Т. С. Виноградова
(Москва)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ:
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В статье анализируются различные подходы к пониманию сущности и составляющих информационной компетентности, раскрыты этапы и критерии развития информационной компетентности.
В последние годы много внимания уделялось обеспечению школ современной техникой и информационными технологиями, но количество техники не гарантирует её грамотного использования. Намного меньше внимания уделяется формированию соответствующей компетентности пользователей как овладению сочетанием познавательных и технических навыков, необходимых для удовлетворения информационных запросов в процессе образования, на рабочем месте или в обществе. Само понятие «компьютерная компетентность» остаётся достаточно расплывчатым. Можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Позволяют ли элементарные навыки работы с текстовым редактором хотя бы удовлетворительно отреагировать на те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении? На первый план выступает та же причина, что и в неутешительных результатах тестирования PISA: наши
школьники не умеют работать с информацией [1].
Согласно результатам исследований, российские «учащиеся не показали умений работать с объёмной, правдоподобной и противоречивой информацией, ...критически оценивать информацию, работать с понятиями, которые противоположны их ожиданиям, продемонстрировали неумение вычерпывать информацию из текстов разных типов, не смогли выделить информацию из вопроса, привлечь информацию, находящуюся за пределами задания, использовать свой личный опыт, сведения из смежных областей. ... Трудность представляли задания, тре-
бующие реконструкции замысла автора (цели текста] и его точки зрения. В тексте-рассуждении, аргументации, убеждении учащиеся не смогли увидеть разницу между фактами и мнениями» [8].
Помощь обучающимся в приобретении информационных компетенций - одна из главных профессиональных целей специалистов в области информации. Умения использования информации являются залогом успеха в обучении на протяжении всей жизни, в профессиональной деятельности и в повседневном межличностном общении для любого человека.
Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. Поэтому нашей задачей стало решение двух проблем:
1] терминологической - разобраться в сущности ряда смежных понятий, родственных информационной компетентности;
2]содержательной - определить структурное и функциональное содержание информационной компетентности учащихся.
1. Терминологический анализ понятия.
Н. И. Гендина провела анализ различных определений, связанных с понятием информационной культуры, и выявила, что в настоящее время «используется неунифицированная терминология, зачастую без чёткого определения..., взамен таких близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, как... «культура чтения»..., «библиотечно-библиографическая грамотность», всё чаще используются понятия «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура».
Информационная культура личности определяется как «одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целена-
правленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [2].
Термин «культура» ёмкий и многозначный, поэтому по отношению к знаниям и умениям человека термин «компетентность» видится более адресным и конкретным. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт [4].
Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. В разное время понятийное ядро обрастало следующими интерпретациями: 1] знание информатики как предмета; 2] использование компьютера как необходимого технического средства; 3] совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации; 4] поиск и применение информации для реализации актуальной образовательной или профессиональной задачи; 5] проявление активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства.
Так, О. Г. Смолянинова рассматривает информационную компетентность как «универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание» [9].
Некоторые авторы информационную компетентность понимают как способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Л. Г. Осипова под информационной компетентностью понимает «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быст-
ро находить необходимую информацию и встраивать её в свою систему деятельности, применять для решения практических и ис-следовательскихзадач» [6].
А. Л. Семёнов трактует информационную компетентность как новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [7].
Родственным понятием, которое детально исследовал президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А. В. Фёдоров, является медиакомпетентность [10]. Медиакомпетентность личности
- это совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.
Для личности, обладающей высоким уровнем медиакомпетентности, А. В. Фёдоров выделяет следующие характеристики:
1] мотивационный показатель: стремление к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и медиакультуры; стремление к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей и т.д.;
2] контактный показатель: частые контакты с различными видами медиа и медиатекстов;
3] информационный показатель: знание большинства базовых терминов, теорий, основных фактов истории развития медиакультуры, ясное понимание процесса массовой коммуникации и медийных воздействий в контексте реального мира;
4] перцептивный показатель: способ-
ность соотнесения с авторской позицией, которая позволяет предугадать ход событий медиатекста;
5] интерпретационный оценочный показатель: умение критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления.
6] практико-операционный показатель: практические умения самостоятельного выбора, создания/распространения медиатекстов, умения активного самообразования в медийной сфере;
7] креативный показатель: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности, связанной с медиа.
Результаты проведённого терминологического анализа можно встроить в следующую матрицу (рис. 1], в которой применяемые термины формулируются в зависимости от выбранного направления и необходимого уровня охвата понятия.
Таким образом, информационная компетентность - качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию новых информационных технологий для решения социально значимых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни человека в обществе.
Образно говоря, информационную компетентность можно представить как умения и опыт геолога, который знает где, как и что копать в огромной горе информации.
2. Содержание понятия. Информационная компетентность, как система, складывается из различных элементов - умений и способностей в области работы с информацией.
Информационная компетентность, включает следующие элементы: осуществление поиска информации, интерпретация информации, систематизация и структурирование информации, критическое оценивание информации, анализ полученной информации
с позиции решаемой задачи, аргументированные выводы, использование полученной информации при планировании и реализации деятельности в той или иной ситуации, представление информации в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Основываясь на классификации педагогических целей Б. Блума и классификаторе информационной компетентности Е. М. Зайцевой [3], можем выделить элементы информационной компетентности учащихся (табл. 1].
Показателями информационной компетентности являются критерии её сформиро-ванности (табл. 2] на уровнях поиска информации, критического анализа и синтеза нового знания.
Таким образом, можно выделить следующие уровни сформированности информационной компетентности учащихся (табл. 3].
Задачей школы является формирование достаточно высокого уровня информационной компетентности учащихся, которая будет способна удовлетворить высокий уровень их информационных потребностей. На основе предложенной Н. Ф. Хилько классификации уровней медиавосприятия [11] можно выделить следующие уровни информационных потребностей человека:
1] рекреативно-гедонистический (ограничен развлекательно-рекреативной мотивацией];
2] бытовой (бытовая, утилитарная мотивация];
Рис 1. Терминологическая матрица.
Таблица 1
Виды информационной компетентности (ИК)
Таксономия Б. Блума Вид ИК Характеристика вида
1. Знание Когнитивная Запоминание и воспроизведение изученного материала. Знание принципа обработки информации
2. Понимание Базовая Интерпретация материала на доске, решение стандартных учебных задач, краткое изложение материала
3. Применение Функциональная Умение использовать изученный материал для решения учебных задач
4. Анализ Аналитическая (межпредметная) Применение изученных принципов обработки информации при выполнении заданий межпредметного характера. Анализ результатов, поиск ошибок и несоответствий
5. Синтез Системная Проектная деятельность, планирование учебного эксперимента
6. Оценка Креативная Творческая деятельность, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Способность к формированию новых знаний и навыков
Таблица 2
Критерии сформированности информационной компетентности
Информационный Технологический Рефлексивно-результативный
- знание методов сбора, обработки, передачи и хранения информации; - умение планировать информационный поиск; - владение способами систематизации и структурирования информации; - критическое отношение к полученной информации; - умение делать выводы - наличие ИКТ знаний, умений, навыков и применение их в повседневной деятельности; - умение выбирать программные и аппаратные средства для решения поставленных задач; - ведение Интернет-блогов; - личное или семейное представительство в Интернете(наличие сайта] - включение в активную информационную деятельность; - совершенствование своих информационных умений на основе самоанализа; - наличие результатов самообучения в виде каких-либо продуктов; - рост показателей успешности на всех уровнях; - расширение географии участия в ИКТ мероприятиях
Таблица 3
Требования к уровню информационной компетентности учащихся
Уровень I Уровень II Уровень III
ПОИСК ИНФОРМА- ЦИИ Осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности Осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой - нет Планирует информационный поиск
Применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника Применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе - каталогов] Выбирает информационные источники,адекватные цели проекта
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Демонстрирует понимание полученной информации Интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности Критически относится к полученной информации
Владеет способами систематизации информации Приводит аргументы Делает выводы
ДОСТУП ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Потребность
- принятие решения
- формулирование
- инициирование
Нахождение
- поиск
- отбор
- нахождение
Оценивание
- анализ
- обобщение
- оценка
Организация
- категоризация
- структурирование
- организация
Рис №2. Этапы достижения информационной компетентности [5]
3] познавательно-эстетический уровень (личностная мотивация];
4] социальный (критический анализ, направленность на социум];
5] понимание авторской концепции (умение делать выводы о том, какую идею хотел выразить автор];
6] автономный (возникновение собственной концепции и полемический диалог с авторской концепцией].
При большом многообразии и использовании разных оснований для определения так называемых ключевых компетенций в большинстве международных программных документов отмечается, что получение конкретных категорий (критериев, уровней] оценки информационной и иных ключевых компетенций является задачей будущего, решение которой не будет удовлетворительным даже при проведении достаточно широкомасштабных, но единовременных процедур.
В 2002 г. в ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА было объявлено о создании Секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности. В 2006 г. вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное Председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау, в нем обобщается и анализируется гигантский массив знаний по данной проблематике.
В этой работе под информационной грамотностью понимается «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; её организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлечённой информации (например, после скачивания из Интернета]; оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определённых действий и достижения определённых результатов» [5].
Компетентный гражданин, будь то учащийся, специалист или рабочий, способен понять свои потребности в информации, знает, как найти, идентифицировать, получить доступ, извлечь, оценить, организовать и использовать нужную информацию. Для того чтобы стать информационно грамотным человеком, надо знать, как можно получить пользу от мира знаний и включить опыт других в свое образование (рис. 2].
В концепции Х. Лау просматриваются следующие отличительные черты:
- акцентируется поиск, оценка и использование информации, а не поиск источников;
- в добавление к мыслительной деятельности низшего уровня (извлечение и осмысление информации] упор должен делаться на мыслительные процессы высшего поряд-
ка (применение, синтез и оценка информации];
- на первом месте стоят информационные процессы, такие как принятие решений и решение проблем, а не простое знание информации;
- информационные процессы должны быть ясно прописаны в методах оценки;
- задания и оценки должны увязывать навыки, касающиеся информационных процессов, с навыками, касающимися представления информации.
Итак, что требуется от участников образовательного процесса для достижения информационной компетентности учащихся:
1. Чему должны научиться учащиеся [5]:
а] включать профильные статьи в свои исследовательские работы; б] ориентироваться в электронных и печатных каталогах;
в] производить электронный поиск на компьютере; г] строить необходимую поисковую стратегию; д] подбирать нужные слова для поиска по ключевому слову; е] понимать и использовать нормативную терминологию; ж] эффективно применять логическую поисковую стратегию; з] использовать рецензии соучеников.
2. Что требуется от преподавателей [12]:
- переосмысление роли и функции самого преподавателя;
- создание условий для самоуправляемого обучения (что требует эффективной обучающей среды, органично сочетающей теорию и практику];
- стимулирование активной позиции обучающегося и побуждение его к самостоятельному обучению (активное обучение предполагает формирование активной позиции как педагога, так и обучающегося].
3. Что необходимо методической службе:
- в ключение в состав методической службы специалистов по информационной грамотности;
- корреляция процесса формирования информационной компетентности учащихся с фактическим уровнем их компьютерной грамотности (что потребует дифференцированного подхода];
- интеграция информационной компетентности в содержание, структуру и последовательность учебных курсов.
Информационная компетентность не может быть продуктом единственного курса, поэтому обязательно взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Бурмакина В. Оценка ИКТ-компетентности : тез. докл. // Информационные технологии в управлении образованием : материалы IV Всерос. конф., Псков, 30 марта - 1 апреля 2007 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://conf2007.pskovedu.ru/files/thesis/531.doc.
2. Гендина Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований] // Школьная библиотека - 2005. - № 3. -С. 18-24.
3. Зайцева Е. М. Технология управления развитием информационной компетентности студентов радиотехнических специальностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Ижевск, 2007. - 194 с.
4. Кремнева Т. Л. Компетентностный подход как базовый принцип европейской системы образования // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». - 2009. - №3. - М.: Изд-во МГОУ. - 136 с.
5. Хесус Лау. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни : пер. с англ. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», [2007]. - 45 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifap.ru/library/book101.pdf/
6. Осипова Л. Г. Деятельность педагогического коллектива по достижению современного качества образования // Совершенствование структуры школьного образования на основе возрастного подхода : материалы по итогам конф. 9-10 января 2003 года / сост. М. В. Гончар. - Калининград, 2003.
7. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.
8. Сметанникова Н. Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские отношения // Школьная библиотека. - 2005. - № 4. -С. 20-24.
9. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. - СПб., 2002. - 504 с.
10. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. - 2007. - № 10. -С. 75-108.
11. Хилько Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. - Омск: Изд-во Сибирского филиала Российского ин-та культурологии, 2001. - 446 с.
12. Яфаева Р. Р., Богатырёва Ю. И. Формирование компетенций в области ИКТ в рамках ФГОС третьего поколения по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Педагогическая информатика. - 2010. - №3. - С. 62-71.
--------^----------