namangan state university, Namangan, Uzbekistan

INTRODUCING THE STUDENT WITH HISTORY OF NATIONAL HANDICRAFT FELT WORKING AS A

FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. The article considers the methods of special technical-technological competence formation through practical activities and participation in international project.

Keywords: felt, mix the patterns on the felt, technology of dry and wet felting, national creative activity, shaping the awareness about national decorative and applied arts in Central Asia.

В настоящее время перед педагогом особенно остро стоит проблема, как с современными студентами говорить на современном языке, как обычный урок сделать необычным, как обычный материал представить интересным? В качестве примера в данной статье мы предлагаем рассмотреть тему «Войлоковаляние» по курсу «Основы художественного труда»

Предложенная нами методика преподавания данного материала содержательно реализуется через упражнения, практические занятия, направленные на формирование специальных технико-технологических знаний и умений по выполнению работ по войлоковалянию и заданий творческого характера. Предлагаемые студентам задания включают не только упражнения, например, приваливание узоров, но и разработку и составление композиции разрабатываемого изделия.

Рассматриваемый предмет является частью комплексной системы работы вузов по эстетическому воспитанию, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием. Ознакомление с данной темой даёт представление об одной из интереснейших техник декоративно-прикладного искусства - технике мокрого и сухого валяния (рис. 1). Она знакомит студентов с приёмами и способами изготовления из войлока изящных

декоративных украшений, модных аксессуаров, одежды и панно.

Рисунок 1 - Различные способы валяния шерсти

Одним из распространенных ныне видов рукоделия является валяние из шерсти (фел-тинг от англ. felting, фильцевание от нем. filzen) - техника изготовления из непряденой шерсти одежды, обуви, аксессуаров, игрушек, картин и многого другого.

История развития техники валяния чрезвычайно интересна. Много веков назад кочевники Евразии делали из шерсти не только покрытие для юрт и нехитрые предметы домашней утвари, но и многое другое. Например, одежду, предметы интерьера (войлочные подушки, дорожки, ковры, коврики для сна), скотоводческое снаряжение (подстилки для новорожденных телят, детали вьючного седла верблюда, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов).

Валяные изделия (обувь, шапки, сумки, потники под седла) получили широкое применение за пределами кочевой скотоводческой среды у оседлого земледельческого населения, а секреты их изготовления стали распространяться по всему миру. Поэтому было бы несправедливо утверждать, что с техникой валяния были знакомы только на Востоке. Например, Финляндия, Перу и другие страны, где были одомашнены овцы и козы, также имеют давние традиции изготовления войлока.

Различают несколько видов овечьей шерсти и волокна. К примеру, такие как австралийский меринос, кашемир, альпака, ангора, блю фэйс лестер, готланд, фолькленд. Изделие из такой шерсти сваливается быстрее и получается более ровным и красивым. Необходимо отметить, войлочное искусство - трудоемкий процесс. Например, на создание сумки уходит примерно 5-8 часов. Для изготовления более простых изделий уходит около 3-х часов, тут можно использовать специальные шлифовальные машинки, ускоряющие работу.

Рисунок 2 - Процесс валяния шерсти мыльным раствором

1. Техника мокрого валяния - это традиционный ручной способ изготовления войлока, при котором шерсть взаимодействует с водой и мыльным раствором (рис. 2). Под воздействием горячей воды или пара и щелочи происходит сваливание шерстяных волокон. Эта техника позволяет создавать как плоские декоративные детали, так и объемные изделия.

2. Техника сухого валяния - фелтинг - это создание изделий из шерсти при помощи специальных игл. При проникновении специальной иглы в шерсть волокна шерсти спутываются между слоями. Так достигается эффект валяния (рис. 3).

Техника сухого валяния помогает создать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций. Изучение процесса валяния шерсти дает возможность студентам попробовать себя в различных техниках данного вида рукоделия как одного из направлений народного творчества.

Рисунок 3 - Пример работы в технике сухого валяния шерсти

С появлением приборов, преобразовавших процесс валки из ручного труда в автоматизированный, стали появляться новые разновидности мокрого валяния - нуно-фелтинг и шибори.

Рисунок 4 - Образцы изделий, выполненных в технике «Нуно-фелтинг»

3. Техника «Нуно-фелтинг» - «Нуно» в переводе с японского - ткань. Данная техника разработана австралийским текстильным дизайнером и художницей по шерсти из Нового Южного Уэльса Полли Стирлинг совместно с Сачико Котако в 1994 году. Она заключается в прива-ливании к войлоку ткани (шелк, шифон, крепдешин, тонкий лен) с достаточно «рыхлой» структурой для свободного проникновения волокон шерсти сквозь ткань. Нуно-войлок чаще всего используют при создании одежды, сумок, панно (рис. 4).

4. Техника «шибори» - техника создания складок, драпировок (рис. 5). Вначале в соответствии с техникой мокрого валяния вкладывания объемных деталей создается узор, который фиксируется в процессе валки.

5. Приёмы декорирования поверхности с помощью аппликаций приведены на рисунке (рис. 6).

Рисунок 5 - Образец шарфа, выполненного в технике «Шибори»

Рисунок 6 - Образцы изделий из шерсти, декорированные с помощью аппликаций

6. Способы изготовления различных изделий при помощи склеивания узких войлочных лент показаны на рисунке (рис. 7).

Рисунок 7 - Образцы изделий, склеенные из узких войлочных лент

В процессе работы с войлоком и фетром накопилось некоторое количество мелких кусочков. Чтобы не выбрасывать их, студенты применили эту технику. Созданные руками студентов данные композиции в виде склеенных в круг узких лент, можно использовать в виде подставок под чайники и т.д.

Наглядным примером и практикой для наших студентов послужил международный проект, рассчитанный на 2015-2016 гг., организованный Фленсбургским Европейским университетом (проф. Н. Шутц, Германия) и Высшей школой прикладных наук г. Дрезден (проф. Ирина Хундт, Германия), где одним из участников является Наманганский государственный университет (доц. Х. Акрамов, Узбекистан). Целью данного проекта является расширение рынка войлочных изделий и новый взгляд на, казалось бы, традиционные изделия народного потребления.

В процессе работы в данном проекте студенты Наманганского государственного университета непосредственно на занятиях постарались изготовить войлочные изделия несложным способом, применяя техники сухого и мокрого валяния.

Включение занятий по войлоковалянию в курс «Основы художественного труда» и «Народное творчество» даёт возможность студентам ознакомиться с историей данного вида искусства. В то же время это даёт представление о традиционных художественных видах обработки и помогает осознать, что значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам.

2007. 2007.

Список литературы:

1. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учебное пособие. Уфа,

2. Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании: практическое руководство. Москва,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.