Научная статья на тему 'Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании'

Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2609
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ЮНЕСКО / МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / MEDIA / INFORMATION / COMMUNICATION / UNESCO / MEDIA COMPETENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилавская Ирина Владимировна

Статья посвящена переосмыслению таких понятий, как медиаи информационная грамотность в контексте теории медиа и информации. Рассматриваются новые инициативы ЮНЕСКО в разработке концепции медиаинформационности, представлены основные направления научного поиска российских ученых в области медиаобразования, медиаграмотности, информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жилавская Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании»

сложным медиатекстам. В лучшем случае они умеют только пересказать фабулу произведения. В целом анализ медиатекста, основан у такого рода аудитории на низких уровнях «информационного», «мотивационного» и «перцептивного» показателей медиакомпетентности.

На среднем уровне медиакомпетентности находилась только четверть аудитории (26,2%) (большинство из них — женского пола). Анализ творческих работ этой части студентов обнаружил, что они умеют критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом отдельных, наиболее заметных факторов на основе среднего развития критического мышления. У них есть также умения дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей медиатекста на основе фрагментарных знаний, способности объяснить логику последовательности событий в сюжете, умения рассказать об отдельных компонентах медиаобраза (при отсутствие интерпретации авторской позиции или примитивном ее толковании). В целом критический анализ медиатекста этой аудитории, основан на средних уровнях «информационного», «мотивационного» и «перцептивного» показателей.

Следовательно, данная аудитория (тем паче, что они - будущие учителя, педагоги) нуждается в медиаобразовании, которое и осуществляется, начиная с третьего курса обучения в Таганрогском государственном педагогическом институте в рамках соответствующей специализации (03.13.30 «Медиаобразование»).

Библиографический список

1. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. — М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — 616 с.

2. Усов, Ю. Н. Методика использования киноискусства в идейно -эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов [Текст] / Ю. Н. Усов. — Таллин, 1980. — 125 с.

Жилавская Ирина Владимировна

Кандидат филологических наук (2008), заведующая Кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», эксперт Фонда развития информационной политики (ФРИП), член Союза журналистов России, лауреат премии им. В. Липатова

ББК 76.0 УДК 070:008

МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена переосмыслению таких понятий, как медиа- и информационная грамотность в контексте теории медиа и информации. Рассматриваются новые инициативы ЮНЕСКО в разработке концепции медиаинформационности, представлены основные направления научного поиска российских ученых в области медиаобразования, медиаграмотности, информационной культуры.

Ключевые слова: медиа; информация; коммуникация; ЮНЕСКО; медиа-информационная грамотность.

MEDIA INFORMATION COMPETENCE AS A NEW TREND IN

MEDIA EDUCATION

This article is devoted to the compréhension of such notion as ‘media’ and ‘i n-formation competence’ in the context of the media- and information theory. New UNESCO initiatives are viewed through media-information conception as well as major trends in science researches of Russian scientists are presented in the sphere of media education, media competence and information culture.

Key words: media, information, communication, UNESCO, media competence.

Новый подход к медиаинформационности в политике ЮНЕСКО

Явления интерактивности и конвергации, охватывающие сегодня все сферы общества, не могли не привести к переосмыслению некоторых подходов к таким областям знаний как медиаобразование и информационная культура личности. Интеграция медиа и информационных концептов и стала предметом обсуждения I Международного Форума по медийной и информационной грамотности, который состоялся с 15 по 17 июня 2011 года в Марокко (г. Фес). Форум был организован факультетом культуры и искусств университета Сиди Мохаммеда Бен Абдаллы, (Фес, Марокко) и прошел при поддержке ЮНЕСКО.

Ключевыми партнерами Форума стали: «Альянс цивилизаций» ООН (UNAoS), Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESTO) и Арабское бюро по образованию для государств Персидского залива (ABEGS). Свой вклад в успешное проведение Форума внесли марокканское Министерство образования, марокканское Министерство связи, университет им. Мулай Исмаила, Международная научно-исследовательская ассоциация по средствам информации и коммуникации (IAMCR), Европейская ассоциация защиты зрительских интересов (EAVI), Всемирный саммит «Медиа для развития детей» (WSMCF), Азиатская информация о СМИ и Коммуникационный центр (AMIC), филиппинское Общество связи (PCS), государственный университет г. Лагоса, Международная Ассоциация обучения с помощью средств массовой информации (MENTOR), Университет Сорбонны, Азиатский институт журналистики и коммуникаций (AIJC).

В Форуме приняло участие более 200 представителей из 43-х стран мира. Это: Австралия, Бангладеш, Бразилия, Болгария, Бирма, Канада, Китай, Египет, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Индия, Индонезия,

Ирак, Италия, Ямайка, Иордания, Кения, Кувейт, Ливан, Мавритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Нигерия, Оман, Палестина, Пакистан, Филиппины, Россия, Саудовская Аравия, Испания, Судан, Швеция, Таиланд, Великобритания, США, Йемен и Марокко. Для обсуждения актуальных проблем медийной и информационной грамотности собрались исследователи, ученые, профессионалы и специалисты, работающие в различных областях, включая науки, связанные с изучением медиа и информации, журналистики, ИКТ, а также педагоги, занимающиеся разработкой учебных программ. Форум объединил специалистов в области социологии, экономики, науки о международных отношениях, исследователей молодежных медиа, лингвистики, семиотики, семейного права, институциональных прав, науки и техники, интернет-технологий, истории, культурологии, гендерных и исламских вопросов.

Итогом работы Форума стала Фесская Декларация о медийной и информационной грамотности,2 в которой участники продемонстрировали свою убежденность в том, что «медиаинформационная грамотность является основным правом человека в информационном обществе. Цифровая эпоха и конвергенция коммуникационных технологий неотъемлемо связаны с медийной и информационной грамотностью, которая необходима для достижения устойчивого развития, укрепления мира, главенства свободы, демократии, расширения межкультурного знания, углубления диалога и взаимопонимания».

В Декларации подчеркивается, что «медиаинформационная грамотность имеет особое значение для социального, экономического и культурного развития, улучшает качество жизни человека, воспитывает его гражданственность. Г рамотность в области медиа и информации играет ключевую роль в привлечении всех граждан, и в особенности молодежи, к активному участию в жизни общества, способствует саморазвитию». Участники Форума в Декларации отметили свою обеспокоенность «упадком в обществе моральных ценностей, что находит отражение в работе журналистов и поставщиков информации, ослаблением функции контроля прессы за социальноэкономическими и политическими процессами в мире, а также снижением уровня включенности СМИ в общественную деятельность».

Участники Форума обратились ко всем главам мировых государств, к учреждениям ООН, и в частности, ЮНЕСКО, другим международным и региональным учреждениям, неправительственным организациям, педагогам, специалистам в сфере медиа и информации, политикам и представителям гражданского общества с призывом «объединить усилия и содействовать развитию медийной и информационной грамотности, укреплению регионального, межрегионального и глобального сотрудничества по этому вопросу».

Участники Первого международного форума по МИГ приглашают все заинтересованные стороны по всему миру:

2 http://portal.unesco.org/ci/en/ev.php-

ГО=31456&Ц^ DO=DO TOPIC&URL SECTЮN=20Шml

1) подтвердить их заинтересованность вопросами, связанными с МИГ, и обсудить проблемы, которые обсуждались на международном форуме по МИГ;

2) открыть Неделю медиаинформационной грамотности с целью показать всем заинтересованным сторонам важность содействия развитию МИГ в мире. Такую неделю предлагается проводить ежегодно с 15 по 21 июня;

3) включить изучение принципов МИГ в образовательные программы, как в формальные, так и в неформальные, для того, чтобы: (I) обеспечить право каждого гражданина на это новое гражданское образование, (II) извлекать пользу из эффекта мультипликации преподавателей для обучения критическому мышлению и анализу, (III) предоставить как учителям, так и учащимся право обладать компетенциями в области МИГ, чтобы построить общество медийной и информационной грамотности, подготовить почву для информационного общества;

4) считать производство и распространение контента, собранного пользователями информации, особенно молодежью, частью общей системы МИГ;

5) провести исследование в сфере медийной и информационной грамотности в разных странах с тем, чтобы эксперты и практики в области МИГ могли разработать более эффективные решения;

6) проводить консультации в регионах по внедрению учебных программ в сфере МИГ для учителей и содействию развития МИГ и межкультурного диалога;

7) развернуть сети ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности и межкультурному диалогу для привлечения других университетов, представляющих все регионы мира. А также поощрять создание национальных, региональных и международных институтов, центров или клиринговых палат по медийной и информационной грамотности во всех регионах для поддержки инициатив в сфере МИГ во всем мире. Новые сети ЮНЕСКО станут движущей силой для содействия МИГ в обществе, способствуя тем самым установлению прочного мира во всем мире;

8) способствовать развитию МИГ, т. к. она в свою очередь ведет к росту местных культур и является платформой для межкультурного диалога, взаимного познания и понимания;

9) убедить руководителей образования в том, что медиа и информационная этика должны входить во все учебные планы; выступать за моральные ценности в сфере коммуникации, информации и медиа-производства;

10) создать созываемое раз в два года совещание Международного форума по МИГ, чтобы определить место проведения мероприятий в рамках продолжения взаимодействия по МИГ, минуя границы, культуры, области исследования и профессиональной практики. Ожидается, что Второй Международный форум по МИГ пройдет в марте / апреле 2013 года.

Прошедший Форум стал очередным этапом в последовательной политике ЮНЕСКО по продвижению идеи целостности медиа- и информационного дискурса. Еще в 2008 году Международная группа экспертов начала разра-

ботку программ подготовки преподавателей по медиа- и информационной грамотности. 16-18 июня в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось международное совещание, направленное на активизацию процессов внедрения компонентов медиа- и информационной грамотности в учебный план подготовки преподавателей во всем мире. Встреча экспертов ЮНЕСКО прошла в то время, когда в обществе обозначилось пристальное внимание к проблемам информационной и медиаграмотности.

Вклад России в развитие медиа и информационной грамотности

К этому времени в России сформировалась научная школа «Медиаобразование и медиаграмотность» под руководством доктора педагогических наук, профессора Таганрогского государственного педагогического института А.В. Федорова, которая уже более 20 лет занимается систематизацией и анализом теоретических и методических концепций медиаобразования в России и за рубежом. В ее составе такие ученые-исследователи как А.А. Новикова, И.В. Челышева, И.А. Каруна, А.А. Левицкая, Е.В. Мурюкина и др. Усилия научной школы А.В. Федорова сконцентрированы на актуальной проблеме подготовки будущих медиапедагогов.

В рамках научной школы А.В. Федорова разработаны медиаобразователь-ные программы для студентов, преподавателей вузов, школьных учителей. Они базируются на понятии медиакомпетентности как новой парадигмы результата образования. Медиакомпетентности, по мнению авторов, являются ключевыми компетентностями для характеристики уровня развития личности. Все они классифицированы следующим образом.

1. По мотивационному показателю медиакомпетентности: широкий комплекс жанровых, тематических, эмоциональных, гносеологических, гедонистических, интеллектуальных, психологических, творческих, этических, эстетических мотивов с медиа и медиатекстами.

2. По контактному показателю: частые контакты с различными видами медиа и медиатекстов.

3. По информационному показателю: знание большинства базовых терминов, теорий медиа и медиаобразования, специфики медийного языка, условностей жанров, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры и т.п.

4. По перцептивному показателю: способность соотнесения своей позиции с позицией автора, которая, в частности, позволяет предугадать ход событий медиатекста.

5. По интерпретационному/оценочному (аналитическому) показателю: умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления.

6. По практико-деятельностному показателю: практические умения самостоятельного выбора, создания/распространения медиатекстов различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере.

7. По креативному показателю: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художе-

-5

ственной, исследовательской и др.), связанной с медиа.

По каждому показателю авторы выделяют высокий, средний и нижний уровни медиаграмотности и дают их подробные характеристики.

Одним из последовательных исследователей информационной грамотности в России является доктор педагогических наук, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н.И. Гендина. Под ее руководством в НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств разработана концепция информационной культуры личности,4 осуществляется анализ международных стандартов информационной грамотности.

Согласно этой концепции предлагается следующее определение понятия «информационная культура личности»: информационная культура личности

— одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Понятие «информационная культура личности» является весьма емким и полностью включает в свой состав понятие «информационная грамотность», отличаясь от него такими компонентами, как информационное мировоззрение и способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.

Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение, сутью которого является ценностное (осмысленное, ответственное) отношение к информации, к создаваемым и используемым информационным продуктам, техническим средствам, информационным технологиям. Информационное мировоззрение — это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.5

Важным постулатом концепции информационной культуры личности является утверждение тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального

3 Федоров А.В., Левицкая А.А. Медиаобразовательные центры: научные исследования и практическая деятельность. Saarbrücken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011.

4 Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006.

5 Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006.

обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования.

Результатом информационного образования становится информационная грамотность. Она имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения. Это дает возможность учащимся контролировать процесс своего образования.

Информационно грамотный человек умеет:

- определить объем своих информационных потребностей и запросов;

- рационально и эффективно получить доступ к необходимой информации;

- критически оценить уровень полученной информации и найденных ресурсов;

- внедрить отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу;

- эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями;

- понимать экономические, правовые и социальные аспекты использования информации, соблюдать этические и правовые нормы при осуществлении доступа и использования информации.6

Сегодня Н.И. Гендина является членом международной группы экспертов ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности.

Вопросами информационной грамотности и культуры в России занимаются также К.К. Колин, А.А. Штрик, В.И. Дрожжинов, О.К. Громова В.А. Кравец, В.Н. Кухаренко. Изучению различных точек зрения на информационное общество в целом посвящены работы отечественных исследователей Л.Е. Варакина, Т.П. Ворониной, А.М. Елизарова, Т.В. Ершовой, А.В. Короткова, Н.Н. Моисеева, Н.А. Слядневой, Ю.Е. Хохлова, А.А. Чернова, С.Б. Шапош-ника и других авторов.

Одни из первых работ в России по осмыслению медиаобразовательных технологий как инструментов сферы масс-медиа принадлежат автору этой

п

статьи. Нами была разработана журналистская модель медиаобразования, основанная на медиаактивности редакций СМИ, а также выдвинута идея продуктивности концепции медиаграмотности по отношению к медиааудитории, которая сегодня становится не только глобальным потребителем, но и массовым производителем информационного продукта. Медиаобразователь-ный потенциал журналистики исследовали также С.Г. Корконосенко, А.П. Короченский, И.А. Фатеева, С.Л. Страшнов, А.Р. Кантор. Идею медиаактив-

6 Стандарты, определяющие уровень в области информационной грамотности, были пересмотрены Комитетом по стандартам Ассоциации библиотек колледжей и научных библиотек и одобрены Советом директоров данной Ассоциации 18 января 2000 года на встрече Ассоциации Американских библиотек в Сан-Антонио (Техас). Данный стандарт был также рекомендован Американской ассоциацией высшего образования (октябрь, 1999) и Советом независимых колледжей (февраль, 2004). http://library.auca.kg/ru/standards/

7 Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования // Медиаскоп. 2008. № 2.

ности, которая управляет действиями индивида по поиску (или производ-

о

ству) информации в медиасфере, выдвинул И.М. Дзялошинский.

Некоторые новые подходы к теории медиа и информации

Сегодня становится очевидной мысль о том, что дальнейшее автономное существование мира медиа и мира информации, искусственно разграничивающее две сущности целостного процесса коммуникаций, уводит научную дискуссию в никуда и делает малоэффективными информационнокоммуникационные практики. В последнее время отчетливо обнаружилась бесперспективность дальнейшего обособления понятийного аппарата, функций, компетенций, целей и задач, решаемых в рамках каждого из указанных направлений. Возникла ситуация топтания на месте и околонаучного само-воспроизводства.

Принципиальный разворот в понимании единства медиаинформационного пространства, который нашел подтверждение на международном уровне, означает, что в ближайшее время ученым и специалистам в области медиа и информации придется пересмотреть некоторые принципы и подходы к тому, что мы именуем информационной и медиаграмотностью, и осмыслить новое понятие «медиаинформационная грамотность» (МИГ) как новую грамотность XXI века.

Вряд ли у кого-то вызывает сомнение тот факт, что медиа и информация тесно связаны между собой. Более того, феномен медиаинформационности заключается в том, что одно без другого существовать не может. Информация, как содержание, только тогда становится информацией, когда происходит акт ее потребления, восприятия, когда существующие сведения, данные начинают процесс перемещения по каналам медиа от источника информации к потребителю.

Фундаментальные основы такого понимания информационных процессов были заложены в трудах Клода Шеннона, Норберта Винера, Дж. Гибсона, В.А. Котельникова, и А.Н. Колмогорова, В.М. Глушкова и др. Наиболее образно идея движения информации выражена в работе Д. П. Барлоу «Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети»: «Информация есть Глагол, а не Существительное. Высвобожденная из своих вместилищ, информация с очевидностью не есть вещь. В действительности, она есть нечто, что случается в сфере взаимодействия между умами или объектами или другими частями информации...

Информация есть действие, которое занимает время, а не состояние бытия, которое занимает физическое пространство, как в случае материальных предметов. Это подача, а не мяч, танец, а не танцор. Информацию переживают, а не владеют ею. Даже когда она заключена в какую-то статическую

8 И. М. Дзялошинский, Ю. Мастерова, Медиа и социальная активность молодежи, Медиаобразование: от теории — к практике// Сб. материалов III Всеросс. Науч.-практ. конф. «Медиаобразование молодежной аудитории», составитель И.В. Жилавская. Томск: ТИИТ / серия Библиотека САМО, 2009.

форму вроде книги или жесткого диска, информация все-таки остается чем-то, что случается с вами в то время, как вы мысленно разархивируете ее из

9

того кода, в котором она хранится».

И как танец неотделим от танцора, так медиа без информации не имеют смысла, а информация в свою очередь не существует сама по себе без канала доставки, притом, что каждое из понятий вполне самостоятельно и имеет свой категориальный аппарат.

Следует отметить, что такое понимание нерасторжимости медиа и информации открывает простор для более глубокого изучения процессов восприятия, поведения, коммуникации в целом. Расчленение коммуникативного акта на составляющие (по Лассуэллу) — кто говорит, что говорит, по какому каналу, кому говорит и с каким эффектом, — модель, основанная на концепции системного анализа, предполагающего линейные взаимосвязи и взаимообусловленности, сегодня в эпоху сетевой революции представляется не в полной мере соответствующей реальности. Она удобна для изучения процессов коммуникации, для понимания их структурной организации, но не всегда объясняет причины многих противоречивых явлений, не раскрывает сложные процессы современного конвергентного мира.

Сетевое мышление дает нам пищу для размышлений по поводу, на наш взгляд, важнейшего принципа происходящего — принципа одновременности, когда события и их восприятие происходят одномоментно, акт коммуникации схлопывается, сворачивается до точки, при этом коммуникант зацикливается на себе, как обладателе информации, отсекая ненужные, по его мнению, звенья в виде неактуальных информационных каналов, сложного кодирования, помех.

Сегодня, опираясь на наши собственные разработки и учитывая современные подходы к медиа и информационной грамотности, понимая ее как новую грамотность XXI века, можно сделать вывод, что медиаинформационная грамотность - это система таких знаний и навыков человека, которые позволяют ему выстраивать информационно-коммуникационные отношения в обществе на всех уровнях медиаактивности. Под уровнями медиаактивности мы понимаем медиаповедение, медиадеятельность и медиатворчество.

Новые инициативы в медиаинформационном дискурсе

Медиаинформационную грамотность можно рассматривать как одну из базовых компетенций для достижения каждым членом общества личных и социальных целей. Знания и навыки, входящие в структуру МИГ, позволяют людям эффективно применять технологии непрерывного образования, повышать свой профессиональный статус, а также вносить существенный вклад в развитие общества знаний.

Такого рода грамотность следует рассматривать и в более широком контексте, охватывающем такие сферы жизни, как гражданское общество, поли-

9 Дж. П. Барлоу. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети // Русский журнал, 07.04.1999 / http://russ.ru

тика и технологии, профессиональное самоопределение, уровень благосостояния и многие другие. В свою очередь широкий диапазон контекстов требует переосмысления роли и места медиаинформационной грамотности в системе социальных институтов, а также разработки ее индикаторов.

Теме разработки индикаторов МИГ было посвящено Совещание международной группы экспертов, организованное Сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО, Институтом статистики ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО (Бангкок, Таиланд, 2010).10

В работе Совещания приняли участие руководители кафедр и деканы факультетов библиотечно-информационных наук и журналистики, руководители исследовательских центров и правительственных программ в сфере медиа- и информационной грамотности, крупные научные, представители публичных библиотек и других учреждений науки, культуры и образования из Австралии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Египта, Индии, Испании, Канады, Китая, Малайзии, Мексики, Нигерии, России, Сингапура, США, Танзании, Южной Африки, Ямайки.

Главной особенностью совещания стало то, что по инициативе ЮНЕСКО впервые на международном уровне проблемы формирования информационной грамотности и медиаграмотности, а также разработки соответствующих индикаторов, характеризующих готовность человека к полноценной жизни в информационном обществе, за одним «круглым столом» обсуждались экспертами из обеих сфер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На совещании рассматривался и всесторонне анализировался документ под названием «Global Framework on Media and Information Literacy (MIL) Indicators» («Международная модель индикаторов медиа- и информационной грамотности»), специально по инициативе ЮНЕСКО подготовленный к этому Совещанию директором международного центра медиа и журналистики Мэрилендского университета Сюзен Мёллер из США; основателем Секции по информационной грамотности и членом правления ИФЛА, директором библиотеки Университета г. Веракруз Хесусом Лау из Мексики; журналисткой Амму Джозеф из Индии, а также почетным профессором и экс-деканом школы информационных наук Питсбургского университета Тони Карбо из США.

Участники Совещания выработали согласованные рабочие документы. Это проект Перечня индикаторов медиа- и информационной грамотности, включающий две группы показателей: а) институциональных, отражающих национальную инфраструктуру, стимулирующую развитие этих видов грамотности; б) личностных, отражающих информационные компетенции, умения и навыки людей. А также план поэтапных действий на период с 2010 по 2013 годы, предполагающий дальнейшее обсуждение, доработку, проведение апробации индикаторов в рамках пилотных проектов в отдельных странах и, наконец, принятие на международном уровне рекомендаций ЮНЕСКО о внедрении си-

10 Официальный сайт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» http://www.ifapcom.ru/ru/news/1122

стемы индикаторов медиа- и информационной грамотности в государствах — членах ЮНЕСКО.

От России в Совещании приняли участие председатель Российского комитета и Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмин и член Постоянного комитета Секции по информационной грамотности ИФЛА, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Н.И. Г ендина.

Российские исследователи и практики активно включаются в новый контекст медиаинформационного дискурса. В Тюменском государственном университете состоялся научно-практический семинар «Формирование медиа- и информационной грамотности — императив XXI века» (г. Тюмень, май, 2011). Особенности формирования медиаинформационного мировоззрения в дошкольном образовании изучает А.А. Немирич.11

Проблеме телевизионной грамотности как фактора развития медиаинфор-мационной культуры учащихся в современных условиях посвящены исследования руководителя Уральского центра инновационных образовательных технологий А.Р. Кантор. Эти исследования стали результатом осуществления идеи взаимодействия двух моделей медиаобразования — педагогической и журналистской — в рамках двух авторских проектов: научно-методического

— «Региональный центр медиаобразования» и творческого — телепроект «Камертон», как уникальная концепция регионального общественного телевидения. Уральский центр инновационных образовательных технологий в декабре 2011 года планирует провести проблемный семинар по теме медиа-информационной грамотности.

На базе Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова создается Научно-образовательный центр «Медиа. Информация. Коммуникация», в задачи которого будут, в частности, входить исследования различных аспектов медиаинформационной культуры, разработка и апробация индикаторов медиаинформационной грамотности и создание базовых образовательных программ для всех уровней образования.

В недрах сообщества российских факультетов журналистики вызрела потребность создания Национальной ассоциации исследователей масс-медиа (НАММИ), в которой предусмотрено, в частности, изучение таких современных трендов как медиаинформационная грамотность и медиаинформаци-онная среда. Впервые о создании российской ассоциации медиаисследователей было заявлено 21 апреля 2011 года деканом факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Еленой Вартановой.

В состав инициативной группы НАММИ вошли, кроме Е.Л. Вартановой, заместители декана факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Г.Г. Щепилова и О.В. Смирнова, декан факультета журналистики СПбГУ А.С. Пую и его заместители С.Г. Корконосенко и Л.П. Громова, а также заведующая кафедрой журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова И.В. Жилавская.

11 http://медиадошкольник.рф/

По замыслу авторов проекта, основными задачами Национальной ассоциации исследователей масс-медиа станет объединение интеллектуального потенциала теоретиков и практиков в области средств массовой коммуникации, масс-медиа и журналистики на федеральном и региональном уровнях, сотрудничество с российскими и зарубежными организациями, осуществляющими исследования в области масс-медиа, для выработки общих подходов к пониманию процессов, происходящих в области средств массовой информации и коммуникации. Определены общие направления научных исследований организации. Это, в частности, системные и структурные аспекты массовой коммуникации, теория массовой коммуникации, социология и психология медиа, язык медиа, межгрупповой и межличностной коммуникации, медиаменеджмент, современные медиатехнологии и практики, медиаантропология, медиаповедение, медиаинформационная грамотность и медиаинфор-мационная среда.

Думается, что творческое сочетание различных научно-практических разработок в области медиа и информационной грамотности как в России, так и за рубежом даст высокий синергетический эффект и позволит выйти на новый уровень осмысления коммуникационных процессов в информационном обществе.

Хлызова Наталья Юрьевна

Кандидат педагогических наук , доцент кафедры американистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.013.8 ББК 74.580

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ВТОРИЧНОЙ

ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ» И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕГО

ФОРМИРОВАНИЯ

На основании новых информационных потребностей современного общества изучена сущность понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности. Разработаны специально организуемые педагогические условия, направленные на формирование исследуемого феномена, образующие ме-диаобразовательное пространство вуза.

Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность вторичной языковой личности; педагогические условия; медиаобразовательное пространство вуза; критическое мышление; межкультурная коммуникация; рефлексия; креативность.

THE NOTION OF “SECONDARY LINGUISTIC PERSONALITY COMPETENCE” AND THE PEDAGOGICAL GROUNDS OF ITS

FORMATION

On the bases of new information requirements of the modem society, the notion of secondary linguistic personality’s media competence is studied. Specially orga-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.