УДК 004 ББК 73 П-19
Паскова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», т.: (8772)516354;
Бутко Раиса Петровна, старший преподаватель кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», т.: (8 772)5733 70.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
(рецензирована)
Данная статья посвящена месту компьютерной грамотности в процессе информатизации современного общества. Предложена классификация уровней компьютерной грамотности. Рассматриваются особенности формирования компьютерной грамотности у различных возрастных групп, влияние уровня владения информационными технологиями на процесс социализации.
Ключевые слова: информатизация, компьютерная грамотность, информационная культура, информационные технологии, социализация.
Paskova Anna Alexandrovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Information Security and Applied Informatics of the Faculty of Information Systems in Economy and Law, FSBEIHPE “Maikop state technological university ”, tel.: (8772) 516354;
Butko Raisa Petrovna, senior teacher of the Department of Information Security and Applied Informatics of the Faculty of Information Systems in Economy and Law, FSBEI HPE “Maikop state technological university”, tel.: (8 772) 5733 70.
FORMATION OF COMPUTER LITERACY AS A NECESSARY COMPONENT OF
INFORMATIZATION OF SOCIETY
(reviewed)
The article is devoted to a place of computer literacy in the course of informatization of modern society. Classification of levels of computer literacy is offered. Features of formation of computer literacy at various age groups, influence of the level of proficiency in information technologies on socialization process are considered.
Keywords: informatization, computer literacy, information culture, information
technologies, socialization.
Процесс, обеспечивающий переход от индустриального общества к информационному, называется информатизацией. Информатизация - это объективный процесс. Нельзя отождествлять информатизацию с простым насаждением компьютеров во все отрасли деятельности человека. Без соответствующим образом подготовленной социальной среды этот процесс может принести только вред. В настоящее время
необходимо умение пользоваться современными информационными технологиями.
Компьютерная грамотность - системная совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в компьютеризированном обществе, использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда. Можно выделить три уровня владения компьютерной грамотностью.
Уровень элементарной компьютерной грамотности. Приобретение минимального набора знаний, навыков и приемов работы на персональном компьютере.
Уровень функциональной компьютерной грамотности. На этом уровне предполагается приобретение необходимых и достаточных знаний в области информационных технологий и владение наиболее общими способами деятельности, направленными на преобразование объектов действительности с помощью средств вычислительной техники.
Уровень системной профессиональной компьютерной грамотности. Для этого уровня характерно формирование профессионально значимых качеств в области использования информационных технологий, позволяющих реализовать себя в конкретных видах профессиональной деятельности и в современной информационной среде. [1]
Одна из основных проблем, существующая в настоящее время, - это низкий уровень информационной культуры населения, что, в свою очередь, ведет к низким информационным потребностям и нежеланием их развивать. Т.е., задачей информатизации в социальной сфере является ликвидация компьютерной безграмотности, подготовка пользователей, компьютеризация всей системы образования от начальной школы до вуза. Необходимо формировать у населения новую информационную культуру и главное здесь - научить грамотно общаться с компьютером. [2]
Начнем со «старшей» группы. Как правило, в эту группу входят опытные специалисты-практики в той или иной области деятельности. В силу объективных причин они вынуждены использовать в профессиональной деятельности компьютер. Если отбросить ничтожно малый процент людей, которые в этой ситуации с удовольствием изучают совершенно новый и непонятный для них предмет, то подавляющее большинство испытывает при первом общении с компьютером некоторое опасение. Причем, опасение это имеет не совсем однозначный характер: здесь и естественная для «нетехнарей» осторожность при работе с незнакомыми электронными устройствами, недоверие к компьютеру и элементарная боязнь что-то испортить в самом компьютере.[3]
Выглядит это примерно так: начальство дает указание персоналу в какой-то срок овладеть совершенно конкретной программой, автоматизирующей то, чем этот самый персонал занимался вручную уже достаточно длительное время. За это время, конечно же, был приобретен опыт работы, появились какие-то свои методы, облегчающие работу, и вдруг нужно начинать все сначала, при этом человек не очень понимает, зачем, собственно говоря, все это нужно.
Поэтому возникает, если можно так выразиться, неприятие машины. Человек в нем видит только источник дополнительных и, на его взгляд, ненужных усилий и затрат. Помимо этого, специалист опасается, что компьютер в состоянии полностью заменить его на рабочем месте.
В этом случае очень важна предварительная разъяснительная работа: необходимо объяснить, что ни один компьютер сам по себе работать не будет, и что функции
компьютера сводятся, в конечном итоге, к облегчению выполнения вполне определенных действий.
После того, как этот барьер преодолен, можно переходить непосредственно к обучению.
Как правило, пользователям этой группы нужно давать подробные инструкции по выполнению каждой операции, но можно быть абсолютно уверенным, что эти инструкции будут выполняться неукоснительно. К тому времени, когда такой пользователь научится пользоваться конкретным приложением, он осознает все преимущества использования компьютера и становится специалистом, умело применяющим компьютер в своей работе. Его профессиональные знания и опыт органично объединяются с его новым опытом.
Здесь нужно отметить еще один момент. При возникновении каких-либо ошибок в работе программы, после очень недолгой паники, пользователь этой группы может «вручную» ликвидировать последствия этих сбоев. Его профессиональная подготовка и несколько скептическое отношение к машине позволяют сделать это.
Как правило, пользователи, входящие во вторую группу (назовем ее «средняя»), очень легко и быстро обучаются. Они совершенно не боятся компьютера. Это вполне объяснимо, т.к. слова «компьютер», «информационные технологии», «программы» у них на слуху, можно сказать, с детства. Они с удовольствием обучаются работе с вычислительной техникой, сам процесс обучения происходит с живым интересом.
Но здесь возникает другая проблема. Эта категория пользователей склонна к некоторой идеализации машины. «Компьютер не может ошибаться» - примерно так они рассуждают. Вся ответственность за результат просто перекладывается на компьютер. Это зачастую приводит к тому, что такие пользователи, работающие с конкретным приложением (например, какой-то бухгалтерской программой), обладая теоретическими знаниями, просто не в состоянии самостоятельно выполнить ту или иную операцию на практике.
При обучении этой категории пользователей целесообразно было бы моделировать сбойные ситуации (например, ввод заведомо неверных исходных данных) для того, чтобы пользователь был в состоянии самостоятельно обнаружить причины неверной работы программы и исправить свои ошибки.
Третья, очень большая и, пожалуй, самая интересная группа пользователей - это дети и подростки. Высокий уровень владения информационными технологиями становится важным фактором социализации.
Процесс социализации в подростковом возрасте - это сложный процесс, включающий взаимодействие различных социальных сред и социальных институтов. Факторами социализации в подростковом возрасте являются взаимоотношения в семье, школе, дружеских компаниях, знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, средства массовой информации. Для старшего подросткового возраста в связи с изменением социальной позиции подростка, стремящегося занять определённое место в жизни, обществе, характерно стремление принимать участие в деятельности, которая обладает социально признаваемым характером. [4]
Одним из видов такой деятельности является владение информационными технологиями. Не вызывает сомнений, что современные подростки - это, едва ли, не наиболее компьютерно грамотный слой населения.
Информационные технологии по мере успешного их внедрения в образование становятся источником непредвиденных различий в мировосприятии, языке, ценностях,
образе и стилях жизни между родителями и детьми, учителями и учащимися, а также между более и менее успешными в овладении информационными технологиями школьниками. Можно предположить, что появление нового вида деятельности, труднодоступной для всеобщего освоения, неизбежно приводит к тому, что выделяются группы людей, в разной степени владеющих этой деятельностью. Однако, сам по себе факт различия навыков владения информационными технологиями еще не может быть основанием для социальной дифференциации. Для такой дифференциации необходимо появление новой социальной нормы - нормы владения информационными технологиями, нормы компьютерной грамотности, то есть, изменений в сфере общения современных подростков, порожденных идеологической ценностью владения информационными технологиями.
Для выявления особенностей представлений школьников о высоком уровне владения информационными технологиями, учащимся 7-8-х классов было предложено описать в свободной форме “компьютерно продвинутого подростка”.
Данные описаний обрабатывались методом контент-анализа высказываний. [5]
1. Категория Психологические особенности. В ней были выделены следующие подкатегории (в скобках приведены примеры высказываний):
- знания («тот, кто разбирается в компьютерах», «тот, кто все знает о компьютерах и программах»).
- способности («компьютерный гений», «способный в плане PC»).
- мотивация («тот, кто увлекается компьютерами»).
- психические особенности («это псих», «компьютерный маньяк»).
- вред для здоровья («это не очень полезно», «он в очках, т. к. компьютер портит зрение»).
2. Категория Социально-психологические особенности содержит характеристики, отражающие включенность в социальную действительность. Подкатегории:
- актуальный статус («это крутой компьютерщик», «он должен уметь все, потому что разбирается в компьютерах»).
- статус в будущем («он будет обеспечен, когда вырастет, т.к. со знанием компьютера сможет устроиться на хорошую работу», «человек с обеспеченным будущим»).
- проблемы в общении («он ограничен в общении», «с ним не о чем разговаривать, так как он ни о чем не думает, кроме своих компьютеров»).
1. Оценка.
- положительная оценка («это круто», «он совершенно нормальный»).
- отрицательная оценка («это не очень хорошо», «это вредно влияет на психику»).
- амбивалентная оценка («с одной стороны, ему это пригодится в будущем, а с другой стороны, много сидеть за компьютером нельзя, так как он вредно влияет на умственное развитие ребенка»).
В большинстве описаний «компьютерно продвинутого подростка» встречаются индивидуально-психологические характеристики (знания, способности, увлеченность, психическое состояние). Одной из основных особенностей «компьютерно продвинутого подростка» школьники назвали высокий уровень знаний о компьютерах (37%).
Также большое количество высказываний отнесено к категории «социальнопсихологические особенности» (престижность высокого уровня компьютерной
грамотности - 25%, высокий социальный статус в будущем - 35%, особенности отношений с окружающими людьми - 18%).
Нужно сказать, что, подростки отметили также вред для здоровья при чрезмерной увлеченности компьютерами - около 5% и увлеченность компьютерами (относящуюся к категории «мотивация»).
Большое количество высказываний о «будущем» - 35% может означать, что дети оценивают компьютерно продвинутого подростка “со стороны”, то есть, с некоторой социально-нормативной точки зрения.
В категории «Оценка» количество положительных высказываний все же превышает количество высказываний с отрицательной и амбивалентной оценками «компьютерно продвинутого подростка». (34%-25%-20%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что высокий уровень владения современными информационными технологиями обладает престижностью для современных подростков и становится новой социальной нормой для них.
Компьютерная грамотность носит многоуровневый характер, по-разному оценивается ее содержание разными людьми, она является нормативным признаком социализированности. Овладение компьютерной грамотностью на разных уровнях является необходимой составляющей информатизации современного общества.
Литература:
1. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. 2005. №3. С. 18-19.
2. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. №3. C. 90-102.
3. Паскова А.А. Организационно-педагогические условия формирования компьютерной грамотности подростков: автореф. дис. ... на соиск. уч. степени канд. педагог. наук / Ярослав. гос. педагог. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2004.
4. Салимьянова З. Р. Компьютерная грамотность и информационная культура лиц третьего возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, нояб. 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 214-217.
5. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004. 272 с.
References:
1. Gendina N. I. Information literacy or information culture: alternative or unity (results of the Russian researches)//School library. 2005. No. 3. P. 18-19.
2. Martsinkovskaya T.D. Information space as a factor of socialization of modern teenagers//World of psychology. 2010. N 3. p. 90-102.
3. Paskova A.A. Organizational and pedagogical conditions of formation of computer literacy of teenagers: abstract of the diss. ... Candidate of pedagogical sciences. Yaroslavl, 2004.
4. Salimyanova Z. R. Computer literacy and information culture of people of the third age //Topical issues of modern pedagogics: materials of IV international conf. (Ufa, November, 2013). Ufa: Summer, 2013. P. 214-217.
5. Shalak V.I. Modern content analysis. Appendices in the area: political science, psychology, sociology, cultural science, economy, advertizing. M.: Omega-L, 2004. 272p.