образования» от 1960 г, «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» от 1966 г. и многие другие.
В национальной же плоскости формы преподавания религии в школе тоже подвержены многочисленным факторам: возрождение религиозной жизни в стране, секуляризация, рост влияния отдельных религиозных организаций, экономическая ситуация в стране, смена образовательной парадигмы. Например, культурологический характер преподавания курса и шестимодульная система отражают влияние именно этих факторов. Кроме того в последнее десятилетие произошло обновление образовательных стандартов, которые утвердили новые формы взаимодействия религии и школы.
Полиэтничность государства выдвигает на первое место субнациональную плоскость. Полевые исследования, проведенные в 2012-2016 гг. в Республике Башкортостан продемонстрировали, что в зависимости от образовательного учреждения, администрации учебного заведения, национального и конфессионального состава населенного пункта курс преподается по-разному. Модель преподавания курса - компромисс многочисленных заинтересованных сторон: родителей, школы, учителей, органов образования, духовенства [3].
Форма изучения религиозных знаний учащимися в светской школе в России является адекватной существующим реалиям, и полностью укладывается в международное и российское законодательство, однако существует необходимость институциализации сложившейся практики преподавания курса в аспектах, касающихся подходов и методов преподавания ОРКСЭ, включая взаимодействие с религиозными организациями.
Литература
1. Мухаметзянова-Дуггал Р. М. Государственная политика в сфере свободы совести в России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика, 2012. № 1. С. 29-32.
2. Oddrun Marie Hovde Brâten. Three dimensions and four levels: towards a methodology for comparative religious education // British Journal of Religious Education, 2015. Vol. 37. № 2. P. 138-152.
3. Надыршин Т. М. Полевые материалы автора. Республика Башкортостан. 2012-2016 гг.
Понятие информационной компетентности Висаитова Б. Х.
Висаитова Бэлла Хадиевна / Visaitova Bella Hadievna - ассистент, кафедра статистики и информационных систем в экономике, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в современном информационном обществе существует разногласие по определению понятия «информационная компетентность». Обусловлено оно тем, что данный термин можно рассматривать с точки зрения двух различных теорий. Первая понимает под информационной компетентностью (ИК) умение обращаться с компьютерной техникой и компьютерными средствами в информационных процессах. Вторая теория предполагает, что ИК - это свойство личности, психологическая категория, позволяющая человеку выполнять операции над информацией с помощью информационных технологий. В данной статье рассматриваются существующие определения ИК. Дается определение информационной компетентности, а также информационной компетентности общества.
Ключевые слова: информация, информационная компетентность, информатизация, информационные технологии, компьютерные технологии.
УДК 37.013
Термин «информационная компетентность», появился на официальном уровне в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности были названы «современными ключевыми компетенциями» [1]. По сей день не существует общепринятого определения информационной компетентности. Обусловливается это тем, что информационные технологии (ИТ) стремительно прогрессируют, повышаются требования к информационной компетентности. ИК стала обязательным требованием к выпускникам не только технических вузов, но и гуманитарных, как следствие внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Рассмотрим существующие трактовки понятия «информационная компетентность»:
1) информационная компетентность - сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств [1];
2) информационная компетентность - новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных и нестандартных ситуациях с использованием технологических средств [2].
Анализируя данные понятия, дадим определение информационной компетентности. Информационная компетентность представляет собой умение при помощи новых ИТ свободно оперировать информацией представленной в любом виде, генерировать принципиально новую информацию, новые решения поставленных проблем или новые выходы из предложенных ситуаций, в любой сфере деятельности человека. Информационная компетентность общества - это общество, в котором одним из основных качеств личности является информационная компетентность. ИК является сложной компонентой личности, формирующейся не только в процессе обучения человека в учебных учреждениях, но и в других организациях, а также в повседневной жизни. Причем, информационные навыки приобретаются как осознанно, так и неосознанно. Осознанно - в школах, вузах и т. д., неосознанно - в компьютерных играх, в обучающих видео-уроках, в познавательных форумах и пр. Следовательно, ИК - характеристика, изменяющаяся на протяжении всей жизни человека.
Для повышения уровня своей информационной компетентности человек информационного общества должен: уметь систематизировать полученную информацию и знания; выделять действительно важное для себя; уметь ориентироваться в потоках разнообразной информации; выявлять и отбирать известную и новую информацию; оценивать значимую и второстепенную информацию. Однако основным требованием к информационно компетентному человеку остается умение правильно распределять свои временные ресурсы в использовании информации различного рода. Иначе он просто утонет в потоке информационного мусора, «спама» или станет жертвой информационного стресса, пытаясь «объять необъятное». ИК личности стала главенствующим признаком современного общества, а также федеральных государственных образовательных стандартов.
Литература
1. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий. [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. Брянск, 2002. 19 с.
2. Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. [Текст] / А. Л. Семенов. М.: МИПКРО, 2000. 12 с.
Свойства категории информационная компетентность Висаитова Б. Х.
Висаитова Бэлла Хадиевна / Visaitova Bella Hadievna - ассистент, кафедра статистики и информационных систем в экономике, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: информационная компетентность - сложная категория характеристики личности, требующая дальнейшего изучения и пояснения. Многие ученые расходятся во мнениях по определению и содержанию информационной компетентности. Информационные навыки, как преподавателя, так и студента стали необходимым условием осуществления образовательного процесса, вне зависимости от дисциплины. Формирование информационной компетентности - длительный, регламентированный процесс. Для его успешного осуществления, необходимо выделить свойства и функции информационной компетентности. В данной статье анализируются свойства и функции информационной компетентности.
Ключевые слова: информационная компетентность, информационные технологии, информационные навыки, свойства информационной компетентности, функции информационной компетентности.
УДК 37.013
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс предполагает наличие информационной компетентности у студентов и преподавателей. Информационная компетентность становится одной из главнейших компонент сформированной личности.
Рассмотрим информационную компетентность как категорию личности. Одними из свойств категории «информационная компетентность» являются:
1) дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней - самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;
2) актуальность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в определённый временной промежуток;
3) структурированность - каждый человек имеет свои особым образом сформированные базы знаний;
4) избирательность - не вся накапливающаяся информация модифицируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;
5) аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» - аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;
6) самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний.
7) полифункциональность - наличие разнообразных предметно-специфических баз знаний (семантическая составляющая баз знаний является полифункциональной).
Функциями категории «информационная компетентность» являются: