Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности студентов Чеченского государственного университета'

Формирование информационной компетентности студентов Чеченского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
23
3
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Висаитова Бэлла Хадиевна

Процессу формирования информационной компетентности студентов посвящено большое количество научных публикаций и исследований. Большой интерес к информационной компетентности (ИК) вызван стремительным процессом информатизации образования и общества в целом. Процесс информатизации образования предполагает широкое внедрение информационных технологий и средств в вузе, однако, не предусматривает отсутствие методологической базы для успешной информатизации. Наличие ИК у выпускников вуза является социальным заказом общества. В данной статье рассматривается процесс формирования информационной компетентности студентов Чеченского государственного университета.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Висаитова Бэлла Хадиевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности студентов Чеченского государственного университета»

Formation of information competence of students of the Chechen state university

Visaitova B. (Russian Federation) Формирование информационной компетентности студентов Чеченского государственного университета Висаитова Б. Х. (Российская Федерация)

Висаитова Бэлла Хадиевна / Visaitova Bella - ассистент, кафедра статистики и информационных систем в экономике, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: процессу формирования информационной компетентности студентов посвящено большое количество научных публикаций и исследований. Большой интерес к информационной компетентности (ИК) вызван стремительным процессом информатизации образования и общества в целом. Процесс информатизации образования предполагает широкое внедрение информационных технологий и средств в вузе, однако, не предусматривает отсутствие методологической базы для успешной информатизации. Наличие ИК у выпускников вуза является социальным заказом общества. В данной статье рассматривается процесс формирования информационной компетентности студентов Чеченского государственного университета.

Abstract: the process of formation of information competence of students is a subject of many scientific publications and research. Great interest in information competence (IC) caused by the rapid process of Informatization of education and society as a whole. The process of Informatization of education implies a broad implementation of information technologies and resources at the University, however, does not provide for the lack of methodological base for successful Informatization. The presence of IR graduates of the University is the social order of society. This article examines the process of formation of information competence of students of the Chechen state University.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационные технологии, информатизация, информатизация образования.

Keywords: information competence, information technologies, Informatization, Informatization of education.

УДК 37.013

Формирование информационной компетентности студентов вуза происходит в трех направлениях:

1 ) при изучении базового курса информатики;

2) в процессе использования информационных технологий при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин;

3) в процессе применения полученных знаний в собственных научных исследованиях [1].

Знание базового курса информатики предполагает его наличие в образовательной программе основного общего образования школы. Наличие не только самой образовательной программы, но и квалифицированного учителя информатики в школе. Однако, некоторые студенты в Чеченском государственном университете (ЧГУ) впервые сталкиваются с информатикой как дисциплиной, именно в вузе. Проведенный опрос студентов, по изучению школьного курса информатики, дал следующие результаты:

1) Информатика, как дисциплина, была у 75% опрошенных (15 из 20 опрошенных студентов);

2) Только у 60% (9 из 15 опрошенных) студентов, из числа тех, кто изучал предмет информатика в школе, проводились уроки по образовательной программе.

Анализируя результат опроса, можно прийти к выводу, что в Чеченской республике не все школы оснащены необходимой компьютерной техникой и компьютерными технологиями, а также не все преподавательские кадры имеют необходимого уровня квалификации для беспрепятственного преподавания дисциплины информатика в школах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перед педагогом Чеченского государственного университета встает задача обучить студентов с информационными навыками и студентов без базы знаний по информатике в равных условиях.

ИК позволяет студенту применять свои знания в решении задач по смежным дисциплинам, к примеру, решить математическое уравнение в программе Microsoft Office Excel; построить диаграмму данных для наглядности результатов в Microsoft Office Powerpoint. В научной деятельности студентов еще более необходима ИК: информационные навыки при работе с информацией, ее поиском, отбором, оформлением в виде статьи для публикаций и т. д.

Формирование ИК является необходимым условием для качественного образования студентов в ЧГУ, в условиях модернизации образования.

Литература

1. Карасева Л. М., Дорофеев А. В. Формирование информационной компетентности студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stience-educatюn.ru/ru/artide/view?id=9334/ (дата обращения: 18.12.2016).

Socialization of pupils of elementary school in extracurricular activities Egorova E. (Russian Federation) Социализация учащихся начальной школы во внеурочной деятельности Егорова Е. П. (Российская Федерация)

Егорова Евгения Павловна / Egorova Evgeniya — студент, кафедра начального образования, Педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в данной статье рассмотрен процесс социализации учащихся второго класса в начальной школе. В ходе исследования была применена карта наблюдения Стотта для того, чтобы выявить первоначальный уровень социализации. Карта состоит из 16 симптомокомплексов -образцов поведения. Предложена система социализирующих игр, а именно веревочных курсов, состоящих из 5 игровых станций на сплочение учащихся, адаптированных для младшего школьного возраста. Веревочный курс представляет собой тренинг личностного роста, активный отдых, обучающую программу и развивающую игру.

Abstract: in this article process of socialization studying the second class at elementary school is considered. During the research the card of observation of Stott has been used to reveal the initial level of socialization. The card consists of 16 symptom complecs - examples of behavior. The system of the socializing games, namely rope courses consisting of 5 game stations on unity of the pupils adapted for younger school age is offered. The rope course represents a training of personal growth, active recreation, the training program and the developing game.

Ключевые слова: социализация, верёвочные курсы, младший школьник, карта Стотта. Keywords: socialization, rope courses, younger school student, card Stott's.

В современных условиях проблема социализации детей младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план. Это связано с множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем ребёнка. Начальная школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения своего социализирующего потенциала, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Образовательное учреждение является вторым по значимости после семьи институтом социализации.

Для поддержания устойчивой мотивации у школьников, по мнению А. В. Брушлинского, нужно управление их внеурочной деятельностью до фактического достижения ими цели, поэтому необходимо создавать ситуации, в которых у школьников появлялась бы целевая структура и план реализации намерения, а также проводить мероприятия, поддерживающие реализацию социального намерения. [1, с. 194].

Экспериментальное исследование было направлено на изучение уровня социализации младших школьников в условиях школы как общественном социальном институте. Исследование основывалось на предположении о том, что социализация младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективной, если этот процесс основан на применении диагностики на основе критериев социализации детей и обеспечение детей кружковой деятельностью, позволяющей осуществить социально заданные действия и качества. В связи с этим на констатирующем этапе эксперимента мы выявили первоначальный уровень социализации младших школьников. В исследовании на всех его этапах принимали участие учащиеся 2 «А» класса МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 1» Хангаласского улуса.

В ходе исследования была применена карта Стотта, с помощью карты наблюдения Стотта мы определили показатели социализации детей в условиях школы. Карта состоит из