Следует отметить, что и в ИАЦ организована такая же система антивирусной защиты, и сбоев за последний год не было.
Обобщим, что же сделано в школах для того, чтобы защитить компьютеры от заражения вирусами:
1) наличие установленной антивирусной программы (с ежедневно обновляемыми базами), которая настроена на ежедневное сканирование компьютера;
2) наличие установленной программы, блокирующей автозагрузку со сменных носителей;
3) еженедельное сканирование компьютера обновленной антивирусной утилитой Curelt;
4) самодисциплина педагогов: проверка всех съемных носителей на вирусы.
Можно сделать вывод, что в МОУ ООШ № 3 не сработал сначала п. 4, потом п. 2 и 3.
Напоследок хочется напомнить 10 простых правил защиты компьютера от вирусов:
1) установите и настройте антивирусную программу, обязательно обновляйте антивирусные базы (желательно ежедневно);
2) проверяйте все сменные носители антивирусной программой;
3) желательно установить и наладить сетевой экран файервол (firewall);
4) не открывайте почту от незнакомых адресатов, особенно если имя отправителя невразумительно, например, [email protected];
5) не открывайте письма с откровенно рекламным или непонятным заголовком;
6) не открывайте письма от адресатов, которым вы не писали - заголовок такого письма обычно содержит «Re:» и не скачивайте, и не открывайте файлы, вложенные в такие письма независимо от их расширений, особенно, если в письме говорится что все инструкции или пояснения находятся внутри архива;
7) не отвечайте на электронные письма, в которых Вас просят уточнить номера ваших телефонов, счетов, паролей, т.е. Вашу конфиденциальную информацию;
8) не посещайте сайты сомнительного содержания;
9) не рекомендуется кликать на баннеры, предлагающие хороший заработок, отличнейшую работу, безумные скидки, предлагающие вступить в бесплатную игру;
10) отключайтесь от сети и Интернета, когда не используете их.
Компьютеризация образования как одна из ведущих тенденций развития
образовательного пространства учебного заведения
О.Р. Ельмикеев ([email protected])
МОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина», г. Йошкар-Ола
Проблема информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина этого - в повышении роли информации, превращении ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии аппаратных средств за последние годы сделал компьютеры достаточно доступными. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование является логичным и необходимым шагом в развитии современного информационного мира в целом.
Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Отсутствует опыт прошлых веков и тысячелетий, как в классической педагогике. Развитие происходит одновременно во многих направлениях.
Различные концепции и теории, складывающиеся в рамках педагогики, психологии, лингвистики, кибернетики, информатики соединяются в новую своеобразную систему, выступающую как информационная педагогика.
Компьютеризация обучения, в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком -многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Ее основной целью является подготовка подрастающего поколения к жизни в информатизированном обществе, повышение эффективности обучения путем внедрения средств информатизации. При этом выделяется два направления компьютеризации обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности и использование компьютера как объекта изучения.
Компьютерная грамотность выступает элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.
Специфика компьютера как нового вида технических средств обучения состоит в следующем:
- значительный объем памяти современных компьютеров, позволяющий хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации;
- высокое быстродействие компьютера, значительно повышающее реактивность данного вида ТСО;
- способность анализировать ответы и запросы учащихся;
- диалоговый режим связи учебного материала с обучаемым, воспроизведение некоторых функций преподавателя;
- наличие обратной связи, т.е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым (справочная информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы);
- адаптивность, обеспечивающая возможность изучения и повторения учебного материала, тренировки, контроля с различной степенью глубины и полноты, в различном темпе и последовательности с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока (компьютер способен фиксировать затраченное на выполнение задания время, количество верных и неверных ответов, число обращений к справочной информации, количество попыток при выполнении заданий и другие данные, которые помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю - выработать индивидуальный подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом).
Вместе с тем, нельзя игнорировать возможные негативные последствия бесконтрольного использования средств современных информационных технологий:
- возможный вред здоровью (например, при длительной и бесконтрольной работе за компьютером);
- педагогически немотивированное их использование (например, игнорирование дидактических принципов обучения, использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игровой компоненты над учебной);
- реальна опасность свертывания социальных контактов, индивидуализма в производственной и общественной жизни.
В то же время, педагогические возможности средств современных информационных технологий реализуются не в полной мере. В связи с этим назрела необходимость создания теоретической базы, описывающей педагогическую целесообразность использования средств современных информационных технологий и методику, обеспечивающую реализацию этих возможностей.
Необходимо соблюдение системы дидактических, методических, эргономических, эстетических, программно-технических и других требований к проектированию и применению современных программных средств.
При компьютеризации образования возникают проблемы: дидактические, методические, информационные, профессиональные и организационные, каждая из которых, в свою очередь, предполагает решение соответствующих теоретических и практических задач, что требует специальных исследований с привлечением педагогов, программистов, специалистов в области информационных технологий, дизайнеров и многих других.
Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Он освобождается от необходимости выполнения рутинных операций; имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию; избавляется от страха допустить ошибку; получает возможность приобщения к исследовательской работе.
Однако компьютер не может и не должен вытеснить из учебного процесса педагога, новые информационные технологии обучения не могут полностью заменить традиционные технологии. Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением компьютера становятся: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль и коррекция процесса обучения.
В качестве основных педагогических целей информатизации образования выступают:
- развитие личности обучаемого, подготовка к жизни в условиях информационного общества (развитие мышления и умения принимать оптимальные решения; формирование информационной культуры, навыков обработки информации и экспериментально-исследовательской деятельности);
- реализация социального заказа (подготовка специалистов в области вычислительной техники и пользователей средствами новых информационных технологий);
- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества процесса обучения, активизация познавательной деятельности, углубление межпредметных связей).
Компьютеры и программные средства в образовании используются в качестве:
- средства обучения, повышающего эффективность и качество процесса преподавания;
- инструмента познания окружающего мира и самопознания;
- средства развития личности обучаемого;
- объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики);
- средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями;
- средства коммуникаций (например, для распространения передовых педагогических технологий);
- средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, педагогического тестирования и психодиагностики;
- средства автоматизации обработки результатов лабораторного или демонстрационного эксперимента и управления учебным оборудованием;
- средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.
Таким образом, компьютер в сфере образования выступает как предмет изучения; средство в учебно-воспитательном процессе; компонент системы педагогического управления; компонент управления образовательными учреждениями; средство научно-педагогической деятельности. Компьютер в учебном процессе служит: средством общения, средством создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, средством контроля, средством предоставления новых познавательных возможностей.
Обычно выделяются следующие основные направления применения вычислительной техники в учебном процессе:
- учебное (компьютер как средство обучения и контроля на материале конкретного учебного предмета);
- орудийное (компьютерная поддержка универсальной деятельности - письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации, которые могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету);
- профессиональное и профориентационное (углубленное изучение информатики);
- дефектологическое (компьютерная поддержка обучения детей с недостатками развития);
- досуговое (проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т.п.);
- учительское (организация, поддержка и контроль учебного процесса, учебно-методическая и организационная деятельность, подготовка необходимых учебных материалов);
- организационное (управление учебным заведением);
- педвузовское (подготовка учителя, способного работать с компьютерами в образовательных учреждениях).
Таким образом, компьютеризация полностью видоизменяет организацию учебного процесса. Компьютер
в состоянии изменить структуру и методы работы учителя вне урока и непосредственно на уроке, что заставляет переосмысливать роль компьютера в обучении, функции учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия. Это дает основания утверждать, что в настоящее время происходит рождение принципиально новых систем обучения, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.
Литература
1. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. - СПб.: Свет, 1997. - 400 с: ил. -Библиогр.: С. 391-399.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько; Рос. акад. наук; Моск. психолого-соц. ин-т. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 349 с. - (Б-ка педагога-практика).
3. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Гершунский Б.С. - М.: Педагогика, 1987. - 57 с.
4. Гиркин, И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий / И.В. Гир-кин // Информационные технологии. - 1998. - № 6. - С. 44-47.
5. Ершов, А.П. Избранные труды / А.П. Ершов. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1994. - 413 с.
6. Извозчиков, В.А. Информационная педагогика и ее принципы / В.А. Извозчиков, В.В. Лаптев. - М.: Просвещение, 1998. - 231 с.
7. Локтюшина, Е.А. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза / Е.А. Локтюшина. - Волгоград, 1996. - 275 с.
8. Маргулис, Е.Д. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения / Е.Д. Маргулис. - Киев, 1987. - 135 с.
9. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с. -(Педагогическая наука - реформе школы).
10. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 267 с.
11. Роберт, И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 1997. - № 8. - С. 23-27.
12. Роберт, И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В.Роберт // Информатика и образование. - 1991. - № 4. - С. 5-11.
Информационно-коммуникационные технологии
как фактор социализации молодого поколения
С.В. Иванова* ([email protected]), А.А. Сушенцов** ([email protected])
* МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» ** Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
На современном этапе развития общества для системы образования особенно актуальной становится задача социализации молодого поколения, т.е. формирования социального статуса человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Актуальность обусловлена тем, что глобальные изменения информационно-технологического характера, в первую очередь, масштабное развитие средств массовой коммуникации, оказывают существенное социализизирующее воздействие на современную молодежь.
Особенностью стандарта второго поколения для дисциплины «Информатика и ИКТ» является компетентно-стный (деятельностный) подход, который предполагает, что обучающийся должен овладеть информационно-коммуникационными технологиями для решения любых задач в возникающих жизненных ситуациях. В рамках такого подхода в статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как необходимый фактор социализации молодого поколения и предлагаются некоторые пути для формирования умений применения технологий в различных областях: социально-экономической, управленческой и других.
Мы рассматриваем социализацию обучающегося как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Для этого он должен уметь работать в проектном режиме: выдвигать гипотезы, инициировать принятие решений, планировать свою деятельность для достижения поставленных задач, работать на результат, а также анализировать свою работу и выбирать оптимальный вариант решения. Информационно-коммуникационные технологии в этом случае служат той инструментальной средой, которая позволяет реализовать себя каждому подростку на соответствующем уровне возможностей.
Формами организации проектной деятельности могут служить учебная деятельность на уроке, исследовательская работа после уроков, а также различные варианты внеурочной деятельности.
В работе представляются три направления, которые успешно реализуются в МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»: издание школьной газеты, организация школьного телевидения и реализация исследовательского проекта социальной значимости. Эта деятельность организована как «школа обучения проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий» и реализуется через следующие практические шаги:
- изучение новых компьютерных сред - организация элективных курсов, семинаров по обработке видео и компьютерной верстке, включение в программу курса «Информатика и ИКТ» тем, связанных с изучением MS Publisher, MX Flash, Windows MoveMaker;
- обучение мастерству журналистики - проведение специализированных семинаров, мастер-классов, тренингов, творческих конкурсов специалистами в области журналистики, режиссуры, операторского искусства;
- освоение навыков проектной деятельности - организация специальных и элективных курсов, реализация идей в реальной проектной деятельности;
- формирование социальной активности - применение деятельностных форм обучения: организация опросов, менеджмент, создание рекламы и т.д.
Такое участие в представляемых проектах дает подросткам реальную возможность попробовать себя в той или иной деятельности не только в теории, но и на практике.
В проекте «Школьная газета» участвуют школьники 6-8 классов. Каждую неделю выпускается номер газеты «ЛИГА» на 7-12 полосах, а также 1 раз в 2 недели - тематические приложения «МОДА-ЛИГА» и «ГЕО-ЛИГА». В проекте «Школьное телевидение» участвуют школьники 8-11 классов. Выпуски выходят еженедельно.
Работа по проектам организована в форме «дежурных бригад». В течение недели подростки готовят выпуск газеты или тридцатиминутной телепередачи, в которых отражается школьная жизнь глазами молодого поколения. Классный руководитель является куратором выпуска. Телепередачи транслируются в течение каждого