Научная статья на тему 'Соотношение понятий информационной грамотности и медиаграмотности'

Соотношение понятий информационной грамотности и медиаграмотности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1467
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / СТРУКТУРА МЕДИАГРАМОТНОСТИ / THE STRUCTURE OF MEDIACOMPETENCE / MEDIACOMPETENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арутюнов Г. А.

В статье рассматривается взаимосвязь понятий медиаграмотности и информационной грамотности, формулируется определение и анализируется структура медиаграмотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE NOTION «MEDIACOMPETENCE» AS THE COMPONENT OF THE INDIVIDUAL’S INFORMATION COMPETENCE

The author of the article considers the interconnection between the mediacompetence and information competence, formulates the definition of the ‘mediacompetence’ and analyzes its structure.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий информационной грамотности и медиаграмотности»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И МЕДИАГРАМОТНОСТИ

Г.А. Арутюнов,

аспирант кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО РМАТ, Научный руководитель: Д.А. Махотин, кандидат педагогических наук, доцент, Рецензент: Н.А. Баранникова, кандидат педагогических наук, доцент.

E-mail: [email protected] Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования,

Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь понятий медиаграмотности и информационной грамотности, формулируется определение и анализируется структура медиаграмотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, информационная грамотность, медиаграмотность, структура медиаграмотности.

THE ANALYSIS OF THE NOTION «MEDIACOMPETENCE» AS THE COMPONENT OF THE INDIVIDUAL'S INFORMATION COMPETENCE

G.A. Arutyunov,

graduate student of chair ofpedagogics andNOU VPO RMATpsychology

Annotation. The author of the article considers the interconnection between the mediacompetence and information competence, formulates the definition of the 'mediacompetence' and analyzes its structure.

Keywords: functional literacy, information competence, mediacompetence, the structure of mediacompetence.

Требования современного общества к грамотности населения и отдельно каждой личности растут по мере социально-культурных и научно-технических изменений, появления новых технологий и видов человеческой деятельности. В доиндустри-альную эпоху развития общества грамотность была связана с владением навыками устной речи, чтения, простейшими счетными операциями, т.е. фактически дословно отражало смысл данного понятия в переводе с греческого — чтение и письмо. Минимальные требования к грамотному человеку не менялись в течение многих столетий и человек способный прочитать письмо (текст) уже не считался безграмотным. При этом грамотность не являлась

необходимой для жизни и деятельности человека характеристикой, а скорее позволяя определить социальный статус человека и лишь отчасти его профессию (профессиональный уровень).

В индустриальную эпоху повысились требования не только к грамотности отдельной личности, но и к проблеме грамотности общества в целом — грамотность стала вступать одним из показателей общественного развития. В 1958 году по рекомендации ЮНЕСКО грамотным стали считать лиц, умеющих, в первую очередь, читать с пониманием текста и быть способным написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

В 1965 году на Всемирном конгрессе мини-

стров просвещения по ликвидации неграмотности (г. Тегеран) был предложен термин «функциональная грамотность» [1], после чего в обществе стала формироваться концепция функциональной грамотности и развиваться образовательные идеи формирования грамотности в учебно-воспитательном процессе (в первую очередь, касающихся содержания и методов обучения учащихся чтению, письму и определенному кругу вопросов практического применения знаний).

Итог пониманию сущности функциональной грамотности в индустриальную эпоху подводит определение, данное в рекомендациях ЮНЕСКО о международной стандартизации статистики образования в 1979 году: «Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общности и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общества» [1].

Такое понимание функциональной грамотности говорит о ее адаптирующей и развивающей роли, о значении личностного фактора в социальном и технологическом развитии общества.

Современные специалисты в разных отраслях и сферах деятельности сегодня используют следующие виды грамотности: медийная или медиагра-мотность, информационная грамотность, свобода самовыражения и информационная грамотность личности, интернет-грамотность, цифровая грамотность, кинограмотность, компьютерная грамотность, новостная грамотность, телевизионная грамотность, грамотность в сфере рекламы и другие [2].

Наиболее распространенными точками зрения в соотношении многих понятий является взаимосвязь информационной грамотности (культуры) и медиаграмотности (иногда медиакомпетентности личности). Представители одного направления рассматривают информационную грамотность как более широкую область исследований, составной частью которой является медиаграмотность. С другой точки зрения, информационная грамотность — лишь компонент медиаграмотности, которая имеет отношение ко всей информации медиа, а не только к передаваемых с помощью современных информационных технологий [3].

В документах Совета Европы медиаобразова-

ние (media education) определяется как обучение, которое стремится развивать медиаграмотность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и/или культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразова-ние обучает индивидов интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа.

Зарубежные педагоги давно уже используют термин медиакомпетентность или медиа-грамотность. Например, в Германии под меди-акомпетентностью понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа». В данном определении сделан акцент на действиях субъекта по отношении к медиа. В определении Р.Кьюби понятие медиагра-мотности выглядит предпочтительнее как «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [4].

Один из самых авторитетных зарубежных ме-диапедагогов Л.Мастерман называл свою теорию медиаграмотности «репрезентационной», подчеркивая, что имеется в виду «понимание способов, которыми медиа представляют реальность, технологии и идеологии, которые при этом используются, что в итоге необходимо для всех граждан и будущих граждан демократического общества» [4].

По его мнению, потенциальные положительные результаты развития медиаграмотности включают:

• хорошую информированность в вопросе медийных трактовок;

• знание влияния ежедневных личных контактов с медиа на образ жизни, отношения и ценности;

• применение ключевых концепций медиао-бразования для интерпретации/анализа ме-диатекстов, чтобы достигнуть глубины их понимания;

• развитие интереса к программным тенденциям как к пути изучения культуры;

• знания о проблемах собственности и правительственного регулирования в медийном

мире;

• рассмотрение роли медиа в индивидуальном принятии решений;

• анализ возможных влияний медиатекстов на определенные решения или поведение, воздействия медиа на покупку товаров потребителем, на выбор политических кандидатов, выбор действий или стандартов конфликтов.

Понятие «медиаграмотность» появилось благодаря экранным средствам медиа и соотносилось с понятиями «критическое видение» и «визуальная грамотность». Сегодня медиаграмотность рассматривают как часть более широких понятий информационная грамотность и медиаобразование (К.Ворсноп, Л.Мастерман, А.В. Федоров, А.В. Шариков, и др.).

В программах ЮНЕСКО, посвященных медиа-и информационной грамотности, рассматривается следующая структура медиаграмотности:

• понимание роли и функции медиа в демократическом обществе;

• понимание условий, при которых медиа могут выполнять свои функции;

• критически оценивать контент медиа в свете присущих им функций;

• взаимодействовать с медиа для самовыражения и участия в демократических процессах;

• актуализировать навыки (включая навыки работы с ИКТ), необходимые для создания пользовательского контента медиа.

Таким образом, под медиаграмотностью как составляющей информационной грамотности современного специалиста понимается соответствие требованиям современного информационного общества и представляет комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для понимания средств массовой коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний, а также умений анализировать и создавать медиаинформа-цию, представленную в разных формах и форматах.

Литература

1. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглаз-кин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. М., 1999.

2. Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Хесуса Лау. М., 2010.

3. Медийная и информационная грамотность: программа обучения. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Париж, Франция, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.