Литература
1. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий. [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. Брянск, 2002. 19 с.
2. Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. [Текст] / А. Л. Семенов. М.: МИПКРО, 2000. 12 с.
Свойства категории информационная компетентность Висаитова Б. Х.
Висаитова Бэлла Хадиевна / Visaitova Bella Hadievna - ассистент, кафедра статистики и информационных систем в экономике, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: информационная компетентность - сложная категория характеристики личности, требующая дальнейшего изучения и пояснения. Многие ученые расходятся во мнениях по определению и содержанию информационной компетентности. Информационные навыки, как преподавателя, так и студента стали необходимым условием осуществления образовательного процесса, вне зависимости от дисциплины. Формирование информационной компетентности - длительный, регламентированный процесс. Для его успешного осуществления, необходимо выделить свойства и функции информационной компетентности. В данной статье анализируются свойства и функции информационной компетентности.
Ключевые слова: информационная компетентность, информационные технологии, информационные навыки, свойства информационной компетентности, функции информационной компетентности.
УДК 37.013
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс предполагает наличие информационной компетентности у студентов и преподавателей. Информационная компетентность становится одной из главнейших компонент сформированной личности.
Рассмотрим информационную компетентность как категорию личности. Одними из свойств категории «информационная компетентность» являются:
1) дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней - самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;
2) актуальность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в определённый временной промежуток;
3) структурированность - каждый человек имеет свои особым образом сформированные базы знаний;
4) избирательность - не вся накапливающаяся информация модифицируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;
5) аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» - аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;
6) самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний.
7) полифункциональность - наличие разнообразных предметно-специфических баз знаний (семантическая составляющая баз знаний является полифункциональной).
Функциями категории «информационная компетентность» являются:
1) познавательная, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
2) коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;
3) адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
4) нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
5) оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.
6) интерактиавная, которая формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации [1].
Проанализированные в данной статье свойства и функции информационной компетентности не являются строго определенными, и требуют дальнейшего изучения и пояснения.
Для успешного формирования информационной компетентности необходимо реализовать все функции информационной компетентности.
Литература
1. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория //
Интернет-журнал «Эйдос», 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm/ (дата обращения: 20.12.2016).
Применение интерактивных технологий в процессе креативного образования школьников на уроках музыки Гильванова Э. А.
Гильванова Эльвина Альфировна / ОНуапоуа Jelvina ЛЩгоупа - магистрант, Институт педагогики Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
Аннотация: в статье рассматривается необходимость внедрения в образовательный процесс креативного обучения, направленного на развитие творческих способностей и формирование творческой личности. Автор анализирует основные подходы к применению интерактивных технологий в процессе креативного образования на уроках музыки. Статья содержит интересный и живой материал -примеры практических разработок и конкретные варианты реализации технологии интерактивного обучения, таких как «мозговой штурм», «кластер», «три предложения». Подобные технологии обучения развивают у учащихся познавательные навыки, способность творчески мыслить и ориентироваться в информационном пространстве.
Ключевые слова: креативность, творческие способности, урок музыки, музыкальное образование в школе, интерактивные технологии, интерактивные методы, интерактивные формы.
Креативность как динамически развивающая структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью,