Научная статья на тему 'Некоторые социокультурные последствия информатизации образования'

Некоторые социокультурные последствия информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EDUCATION INFORMATIZATION / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / SOCIOCULTURAL DIFFERENCES / SUBCULTURE / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паскова Анна Александровна

Статья посвящена вопросам информатизации образования, рассмотрены некоторые социальные последствия информатизации образования, влияние новых информационных технологий на процесс социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some socio-cultural consequences of education informatization

The article is devoted to the issues of education computerization, some social consequences of education informatization and the impact of new information technologies on the process of socialization of adolescents are considered

Текст научной работы на тему «Некоторые социокультурные последствия информатизации образования»

УДК 37.01:004 ББК 74.00 П-30

Паскова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», т.: (8772)516354

НЕКОТОРЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (рецензирована)

Статья посвящена вопросам информатизации образования, рассмотрены некоторые социальные последствия информатизации образования, влияние новых информационных технологий на процесс социализации подростков.

Ключевые слова: информатизация образования, новые информационные технологии, социокультурные различия, субкультура, социализация.

Paskova Anna Alexandrovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Information Security and Applied Informatics, Faculty of Information Systems in Economics and Law of FSBEI HE "Maikop State Technological University", tel.: (8772) 516354.

SOME SOCIO-CULTURAL CONSEQUENCES OF EDUCATION INFORMATIZATION

(Reviewed)

The article is devoted to the issues of education computerization, some social consequences of education informatization and the impact of new information technologies on the process of socialization of adolescents are considered,.

Key words: education informatization, new information technologies, sociocultural differences, subculture, socialization.

В течение последних десятилетий одной из основных задач развития российской системы образования является информатизация. К этому есть все предпосылки: спрос на рынке труда, внедрение ИКТ в повседневную жизнь, все возрастающая открытость образовательного пространства, внедрение технологий дистанционного образования и т.д.

Под информатизацией образования понимают:

- создание методических систем обучения, ориентированных на интеллектуальное развитие учащихся;

- совершенствование методологии по отбору содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, которые соответствовали бы задачам развития личности в условиях информатизации общества;

- создание и использование диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний учащихся на основе компьютерной техники;

- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированного банка данных [1, 2].

Еще в 1988 г. под руководством А.П. Ершова была разработана Концепция информатизации образования, в которой компьютеризация школы представлялась как условие и проявление информатизации общества в целом, что означало стремление

осмыслить ее как социокультурный процесс [3].

В уточненной концепции, представленной в 1990 г., компьютеризация рассматривалась уже не столько как организационно-техническое и материально-финансовое мероприятие, сколько как важная часть модернизации системы образования во всех его аспектах [4].

В педагогической литературе затрагиваются некоторые социокультурные проблемы, вытекающие из компьютеризации школы, но это, главным образом, проблемы образовательной системы.

В работах А.Г. Асмолова, А.Ю. Уварова по вопросам информатизации образования сформулирован ряд выводов социокультурного характера (продуктивность диалога различных культур в условиях повседневной учебной работы, оценка новых навыков и знаний, необходимых для ведения этого диалога и др.) [5, 6].

Социокультурный характер имеют и работы в области формирования основ компьютерной этики. Д. Джонсон рассматривает этические последствия ошибок и сбоев в компьютерных программах. Она же обращает внимание на скрытые антропологические импликации значений используемого человеком искусственного интеллекта [7].

Нередко в произведениях одних и тех же авторов прослеживаются две тенденции в осознании социокультурной роли новых информационных технологий. Первая представляет ситуацию как близкую к катастрофической и фиксирует «кризис информации». Вторая фиксирует переход общества от индустриального к постиндустриальному состоянию, к информационному обществу.

В мировой практике последствия, возникающие при внедрении новой техники, традиционно учитываются. Характерны директивы союза немецких инженеров «Оценка техники: понятия и основания», в которых установлено, что оценка техники представляет собой «плановое, систематическое, организованное мероприятие, в ходе которого анализируется состояние техники и возможности ее развития; оцениваются прямые и косвенные технические, хозяйственные, связанные со здоровьем, экологические, гуманные, социальные и другие следствия применения этой техники» [8]. Однако при компьютеризации школы необходимый учет возможных последствий не проводился.

Представляется целесообразным сосредоточиться на социальном контексте информатизации образования, которая из-за необходимости преодоления существенного разрыва с зарубежными странами осуществлялась изначально и продолжается и теперь без должного учета возможных социальных и культурных последствий.

Образовательные учреждения, в том числе современная российская средняя школа, характеризуется определенной замкнутостью и самодостаточностью. В связи с этим изменения в образовательном процессе школы могут быть связаны с деятельностью самого по себе школьного сообщества, то есть, взаимодействующих в рамках учебного заведения учеников и учителей, а также их ближайшего социального окружения.

В силу конкретных обстоятельств большинство освоивших в той или иной мере компьютерные средства составляют старшеклассники и выпускники школ, что не может не иметь определенных социокультурных последствий. Одним из главных институтов социализации сегодняшних подростков является школа. Подростки фактически оказываются единственными, кто систематически обучается информационным технологиям. В связи с этим возникает проблема влияния информационных технологий на процесс и результат социализации подростков.

По мнению многих исследователей, подростковый возраст является наиболее сензитивным для социализации личности. В этот период формируются самосознание, ценностные ориентации, приобретаются умения общения.

В подростковом периоде расширяется сфера деятельности, качественно изменяется ее характер. Субъективный смысл и содержание учебной деятельности подростка претерпевает существенные изменения, меняется мотивация учения. В учебной деятельности подросток стремится не только к личному самоутверждению, но и к общественной оценке. К старшему подростковому возрасту происходит изменение социальной позиции подростка. Появляется стремление принимать участие в деятельности, обладающей социально признаваемым характером, происходит резкое расширение системы социальных связей и возможностей подростка как субъекта деятельности, выявление наиболее значимых для каждой личности форм деятельности и их освоение [9].

Современные подростки, будь то школьники или студенты младших курсов, являются активными пользователями соцсетей, в которых проводят много времени. Но при этом большинство их не обладают достаточными операциональными знаниями, практическими навыками работы на компьютере, чтобы называться хотя бы продвинутым пользователем [10, 11].

Компьютеризация приводит к формированию новых оснований групповой идентичности и образованию особого рода референтных групп, символизированных в программных продуктах и в самом факте использования компьютера, формирование новых «картин мира», пользование новыми языковыми средствами и изменения в образе жизни.

Референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности играют решающую роль в социализации, в усвоении личностью определенного социального опыта и формировании ценностей и мотивов, в регуляции поведения и развитии самосознания. Большое значение в процессе социализации в референтной группе, усвоении ее норм и ценностей имеют такие механизмы, как авторитет, популярность, престиж.

В условиях современной школы, когда администрация и учителя зачастую не вполне готовы к управлению компьютеризированным учебным процессом, возникает парадоксальное явление: группа учеников («компьютерных фанатов») образует вместе с учителями-«компьютерщиками» неформальное сообщество, которое и становится посредником в освоении основной массой учащихся компьютерной грамотности в том или ином объеме (обмен образовательными программами, овладение навыками программирования, простейшего ремонта техники и т.д.).

Выделение группы «продвинутых пользователей» в отдельную группу подтверждается, в частности, наличием у этой группы своеобразного компьютерного жаргона, непонятного для непосвященных. Эта тенденция прослеживается в психологических исследованиях феномена «хакерства». В результате того, что умение писать коды стало, во-первых, модным, а во-вторых, более доступным, в субкультуру хакеров начало вливаться новое поколение. В новых поколениях «хакеров» появляются люди, ищущие общественного признания и популярности, уважения других и самоуважения, но, как это ни парадоксально, мало интересующиеся самими информационными технологиями.

«Хакеры» - в широком смысле слова, пользователи и программисты высокого уровня - это социальная группа, принадлежать к которой сейчас популярно. В основе «хакерства» часто лежит потребность в принадлежности и поддержании позитивной

социальной идентичности. Группа продвинутых пользователей компьютера становится для некоторых подростков референтной группой за счет ее высокого статуса в подростковой субкультуре. Для этой группы пользователей высокий уровень компьютерной грамотности становится средством получения определенного статуса и поддержания позитивной социальной идентичности. То есть, для «хакеров» цель -принадлежность к определенной социальной группе, а знание компьютерных технологий - только средство для того, чтобы обеспечить эту принадлежность.

Однако сам по себе факт различия навыков владения информационными технологиями еще не может быть основанием для социальной дифференциации. Для такой дифференциации необходимо появление новой социальной нормы - нормы владения информационными технологиями, нормы компьютерной грамотности, то есть, изменений в сфере общения современной молодежи, порожденных идеологической ценностью владения информационными технологиями.

Для диагностики того, в какой мере высокий уровень владения информационными технологиями является социальной нормой современной молодежной субкультуры, была применена методика «Личностный семантический дифференциал». Испытуемыми являлись студенты Майкопского государственного технологического университета. В выборку включались студенты как сугубо технических, так и гуманитарных факультетов.

Методика применялась для выявления структуры самосознания, а именно, ведущих механизмов самооценивания, соотношения в структуре самосознания образов себя в различных ситуациях, а также для изучения особенностей различных образов Я наших испытуемых. Такими образами Я (объектами оценки) были следующие ролевые позиции: «Я», «Идеальное Я», «Компьютерно грамотный сверстник», «Сверстник, которого уважают», «Я глазами сверстников». Испытуемым предлагалось оценить по 5-балльной шкале, насколько каждое из прилагательных характеризует каждую из ролевых позиций. В методике было использовано 25 пар прилагательных, полученных в ходе бесед со студентами относительно того, что для них означает владение компьютером. В результате эта методика позволяла установить, насколько нормативный характер носит компьютерная грамотность в современной молодежной субкультуре. Результаты семантического дифференциала обрабатывались методом факторного анализа. Если в субъективном семантическом пространстве всех испытуемых происходило сближение ролевых позиций «компьютерно грамотного сверстника» и «сверстника, которого уважают», это считалось показателем того, что высокий уровень знания компьютерных технологий нормативен для молодежи, т.е. является социальной нормой молодежной субкультуры.

Результаты показали, что в структуре образа «Я» ролевые позиции «Я», «Идеальное Я», «Сверстник, которого уважают» и «Компьютерно грамотный сверстник» практически слиты. Это позволяет сделать вывод о том, что высокий уровень компьютерной грамотности - социальная норма современной молодежи, вне зависимости от того, идентифицируют ли они себя с компьютеризированным миром или не идентифицируют. Более конкретно, среди всех опрошенных нами студентов престижно владение информационными технологиями, а высокий уровень компьютерной грамотности вызывает уважение [12].

Таким образом, можно сказать, что обучение информационным технологиям как неотъемлемая часть информатизации образования имеет свои последствия на социальном уровне, порождая новые основания социокультурной дифференциации - пользование теми или иными программными продуктами, владение теми или иными языками программирования, наконец, сам по себе уровень владения информационными

технологиями. Складывается субкультура пользователей, имеющая собственные социокультурные нормы и использующая для самоидентификации языковые маркеры.

Овладение компьютером приобретает черты нового фактора социокультурных различий, становится одним из источников стратификационных различий в российском обществе.

Владение информационными технологиями предоставляет преимущество перед теми, кто информационными технологиями не владеет и становится одним из основных факторов социализации. Это требует внесения корректив в педагогическую деятельность по осуществлению социализации, которая должна быть ориентирована на внедрение социально-педагогических технологий позитивного использования ИКТ.

Литература:

1. Довгаль В.А. Анализ основных современных направлений развития облачных технологий e-Learning // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Естественно-математические и технические науки. 2015. Вып. 3(166). С. 131-136.

2. Юнусова Г.Р. Информатизация образования как основа развития информационно-компьютерной культуры студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18161 (дата обращения: 30.01.2017).

3. Ершов А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования (Информатизация образования). Новосибирск: ВЦ СО АН СССР 1990. 58 с.

4. Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html(дата обращения: 05.01.2017)

5. Асмолов А.Г., Семенов А.Л, Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010. 95 с.

6. Уваров А.Ю. Информационные технологии в образовании Информатизация школы на пути к модели «1:1» [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_04_14.Ыш!(дата обращения: 29.01.2017).

7. Johnson D.W., Johnson R.T. Cooperative Learning: One Key to Computer Assisted // The Computing Teacher. 1985. October.

8. TechnlkbewertungBegriffe und Grundlagen: Eriueterun-geri und Hinweisezur VDI-RlchtlinIe 3780. VDI Report 15. Duesseldorf, 1991.

9. Араканцева Т.А. Гендерная социализация ребенка в семье: учебное пособие. М.: МПСУ, 2011. 138 с.

10. Токтаньязова А.Э. Сущность понятия «Информационная культура личности» (ИКЛ) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. Вып. 1. С. 65-69.

11. Паскова А.А. Высокий уровень владения информационными технологиями как социальная норма современной молодежной субкультуры // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. С. 107-113.

12. Паскова А.А. Организационно-педагогические условия формирования компьютерной грамотности подростков: автореф. ... дис. канд. педагог. наук. Ярославль, 2004. 19 с.

Literature:

1. Dovgal V.A. Analysis of main modern trends of development of e-Learning cloud technologies // Bulletin of Adygh State University. Series Natural-mathematical and technical sciences. 2015. Vol. 3 (166). P. 131-136.

2. Yunusova G.R. Informatization of education as the basis for the development of information and computer culture of students [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2015. No. 1. URL: https://www.science-education.ru/en/article/view?id=18161 (reference date: January 30, 2017).

3. Ershov A.P. The concept of using computer facilities in the field of education: (Informatization of education). Novosibirsk: CC SB AS of the USSR, 1990. 58 p.

4. Prokudin D.E. Informatization of domestic education: results and perspectives [Electronic resource] / URL: http://anthropology.ru/en/texts/prokudin/art_inf_edu.html (address date: 01/05/2017)

5. Asmolov A.G., Semenov A.L., Uvarov A.Y. The Russian School and New Information Technologies: look into the Next Decade. M.: Next Print, 2010. 95p.

6. Uvarov A. Yu. Information technologies in education. Informatization of the school on the way to the "1:1" model [Electronic resource] / URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009 04 14. Html (date of access: January 29, 2017).

7. Johnson D. W., Johnson R.T. Cooperative Learning: One Key to Computer Assisted. // The Computing Teacher, 1985, October.

8. TechnlkbewertungBegriffe und Grundlagen: Eriueterun-geri und Hinweisezur VDI-RlchtlinIe 3780. VDI Report 15. - Duesseldorf 1991

9. Arakantseva T.A. Gender socialization of a child in a family: a textbook. M.: MIPSU press, 2011. 138 p.

10. Toktanyazova A.E. The essence of the concept of "Personal Information Culture " (PIC) //Bulletin of Maikop State Technological University, Issue 1 (2013). P. 65-69.

11. Paskova A.A. High level of knowledge of information technologies as a social norm of modern youth subculture// Proceedings of higher educational institutions. The North Caucasus region. Social Sciences. 2006, P. 107-113.

12. Paskova A.A. Organizational and pedagogical conditions for the formation of computer literacy of adolescents: abstr. of dis.....Cand. of Pedagogy. Yaroslavl, 2004. 19 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.