Научная статья на тему 'Дидактические основы применения информационных технологий в современном образовании'

Дидактические основы применения информационных технологий в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATIZATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недогреева Наталия Герасимовна, Голованова Дарья Александровна

Информатизация общества требует новых подходов к современному образованию, изменения концепций и методик преподавания и обучения. Статья посвящена исследованию дидактических основ применения информационных технологий в образовательном процессе с переосмыслением содержания, форм, методов и средств обучения в новых условиях. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недогреева Наталия Герасимовна, Голованова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nformatization of the society requires new approaches to the modern education, changes of the concepts and methods of teaching and education. The article is devoted to the investigation of the didactic basics of the information technologies application in the educational process with rethinking of the content, forms, methods and measures of education in the new conditions.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы применения информационных технологий в современном образовании»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Д.А. Г олованова, Н.Г. Недогреева

DIDACTIC BASICS OF THE INFORMATION TECHNOLOGY APPLICATION IN THE MODERN EDUCATION Golovanova D.A., Nedogreeva N.G.

Informatization of the society requires new approaches to the modern education, changes of the concepts and methods of teaching and education. The article is devoted to the investigation of the didactic basics of the information technologies application in the educational process with rethinking of the content, forms, methods and measures of education in the new conditions.

Информатизация общества требует новых подходов к современному образованию, изменения концепций и методик преподавания и обучения. Статья посвящена исследованию дидактических основ применения информационных технологий в образовательном процессе с переосмыслением содержания, форм, методов и средств обучения в новых условиях.

УДК 371.2:519.72

Современный период развития общества знаменуется бурным развитием информационных технологий (ИТ), в частности, глобальной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ («всемирной паутины», WWW - world wide web). К разнообразным источникам информации прибавился мощнейший информационный ресурс, который все большим количеством людей во всем мире ежедневно использует как способ и средство общения, источник познания и индивидуального развития, повышения культурного уровня.

Информатизация общества существенно и неуклонно изменяет массовое сознание и ставит перед педагогикой принципиально новые задачи. Формируется социальная потребность в личности, подготовленной к работе в условиях широкой информатизации общества и способной осознанно и эффективно использовать ИТ в повседневной практике. Современный работодатель заинтересован в работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладает критическим и творческим мышлением, владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. Система образования призвана обеспечить реализацию задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа и вуз готовят человека к активной и продуктивной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. Поэтому очень большое значение имеет способность

Ш Голованова Д.А., Недогреева Н.Г.

«Дидактические основы применения информационных технологий...»

образовательных учреждений и каждого педагога в отдельности быстро, гибко и адекватно реагировать на изменяющиеся запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт.

Современное развитие ИТ заметно опережает возможности существующей системы образования по их эффективному применению. До настоящего времени использование образовательных возможностей ИНТЕРНЕТ происходит стихийно, неорганизованно, не подчинено педагогическим целям. Весьма существенным является то, что темпы развития ИТ нарастают и указанный разрыв постоянно увеличивается. В связи с этим возникает необходимость переосмыслить содержание и формы обучения в новых условиях и сформулировать его принципиальные положения.

Сегодня в повестке дня стоит переход от сложившихся традиций образования, основанного на знаниевой парадигме, к реальному процессу индивидуального развития обучающегося, становления разносторонней личности с развитыми интеллектуальными, физическими, нравственными, мировоззренческими качествами. По этой причине высокую актуальность приобретают вопросы индивидуального личностного развития и его трансформации под влиянием образовательного процесса в современных условиях. Таким образом, проблема всестороннего развития личности выдвинута на передний край педагогических научных исследований в связи с изменениями приоритетов в образовательной сфере жизнедеятельности общества.

Феномен информатизации общества в аспекте влияния на культурный уровень молодого поколения является предметом интенсивных исследований специалистов самого разного профиля: философов, психологов, социологов и педагогов. Важность и актуальность проблемы информатизации образовательного процесса предопределила ряд заметных разработок в области психоло-го-педагогических исследований по нескольким направлениям, среди них: изучение интенсификации учебного процесса при использовании компьютеров (А.А. Абдука-

дыров, Е.П. Велихов, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, Б.Ф. Ломов, Е.И. Машбиц,

Н.М. Розенберг и др.); применение компьютера как средства контроля (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Скинер, Н.Ф. Талызина и др.); прикладные аспекты использования информационных технологий в высшем образовании (М.Ю. Бухаркина, В.А. Извозчиков, М.В. Моисеева, В.М. Монахов,

А.Е. Петров, Е.С. Полат и др.). Большое внимание педагоги-исследователи уделяют разработке видов обучения, направленного на учет индивидуальных особенностей личности обучаемого и решение проблем саморазвития, самоактуализации и самореализации в условиях информатизации общества и образования.

Однако, говоря об учете индивидуальных особенностей, надо помнить, что данным понятием могут обозначаться два противоположно направленных процесса: а)

«усредняющий» - который сводится к «подтягиванию» слабого ученика до некоего среднего уровня; б) «выделяющий» - который отражает усиление и максимальное развитие тех индивидуальных особенностей, которые делают индивид отличным от других и дают ему преимущества.

В свою очередь, говоря о проблемах саморазвития, самоактуализации и самореализации в процессе обучения, надо понимать, что уже сама постановка вопроса и данные понятия подразумевает заведомый выход за пределы не только отдельных предметных областей обучения, но за пределы современного общего или профессионального образования как такового. Указанные понятия характеризуют динамичные процессы внутриличностной и социальной активности индивида на протяжении всей его жизни, хотя именно в периоды обучения в образовательных учреждениях имеются оптимальные предпосылки для их становления и корректировки.

Преподавание - это специфический процесс, которым можно управлять, как и любым другим процессом, используя предоставляемые техникой возможности обратной информационной связи. Исходя из этого, следует быть готовым к изменению кон-

цепций и методик преподавания и обучения на всех уровнях образовательного процесса и в любой области знаний, применительно к функциям педагога в условиях внедрения в обучение современных ИТ и, в частности, сети ИНТЕРНЕТ. Наибольший прогресс обучения связан с включением в него возможностей современных информационных технологий, а главное, с передачей (как минимум, постепенной или частичной) педагогом самому обучаемому - функций не только интенсификации, но и управления процессом обучения.

Информатизация образования предполагает обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИТ, ориентированных на реализацию психологопедагогических целей обучения, воспитания и развития. Этот процесс инициирует: совершенствование механизмов управления процессами образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; создание методических систем и технологий обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность,

разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; создание и использование прикладных компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств ИТ, и в частности, глобальной сети ИНТЕРНЕТ, поддерживает интеграционные тен-

денции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым интенсивность педагогического воздействия. Для современного развивающего обучения в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления недостаточно наличия в системе образования только педагогов, учебников и методических материалов, необходимо также активное участие в текущих коммуникациях, широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. В частности, совершенно невозможно представить современное образование без повседневного использования ресурсов ИНТЕРНЕТ. Однако для успешного применения их в педагогической практике необходимы не просто значительно больший количественный объем информации, а вариативность информации, отражение разных точек зрения, разных подходов к решению одних и тех же проблем, при обязательном и осмысленном подходе к общению посредством ИТ с педагогических позиций.

Повседневное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее активной и квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки у подрастающего поколения активного и творческого отношения к современной действительности. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию ИТ для реализации идей личностно-ориентированного, развивающего обучения, развития личности обучаемого, формирования ее культуры в широком понимании этого слова, развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска

Ш Голованова Д.А., Недогреева Н.Г.

«Дидактические основы применения информационных технологий.»

путей и методов решения задач, как учебных, так и практических. Важной является также проблема обеспечения психологопедагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования ИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Уникальные организационно-техни-

ческие возможности ИТ, реализация которых создает предпосылки для интенсификации и управления образовательными процессами и создания методик, ориентированных на культурное развитие и саморазвитие личности обучаемого, заключаются: в незамедлительной обратной связи между пользователем и ИТ; компьютерной визуализации учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»; архивном хранении достаточно больших объемов информации с возможностями их быстрой передачи, легким доступом пользователя к центральному банку данных; в автоматизации процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности и информационно-методического обеспече-

ния, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента и контроля за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей ИТ позволяет организовать такие виды деятельности, как: регистрация, сбор, накопление, хранение и обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах; самостоятельный выбор вариантов содержания учебного материала и режима работы; интерактивный диалог -взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся - в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями) - реализацией более развитых

средств ведения диалога (например, воз-

можностью задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы); моделирование различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих; автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Педагогические цели и задачи использования ИТ в современном образовании обусловлены: 1) развитием личности обучаемого, подготовкой индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитием мышления (нагляднодейственного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического); эстетическим воспитанием (за счет использования возможностей компьютерной графики и технологии мультимедиа); развитием коммуникативных способностей (через участие в ИНТЕРНЕТ-конференциях, чатах, форумах, ведение журнала, создание сайта и т.д.); формированием умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (за счет использования дидактических компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решений); развитием умений осуществлять экспериментальноисследовательскую деятельность (за счет реализации возможностей компьютерного моделирования); формированием общей и информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов); 2) интенсификацией всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышением эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИТ; обеспечением побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления,

выбора режима учебной деятельности); углублением межпредметных связей (за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей).

Перечислим основные направления внедрения ИТ в образование. Они могут быть использованы в качестве: 1) средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество; 2) инструмента познания окружающей действительности, в частности общественно-политических, социальноэкономических, природно-климатических и географических условий, национальноисторического наследия; 3) средства развития личности обучаемого; 4) объекта изучения (в рамках освоения курса информатики и в других предметных областях, а также развития культуры пользователя ПК); 5) средства информационно-методического обеспечения и управления учебновоспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений; 6) повседневного средства коммуникации; 7) средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и процесса диагностики, процессов обработки результатов педагогического и научного эксперимента (лабораторного, демонстрационного); 8) средства организации интеллектуального досуга; 9) средства организации непрерывного самообразования, саморазвития и самореализации.

Таким образом, ознакомление с современной педагогической литературой и практика работы в высшей школе позволяют нам выделить следующие принципиальные положения:

1) информатизацию современного общего и профессионального образования надо рассматривать как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе повседневной реализации возможностей средств ИТ, в частности, глобальной сети ИНТЕРНЕТ;

2) получение общего и профессионального образования надо рассматривать как начальный этап непрерывного, продолжающегося в течение всей жизни процесса самообразования;

3) в содержании общего и профессионального образования в современных условиях информатизации общества ведущее значение приобретают внепредметные компоненты - общие представления об устройстве общества и основах экономики; об истории цивилизации; о психологии общения и средствах и способах коммуникаций; об основах культурологии, правоведения, религиоведения и страноведения;

4) суть современного общего и профессионального образования в условиях информатизации общества состоит: а) в показе, демонстрации - того, чему, как и зачем надо будет в дальнейшем ежедневно обучаться (и научаться) своими собственными силами; б) в сообщении (придании) обучаемому необходимого и достаточного импульса для такого рода занятий, своеобразном «привитии вкуса» - к постоянному получению новых знаний, поиску и нахождению новой информации, эффективному ее применению в повседневной жизни;

5) современное образование и самообразование могут и должны основываться исключительно на принципе свободного самостоятельного личного выбора обучаемого: где, как, и для чего себя применить, куда и каким образом саморазвиваться, самовыражаться и самоактуализироваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершов, А.П. Концепция информатизации образования / А.П. Ершов // Информатика и образование. - 1988. - № 6. - С.4-8.

2. Извозчиков, В.А. Концепция педагогики информационного общества / В.А. Извозчиков,

В.В. Лаптев, М.Н. Потемкин //Наука и школа. - 1999. - № 1. - С.12-15.

3. ИНТЕРНЕТ в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с.

Ш Голованова Д.А., Недогреева Н.Г.

«Дидактические основы применения информационных технологий.

4. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. -М.: Педагогика, 2001. - 80 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; под ред Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

Об авторах

Недогреева Наталия Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и

методико-информационных технологий Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Направление исследований - педагогика высшей школы.

Голованова Дарья Александровна, ассистент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Московского государственного университета печати.

»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.