11. Центральный государственный архив Политической документации Кыргызской Республики. Д. 157. Л. 63-64.
12. Центральный государственный архив Политической документации Кыргызской Республики. Д. 157. Л. 63-64.
13. Центральный государственный архив Политической документации Кыргызской Республики. Д. 157. Л. 86.
14. Центральный государственный архив Кыргызской Республики. Ф. 21, оп. 3. Д. 100. Л. 16.
15. Центральный государственный архив Кыргызской Республики. Ф. 21, оп. 3. Д. 100. Л. 16.
16. Центральный государственный архив Политической документации Кыргызской Республики. Ф. 10, оп. 1. Д. 205. Л. 135.
17. ОролбаевА. О. Бюджет и промышленное развитие. Киргизия. Фрунзе, 1960. С.13.
18. Оролбаев А. О. Бюджет и промышленное развитие. Киргизия. Фрунзе, 1960. С. 25.
19. Оролбаев А. О. Бюджет и промышленное развитие. Киргизия. Фрунзе, 1960. С. 9.
Традиции ношения женского головного убора «келек» мургабских кыргызов
(XIX-XX вв.) Момунбаева Н. С.
Момунбаева Назира Соорбековна /МошипЬаеуа Ыахгта ЗоогЬекоупа — ведущий научный сотрудник, Государственный исторический музей Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье автором рассматриваются традиции ношения национального женского головного убора «келек» мургабских кыргызов, ныне проживающих на территории Мургабского района Таджикистана. При рассмотрении этой темы были использованы личные этнографические исследовательские материалы автора статьи. Уделено особое внимание составляющим частям названного женского головного убора, традициям изготовления и ношения. Ключевые слова: традиции, мургабские кыргызы, национальный женский головной убор «келек», поверья, изготовление, узоры, порядок ношения головного убора.
УДК 391/395
Начнем с самого названия и составляющих головного убора «келек». «Келек» - национальный женский головной убор, южнокыргызская разновидность общенационального женского головного убора «элечек». Основным комплексом названного головного убора являются «чач кеп» - в южном диалекте кыргызского языка небольшой женский головной убор, платок, сшитый в шлемовидной форме, нижняя часть келека; отдельно взятая материя для оборачивания вокруг чач кепа; платок «дурия» - платок поверх обернутой материи. Материя чач кепа изготавливалась из белой бязи. Об этом имеются сведения в исследовательских материалах К. И. Антипиной [1, с. 288].
Самая верхняя часть чач кепа не сшивается, а повязывается тесьмой, шнурком. Стянутая тесьмой, шнурком часть материи чач кепа на одну пядь остается снаружи, благодаря чему после обеспечивается устойчивость оборачиваемой поверх материи.
Чач кеп прикрывает уши и спускается с шейной части. Спускаемая часть прикрывает и придает упорядоченный вид волосам. Длина спускаемой части соответствует длине волос женщины. На головном уборе вышиваются узоры геометрического, зооморфного, растительного характера.
В старину мургабские, джергетальские кыргызы Таджикистана передавали чач кеп от матери дочери, от нее младшим сестрам. Об этом упоминается в исследовательских материалах Ю. А. Шибаевой [2, с. 159].
Каждая часть головного убора украшалась по-своему. В украшения входили серебряные монеты, перламутровые пуговицы, жемчужные бусы, большие круглые металлические и стеклянные бляшки. При нанесении узорной вышивки использовались различные методы вышивки, в том числе вышивание петлей, двойной петлей, наносились различные узоры, как было уже сказано, узоры геометрического, зооморфного и растительного характера, именуемые «когти вороны», «барашки», «листочек», «собачий хвостик», «гусиные лапки», «миндаль» и др.
Женский головной убор келек мургабских кыргызов имел свои отличия от общенационального женского головного убора «элечек». Если в Кыргызстане повсеместно материя наматывалась, то мургабские кыргызы ее накручивали. Келек являлся головным убором, частью одежды невесты, замужней женщины. Более подробная информация о том, как изготавливали и носили келек, была дана жительницей Мургабского района Казакбаевой Мейиз, 1938 года рождения. У нее сохранились почти
82
все составляющие головного убора келек: чач кеп, бет жапкыч - часть прикрывающее лицо, платок дурия. Чач кеп был украшен бусинками, колечками по числу ее дочерей. Когда она выдавала своих дочерей замуж, то надевала на их голову чач кеп, лицо скрывал бет жапкыч, поверх оборачивалась отдельная материя, этот тюрбан покрывала платком дурия, на пальцы надевала кольца. После расположения в доме мужа дочери возвращали чач кеп, чтобы их впоследствии использовали младшие сестры. По традиции он использовался из поколения в поколение. О традициях ношения головного убора нам подробно поведала еще одна уроженка Мургабского района, дом которой мы посетили, байбиче - хозяйка дома - Ырысбу. Как она поведала, сначала невеста сидя надевала хранящийся в семье чач кеп, после отдельно взятую материю складывали в четыре слоя и накручивали поверх чач кепа, при этом каждый верхний виток покрывал нижний, к нему подкладывался отрезок материи, в результате чего головной убор приобретал более объемную форму, как тюрбан. Келек был красивым, одновременно теплым головным убором и символом невесты, замужней женщины. Келек в жару предохранял голову от солнца, зимой от холода. Обернутая поверх чач кепа материя стягивалась красной тесьмой, шнурком и покрывалась платком дурия. После этого невеста делала три поклона в сторону Мекки, к которой обращаются мусульмане во время молитвы. Отец невесты повязывал пояс невесты поясным платком, в который заворачивал две лепешки. Это имело следующие пожелания и значение: 1) чтобы невеста попала в семью с достатком; 2) невеста выросла в доме с достатком. Келек на голову невесты надевала женщина в возрасте, из полноценной семьи (имеющая мужа, много детей), хозяйка большого дома. Это связывалось с тем, что все родители желали своим дочерям семейного счастья в доме жениха, т.е. это не поручалось кому попало. Келек никогда не носили до замужества, только невесты и замужние женщины. В случае траура келек покрывали черным платком. По традиции это делали со дня смерти мужа и до поминок. После поминок келек обновляли белой материей, подбородочная часть приобретала более свободное положение. Это означало, что женщина свободна. Женщины, имеющие мужа, подбородочную часть подвязывали туже калпак [3, с. 38].
Платок дурия имел широкое распространение среди мургабских кыргызов. Он отличался от других платков более большим размером. Названный платок изготавливался из таких материй, как белый миткаль, бязь, шёлк, из белой стамбульской кисеи с каймой. Платок имел четырехугольную форму. Мургабские кыргызы такой платок переняли у таджиков, узбеков, с которыми имели тесные этнокультурные, торгово-экономические связи. Платок дурия покрывал келек поверху. Узоры наносились только на лобную часть платка, что придавала келеку особенно красивый вид. Так как материя платка была мягкой и нежной, то и цветные узорные нитки подбирались соответственно. Узоры отличались красочностью, тесным переплетением, частотой узоров. Узоры чач кепа имели более мелкий характер, а узоры платка дурия были более объемными. В узорах платка дурия преобладали мотивы растительного мира: цветы, веточки, листочки, изображение различных плодов. Цвета узоров были естественными, не теряющие цвет: преобладали красные, зеленые, желтые цвета. Платок, кроме узоров, украшали и мелкие серебряные монеты, жемчужные бусинки. При анализе сохранившихся платков дурия мы отметили, что они по краям имели синюю сетчатую бахрому. Синий цвет, не свойственен кыргызам, скорее всего, мургабские кыргызы восприняли это от тех же таджиков и узбеков.
Подводя итоги, хотим отметить, что женский головной убор келек считался у мургабских кыргызов очень почетным традиционным головным убором, как и общенациональный женский головной убор «элечек». Составляющими этого национального женского головного убора являлись следующие части:
1) чач кеп;
2) оборачиваемая вокруг чач кепа материя, придающая головному убору вид тюрбана;
3) платок дурия, которым поверху покрывался этот тюрбан.
В этом национальном женском головном уборе нашли отражение национальные традиции, хозяйственный уклад жизни, этнокультурные и торгово-экономические связи.
Литература
1. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов.
Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1962. С. 288.
2. Шибаева Ю. А. Материалы по одежде мургабских киргизов // Краткие сообщения Института
этнографии АН СССР. Вып. 25. М., 1956. С. 159.
3. Полевые исследовательские материалы автора. Республика Таджикистан, Мургабский район. № 1.,
2013 г. С. 38.