Научная статья на тему 'Социальные последствия информатизации образования'

Социальные последствия информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION-COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / SOCIALIZATION / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянов Искандер Шамилевич

В современных условиях информатизации образования приоритетными становятся не столько технико-технологические и дидактические аспекты, сколько аспекты влияния ИКТ на социализацию личности в процессе образования в новой для общества, информационной образовательной среде. С учетом того, что современные технологии позволяют распространить образовательные технологии за пределы образовательного учреждения, то можно говорить о необходимости формирования образовательной среды личности, включающую в себя и внеобразовательную деятельность. В статье основное внимание уделено анализу последствий информатизации образования на личность учащегося.In the modern conditions of informatization of education the main aspects become the influence of ICT on personal socialization in the educational process of informational environment. In the article the basic attention is given to the analysis of consequences of informatization of education to the person`s human-being.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные последствия информатизации образования»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

И.Ш. Мухаметзянов

В современных условиях информатизации образования приоритетными становятся не столько технико-технологические и дидактические аспекты, сколько аспекты влияния ИКТ на социализацию личности в процессе образования в новой для общества, информационной образовательной среде. С учетом того, что современные технологии позволяют распространить образовательные технологии за пределы образовательного учреждения, то можно говорить о необходимости формирования образовательной среды личности, включающую в себя и внеобра-зовательную деятельность. В статье основное внимание уделено анализу последствий информатизации образования на личность учащегося.

Ключевые слова: образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, социализация, информационная культура.

In the modern conditions of informatization of education the main aspects become the influence of ICT on personal socialization in the educational process of informational environment. In the article the basic attention is given to the analysis of consequences of informatization of education to the person's human-being.

Key words: educational environment, information-communicational technologies, socialization, information culture

Информатизация всех сторон жизни современного общества происходит в соответствии с общими закономерностями становления общества, в том числе информационного, базирующегося на свободную ориентацию личности в информационном пространстве. Значительный рост объема доступной информации и необходимость ее анализа, фильтрации и синтеза новой информации требует привлечение специальных технических средств. Вместе с

тем, сами средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) изменяют не только представление и усвоение информации, но и ее воспроизведение в соответствии с особенностями конкретной личности, изменяя тем самым актуальную составляющую информационного опыта общества. Значительный рост информационного производства в последние 10-15 лет в России значительно изменил как структуру рынка труда, так и структуру пот-

ребления и, соответственно, жизненного уровня многих социальных слоев. При этом некоторая часть населения не готова к информационному потреблению. Тем самым, возникла ситуация не только материального, но и информационного неравенства, что в условиях информационного общества противоречит его сущности - глобальному расширению границ межличностной коммуникации во всех сферах человеческой деятельности. Все сказанное, несомненно, актуально и для системы образования, которая готовит человека для жизни и деятельности в рамках информационного общества вне зависимости от предпочтительного вида профессионально деятельности. Данная задача образования имеет не столько теоретическую значимость, сколько высокую практическую ценность в части позитивного преобразования общества путем интенсификации экономического роста, формирования современной культуры управления производством и обществом, решения проблем бедности и социальной напряженности.

Наряду с изменением категории труда для личности в условиях информационного общества меняется и категория отдыха. Снижение нагрузок за счет интеллектуализации и автоматизации труда увеличивает свободное время личности, меняя тем самым качество его жизни. Информатизация досуга становится одним из критериев развитого общества. Информатизация влияет на изменение характера социальных взаимодействий в пространстве досуга, способствует появлению новых культурных норм и ценностей, обусловливающих выбор способов досуга, которое отражается на социальном самочувствии граждан, влияет на усиление социального неравенства. При этом

данное неравенство сопровождается переходом от пространства и условий социализации индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу и киберсоциализа-ции [1], что вызывает неустойчивость и размытость ценностных ориентаций граждан, усиливаемых кризисом как в системе социальных отношений, так и в экономике и цивилизации.

Личность включается в систему социальных отношений через его социализацию, т.е. процесс усвоения им образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. На социализацию воздействуют как внешние, так и внутренние факторы, в том числе: общество, государство, СМИ и т.д. [2]. Факторы социализации воздействуют на личность через своих агентов (формальных и неформальных) [3], непосредственно контактирующих с личностью. Одним из основных агентов у молодежи является система образования, воздействующая на учащегося через социально-педагогические механизмы. Она должна социализировать личность через формирование системы ценностей, определенных личностных свойств, в современных условиях способствующих быстрой и позитивной интеграции ее в открытое информационное общество и адаптации в условиях глобализации. В условиях проживания личности вне крупных центров культуры, образования и социальной жизни система образования выступает практически доминирующим агентом социализации личности. Вместе с тем, если ранее система образования выступала в качестве одного из ведущих агентов социализации, то современное общество представляет личности це-

лый комплекс агентов социализации. Иные участники данного процесса, как то институт семьи, экономической жизни, средств массовой информации и коммуникации и т.д. находятся в состоянии глубоко системного кризиса и не исполняют своего предназначения в данном процессе в полную меру. Возникает диспропорция между «устаревшими образцами мышления и поведения» и фактическим состоянием общества. Старение общества, снижение рождаемости и депопуляция не способствуют позитивной социализации личности и формированию модели семейных ценностей. Средства массовой информации и коммуникации ориентированы в большей степени на развлечения. Доступность действительно значимых для общества культурных ценностей, в большинстве случаев, материально затруднена. Система образования ориентирована на потребности индустриального общества и в переходный период оказалась не способна выработать единую формальную программу, ориентированную на обучении и воспитание свободной личности нового информационного общества. Кроме того, как уже говорилось выше, в последнее время значительно возросло число агентов социализации. Добавились агенты, обеспечиваемые Интернет, т.е. это практически любые лица, организации, сообщества и т.д., а общение между людьми в большей степени виртуали-зируется. Это, в свою очередь, значительно уменьшает влияние педагогов и микросоциума личности на ее становление. В условиях виртуализации образования, например дистанционное образование, личностный компонент влияния преподавателя на учащегося практически исчезнут.

Педагог, компьютер, коммуника-

ция. Сегодня эти три понятия неотделимы друг от друга. Низкий уровень компьютерной грамотности и компетентности преподавателей сегодня несомненен. В проекте Государственной программы«Информационное общество (2011-2020 годы)» [4], отмечается, что использование информационных и телекоммуникационных технологий повлияют на повышение качества жизни граждан вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, региона проживания и т.д. При этом ИКТ рассматриваются как значимый инструмент социализации как одного из основополагающих социальных процессов, одной из базовых человеческих потребностей.

На сегодня наиболее уязвимой группой населения в части доступности ИКТ являются в основном люди возрастной группы 40-50 лет (основная возрастная группа современных преподавателей), которые оказались за границами длительных государственных программ компьютерной грамотности и компетентности в системе СПО и ВПО и оказываются неконкурентоспособными на рынке труда и досуга. Доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений России составляет от 7.29 % в Приморском крае до 27.69 % в Республике Ингушетия. В Москве и Санкт-Петербурге 17.45% и 12.59% соответственно [5]. Среди них, по данным ряда источников, лишь 15 на селе и 41% в городе владеют ПК на уровне пользователя. Даже предоставление всем преподавателям в личное пользование ПК из средств государства потребует обучения большинства из них азам информационно-коммуникативных технологий [6]. Более длительный период времени потребуется для пере-

хода на уровень компетентности в части применения ИКТ в образовательном процессе. В это время учащиеся будут переходить на иные технологии, например 3G Интернет и т.д. Кроме того, в практике складывается формализованный подход к переходу социальных институтов к информационному этапу развития, заключающемся в подмене реального процесса формирования требуемых навыков кратковременными курсами по предмету ИКТ. Таким образом, возможность сохранения за системой образования статуса главного формального агента социализации учащегося в части ИКТ, профилактики использования ИКТ во вред личности и обществу, привитие учащемуся правильной информационной культуры, требует перехода от классической парадигмы образования, к новой, адаптированной к реальностям современного мира и ориентированной на развитие новых представлений о человеке, способах его привития в условиях информационного общества. Для этого необходимо формирование, прежде всего, у преподавателей-предметников соответствующих компетенций в области использования ИКТ в образовательных целях. Кроме того, необходимо и совершенствование инфраструктуры образования. В настоящее время число общеобразовательных учреждений, в которых созданы от 81% до 100% условий для реализации федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся составляет от 2.06% в Чеченской Республике до 56.4 % в Ханты-Мансийском автоном. округе. В Москве и Санкт-Петербурге 75.71% и 89.43% соответственно [7].

Информатизация образования в России представляется крайне неод-

нозначной и крайне неоднородной. По данным МОиН РФ в результате реализации приоритетного национального проекта «Образование» был обеспечен широкополосный доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям страны (2007 г.) [8]. Но на 2011 год доля школ, имеющих широкополосный интернет (не менее 2 Мб.с) колеблется от 0% в Республике Тыва и Чукотском автономном округе до 46.52 % в Свердловской области. В Москве и Санкт-Петербурге 87.92 % и 87.85 % соответственно [9]. Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб.с) от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях колеблется от 0% в Чукотском автономном округе и Республике Тыва до 62.49 % в Свердловская область. В Москве и Санкт-Петербурге 89.36 % и 87.74 % соответственно [10].

В условиях неоднородного социума невозможно однородное образовательное сообщество. Принадлежность к возрастной группе (группе информационного общества, одного вида деятельности, конкретной группе молодежной культуре, отдельному этносу и т.д.) приводит к диссонансу с ценностями предшествующего поколения (индустриального общества), что в значительной степени снижает участие старшего поколения в позитивной социализации молодежи. Кроме того, происходящая в процессе социализации переоценка ценностей связана с проблемами будущего трудоустройства, наличием качественной жизни в настоящее время, а не в отдаленной перспективе, присутствием возможностей достижения высоких статусных позиций в обществе без качественного образования. Доминирование в обществе непрофессиональных

кадров приводит к тому, что признавая необходимость получения образования (доминанта ценностей родителей), учащиеся не видят себя в рамках имеющейся профессии. Кроме того, формальные агенты и агенты социализации (в т.ч. система гуманитарного образования) не могут, в силу слабого владения навыками использования ИКТ, оказать действенное влияние на учащихся.

На сегодня можно говорить об эффективности социализации на основе развивающегося образования, обучения и воспитания. При этом благодаря информатизации образования и ИКТ, происходит переход от социализации в рамках образовательного пространства учебного заведения к социализации в рамках образовательного пространства личности. Задачей становится научное и методическое обеспечение адекватной изменившимся обстоятельствам системы социализирующих пространств: образовательного, воспитательного и культурно-образовательного применительно к конкретному учащемуся и с учетом элементов его личного информационного пространства и, соответственно, личностной модели киберсоци-ализации.

Существующая в РФ «Стратегии развития информационного общества в России» гласит о том, что к 2015 г. Россия должна войти в число стран-лидеров в области постиндустриального развития. Планируется наличие персональных компьютеров (ПК), в том числе подключенных к сети «Интернет», - не менее чем в 75% домашних хозяйств. Тем самым число ПК и доступ к Интернет являются значимыми критериями уровня компьютеризации, но не информатизации общества. В тоже время согласно данным ГУ ВШЭ «Основные показатели

развития информационного общества» по РФ на 2010 год ПК имелись в 43% домохозяйств (31% в 2006 г.), а доступ к Интернет у 26% домохозяйств (17% в 2006 г.) [11], а средняя скорость доступа в регионах варьировалась от 128 Кбит/ с до 1 Мбит/с, что существенно ниже, чем в Москве (7,5 Мбит/с) и Санкт-Петербурге (6 Мбит/с) [12]. По отдельным территориям РФ картина несколько иная. Например, в Татарстане на 2009 год ПК имелись в 59% (36% в 2006 г.) в городских и 28% (5% в 2006 г.) сельских домохозяйств [13]. В тоже время по данным Morgan Stanley Россия находится в пятерке крупнейших Интернет - стран и составляет 60 млн. пользователей (42% населения) с темпами роста за 2010 год на 31% (самый быстрый рост в рассматриваемых странах) [14]. Но, тем не менее, сохраняется диспропорция в доступности информации (Интернет) в зависимости от места проживания человека [15]. Вместе с тем, активное использование мобильного Интернета (3G) изменяет его доступность для граждан. К концу 2010 года в России насчитывалось не менее 8 млн. пользователей USB-модемов и 6 млн. пользователей 3G-телефонов, использующих их для доступа к Интернет [16]. Темп роста данного сегмента рынка составляет, по данным разных источников от 50-60% до 81% [17], что в условиях России снимает практически любые ограничения по доступности Интернет по территориальному признаку.

В этих условиях рост влияния киберпространства на социализацию пользователя и, в первую очередь молодого и наиболее активного пользователя Интернет несомненна. Проявляется она не только в возникновении понятия игровой зависимости (компьютерные игры, и т.д.), но и в том, что Интернет

заменяет человеку все агенты социализации. Государство контактирует с личностью через Интернет, образование личности идет через Интернет, электронные СМИ, электронные музеи, кинотеатры и т.д. Тем самым создается ситуация оторванности от реальной ситуации. Согласно Д.Б. Эльконину игра рассматривается как форма «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности» [18]. Компьютерные игры также служат социализации обучаемых, прививают понимание «добра и зла» в реальности. Детское творчество применительно к возможностям ИКТ становится не только формой самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему приемов и технологий познания окружающего мира, но и экспериментирует, создает нечто новое для себя и других [19]. Все, что представляется лишним для пользователя, им уничтожается, т.к. мир в котором он живет, создает он, и ему решать, что может в нем быть, а что нет. Существование в рамках данного мира, несоответствующего реальному, приводит к неизбежному конфликту между личностью и обществом. В наиболее крайних случаях можно говорить о наличие зависимости (заболевания). Причиной развития заболевания считается недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми, когда компьютер компенсирует общение с ними. Наиболее характерно это для тех, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для

вторых важно достижение результата при минимуме усилий. Более характерно это для мальчиков, т.к. большинство компьютерных игр рассчитаны на них, и они более сложно переживают кризис подросткового возраста. Таким образом, коммуникации в среде Интернет становятся детерминирующими в развитии личности, погружая ее в альтернативный реальному окружению мир и альтернативно социализируя личность, т.е. замещая реальные элементы мира на элементы по выбору личности, без учета особенностей пола, возраста, норм поведения, правил общежития и т.д. Формирование новой для пользователя виртуальной личности фактически является альтернативой самому пользователю и идеалом для него. В наиболее крайней форме игровая активность ребенка может завершиться аддиктивным состоянием - игровой или компьютерной зависимостью.

Другой особенностью влияния средств ИКТ на процесс социализации учащегося обуславливается тем, что в отличие от других агентов социализации влияние оказывается не отсроченное, в результате анализа ситуации, применения ее к себе и выработки собственной модели поведения, а непосредственно в режиме реального времени и с неограниченным числом участников, на условиях анонимности, без эмоциональной окраски, и, соответственно, с большей открытостью и комфортностью, чем при реальном общении. Значима и возможность принадлежности к иной социальной группе, наличие возможности создания виртуальной личности и экспериментирование с ней с опорой на достоинства самой личности и нивелированием или исключением ее недостатков. В части учебного процесса посредством Интер-

нет это также применимо, т.к. позволяет использовать не только свои знания, но и ресурсы Интернет, позволяющие, в том числе, и получать неформальное знание по отдельным сторонам жизни и деятельности человека. Тем самым формируется новая модель поведения личности, личности информационного мира.

Таким образом, социальные последствия информатизации образования, как и интеграция личности в информационное общество представляются неоднозначными. Информационное общество развивается по несистематизированным в настоящее время законам, создавая независящую от человека реальность, развивающуюся в реальном времени. ИКТ выступают в настоящее время как один из доминирующих социализирующих и воспитательных ресурсов для всех категорий пользователей, но доминирующим он является для детей и подростков, помогая им формировать свою модель окружающего мира в зависимости от возрастных, психологических, гендерных, социокультурных, индивидуальных и личностных особенностей. Деятельность пользователя в рамках избранной виртуальной модели происходит в интерактивном режиме. В случае отсутствия или неэффективности деятельности социализирующих агентов преобладают их формы, формируемые зачастую вследствие невозможности, по тем или иным причинам, самореализации в рамках существующего общества. Одной из основных целей системы образования в условиях его информатизации становится формирование информационной культуры пользователя, позволяющей личности использовать средства ИКТ в позитивных для общества целях, формировать модели поведения,

отвечающие задачам социализации. Реализация данного направления представляется возможной в рамках общей гуманизации образования и должна реализовываться не столько в рамках образовательного пространства учебного заведения, где учащийся проводит только часть своей жизни, но и в рамках образовательного пространства самого обучаемого, включающего и внеучеб-ную деятельность.

Литература:

1. Плешаков В. А. Об исследовании феноменологии киберсоциализации человека // Актуальные психолого-педагогические исследования, направленные на развитие инноваций в системе образования: сборник статей под ред. В. А. Сластенина. - М., - 2008. - Ч.2. - С. 89-98.

2. Мудрик А. В. Социализация человека.- М.: Изд. «Академия», 2004. - 304 с.

3. Гавров, С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности// Вестник УРАО. - 2008. - № 5. - С. 21-29.

4. http://www.rario.ru/materials/GP_IO_ 230910final1.doc

5. http: //www. kpmo. ru/kpmo/statistic/ analitycs/tab/reg_worker/row/r4_7/col/value

6. http://www.rg.ru/2010/02/18/reg-volga-kama/tatnout.html

7. http://www.kpmo.ru/kpmo/statistic/ analitycs/tab/reg_health/row/r6_7_5/col/value

8. http://mon.gov.ru/pro/pnpo/int/

9. http: //www. kpmo .ru/kpmo/statistic/ analitycs/tab/reg_equipment/row/r5_7_1/col/ value

10. http: //www. kpmo .ru/kpmo/statistic/ analitycs/tab/reg_equipment/row/r5_7/col/ value

11. http://www.hse.ru/data/2010/10/13/12 23065108/1.pdf

12. http://www.rario.ru/materials/GP_ I0_230910final1.doc

13. http://www.tatstat.ru/digital/region12/ DocLib/Наличие%20предметов%20длител ьного%20пользования%20в%20домашних %20хозяйствах%20в%20Республике%20Та тарстан.pdf

14.http://www. morganstanley.com/ institutional/techresearch/pdfs/tenquestions_ web2.pdf

15.http://rario.ru/The_review_of_the_ market_of_services.php

16.http://www.itlip.ru/content/11/1/11/ itogi-razvitiya-rynka-mobilnoi-svyazi-v-2010-godu.html

17. http://www.morganstanley.com/ institutional/techresearch/pdfs/Internet_ Trends_041210.pdf

18. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 стр.

19. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000. - 462 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.