Научная статья на тему 'Использование свободного программного обеспечения в организации антивирусной защиты в образовательном учреждении'

Использование свободного программного обеспечения в организации антивирусной защиты в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование свободного программного обеспечения в организации антивирусной защиты в образовательном учреждении»

20

ИТО Марий Эл - 2009

Использование свободного программного обеспечения в организации

антивирусной защиты в образовательном учреждении

С.Ю. Дмитриева (chestnutsw@gmail.com)

Информационно-аналитический центр г. Волжска Республики Марий Эл

По нашему мнению, каждый пользователь компьютера слышал о вирусах и сталкивался с их действием или последствиями. Удовольствия от общения с вирусами не получил никто.

Распространение огромного количества вредоносных программ в сети Интернет, проникновение которых на компьютер пользователя приводит к порче информации, хищению конфиденциальной информации; активные атаки злоумышленников делают невозможной стабильную и безопасную работу компьютера в сети Интернет без использования комплекса программ.

В марте 2008 года на базе ИАЦ был проведен семинар «Основы безопасности информации и рекомендации по использованию различных программ. Защита и восстановление целостности информации». Речь шла о способах защиты компьютера от вирусных атак, и что делать в случае, если компьютер уже заражен вирусами. На семинар приглашались педагоги школ города. Рассмотрим на примере двух школ, каким же образом педагоги используют знания и навыки, полученные на семинаре.

В МОУ СОШ № 5 имеется 2 локальных сети: в компьютерном классе без выхода в Интернет и для учителей (9 компьютеров плюс 1 сервер) с выходом в Интернет. Все пользователи учительской сети имеют права Администратора, только в библиотеке имеется два пользователя: один с правами Администратора (с паролем), другой - с ограниченными правами. Это сделано ввиду того, что в библиотеке работают в основном ученики.

В МОУ ООШ № 3 сеть состоит из 6 компьютеров, из них 4 находятся в компьютерном классе. Также в компьютерном классе имеются 2 компьютера, вообще не подключенные к сети. В компьютерном классе ученики входят в Интернет как пользователи с ограниченными правами.

Теперь конкретно об организации антивирусной безопасности.

1. На всех компьютерах в обеих школах установлена бесплатная антивирусная программа AviraAntiVir (http://www.free-av.com/en/download/index.html). Программа настроена на ежедневное обновление антивирусных баз и ежедневное сканирование компьютера на наличие вирусов в 12 часов дня.

2. Кроме того, установлена программа StopAutorun (http://makesoft.at.ua/load/1-1-0-4). Она настроена на слежение за флеш-накопителями. Если на сменном носителе имеется вирус, то при подключении такого носителя к компьютеру данная программа заставит сработать антивирусную программу. Либо можно установить программу Autorunguard (http://autorunguard.com/ru/) для отключения автозагрузки. Но здесь может возникнуть проблема загрузки дисков: далеко не все учителя умеют загружать диски - они будут сидеть и ждать - когда же у них откроется диск.

3. Один раз в неделю (по средам) скачивается обновленная утилита Curelt (http://freedrweb.com/cureit/). И по завершении скачивания все компьютеры проверяются на наличие вирусов.

4. В МОУ СОШ № 5 за каждым компьютером закреплен педагог, который несет ответственность за его состояние. Считаем это самым главным моментом, т.к. человек, который лично отвечает за компьютер более заинтересован в том, чтобы на данном компьютере не было вирусов. Основная часть педагогов обучена способам нахождения вирусов. При подключении сменного носителя они обязательно сканируют его с помощью антивирусной программы.

5. В Интернет пользователи выходят через программы Mozilla FireFox (http://www.mozilla.com/en-US/) либо Opera (http://www.opera.com/).

Следует отметить, что все программы бесплатные.

Как результат - в МОУ СОШ № 5 за 8 месяцев работы ни разу не было серьезных проблем. Два раза на сервере обнаруживались вирусы, но они были не активны, т.е. не успевали заразить компьютер и навредить. Один раз (в декабре 2008 года) в учительской были обнаружены вирусы, компьютер после этого почистили с помощью диска BartPe. В МОУ ООШ № 3 на данный момент был серьезно заражен компьютер в приемной. Причина: основной пользователь - секретарь была на больничном, за компьютером работали не достаточно компетентные педагоги. Вероятней всего они не проверяли сменные носители на вирусы. В результате, сначала перестала работать антивирусная программа, а далее - по нарастающей. С помощью диска BartPe избавиться от вирусов не получилось. Ничего не оставалась делать, как только переустановить операционную систему.

Развитие региональной информационной образовательной среды

21

Следует отметить, что и в ИАЦ организована такая же система антивирусной защиты, и сбоев за последний год не было.

Обобщим, что же сделано в школах для того, чтобы защитить компьютеры от заражения вирусами:

1) наличие установленной антивирусной программы (с ежедневно обновляемыми базами), которая настроена на ежедневное сканирование компьютера;

2) наличие установленной программы, блокирующей автозагрузку со сменных носителей;

3) еженедельное сканирование компьютера обновленной антивирусной утилитой Curelt;

4) самодисциплина педагогов: проверка всех съемных носителей на вирусы.

Можно сделать вывод, что в МОУ ООШ № 3 не сработал сначала п. 4, потом п. 2 и 3.

Напоследок хочется напомнить 10 простых правил защиты компьютера от вирусов:

1) установите и настройте антивирусную программу, обязательно обновляйте антивирусные базы (желательно ежедневно);

2) проверяйте все сменные носители антивирусной программой;

3) желательно установить и наладить сетевой экран файервол (firewall);

4) не открывайте почту от незнакомых адресатов, особенно если имя отправителя невразумительно, например, rdcf122hgk8jh@rambler.ru;

5) не открывайте письма с откровенно рекламным или непонятным заголовком;

6) не открывайте письма от адресатов, которым вы не писали - заголовок такого письма обычно содержит «Re:» и не скачивайте, и не открывайте файлы, вложенные в такие письма независимо от их расширений, особенно, если в письме говорится что все инструкции или пояснения находятся внутри архива;

7) не отвечайте на электронные письма, в которых Вас просят уточнить номера ваших телефонов, счетов, паролей, т.е. Вашу конфиденциальную информацию;

8) не посещайте сайты сомнительного содержания;

9) не рекомендуется кликать на баннеры, предлагающие хороший заработок, отличнейшую работу, безумные скидки, предлагающие вступить в бесплатную игру;

10) отключайтесь от сети и Интернета, когда не используете их.

Компьютеризация образования как одна из ведущих тенденций развития

образовательного пространства учебного заведения

О.Р. Ельмикеев (OlegElmi@gmail.com)

МОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина», г. Йошкар-Ола

Проблема информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина этого - в повышении роли информации, превращении ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии аппаратных средств за последние годы сделал компьютеры достаточно доступными. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование является логичным и необходимым шагом в развитии современного информационного мира в целом.

Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Отсутствует опыт прошлых веков и тысячелетий, как в классической педагогике. Развитие происходит одновременно во многих направлениях.

Различные концепции и теории, складывающиеся в рамках педагогики, психологии, лингвистики, кибернетики, информатики соединяются в новую своеобразную систему, выступающую как информационная педагогика.

Компьютеризация обучения, в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком -многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Ее основной целью является подготовка подрастающего поколения к жизни в информатизированном обществе, повышение эффективности обучения путем внедрения средств информатизации. При этом выделяется два направления компьютеризации обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности и использование компьютера как объекта изучения.

Компьютерная грамотность выступает элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.