Научная статья на тему 'Компьютеризация образования как одна из ведущих тенденций развития образовательного пространства учебного заведения'

Компьютеризация образования как одна из ведущих тенденций развития образовательного пространства учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2100
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютеризация образования как одна из ведущих тенденций развития образовательного пространства учебного заведения»

Следует отметить, что и в ИАЦ организована такая же система антивирусной защиты, и сбоев за последний год не было.

Обобщим, что же сделано в школах для того, чтобы защитить компьютеры от заражения вирусами:

1) наличие установленной антивирусной программы (с ежедневно обновляемыми базами), которая настроена на ежедневное сканирование компьютера;

2) наличие установленной программы, блокирующей автозагрузку со сменных носителей;

3) еженедельное сканирование компьютера обновленной антивирусной утилитой Curelt;

4) самодисциплина педагогов: проверка всех съемных носителей на вирусы.

Можно сделать вывод, что в МОУ ООШ № 3 не сработал сначала п. 4, потом п. 2 и 3.

Напоследок хочется напомнить 10 простых правил защиты компьютера от вирусов:

1) установите и настройте антивирусную программу, обязательно обновляйте антивирусные базы (желательно ежедневно);

2) проверяйте все сменные носители антивирусной программой;

3) желательно установить и наладить сетевой экран файервол (firewall);

4) не открывайте почту от незнакомых адресатов, особенно если имя отправителя невразумительно, например, rdcf122hgk8jh@rambler.ru;

5) не открывайте письма с откровенно рекламным или непонятным заголовком;

6) не открывайте письма от адресатов, которым вы не писали - заголовок такого письма обычно содержит «Re:» и не скачивайте, и не открывайте файлы, вложенные в такие письма независимо от их расширений, особенно, если в письме говорится что все инструкции или пояснения находятся внутри архива;

7) не отвечайте на электронные письма, в которых Вас просят уточнить номера ваших телефонов, счетов, паролей, т.е. Вашу конфиденциальную информацию;

8) не посещайте сайты сомнительного содержания;

9) не рекомендуется кликать на баннеры, предлагающие хороший заработок, отличнейшую работу, безумные скидки, предлагающие вступить в бесплатную игру;

10) отключайтесь от сети и Интернета, когда не используете их.

Компьютеризация образования как одна из ведущих тенденций развития

образовательного пространства учебного заведения

О.Р. Ельмикеев (OlegElmi@gmail.com)

МОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина», г. Йошкар-Ола

Проблема информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина этого - в повышении роли информации, превращении ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии аппаратных средств за последние годы сделал компьютеры достаточно доступными. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование является логичным и необходимым шагом в развитии современного информационного мира в целом.

Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Отсутствует опыт прошлых веков и тысячелетий, как в классической педагогике. Развитие происходит одновременно во многих направлениях.

Различные концепции и теории, складывающиеся в рамках педагогики, психологии, лингвистики, кибернетики, информатики соединяются в новую своеобразную систему, выступающую как информационная педагогика.

Компьютеризация обучения, в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком -многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Ее основной целью является подготовка подрастающего поколения к жизни в информатизированном обществе, повышение эффективности обучения путем внедрения средств информатизации. При этом выделяется два направления компьютеризации обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности и использование компьютера как объекта изучения.

Компьютерная грамотность выступает элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.

Специфика компьютера как нового вида технических средств обучения состоит в следующем:

- значительный объем памяти современных компьютеров, позволяющий хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации;

- высокое быстродействие компьютера, значительно повышающее реактивность данного вида ТСО;

- способность анализировать ответы и запросы учащихся;

- диалоговый режим связи учебного материала с обучаемым, воспроизведение некоторых функций преподавателя;

- наличие обратной связи, т.е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым (справочная информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы);

- адаптивность, обеспечивающая возможность изучения и повторения учебного материала, тренировки, контроля с различной степенью глубины и полноты, в различном темпе и последовательности с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока (компьютер способен фиксировать затраченное на выполнение задания время, количество верных и неверных ответов, число обращений к справочной информации, количество попыток при выполнении заданий и другие данные, которые помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю - выработать индивидуальный подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом).

Вместе с тем, нельзя игнорировать возможные негативные последствия бесконтрольного использования средств современных информационных технологий:

- возможный вред здоровью (например, при длительной и бесконтрольной работе за компьютером);

- педагогически немотивированное их использование (например, игнорирование дидактических принципов обучения, использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игровой компоненты над учебной);

- реальна опасность свертывания социальных контактов, индивидуализма в производственной и общественной жизни.

В то же время, педагогические возможности средств современных информационных технологий реализуются не в полной мере. В связи с этим назрела необходимость создания теоретической базы, описывающей педагогическую целесообразность использования средств современных информационных технологий и методику, обеспечивающую реализацию этих возможностей.

Необходимо соблюдение системы дидактических, методических, эргономических, эстетических, программно-технических и других требований к проектированию и применению современных программных средств.

При компьютеризации образования возникают проблемы: дидактические, методические, информационные, профессиональные и организационные, каждая из которых, в свою очередь, предполагает решение соответствующих теоретических и практических задач, что требует специальных исследований с привлечением педагогов, программистов, специалистов в области информационных технологий, дизайнеров и многих других.

Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Он освобождается от необходимости выполнения рутинных операций; имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию; избавляется от страха допустить ошибку; получает возможность приобщения к исследовательской работе.

Однако компьютер не может и не должен вытеснить из учебного процесса педагога, новые информационные технологии обучения не могут полностью заменить традиционные технологии. Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением компьютера становятся: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль и коррекция процесса обучения.

В качестве основных педагогических целей информатизации образования выступают:

- развитие личности обучаемого, подготовка к жизни в условиях информационного общества (развитие мышления и умения принимать оптимальные решения; формирование информационной культуры, навыков обработки информации и экспериментально-исследовательской деятельности);

- реализация социального заказа (подготовка специалистов в области вычислительной техники и пользователей средствами новых информационных технологий);

- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества процесса обучения, активизация познавательной деятельности, углубление межпредметных связей).

Компьютеры и программные средства в образовании используются в качестве:

- средства обучения, повышающего эффективность и качество процесса преподавания;

- инструмента познания окружающего мира и самопознания;

- средства развития личности обучаемого;

- объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики);

- средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями;

- средства коммуникаций (например, для распространения передовых педагогических технологий);

- средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, педагогического тестирования и психодиагностики;

- средства автоматизации обработки результатов лабораторного или демонстрационного эксперимента и управления учебным оборудованием;

- средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Таким образом, компьютер в сфере образования выступает как предмет изучения; средство в учебно-воспитательном процессе; компонент системы педагогического управления; компонент управления образовательными учреждениями; средство научно-педагогической деятельности. Компьютер в учебном процессе служит: средством общения, средством создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, средством контроля, средством предоставления новых познавательных возможностей.

Обычно выделяются следующие основные направления применения вычислительной техники в учебном процессе:

- учебное (компьютер как средство обучения и контроля на материале конкретного учебного предмета);

- орудийное (компьютерная поддержка универсальной деятельности - письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации, которые могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету);

- профессиональное и профориентационное (углубленное изучение информатики);

- дефектологическое (компьютерная поддержка обучения детей с недостатками развития);

- досуговое (проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т.п.);

- учительское (организация, поддержка и контроль учебного процесса, учебно-методическая и организационная деятельность, подготовка необходимых учебных материалов);

- организационное (управление учебным заведением);

- педвузовское (подготовка учителя, способного работать с компьютерами в образовательных учреждениях).

Таким образом, компьютеризация полностью видоизменяет организацию учебного процесса. Компьютер

в состоянии изменить структуру и методы работы учителя вне урока и непосредственно на уроке, что заставляет переосмысливать роль компьютера в обучении, функции учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия. Это дает основания утверждать, что в настоящее время происходит рождение принципиально новых систем обучения, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.

Литература

1. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. - СПб.: Свет, 1997. - 400 с: ил. -Библиогр.: С. 391-399.

2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько; Рос. акад. наук; Моск. психолого-соц. ин-т. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 349 с. - (Б-ка педагога-практика).

3. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Гершунский Б.С. - М.: Педагогика, 1987. - 57 с.

4. Гиркин, И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий / И.В. Гир-кин // Информационные технологии. - 1998. - № 6. - С. 44-47.

5. Ершов, А.П. Избранные труды / А.П. Ершов. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1994. - 413 с.

6. Извозчиков, В.А. Информационная педагогика и ее принципы / В.А. Извозчиков, В.В. Лаптев. - М.: Просвещение, 1998. - 231 с.

7. Локтюшина, Е.А. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза / Е.А. Локтюшина. - Волгоград, 1996. - 275 с.

8. Маргулис, Е.Д. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения / Е.Д. Маргулис. - Киев, 1987. - 135 с.

9. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с. -(Педагогическая наука - реформе школы).

10. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 267 с.

11. Роберт, И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 1997. - № 8. - С. 23-27.

12. Роберт, И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В.Роберт // Информатика и образование. - 1991. - № 4. - С. 5-11.

Информационно-коммуникационные технологии

как фактор социализации молодого поколения

С.В. Иванова* (claire_i@fromru.com), А.А. Сушенцов** (sushenzov@yandex.ru)

* МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» ** Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

На современном этапе развития общества для системы образования особенно актуальной становится задача социализации молодого поколения, т.е. формирования социального статуса человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Актуальность обусловлена тем, что глобальные изменения информационно-технологического характера, в первую очередь, масштабное развитие средств массовой коммуникации, оказывают существенное социализизирующее воздействие на современную молодежь.

Особенностью стандарта второго поколения для дисциплины «Информатика и ИКТ» является компетентно-стный (деятельностный) подход, который предполагает, что обучающийся должен овладеть информационно-коммуникационными технологиями для решения любых задач в возникающих жизненных ситуациях. В рамках такого подхода в статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как необходимый фактор социализации молодого поколения и предлагаются некоторые пути для формирования умений применения технологий в различных областях: социально-экономической, управленческой и других.

Мы рассматриваем социализацию обучающегося как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Для этого он должен уметь работать в проектном режиме: выдвигать гипотезы, инициировать принятие решений, планировать свою деятельность для достижения поставленных задач, работать на результат, а также анализировать свою работу и выбирать оптимальный вариант решения. Информационно-коммуникационные технологии в этом случае служат той инструментальной средой, которая позволяет реализовать себя каждому подростку на соответствующем уровне возможностей.

Формами организации проектной деятельности могут служить учебная деятельность на уроке, исследовательская работа после уроков, а также различные варианты внеурочной деятельности.

В работе представляются три направления, которые успешно реализуются в МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»: издание школьной газеты, организация школьного телевидения и реализация исследовательского проекта социальной значимости. Эта деятельность организована как «школа обучения проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий» и реализуется через следующие практические шаги:

- изучение новых компьютерных сред - организация элективных курсов, семинаров по обработке видео и компьютерной верстке, включение в программу курса «Информатика и ИКТ» тем, связанных с изучением MS Publisher, MX Flash, Windows MoveMaker;

- обучение мастерству журналистики - проведение специализированных семинаров, мастер-классов, тренингов, творческих конкурсов специалистами в области журналистики, режиссуры, операторского искусства;

- освоение навыков проектной деятельности - организация специальных и элективных курсов, реализация идей в реальной проектной деятельности;

- формирование социальной активности - применение деятельностных форм обучения: организация опросов, менеджмент, создание рекламы и т.д.

Такое участие в представляемых проектах дает подросткам реальную возможность попробовать себя в той или иной деятельности не только в теории, но и на практике.

В проекте «Школьная газета» участвуют школьники 6-8 классов. Каждую неделю выпускается номер газеты «ЛИГА» на 7-12 полосах, а также 1 раз в 2 недели - тематические приложения «МОДА-ЛИГА» и «ГЕО-ЛИГА». В проекте «Школьное телевидение» участвуют школьники 8-11 классов. Выпуски выходят еженедельно.

Работа по проектам организована в форме «дежурных бригад». В течение недели подростки готовят выпуск газеты или тридцатиминутной телепередачи, в которых отражается школьная жизнь глазами молодого поколения. Классный руководитель является куратором выпуска. Телепередачи транслируются в течение каждого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.